Занимательный рассказ о двух братьях, которые летом жили в доме у бабушки и дедушки. Мальчики постоянно спорили и мирились, придумывали разные занятия и игры, ловили рыбу…

Рассказ Шурик у дедушки читать

Летом мы с Шуриком жили у дедушки. Шурик — это мой младший брат. Он еще в школе не учится, а я уже в первый класс поступил. Только он все равно меня не слушается… Ну и не надо!.. Когда мы приехали, так сейчас же обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки.

Я нашел стеклянную банку из-под варенья и круглую железную коробочку от гуталина. А Шурик нашел старую дверную ручку и большую калошу на правую ногу. Потом мы чуть не подрались с ним на чердаке из-за удочки. Я первый увидел удочку и сказал:

— Чур, моя!

Шурик тоже увидел и давай кричать:

— Чур, моя! Чур, моя!

Я схватил удочку, а он тоже вцепился в нее и давай отнимать. Я рассердился — как дерну!.. Он отлетел в сторону и чуть не упал. Потом говорит:

— Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша.

— Вот и целуйся со своей калошей, — говорю я, — а удочку нечего рвать из рук.

Я отыскал в сарае лопату и пошел копать червей, чтобы ловить рыбу, а Шурик пошел к бабушке и стал просить у нее спички.

— Зачем тебе спички? — спрашивает бабушка.

— Я, — говорит, — разведу во дворе костер, сверху положу калошу, калоша расплавится, и из нее получится резина.

— Еще чего выдумаешь! — замахала руками бабушка. — Ты тут и дом весь спалишь со своим баловством. Нет, голубчик, и не проси. Что это еще за игрушки с огнем! И слушать ничего не желаю.

Тогда Шурик взял дверную ручку, которую нашел в сарае, привязал к ней веревку, а к другому концу веревки привязал калошу. Ходит по двору, веревку за ручку держит, а калоша за ним по земле ездит. Куда он — туда и она. Подошел ко мне, увидел, что я червей копаю, и говорит:

— Можешь не стараться: все равно ничего не поймаешь.

— Это почему? — спрашиваю.

— Я заколдую рыбу.

— Пожалуйста, — говорю, — колдуй на здоровье.

Я накопал червей, сложил их в коробочку и пошел к пруду. Пруд был позади двора — там, где колхозный огород начинается. Насадил я на крючок червяка, уселся на берегу и забросил удочку. Сижу и за поплавком слежу. А Шурик подкрался сзади и давай кричать во все горло:

Колдуй, баба, колдуй, дед,

Колдуй, серенький медведь!

Колдуй, баба, колдуй, дед,

Колдуй, серенький медведь!

Я решил молчать и ничего не говорить, потому что с ним всегда так: если скажешь что-нибудь, еще хуже будет.

Наконец он наколдовался, бросил в пруд калошу и стал ее по воде на веревке таскать. Потом придумал такую вещь: бросит калошу на середину пруда и давай в нее камнями швырять, пока не утопит, а потом начинает ее со дна на веревке вытаскивать.

Я сначала молча терпел, а потом как не вытерплю:

— Пошел вон отсюда! — кричу. — Ты распугал мне всю рыбу! А он говорит:

— Все равно ничего не поймаешь: заколдована рыба.

И опять плюх калошу на середину пруда! Я вскочил, схватил палку — и к нему. Он давай удирать, а калоша за ним на веревке так и скачет. Еле убежал от меня.

Вернулся я к пруду и стал снова рыбу ловить. Ловил, ловил… Уже солнышко высоко поднялось, а я все сижу да на поплавок гляжу. Не клюет рыба, хоть тресни! На Шурика злюсь, прямо избить готов. Не то чтоб я в его колдовство поверил, а знаю, что если приду без рыбы, смеяться будет. Уж чего я ни делал: и подальше от берега забрасывал удочку, и поближе, и поглубже крючок опускал — ничего не выходит.

Захотелось мне есть, пошел я домой, вдруг слышу — кто-то в ворота колотит: «Бум-бум! Бах-бах!»

Подхожу к воротам, смотрю, а это Шурик. Достал где-то молоток, гвозди и прибивает к калитке дверную ручку.

— Это ты для чего прибиваешь? — спрашиваю.

Он увидел меня, обрадовался:

— Хи-хи! Рыболов пришел. Где же твоя рыба?

Я говорю:

— Ты зачем прибиваешь ручку? Здесь же есть одна ручка.

