Предварительный просмотр:

Воспитатель МБДОУ №15 «Светлячок» Морозова Лена Викторовна. Город Коломна, Московская область.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский.

На протяжении 4 лет, я работаю над проектом «Интегрированный подход к развитию познавательных и творческих способностей детей», который плавно «перерос» в программу дополнительного образования детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет «Веселые мастерилки», по развитию художественно - творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. И я не раз убедилась в этом, рисуя с детьми и старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста.

Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда на занятиях, я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, как дети рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторге! Когда - то видный педагог Е.А. Флерина писала: «Взяв кисть из банки с красной краской, нельзя её класть в другую краску, прорисовав её, её нужно положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо и т.п.» А я возражаю, нужно мазать, и не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки оживут и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, и медузы на дне океана затеют игру.

Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. Ведь это никем не запрещается и не возбраняется. А позже переработала его, внесла свои коррективы. Исходя из возможностей нашего дошкольного учреждения и особенностей развития наших детей, сделала свои наработки и хочу предложить вашему вниманию развернутые конспекты двух занятий по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования.

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«НЕОБЫЧНЫЕ ПТИЦЫ - ПИНГВИНЫ», ПРОВЕДЕННОГО НА ГМО ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Воспитатель МБДОУ №15 «Светлячок» Морозова Лена Викторовна. Город Коломна, Московская область.

Программное содержание:

Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания;

Расширять представление об окружающем мире;

Закреплять умение рисовать методом тычка;

Развивать познавательный интерес и творческие способности детей.

Материал: магнитофон, телевизор, кассета с видеофильмом «Пингвины», музыкальный диск с записью инструментальной музыки, альбомный лист, жесткая кисть, гуашь: белая, черная, красная, стакан-непроливайка, иллюстрации с изображением пингвинов, мольберт, салфетка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живем в одном краю -

Я вас всех приветствую!

2. Целевая установка:

Ребята, сегодня мы узнаем много интересного о необычных птицах.

Послушайте загадку.

Вразвалочку идет, как моряк.

Белый галстук, черный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит дни свои …(пингвин)

Покажите, как это они ходят «вразвалочку»?

Мы с вами отправимся в холодный край, в Антарктиду.

А, как вы думаете, где находится Антарктида?

Давайте найдем ее на глобусе.

3. Рассматривание глобуса. Беседа с детьми.

Как вы думаете, что отмечено на глобусе зеленым цветом?

(земля, материки).

А голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера).

А что же белым цветом отмечено на глобусе? (снег, льды).

А как вы думаете, где находится Антарктида?

Чем она отличается от других материков?

4. Сюрпризный момент «перемещение в Антарктиду».

А вы хотите побывать в Антарктиде?

Сейчас мы перенесемся с вами в Антарктиду. Садитесь поудобнее, приготовьтесь.

(Дети садятся на пол в кучку, воспитатель накрывает их волшебным снежным покрывалом, звучит музыка).

Дети: Волшебное покрывало над нами расправь,

И в Антарктиду нас отправь!

Где же мы очутились?

Это какая-то неведомая земля. Оказывается, что и здесь есть жизнь.

А кто здесь живет?

5. Встреча с пингвиненком.

Смотрите, кто это нас встречает? Давайте с ним поздороваемся. Пингвины - птицы древние. Они живут в Антарктиде. Около Антарктиды, со стороны Африки, есть маленький островок. Он самый скалистый, покрыт льдами. Вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий - это пингвиний пляж. Зимой здесь бывает очень холодно -80 С.

6. Рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми об условиях жизни в Антарктиде.

Ребята, а как вы думаете. Люди здесь живут?

А почему?

А бывают здесь люди? Кто это может быть? (ученые).

Как они сюда добираются?

Благодаря этим отважным людям, мы узнали очень много интересного о животном мире Антарктиды.

А теперь давайте посмотрим фильм об этих необычных птицах.

