Обзор

Печать в текстовом режиме

Вывод содержимого формы на печать

Графическая печать (объект TPrinter)

Пример

  1. Обзор
  2. В данной статье рассказывается о возможных способах вывода информации на печать из программы, созданной в Delphi. Рассматривается вывод документа в текстовом режиме принтера, вывод графики с помощью объекта TPrinter и печать содержимого формы. О выводе на печать отчетов с помощью генератора отчетов ReportSmith рассказывается ниже.
  3. Печать в текстовом режиме

Если Вам нужно напечатать на принтере документ в текстовом режиме, то это делается следующим образом. С принтером Вы работаете, как с обычным текстовым файлом, за исключением того, что вместо процедуры AssignFile нужно вызывать процедуру AssignPrn. В примере на принтер выводится одна строка текста:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

To_Prn: TextFile;

begin

AssignPrn(To_Prn);

Rewrite(To_Prn);

Writeln(To_Prn, "Printer in Text Mode");

CloseFile(To_Prn);

end;

Здесь необходимо, видимо, пояснить, что по сравнению с BP 7.0 в Delphi изменены названия некоторых функций и переменных в модуле System:

  • AssignFile вместо Assign
  • CloseFile вместо Close
  • TextFile вместо Text
    1. Вывод содержимого формы на печать
    2. Иногда в программе требуется просто получить твердую копию экранной формы. В Delphi это делается более, чем просто - у объекта TForm есть метод Print, который и нужно вызвать в нужный момент.
    3. Графическая печать (объект TPrinter)

И все же, более интересно, как из программы созданной в Delphi можно вывести на печать графическую информацию. Для этого есть специальный объект Printer (класса TPrinter). Он становится доступен, если к программе подключить модуль Printers (т.е. добавить имя модуля в разделе uses ). С помощью этого объекта печать на принтере графической информации становится не сложнее вывода этой информации на экран. Основным является то, что Printer предоставляет разработчику свойство Canvas (работа с канвой описана в предыдущем уроке) и методы, выводящие содержание канвы на принтер. Рассмотрим подробнее свойства и методы объекта Printer.

Свойства Printer:

  • Aborted - тип булевский; показывает, прервал ли пользователь работу принтера методом Abort.

    Canvas - канва, место для вывода графики; работа с Canvas описана в Уроке 5.

    Fonts - список доступных шрифтов.

    Handle - используется при прямых вызовах Windows API.

    Orientation - ориентация страницы, вертикально или горизонтально.

    PageWidth , PageHeight , PageNumber - соответственно ширина, высота и номер страницы.

    Printers перечисляет все установленные в системе принтеры, а

    PrinterIndex указывает, какой из них является текущим. Чтобы печатать на принтере по умолчанию здесь должно быть значение -1.

    Printing - тип булевский; показывает, начата ли печать (методом BeginDoc ).

    Title - заголовок для Print Manager и для заголовка перед выводом на сетевом принтере.

  • Методы Printer:

    Abort - прерывает печать, начатую методом BeginDoc

  • BeginDoc - вызывается перед тем, как начать рисовать на канве.

    EndDoc - вызывается когда все необходимое уже нарисовано на канве, принтер начинает печатать именно после этого метода.

    NewPage - переход на новую страницу.

  • Остальными методами объекта в обычных случаях пользоваться не нужно.

    Итак, порядок вывода на печать графической информации выглядит следующим образом:

    • выполняется метод BeginDoc
    • на канве (Canvas) рисуем все, что нужно
    • при необходимости разместить информацию на нескольких листах вызываем метод NewPage
    • посылаем нарисованное на принтер, выполняя метод EndDoc
      1. Пример

    В примере (проект PRINTS.DPR, рис.1) реализованы все три вышеописанных ситуации.

    Delphi имеет стандартный объект для доступа к принтеру - TPRINTER, находящийся в модуле PRINTERS. В этом модуле имеется переменная Printer:Tpinter, что избавляет от необходимости описывать свою. Он позволяет выводить данные на печать и управлять процессом печати. Правда, в некоторых версиях Delphi 1 он имеет "глюк" - не работают функции Draw и StrethDraw. Но эта проблема поправима - можно использовать функции API. Далее приведены основные поля и методы объекта Printers:

    СВОЙСТВА

    • Aborted: boolean - Показывает, что процесс печати прерван
    • Canvas: Tcanvas - Стандартный Canvas, как у любого графического объекта. Он позволяет рисовать на листе бумаге графику, выводить текст... . Тут есть несколько особенностей, они описаны после описания объекта.
    • Fonts: Tstrings - Возвращает список шрифтов, поддерживаемых принтером
    • Handle: HDS - Получить Handle на принтер для использования функций API (см. Далее)
    • Orientation: TprinterOrientation - Ориентация листа при печати: (poPortrait, poLandscape)
    • PageHeight: integer - Высота листа в пикселах
    • PageNumber: integer - Номер страницы, увеличивается на 1 при каждом NewPage
    • PageWidth: integer - Ширина листа в пикселах
    • PrinterIndex: integer - Номер используемого принтера по списку доступных принтеров Printers
    • Printers: TStrings - Список доступных принтеров
    • Printing: boolean - Флаг, показывающий, что сейчас идет процесс печати
    • Title: String - Имя документа или приложения. Под этим именем задание на печать регистрируется в диспетчере печати

    МЕТОДЫ

    • AssignPrn(f: TextFile) - Связать текстовый файл с принтером. Далее вывод информации в этот файл приводит к ее печати. Удобно в простейших случаях.
    • Abort - Сбросить печать
    • BeginDoc - Начать печать
    • NewPage - Начать новую страницу
    • EndDoc - Завершить печать.