— Ничего, — говорит, — пусть две будут. Вдруг одна оторвется.

Прибил ручку, и еще у него один гвоздь остался. Он долго думал, что с этим гвоздем делать, хотел его просто в калитку загнать, потом придумал: приложил калошу подошвой к калитке и стал ее гвоздем приколачивать.

— А это для чего? — спрашиваю.

— Так просто.

— Просто глупо, — говорю я.

Вдруг смотрим — дедушка с работы идет. Шурик испугался, давай отрывать калошу, а она не отрывается. Тогда он встал, загородил калошу спиной и стоит.

Дедушка подошел и говорит:

— Вот молодцы, ребятки! Только приехали — и за работу сразу… Кто это придумал к калитке вторую ручку прибить?

— Это, — говорю, — Шурик.

Дедушка только крякнул.

— Ну что ж, — говорит, — теперь у нас две ручки будет: одна сверху, другая снизу. Вдруг какой-нибудь коротенький человек придет. До верхней ручки ему не дотянуться, так он до нижней достанет.

Тут дедушка заметил калошу:

— А это еще что?

Я так и фыркнул. «Ну, — думаю, — сейчас Шурику от дедушки будет».

Шурик покраснел, сам не знает, что тут ответить.

А дедушка говорит:

— Это что ж? Это, наверно, все равно что ящик для писем. Придет почтальон, увидит, что дома никого нет, сунет письмо в калошу и пойдет дальше. Очень остроумно придумано.

— Это я сам придумал! — похвастался Шурик.

— Да неужто?

— Честное слово!

— Ну молодец! — развел руками дедушка.

За обедом дедушка все разводил руками и рассказывал бабушке про эту калошу:

— Понимаешь, какой остроумный ребенок! До чего сам додумался, ты не поверишь даже! Понимаешь, калошу к калитке, а? Я давно говорю, что надо ящик для писем прибить, а того и не сообразить мне, что проще калошу.

— Ладно уж, — усмехнулась бабушка. — Я куплю ящик, а пока пусть повисит калоша.

После обеда Шурик побежал в сад, а дедушка говорит:

— Ну, Шурик у нас уже отличился, а ты, Николка, тоже небось чего-нибудь наработал. Ты уж признавайся, порадуй дедушку.

— Я, — говорю, — ловил рыбу, да рыба не ловится.

— А ты где ловил?

— В пруду.

— Э… — протянул дедушка, — какая же тут рыба? Этот пруд недавно вырыли. Тут даже лягушки еще не развелись. А ты, голубчик, не поленись, пойди на речку. Там у мостика течение быстрое. На этой быстринке и полови.

Дедушка ушел на работу, а я взял удочку и говорю Шурику:

— Пойдем на реку, будем вместе рыбу ловить.

— Ага, — говорит, — испугался! Теперь подлизываешься!

— Зачем мне подлизываться?

— А чтоб я не колдовал больше.

— Колдуй, — говорю, — пожалуйста.

Взял я коробку с червями, банку из-под варенья, чтоб было куда рыбу сажать, и пошел. А Шурик сзади поплелся.

Пришли на реку. Я пристроился на берегу, недалеко от моста, где течение побыстрей, забросил удочку.

А Шурик толчется возле меня и все бормочет:

Колдуй, баба, колдуй, дед,

Колдуй, серенький медведь!

Помолчит чуточку, помолчит, а потом снова:

Колдуй, баба, колдуй, дед…

Вдруг рыба как клюнет, я как дерну удочку! Рыба сверкнула в воздухе, сорвалась с крючка, упала на берег и ну плясать возле самой воды.

Шурик как крикнет:

— Держи ее!

Бросился к рыбе и давай ловить. Рыба по берегу скачет, а он прямо животом на нее бросается, никак поймать не может; чуть она не удрала обратно в реку.

Наконец он ее схватил. Я набрал в банку воды, Шурик пустил в нее рыбу и стал разглядывать.

— Это, — говорит, — окунь. Честное слово, окунь! Видишь, какие у него полоски. Чур, мой будет!

— Ладно, пусть будет твой. Мы еще много наловим.

В этот день мы долго удили. Поймали шесть окуньков, четырех пескарей и даже ершика одного выудили.

На обратном пути Шурик нес банку с рыбой и даже подержать не давал мне. Он был очень рад и совсем не обиделся, когда увидел, что его калоша исчезла, а вместо нее на калитке висит новенький голубой ящик для писем.

