Жила - была коза с козлятами. Уходила коза в лес есьб траву шелковую, пить воду студёную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.

Воротится коза, постучится в дверь и запоёт:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, ап козлята запрутся крепко - накрепко.

Волк подслушал, как поёт коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

Вы, детушки!

Вы, козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны копытца водицы!

Козлята ему отвечают:

Волку делать нечего. Пошёл он нв кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.

Вот приходит коза и стучится:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.


Коза накормила, напоила козлят и строго - настрого наказала:

Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. только один козленочек схоронился в печке.

Приходит коза: сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает.

Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла там одного козлёночка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:

Ох, вы детушки мои, козлятушки!

Начто отпиралися - отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдём лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:

Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлятки оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить - поживать по прежнему.

Сказка «Волк и семеро козлят» уже давно считается русской народной. Но сходный инвариантный сюжет неоднократно встречается и у других народов (это относится и к другим народным сказкам: «Колобок», «Теремок» и т.д.)

В частности, принято считать, что впервые эту сказку записали и опубликовали собиратели фольклора – братья Гримм (в сборнике под названием «Сказки братьев Гримм»). Но если сравнивить версии, то мы увидим очень много отличий. Это относится как с сюжетной составляющей, так и нравственно-смысловой.

У известного русского собирателя сказок А.Н. Афанасьева эта сказка тоже фигурирует, причем в двух вариантах (1873 г.,№53 и №54 в 1-м томе сборника). Правда называется она по другому: «Волк и коза» (Бирюк и коза). Это название больше отражает содержание сказки.

Под названием «Волк и семеро козлят» сказка впервые вышла в 1918 г. в издательстве Сытина. И также она известна в редакции А.Н. Толстого.

Поверхностный смысл рассматриваемой сказки

Как часто бывает в русских народных сказках, для того чтобы донести заложенный смысл, выбираются такие формы и герои, через которые это будет проще всего сделать (об этом мы, в частности, писали в статье « «?).

В зачине повествователь сообщает о том, что жила-была коза и были у нее козлята. Кстати, о количестве козлят в самой сказке не упоминается вообще. То, что их было семеро, сказано только в названии поздних версий сказки (а также братьев Гримм). Далее по тексту мы замечаем, что количество козлят не имеет никакого значения. Поэтому не стоит вдаваться в конспирологию и искать смысл в цифре семь (хотя кто-то может увидеть аллюзию на семь хлебов, которыми Христос накормил 4 тыс. человек).

Чтобы развернуть сюжет о том, как козлята остались одни дома, повествователем опускается добавление других возможных членов семьи: отца, бабушки, дедушки и т. д. Иначе пришлось описывать почему их тоже не оказалось дома, а это лишняя нагрузка на повествование, от которой может потеряться изначально заложенный смысл.

В развитии сюжета сказки сообщается, что козлята всегда слушали свою маму и крепко-накрепко запирались в избушке, когда та уходила. Т.е., другими словами, козлята были послушными, и, это первый нравоучительный момент в сказке, впрочем, который лежит на поверхности. А если это так, то суть не в этом.

Образ матери в сказке «Волк и семеро козлят»

В песенке козы нетрудно уловить коннотации с матерью–труженницой. Коза не просто уходит в лес, а для того чтобы «нагулять» молока, которое необходимо для прокорма козлят. Таким образом, в короткой и запоминающейся манере (в виде песенки) обоснован уход для исполнения долга матери. Коза оставляет козлят в опасности вынужденно .

«Козлятушки, детятушки! Отопритеся, отворитеся! А я, коза, в бору была; ела траву шелковую, пила воду студеную. Бежит молоко по вымечку, из вымечка в копытечко, из копытечка в сыру землю!»

Прием короткого, но запоминающего стиха-песенки применяется в сказках нередко. Вспомните хотя бы . Если в «Колобке» через песенку доноситься внутренний образ колобка как хвастунишки, то в рассматриваемой сказке через песенку передается значение образа козы как матери и обосновывается ее уход.

Образ волка в сказке «Волк и семеро козлят»

Козлята изображены в сказке послушными, но не умными. Поэтому в сказке появляется такой персонаж, который может обойти силу послушания и готовый пойти на все чтобы съесть козлят. А послушание, тем самым, показывается таким качеством, которое необходимо для детей, но недостаточное само по себе. Другими словами – одного послушания оказалось мало!

Может быть поэтому в качестве объекта выбраны маленькие козлята, потому что дети еще не обладают умом в силу возраста.