    Особенности работы с TPrinter

    1. После команды BeginDoc шрифт у Canvas принтера сбрасывается и его необходимо задавать заново
    2. Все координаты даны в пикселах, а для нормальной работы необходимы миллиметры (по двум очевидным причинам: очень трудно произвести разметку страницы в пикселах (особенно если необходима точность), и, главное, при изменении разрешающей способности принтера будет изменяться число точек на дюйм, и все координаты "поедут".
    3. У TPrinter информация о принтере, по видимому, определяются один раз - в момент запуска программы (или смены принтера). Поэтому изменение настроек принтера в процессе работы программы может привести к некорректной работе, например, неправильной печать шрифтов True Type.

    Определение параметров принтера через API

    Для определения информации о принтере (плоттере, экране) необходимо знать Handle этого принтера, а его можно узнать объекта TPrinter - Printer.Handle.


    GetDevice(Handle:HDC; Index:integer):integer;

    Index - код параметра, который необходимо вернуть.

    Для Index существует ряд констант:

    • DriverVersion - вернуть версию драйвера
    • Texnology - Технология вывода, их много, основные
    • dt_Plotter - плоттер
    • dt_RasPrinter - растровый принтер
    • dt_Display - дисплей
    • HorzSize - Горизонтальный размер листа (в мм)
    • VertSize - Вертикальный размер листа (в мм)
    • HorzRes - Горизонтальный размер листа (в пикселах)
    • VertRes - Вертикальный размер листа (в пикселах)
    • LogPixelX - Разрешение по оси Х в dpi (пиксел /дюйм)
    • LogPixelY - Разрешение по оси Y в dpi (пиксел /дюйм)

    Кроме перечисленных еще около сотни, они позволяют узнать о принтере практически все. Параметры, возвращаемые по LogPixelX и LogPixelY очень важны - они позволяют произвести пересчет координат из миллиметров в пиксели для текущего разрешения принтера.

    Пример таких функций:


    Данную методику можно с успехом применять для печати картинок - зная размер картинки можно пересчитать ее размеры в пикселах для текущего разрешения принтера, масштабировать, и затем уже распечатать. Иначе на матричном принтере (180 dpi) картинка будет огромной, а на качественном струйнике (720 dpi) - микроскопической.

    Я производил печать следующим образом:


    procedure TForm6.SpeedButton1Click(Sender: TObject); var PRect: Trect; PBitMap: TBitmap; begin PBitmap:=TBitMap.Create; PBitmap.LoadFromFile("C:\1.bmp"); with PRect do begin left:=0; top:=0; right:=Printer.PageWidth; Bottom:=Printer.PageHeight; end ; with printer do begin BeginDoc; font.name :="Times New Roman"; Canvas.StretchDraw(PRect,Bitmap); EndDoc; end ; PBitmap.Free; end ;

    В этой статье я постараюсь рассказать Вам о самых удобных и распространенных способах печати текстов и изображений из Ваших приложений. Печать используется в приложениях не так часто, вот и возникают различные вопросы по этому поводу. Иногда бывает необходимо "вывести на принтер" график получившейся функции или отчет о деятельности фирмы и т.д. Прочитав эту статью Вы освоите все самое необходимое для печати данных из Ваших приложений.

    Итак, начнем рассмотрение этих способов.

    Печать с помощью функций файлового ввода/вывода

    Здесь мы будем использовать простейшие функции ввода/вывода в файл, только свяжем выходной поток не с файлом, а с принтером. Рассмотрим пример печати текста, содержащегося в компоненте TEdit:

    Var P:TextFile;
    begin
    AssignPrn(P);
    Rewrite(P);
    Writeln(P, Edit1.text);
    CloseFile(P);
    End;

    Здесь мы объявляем переменную P типа TextFile. Процедура AssignPrn является разновидностью процедуры Assign. Она настраивает переменную P на порт принтера и позволяет работать с ним как с файлом. Rewrite открывает порт для работы, а WriteLn - выводит информацию на печать. Важно закрыть порт принтера командой CloseFile!!!

    Этот способ можно использовать для распечатки строк списка или каких-нибудь других данных, по мере их поступления в программу.