— Ну и пусть, — сказал он. — По-моему, ящик еще даже лучше калоши.

Он махнул рукой и поскорей побежал показывать рыбу бабушке. Бабушка похвалила нас. А потом я ему сказал:

— Вот видишь, а ты колдовал! Ничего твое колдовство не значит. Я в колдовство не верю.

— У! — сказал Шурик. — А я, думаешь, верю? Это одни только дикари верят да старенькие старушки.

Этим он очень насмешил бабушку, потому что бабушка хоть и была старенькая, но тоже не верила в колдовство.

(Илл. И.Семёнова, изд. Мелик-Пашаев, 2013 г.)

Опубликовано: Мишкой 21.01.2018 14:21 17.04.2018

МинистерствО образования и науки

Донецкой Народной Республики

Донецкая специализированная общеобразовательная физико-математическая школа I - III стуПЕНЕЙ №35

ДНР 83052, г.Донецк-52, ул. 50-й Гвардейской Дивизии, 16;
294-10-03,
e - mail : donschool -35@ yandex . ru

КОНСПЕКТ

урока литературного чтения

во 2 классе

Учитель

Боровинская

Елена Викторовна

Тема. М. Пришвин «Хромка»

Цели: образовательная: совершенствовать навык чтения вслух целым словом, учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, способствовать развитию учебных и читательских умений, формировать у детей представление о творчестве М.Пришвина, воссоздающее воображение ребёнка;

развивающая: способствовать развитию связной устной речи детей, создавать условия для развития наблюдательности, формировать умение работать в паре;

воспитательная: воспитывать любовь к книгам, прививать интерес к устному народному творчеству, способствовать выработке умения слушать и слышать друг друга, уважать.

Тип урока: урок усвоение новых знаний.

Оборудование: учебники, портрет Пришвина, текст рассказа, иллюстрация Хромки, слова

Литература: 1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений часть 1. (Л.Ф.Климонова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.: ил. – (Школа России)

2 . www . kinderdergenii . ru – физминутка.

Хронометраж урока:

1.Организация начала урока

2.Проверка домашнего задания

3.Сообщение ученикам темы и задач урока

7.Итоги урока

Содержание урока

1.Организация начала урока

2. Проверка домашнего задания

3.1 Сообщение ученикам темы и задач урока.

4.Восприятие и осознание учащимися фактического материала

4.1 Словарная работа.

4.2 Чтение текста учителем.

4.3 Первичный анализ произведения.

Физминутка

5.Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами

5.1 Работа над текстом. Чтение текста учениками.

5.2 Работа над рассказом.

5.3 Составление кластера.

5.4 Маски настроения.

6.Обобщение и систематизация знаний

6.1 Работа над произведением. Выборочное чтение.

6.2 Найдите начало строки (работа в парах).

7.Итоги урока

8.Сообщение домашнего задания

Ход урока:

1.Организация начала урока

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2.Проверка домашнего задания

Откройте учебник на с 146.

Давайте рассмотрим иллюстрацию, которая дана нам в учебнике.

Кого мы видим на этой иллюстрации?(сова, мыши)

Какое время суток изображено на иллюстрации?

Когда читали текст, вы представляли именно такую иллюстрацию?

Считал ли старик Сову своим лучшим другом? (нет)Почему?

О чем мудрая сова предупреждала старика? (о том что она больше не будет у него ловить мышей)

Послушался ли он её советов? (нет)

Найдите в тексте момент, когда сова говорит из дупла.

Найдите и прочитайте мне диалог героев.

Объясните сказку или рассказ вы прочитали?

Почему вы так думаете?

Молодцы, ребята

3.Мотивация учения школьников

3.1 Сообщение темы и постановка учебных задач.

А теперь,мы можем перейти к теме нашего урока. Сейчас я вам прочту стихотворение, в котором будет говорится о теме нашего урока, ваша задача внимательно меня послушать и после того, как я прочту, вы мне скажите, о чем это стихотворение.

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели.

Северяне – снегири
- Так о чем же мы это стихотворение?(о животных)

Ребята, а кто знает каких-нибудь авторов которые написали рассказ о животных? (Пришвиным, Чарушин, Жидков)

Какие именно рассказы о животных этих авторов вы знаете?
- Ребята, а у кого из вас есть дома какое-нибудь животное?

Расскажите коротко о нем (работа с мячом) Хорошо, ребята! Молодцы.

