Станислав Востоков - поэт, прозаик, художник, большой любитель животных и знаток детских душ.

Родился в Ташкенте 1 апреля 1975 года. Окончил c отличием Ташкентское художественное училище имени П.П. Бенькова по специальности «художник-бутафор».

Первая публикация - перевод главы из книги Д. Даррелла «Натуралист-любитель» - появилась в газете «Пионер Востока», когда автору было пятнадцать лет.

Как литератор Станислав Востоков заявил о себе в 1998 году, когда в печати стали появляться его стихотворения. Сотрудничал в журналах «Мурзилка», «Простоквашино», «Кукумбер», «Вовочка», «Колобок и два жирафа», «Юный натуралист», в газетах «Пионерская правда» и «Жили-были», творческом объединении «Чёрная курица».

В детстве хотел стать космонавтом. «Но затем понял, что в космосе до изобретения нуль-транспортировки делать нечего. Потом хотел стать детским писателем и зоологом».

Любимая книга:

«В 7 лет -«Урфин Джюс и его деревянные солдаты» А.Волкова, в 15 лет - книги о животных разных авторов, сейчас - «О всех созданиях, больших и малых» Дж. Хэрриота».
Писатель Станислав Востоков очень любит зверей. Вылилось это в заграничную поездку в одну страну - Камбоджу. Увлечённый идеями спасения животных, Востоков принимает участие в сохранении фауны Юго-Восточной Азии, а затем уезжает на остров Джерси, где располагался зоопарк Джеральда Даррелла. Станислав Владимирович не только с детства любил читать книги великого натуралиста и замечательного писателя, но и переписывался с ним (через секретаря). Даррелл пригласил С. Востокова поработать в джерсийском зоопарке, в Международном центре по изучению диких животных.Мало кому так везёт: с группой студентов со всего света послушать лекции о животных в Международном обучающем центре сохранения природы, познакомиться с самыми опытными смотрителями всемирно известного зоопарка, наконец, просто пожить три месяца в одной из комнат Центра, которые названы именами вымерших животных — «Странствующий голубь», «Дронт», «Тасманский волк», а после всего увиденного и услышанного написать смешную и увлекательную повесть об острове Джерси…

Титулы, награды и премии:

2006 - премия «Алые паруса» за книгу «Президент и его министры».
2007 - национальная детская литературной премия «Заветная мечта» за книги «Московский зоопарк. Заметки служителя» и «Остров, одетый в джерси, или Специалист по полуобезьянам» в номинации «Лучшее произведение о животных и живой природе».
2008 - малая премия «Заветная мечта» за книгу «Президент и его министры».
2011 - книга «Московский зоопарк. Заметки служителя» вошла в ежегодный каталог лучших книг для детей и подростков «Белые вороны» Международной юношеской библиотеки в Мюнхене.

Маленькое письмо Станислава Востокова к читателю:

«Можно просто говорить о пользе чтения. А вот пример из жизни. Если бы я не прочёл много хороших книг о животных, я не пошёл бы работать в зоопарк, не съездил бы три раза в Камбоджу, проехав заодно всю Малайзию и пол-Таиланда, не прошёлся бы по Бейкер-стрит, не познакомился бы с удивительными людьми: французами, англичанами, бразильцами, африканцами, индусами, не написал бы, по меньшей мере, двух книг».

Про тех, кто плавает, летает, рычит, мяукает и лает

Востоков, С. В. Не кормить и не дразнить!: (рассказы о Московском зоопарке) / С.В. Востоков. - М.: Самокат, 2010. - 71 с.

Ходить в зоопарк - любимое занятие детей и взрослых. Реальный опыт С. Востокова, много лет работавшего служителем зоопарка, воплотился в остроумных, ярких новеллах и иллюстрациях, которые будут интересны не только юным любителям животных, но и их родителям: Что едят капибары на завтрак? Где в Московском зоопарке бегемот? И почему клетка у аиста третий день не чищена? Интересные, яркие рассказы дополняет замечательное оформление: на полосатых, как школьная тетрадка, страничках - рисунки животных с крайне интересными заметками о них (Станислав Востоков сам иллюстрировал свою книгу).

Читайте - не оторвётесь! Смешно, занимательно и полезно!
А для начала предлагаем познакомиться с одним из обитателей зоопарка - капибара.

