И.А. Бессонов Образ чудовищных птиц в эсхатологических рассказах. В народных эсхатологических рассказах, бытующих на территории славянских стран, встречается мотив «железного», «механического» мира: появление железных птиц, железных коней и железный паутины, которая перед концом света опутает весь мир. Этот мотив исследовали К.А. Маслинский и М.А. Козлова ; А.Ф. Белоусов рассматривает его как важную составляющую образа «металлического мира» в народной эсхатологии . В данной статье рассматривается образ железных птиц в эсхатологических рассказах, его происхождение, структура и функционирование. Рассказы о железных птицах главным образом распространены в крестьянской среде, включая старообрядцев. Для современных горожан, в том числе православных, этот мотив нетипичен, не встречается он и в пророчествах русских святых и старцев. Как правило, о появлении птиц сообщается, как об одном из признаков наступающего конца света (наряду с появлением железных коней и паутины). Эти птицы неизменно ассоциируются с современной авиацией: Миша-то Иванов был, у него дедко-то был девяносто годов, да дедко всё читал [Библию]. Придём, а он: "Ой-ёй-ёй, девки! Доживём - деревню всю проволокой обмотают. По нёбу залетают железные птицы". А мы хохочём - молодые были: "Чого, дедушка, ты тут ворожишь? Какие железные птицы? Кто обмотат проволокой деревню?" Всё так и есть. Там так и написано (с. Кречетово, 1996 г., КА). [Увидев самолёт, старики говорили:] Конец света: летит сверху. Железная птица летит. Конец жизни, значит, конец света <…> Испугались (с. Казаково, 1998 г., КА). У нас двоюродный брат нашёл Библию <...> В Библии там всё было и написано <...> Что в последнее время будут... по полям будут ходить стальные кони, будут летать стальные птицы (с. Лекшма, 1998 г., КА). Чудовищные апокалиптические птицы очень часто связываются не только с железом, но и с огнем. Они либо называются огненными, либо извергают огонь: Вот, например, у моего отца была Библия. И вот, верите, я сейчас вспоминаю, такая толстая книжечка, и я в ней, тогда не было ни свету, ни электричества, ничего. И я так сидела, открыла, почитала. И там написано: «Придет время, будут летать в небе огненные птицы. Будут каркать – там так написано – по-своему. Они будут каркать огнем. Весь белый свет будет опутан столбам и проволокой» Там [в Библии] предсказания, они все, между прочим, совпадают. Там, значит, пишут так - значит, буут огненные птицы, стальные кони, так, чево там ещё? (с. Ошевенск (д. Ширяиха), 1999 г., КА). Обычно железным птицам, несмотря на их устрашающий вид, не приписывается никаких конкретных функций; они являются только знамением конца света. Однако в некоторых текстах мы находим описание их действий: А веть вот... А в Библии уже это всё писала. Писала, што будут - будут, грят, глаза клевать железные птицы, будут железные кони по земле ходить (д. Лукино, 2001 г., КА). Наконец, в рассказе, записанном автором от вятской крестьянки-старообрядки В.Н. Кочкиной, содержится еще более интересное описание: Птицы будут, говорит, с человеческими волосами на голове летать, вырывать, говорит, будут плоть из этого..» (с. Шурма Уржумского р-на Кировской обл., АКФ, т. 7, № 103). Таким образом, мотив устойчиво связывается с библейским текстом; упоминание о чудовищных птицах является неизменным компонентом «рассказов о сбывшихся предсказаниях» - наиболее фольклоризованной формы эсхатологического рассказа. Рассмотрим источники указанного мотива и историю его развития. Очевидно, что отождествление железных птиц с авиацией – позднее явление. Этот образ упоминается уже в записях XIX века: «Для умерщвления же людей живущих слетят находящиеся до сих пор на небе птицы с длинными железными клювами» . Однако ни библейские тексты, ни святоотеческая литература, ни апокрифы этого мотива не содержат. Наиболее раннее упоминание о железных птицах мы находим в популярных в Греции и Албании пророчествах св. Космы Этолийского – греческого просветителя и проповедника XVIII в. Св. Косма пользовался огромной популярностью среди населения Эпира, как греков, так и албанцев и турок. Его пророчества об освобождении Константинополя широко известны и в современной Греции. Греческая рукописная традиция, восходящая к началу XIX в. , также содержит целый ряд эсхатологических пророчеств св. Космы, местами поразительно напоминающих славянскую фольклорную традицию: 69. “По небу будут летать птицы с металлическими носами и крыльями”. 70. “Вас съедят птицы с железными клювами” (курсив мой - И.Б.). 72. “Придёт время, и по степи будут разъезжать повозки без лошадей”. 73. “Появятся железные лошади, передвигающиеся чрезвычайно быстро”. 74. «Придёт время, когда весь мир будет опоясан (связан) одной ниткой» . Как видно, в пророчествах соединяются три мотива, известных народной славянской традиции: появление железных птиц, железных коней и опоясывающей мир нити (аналог паутины в славянской традиции). В ряде случаев мы находим почти текстуальную перекличку с народными рассказами: Птицы будут, говорит, с человеческими волосами на голове летать, вырывать, говорит, будут плоть из этого.. И вода вот вся высохнет огородах ничего не будет расти. Но это там написано у нее, у прабабушки, видимо, записала./…/ Под конец-то света люди, говорит, уже бессильные будут. У них, говорит, даже смертей-то не будет, вот в этой тетради написано. Они не будут умирать, а у них один бок будет гнить, а другой, говорит, зарастать. И эти люди пойдут ко своим родителям на могилу, руками, говорит, будут разгребать и скажут: возьмите нас, мы уже, говорит... (В.Н. Кочкина, с. Шурма Уржумского р-на Кировской обл., 2004 г., АКФ, т. 7, № 103). Ср. с пророчеством Космы Этолийского: 68. “Вы увидите, как люди будут летать по небу, словно коршуны, и посылать огонь на мир. Те, кто будут жить тогда, побегут на кладбище и будут кричать: выходите, мёртвые, чтобы мы заняли ваше место” . Связь текстов, по-видимому, не выходит за рамки сочетания общих мотивов и близкого образного решения мотива «поисков смерти». Судя по всему, в основе обоих текстов лежит один общий источник - Апокалипсис, где изображается чудовищная саранча с «железными бронями», причиняющая людям такие страдания, что те возжелают смерти, но не найдут ее: И из дыма вышла саранча на землю и дана ей была власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано была ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпионов, когда ужалит человека. И в те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, и смерть убежит от них. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на голове у ней – как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее – как лица человеческие. И волосы у ней – как волосы у женщин, а зубы у ней были как у львов. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала (Откр. 9: 3-10). (Ср. также соответствия: волосы, «как у женщин», у апокалиптической саранчи и «птицы с человеческими волосами» из приведенного выше устного текста».) Образ описанных в Апокалипсисе чудовищ возник в результате длительной исторической эволюции. Его непосредственным источником послужило изображение нашествия (возможно, навеянное вторжением скифов в Переднюю Азию в 612 г. до н.э. ) в книге пророка Иоиля, описывающее «народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов. Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него опустошенная степь, и никому не будет спасения от него» (Иоил 2: 2-3). Целый ряд образов Откровения Иоанна Богослова напрямую отсылает к описанию нашествия в книге Иоиля: «Скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц» (Иоил 2: 5) «зубы у него – зубы львиные, и челюсти у него – как у львицы» (Иоил 1: 6). Упоминается в книге Иоиля и саранча: «Оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки» (Иоил 1;4) (следует отметить, что русский перевод данного стиха перефразирует оригинал, в котором говорится о четырех видах саранчи ). Каким же образом саранча Апокалипсиса могла превратиться в чудовищных птиц из народных рассказов? По нашему мнению, тут сыграл роль целый ряд факторов. Во-первых, изображения саранчи в лицевых апокалипсисах (пользовавшихся в XVII-XIX вв. огромной популярностью) и на церковных фресках могли дать повод отождествить ее с фантастическими антропоморфными птицами древнерусской книжности (Сирин, Алконост). Саранча предстает как летающие ящерицы или кузнечики с женскими лицами, увенчанными золотыми коронами, птичьими крыльями и жалами на хвостах. Интересно свидетельство митрополита Харьковского Никодима, в 1970-е гг. посетившего Дионисианский монастырь на Афоне: Неизгладимое впечатление на всех нас, паломников, произвело посещение Дионисианского монастыря <…> Там находится галерея, стены которой расписаны 400 лет тому назад необычайно одаренным художником-монахом. Он, несомненно, обладал, кроме дара художника, еще и даром предвидения. Четыре столетия тому назад он изобразил на стенах галереи птиц с железными клювами, из которых извергается всеиспепеляющий огонь. Прямо во время полета птицы несут яйца. При падении этих яиц на землю возникают грибовидные облака, которые как две капли воды похожи на облака, образующиеся