    Печать текстов в обогащенном формате методом Print

    Если Вы пытались попробовать распечатать тексты из Вашего приложения, то, наверно, Вам известно, что компонент TRichEdit имеет метод Print, позволяющий печатать текст, хранящийся в этом компоненте. Этот метод имеет только один параметр - строку, которая при просмотре в Windows очереди печатаемых заданий является именем задания. Приведу пример использования (хотя он очевиден:)

    RichEdit1.Print("Print of our RichEdit1");

    Следует заметить, что печать воспроизводит все особенности форматирования текста, так же происходит автоматический перенос строк и разбиение текста на страницы. При этом длина строк ни как не связана с размерами компонента RichEdit.

    Печать с помощью объекта Printer

    В Дельфи имеется класс печатающих объектов TPprinter, который обеспечивает печать текстов, изображений и других объектов, расположенных на его канве (Canvas).

    Модуль Дельфи Printers, содержит переменную Printer, которая является объектов типа TPrinter. Поэтому для использования этой переменной в Ваших программах, надо подключить модуль Printers в оператор Uses (к сожалению автоматически этого не делается)

    Рассмотрим подробнее некоторые свойства и методы объекта TPrinter:

    Свойство, метод Описание
    Canvas Канва - место в памяти, в котором формируется страница или документ перед печатью.
    TextOut Метод канвы, позволяющий посылать в нее текст
    BeginDoc Используется для начала задания печати
    EndDoc Используется для завершения задания печати. При этом печать начинается только после вызова этого метода!
    PageHeight Возвращает высоту страницы в пикселах
    NewPage Принудительно начинает новую страницу
    PageNumber Возвращает номер печатаемой страницы

    Приведу два примера печати с помощью объекта TPrinter текста и изображения.

    Печать текста можно осуществить так:

    Printer.BeginDoc;
    Printer.Canvas.TextOut(10,10,"Печатаем с помощью объекта Printer");
    Printer.EndDoc;

    Если Вы хотите напечатать изображение, находящееся, например, в компоненте Image1, то код может быть таким: Printer.BeginDoc;
    with Image1.Picture.Bitmap do Printer.Canvas.CopyRect(Rect(0,0,Height,Width),Canvas,Rect(0,0,Height,Width));
    Printer.EndDoc;

    Казалось и бы и здесь все просто, но у объекта Printer есть существенный недостаток: он не производит автоматическое разбиение на строки и страницы, поэтому печатать длинные тексты предпочтительнее с помощью компонента RichEdit или Memo.

    Печать форм

    У форм в Delphi есть метод Print, который печатает всю клиентскую область формы. При этом полоса заголовка и полоса главного меню формы не печатаются.

    Свойство PrintScale определяет опции масштабирования изображения формы при печати:

    На этом мы заканчиваем обзор способов печати данных из Ваших приложений. Надеюсь, что еще одним вопросом у Вас стало меньше:))

    Delphi: заметки программиста. Часть 2 | Программирование | КомпьютерПресс 5"2001

    Delphi: заметки программиста. Часть 2

    примеры к данной статье скачать

    Печать в Delphi

    Объект Printer автоматически создается в случае, если в программе указана ссылка на модуль Printers. Этот объект предоставляет программисту все необходимое для того, чтобы научить приложение выводить данные на один из подключенных к компьютеру принтеров.

    Вывод на принтер в Windows ничем не отличается от вывода на экран: в распоряжение программиста предоставляется свойство Canvas объекта Printer, содержащее набор чертежных инструментов, и методы, свойственные классу TCanvas. Размер листа бумаги в пикселах определяют свойства Height и Width, а набор принтерных шрифтов – свойство Fonts.

    Печать текста

    Существует множество способов печати текста на принтере. Прежде всего следует назвать глобальную процедуру AssignPrn (она определена в модуле Printers), позволяющую использовать принтер как текстовый файл и печатать текстовые строки с помощью процедуры WriteLn. В листинге 1 (PrintText.dpr) приведен полный текст модуля, на форме которого расположены многострочный текстовый редактор Memo1 и четыре кнопки: для выбора текстового файла и ввода его содержимого в редактор, для выбора нужного шрифта отображения/печати документа, для инициации процесса печати и для завершения работы программы.

    Листинг 1

    unit Unit1; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, Buttons; type TForm1 = class (TForm) Memo1: TMemo; Button1: TButton; Button2: TButton; OpenDialog1: TOpenDialog; BitBtn1: TBitBtn; Button3: TButton; FontDialog1: TFontDialog; procedure Button1Click(Sender: TObject); procedure Button2Click(Sender: TObject); procedure Button3Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end ; var Form1: TForm1; implementation uses Printers; // Эта ссылка обязательна! {$R *.DFM} procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); // Выбор файла с текстом и его загрузка в редактор begin if OpenDialog1.Execute then Memo1.Lines.LoadFromFile(OpenDialog1.FileName) end ; procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject); // Выбор шрифта и связывание его с Memo1 begin if FontDialog1.Execute then Memo1.Font:= FontDialog1.Font end ; procedure // Печать содержимого редактора как вывод в текстовый файл var Prn: TextFile; k: Integer; begin AssignPrn(Prn); // Переназначаем вывод в файл на вывод в принтер Rewrite(Prn); // Готовим принтер к печати (аналог BeginDoc) { Для печати используем такой же шрифт, как и для показа в редакторе: } Printer.Canvas.Font:= Memo1.Font; // Цикл печати: for k:= 0 to Memo1.Lines.Count-1 do WriteLn(Prn, Memo1.Lines[k]); CloseFile(Prn); // Аналог EndDoc end ; end.