Ребята, а какому животному мы сегодня уделим внимания на уроке вы узнаете, если отгадаете загадки которые я вам сейчас прочту. Слушаем внимательно!

1. Удивительный ребёнок 2. Под дождём она гуляет,

Только вышел из пелёнок, Щипать травку обожает,

Может плавать и нырять, «Кря» кричит, всё это шутка,

Как его родная мать. (Утёнок) Ну, конечно, это – …(утка)

Дети отгадывают загадки и называют героя произведения.

Молодцы, ребята.

Слайд 1

А как звали утёнка, вы сможете отгадать, если в данном слове

вычеркнете одинаковые буквы.

С Х Я РО Т М ТЯ К С А

Дети угадывают название «Хромка».

Сегодня мы познакомимся с рассказом под названием «Хромка»,который написал известный вам писатель-анималист М.Пришвин. Обратите внимание на экран.

Слайд 2

4.Восприятия и осознания учащимися фактического материала

Родился Михаил 23 января 1873 года в селе Хрущево- Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл. Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми. Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование. М. М. Пришвин писал о природе и в защиту природы. Он прошел большой трудовой путь, работал агрономом(это тот человек, который занимается землей, руководил сельскохозяйственными делами) , народным учителем, ботаником. Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места огромной страны России, прекрасно знал север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. Писатель великолепно знал природу. В его рассказах даже растения, звери и птицы становятся живыми.

Слайд 3 Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

Слайд 4 Умер 16 января 1954 года, похоронен на Введенском кладбище в Москве

4.1 Словарная работа

Для того что бы нам с вами работать с текстом, нам необходимо ознакомится с неизвестными нам словами. Обратите внимание на доску.

На доске записаны слова:

Заводь Каплюшка

Заводь – небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

Каплюшка – совсем маленькая.

Проблемный вопрос.

Как вы думаете, почему утёнка называли Хромка? (Ответы детей)

А верны ваши прогнозы или нет, мы узнаем, когда прочтём произведение.

4.2 Чтение текста учителем

Хромка

М. Пришвин

1 .Плыву на лодочке, а за мной по воде плывёт Хромка - моя подсадная охотничья уточка. Эта уточка вышла из диких уток, а теперь она служит мне, человеку, и своим утиным криком подманивает в мой охотничий шалаш диких селезней.

Куда я ни поплыву, всюду за мной плывёт Хромка. Займется чем-нибудь в заводи, скроюсь я за поворотом от неё, крикну: «Хромка!» - и она бросит всё и подлетает опять к моей лодочке. И опять: куда я, туда и она.

Горе нам было с этой Хромкой! Когда вывелись утята, мы первое время держали их в кухне. Это пронюхала крыса, прогрызла дырку в углу и ворвалась. На утиный крик мы прибежали как раз в то время, когда крыса тащила утёнка за лапку в свою дырку. Утёнок застрял, крыса убежала, дырку забили, но только лапка у нашего утёнка осталась сломанная.

2. Много трудов положили мы, чтобы вылечить лапку: связывали, бинтовали, примачивали, присыпали - ничего не помогло: утёнок остался хромым навсегда.

Горе хромому в мире всяких зверушек и птиц: у них что-то вроде закона - больных не лечить, слабого не жалеть, а убивать. Свои же утки, свои же куры, индюшки, гуси - все норовят тюкнуть Хромку; Особенно страшны были гуси. И что ему, кажется, великану, такая безделушка - утёнок,- нет, и гусь с высоты своей норовит обрушиться на каплюшку и сплюснуть, как паровой молот.

Какой умишко может быть у маленького хромого утёнка? Но всё-таки и он своей головёнкой величиной с лесной орех сообразил, что единственное спасение его - в человеке. И нам по-человечески было жалко его: эти беспощадные птицы всех пород хотят лишить его жизни, а чем он виноват, если крыса вывернула ему лапку?

И мы по-человечески полюбили маленькую Хромку.

3 .Мы взяли её под защиту, и она стала ходить за нами и только за нами. И когда выросла она большая, нам не нужно было ей, как другим уткам, подстригать крылья. Другие утки - дикари - считали дикую природу своей родиной и всегда стреми-; лись туда улететь. Хромке некуда было улетать от нас. Дом человека стал её домом.

Так Хромка в люди вышла.

Вот почему теперь, когда я плыву на лодочке своей на утиную охоту, моя уточка сама плывёт за мной. Отстанет, снимется с воды и подлетает. Займусь рыбкой в заводи , заверну я за кусты, скроюсь и только крикну: «Хромка!», вижу - летит моя птица ко мне.