Капибара
Есть у нас в Московском зоопарке такой зверь - капибара. И первое время про него никто ничего не знал. Знали только, что - капибара, и все. И привет.
Тогда на него все смотреть принялись, чтобы определить, что это за зверь все-таки? Привычки чтоб его понять и пристрастия.
По виду зверь капибара на свинку похож морскую. Однако размером с большую собаку. А может, у нее от собаки не только размер? Может, она еще и кости погрызть любит?
И тут мы подумали, какой ужас, если морская свинка до такого докатилась! Такую дома уже не заведешь. Ладно, если собака на всех кидается. У нее работа такая. А если свинка бросаться начнет? Куда это годится? И все решили, что никуда.
Стали мы дальше про нее думать.
- На крысу она похожа! - заметил кто-то.
Все посмотрели и согласились. Действительно похожа. Только на бесхвостую и размером с пони. Тут мы снова ужаснулись. От простой крысы шарахаешься, а тут вон какая!

Тем временем капибара зашла в воду и плавать стала.
- Нет, - сказал кто-то, - не крыса. Крыса так не плавает. Крысы вообще плавать не любят. Что они - бобры, что ли?
Тогда подумали мы, может, капибара - бобер? Но почему тогда «капибара»? Надо было и назвать бобром.
- Если сейчас плотину строить начнет, значит, точно бобер! - решили мы.
Но только не стала капибара плотину строить. Вылезла из воды и сено есть начала. Прямо охапками в себя запихивала.
- Не бобер это и не собака. Вон как на сено налегает! Кто ж это, в самом деле?
Тут очень кстати подошла научный секретарь зоопарка Карпович. Повесила она на клетку новенькую табличку и сказала:
- Это южноамериканскаякапибара - самый большой в мире грызун!

Мы с сомнением посмотрели на капибару.
- А почему она ничего не грызет?
- Не все сразу, - отвечает Карпович, - вот сейчас сеном подкрепится и грызть начнет.
Тут, действительно, капибара доела сено и специально положенное деревянное бревно грызть начала.
- Смотреть за этим грызуном надо, - сказал кто-то, - чтобы он не сбежал, и в квартирах не завелся. Ладно, кабы маленький был, а то вон какой! Представляете, какие норы в стенках делать станет? Сам пройдешь!
Мы согласились и решили за капибарой присматривать. Чтобы не сбежала и не завелась.

Востоков, С. В. Специалист по руконожкам: Остров, одетый в джерси / С. В. Востоков. - М.: Время, 2011. - 176 с.: ил.

Остров, где разворачивается действие повести С. Востокова, одетый в трикотажное полотно «джерси», один из Нормандских островов в проливе Ла-Манш, так и называется - Джерси. В 1959 году писатель-натуралист и зоолог Джеральд Даррелл основал на этом острове знаменитый джерсийский зоопарк, основной задачей которого стало сохранение исчезающих животных.
Именно там оказался на стажировке работник Ташкентского зверинца Стас Востоков, приехавший на остров Джерси, чтобы ухаживать за полуобезьянами или, проще говоря, лемурами.

Вместе с писателем вы сможете прогуляться по острову, рассмотреть особняки из розового гранита,познакомиться с обитателями зоопарка: хлопкоголовыми тамаринами, колобусами, японскими журавлями, лопоухими глазастыми ай-ай и многими другими…

На фотографиях - молотоглав, руконожка или ай-ай и мармозетка


Иллюстрации к книге сделаны Марией Воронцовой

Востоков, С. В. Зимняя дверь / С. В. Востоков. - М.: Самокат, 2011. - 68 с.: ил.

Зимняя дверь - это забавные истории и байки о деревенской жизни: на березе в ведре живет кот, в соседнем пруду акула туристов кусает, соловей дает концерты в печной трубе, лось может заглянуть в окно кухни да подкрепиться кашей. В небольших рассказиках, крохотных зарисовках так много невидимых глазу обычного человека подробностей и «чудес» вроде белых мух, думающей воды, розовой вороныили цвета восходящей звезды.

Востоков, С. В. Монстры. Привидения. Чудовища: энциклопедия / Станислав Востоков. - М.: Эксмо, 2003. - 127 с.: цв. ил. - (Всемирная детская энциклопедия).

В этой книге вы найдете все о:
- Необычайных животных, доисторических чудовищах, лохнесском чудовище, морских змеях, гигантских кракенахи спрутах, глубоководных монстрах, мифологических существах.
- Чудовищах, привидениях и монстрах в литературе и кино.
- Загадках снежного человека, оборотнях и вампирах, каннибалах и зомби.
- Небесных знамениях, кораблях-призраках, королевских привидениях.