    Описанный способ печати - самый примитивный: с его помощью невозможно вывести линии, разделяющие колонки или строки, трудно форматировать текст, вставлять заголовки, номера страниц и т.д.

    Значительно более гибкие средства обеспечивает свойство Printer.Canvas. Покажем, как с его помощью можно напечатать текст, содержащийся в редакторе Memo1 (PrintText.dpr , листинг 2):

    Листинг 2

    procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); // Печать содержимого редактора c помощью свойства Printer.Canvas var Y,dY,X,k: Integer; S: String ; begin if Memo1.Lines.Count=0 then Exit; Screen.Cursor:= crHourGlass; with Printer do begin BeginDoc; with Canvas do begin Font:= Memo1.Font; dY:= TextHeight("1"); // Определяем высоту строки Y:= 3*dY; // Отступ от верхнего края листа X:= PageWidth div 15; // Отступ от левого края for k:= 0 to Memo1.Lines.Count-1 do begin // Выводим очередную строку TextOut(X,Y,Memo1.Lines[k]); // Смещаемся на следующую строку листа inc(Y,dY); if PageHeight-Y<2*dY then // Нижний край листа? begin // Да NewPage; // Переход на новый лист // Выводим номер страницы посередине листа: S:= "- "+IntToStr(PageNumber)+" -"; TextOut((PageWidth-TextWidth(S)) div 2, dy, S); // и отчеркиваем его от текста: MoveTo(X, 3*dy div 2); LineTo(PageWidth-X, 9*dy div 4); // Ордината первой строки: Y:= 3*dY end ; // if PageHeight-Y<2*dY end ; // for k:= 0 to Memo1.Lines.Count-1 do end ; // with Canvas do EndDoc; end ; // with Printer do Screen.Cursor:= crDefault; end;

    Как можно увидеть, прямое обращение к чертежным инструментам свойства Canvas требует от программиста значительно бо льших усилий, но зато предоставляет ему полный контроль над печатным изображением.

    Во многих случаях для печати документа и внесения в него элементарных средств форматирования (печать общего заголовка, заголовка на каждой странице, номеров страниц и т.п.) проще использовать специальные компоненты, расположенные на странице QReport палитры компонентов Delphi. Эти компоненты разработаны для создания отчетов по базам данных, но могут с успехом использоваться и для печати обычных документов (PrintText.dpr).

    Наконец, очень хороших результатов можно достичь, используя специализированные средства просмотра/печати документов, как, например, текстовый процессор MS Word.

    Печать изображений

    Печать изображений может показаться очень сложным делом, однако свойство Printer.Canvas содержит метод:

    procedure StretchDraw(const Rect: TRect; Graphic: TGraphic);

    который легко справляется с этой задачей. При обращении к нему в качестве первого параметра указывается прямоугольная область, отводимая на поверхности листа для распечатки изображения, а в качестве второго - объект класса TGraphic, в котором хранится изображение, например:

    with Printer do begin BeginDoc; Canvas.StretchDraw(Canvas.ClipRect, Image1.Picture.Graphic); EndDoc; end;

    Отображение файла в память

    Для работы с файлом динамической подкачки страниц виртуальной памяти в Windows 32 используется механизм отображения файлов в адресное пространство приложения. Соответствующие функции API доступны любому приложению и могут применяться к любому файлу (кстати, таким способом загружаются в адресное пространство процесса исполняемые файлы и DLL). В результате отображения приложение может работать с файловыми данными как с размещенными в динамической памяти. В большинстве случаев такая возможность не только повышает скорость работы с данными, но и предоставляет программисту уникальные средства обработки сразу всех записей файла. Например, он может с помощью единственного оператора проверить, входит ли заданный образец поиска в какую-либо строку текстового файла.

    Отображение файла осуществляется в три приема. Вначале файл создается обращением к функции:

    function FileCreate (FileName: String ): Integer;

    или открывается с помощью:

    function FileOpen (const FileName: String ; Mode: LongWord): Integer;

    В обеих функциях FileName - имя файла, возможно, с маршрутом доступа. Параметр Mode определяет режим доступа к файлу и может принимать одно из следующих значений: fmOpenRead - только чтение; fmOpenWrite - только запись; fmOpenReadWrite - чтение и запись. С помощью операции or эти константы можно комбинировать с одной из следующих нескольких функций, регулирующих совместный доступ к файлу: fmShareExclusive - совместный доступ запрещен; fmShareDenyWrite - другим приложениям запрещается запись; fmShareDenyRead - другим приложениям запрещается чтение; fmSchareDenyNone - совместный доступ неограничен. Обе функции возвращают дескриптор созданного (открытого) файла или 0, если операция оказалась неудачной.