при взрывах атомных бомб . Нам не удалось найти изображения птиц на фотографиях знаменитых настенных изображений Страшного Суда в Дионисианском монастыре; да и сомнительно, что по фресковому изображению можно определить, что у этих птиц «железные клювы». Однако на фресках Дионисианского монастыря изображена саранча, в виде кузнечиков с женскими головами, птичьими крыльями и хвостами скорпионов на фоне грибовидного облака дыма. Скорее всего, митрополит Никодим видел именно эту картину – а впоследствии его просто подвела память, заставив обратиться к образу популярной народной легенды. Также можно сопоставить описанное изображение с приведенным выше предсказанием св. Космы: «Вы увидите, как люди будут летать по небу, словно коршуны, и посылать огонь на мир». Другой причиной отождествления саранчи с птицами могла стать неясность славянского текста Откровения, где саранча называется церковнослаянским словом «пруг» (мн. ч. прузи), котрое к XVII в. в восточнославянских языках заменилось тюркским заимствованием «саранча» и стало непонятным большинству читателей. В то же время из текста Апокалипсиса очевидно, что «прузи» выступают как вредители сельскохозяйственных культур: «…да не вредятъ травы земныя, ни всякого злака, ни всякого древа…» (Откр 9: 4), благодаря чему могла возникнуть ассоциация с птицами. Устойчивая ассоциация чудовищных птиц с огнем может быть обусловлена следующим за описанием саранчи отрывком из Апокалипсиса: «Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера» (ср.: «они будут каркать огнем» ). Ассоциацию апокалиптической саранчи с птицами мы находим и в фольклорных произведениях, сохранивших ее более аутентичное описание – эсхатологических духовных стихах: Пошлю от Черного моря страшных зверей, Головы у них человечьи, власы до земли И те поедят скоты ваши и поля ваши. Наведу на землю вашу гады, Страшных зверей, аспиды и скорпию, И те поедят землицу вашу. И еще пошлю на вас птицы и мухи, И те начнут есть плоть вашу и пить кровь вашу . Как видно, в стихе упоминается множество «страшных зверей»: аспиды (змеи), скорпионы, птицы, мухи, но не говорится ни о «саранче», ни о «пругах». Единый образ как будто рассыпается, выделяя из себя животных, из которых изначально был сконструирован. Образ летающих чудовищ мог проникать в народную традицию не только через Апокалипсис, но и опосредованно, через Житие Андрея Юродивого, где содержится подробный рассказ о конце мира, включающий, в частности, такой эпизод: А тем, кто поверит антихристу, Господь Бог пошлет крылатых зверей, по слову Иезекиля, имеющих на хвостах своих жала, наполненные ядом. И те, у которых не будет на челе знака печати Христовой, цельного и чистого, будут укушены этими зверями и, отравленные опасным ядом, умрут горестной смертью . Есть еще один фрагмент Апокалипсиса, который мог стать источником народных рассказов о чудовищных птицах: И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посредине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяче начальников, трупы коней, трупы всех свободных и рабов, и малых, и великих (Откр. 19: 17-18). В русских лицевых апокалипсисах существовало две типовых иллюстрации к этим стихам. В одном случае изображался ангел, стоящий на солнце в середине неба, и множество хищных птиц (скорее всего, орлов), слетающихся к нему со всех сторон. На второй изображалась эсхатологическая битва: войска земных царей поражаются воинством ангелов, а с неба на них устремляется множество хищных птиц (ср. приведенную выше запись из сборника П.П. Чубинского - данный текст, скорее всего, сложился под влиянием описанных иллюстраций, изображающих хищных птиц, которые слетаются на землю, по направлению к сражающимся войнам). Таким образом, источником образа железных птиц стали два отрывка Апокалипсиса и книжные иллюстрации к ним. Именно по этой причине этот образ стал однозначно ассоциироваться с Библией. Однако библейского текста было бы явно недостаточно для сложения образа железных птиц, если бы он изначально не присутствовал в сознании его читателей. В восточнославянской традиции образ железных птиц встречается в целом ряде фольклорных жанров, чаще всего в заговорных текстах: «Под восточной стороной есть трех девять птиц: носы железны, крылья булатны…» ; «Под восточной стороной стоит дерево, на том дереве сидят птицы, железные носы, булатные когти» . В некоторых заговорных текстах говорится и об огненных птицах: птица огненная, когти белы, нос булатный . Формульное выражение железные носы мы находим и в заговорах против укусов ос: осы, железные носы . Функция железных птиц в заговорах состоит в выклевывании болезней, любовной тоски, сглаза и т.д. Зачастую ту же функцию в заговорах выполняют другие персонажи, например: щука, зубы железны, крылья железны . Для некоторых заговоров в принципе характерно использование названий металлов (железный, золотой, медный) как сквозных эпитетов, применяющихся ко всем реалиям, встречающимся в заговоре, например: «Стоит ступа железная, на той ступе железной стоит стул железный, на том стуле железном седит баба железная, и прялица у ней железная, прядет она кужель железной» . Таким образом, железные птицы являются вполне органичным, но все-таки не слишком важным компонентом художественного мира русских заговоров. Образ железных птиц иногда встречается и в других фольклорных текстах. Так в сказке из сборника А.Н. Афанасьева «Золотая гора» героя, зашитого в лошадиную шкуру, в «иное царство» переносят «вороны черные, носы железные» ; в финале сказки они заклевывают «семисотного купца», антагониста героя. В сборнике Кирши Данилова также фигурируют вороны с железными клювами: в них превращаются сыновья Соловья-разбойника, пытаясь заклевать Илью. Таким образом, в сказках и былина железные птицы предстают перед нами как вороны с железными клювами; они ассоциируются со смертью и с иным миром и представляют опасность для человека. Очевидно, что ассоциация этих птиц с «последними временами» представляется вполне естественной. Таким образом, мы можем заключить, что образ чудовищных апокалиптических птиц начал складываться самое позднее в XIX в. (а, скорее всего, на 100-150 раньше). По всей видимости, он бытовал в разных вариантах: как в образе фантастических полуженщин- полуптиц (переосмысленная саранча Апокалипсиса), так и в образе птиц с железными клювами (фольклорный образ, подкрепленный иллюстрациями к лицевым апокалипсисам). У нас нет оснований полагать, что эти образы тогда занимали важное место в народных эсхатологических рассказах. Все изменилось в 1910-30-е гг. В боевой авиации, применявшейся в Первой мировой и Гражданской войнах, русские крестьяне увидели чудовищных птиц из апокалиптических пророчеств. В 1920-30-е гг. образы «железных коней» - тракторов и «железных птиц» - самолетов закрепляются в фольклорной традиции, во многом под влиянием речевых клише того времени: ...А в Библии уже это всё писала. Писала, што будут, будут, грят, глаза клевать железные птицы, будут железные кони по земле ходить. Так вот кони-то железные-то, кони-то – это трактора-то пахали землю. А железные птицы – самолёты-то. Те песни-то: «Мы с железным конем все поля обойдем, соберем, и посеем, и спашем» (д. Лукино, 2001 г., КА). По свидетельству В.П. Аникина представление о железных птицах - самолетах и их ассоциация с концом света уже в 1930-е гг. стали общераспространенными. В эсхатологических рассказах складывается образ металлического мира: железных коней, железных птиц и железной паутины – проводов. Художественный мир эсхатологических легенд 1930-х гг. начинает напоминать художественный мир заговоров с его сквозными металлическими эпитетами. Синкретический по своему происхождению образ чудовищных птиц становится одним из центральных образов народной эсхатологии, оставаясь таковым до 1990-х гг. Литература 1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., 1985. Т. 2. 2. Белоусов А.Ф. Последние времена // Aequinox: Cб. Памяти А. Меня. М., 1991. С. 9 -33. 3. Вейнберг Й. Введение в Танах. Пророки. Иерусалим; М., 2003. 4. Житие Андрея Юродивого. СПб., 2011. 5. Зоитакис А. Житие и пророчества Космы Этолийского. М. 2007. 6. Зоитакис А. Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008. 7. Козлова М.А. Конец света и время настоящее. Эсхатология в современной деревне // Полевые исследования студентов РГГУ. Вып. 3. М., 2008. 8. Маслинский К.А. Эсхатологические рассуждения современных крестьян // Традиция в фольклоре и литературе. СПб., 2000. С. 91-104. 9. Никодим, митрополит. На Востоке Ойкумены (http:// www.voskres.ru/bogoslovie/nikodim6.htm). 10. Русские заговоры и заклинания. М., 1998. 11. Стихи духовные. М., 1991. 12. Топорков А.Л. Заговор в русской рукописной традиции XV-XIX вв. М., 2005. 13. Труды статистической экспедиции в западнорусский край, снаряженной Русским географическим обществом: Юго-западный отдел: Материалы и исследования, собранные П.П. Чубинским. Т. 1. СПб., 1872. 14. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. Т. 2. М. 1999. Сокращения АКФ - Архив кафедры фольклора МГУ им. М.В. Ломоносова. КА - Каргопольский архив РГГУ. Живая старина. № 1, 2012. С. 4-7.