Кракен - это скандинавский вариант Саратана и арабского дракона, или морского змея. Все истории про него наполовину состоят из вымыслов и домыслов. Существует, например, совершенно мифическое предположение, что самый большой кракен - его называют Великий Кракен - поселился в районе Бермудского Треугольника. И вполне возможно, что все таинственные исчезновения, случавшиеся там - его щупалец дело.
Кто же это такой? Ответ вы найдете в книге С. Востокова.

Реальная фантастика или фантастические истории

Востоков, С. В. Стражи беспорядка / С. В. Востоков. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. - 352 с.: ил.

Книга для тех, кто любит фантастику, смешанную с реальной школьной жизнью, ведь в книге описана современная школа со всеми ее проблемами, учителями, одноклассниками, уроками.
Ире Шмель - главной героине этой авантюрной повести - всего 13 лет.Она неплохо развита физически, у нее отличные реакции, обостренное чувство справедливости и, конечно же, сильнейшее желание сделать этот мир лучше. А еще, как ни странно, она обожает читать фантастику.

В книге есть и фантастический полёт на крылатом пегасе, и множество опасных приключений, в которые попадает Ира и ее друг Макс, наделенные Управлением (Управление - могущественная организация, отвечающая за поддержание мирового порядка) фантастическими сверхсилами и невероятными способностями: например, внезапно открывшийся «третий глаз»…
В сборник вошли две повести: «Стражи беспорядка» и «Хроники Управления».
В книге есть предисловие Эдуарда Успенского:"Книга подарит вам немало веселых минут, и кто знает, может, прочитав её, вы отправитесь не к компьютеру, а прямиком в библиотеку, чтобы читать, читать и ещё раз читать. А значит умнеть, умнеть и еще раз умнеть".

Востоков, С. В. Чёрный Алекс — няня специального назначения: повести и стихи / Станислав Востоков; рис. А. Мартынова. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 285 с.

В книге помещены три повести Станислава Востокова и стихотворения. В каждой из повестей, так или иначе, затронута тема наставника или старшего друга. Все вещи, вошедшие в сборник, заставят вас посмеяться и развлечься.
В первой повести «Жаклин Ивановна» - восьмилетней девочке помогает полюбить занятия музыкой оригинальная соседка по даче, которая своим поведением очень похожа на ПеппиДлинныйчулок. Жаклин Ивановна лазает по деревьям, колет дрова, спасает кошек, которые не могут слезть с дерева, оклеивает комнату советскими дензнаками, не имеет нормальных лестниц в доме, держит рояль на крыше и играет на нём исключительно ночами.

А всё почему? Да потому, что она преподавала музыку в цирковом училище, и ей надо было уметь увлекать и удивлять своих учеников.
Главный герой второй повести «Чёрный Алекс - няня специального назначения» - мальчик Тристан, он всё время что-то разбирает, ломает, устраивает дома разрушительные опыты. Родители не выдерживают энергичной познавательной активности своего отпрыска и приглашают в дом няню. Няней оказывается двухметровый,мускулистый и немногословный Чёрный Алекс, бывший спецназовец, имеющий за плечами пятнадцать лет службы в группе антитеррора…
Третья повесть в книге называется «Секретный пёс» : Ване Сидорову повезло встретить на школьном дворе умного говорящего пса, который оказался сотрудником одного очень секретного НИИ.

***
А еще в книге очень веселые и остроумные стихи:

Не хочется отцу и маме,
Чтоб Лешенька зверька завел.
Напрасно топал он ногами
И поливал слезами пол.
Ну что не так сказал им Леха?
Кто их, родителей, поймет!
Иметь зверюшку разве плохо?
Ведь зверь хороший - БЕГЕМОТ.

***
Пробежал, спасаясь
От волков директор,
На стене физрук висит
Рядом с шимпанзе,
Бьет макака палкой
Видеопроектор,
Химик угрожает
Шваброю козе,
У доски коала
Встал на лапы задние,
На верблюде физик П
роскакал вдали…
Чтоб по зоологии
Был урок нагляднее,
ШКОЛЬНИКИ ЗВЕРЮШЕК В ШКОЛУ ПРИВЕЛИ.

Востоков, С. В. Президент и его министры / С. В. Востоков. - М.: Время, 2010. - 160 с.: ил.

