Мастер-класс по рисованию «Декоративный натюрморт» в технике «декоративное рисование»

Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по декоративному рисованию «Декоративный натюрморт». Он рассчитан на детей 3-х, 4-х классов (9-11 лет). Данную технику можно применять и как дополнительное творчество, и во время урока изобразительного искусства (например, по программе «Планета знаний» в третьем классе существует тема «Декоративный натюрморт»).

Цель : Вызвать интерес у детей к декоративному рисованию.

Задачи:

· развитие фантазии и воображения детей;

· развитие творческих способностей детей;

· воспитание интереса к технике декоративного рисования.

Для создания картины «Декоративный натюрморт» в технике декоративного рисования нам понадобятся:

· Формат А-3 - 1 лист;

· кисти (средняя (примерно № 5) и тонкая (№ 2));

· клей ПВА;

· простой карандаш;

· баночка с водой;

· палитра.

1. Для начала простым карандашом на формате А-3 нарисуем линию стола, на котором будет стоять натюрморт, и «скелет» для вазы. К построению натюрморта следует относиться очень серьезно, так как от основы (рисунка) будет напрямую зависеть конечный результат работы:

3. И скругляем острые углы:

4. Теперь прорисовываем эллипсы. Чем ближе эллипс к линии горизонта - тем менее он раскрыт, а чем дальше от нее - тем он круглее:

5. И дорисовываем другие элементы натюрморта - у меня это фрукты (яблоки и сливы) и драпировка на дальнем плане:

6. Теперь ненужные линии лучше стареть, чтобы дальше не запутаться в них (например, к ним относятся невидимые дальние линии эллипсов):

7. А сейчас нам предстоит разделить все предметы будущего декоративного натюрморта на плоскости по следующему принципу: свет - полутень - тень - рефлекс.

8. Последними штрихами в построении нашего натюрморта будет набросок рисунка на ткани, чтобы дальний план не был слишком пустым (я решила нарисовать различные по диаметру круги, которые соприкасаются друг с другом):

9. После того как натюрморт построен, приступаем к работе гуашью. В моем декоративном натюрморте не будет плавных переходов цвета, я буду писать его по плоскостям, на которые мы ранее разделили предметы. Я решила нарисовать всю работу в теплых тонах. Начнем писать с дальней драпировки. На палитре смешиваем оттенки розового - от темного до светлого:

2012 г. Москва, Николай Кондратьев и ученики ВЗ "Авангард"
2012 г. Москва -Зеленоград « Чефранов В.Н. и ученики» Префектура ЗелАО
2012 г. Москва Центр современного искусства МАРС « XII Международная выставка - конкурс живописи современного искусства, 1 место
2012 г. Москва геологический музей им. В.И.Вернадского РАН «Конкурс современного изобразительного искусства "Art Preview 2012"
2013 г. Москва, ВЗ «Арт-Холл Юго-Восток» - «Россия. Духовная связь веков»
2013 г. Москва «Московский международный художественный салон «ЦДХ - 2013»
2013 г. Москва, Сокольники, « XIII Международная выставка - конкурс живописи современного искусства "Российская неделя искусств" в Сокольниках,
2013 г. Москва-Зеленоград, Зеленоградский ДК «Зеленограду-55 лет»
2013 г.Берлин, ФРГ, «Дни славянского искусства в Берлине»
2013 г. Москва, ВЗ «Творчество» - «Галерея летних образов»
2013 г. Москва ГВЗМ «Наследие» «Наедине а природой»
2013г. Москва, Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском «Цветы – символ радости»2013 г. Москва-Зеленоград ГБУК «ЦБС ЗелАО» библиотека № 259персональная выставка
2014 г. Москва Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе»- «Зимний романс»
2014 г. Москва, Арт-галерея «Black Dog Красные Холмы «Конкурс современного изобразительного искусства "Art Preview 2013"
2014 – г. Нью-Йорк, США An International Juried Fane Arts Exhibitionв «Конкурс New York Realizm» - золотая медаль SANT MICHAEL2014 г. Москва «Московский международный художественный салон «ЦДХ - 2014»
2014 г. Москва в ГРДНТ ВЗ «Народная галерея» «Народные таланты России»
2014 – г. Москва, Культурное представительство при Посольстве Исламской Республики Иран «Толстовские мотивы в живописи, графике, ДПИ»
2014 – г. Тегеран, Иран, институт «Шахре Кетаб» «Толстовские мотивы в живописи, графике, ДПИ»
2014 – г. Москва, «Дом Н.В.Гоголя – мемориальный музей и научная библиотека» - «Чаша жизни», посвященная 200-летнему юбилею М.Ю.Лермонтова
2014 г. Москва, ГБУК ВЗ «Арт-холл Юго-Восток» Галерея Печатники «Какого цвета будет лето?»
2014 г. Москва, Московский областной региональный центр доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки»- «Чаша жизни», посвященной 200-летнему юбилею М.Ю.Лермонтова
2014 г. Москва ВЗ-музей «Наследие» - «ЗНУИ. 80 лет вдохновения»
2014 г. Москва, библиотека № 102 им. М.Ю.Лермонтова - «Чаша жизни», посвященная 200-летнему юбилею М.Ю.Лермонтова
2014 г. Тула, Тульская Духовная семинария «Отчизне посвятим души прекрасные порывы»
2014 г.Берлин, ФРГ, Российский Дом Науки и Культуры в Берлине – «Выставочный художественный проект «Золотой век» русской литературы в Германии»
2015 г.Москва,Центр современного искусства Винзавод, Художественная выставка Арт-Студии «Живой взгляд» - «Посмотри на жизнь сквозь меня»2015 г. ГБУК Библиотека искусств им. А.П.Боголюбова
2015 г. Москва, ЦДХ «Времена года моей души. Лето».2015 г.Дрезден, ФРГ, «Выставочный художественный проект «Золотой век» русской литературы в Германии»
2015 г. Москва, Международный художественный фонд, «Пейзаж», посвященная 150 лет И.И.Левитана
И др.