9. Про железных птиц и американских братьев

Практически все известные и популярные в мире предсказатели имеют свой фирменный конек: их пророчества завуалированы, а иной раз даже и зашифрованы. Ярые поклонники авторов этих предсказаний объясняют это тем, что, дескать, в те времена предсказывать было делом опасным, вот они и шифровались. В особенности это касается Нострадамуса. Как правило, его катрены – четверостишия с определенным предсказанием – действительно очень невразумительны. Неудивительно, что их «расшифровывают» только после того, когда происходит событие, «кладущееся» под расшифровку.

Нет-нет, сейчас мы не станем расшифровывать какой-то катрен. О расшифровке я вспомнил затем, что и некоторые предсказания Ванги будто бы зашифрованы. И вот нашлись профессионалы (или любители с опытом), которые нам всем объясняют, что и как нужно понимать в словах бабы Ванги. Кстати, заметим, что необходимость толкования каких-либо предсказаний придает вес последнему. Ведь это значит, кроме прочего, что ясновидящий был личностью творческой, с фантазией. Правда, меня, например, очень смущает вот что: почему некоторые предсказания Ванги нужно толковать, а массу всех остальных она делала в очень ясной форме да еще с техническими подробностями – вспомните ее пророчества по поводу лекарств от рака и старости.

Максимальное свое и наше внимание добровольные дешифровщики болгарской пророчицы обращают на самое известное (благодаря им, конечно) якобы предсказание Ванги о трагедии 11 сентября 2001 года.

То, что случилось в тот день в США, мир видел в прямом эфире. Все телеканалы прекратили свои передачи, приковав к экранам полчеловечества: сначала в один небоскреб врезался один гражданский самолет, затем во второй небоскреб врезался другой самолет с пассажирами на борту. Начался пожар. Люди в небоскребе, отрезанные пожаром от лестниц и лифтов, в панике выбрасывались из окон. Но ужас на этом не закончился – обе башни спустя некоторое время рухнули, похоронив под своими обломками тысячи жизней.

Эти два небоскреба принадлежали всемирному Торговому центру. Они были копиями друг друга, и в самой Америке, и в мире их называли близнецами: «башни-близнецы». Это произошло во время правления президента Буша.

Вскоре после этой страшной трагедии в печати появляется информация о том, что Ванга предсказывала это событие еще в 1989 году. Ее предсказание звучало так: «Страх, страх! Братья американские падут, заклеванные птицами железными. Волки воют из куста, и кровь невинная льется рекой».

Те самые дешифровщики тут же разложили все по полочкам: братья американские – небоскребы, птицы железные – самолеты, из куста – значит, во время Буша, ведь по-английски bush – куст!

Что здесь можно возразить, с чем можно спорить? Ведь вроде бы все настолько очевидно… Если, конечно, согласиться с тем, что предсказание было сделано до самой акции террористов, а не после.

Что ж, допустим именно это: предсказание было сделано до трагедии в США.

А теперь вернемся к тексту и его «расшифровке».

Первое и непременное условие дешифровщика или толкователя: после толкования предсказания ни одного вопроса у аудитории не должно возникнуть. Каждое слово в исходном сообщении должно получить четкую и недвусмысленную интерпретацию. Например, имеем вот такое предсказание: «Два волка, один черный с пауком, а другой седой с клещом, напали друг на друга…» Вот наше толкование: Гитлер (черный – черная форма, свастика – паук) напал на Сталина (седой, любил серый френч, клещ – пятиконечная звезда. Если клещ насосется крови – почти похож).

Это самое важное, непременное условие еще раз акцентируем на этом внимание: все должно быть истолковано! По сути, толкование – дословный перевод. Вы бы согласились с профессиональным переводом, если бы часть слов осталась не понятной, но переводчик тем не менее убеждал вас, что превосходно знает язык?

Теперь смотрим еще раз на предсказание Ванги – и вставляем «толкования» вместе со своими комментариями.

«Страх, страх! (Это все понятно, как бы толковать не нужно.) Братья американские (башни-близнецы) падут, заклеванные птицами железными (протараненные самолетами). Волки (почему нет толкования? Какие такие волки?) воют из куста (нам толкуют – это время Буша), и кровь невинная льется рекой (тут толковать ничего не нужно)».

Согласитесь, как все странно. Что-то толковать в тексте нужно, что-то – не нужно. Что за странное предсказание такое? И кто знает, что нужно толковать, а что – нет?

Первое сомнение: башни называли все же близнецами, а не братьями. И если вслушаться в семантическое звучание, то здесь слышится как бы много братьев, не два. Далее: слово «падут». Пасть – это на поле брани. Пасть – быть убитым. Пасть зданию в результате долгого обстрела. В отношении башен логичнее и правильнее стилистически нужно было бы сказать «упадут».

«Заклеванные птицами железными» – опять мы слышим множественное действие множества объектов или субъектов. Клевать – это не раз клюнуть и самоуничтожиться. Клевать – это делать более двух ударов клювом. То, что птицы железные – самолеты, принимаем без сомнений. Но что должен делать самолет, чтобы, перефразируя, мы сказали, что он заклевывает что-то или кого-то?

Два варианта: он летит, стреляет или он летит и бросает бомбы. Заходит на другой круг – бросает бомбы. Или бросает торпеды.

Волки воют из куста… Знаете, вот ведь так получилось, что все толкование этого предсказания свелось к тому, чтобы внушить слушателю, будто бы главное не волки и не то, что они воют. А главное – куст! И тогда куст превращается в Буша. Но вот что интересно: Ванга не знала американского языка (а он очень отличается от английского, которого Ванга тоже не знала). Если бы человек хотел акцентировать будущие поколения на факте времени, он и поставил на первое место именно куст! Пусть бы сказал, что с куста опадают листья, или льется роса, или куст стоит мокрый – это можно было бы как-то интерпретировать с человеком-кустом.

Но здесь «волки воют из куста». Оставим пока в покое волков. Смотрите, опять же какая интересная семантика: не из-за куста, а из куста. То есть волки находятся в самом кусте. Не за ним, а внутри него. И воют, вот что главное – Ванга слышит вой.

Если вы помните те страшные кадры теракта 11 сентября 2001 года – тогда не было никакого воя, была страшная, жуткая тишина. В этой тишине дым поднимался над Манхэттеном.

Да, внизу бегали, суетились, кричали люди. Кричали – когда отдавали приказы полицейские или пожарные, когда кто-то просил о помощи. Но никто не выл. Американцы на улицах и мир у телевизора словно лишился голоса – если говорили, то шепотом.

И последние слова – о крови рекой.

Опять же возвращаемся в тот страшный день в Нью-Йорк. Именно этого не было – не было «крови рекой». Тысячи погибли в обломках. Крови не было видно на улицах города.

Согласитесь, «картинка» не совпадает.

Давайте попробуем нарисовать сами для себя то, что у нас получилось в результате собственной «расшифровки» слов Ванги. С одним условием: мы как будто совсем не знаем о том, что в Нью-Йорке был теракт в сентябре 2001 года, что были на Манхэттене башни-близнецы. Правда, для этого нам нужно сейчас лучше разобраться с «братьями-американцами». Если это не небоскребы, тогда кто? Первая мысль – это верующие, члены одной церкви. Все называют там себя братьями и сестрами. Но как-то церковь и верующие не вяжутся с пикирующими – «клюющими» – самолетами. Там скорее война… Где еще, в каком месте все люди становятся братьями? Правильно – на войне. Все солдаты – братья. Они все практически одного возраста, они одержимы одной идеей, у них на это время одна на всех мать – родина, один на всех отец – командир.

Теперь еще чуть подумаем о кусте, том самом таинственном кусте, из которого выли волки. Ассоциации лучше всего получаются у детей – их воображение пока не втиснуто в рамки, отягченные нашими знаниями и нормами. Так вот, дети часто сравнивают с кустом, большим и пышным, облако. А облака на небе кем только не бывают! Но очень часто дети видят в этих облаках большие кусты…

Что может выть из облака? Тот, кто знаком с войной, без труда ответит на этот вопрос: из облаков воют бомбы. Они падают оттуда со страшным, жутким волчьим воем, который парализует людей.

Что мы имеем сейчас?

Какие-то самолеты яростно налетают, «клюют» американских солдат. Льется кровь. Много крови. Из облаков несется вой и падают бомбы. Тысячи погибших.

Эта картинка реальная? Да, целиком реальная. Но была ли такая в жизни? И где была, если была?

1941 год. Фашистская Германия напала на Советский Союз. Пока война горит только в Европе. Мир настороженно следит за тем, что происходит, мир выжидает и думает.

Тихий океан, Гавайский архипелаг. Остров Оаху. Военно-морская база Пёрл-Харбор. 7 декабря 1941 года. Воскресенье, утро. Взошло солнце. На небе вздымались несколько огромных, похожих на стога (или на кусты) сине-розовых облаков. Ничто не предвещало беды.

И вдруг оттуда, из облаков-кустов, послышался нарастающий вой. Внезапно вынырнули первые пары японских истребителей и бомбардировщиков. На корабли, доки, порт с ужасающим воем упали первые бомбы…

Это было начало самой страшной атаки, которая вошла кровавой страницей в книгу истории участия США во Второй мировой войне.

В то воскресное утро 353 японских самолета обрушились со всей своей мощью на Пёрл-Харбор. Они бросали бомбы и торпеды, непрерывно расстреливали из крупнокалиберных пулеметов все, что было на земле…

Эта атака была действительна похожа на заклевывание страшными птицами мечущихся на земле американских солдат. Атака была такой массивной, настолько неожиданной, что спустя только очень долгое для такого нападения боя удалось организовать хоть какую-то оборону. Результаты были ужасающими: затоплено четыре линейных корабля, еще четыре – повреждены. Потоплено три крейсера, три эсминца, сожжено более двухсот палубных самолетов. Американцы впервые понесли такие устрашающие потери в живой силе: было убито более 2400 солдат, почти полторы тысячи было ранено. Это было катастрофой.