В книгу вошли четыре повести, которые вполне можно считать реальной фантастикой или фантастической историей.
Печальна судьба Страны, у которой нет Правительства. Поэтому Президент из повести Станислава Востокова сначала сформирует Правительство, потом найдет себе подходящий Народ, а потом даже примется совершать подвиги во благо его.
Но Президент собрал странный Кабинет министров:министр Обороны всего боится, министр Внутренних дел - отпетый хулиган,министр Культуры ругается как сапожник, а министр Спорта терпеть не может физкультуру.
А вот, что было дальше - читайте и узнаете!

Детям и не только

Востоков, С. В. Как правильно пугать детей / Станислав Востоков; [худож.О. Демидова]. — М.: Мир Детства Медиа, 2011. — 32 с.: ил.

Взрослые - большие и умные и ничего не бояться. А чтобы дети стали такими же, взрослые пытаются их хорошенько напугать. Автор книги развенчивает самые распространённые страшилки, пугалки и ужастики. И если вам смешно, то уже совсем не страшно!
Смешные рассказы помогут ребенку понять свои страхи!

Толика с детства пугали иностранцами.
- Никогда не разговаривай с иностранцами на улице, - говорили, - а то они тебя в мешок посадят и в Америку увезут!
Поэтому теперь Толик целыми днями ходит по улицам и ищет иностранцев. У него и мешок с собой есть, на всякий случай.
Хорошо бы и взрослым открыть эту книгу, чтобы задуматься,а правильно ли мы пугаем детей? И надо ли пугать вообще?
Книга и «для посмеяться» вместе с детьми, и «для подумать» без детей.

Востоков, С. В. Ветер делают деревья, или Руководство по воспитанию дошкольников для бывших детей и будущих родителей/ Станислав Востоков. - М.: Эгмонт Россия Лтд, 2006. — 103 с.: ил. — (Город мастеров).

Воспитательница третьей группы детского сада Вера Александровна получила на Новый год необычный подарок - «Днивник». В дневнике описывается вся жизнь детского сада за три осенних месяца. Шестилетний Гена Спицын размышляет по поводу воспитательской работы, а заодно о сочинении стихов по методу китайских поэтов-монахов и о том, для чего в манную кашу добавляют комки.

Прямо в книге можно нарисовать свое генеалогическое древо или дорисовать кактусам колючки или цветы, вырезать кубик или написать слова на «р», «а мама пусть напишет слова на «р», которые нельзя нарисовать».

Взрослые получат не меньше удовольствия, прочитав эту книгу. Они, может быть, немного изменят свои представления о воспитании детей, как сделала сама Вера Александровна.

Материал подготовила Ефимова С. А.