    На втором этапе создается объект отображения в память. Для этого используется функция:

    function CreateFileMapping (hFile: THandle; lpFileMappingAttributes: PSecurityAttributes; flProtect, dwMaximumSizeHigh, dwMaximumSizeLow: DWord; lpName: PChar): THandle;

    Здесь hFile - дескриптор файла; lpFileMappingAttributes - указатель на структуру, в которой определяется, может ли создаваемый объект порождать дочерние объекты (обычно не может - NIL ); flProtect - определяет тип защиты, применяемый к окну отображения файла (см. об этом ниже); dwMaximumSizeHigh, dwMaximumSizeLow - соответственно старшие и младшие 32 разряда числа, содержащего размер файла (если вы будете отображать файлы длиной до 4 Гбайт, поместите в dwMaximumSizeHigh 0, если в dwMaximumSizeLow - длину файла; а если оба параметра равны 0, то размер окна отображения равен размеру файла); lpName - имя объекта отображения или NIL .

    Параметр flProtect задает тип защиты, применяемый к окну просмотра файла, и может иметь одно из следующих значений: PAGE_READONLY - файл можно только читать (файл должен быть создан или открыт в режиме fmOpenRead); PAGE_READWRITE - файл можно читать и записывать в него новые данные (файл открывается в режиме fmOpenReadWrite); PAGE_WRITECOPY - файл открыт для записи и чтения, однако обновленные данные сохраняются в отдельной защищенной области памяти (отображенные файлы могут разделяться приложениями, в этом режиме каждое приложение сохраняет изменения в отдельной области памяти или участке файла подкачки); файл открывается в режиме fmOpenReadWrite или fmOpenWrite; (этот тип защиты нельзя использовать в Windows 95/98). С помощью операции or к параметру flProtect можно присоединить такие атрибуты: SEC_COMMIT - выделяет для отображения физическую память или участок файла подкачки; SEC_IMAGE - информация об атрибутах отображения берется из образа файла; SEC_NOCASHE - отображаемые данные не кэшируются и записываются непосредственно на диск; SEC_RESERVE - резервируются страницы раздела без выделения физической памяти.

    Функция возвращает дескриптор объекта отображения или 0, если обращение было неудачным.

    Наконец, на третьем этапе создается окно просмотра, то есть собственно отображение данных в адресное пространство программы.

    function MapViewOfFile(hFileMappingObject: THandle;dwDesiresAccess: DWord; dwFileOffsetHigh, dwFileIffsetLow, dwNumberOfBytesToMap: DWord): Pointer;

    Здесь hFileMappingObject - дескриптор объекта отображения; dwDesiresAccess - определяет способ доступа к данным и может иметь одно из следующих значений: FILE_MAP_WRITE - разрешает чтение и запись (при этом в функции CreateFileMapping должен использоваться атрибут PAGE_READWRITE); FILE_MAP_READ - разрешает только чтение (в функции CreateFileMapping должен использоваться атрибут PAGE_READONLY или PAGE_READWRITE); FILE_MAP_ALL_ACCESS - то же, что и FILE_MAP_WRITE; FILE_MAP_COPY - данные доступны для записи и чтения, однако обновленные данные сохраняются в отдельной защищенной области памяти (в функции CreateFileMapping должен использоваться атрибут PAGE_WRITECOPY); dwFileOffsetHigh, dwFileIffsetLow - определяют соответственно старшие и младшие разряды смещения от начала файла, начиная с которого осуществляется отображение; dwNumberOfBytesToMap - определяет длину окна отображения (0 - длина равна длине файла). Функция возвращает указатель на первый байт отображенных данных или NIL , если обращение к функции оказалось безуспешным.

    После использования отображенных данных ресурсы окна отображения нужно освободить функцией:

    function UnMapViewOfFile(lpBaseAddress: Pointer): BOOL;

    единственный параметр обращения к которой должен содержать адрес первого отображенного байта, то есть адрес, возвращаемый функцией MapViewOfFile. Закрытие объекта отображения и самого файла осуществляется обращением к функции:

    function CloseHandle(hObject: THandle).

    В листинге 3 приводится текст модуля (File­­InMemory.dpr), который создает окно.