Какими качествами обладает волк? Прежде всего, волк обладает извращенной формой ума – хитростью. У него есть мотивация – пустое брюхо хотя об этом в сказке умалчивается, но подразумевается что волк всегда голодный (вспомните народную поговорку: «голодный как волк»).

Волк попросил кузнеца сделать голос тонким, что кузнец и сделал. В русской версии сказки этот второстепенный персонаж не имеет большого значения, а вот у братьев Гримм, каждый помогавший волку персонаж, является олицетворением какого-то человеческого качества, из-за которого он соглашался помочь волку, это или трусость, или глупость, или безразличие.

Коварство волка

На какое коварство пошел волк? Во-первых, чтобы узнать как коза входит в запертый козлятами дом, он прячется и подслушивает песенку козы. Тем самым он совершает первый свой гнусный поступок, обхитрив не только козлят, но и козу. Не подразумевая, на какое коварство пошел волк, коза еще раз предостерегает козлят, дабы те не открывали дверь, если кто-то будет петь песенку толстым голосом. Согласитесь, так бывает и в жизни: злоумышленники часто оказываются на шаг впереди своей жертвы. Это нашло отражение и в сказке.

Во-вторых, это непосредственный обман козлят. Одному козленку удалось спастись от которого коза и узнала о случившемся горе.

В-третьих. Когда коза оплакивала своих козлятушек и не думала о каком-то мщении, волк сам к ней явился (!), солгав, что это не он съел козлят. Здесь проглядывается аллюзия на близость зла, о том, что человек, когда им правит страсть и порок, становится близкому буквально волком. О близости еще намекает тот факт, что волк называет козу ни много ни мало «кумой». Помните, как-то умный английский философ Гоббс сформулировал фразу: «Человек человеку волк», подчеркивая человеческий эгоизм. А если эгоизм рассматривать в широком смысле, то любое действие ради удовлетворения своих страстей – это проявление отсутствия любви к ближнему, что и есть корень эгоизма как такового. Поэтому в сказке образ волка нужно воспринимать метафорично, улавливая коннотационную суть образа волка.

О чем все-таки сказка «Волк и семеро козлят»

Мы уже обозначали, что сказка в какой-то степени, об уме, упомянув об отсутствии такового у козлят (в силу юности) и обладанием извращенной формой ума у волка. А лучшую сторону ума проявила в сказке коза. Помните русские поговорки об уме?

Беда ум родит

Не копьём побивают, а умом

С хитростью — до обеда, а с умом — целый день

Женский ум лучше всяких дум

Народная мудрость подчеркивает преобладание ума над хитростью. Прежде всего, необходимо отметить что подразумевается под словом «ум». В святоотеческой традиции принято отделять «ум» от «разума» и «рассудка». Главное отличие ума в том, что он относится к духовной части человеческой природы, тогда как разум и рассудок скорее относятся к душевной ее части. По-другому ум называют мудростью. В частности, Максим Исповедник отмечал:

«Ум есть орган мудрости, а разум – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества».

Поэтому очень важно понять, что в несекуляризованном виде, ум – это – не способность мыслить, а способность созерцать .

После того как хищный волк пришел к матери–козе, та повела себя крайне мудро . Как вы отлично помните, волк предложил козе пройтись погулять, после чего они набрели на огненную яму. Тут и проявился ум козы. Увидев яму, коза проявила созерцательную способность ума, поняв, чем может послужить эта находка, и, при этом все случилось спонтанно, что и есть качество интуиции – признака ума.

В то же время, волк не почувствовал угрозы в предложении козы перепрыгнуть через яму. Здесь можно приписать волку не только то, что объевшись, он утратил способность мыслить, но и отсутствие интуиции и ума.

Таким образом, коварство волка побеждено умом матери-козы. Зло, в образе волка оказалось слабее добра, в образе козы.

Значение ямы и вернувшихся козлят

Наверное, не зря в сказке волк в итоге неизбежно попадает в огненную яму (дословно: «Пошли они в лес, нашли яму, а в этой яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно-таки огня»). Здесь аллюзии на адский огонь проглядываются вполне явно. Волк не смог избежать адских мук и сгорел, но почему не сгорели козлята да и, мало того, они оказались живы?

Помните, в книге пророка Даниила упоминается о трех отроках, которые были брошены в огненную печь, но защитой архангела Михаила остались живы и не сгорели. Козлята, как символ непорочности и невинности тоже были избавлены от огненных мук. Назидательность такой концовки сказки отправляет нас к известным словам Иисуса Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Людмила Алдошина
Занятие по ознакомлению с художественной литературой. «Чему учит русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Цели занятия

Познакомить детей с русской народной сказкой «Волк и семеро козлят » в варианте мультфильма. Помочь детям запомнить её содержание.

Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки , интонационно выразительно (голосом) передавать образы (характеры) персонажей при воспроизведении песенок.

Активизировать словарь через диалоговую речь. Учить детей правильно строить и формулировать ответ по содержанию просмотренной сказки , отвечать на вопросы предложениями из двух – трёх слов.

Продолжать учить дошкольников узнавать и называть сказку по иллюстрации ; формировать долговременную память, развивать устойчивое внимание.

Воспитывать желание оказывать помощь, развивать отзывчивость, умение распознавать опасность , подвести детей к соблюдению элементарных правил послушания.

Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование к занятию

Шапочка козлёнка , несколько одинаковых по формату книг уже известных детям русских народных сказок с красивыми иллюстрациями на обложке («Курочка Ряба» , «Теремок» , «Репка» , «Маша и медведь» , «Колобок» , «Волк и семеро козлят » , «Три медведя» , видеодиск с мультфильмом по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят » , выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1957 году, мягкие игрушки «Волк » и «Козлёнок » , сундучок, телевизор или экран с компьютером, большая книга русских народных сказок .

Ход занятия

Ребятки, сегодня мы собрались с вами, чтобы вспомнить русские народные сказки , которые любим. Посмотрите на мольберт. Здесь находятся знакомые вам книжки. Сейчас я буду показывать вам обложку книги, а вы постарайтесь по картинке отгадать её название. Как называется эта сказка ? А эта? Кто из вас помнит название этой книжки? Проводится д/и «Узнай сказку (книжку) по обложке». Молодцы, дети, вы хорошо знаете русские сказки . В благодарность за ваши отличные знания и любовь к книжкам, я сейчас покажу вам сказку . В моём волшебном сундучке находятся игрушки – это некоторые из героев сказки . Смотрите, кто это? Воспитатель достаёт из сундучка и показывает мягкие игрушки : волка и козлёнка . Как вы думаете, какую сказку вы сейчас увидите . Дети называют сказку . Если они затрудняются, воспитатель подсказывает им с помощью загадок или вопросов : «На лесной густой опушке, как в народе говорят , в небольшой смешной избушке жили семеро козлят », «В этой сказке мы услышим главные слова : волк , козлята и мама - коза ». «Отворили дверь козлята и пропали все куда – то» . Молодцы, ребятки, вы отгадали название сказки , а сейчас проходите на стульчики, садитесь, смотрите и слушайте : «Тише! Слушайте рассказ , а не то не будет толка. Вы услышите сейчас про козу, козлят и волка ». Воспитатель начинает рассказывать сказку и продолжает её , показывая отрывок из мультфильма с момента, когда коза уходит, делая наказ детям (после 2 мин. 38 с.) . Жила была коза и было у неё семеро козлят . Коза построила себе в лесу избушку и там поселилась вместе со своими козлятами . Она часто уходила из дома, чтобы пощипать травку на лесной полянке и козлятам молочка принести . И когда коза уходила, всегда говорила деткам, чтобы они дверь в избушку запирали, чужих не пускали и чтобы узнавали её по её песенке : «Козлятушки , ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла, молока принесла. Ваша мать пришла молока принесла». Вот подслушал волк , как поёт мама коза и прибежал к избушке, когда она ушла. Ну, а теперь, смотрите, что же случилось в этой сказке дальше . Воспитатель показывает сказку до конца на экране (по телевизору) . Ребятки, вот и закончилась наша сказка ! Как и в большинстве русских народных сказок , конец у неё счастливый : добрые и миролюбивые побеждают. Мама с козлятками устроила настоящий праздник в честь спасения малышей. Давайте и мы присоединимся к их радости, давайте поиграем с козлятами в весёлую игру . Вставайте в круг. Сделайте большой хоровод. Под музыку проводится подвижная игра «Серенький козлёнок » , как физкультминутка, 3 –4 раза. Один ребёнок надевает шапочку козлёнка и идёт по внутреннему кругу навстречу хороводу, держа руки на поясе, остальные дошколята идут по кругу со словами : «Серенький козлёнок , маленькие рожки, похлопай в ладошки, потопай ножками, будешь с нами ты играть, а мы будем повторять». После последних слов «козлёнок » , встаёт в середину круга и выполняет движения : 4 раза хлопает, 4 раза топает. Дети делают хлопки и притоптывание ногами вместе с ним. Затем он подходит к любому другому ребёнку снимает и отдаёт ему шапочку. Появляется новый «козлёнок » . Игра повторяется. Дети, вы молодцы, что умеете разделять радость