- Станислав, вы живете в Подмосковье, но, насколько знаю, детство ваше прошло вдали от столицы...
- Да, я родился в Узбекистане. Когда-то моя прабабушка переехала в Туркмению с Урала, а потом перебралась в прекрасный зеленый Ташкент. Так мы оказались в Средней Азии.
- Что должно окружать человека в ранние годы, чтобы он вырос и стал писателем?
- Меня воспитывали мама и школа. Но у мамы это получалось значительно лучше. Конечно, то, что она писатель, автор исторических романов, не могло на меня не повлиять: иногда возникало желание тоже стать писателем. Правда, писать для взрослых я никогда не хотел - только для детей. Первая, не слишком удачная проба пера произошла лет в семь.
Время от времени мама определяла меня в различные кружки в надежде, видимо, выявить какие-то скрытые таланты. Но таланты не обнаруживались, и я нигде долго не задерживался. Потом неожиданно выяснилось, что мне хочется рисовать, и я отправился в школу искусств. Однако лучше всего я чувствовал себя во дворе, с друзьями, благо время было спокойное, можно было подолгу гулять без родительского присмотра. А вот заниматься в школе я никогда особенно не любил, разве что в первом классе. Учился я в английской школе, одной из лучших в республике, там приходилось потеть! Пусть нечасто, но случались двойки, а их я ужасно боялся. Любимым предметом у меня была история. Нравились литература, природоведение и физкультура. Хуже всего было с математикой. И не потому что ленился, просто склад ума у меня гуманитарный. Для мамы это было непонятно, она окончила школу с медалью, и старшая сестра, которая училась в той же школе, уверенно шла на медаль. Сочинения я писал неплохо, но далеко не все литературные произведения, которые мы проходили на уроках, мне нравились. Положительно я относился, пожалуй, только к Гоголю, Короленко, Катаеву, Белых и Пантелееву. Я, как и всякий нормальный ребенок, больше любил сказки, фантастику и книги о животных, то есть то, чего в школе почти не было. А достать хорошую книгу тогда было ох как непросто! Приходилось выпрашивать у друзей, у маминых знакомых. Ну и брать в библиотеках, конечно. В книжных магазинах можно было найти лишь классику, агитационные плакаты и репродукции художников-передвижников. Кое-что интересное бывало в букинистических, но дорого.
- А что вас тяготило в детстве?
- Чего я не любил, так это пионерские лагеря, куда периодически попадал, где приходилось маршировать, учить девизы, какие-то речевки. Мне нравился городской лагерь, располагавшийся в школе неподалеку. Там нас не мучили строевой подготовкой, а вместо этого читали вслух приключенческие книги. С удовольствием слушал про Урфина Джюса и его деревянных солдат, нравились мне «Шляпа Волшебника» Туве Янссон, «Девочка с Земли» Кира Булычева.
- С чего начался ваш собственный путь в профессиональную литературу?
- Первой книгой были рассказы о Московском зоопарке «Не кормить и не дразнить!». К счастью, мне не пришлось обивать пороги издательств, надоедая редакторам просьбами напечатать не знакомого никому автора, как это обычно бывает поначалу. Сборник рассказов с ходу взял мой хороший знакомый, который составлял серию познавательной литературы. Книгу эту я написал очень быстро - просто записывал истории, которые происходили в зоопарке со мной и другими сотрудниками. Правда, некоторые из них обиделись, что я вывел их под настоящими именами, так что для следующего издания пришлось выдумывать им псевдонимы.
Во многих своих вещах, например в книгах о деревне или Джерсийском зоопарке, я описываю то, что случалось на самом деле, лишь немного фантазируя. Сказки и фантастику мне писать сложнее. Мало того что нужно удерживать внимание читателя от начала до конца довольно длинного произведения, так еще и рискуешь повторить что-нибудь кем-то уже написанное. Так, мне пришлось изрядно поломать голову, чтобы придумать оригинальный сюжет для «Фроси Коровиной»! Помогло то, что я до этого побывал в музее деревянного зодчества «Малые Карелы». Вообще для меня лучший источник вдохновения - это увиденная или услышанная где-то интересная история. Но у таких сюжетов часто или нет концовки, или, наоборот, начало не такое, как хотелось бы, поэтому их приходится досочинять, «докручивать».
- Кого из детских писателей вы считаете своими учителями?
- Не могу выделить кого-то одного и сказать: вот он мой учитель с большой буквы. Хотя, конечно, я учился и учусь на любимых книгах Кира Булычева, Юрия Коваля, Эдуарда Успенского, Аркадия и Бориса Стругацких, Астрид Линдгрен. Это если говорить о прозе. Мои ориентиры в поэзии: Сергей Махотин, Михаил Яснов, Марина Бородицкая.
- Не могу не спросить, как в вашей жизни случился поворот от профессиональных занятий живописью к защите животных?
- Одно из первых моих литературных впечатлений - книга Чарушина. Ее читала нам воспитательница. С тех пор я прочитал много книг о животных: Бианки, Сетона-Томпсона и Чаплину, позже Джеральда Даррелла и Джеймса Хэрриота. В моем детстве эти писатели были очень популярны и дефицитны! Ну и, конечно, мне, как и многим читателям, хотелось оказаться на месте авторов этих книг, они ведь в большинстве биографичны. Отсюда и увлечение животными. Как ни странно, сейчас книги о животных читают заметно меньше.
- Какое из ваших путешествий запомнилось вам ярче всего?
- Самое грандиозное путешествие было, конечно, в Камбоджу, где я провел в общей сложности около двух лет. А вот самое интересное определить куда труднее. На Джерси, где я учился охране редких животных, было так интересно, что я написал об этом книгу «Остров, одетый в Джерси». Или вот Куба, куда я попал в прошлом году. Это совершенно другой мир! Хотя, честно говоря, сейчас мне интереснее путешествовать по России. Калининградская область совершенно не похожа на Дагестан, а Якутия имеет мало общего с Мурманской областью - это просто разные страны!
- Вы живете в сельской местности. Это осознанный выбор? Вас не тянет в город?
- В деревне я поселился случайно. Но теперь я уже в город и не хочу. На мой взгляд, правильное место жизни для человека именно деревня, ну или маленький город. Во-первых, тут человек еще как-то связан с природой, а во-вторых, если вместе собираются сотни тысяч людей, а тем более миллионы, добра не жди! Хотя, конечно, для пишущего человека надо быть поближе к столице, где сконцентрированы почти все издательства нашей страны. В этом смысле я устроился очень удобно, от нас до центра Москвы всего полчаса на электричке.
- Кто ваши первые читатели и критики?
- Когда книга готова в первом приближении, я прошу, чтобы ее почитал кто-нибудь из моих коллег и знакомых, в чьих вкусах и знаниях я уверен. И почти всегда после этого вещь приходится дорабатывать - свежий глаз всегда найдет недочеты.
- Станислав, внимательный читатель без труда разглядит в вас настоящего педагога - внимательного, умного, тонко чувствующего душу ребенка. Какие ошибки, на ваш взгляд, учителя чаще всего, пусть и невольно, совершают по отношению к детям? Чего нельзя допускать ни в коем случае?
- Не думаю, что я могу что-то советовать учителям. Замечу только, что мне кажется ошибкой сухое, бездушное преподавание того или иного предмета. Учитель должен заражать ученика своей увлеченностью. Кроме того, я за индивидуальное обучение. Даже в одном небольшом классе дети очень разные. И в идеале каждый должен учиться по специально для него созданной программе. В том числе и литературной. Ведь кому-то ближе один писатель, кому-то - другой, кто-то сам поймет объяснение учителя, а с кем-то нужно сидеть и разбирать все по цифрам или по словам. Я понимаю, что в обычной некоммерческой школе учителям, замученным ненужной документацией и проверками, трудно уделить всем детям необходимое внимание. Но ведь есть же таланты, которым это удается! А вот чего точно не должен делать учитель, так это применять физическую силу и оскорблять ученика. Но это, по-моему, и так всем (или почти всем) ясно. Все-таки XXI век на дворе.
- Как, по-вашему, нужно ли вести с детьми серьезные разговоры на серьезные темы? С какого возраста можно доверять им взрослые проблемы?
- Смотря какие дети, смотря какой учитель. Бывают ответственные ребята, с которыми можно говорить обо всем на свете. А бывают учителя, с которыми на серьезные темы разговаривать совершенно невозможно.
- Насколько значим в вашем творчестве элемент игры?
- Это одна из важнейших вещей в детской литературе! И сейчас многие талантливые писатели не обходят его стороной. Например, Артур Гиваргизов в «Энциклопедии с бабочкой и барабаном» играет в энциклопедию, а Михаил Есиновский в поэтической книге «Луна за диваном» - в учебник физики. И я по мере сил стараюсь использовать этот прием.
- Одна из ваших многочисленных литературных премий называется «Заветная мечта». А о чем вы сами мечтаете?
- Чтобы люди на Земле научились жить в гармонии с природой.