. 4.3 Первичный анализ произведения:

Почему текст имеет название «Хромка»?

Как уточке жилось среди птиц?

Как Хромка помогала людям?

Какой вы представляете уточку?

Физминутка Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

5.Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами

5.1 Работа над текстом. Чтение:

    цепочкой;(первый абзац)

    про себя;(второй абзац)

    эстафетой;(третий абзац)

Физминутка (для глаз)

Кто мне скажет какой жанр этого рассказа?(рассказ)

Почему? (небольшой сюжет, продолжительность его небольшая, немного

действующих лиц).

Охарактеризуйте произведение: это проза или поэзия.

Почему?

5.2 Работа над рассказом

1. Как называется рассказ? Кто его автор?

2. Какие события происходят в нём и когда?

3. Назовите действующие лица.

Что вы о них узнали?

Что случилось с героями?

Какие поступки они совершили и как себя вели?

Объясните поступки и поведение героев.

Кто из действующих героев вам понравился и чем именно?

4. О чём вы думали, читая рассказ?

5.3 Составление кластера Слайд 5

Ребята, обратите внимание на экран, на нём изображена утка Хромка, которая нам известна по рассказу М. Пришвина. Давайте мы с вами составим кластер, охарактеризуем Хромку какой она была в тексте ( Малаленько,умной,загадочной и т.д.)

Какое настроение у вас вызвало прочитанное? (Ответы детей)

5.4 Маски настроения Слайд 6

Ребята, перед вами маски настроений. Давайте рассмотрим какие же маски у нас изображены на экране.

Давайте при помощи масок изобразим настроение всего текста.

Молодцы,ребята!

6. Обобщение и систематизация знаний Слайд 7

6.1 Работа над произведением. Выборочное чтение

Продолжите начало строки

1.Эта уточка вышла из диких уток … а теперь она служит

мне, человеку, и своим утиным криком подманивает в мой охотничий

шалаш диких селезней.

2.Много трудов положили мы, чтобы вылечить лапку:

связывали, бинтовали, примачивали, присыпали – ничего не помогало:

утёнок остался хромым навсегда.

3.Но всё- таки и он своей головёнкой величиной с лесной

орех сообразил, что единственное спасение его – в человеке.

4.И нам по-человечески было жалко его: эти беспощадные

птицы всех пород хотят лишить его жизни, а чем он виноват, если крыса вывернула ему лапку?

6.2 Найдите начало строки (работа в парах) (карточки)

1. Куда я ни поплыву …всюду за мной плывёт Хромка.

2. Утёнок застрял, крыса убежала, дырку забили, но только

лапка …у нашего утёнка осталась сломанная.

3. Какой умишко может быть… у маленького хромого утёнка?

Дом человека стал …её домом.

- Ребята, найдите и зачитайте ответ на вопрос:

почему для Хромки дом человека стал её домом? (Но всё-таки и он своей головёнкой величиной с лесной орех сообразил, что единственное спасение его – в человеке.

Молодцы, ребята!

7. Итоги урока. Оценивание.

1. Сегодня я узнал, что… 2. На будущее я запомнил, что…

3. Я получил удовольствие от… 4. Я испытал чувства…

8. Сообщение домашнего задания

Главная героиня рассказа – уточка, которой крысы сломали лапку. Поэтому бедняга Хромка не улетела, а осталась жить с людьми. Эта история наполнена добротой, сочувствием. Автор пишет о дружбе человека и животных, о настоящей привязанности.

Рассказ Хромка скачать:

Рассказ Хромка читать

Плыву на лодочке, а за мной по воде плывет Хромка - моя подсадная охотничья уточка. Эта уточка вышла из диких уток, а теперь она служит мне, человеку, и своим утиным криком подманивает в мой охотничий шалаш диких селезней.

Куда я ни поплыву, всюду за мной плывет Хромка. Займется чем-нибудь в заводи, скроюсь я за поворотом от нее, крикну:

«Хромка!» - и она бросит все и подлетает опять к моей лодочке. И опять: куда я, туда и она.

Горе нам было с этой Хромкой! Когда вывелись утята, мы первое время держали их в кухне. Это пронюхала крыса, прогрызла дырку в углу и ворвалась. На утиный крик мы прибежали как раз в то время, когда крыса тащила утенка за лапку в свою дырку. Утенок застрял, крыса убежала, дырку забили, но только лапка у нашего утенка осталась сломанная.