7. Просмотр видеофильма «Пингвины».

8. Физминутка «Пингвинята».

Бело-черные пингвины

Далеко видны на льдинах.

Вот они шагают дружно,

Для порядка это нужно.

Оттопырили ладошки

И попрыгали немножко.

Крылья вверх чуть приподняли

И быстрее побежали.

9. Беседа с детьми по содержанию фильма. Составление рассказа по схемам.

Пингвины звери или птицы?

Как выглядят пингвины?

Где находятся птенцы после рождения?

Пингвины умеют летать?

Чем они питаются?

Как они высиживают яйца?

Где воспитываются птенцы?

Как пингвины оберегают своих птенцов в непогоду?

Как узнают пингвины своих птенцов?

Где они живут?

Чем же эти птицы необычны? (не летают).

10. Чтение стихотворения Г. Утробиной Пингвины».

Ребята, Анечка знает стихотворение про пингвинов.

Там, где есть снега и льдины,

Весело живут пингвины.

В одеяньях бело-черных,

Неуклюже, но проворно,

Как смешные человечки

С льдин на льдину, как с крылечка,

Скачут весело и живо.

Видеть это - просто диво!

Их походочку вразвалку

Кто не видел - тех нам жалко.

Развеселая картина -

Наблюдать на льду пингвинов!

11. Возвращение в детский сад.

- Ребята, слышите, снова зазвучала волшебная музыка. Нам пора возвращаться в детский сад. Пингвиненку так понравились вы и стихотворение, что он решил отправиться вместе с нами.

Возьмем его с собой в детский сад?

(Дети садятся. Воспитатель накрывает их волшебным снежным покрывалом).

Волшебное покрывало

Над нами расправь.

Обратно домой

Нас отправь.

Вот и оказались мы с вами в детском саду.

Где же мы с вами побывали?

Кого мы там увидели?

12. Целевая установка на рисование.

Ребята, пингвиненок прилетел вместе с нами. Но, смотрите что-то он загрустил. Наверно ему одиноко без друзей. Давайте нарисуем их. Садитесь на свои места.

13. Рисование методом тычка.

Давайте вспомним с вами, как надо рисовать пингвина.

Голова у него какая? (круглая).

Тело у него какое? (овальное).

Крылья какие? (как листочки).

Лапки какие? (как у гусей или уток).

А теперь сядьте правильно, расправьте спинки, ножки поставьте ровно, чтобы было удобно рисовать.

А теперь давайте вспомним, как надо работать с кисточкой.

Кисточку возьмем вот так:

Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх - вниз, вправо - влево

Гордо словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девица в хороводе.

Вы устали? Отдохнем

И опять стучать начнем.

Мы рисуем: раз, раз…

Все получится у нас.

(Звучит музыка. Дети самостоятельно рисуют на альбомном листе. В начале дети закрашивают легкими тычками белым цветом туловище, снег и льдины).

14. Пальчиковая гимнастика.

Рисовали снежный ком

Крылья сделаем потом.

Вместо глаз -

Угольки нашлись у нас.

Пингвиненок как живой:

И с хвостом, и с головой.

Ты за крылья не тяни -

Черно-белые они!

(После паузы, дети рисуют легкими тычками черным цветом остальные части туловища. Тонкой кистью рисуют глаза, клюв, лапы).

15. Подведение итогов. Анализ детских работ.

(рисунки развешиваются на мольберте).

Давайте посмотрим, какие рисунки получились у вас. _ Какой пингвиненок получился у Ани, Даши?

(задумчивый, забавный, веселый)

Ребята, посмотрите, как понравились ваши рисунки пингвиненку. Давайте подарим ему еще нашу веселую песенку.

16. Исполнение песни М. Протасовой «Пингвины».

17. Сюрпризный момент.

За нашу песенку, пингвиненок решил сделать нам подарок. Из Антарктиды он привез сладкие снежки и решил всех угостить ими, перед тем как уехать к себе домой. А еще он хочет угостить и наших гостей за то, что они были такими добрыми и внимательными зрителями.