Именно после этого нападения в тот же день США официально вступили в войну против Японии.

Теперь скажите: разве эта картинка не ложится один на один на те слова, что говорила Ванга и которые приписали наши толкователи к атаке террористов 11 сентября 2001 года?

Еще как ложится…

И солдаты, братья американские именно пали там не одной тысячей. И кровь там текла рекой в океан, и он на милю окрасился в красный цвет.

Это – было.

А теперь нам стоит вернуться к тому самому поэту Сидорову, который был частым гостем у Ванги, стал ее поклонником, даже пытался построить собственную теорию существующего феномена Ванги. Помните, я просил вас обратить внимание на тот факт, где Сидоров говорил о том, что Ванга своим «внутренним взором» видит одновременно прошлое, настоящее и будущее и порой даже не может сама разобраться, где и что?

Нужны ли сейчас какие-либо еще объяснения по поводу вот этого ее предсказания, в котором «толкователи» увидели грядущий террористический акт в Нью-Йорке? Было это предсказанием или Ванга рассказала о прошлом?

Понимаю, что сейчас мне зададут встречный вопрос: если Ванга в действительности увидела прошлое, значит, у нее все же был дар?!

Да, можно было бы предположить нечто подобное. Но… есть одно но. Ванга рассказала о картинке, сохранившейся в ее памяти, в 1989 году. Это – падение «железного занавеса». В Болгарии происходит коренная ломка экономического и политического строя. Еще и до этого в Болгарии было практически свободное телевидение. И это значит, что Ванга могла прослушать фильм о начале Второй мировой войны с точки зрения американцев, о трагедии Пёрл-Харбора. Это мы в СССР об этом событии знали лишь то, что после нападения японцев на военно-морскую базу в Тихом океане США вступили в войну. А для американцев это была поистине самая страшная, невиданная ими раньше бойня, в которой они за считаные часы потеряли столько, сколько не теряли за десятки лет.

Учтем при всем этом и тот факт, что Ванга не была психически стопроцентно здоровой женщиной. О ее «странностях» говорили не только посторонние люди, но и в книге о своей тете об этом пишет ее племянница. Как тетя вдруг теряла саму себя, начинала говорить что-то странное чужим голосом… То, что сильно впечатляет человека, всегда отпечатывается в его мозгу, мозг сам спустя время дорисовывает картинку, и в один прекрасный момент нам уже кажется, что это не нам рассказывали – мы сами это видели.

Вполне изученная и естественная способность мозга у людей с расстроенной психикой выдавать увиденное, услышанное за свое собственное видение может легко объяснить и еще одно будто бы предсказание Ванги. О нем мы сейчас и поговорим.

Из книги Исцеление в Елабуге автора Рюле Отто

Из книги Повесть о великом инженере автора Арнаутов Леонид Ипполитович

Город закопченных птиц Каждая эпоха озарена своим светом. Эпохи масляных светильников и плошек, лучин и сальных свечей, керосиновых ламп и газовых фонарей, сменяя друг друга, уступают место нашему времени, залитому ослепительным светом электричества. Семидесятые годы

Из книги Жертвы Сталинграда. Исцеление в Елабуге автора Рюле Отто

В железных тисках 20 ноября 1942 года на дивизионном медпункте, расположенном в Городище, среди солдат и офицеров санитарной роты распространился слух о том, что части Красной Армии с правого берега Дона перешли в наступление, обратив в паническое бегство румынские войска.

Из книги Погружение во тьму автора Волков Олег Васильевич

Глава пятая В краю непуганных птиц Некошеный болотистый луг спускается по косогору к реке, не очень широкой, но полноводной, окаймленной кустами: это Свирь. Повыше, в жидкой опушке мелкого леса, из осенней листвы выглядывают товарные вагоны. Там не то разъезд, не то тупик

Из книги Витте автора Ильин Сергей Викторович

Глава вторая НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

Из книги Золотой мяч Криштиану Роналду автора Минскевич Сергей

20. Табун железных коней А взрослому мужчине, как говорили древние, необходим хороший конь! На самом деле, Криштиану Роналду много работает – и много зарабатывает. Да, ему повезло, что его работа и призвание совпадают. И поэтому у него есть стимул к совершенству. Он добился

Из книги Вожделенное отечество автора Ерохин Владимир Петрович

КОЛЫБЕЛЬНАЯ В ЦАРСТВЕ ПТИЦ - Если тебе комсомолец имя, - изрёк, вернувшись в аппаратную, Сергей Сергеевич, - то у тебя должно быть молоко и вымя.Я не ответил, приникнув к микшерскому пульту, чтоб не засвистели микрофоны в синеющем тьмой океанских глубин притихшем зале.-

Из книги Каменный пояс, 1976 автора Гагарин Станислав Семенович

Из книги Черепановы автора Виргинский Виктор Семенович

1. Друзья и враги железных дорог За некоторое время до описываемых событий, в январе 1830 года, П. Д. Данилов, занимавший тогда должность директора Петербургской конторы Демидовых, получил письмо из Нижнего Тагила от Фотея Швецова.В этом письме говорилось о надеждах Швецова

Из книги Миллиардеры [История крупнейших финансовых династий] автора Яшуньский Гжегож

Диктатор в сфере железных дорог В мае 1969 года в Соединенных Штатах состоялись оригинальные торжества. Вспомнили, что ровно сто лет назад было закончено строительство первой железнодорожной линии, которая соединила американское побережье Атлантики с побережьем Тихого

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

Встреча Великих Птиц Вариация на темуЗаночевали в Цзинчжоу, который в стародавние времена именовался Цзянлином и был, по преданию, построен Гуань Юем во времена Троецарствия. Для тех, кто духом был привязан к идеальной Древности, было привычнее называть город Цзянлином

Из книги Сибирь. Монголия. Китай. Тибет [Путешествия длиною в жизнь] автора Потанина Александра Викторовна

Перелет птиц В незапамятные времена все птицы, прилетающие сюда на лето, не делали этого, а жили постоянно на юге. Но когда им сделалось тесно и жарко, они созвали собрание и начали говорить: «Нам стало тесно, корма недостает, от жары яйца наши гниют, число детей не

Из книги Экономические провалы автора Кокорев Василий Александрович

Седьмой провал: сооружение железных дорог без предварительного устройства рельсовых илокомотивных заводов, равно заводов вагонныхи прочих принадлежностей железнодорожного делаПо этому вопросу не было слышно никакого предварительного возражения, вероятно оттого, что

Из книги Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] автора Алферова Марианна Владимировна

«Трактат о природе птиц». И записи еще о многом другом… Кроме описанных выше, Леонардо вел геологические и палеонтологические исследования. Он опроверг общепризнанную доктрину церкви о Всемирном потопе. Согласно ей вся земля была покрыта водой, и только одна вершина

Из книги История моей жизни автора Карнеги Эндрю

Глава 8 Накопление богатства. Сооружение железных мостов Во время Гражданской войны цена на железо поднялась до 130 долларов за тонну. Тем не менее главное затруднение заключалось не столько в дороговизне, сколько в транспортных условиях. Недостаток в новых рельсах был

Из книги Девушки в погонах автора Волк Ирина Иосифовна

В. Соколов В ЖЕЛЕЗНЫХ НОЧАХ ЛЕНИНГРАДА Один удар. Другой удар. - Квадрат четырнадцать - Пожар! Горит Гостиный. В дым угарный, Неотвратимый, словно долг, Влетает противопожарный Ударный комсомольский полк. М. Дудин Безгранично коварство злобствующего врага!

Высказывания:

Из глубины веков идущее уважение русского человека к “книжному учению” и к печатному слову, которое во многом сохраняется и поныне...

Доверие к печатному слову всегда было достаточно высоким у наших граждан…

...какие бы ни были на то исторические причины, но уважение русского человека к печатному слову само по себе похвально.

Очень может быть, что наша слабая "атомизация", слабое развитие в нас "свободного индивидуума", доверие к печатному слову как раз и позволили кровавому радикальному режиму оседлать потенциал развития и войти в симбиоз с добрыми идеалами...

Это, как я понимаю, из разряда аксиом, на основании которых выстраиваются концепции национальной культуры и национального характера. Так вот: я с этой аксиомой решительно не согласен. И, соответственно, с выстроенными на ней концепциями. Потому что я твердо знаю: русскому человеку присуще глубокое недоверие к печатному слову.

Когда я был маленьким, я слышал от бабушки (и от живой тогда прабабушки, и вообще от многих пожилых людей), что в Библии, в каком-то Откровении Иоанна, содержится предсказание о последних временах. И что, судя по всему, времена эти уже наступили. Потому что важнейшим признаком конца света должно быть исполнение пророчества: «будут летать железные птицы». В этом пророчестве усматривалось прямое и недвусмысленное указание на космические полеты, которые тогда были сенсацией и неиссякаемым информационным поводом; космонавтов знали в лицо и по именам решительно все – от детсадовцев до пенсионеров. (Обычные самолеты на роль железных птиц почему-то не тянули...)