Из сборника «Я бы так не смог!»

Мечтать не вредно
Мечтать не вредно на уроке
Об атлантических закатах,
О реках, где плывут пироги,
О каравеллах и фрегатах,
О том, что ты опять в дороге,
Отважный первооткрыватель...
«Мечтать не вредно на уроке!» -
Сказал себе преподаватель.

Учитель физики
Учитель физики Федотов
Вел очень странно свой урок,
Закон паденья бутербродов
Он объяснять, к примеру, мог.
Искал он градусы кипенья
И замерзанья холодцов,
А также вычислял давленье
При разгрызаньи леденцов.
Пускай последняя зарплата
Ушла на опыты опять,
Но у Федотова ребята
Знать будут физику на «пять»!

Я бы так не смог!
Пушкин пробудился очень рано,
За окном еще серым-серо,
Но поэт проворно встал с дивана,
Взял скорей бумагу и перо.
А потом по утренней пороше
К няне, что с утра пирог пекла.
Нянюшка кивнула: «Стих хороший!
Я бы никогда так не смогла!»
Пушкин улыбнулся чуть печально,
Но, отведав нянюшкин пирог,
Он воскликнул: «Просто гениально!
Я бы никогда бы так не смог!»

Этой весной в издательстве "Время" вышла книжка молодого писателя Станислава Востокова "Остров, одетый в джерси" - о жизни зоопарка, созданного знаменитым натуралистом Джеральдом Дарреллом. Тираж ее очень скоро был раскуплен. Не дожидаясь нового тиража, корреспондент "Недели" Наталия Киеня встретилась со Станиславом, чтобы из первых уст услышать о зверином острове, детских книжках и взрослых проблемах вокруг них.


неделя: Как вы попали на Джерси?