    Листинг 3

    unit Unit1; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, ComCtrls, Spin; type TForm1 = class (TForm) btMem: TButton; btFile: TButton; se: TSpinEdit; Label1: TLabel; pb: TProgressBar; Label2: TLabel; lbMem: TLabel; lbFile: TLabel; procedure btMemClick(Sender: TObject); procedure btFileClick(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end ; var Form1: TForm1; implementation {$R *.DFM} procedure TForm1.btMemClick(Sender: TObject); // Создание файла методом его отображения type PReal = ^Real; var HFile, HMap: THandle; AdrBase, AdrReal: PReal; k: Integer; FSize: Cardinal; BegTime: TDateTime; begin BegTime:= Time; // Засекаем время пуска // Готовим ProgressBar: pb.Max:= se.Value; pb.Position:= 0; pb.Show; FSize:= se.Value * SizeOf(Real); // Длина файла HFile:= FileCreate("test.dat"); // Создаем файл if HFile = 0 then raise Exception.Create("Ошибка создания файла"); try // Отображаем файл в память HMap:= CreateFileMapping(HFile, NIL, PAGE_READWRITE, 0, FSize, NIL ); if HMap = 0 then // Ошибка: возбуждаем исключение raise Exception.Create("Ошибка отображения файла"); try // Создаем окно просмотра: AdrBase:= MapViewOfFile(HMap, FILE_MAP_WRITE, 0, 0, FSize); if AdrBase = NIL then // Ошибка: возбуждаем исключение raise Exception.Create("Невозможно просмотреть файл"); // Сохраняем начальный адрес для правильной ликвидации // окна просмотра: AdrReal:= AdrBase; for k:= 1 to se.Value do begin AdrReal^ := Random; // Помещаем в файл новое число // Перед наращиванием текущего адреса необходимо // привести его к типу Integer или Cardinal: AdrReal:= Pointer(Integer(AdrReal) + SizeOf(Real)); lbMem.Caption:= IntToStr(k); pb.Position:= k; Application.ProcessMessages; end ; // Освобождаем окно просмотра: UnmapViewOfFile(AdrBase) finally // Освобождаем отображение CloseHandle(HMap) end finally // Закрываем файл CloseHandle(HFile) end ; // Сообщаем время счета pb.Hide; lbMem.Caption:= TimeToStr(Time-BegTime) end ; procedure TForm1.btFileClick(Sender: TObject); // Создание файла обычным методом var F: File of Real; k: Integer; BegTime: TDateTime; R: Real; // Буферная переменная для обращения к Write begin BegTime:= Time; // Засекаем начальное время счета // Готовим ProgressBar: pb.Max:= se.Value; pb.Position:= 0; pb.Show; // Создаем файл: AssignFile(F, "test.dat"); Rewrite(F); for k:= 1 to se.Value do begin R:= Random; // Параметрами обращения к Write Write(F, R); // могут быть только переменные lbFile.Caption:= IntToStr(k); pb.Position:= k; Application.ProcessMessages; end ; CloseFile(F); pb.Hide; lbFile.Caption:= TimeToStr(Time-BegTime) end ; end.

    Проект создает дисковый файл, состоящий из 100 тыс. случайных вещественных чисел (можно выбрать другую длину файла, если изменить значение редактора Длина массива). Файл с именем test.dat создается путем отображения файла в память (кнопка Память ) и традиционным способом (кнопка Файл ). В обоих случаях показывается время счета. Чем больше частота процессора и объем свободной оперативной памяти, тем больше будет разница во времени (листинг 3).

    О таймере

    Компонент Timer (таймер) служит для отсчета интервалов реального времени. Его свойство Interval определяет интервал временив миллисекундах, который должен пройти от включения таймера до наступления события OnTimer. Таймер включается при установке значения True в его свойство Enabled. Единожды включенный таймер все время будет возбуждать события OnTimer до тех пор, пока его свойство Enabled не примет значения False.

    Следует учесть, что в силу специфики реализации стандартного аппаратного таймера IBM-совместимого компьютера минимальный реально достижимый интервал отсчета времени не может быть меньше 55 мс (этот интервал называется тиком ), более того, любой интервал времени, отсчитываемый с помощью таймера, всегда кратен 55 мс. Чтобы убедиться в этом, проведите эксперимент, в котором подсчитывается среднее время между двумя срабатываниями таймера (Timer.dpr):

    1. Начните новый проект с пустой формой и положите на нее компонент TTimer.
    2. Установите в свойство Enabled таймера значение False.
    3. Напишите такой модуль главной формы (листинг 4):