(Ребята поблагодарили пингвиненка, попрощались и ушли в группу).

ЛИТЕРАТУРА

Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» - М.: Просвещение, 1981г.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: Просвещение, 1988г.

Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников» - СПб.: Детство Пресс, 2000г.

Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - Москва «Вако» 2006г.

«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» под ред. Венгера Л.А. - М.: просвещение, 1978г.

«Живопись. Уроки изобразительного искусства» сост. Шитов Л., Ларионов В.Н. - М.: Просвещение, 1955г.

«Изобразительное искусство в школе» под ред. Колокольникова В.В. - М.: Просвещение, 1975г.

Изманов А.С. «Юным любителям кисти и резца» - М.: Просвещение, 1975г.

Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» - М.: Творческий центр СФЕРА, 2004г.

Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество» - М.: Педагогическое общество России, 2000г.

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М.: Педагогика, 1990г.

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» - М.: Просвещение, 1981г.

Кузина В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах» - М.: Просвещение, 1984г.

«Мир детства: Младший школьник» сост. Захарова А.В., Слободчиков В.И. - М.: Педагогика, 1981г.

Мухина В.С. «Психология дошкольника» М.: Педагогика, 1975г.

Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. «Декоративное искусство детям» - М.: Просвещение, 1976г.

Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию» - М.: Просвещение, 1983г.

Полуянов Ю.А. «Дети рисуют» - М.: Педагогика, 1988г.


«Пингвины в Антарктиде»

конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

(раздел программы: «Художественное творчество»;

интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»,

«Музыка», «Художественная литература», «Здоровье»).

Программное содержание

  1. Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания. Расширить знания об окружающем мире.
  2. Продолжить знакомство детей с обобщенными способами изображения предметов (применение схемы), согласование графического и цветового изображения с конкретным образом.
  3. Закрепить технические навыки в умении рисовать тычком жесткой кистью.
  4. Воспитывать у детей любовь к животным, стремление помогать им в трудных ситуациях.

Оборудование, наглядный материал:

Мультимедийное оборудование, гуашь, кисти, баночки с водой, листы тонированной бумаги, графитные карандаши, алгоритмы рисования пингвина, магнитофон, аудиокассеты.

Ход мероприятия:

Воспитатель. Дети, сегодня я приготовила вам сюрприз и спрятала его вот под этим покрывалом. Я загадаю загадку, а вы отгадайте, что может здесь находится:

Мир Земли, такой огромный,

Уместился в шарик скромный.

Ответы детей.

Воспитатель. Верно! Это – глобус, крошечный макет нашей планеты Земля.

Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже люблю путешествовать. Сегодня я хочу пригласить вас вот сюда (показываю на глобусе).

Кто знает, как называется этот материк?

Ответы детей.

Воспитатель. Это Антарктида. Сегодня мы совершим путешествие в Антарктиду. Для этого нам нужно закрыть глаза и по счету три открыть глаза.

(по счету три, дети открывают глаза и поворачиваются на экран).

Воспитатель. Вот мы в Антарктиде. Перед вами – самый холодный материк Земли. Кругом снег, большие льдины и сильные морозы и ветры. Безжизненные берега Антарктиды оживляют пингвины. Пингвины – это птицы. Тысяча тонких перышек и толстый подкожный жир помогает пингвинам переносить холод. Все пингвины – отличные пловцы и ныряльщики. В воде они передвигаются очень быстро и ловко, используя свои короткие крылья как ласты, а лапы с перепонками, как у уток и гусей, служат рулем. Эти птицы так сильны, что легко преодолевают волны бурного моря, ныряют и выплывают на поверхность даже в шторм. В море достаточно пищи, чтобы прокормиться.

Воспитатель читает стихотворение:

Там, где есть снега и льдины,

Весело живут пингвины.