От такой зловещей информации мне становилось страшно. Это в преклонные годы можно находить даже некоторое удовольствие, зная, что скоро не будет не только тебя, но и вообще никого и ничего. Знать об этом в детстве, когда жизнь обещает быть бесконечной, совсем не так приятно!.. Вместе с тем во мне, похоже, просыпался исследователь: мне было не только страшно, но еще и страшно интересно. Хотелось узнать про железных птиц как можно подробнее и, желательно, из первоисточника. Но потребовалось некоторое время (я уже поступил в школу) прежде чем я рискнул одолеть яти и фиты хранившейся у бабушки дореволюционной Библии – ветхой, рассыпающейся на листки, но – точно помню! - с цветными картинками. Конечно, в первую очередь я отыскал в книге Откровение Иоанна Богослова и с понятной жадностью набросился на него. К моему удивлению, никаких железных птиц я там не обнаружил. Бронированная саранча-мучительница с женскими волосами и львиными зубами, конечно, произвела впечатление, но на космические ракеты она совершенно не походила.

Вечером в гости к бабушке пришли несколько ее приятельниц. За чаем разговор плавно перешел к тяжким нынешним временам. Вспомнились и железные птицы... Тут, я, сидевший в сторонке, нарушил правила этикета и бесцеремонно вмешался в разговор старших. Я решительно заявил, что никаких железных птиц в Откровении Иоанна нет. Есть саранча. Разговор прервался. Все уставились на меня с изумлением. Спросили, откуда я это взял. Я сказал, что сам прочитал в Библии. Я отправился в соседнюю комнату и вернулся оттуда с текстом священного писания. Я был готов к диспуту, уверенный, что у меня в руках непобиваемый аргумент...

Почему-то отлично запомнился тогдашний бабушкин взор, в котором перемешались нежность (она меня страшно любила!), легкий упрек (наличие в доме Библии вообще-то не афишировалось даже в кругу близких знакомых) и благодушная снисходительность – дите ведь малое!... Окинув меня этим взором, бабушка сказала, посмеиваясь:

Милый! Да кто же правду-то напечатает!..

И все присутствующие солидарно заулыбались и закивали головами. Диспут не состоялся. Я был посрамлен.

Конец света занимает умы российских жителей уже более тысячи лет. А каких-то 500 лет назад и вовсе не было темы популярней выяснения, когда же он наступит, этот конец. Средневековые русские «top-news» – хоть летописи, хоть «сарафанное радио» – неизменно включали в себя сообщения о страшных знамениях неумолимо надвигающегося Апокалипсиса. Появление комет, «турус земной» (землетрясения), северные сияния не к месту и прочие радости жизни обещали скорое второе пришествие.

Если для язычника время представляло собой круг в единстве и бесконечности рождения-смерти, то для христианина оно стало конечным. После всех перипетий борьбы Христа с антихристом должно было наступить безвременье – рай на земле для праведников и вечные муки для грешников. Соответственно, дата конца света понималась как важнейшая в истории человечества.

Трепетное ожидание конца не оставляло средневекового человека почти никогда. Традиционно панические настроения нарастали к определенным датам. Правда, первая волна паники обошла Русь стороной, но случилось это только потому, что христиане Европы ожидали первый серьезный конец света в 1000 г., а Русь крестилась всего лишь 12-ю годами ранее. Зато следующий юбилей мы не пропустили! В 1492 г., он же 7000 год от сотворения мира, в Москве даже перестраивали Кремль – с целью лучше подготовиться к грядущему концу. Встретить, так сказать, во всеоружии.

Эти годы были выбраны совсем не случайно. В Библии неоднократно упоминается, что один день Божий равен тысяче земных лет. Плюс ко всему, все сущее было создано Им за семь дней; соответственно, и тысяча, и семь тысяч лет маркировались многими толкователями Священного писания как полный срок бытия человечества. Интересно, что на фоне апокалиптических настроений в 1492 году Колумб открыл Америку…

Большие надежды православные русские возлагали на 1666 год. Тут и объяснять ничего не нужно, можно только добавить, что в это время как раз начался раскол в Русской церкви после реформ патриарха Никона. В конце XVIIначале XVIII в. значительная часть русского населения томилась в ожидании конца света и прихода антихриста. Под руку удобно подвернулся царь-реформатор Петр I. Антихристом его считали и старообрядцы, и многочисленные сектанты. Здесь как нельзя лучше проявилась одна особенность ожиданий светопреставления: об Апокалипсисе начинают говорить в переломные для страны времена.

После петровской эпохи разговоры о конце света вроде бы сошли на нет – и совершенно неожиданно возродились в конце XIX века. Рудименты этого феномена фольклористы ловят по всей России до сих пор.

Типичные рассуждения о конце всего сущего выглядят так. Якобы по Библии предсказано, что настанут последние времена, когда по небу будут летать железные птицы, всю Землю опутают сети, а люди спустятся под землю. Надо отметить, что абсолютно схожих пророчеств в Библии нет. Да и Библией в народе могли назвать любую объемную книгу религиозного содержания. И наоборот, деревенские Библии часто неверно назывались самими крестьянами Святцами или еще как-нибудь. Парадокс заключался в том, что абсолютное большинство «предсказателей» не читали Библию, а чаще всего ссылались на своих знакомых и друзей, у которых эта «Библия» была. Ну а в «железных птицах» легко угадывались самолеты, как и в «сетях» – телеграфные провода; «подземные жилища» зачастую трактовались как метро.

«Так что же это был за феномен такой?» – обратились мы с вопросом к специалистам, занимающимся русским фольклором. Оказывается, корни явления остаются загадкой. Есть несколько предположений. Наиболее аргументированным из них является объяснение феномена народных предсказаний через социальную и культурную напряженность непривилегированных сословий в период промышленного переворота. Переходя от традиционного аграрного хозяйства к жизни в городах, люди испытывали стресс; представления о конце света актуализировались в переломную эпоху, когда вчерашний крестьянин терял свою культуру, но еще не становился полноценным горожанином. То есть для него наступал небольшой конец света – крестьянского…

В самой деревне подобные настроения усиливались параллельно с технологической модернизацией хозяйствования. Библейские образы причудливо переплетались с техническими средствами; так, в первых тракторах виделись все те же «железные птицы», которые будут клевать бедных крестьян. Некоторые исследователи видят в этом переложение апокрифических представлений о наказаниях грешников в последние времена. Например, в конце XIX в. получили исключительное распространение апокрифы о хождениях Богородицы по земле. При этом Богородица часто пророчествовала о грядущем конце света. Тут есть интересное пояснение специалистов: в народе существовали устойчивые представления о гадательных «Библиях». Специальные экземпляры Священного писания, зачастую содержащие апокрифические части, использовались для гадания о будущем, в том числе и о конце света.

Последний по времени всплеск апокалиптических настроений наблюдался в перестройку. Фольклорная теория хорошо работает и для этого периода, подтверждая ироничную формулу о возможности конца света в отдельно взятой стране: советское общество было разрушено, российское еще не построено.

Сдается, представление о конце света еще переживет всех нас, возникая как будто из ниоткуда в сложные для страны годы. Даже приснопамятный дефолт некоторые «предсказатели» истолковали в том роде, что число 1998 при делении на 3 дает 666. Того и гляди, новое светопреставление не за горами!

Анастасия: Почти как в начале Библии, где сказано о сотворении мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Ригден: Это сейчас в русском синодальном переводе Библии — бездна. А изначально в древнемесопотамском тексте, откуда еврейскими жрецами была заимствована шумеро-вавилонская космология, это были «первозданные мировые воды», «море». И если ты посмотришь на значение глагола «носился» в оригинале, с которого делался перевод, то увидишь, что он также применялся и к «наседке», которая высиживает своих птенцов в гнезде. А «дух божий» (в русской транскрипции — «руах элохим») происходит от древнесемитского корня, родственен арабскому «рух». От этого корня образовано имя гигантской мифической птицы Рух, которая до сих пор фигурирует в древних сказках арабов.

Анастасия: Вы хотите сказать, что этот библейский сюжет был сделан на основе более ранних мифов других народов о том, что мир сотворила большая птица, витающая над первозданным мировым океаном? В общем-то, да. Ведь мотив извлечения земли из первозданных вод именно птицей является довольно распространённым мифом среди народов мира. Выходит, что здесь весь смысл в движении, действии и в творении свыше этого мира .

В этой части будут приведены примеры мифов, в которых птица ныряет за землёй, данный сюжет очень распространён среди народов России и как уже отмечено выше, народов мира.

Негидальцы

Негидальцы поселка Им связывали происхождение земли с деятельностью гагары, доставшей со дна моря песчинку — первооснову земли.

Ненцы

Когда-то очень давно земли нигде не было, повсюду одна вода плескалась. На поверхности воды жили два существа - краснозобая гагарка и собачонка. Оба они плавали на воде. Краснозобая гагарка ныряла под воду, по три дня не показывалась, а когда всплывала, тогда приносила по одной травинке и отдавала собачонке, говоря:

Однако внизу есть земля.

Собачонка сказала:

Эй, гагарка, у нас обоих ведь совсем нет сухой земли. Хорошо бы сделать землю.

Так, постоянно добывая травинки, краснозобая гагарка нарастила сухую землю. День ото дня земля росла

Собачонка сказала:

Вот теперь наша земля большая и сухая. На сухой земле жить, конечно, хорошо.