Станислав востоков: Мне очень нравились книжки Даррелла. В конце каждой из них обычно бывает написано: если вы хотите связаться с зоопарком на Джерси, пишите по такому-то адресу. Я всему верю, поэтому взял и написал письмо. Мне пришел ответ: "Если вы хотите нам помочь, пожалуйста, переведите несколько фунтов стерлингов на наш счет и вступайте в ряды участников фонда". Это был 1995 год, и фунтов тогда ни у кого в России не было, и я написал: "Денег у меня нет, извини, могу помочь чем-нибудь другим". Мы стали переписываться с сотрудником фонда, который заведовал образованием. Если вы читали книжку, его имя там фигурирует - Филипп Кофе...

н: Да, Кофе, который любил чай...

Востоков: Который любил чай (улыбается). Он пригласил меня поучиться на Джерси. Немалую роль сыграла моя поездка в Камбоджу - страну их интереса, вот меня и позвали.

н: А как вы попали в Камбоджу?

Востоков: Один знакомый предложил съездить. Эта страна в начале 90-х была закрыта для туристов, там только окончилась война, и иностранцев не было вообще. Показалось жутко интересным. Я пробыл в Камбодже месяцев девять, потом уехал на Джерси. А вскоре после этого был утвержден Фонд имени Даррелла - для людей, которые занимаются охраной окружающей среды. Я дважды получал его гранд и еще дважды съездил в Камбоджу: один раз для создания центра реабилитации конфискованных гиббонов, потому что там это очень большая проблема, второй - чтобы напечатать карту редких животных Камбоджи и распространить ее в местных школах.

н: Выходит, вы с Дарреллом уже не успели пообщаться?

Востоков: Нет, увы.

н: Кто вы по образованию?

Востоков: Я художник, окончил училище в Ташкенте. Биологом, наверное, назвать себя не могу: все мое образование в этой области - четыре месяца курсов на Джерси. Но животных я всегда любил, перечитал о них все книги, какие только выходили в СССР, - Джеральда Даррелла, Джеймса Хэрриота, Веры Чаплиной.

Потом успел поработать в четырех зоопарках: Ташкентском, Джерсийском, Московском и камбоджийском. Последний, правда, зоопарком назвать нельзя: это было огороженное колючей проволокой пространство, куда выпускали сразу всех животных. Кто кого съест, тот и выживет (смеется).

н: Как долго вы работали в Московском зоопарке?

Востоков: В течение 2001 года. В Доме птиц. Там просто единственное свободное место в зоопарке было.

н: А как же ваш роман с лемурами и гиббонами?

Востоков: Мой роман с лемурами, к сожалению, не получил продолжения. И писанина, и животные отнимают очень много времени, приходится выбирать: либо одно, либо другое. Зверями есть кому заниматься, а книг про них почти никто не пишет. Хотя, казалось бы, у нас такая сильная школа.

н: Ваша новая книга "Президент и его министры" ведь не о животных?

Востоков: Нет, это книжка-игра. Мальчик, который считает себя президентом, отдыхает на каникулах и набирает себе кабинет министров. Первым он пригласил министра культуры, который ругается как сапожник. Потом нашел бывшего хулигана и сделал его министром внутренних дел. Затем к ним присоединились министр обороны, который всего боится, и министр спорта - чрезвычайно одухотворенная личность, ненавидящая физкультуру. Все заняты тем, что ищут себе народ.

н: Это детская книжка или взрослая?

Востоков: Я не прицеливаюсь на аудиторию, я просто пишу о том, что мне интересно... "Остров, одетый в джерси" была и не детской, и не взрослой. Но в нашей стране, если ты пишешь о животных, ты автоматически пишешь для детей.

н: Ваши книги очень напоминают по стилю творчество детского писателя Юрия Коваля...

Востоков: Да, вы первая, кто это заметил. Я, конечно, не хотел делать аллюзии, да и стилистика "Острова" другая, более молодежная. Мне, честно говоря, обидно, что нынешние дети не знают Коваля, а многие его не понимают. "Вася Куролесов" и "Чистый Дор" идут, конечно, хорошо, но "Недопесок" уже слишком высоко "забрался". Я дружу с РГДБ - Российской государственной детской библиотекой. И мой знакомый, который там работает, рассказывал: еще 20 лет назад Кира Булычева зачитывали до дыр, а "Недопесок" все время был в приличном состоянии. Это очень показательно.

Я вас сейчас убью наповал: Даррелла дети читают еще меньше, чем Коваля. Я часто выступаю перед детьми, причем часто это дети довольно продвинутые. Ноль. Даррелл ушел из нашей жизни.

н: Что же они читают?