В одеяньях бело–черных,

Неуклюже, но проворно,

Как смешные человечки

С льдин на льдину, как с крылечка,

Скачут весело и живо.

Видеть это – просто диво...

На экране появляется пингвиненок среди льдин.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, пингвиненок. Грустный. Он один и у него нет друзей. Поможем пингвиненку, нарисуем для него друзей - таких же, как он.

А теперь, сядем за столы.

Физкультурная минутка «Пингвины».

Бело-черные пингвины

Далеко видны на льдинах.

Вот они шагают дружно,

Для порядка это нужно.

Оттопырили ладошки

И попрыгали немножко.

Руки вверх чуть приподняли

И быстрее побежали.

Объяснения способа рисования пингвина по алгоритмам.

Дети рисуют самостоятельно. Выставка рисунков.


Юлия Головизнина

Конспект

НОД по рисованию

«Пингвиний пляж »

в старшей группе

Нетрадиционная техника : печать по трафарету с применением метода тычка сухой жёсткой кистью.

Цели. Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания; расширять знания об окружающем мире; учить рисовать пингвинов с помощью трафаретов с использованием метода тычка. Закреплять умение детей пользоваться знакомой техникой; рисовать кисточкой разными способами. Создать условия для творческого применения освоенных умений.

Развивать чувство цвета, ритма, способность создавать сюжетную композицию, творческое воображение, мелкие мышцы кисти руки.

Обогащать словарь новыми словами : Антарктида, Южный полюс, учёные-полярники, научная станция.

Воспитывать интерес к отражению представлений о природных объектах в изобразительной деятельности.

Предварительная работа. Беседа о разных частях света и климатических зонах, знакомство с Арктикой – зоной вечных льдов и вечного холода.

Рассматривание изображений пингвинов в детских энциклопедиях. Беседа о животных Арктики.

Подготовка основы для рисования с использованием бумажной пластики (изображение снега – рисование по мокрой мятой бумаге; изображение льдин путём наклеивания кусочков смятой и слегка расправленной бумаги).

Материалы, инструменты, оборудование. Подготовленные заранее основы для рисования (альбомные листы с аппликацией льдин) ; трафареты пингвинов для каждого ребёнка ; гуашь; две кисти жёсткая и мягкая; баночки с водой; салфетки; игрушка – пингвин ; декорация за ширмой «Льды Антарктиды» ; глобус; иллюстрации с изображением пингвинов ; аудиозаписи.

1) Сюрпризный момент : воспитатель приносит в группу игрушку – пингвина .

Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл?

А кто знает, где живут пингвины ? (Ответы детей)

Правильно, они живут в Антарктиде, на Южном полюсе. Это место на нашей планете, где ещё холоднее, чем на Севере. Зимой там бывает -80 С, кругом снег, большие льдины и сильные ветры.

Кто может показать, где находится Антарктида на глобусе?

Постоянно люди там не живут, они приезжают туда работать : наблюдать за погодой, за животными, птицами. Благодаря этим смелым людям, учёным, мы знаем о животном мире Антарктиды.

- Пингвинёнок , а как же ты у нас оказался? (Пингвин шепчет на ухо воспитателю) .

Оказывается, он попал к нам прямо с научной станции в ящике с оборудованием. Наш пингвинёнок очень смелый и любознательный. Он захотел посмотреть, что лежит в ящике у учёных-полярников, которые приехали изучать Антарктиду, забрался туда и уснул. Учёные закончили свою работу, погрузили ящики с оборудованием и уехали, а птичку не заметили. Когда пингвинёнок проснулся , то увидел, что находится в незнакомом ему месте, вылез из ящика и побрёл куда глаза глядят. Шёл он, шёл и зашёл к нам в детский сад.

- Пингвинёнок , а почему ты грустный? (Шепчет)

Он очень скучает по своим друзьям и хочет вернуться к себе домой, но не знает, как это сделать.