с теми, к кому она приходит, от всего сердца умеете радоваться за других. Однако в жизни часто бывает так, что праздники у людей редки, а вот горя и неприятностей хватает. Так получается, потому что мы не всегда выполняем определённые правила поведения. Садитесь на свои стульчики, ребятки. Давайте с вами вспомним, из – за чего же чуть не погибли герои нашей сказки . Дети, какую сказку мы сейчас с вами смотрели? «Волк и семеро козлят » . Где жила коза? В лесу в избушке. С кем она жила? Со своими детьми – козлятами . Сколько козлят было у козы ? Семеро козлят . Куда уходила коза каждое утро? В лес за травкой, пить воду студёную. Что наказывала коза козлятам ? Не открывать дверь волку (чужим) . Вспомните, какую песенку пела коза своим деткам. Каким голосом? Тоненьким голоском. Давайте споём её песенку. Что задумал волк ? Волк решил съесть маленьких козлят . Каким голосом пел волк песенку мамы – козы ? Давайте споём, как пел волк . В сказке волк говорил грубым (толстым) голосом. Как волк обманул (перехитрил) козлят ? Своим вкрадчивым голосом коварный волк ввёл доверчивых козлят в заблуждение . Он знал, что козлятки послушные , ведь они послушались маму и не открыли ему дверь первый раз, когда он пел песенку козы своим голосом, поэтому перековал свой голос обманув медведя. «Страшись волка в овечьей шкуре » - гласит русская пословица . Она говорит о том, что волк всегда остаётся волком , кем бы он ни прикидывался, в что бы не одевался. Поэтому верить ему никогда нельзя. Доверие к людям – прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна. Козлята чуть не поплатились за свою беспечность. Ребятки, будьте готовы к неожиданностям. Не все приходят к нам с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а нужно, если на тебя нападает тот, кто сильнее. Тогда не надейтесь на милость сильного, а бегите и спасайтесь, зовите на помощь, и помощь придёт. Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы не случилось, как бы не складывались обстоятельства, выход всегда есть. Ведь спасся же седьмой козлёнок от волка . Вспомните, где он спрятался? Козлёнок спрятался в печку . На будущее запомните, дети, никого не приглашайте (не пускайте, к себе домой, когда родителей нет дома. Не открывайте дверь, не говорите никому, что вы одни. Злой дядя может быть красив и приветлив, он может ласковым нежным голоском, подарками обмануть вас, также как волк обманул козлят . Плохие люди легко справятся с малышами, которых некому защитить. Вспомните, в сказке , волк не напал на козлят при матери , он знал, что она сильная и спасёт своих деток. Как коза могла справиться с волком ? Чем она защищается от хищников? Правильно, рогами. Встаньте около своих стульчиков ребятки, покажите на пальчиках, какие острые, сильные рога есть у козы. Проводится пальчиковая гимнастика : «У козы торчат рога, может забодать она» . На первую строчку слов дошкольники держат «козу» перед грудью, поворачивая кисти рук вправо – влево, как «фонарики» , на вторую – вытягивают «рога» вперёд («бодают» , с таким же поворотом кистей рук. Вот какое сильное животное - коза! У неё крепкие рога! Поэтому она со своими друзьями спасла своих деток и прогнала волка . Садитесь, ребятки на стульчики. Давайте вспомним с вами, чему научила нас сегодня русская народная сказка «Волк и семеро козлят » ? Я думаю, что вы все поняли : важно заботиться о своей безопасности, нельзя доверять всем и всегда, особенно чужим речам. Нужно уважать и слушаться старших, приходить на помощь друзьям. Вспомните, и медведь, и дятел и даже зайчата, которые сами боялись волка , помогли маме козе найти и спасти своих деток. В сказке , к счастью, как и в большинстве русских народных сказок , конец счастливый, а зло наказано. Недаром русские люди говорят : «Кто маленьких обижает, тот за то потом отвечает. Худо тому , кто добра не делает никому». Дети, вы запомнили, как важно для вас слушаться родителей? Молодцы! Ваше послушание поможет вам избежать большой беды. И всё у вас всегда будет хорошо.

Ребятки! Каждый человек начинает своё знакомство с жизнью со сказки , а, вырастая, продолжает считать сказку навсегда близким и дорогим. В мире много сказок , грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них. Посмотрите, я принесла вам в подарок замечательную книгу. В ней собраны русские сказки . Мы поставим книгу в книжный уголок и будем читать её и рассматривать картинки. Уверенна, эта книжка вам понравится, ведь она откроет вам дверь в новый сказочный мир .