Мастер класс: Роспись тарелки «Осенний лист»
Назначение: Изделие предназначено для оформления кабинета обслуживающего труда.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют ХОХЛОМОЙ!
Нам понадобится для работы:
1. Одноразовая тарелка
2. Деревянная ложка
3. Акриловые краски красного, желтого и черного цветов
4. Кисти, карандаш, палитра, баночка для воды
5. Бесцветный лак
6. Орнамент будущей росписи
Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Вот и мы сегодня попробуем расписать тарелку и ложку хохломскими узорами.
Узор будет вписываться в круг.
Придумываем (или берем из интернета) подходящий орнамент и переносим его на нашу тарелку.
Золотые листья, с темными ягодами очень хорошо будут смотреться на красном фоне. Аккуратно заполняем фон красным цветом, обрисовывая каждый листочек и завиточек.
Поскольку изначально на тарелке был цветной кант, совсем нам не нужный, а красным цветом заглушить его не удалось, делаем черный ободок во внутренней части тарелки и по самому краю.
Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народ-ного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный ху-дожественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.
В этом глухом лесном краю исторически сложились весьма бла-гоприятные условия для развития народных художественных про-мыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жите-ли, будто сговорившись, поделили между собой весь технологиче-ский процесс. Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, ку-да крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать вырабо-танную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревян-ную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.
Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вот-чинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду ок-рашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными крас-ками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нель-зя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древеси-на расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому не-окрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.
Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для кре-стьянина. Однако народные масте-ра сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользовать-ся сю могли и крестьяне. Так по-явилась посуда с хохломской рос-писью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по сло-вам мастеров, ни жары, ни стужи, хоро-шо моется, долго служит, но нарядности соперничает с золотой, а по цене доступ-на беднякам.
Происхождение приемов окраски де-ревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается за- гадкой даже для специалистов. Оригиналь-ная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превраща-ет в блестящее золотом изделие.
Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сна-чала изделие выгачивали из сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15 суток выдерживали при комнатной температуре для про-сушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хо-рошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой во-де, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определен-ной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.
Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешал-ся с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лыч-ным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ста-вили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.
Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия гли-ной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все не-ровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпак-леванное изделие снова ставилось на просушку.
Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каж-дый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ста-вились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифенное таким об-разом изделие лудили — обмазы-вали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «се-ребряным». Только после этого изделие было го-тово к росписи красками. Расписанное лу-женое изделие вновь обильно обмазыва-ли олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «сере-бряные» изделия волшебным образом пре-вращались в «золотые», приобретая на-конец такой хорошо знакомый всем вид.
Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного воз-раста на уроках труда и изобразительного искусства. Представлены основные приемы хохломской рос-писи. Материал изложен по принципу от простого к слож-ному, от изучения основных элементов хохломской роспи-си и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений. Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образователь-ных учреждений, педагогами художественных школ, руко-водителями кружков и различных студий, а также родите-лями в домашних занятиях с детьми. Для начала работы необходимо иметь: . краски гуашевые желтого, красного, зеленого и чер-ного цветов; Кисти беличьи № 2 и № 3; Банку с водой; Мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти; Листок белой плотной бумаги или белую мелкую та-релку без узоров, которая будет служить палитрой. |
В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный от-дельными ритмично расположенными мазками.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу ки-стью, без нанесения предварительного рисунка каранда-шом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение вклю-чены главные элементы «травки»:
«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполня-ется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утол-щением;
«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;
«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одина-ковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«Кустик» —это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположен-ных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «уси-ков» и «завитков».
Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рас-сматривают роспись, выполненную мастером, а затем са-мостоятельно расписывают рисунок изделия.
Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выпол-ненную мастером. Праздничный и торжественный коло-рит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.
Детям предлагается самостоятельно придумать и укра-сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.
Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону
Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.
Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.
Скачать: (cкачиваний: 152)
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!