Востоков: Если взять подростковую аудиторию, то здесь, конечно, в моде иностранная литература. Причем даже не "Гарри Поттер" - он, как ни странно, тоже уходит. Наши книжные рынки слились с зарубежными: как только там что-нибудь выходит, это мгновенно переводят на русский. И ладно бы хоть хорошо переводили или хотя бы просто переводили - очень часто у нас стараются сделать свою книжку на ту же тему. Но только выходит она в десять раз хуже. У нас есть и хорошая детская литература, хотя ее мало кто знает. Потому что очень маленькие тиражи.

н: Имена, явки, пароли?

Востоков: Андрей Усачев , Олег Кургузов, Тим Собакин, Сергей Седов, Артур Гиваргизов , Марина Москвина - кстати, ученица Коваля - и Александр Дорофеев , тоже его ученик, самый главный.

н: Что в них не так с точки зрения рынка?

Востоков: Понятия не имею! Но на финском книжном рынке, как выяснилось, ситуация примерно такая же: есть два-три известных автора, а все остальное выходит тиражами в тысячу экземпляров. Наверное, это нормально.

В СССР, надо сказать, ситуация была совсем другая: во-первых, книжки выходили просто атомными тиражами. 100 тыс. - это было мало. А теперь 3 тыс. - уже средний тираж. Правда, считается, что у нас сейчас люди стали больше читать, чем читали несколько лет назад. Не знаю.

н: А что говорит статистика?

Востоков: А статистика - это очень странная вещь. Недавно одно международное агентство по массовым коммуникациям поставило Россию на седьмое место в мире. Я думаю, дело в неправильном измерении, потому что тех, кто читает электронные книги, в этот рейтинг не включали. Если бы этого ограничения не было, нас бы оттеснили очень далеко... Никогда не догадаетесь, кто оказался на первом месте...

н: Британия?

Востоков: Британия ниже нас, не знаю насколько. А на первом месте - то ли Египет, то ли Иран. Потому что они едут в метро - читают Коран, сидят в автобусе - читают Коран...

н: Издавать книжки у нас сейчас сложно?

Востоков: Да, грубо говоря, все издательства пытаются выживать. Даже АСТ сейчас новых книг, насколько я знаю, не подписывает - ждет, что будет с рынком. А небольшим издательствам деваться некуда: они же не могут все время делать допечатки. Они рискуют. Будем надеяться, все выживут. Прежде всего потому, что хорошей детской литературой у нас занимаются именно эти маленькие издательства.



КЛОУН Боря с мамой пошли однажды в цирк. Особенно понравились мальчику дрессировщик, жонглёр и клоун. Всё так просто, сказал Боря, я обязательно пойду работать в цирк! Это только кажется, что просто, объяснила мама. Чтобы стать цирковым артистом, нужно долго учиться. Боря маме не поверил. Когда они вернулись домой, мальчик схватил Мурку и приказал ей прыгать через стол. Но Мурка Борю не послушалась и даже поцарапала его. Тогда мальчик схватил со стола две чашки, подбросил их, а поймать не смог. И чашки, конечно, разбились. Тогда Боря понял, что ни дрессировщика, ни жонглёра из него не получилось. Зато ему досталось за разбитые чашки. Мама отшлёпала Борю и сказала: Ну что за ребёнок, прямо клоун какой-то! Ура! закричал Боря. Я клоун! А ты говорила, что этому надо долго учиться.




Боря с мамой пошли однажды в цирк. Особенно понравились мальчику дрессировщик, жонглёр и клоун. Всё так просто, сказал Боря, я обязательно пойду работать в цирк! Это только кажется, что просто, объяснила мама. Чтобы стать цирковым артистом, нужно долго учиться.




Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми. Здесь, на Урале, он хорошо узнал жизнь простых людей, слышал живой и выразительный народный язык. Предки писателя - выходцы из крепостных. Отец Е.Пермяка, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда сыну было три года. Нелегко было матери воспитывать сына. В детстве и юности Е.Пермяк с матерью часто ездил по родным городам и посёлкам Урала и близко познакомился с жизнью мастеровых людей. Ещё мальчиком он полюбил ремёсла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями.


МОЧАЛО – часть коры молодой липы, которую вымачивают в воде и разделяют на мелкие полоски (волокна), из которых делают мочало. ДРАНКИ – тонкие деревянные доски. НА ПРИГОРКЕ – бугор, небольшой холм. ЗА ПАЗУХОЙ – место между грудью и прилегающей к ней одеждой, выше пояса. МОТОК – клубок ниток