Когда земля стала большой, краснозобая гагарка куда-то уплыла и больше не появлялась. А собачонка пошла по сухой земле и плавать больше не плавает.

По представлениям юраков (ненцы с устья Енисея), вначале была вода, гагара, выдра и горностай. Гагара нырнула в воду и через 7 недель поднялась на поверхность с кусочком земли в клюве . Выплюнула землю. Тогда горностай приказал ей заснуть на этом кусочке земли. Гагара заснула. Когда проснулась, увидела вокруг себя землю (сообщено А. А. Поповым).

Ногайцы

Сохранилась легенда о Кара-бапий (Черной утке), создавшей землю. Когда всюду была вода, на ней плавала Кара-бапий. Она три раза ныряла в воду и достала ил, из ила она свила гнездо, гнездо разрослось и стало землей, материком . Согласно легенде поэтому у утки от ныряния в воду до сих пор нос красный и длинный.

Нганасаны

Землю наладившая утка.

№ 5. Турдагин Атакай. 31. VIII. 1957, пос. Усть-Боганида.

Запись и подготовка текстов Б.О. Долгих

Опубл.: Мифологические сказки и исторические предания нганасан. М., 1976,

Утка здесь сперва была, здесь сидела. “Аа!” - сказала и вниз ушла, в воду.

Вниз пошла и маленько земли принесла. Утка черная и земля черная.

Сперва земля черная не была.

Землю положили на сопку. Царапали землю, и сопка стала.

Потом на вершине сопки родила Солнца мать (Коу-нямы) , теплый день дала. Трава вышла как остров, сухо стало. От Коу-нямы потом земля кругом стала, эта уткой принесенная земля.

Утка заикается, как заика. Она говорить не хотела. С уткой говорила гагара. Дёйбу-нгуо колет носом гагары, чтобы лечить, и отсюда так стали колоть.

Утка с гагарой договорились, что утка достанет землю, а гагара будет носом болезни выпускать, прокапывая тело больных.

Утка принесла от девяти Сырада мох, пустила его посреди воды, и так земля стала.

Гагара вверх полетела, к Дёйбу-нгуо полетела, и сказала, что земля сделалась, и спросила:

А я что буду делать?

А ты будешь носом колоть, - сказал Дёйба-нгуо.

Удэгейцы

Очень-очень давно, когда не существовало ни сопок, ни камней, ни единой песчинки, разливалось без конца и края море. Водились в нём рыбы, плавали гуси, лебеди, утки. Но зверям и людям невозможно жить ни в воде, ни на воде, и потому их еще не было на свете совсем.
Однажды утка Гая, гоняясь за проворной рыбёшкой, так увлеклась, что попала на очень большую глубину. И ткнулась клювом во что-то твёрдое. Отщипнула кусочек и скорее вынырнула на поверхность . Едва выпустила добычу из клюва, в море образовался остров. На нём трава начала расти, цветы появились. Обрадовалась утка, стала на этом острове жить. Позавидовали ей другие утки. Вот и просят: “Научи нас, Гая, где можно землю найти?”.
Гая рассказала, как надо нырять глубоко-глубоко, до самого дна, чтобы ухватить кусочек волшебной земли. Утки стали нырять. Их становилось всё больше, слетались со всех сторон моря. И каждая добывала землю, которая на поверхности превращалась в островок. Островки постепенно соединялись, земля становилась такой большой, что на ней смогла вырасти тайга. Лес всех прокормит, поэтому появились на нём всякие звери, в кущах деревьев загнездились птицы, которые до того летали в небе и могли отдыхать лишь на облаках.

Эвенки

ПРО ГАГАРУ

Амака сделал воду и пустил на нее птиц. Птицам плодиться нужна была земля. Амака призвал к себе гагару и сказал:

Укон, ты умеешь нырять лучше всех. Ныряй и со дна достань мне песку, а я сделаю из него землю (сушу).

Гагара нырнула, достала песок, но не отдала его Амаке. Она сама хотела сделать землю.

Амака рассердился на гагару. Он позвал к себе гоголя и сказал ему:

Момуро, ты умеешь нырять хорошо. Достань мне со дна песку. Из него я сделаю землю. Гоголь достал из воды песок и отдал его Амаке.

Амака сделал землю, поймал гагару и наказал ее. Он вырвал у гагары ноги из живота и воткнул их к хвосту, чтобы она не умела ходить по земле; а голову гоголя украсил длинным перышком.

Осень. 1923 г.

Рассказал Мароненок.

Согласно другому эвенкийскому мифу землю достаёт гагара. В мифах о сотворении мира, гагара играет роль помощника верхновного божества демиурга Сэвэки. По сюжету мифа гагара приносит по просьбе верховного творца кусочек земли со дна моря и из этого клочка земли Сэвэки творит землю. По традиционным эвенкийским верованиям гагара могла быть вместителем души шамана в водной стихии.

Можно считать, что у эвенков существует культ гагары , ее образ используют в изображениях на одежде, орнамент или вышивка из бисера, на нагрудных украшениях. В атрибутике эвенкийского шамана могли быть металлические или серебряные подвески в виде гагары, потому что образы своих покровителей, помощников или вместилищь они вешали на бубен или ритульный костюм.

Гагара

Железные фигурки гагары. В мифах народов Сибири гагара - создатель земли.

Татары

Булгары эту птицу представляли в виде утки. Во время раскопок на территории города Биляра было найдено около двадцати золотых фигурок утки. На основании изучения археологических материалов, А.Х. Халиков делает вывод, что в Булгаре был известен сюжет, объединивший два мифологических мотива. Первый исходил из того, что птица достает со дна Океана кусочек ила или глины, и так создается суша. Второй миф распространен среди индоиранских народов. У этих народов водоплавающая- символ среднего мира и земной жизни. Три её сущности - умение летать, ходить и плавать отражают земную жизнь. Поэтому у птицы должны быть три атрибута:высота неба, земная твердь, глубина воды.

Вариант этой легенды сохранился до наших дней легенды.

«В древние времена мир состоял только из воды. Людей еще не было. В воде существовали только рыбы и водоплавающие. Однажды одна утка нырнула на дно и вынесла в клюве кусочек глины . Он увеличился, и так появилась земля»

В серьгах, найденных на территории Биляра, изображена утка, держащая в клюве золотую крупицу. Две другие крупицы прикреплены к крылу и хвосту. Золотая крупица символизирует троекратное погружение утки в воду за тремя комочками песка. После принятия ислама в легенду были внесены новые штрихи, но прежний сюжет сохранился. «Аллах своей мощью создал озеро. Он пустил туда утку и велел:

“Проглоти весь песок со дна озера”. Утка проглотила весь песок. После этого Аллах велел: “Выплюнь весь песок”. Утка часть песка оставила для пропитания, но песок стал увеличиваться у нее внутри. Она выплюнула оставшийся песок». В варианте, записанном Н.Ф. Катановым, утка выступает как демиург. Она является творцом земной суши. Под влиянием Ислама она теряет божественность и превращается в вспомогательную силу, выполняющую повеления Аллаха. Изображения лебедя, гуся, утки можно встретить в бытовой утвари тюркских народов. Г.М. Давлетшин пишет, что утка в этих изображениях выступает как символ солнца, неба.

Основа подвески - кольцо, на него надеты три полые бусины, внутри этой композиции помещена фигурка птиц - уточки. В раскрытом клюве она держит золотое зернышко. Голова и клюв птицы украшены зернью - напаянными на заготовку шариками из золота диаметром 0,01 до 2 мм. Всего при изготовлении этого изделия было использовано более 1500 шариков зерни. Крылья и шейка уточки покрыты сканью - узором золотой проволоки, сплетенной из двух тонких проволочек.

Здесь исследователи видят древний сюжет мифологии тюрко-угорских и индо-иранских племен. Согласно древней легенде, уточка, нырнув на дно первоначального моря-океана, достала комочек земли, и от него пошло начало всей суши. Утка, которая летает в небе, ходит по земле, плавает в воде, символизирует мир в трех стихиях - небесный свод, земную твердь, водную глубину. Эти символы отображены в височном кольце тремя бусинами на самом кольце и тремя подвесками на ажурных цепочках.

Коми

Согласно мифам, сохранившимся в памяти жителей с. Верх-Иньва, в безбрежной водной стихии земля рождается таким актом космогонии:

«Кругом мрак, туман. Нигде никого нет. Только Ен в виде голубя летит над землей. На пути он встретился с Умелем. Ен и Умель побратались. Ен в виде голубя полетел ко дну мрака и тумана. Оттуда Ен достал землю. Эту землю Ен посеял. Из этой земли посеянной образовалась наша земля».

Манси

В мифах народа манси о возникновении Земли отмечается, что вода первоначальна, она основа жизни. Сначала была только вода, не было видно земли, она находилась глубоко под водой. Однако на воде все же плавал торфяной клочок (тунра сяхыл), и на нем размещался домик. В нем жили муж и жена; откуда они появились, не отмечается. В одном варианте сказания говорится, что у этих мужа и жены была гагара и другая водоплавающая птица, называемая лулы. Эта птица лулы по просьбе мужа и жены, плавающих на торфяном клочке земли, с большим трудом достает из-под воды на клюве крохотный кусок земли , прикрепляет ее на уголок домика.