Сельская, деревенская тема сегодня очень популярна в фотографии. На эту тему можно увидеть множество пейзажей, портретов, натюрмортов. Наверное, каждому горожанину хочется окунуться в экзотическую для него жизнь в деревне, стать ближе к предкам или к природе… Составить натюрморт (а может и не один) на данную тему должен каждый фотограф-натюрмортист. К тому же, “сельские” сюжеты пересекаются с популярной темой ностальгии. Ностальгическими натюрмортами про жизнь в Советском Союзе полнятся соответствующие разделы всех фотосайтов.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 30 с, 85.0 мм экв.

Эта тема интересна не только с эстетической и философской стороны, но и с точки зрения практического обучения фотографии. Ведь при составлении натюрморта можно поучиться композиции во всех ее аспектах: компоновка предметов, кадрирование, освещение, работа с фактурами. Последний пункт довольно важен и интересен. Вы обращали внимание, что каждый предмет обладает фактурой? Благодаря ей наш глаз может “потрогать” предмет на фото и узнать каков он на ощупь. Фотографу важно научиться понимать фактуру различных предметов - это поможет делать более интересные, лаконичные и законченные фотоработы, в каком бы жанре фотографии он ни снимал.

Важная особенность натюрмортов на сельскую тему - превалирование на них “тяжелых” фактур. Вот и в моем натюрморте подобраны предметы именно с такими тяжелыми, ярко выраженными фактурами. Чугунный котелок, кусок мешковины, незамысловатые овощи. Дополнен сюжет закопченной керосиновой лампой и книжками на тему русских сказок.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 400, F3.5, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Поскольку сюжет у нас “сельский”, в натюрморте участвует нарезанный ломтями бородинский хлеб. Для придания какой-то уникальности снимку среди прочих аналогичных я использовал фрагмент-репродукцию классической картины: портрет крестьянки в платке. Ее взгляд как бы направлен на “хлеб насущный”. Эта картинка, написанная маслом - своеобразная семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение вместе с аутентичной березовой рамкой. За исключением картины, в предметах, представленных на фото нет ничего уникального: каждый их может раздобыть на блошиных рынках или у родственников в деревне, если таковые имеются.

Чтобы предметы не потеряли на фото свою фактуру, их важно правильно подсветить. По моему опыту для этого лучше всего подходит более-менее мягкое боковое освещение. Добиться его можно множеством способов. Самый простой - использовать обычную настольную лампу, о чем мы писали в предыдущих уроках . Но никто не мешает воспользоваться световой кистью или студийными вспышками. В этот раз я выбрал “комбинированный” способ освещения. Основная композиция была подсвечена лампой, тогда как фон - фонариком. Фонарик был не простой, а с лампочкой, горящей желтым светом. Из-за разницы в цветовой температуре между основным освещением и светом от фонарика, фон удалось окрасить в теплый желтоватый оттенок.

Я решил дополнить фотографию отдельно сфотографированной текстурой, наложенной поверх основного изображения. Читается она главным образом на фоне. Сделать это, конечно, можно и при компьютерной обработке, но то же самое позволяет сделать мой Nikon D810 прямо в камере. Иногда такой прием называют мультиэкспозицией. Причем накладывать друг на друга можно даже файлы RAW (и RAW же получать на выходе), чего нельзя сделать на компьютере. Удобно, что наложением можно достаточно гибко управлять, выбирая интенсивность составных частей будущей фотографии.

Я выбрал такие параметры, при которых текстура лишь слегка угадывается, добавляя гладкому фону фактуры, чтобы он не выпадал из общего стиля композиции. К слову, очень часто при создании натюрмортов используется прием с наложением текстур на снимок.

Для съемки натюрмортов вместе с камерой Nikon D810 я предпочитаю использовать объективы с фокусным расстоянием около 85 мм. Мне кажется, на таком фокусном расстоянии получается наиболее выгодно показать предметы, не исказив их пропорции, как было бы при использовании широкоугольной оптики. Впрочем, съемка натюрмортов хороша тем, что для этого подойдет любая аппаратура. В свое время я начинал фотографировать на простенький Nikon D50 с “полтинником” Nikkor 50mm 1.8D. Сегодня же, конечно, этот комплект безнадежно устарел, и для начинающего фотографа я посоветую новые камеры типа Nikon D3300 или Nikon D5300. В качестве объектива для начала вполне подойдет китовый (из комплекта к фотокамере), а специально для съемки предметов можно использовать такие модели, как Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor, Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor или Nikon AF-S Micro Nikkor 60mm f/2.8G ED.