Пособие содержит 11 занятий и коллективную работу "Хохломской букет". Приведены образцы узоров, характерные для хохломской росписи, которые предлагаются ребенку скопировать или воспроизвести самостоятельно.
В книге предлагаются тренировочные "прописи" на тему хохломской росписи. Показаны и подробно рассмотрены (в том числе сила нажима, прикладывание кисти) основные узоры и орнаменты ("травка", "листочки", "ягодки").
Также изображены предметы с характерным рисунком и ребенок может по образу и подобию украсить предмет элементами в соответствии с заданием. Это и ложки, и чашки, всевозможные вазочки.
На первой странице представлены методические рекомендации к каждому занятию. Последняя страница содержит историю Золотой хохломы.
Учимся рисовать простейшие элементы травного орнамента. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка». В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение включены главные элементы «травки»:
«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«Травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;
«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«Кустик» -это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».
Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рассматривают роспись, выполненную мастером, а затем самостоятельно расписывают рисунок изделия.
Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выполненную мастером. Праздничный и торжественный колорит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.
Детям предлагается самостоятельно придумать и украсить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета - черный и красный.
Цель занятия - постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов.
Сначала дети упражняются в наведении ведущего стебля «криуля». Главный элемент «криуля» - «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением красных и черных «кустиков».
Рассматривая солонку с травным узором, обращаем внимание детей на ритмичное чередование элементов орнамента. Плавное течение ведущей линии - «криуля» подчеркивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.
Дети украшают чашку травным орнаментом, самостоятельно наводя ведущий стебель и используя ранее изученные элементы травного орнамента.
В хохломском узоре «листочки» кроме красного и черного цветов используются также зеленый и желтый.
Рассматривая работу мастеров, следует обратить внимание детей на расположение ветки с осенними листочками. Свободное расположение листочков, травки подчеркивает форму изделия, придает легкость и пышность узору.
Дети импровизируют, создают свою композицию, применяя хохломскую палитру красок: красный, зеленый, черный и желтый цвета.
На этом занятии дети учатся рисовать узоры кистью и печаткой-тычком. Тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку.
Ягоды брусничка, смородинка и рябинка (левая сторона листа) рисуются печаткой-тычком.
Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются кистью. По высохшей краске «разживляются» желтым цветом.
Дети расписывают изделие кистью и печаткой-тычком, используя «разживку» и другие приемы росписи.
Дети упражняются в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образцу.
Рассматривая вазочку, расписанную мастером, обратите внимание детей на соответствие узора и формы предмета. Ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.
Дети самостоятельно придумывают и расписывают вазочку, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета.
Это итоговое занятие, на котором дети могут использовать все ранее изученное. Детям предлагается самостоятельно украсить красные и желтые лепестки и цветки разнообразными хохломскими узорами. Затем эти заготовки можно вырезать и сделать из них аппликацию в виде красочного хохломского букета. Букет будет более красивым и пышным, если дети дополнят его легкими веточками травки. В тетради в качестве примера изображен один такой букет.
При желании сделать большой букет, дети могут вырезать аналогичные заготовки из цветной, желтой или красной, бумаги и затем украсить их по своему вкусу.
Коллективная работа «Хохломской букет»
В качестве итогового занятия можно создать коллективную работу при участии всех детей. Для этого каждый ребенок заготавливает несколько лепестков из цветной бумаги желтого или красного цвета и расписывает их. Затем на большом листе ватмана выклеивается красочный хохломской букет, в котором найдется место для работы каждого ребенка. Букет можно украсить усиками и кустиками. Такая коллективная работа будет хорошим украшением групповой или классной комнаты.
Из таких заготовок можно выклеить не только букет, но и гирлянду, орнамент, орнаментальную рамку и т. д.
Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.
Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.
Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота:)
Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там - берите в руки кисть и краски и вперёд!
Травка - узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.
Травный орнамент.
Узор листочки - стебельки и листики.
Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.
Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.
В росписи "под фон" чаще используется элемент "кудрИна". Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».