Дети, давайте поможем пингвинёнку вернуться домой к своим друзьям и вместе с ним совершим путешествие в Антарктиду. Южный полюс находится очень далеко, придётся воспользоваться волшебной палочкой. Становитесь в круг.

Проводится игра :

Воспитатель : - Здравствуй, небо! (Дети поднимают руки вверх.)

Здравствуй, земля! (Приседают.)

Здравствуйте, мои друзья! (Вытягивают руки вперёд.)

Раз-два-три-четыре-пять, (Хлопают в ладоши.)

Вместе мы в кругу опять. (Берутся за руки.)

Будем дружно мы играть (Идут по кругу.)

В Антарктиду будем попадать. (Воспитатель становится в

центре круга и проводит над головами

детей «волшебной палочкой» .)

Звучит музыка, открывается ширма.

2) - Вот мы и оказались на Южном полюсе, а пингвинёнок у себя дома . (Поставить игрушку на «льдины» ).

Воспитатель читает детям стихотворение :

Там, где есть снега и льдины,

Весело живут пингвины .

В одеяньях бело-чёрных

Неуклюже, но проворно,

Как смешные человечки,

С льдин на льдину, как с крылечка,

Скачут весело и живо.

Видеть это - просто диво!

Их походочку вразвалку

Кто не видел – тех нам жалко.

Развесёлая картина –

Наблюдать на льду пингвинов !

Ребята, а вам хотелось бы узнать что-то новое о пингвинах ? Тогда давайте пройдём на полярную станцию, которую оборудовали учёные и поговорим об этих интересных жителях Антарктиды.

(Дети садятся за столы) .

Воспитатель показывает изображения пингвинов на дидактических картинках. Проводит беседу для уточнения представлений детей о внешнем виде и образе жизни пингвинов :

- Пингвины – животные или птицы?

Почему вы так думаете? (У них есть клюв, лапы, хвост, крылья и перья)

- Пингвины – древние , самые холодостойкие птицы. Тысячи тонких пёрышек и толстый подкожный жир помогает им переносить холод. Пингвинов называют птицами , однако летать они не умеют. Их крылья больше похожи на ласты, а перья - на чешую. Ходят они неуклюже, а вот плавают и ныряют изумительно. Без этих качеств пингвины просто не выжили бы . В море и теплее, и пищи достаточно. Крылья помогают им плавать, а ноги с перепонками, как у уток и гусей, служат им в воде рулём. Питаются эти птицы рыбой, мелкими креветками и моллюсками. Большую часть времени пингвины живут на льдинах очень большими семьями (колониями) по нескольку тысяч птиц. Так же, как и другие птицы, они делают себе гнёзда, чтобы отложить яйца. В среднем пингвины живут 20 лет . Однако известны случаи, когда они доживали до 50 лет!

3) Воспитатель предлагает детям нарисовать пингвинов на пляже и оставить рисунки себе на память о сегодняшнем путешествии.

(Демонстрирует образец)

- Пингвины – крупные птицы . (до 1м 20 см)

Какую форму имеет туловище (форму яйца, голова (круглая, крылья (в виде листочков, ноги (похожи на лапы уток и гусей?

Сегодня мы будем рисовать пингвинов красками по трафарету (дети рассматривают трафареты) .

Какой цвет вы будете использовать?

Что у этих птиц чёрного цвета, что белого?

Нам понадобятся 2 кисти – жёсткая и мягкая. Кто догадался, каким методом мы будем рисовать ? (Методом тычка жёсткой сухой кистью) А мягкая кисть нам будет нужна для того, чтобы прорисовать мелкие детали (глаза, клюв, лапки) .

Давайте вспомним, как должна прыгать кисточка, чтобы получились красивые пушистые точки.

(Дети берут жёсткую кисть, держат её вертикально тремя пальцами выше её металлической части, выполняют тычки без краски на листке, проговаривая текст.)

Держим кисточку вот так.

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась как волчок.

За тычком идёт тычок!

Вы устали? Отдохнём

И опять стучать начнём.