Много трудов положили мы, чтобы вылечить лапку: связывали, бинтовали, примачивали, присыпали - ничего не помогло: утенок остался хромым навсегда.

Горе хромому в мире всяких зверушек и птиц: у них что-то вроде закона - больных не лечить, слабого не жалеть, а убивать. Свои же утки, свои же куры, индюшки, гуси - все норовят тюкнуть Хромку. Особенно страшны были гуси. И что ему, кажется, великану, такая безделушка - утенок, - нет, и гусь с высоты своей норовит обрушиться на каплюшку и сплюснуть, как паровой молот.

Какой умишко может быть у маленького хромого утенка? Но все-таки и он своей головенкой величиной с лесной орех сообразил, что единственное спасение его - в человеке. И нам по-человечески было жалко его: эти беспощадные птицы всех пород хотят лишить его жизни, а чем он виноват, если крыса вывернула ему лапку?

И мы по-человечески полюбили маленькую Хромку.

Мы взяли ее под защиту, и она стала ходить за нами и только за нами. И когда выросла она большая, нам не нужно было ей, как другим уткам, подстригать крылья. Другие утки - дикари - считали дикую природу своей родиной и всегда стремились туда улететь. Хромке некуда было улетать от нас. Дом человека стал ее домом.

Так Хромка в люди вышла.

Вот почему теперь, когда я плыву на лодочке своей на утиную охоту, моя уточка сама плывет за мной. Отстанет, снимется с воды и подлетает. Займется рыбкой в заводи, заверну я за кусты, скроюсь и только крикну:

«Хромка!», вижу - летит моя птица ко мне.

Annotation

В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954) вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, о красоте русской природы и животном мире нашей страны.

Михаил Михайлович Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин

Плыву на лодочке, а за мной по воде плывет Хромка – моя подсадная охотничья уточка. Эта уточка вышла из диких уток, а теперь она служит мне, человеку, и своим утиным криком подманивает в мой охотничий шалаш диких селезней.

Куда я ни поплыву, всюду за мной плывет Хромка. Займется чем-нибудь в заводи, скроюсь я за поворотом от нее, крикну: «Хромка!», и она бросит все и подлетает опять к моей лодочке. И опять – куда я, туда и она.

Горе нам было с этой Хромкой! Когда вывелись утята, мы первое время держали их в кухне. Это пронюхала крыса, прогрызла дырку в углу и ворвалась. На утиный крик мы прибежали как раз в то время, когда крыса тащила утенка за лапку в свою дырку. Утенок застрял, крыса убежала, дырку забили, но только лапка у нашего утенка осталась сломанная.

Много трудов положили мы, чтобы вылечить лапку; связывали, бинтовали, примачивали, присыпали – ничего не помогло: утенок остался хромым навсегда.

Горе хромому в мире всяких зверушек и птиц: у них что-то вроде закона – больных не лечить, слабого не жалеть, а убивать. Свои же утки, свои же куры, индюшки, гуси – все норовят тюкнуть Хромку. Особенно страшны были гуси. И что ему, кажется, великану, такая безделушка утенок, – нет, и гусь с высоты своей норовит обрушиться на каплюшку и сплюснуть, как паровой молот.

Какой умишко может быть у маленького хромого утенка, но все-таки и он в своей головенке величиной в лесной орех сообразил, что единственное спасение его в человеке.

И нам по-человечески было жалко его: эти беспощадные птицы всех пород хотят лишить его жизни, а чем он виноват, если крыса вывернула ему лапку?

И мы по-человечески полюбили маленькую Хромку.

Мы взяли ее под защиту, и она стала ходить за нами, и только за нами. И когда выросла она большая, нам не нужно было ей, как другим уткам, подстригать крылья. Другие утки, дикари, считали дикую природу своей родиной и всегда стремились туда улететь. Хромке некуда было улетать от нас.

Дом человека стал ее домом.

Так Хромка в люди вышла.

Вот почему теперь, когда я плыву на лодочке своей на утиную охоту, моя уточка сама плывет за мной. Отстанет, снимается с воды и подлетает. Займется рыбкой в заводи, заверну я за кусты, скроюсь, и только крикну: «Хромка!» – вижу, летит моя птица ко мне.

...

Текст книги представлен исключительно в ознакомительных целях.

После ознакомления с содержимым Вы должны незамедлительно забыть прочитанное. Копируя и сохраняя текст книги, Вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему законодательству об авторских и смежных правах.