    Листинг 4

    unit Unit1; interface uses type TfmExample = class (TForm) Panel1: TPanel; bbRun: TBitBtn; bbClose: TBitBtn; edInput: TEdit; lbOutput: TLabel; mmOutput: TMemo; Timer1: TTimer; procedure procedure Timer1Timer(Sender: TObject); procedure private { Private declarations } BegTime: TDateTime; // Начальное время цикла Counter: Integer; // Счетчик цикла public { Public declarations } end ; var fmExample: TfmExample; implementation {$R *.DFM} procedure // Запускает таймер. edInput содержит период его срабатывания. var Delay: Word; begin // Проверяем задание интервала if edInput.Text="" then Exit; try Delay:= StrToInt(edInput.Text); except ShowMessage("Ошибка в записи числа"); edInput.SelectAll; edInput.SetFocus; Exit end ; Counter:= 0; // Сбрасываем счетчик Timer1.Interval:= Delay; // Устанавливаем интервал BegTime:= Time; // Засекаем время Timer1.Enabled:= True; // Пускаем таймер Screen.Cursor:= crHourGlass end ; procedure TfmExample.Timer1Timer(Sender: TObject); var h, m, s, ms: Word; const MaxCount = 55; // Количество срабатываний таймера begin Counter:= Counter + 1; // Наращиваем счетчик срабатываний if Counter=MaxCount then // Конец цикла? begin // - Да Timer1.Enabled:= False; // Останавливаем таймер // Находим среднее время срабатывания: DecodeTime((Time-BegTime)/MaxCount, h, m, s, ms); mmOutput.Lines.Add(// Выводим результат Format("Задано %s ms. Получено %d ms.", )); edInput.Text:= ""; // Готовим следующий запуск edInput.SetFocus; Screen.Cursor:= crDefault end ; end ; procedure begin edInput.SetFocus end ; end.

    Необходимость нескольких (MaxCount) срабатываний для точного усреднения результата связана с тем, что системные часы обновляются каждые 55 мс. После запуска программы и ввода 1 как требуемого периода срабатывания в редакторе mmOutput вы увидите строку

    Задано 1 ms. Получено 55 ms.

    в которой указывается, какое реальное время разделяет два соседних события OnTimer. Если вы установите период таймера в диапазоне от 56 до 110 мс, в строке будет указано 110 ms и т.д. (в силу дискретности обновления системных часов результаты могут несколько отличаться в ту или иную сторону).

    В ряде практически важных областей применения (при разработке игр, в системах реального времени для управления внешними устройствам и т.п.) интервал 55 мс может оказаться слишком велик. Современный ПК имеет мультимедийный таймер, период срабатывания которого может быть от 1 мс и выше, однако этот таймер не имеет компонентного воплощения, поэтому для доступа к нему приходится использовать функции API.

    Общая схема его использования такова. Сначала готовится процедура обратного вызова (call back) с заголовком:

    procedure TimeProc(uID, uMsg: UINT; dwUser, dw1, dw2: DWORD); stdcall ;

    Здесь uID - идентификатор события таймера (см. об этом ниже); uMsg - не используется; dwUser - произвольное число, передаваемое процедуре в момент срабатывания таймера; dw1, dw2 - не используются.

    Запуск таймера реализуется функцией:

    function timeSetEvent(uDelay, uResolution: UINT; lpTimeProc: Pointer; dwUser: DWORD; fuEvent: UINT): UINT; stdcall ; external "winmm.dll";

    Здесь uDelay - необходимый период срабатывания таймера (в мс); uResolution - разрешение таймера (значение 0 означает, что события срабатывания таймера будут возникать с максимально возможной частотой; в целях снижения нагрузки на систему вы можете увеличить это значение); lpTimeProc - адрес процедуры обратного вызова; dwUser - произвольное число, которое передается процедуре обратного вызова и которым программист может распоряжаться по своему усмотрению; fuEvent - параметр, управляющий периодичностью возникновения события таймера: TIME_ONESHOT (0) - событие возникает только один раз через uDelay миллисекунд; TIME_PERIODIC (1) - события возникают периодически каждые uDelay мс. При успешном обращении функция возвращает идентификатор события таймера и 0, если обращение было ошибочным.

    Таймер останавливается, и связанные с ним системные ресурсы освобождаются функцией:

    function timeKillEvent(uID: UINT): UINT; stdcall ; external "winmm.dll";

    Здесь uID - идентификатор события таймера, полученный с помощью timeSetEvent.

    В следующем примере (Timer.dpr) иллюстрируется использование мультимедийного таймера (листинг 5).

    Листинг 5

    unit Unit1; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, Buttons, ExtCtrls; type TfmExample = class (TForm) Panel1: TPanel; bbRun: TBitBtn; bbClose: TBitBtn; edInput: TEdit; lbOutput: TLabel; mmOutput: TMemo; procedure bbRunClick(Sender: TObject); procedure FormActivate(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end ; var fmExample: TfmExample; implementation {$R *.DFM} // Объявление экспортируемых функций: function timeSetEvent(uDelay, uReolution: UINT; lpTimeProc: Pointer; dwUser: DWORD; fuEvent: UINT): Integer; stdcall ; external "winmm"; function timeKillEvent(uID: UINT): Integer; stdcall ; external "winmm"; // Объявление глобальных переменных var uEventID: UINT; // Идентификатор события таймера BegTime: TDateTime; // Засекаем время < Counter: Integer; // Счетчик повторений Delay: Word; // Период срабатывания procedure ProcTime(uID, msg: UINT; dwUse, dw1, dw2: DWORD); stdcall ; // Реакция на срабатывание таймера (процедура обратного вызова) var h, m, s, ms: Word; // Переменные для декодирования времени const MaxCount = 55; // Количество повторений begin timeKillEvent(uEventID); // Останавливаем таймер Counter:= Counter+1; // Наращиваем счетчик if Counter=MaxCount then // Конец цикла? begin // - Да: декодируем время DecodeTime((Time-BegTime)/MaxCount, h, m, s, ms); fmExample.mmOutput.Lines.Add(// Сообщаем результат Format("Задано %s ms. Получено %d ms", )); fmExample.edInput.Text:= ""; // Готовим повторение fmExample.edInput.SetFocus end else // - Нет: вновь пускаем таймер end ; procedure TfmExample.bbRunClick(Sender: TObject); // Запускает таймер. edInput содержит требуемый период. begin // Проверяем задание периода if edInput.Text="" then Exit; try Delay:= StrToInt(edInput.Text) except ShowMessage("Ошибка ввода числа"); edInput.SelectAll; edInput.SetFocus; Exit end ; Counter:= 0; // Сбрасываем счетчик BegTime:= Time; // Засекаем время // Запускаем таймер: uEventID:= timeSetEvent(Delay,0,@ProcTime,0,1); if uEventID=0 then ShowMessage("Ошибка запуска таймера") end ; procedure TfmExample.FormActivate(Sender: TObject); begin edInput.SetFocus end ; end.