В другом же варианте сказания говорится, что гагара и лулы - железные птицы, появляются они с Верхнего Мира. Лулы достает землю . Земля постепенно начинает расти и растет кругом так, как расширяются волны от упавшего в воду предмета, а “она все вращается вокруг” (аквмус ёцхи), О круглой форме Земли, о ее росте и вращении, жене и мужу все докладывает белый ворон “их внук” Однажды он долго не возвращался с разведки, проверяя окружность Земли -Земля стала большая, выросла. Во время долгого пути ворон проголодался, пищи нет, но нашел человеческий труп (где-то тоже есть люди), и он попробовал оттуда три крошечных кусочка, стал черным.

Земные дед и бабушка выразили недовольство этим поступком ворона и присудили ему навсегда остаться черным...
Земля первоначально была гладкая, неустойчивая, легкая и шаталась. Однажды она семь дней грохотала, появились каменистые горы, тогда Земля укрепилась, больше не шаталась.

Тюркские народы

Вначале не было ни Земли, ни Неба, а был один всепоглощающий хаос - Мировой Океан. На поверхности Океана плавали две удивительные утки. Одна из них забавлялась тем, что ныряла в черную пучину Океана и подолгу плавала там. Холодный мрак глубины не пугал ее, а привлекал и становился родным. Ее все сильнее тянуло вниз. И она уже не могла подолгу находиться на поверхности воды. Другая оставалась в ожидании. Черная пучина Океана не привлекала ее, и она с грустью привыкала к своему одиночеству. Но однажды, глядя на ровную гладь поверхности воды, она задумала сотворить мир. Для этого она решила создать землю. Вынырнувшая утка сказала, что на дне Океана есть песок, из которого можно сделать землю. Тогда послала она ее за песком на дно океана. Посланница принесла песок, отдала, но не весь. Утка-Творец, получив песок, толкла его колотушкой девять дней , и в результате образовалась земля с ровной поверхностью. Не успевала Она наглядеться на свое творение, как посыльная утка высыпала из клюва песок, который она утаила, - и образовались горы, ущелья и впадины, - чтобы не все сотворенное на земле принадлежало Утке-Творцу. В наказание за гордыню и утайку Утка-Творец не дала второй Утке земли для проживания. - Мир, задуманный мною, не был миром для гордыни, тщеславия и обмана, - сказала Она. Провинившаяся все-таки выпросила земли размером со след трости, проткнула ее и ушла в отверстие. - Будь по-твоему, владычествуй Низом, - произнесла Утка-Творец. Так Утка-Творец признала право Утки быть владычицей нижнего мира.

Отрывок из книги «Алтай в зеркале мифа» САГАЛАЕВ Андрей Маркович.

Андрей Маркович Сагалаев (1953-2002 гг.) - этнограф и обществовед, преподавал в вузах Томска, Новосибирска, Иллинойса и Вайоминга и известен как исследователь мифологии и ритуала, шаманизма и буддизма народов Сибири. Сфера науч. интересов - архаичное мировоззрение и духов. культура корен. народов Юж. и Зап. Сибири, проблема взаимодействия мировоззрения корен. народов Сибири и «больших» религий, мифология урало-алт. народов Зап. Сибири.

В хакасском мифе о сотворении мира говорится так.

«Сначала была утка. Сделавши другую утку товарищем, она послала ее за песком на дно реки. Принесенное один раз она взяла и послала в другой раз. Принесенное во второй раз она взяла и послала в третий раз. Принесши в третий раз, рассыльная утка не отдала всего. Своей рассыльной она говорит: „Оставшееся у тебя во рту вырастет камнем, упирающимся у тебя во рту!“ Песок, взятый самою, она рассеяла; рассеявши, толкла его колотушкой девять дней. Когда она, колотивши девять дней, повернувшись, посмотрела земля ее растет, подымаясь пылью; выросли большие горы. Горы выросли после того, как давешняя рассыльная утка повыбрасывала камни, выросшие у нее во рту. Потом, вернувшись, сама говорит: „Зачем ты так сделала? Я не дам тебе земли!“ Рассыльная ее говорит: „Дай земли величиною с место, занимаемое юртою!““ Та отвечает: „Не дам!“».

Безымянные утки в этом мифе чуть ниже оборачиваются уже знакомыми нам фигурами: это Кудай и Эрлик; здесь нужны были не птицы, а божества антропоморфного облика, продолжающие обустройство мира.

В Хакасии сохранилась еще более архаичная версия мифа — здесь мы видим в роли демиургов двух птиц. Некогда и на Алтае существовала подобная версия, ее отголоски мы обнаруживаем в рассказе об Ульгене и Эрлике. Видимо, не случайно говорится, что-Ульгень пребывает над водой,— это намек на его-птичью ипостась. Эрлик же водоплавающая: во всех вариантах нырять за землей приходится именно ему. Исходная версия мифа могла выглядеть таким образом: две птицы вместе творят мир, но вторая — самая активная! — лишается своей доли. Ее почему-то оттесняют, обвиняя в неудачном содействии. Миф о ныряющей птице имеет широчайшее распространение среди урало-алтайских народов. О древности его возникновения говорит тот факт, что он обнаружен и у ряда племен индейцев Северной Америки. Их далекие предки, переселяясь в Новый Свет, унесли этот миф из глубин Азии.

Думается, что древние аборигены Сибири использовали в данном мифе свои наблюдения за жизнью и повадками водоплавающих. Тут сама Природа предложила им модель сотворения мира: обитающая на севере водоплавающая птица (поганка) действительно ныряет на дно водоема (озера) и приносит в клюве землю, ил. Из этого материала осторожная птица «лепит» маленький остров, плавающий в отдалении от берега. Там она высиживает яйца, оберегая их от хищников . Неудивительно, что изобретательная птица привлекла внимание обитателей севера, а ее действия, возвышенные до космических масштабов, составили каркас мифа. Еще одно важное обстоятельство: этой птице равно доступны все сферы пространства: воздух, земля и глубины вод, что придает ее созидательной деятельности особый смысл. Она делает видимым невидимое (поднимая землю на поверхность воды), связывает воедино различные среды, она вездесуща. В ее образе жизни мышление древних угадало идею медитации , легшую в основу сибирского шаманизма. Шаман, как и водоплавающая птица, может проникать во все миры с тем, чтобы поддерживать их динамическое равновесие. И вот что еще интересно. В шаманской поэзии тюрков Алтая Эрлик — грозный владыка подземного мира, богатырь. И все же память о его былом птичьем облике сохранилась. Иногда его именуют трехзобым, намекая на зоб птицы .

Где родина этого мифа — сказать трудно. Был ли он занесен на юг Сибири древними мигрантами с севера или его самостоятельно «сформулировали» предки южно-сибирских тюрков? Вряд ли мы когда-нибудь узнаем об этом наверняка. Удовлетворимся пока осознанием того, что миф о двух птицах-творцах имел в Сибири широчайшее распространение, а сама тема птицы пронизывает всю мифологию и мироощущение сибиряков.

В этом отрывке я бы выделил несколько интересных моментов:

1. Сама природа подсказала птицу-героя мифа. Птицу, которая ныряет за илом, а затем строит гнездо и высиживает яйца.

Распространение . Красношейная поганка живет от Онежского озера на восток до Сахалина, в южной части лесной зоны, в степях и лесостепях, на Алтае иногда высоко в горах. Повсюду довольно редка.

Места обитания . Предпочитает небольшие озера, старицы в поймах рек.

Гнездо и кладка . Гнездятся как обособленными парами, так и небольшими колониями, нередко рядом с чайками, крачками, утками, другими поганками. Гнезда из водорослей, гнилых растений и ила чаще всего не плавающие, а на какой-то основе. Нередко гнезда хорошо укрыты в траве или в прибрежных кустах, но бывают и совсем открытые. Кладка из 4-5, редко 3 или 6 яиц белого или бледно-зеленого цвета, без рисунка. Яйца вскоре после начала насиживания сильно загрязняются.

2. Эта птица (так же как и мифические уточки) может плавать по воде, летать по воздуху и ходить по земле. В какой-то мере она универсальна, а разделение на 3 мира присутствует в мифологии разных народов.

Пирамида.

… Затем покидаем эту верхушку пирамиды и следуем выше, выходим на уровень отрешённого от материального мира Наблюдателя. Другими словами, становимся выше мыслей, выше материи, достигаем состояния отрешённости от земного, от того, что так или иначе привязывает нас как Личность к материи. Часто на первых этапах освоения медитации помогает представление, что медитирующий выходит сознанием из своей конструкции пирамиды, зависая и наблюдая за ней с высоты птичьего полёта. Если использовать современные ассоциации, то сознание как бы находится на этой высоте, словно в вакууме, в невесомости. Такое состояние Наблюдателя от Духовного начала, помогает обрести полный внутренний покой, расширенное состояние сознания, беспристрастность самого наблюдения за происходящими процессами, позволяет абстрагироваться от материального тела, мыслей и исследовать свою энергетическую конструкцию с позиции нового видения. Далее пребываем в таком состоянии сознания и наблюдаем извне свою пирамидальную конструкцию и заключённую в ней Душу.