      Содержание урока 6:
      Обзор
      Печать в текстовом режиме
      Вывод содержимого формы на печать
      Графическая печать (объект TPrinter)
      Пример ex06.zip
        1. Обзор

        2. В данной статье рассказывается о возможных способах вывода информации на печать из программы, созданной в Delphi. Рассматривается вывод документа в текстовом режиме принтера, вывод графики с помощью объекта TPrinter и печать содержимого формы. О выводе на печать отчетов с помощью генератора отчетов ReportSmith рассказывается ниже.

        3. Печать в текстовом режиме
    Если Вам нужно напечатать на принтере документ в текстовом режиме, то это делается следующим образом. С принтером Вы работаете, как с обычным текстовым файлом, за исключением того, что вместо процедуры AssignFile нужно вызывать процедуру AssignPrn. В примере на принтер выводится одна строка текста :

    procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
    var
    To_Prn: TextFile;
    begin
    AssignPrn(To_Prn);
    Rewrite(To_Prn);
    Writeln(To_Prn, "Printer in Text Mode");
    CloseFile(To_Prn);
    end;

    Здесь необходимо, видимо, пояснить, что по сравнению с BP 7.0 в Delphi изменены названия некоторых функций и переменных в модуле System:

      • AssignFile вместо Assign
      • CloseFile вместо Close
      • TextFile вместо Text
        1. Вывод содержимого формы на печать

        2. Иногда в программе требуется просто получить твердую копию экранной формы. В Delphi это делается более, чем просто - у объекта TForm есть метод Print, который и нужно вызвать в нужный момент.

        3. Графическая печать (объект TPrinter )
    И все же, более интересно, как из программы созданной в Delphi можно вывести на печать графическую информацию. Для этого есть специальный объект Printer (класса TPrinter). Он становится доступен, если к программе подключить модуль Printers (т.е. добавить имя модуля в разделе uses ) . С помощью этого объекта печать на принтере графической информации становится не сложнее вывода этой информации на экран. Основным является то, что Printer предоставляет разработчику свойство Canvas ( работа с канвой описана в предыдущем уроке) и методы, выводящие содержание канвы на принтер. Рассмотрим подробнее свойства и методы объекта Printer.

    Свойства Printer: Aborted - тип булевский ; показывает, прервал ли пользователь работу принтера методом Abort.

    Canvas - канва, место для вывода графики ; работа с Canvas описана в Уроке 5.

    Fonts - список доступных шрифтов.

    Handle - используется при прямых вызовах Windows API.

    Orientation - ориентация страницы, вертикально или горизонтально.

    PageWidth , PageHeight , PageNumber - соответственно ширина, высота и номер страницы.

    Printers перечисляет все установленные в системе принтеры, а

    PrinterIndex указывает, какой из них является текущим. Чтобы печатать на принтере по умолчанию здесь должно быть значение -1.

    Printing - тип булевский ; показывает, начата ли печать (методом BeginDoc ).

    Title - заголовок для Print Manager и для заголовка перед выводом на сетевом принтере.

    Методы Printer:

    Abort - прерывает печать, начатую методом BeginDoc BeginDoc - вызывается перед тем, как начать рисовать на канве.

    EndDoc - вызывается когда все необходимое уже нарисовано на канве, принтер начинает печатать именно после этого метода.

    NewPage - переход на новую страницу. Остальными методами объекта в обычных случаях пользоваться не нужно.

    Итак, порядок вывода на печать графической информации выглядит следующим образом :

    • выполняется метод BeginDoc
    • на канве (Canvas) рисуем все, что нужно
    • при необходимости разместить информацию на нескольких листах вызываем метод NewPage
    • посылаем нарисованное на принтер, выполняя метод EndDoc
        1. Пример ex06.zip
    В примере (проект PRINTS.DPR, рис.1 ) реализованы все три вышеописанных ситуации.