После происходит самая значимая часть медитации. Совершаем максимально возможное прямое приближение сознания (Личности) к Душе, причём осуществляем это на глубоком чувственном уровне. То есть погружаемся (как Наблюдатель) через верхушку пирамиды, внутреннюю энергетическую структуру самой пирамиды в самый её центр — к Душе. При выполнении этой части медитации мозг часто выдаёт ассоциативное восприятие, как будто человек погружается на глубину, словно при нырянии в воду , но без характерного при этом физическом процессе давления. Люди, которые по своей природе особо чувствительны к энергетическим процессам, особенно те, у которых развито интуитивное восприятие, при таком погружении замечают даже фазы постепенного переключения режима работы своего сознания на новые, неведомые им ещё уровни чувственного восприятия. Итак, необходимо максимально приблизиться к светящемуся кокону в центре пирамиды, где находится эта частица из духовного мира. А затем соприкоснуться с ней на уровне глубоких чувств. Конечно, до конца прочувствовать Душу и объять её духовную глубину человеку невозможно, пока он духовно не созрел и не слился с ней. Но даже это соприкосновение чувств порождает состояние, которое, например, те же буддисты называют соприкосновением с Нирваной, другие — состоянием благости, божественного блаженства, достижения гармонии и так далее.

книга АллатРа стр. 524-525

Яйцо.

«Ригден: Совершенно верно. Так вот, Первичный Звук породил Вселенную в форме шара (мировое, космическое яйцо, Золотой Зародыш, первичное семя)»

АллатРа стр. 55

«…Так вот, таким образом во Вселенной возникло две прямо противоположные силы: большая сила, которая раскручивает Вселенную вовне, и малая сила, которая ей противодействует внутри самой Вселенной. После проявления этих двух сил Вселенная утратила форму шара и уплостилась под их действием, то есть, сжалась, сделалась более плоской. Этот момент зафиксирован в космических легендах народов мира в виде раскалывания мирового яйца, разделения его на две половинки, из которых было сотворено небо и земля, а между ними помещены деления (пространства) и воды. В других случаях говорится о том, что оставшиеся после раскола яйца компоненты расширились и превратились во Вселенную…»

АллатРа стр. 57-58

В ряде мифологических сюжетов связанных с Сотворением Вселенной присутствует Яйцо. Рождение мира из яйца утки является одним из наиболее распространенных космогонических сюжетов не только у тюрков, но и у многих других народов мира. В Евразии он бытовал от эвенков на востоке до финнов и латышей на западе.

Татары

«...В давние времена весь мир состоял из воды - великого первичного океана. И плавала в нем одна-единственная утка. Снесла утка яйцо, и образовалась Земля, снесла второе - засияло Солнце, снесла третье - получилась Луна...»

Вепсы

Винокурова И.Ю. - Мифолого-религиозные представления вепсов.

У вепсов сюжет, где водоплавающая птица играет роль «ныряльщика за землей», неизвестен, чего не скажешь о мифе, рассказывающем о создании мира из яйца утки.

Летит утка через море,
Садится утка на кочку,
(голос не льется)
Несет утка три яйца,
Выводит утка трех птенцов.
Куда утке птенцов положить?
Старшего положила в бороздку,
Среднего в сеточку,
Младшего в неводок.
Куда утке самой идти?
По дорогам журавлем петь,
По болотам постукивать.

О мифологической связи моря, утки и яйца напоминает и вепсская пословица: «Utk meres, munaperskes» — «Утка в море, яйцо в заду» (иносказание, обозначающее упущенную возможность).

Водь. Сотворение мира из яйца.

Ласточка, солнечная птичка,
эта чудесная воздушная птичка,
летала летними днями,
играла тёмными ночами,
искала землю, чтобы поспать,
траву, чтобы снести яйца,
листья, чтобы отдохнуть,
поля, чтобы гнезда свить.
Увидела кочку в море,
посреди синего моря.
Отлила медное гнёздышко,
снесла золотые яйца.
Поднялся ветер, настоящий ветер,
морской вихрь грозный,
толкнул гнездо в Лугу реку,
покатились яйца в воду.
Стала ласточка плакать.
Ласточка плачет, слеза катится.
Полетела на крышу кузнеца:
«Кузнец мой, братец мой,
Ковал раньше, ковал вчера,
куй и сегодня!
Сделай мне грабли,
отлей медную рукоятку,
вставь зубцы из стали,
которыми сгребу море,
соберу золотые яички!»

Тофалары

В представлении тофаларов существовало три мира: верхний, где располагался Бурхан , творец всего сущего на земле; средний мир, где живут люди и все живые существа; и нижний мир, мир мертвых, где господствовал Эрлик-хан , владыка этого мира. У тофов есть краткая легенда о сотворении мира, в которой говорится, что не было ничего. Летела утка и в это ничего снесла яйцо. Когда это яйцо разбилось, то из вытекшей жидкости образовалась вода, озера, реки, моря, а из скорлупы - земная твердь, горы. Потом бурхан сотворил человека .

Ногайцы

Об изначальном происхождении всей Вселенной у ногайцев сохранилась легенда о космической Лебеди Ак-ку . Это космическое существо снесло яйцо, внутри которого находится Вселенная .

***

Древний миф, известный всем финно-угорским народам , повествует о том, что изначально существовал лишь бескрайний океан. Над ним в поисках гнезда летала одинокая птица — в разных рунах это могли быть утка, гусь, орел и даже ласточка. Птица и увидела колено первого человеческого существа, которое торчало из воды: то было колено мудрого старца Вяйнямёйнена или (в других рунах) его матери — небесной («воздушной») девы Ильматар, чье имя напоминает имена небесных богов других финно-угорских народов. Птица снесла яйцо на колено, но, конечно, оно скатилось вниз и разбилось: из этого первичного материала птица-творец и должна была создать мир (в некоторых рунах мир создает первочеловек Вяйнямёйнен, а небосвод кует кузнец Ильмаринен). В карельских рунах рассказывается, что щука — враждебное существо нижнего, водного мира — успела проглотить три яйца, снесенные орлом; но орел поймал рыбу и вспорол ей брюхо. Из верхней половины яйца было создано небо, из нижней — земля, из желтка — солнце, из белка — луна, из скорлупы — звезды .

Хакасы

Давным-давно суши на земле совсем не было. А было темно и мрачно от густого тумана, поднимающегося с океана. Лишь иногда маленькие смелые лучи солнца пробивались сквозь серую пелену, которую не мог разогнать даже колючий ветер. И тогда можно было увидеть, как появлялась и вновь исчезала странствующая утка Хас. Она отчаянно кричала, потому что вот-вот на свет должно было появиться яйцо, а кусочка суши для гнезда так и не находилось. Отчаявшись, утка Хас глубоко вдохнула, набрала побольше воздуха и камнем упала в пучины волн. Её клюв уткнулся в мягкий чёрный ил. Она схватила кусочек ила и, оттолкнувшись лапами от дна океана, устремилась вверх. Добыча была так мала, что её не хватило для сооружения гнезда, и поэтому, отдышавшись, утка Хас снова нырнула. Потом ещё и ещё…

Вскоре ей были не страшны ни злой океан, ни холодный ветер. На дне океана она нашла тот самый кусочек суши, которого ей так не хватало для гнезда. Ветер подсушил ил и он превратился в настоящую землю. В последний раз поднялась утка Хас высоко в небо, осмотрела с гордостью свою работу и с победным криком легко заскользила вниз, потому что настал момент… яйцо появилось на свет.

… Вот так и появилась на нашей планете земля. И всё это произошло благодаря смелой утке Хас…

Тюркские народы

Это было Время до Времени, когда царили темнота и хаос. Затем хаос стал сгущаться и появился Великий океан. Из темноты выплыли гигантские и бессмертные железные рыбы, несущие на себе мироздание.

От начала начал, от дней сотворения мира Великий океан плавно нес свои волны, которым не было предела и преграды. Сколько это продолжалось - не знает никто. Ибо не было тогда солнца и луны, а значит восхода и заката, дня и ночи, не было самого Времени.

Но однажды неведомо откуда прилетела птица Умай . Долго летала она над водной гладью на восток и запад, север и юг. Но нигде не нашла даже маленького клочка суши. И решила она снести яйцо прямо в воздухе. Но яйцо упало в волны океана, и утонуло в его глубинах. Так продолжалось несколько раз. И, наконец, птица опустилась на воду и решила свить свое гнездо на волнах. Вырвала она перья из своей груди и стала вить гнездо. Но сильные волны разбили его и уносили перья в черную глубину океана. И поняла Умай, что сначала нужно сотворить земную твердь. Набравшись смелости, нырнула птица так глубоко, что достигла дна Великого океана. Взяла она в свой клюв глину и
вытащила ее на поверхность. Из этой глины появилась земля, которая постепенно стала расти и расти, и превратилась в Великую сушу. Так Умай сотворила Землю .

Серьги с изображением одного из зооморфных символов Умай Энэ

Подвеска с изображением богини Умай, найденная в степи. Западно-сибирские тюрки представляли Мать Умай в образе красивой женщины, спускающейся с неба, которая порой превращалась в сказочную птицу, гнездящуюся в воздухе.

Продолжение следует…

Подготовил: Игорь (г. Вятка)