Мы рисуем : раз, раз…

Всё получится у нас!

4) Воспитатель показывает, как нужно рисовать по трафарету методом тычка. Напоминает о том, что дети должны красиво разместить пингвинов на альбомном листе .

Дети приступают к работе. Воспитатель помогает детям при необходимости.

Перед прорисовкой деталей проводится подвижная игра «Пингвины » :

Бело-чёрные пингвины (Дети прижимают руки к

Далеко видны на льдинах. туловищу.)

Вот они шагают дружно, (Идут по кругу вразвалочку.)

Для порядка это нужно.

Оттопырили ладошки (Дети прыгают на месте.)

И попрыгали немножко.

Руки вверх чуть приподняли (Поднимают руки вверх,

И быстрее побежали. бегут врассыпную.)

После игры дети заканчивают свои рисунки : рисуют глаза, клюв, лапы.

5) – Кого мы сегодня рисовали ? Каким способом мы рисовали пингвинов ?

Дети рассматривают получившиеся рисунки, воспитатель комментирует и оценивает их :

Все ребята красиво, аккуратно нарисовали пингвинов , они получились пушистые, правильно передали цвет. Птицы очень ярко смотрятся на белом фоне снега и льдин. Правильно и интересно разместили их на альбомном листе.

(Воспитатель выясняет какая кому работа понравилась и чем.)

Ребята, сколько много дел мы с вами успели сегодня сделать : помогли пингвинёнку вернуться домой , побывали в Антарктиде, узнали много нового о Южном полюсе и о его замечательных жителях-пингвинах , нарисовали красивые рисунки .

Что вы сегодня узнали об Антарктиде? (Что там очень холодно, всегда лежит снег и лёд, живут пингвины .)

А живут ли в Антарктиде постоянно люди? (Нет.)

Кто приезжает на Южный полюс и зачем? (Учёные изучать погоду, животных, птиц.)

Ну, что ж пора нам возвращаться обратно в детский сад. Давайте попрощаемся с пингвинами , встанем в круг и снова воспользуемся нашей волшебной палочкой.

Проводится игра :

Воспитатель : - Раз-два-три-четыре-пять (Дети хлопают в ладоши.)

Вместе мы в кругу опять (Берутся за руки.)

С Антарктидой мы прощаемся (Все идут по кругу.)

И в группу возвращаемся . (Воспитатель стоит в центре

круга и проводит над

головами детей «волшебной

палочкой».)

Звучит музыка, ширма закрывается.

Мы снова в детском саду. Наше путешествие в царство холода и льдин закончилось. Я надеюсь, что оно вам понравилось.

Программное содержание:

Совершенствовать умение детей вырезать ножницами, аккуратно наклеивать детали, добиваясь целостности композиции.
Расширить и уточнить знания детей о пингвинах (внешний вид, образ жизни, особенности поведения, питания).
Словарь: пингвинья стая, Антарктида.
Развивать любознательность, мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитывать интерес к природе и конструированию из бумаги.

Оборудование:

Картинки с изображением пингвина, пингвиньей стаи, кальмара, криля; глобус; мячи по количеству детей; заготовки и оборудование для конструирования из бумаги.

Пингвин и льдина, заготовки

Пингвин на льдине, работа детей средней группы

Ход занятия:

Загадка про пингвина

В Антарктиде среди льдов
Ходит во фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда...
(пингвин)

Пингвины летать не умеют, бедняги.
Сегодня мы сделаем их из бумаги.
Возьмите заготовку – вырезанный из картона силуэт пингвина.

Изготовление «пингвина»

Ростом пингвины не выше вас. Спина и голова у пингвинов черного цвета, а грудь и живот белого.
Найдите деталь белого цвета и наклейте ее на черный силуэт пингвина. К передней части головы приклейте глаза и клюв. Глаза помогают пингвинам рассмотреть рыбу под водой, а клюв – схватить эту рыбу.
Хотя пингвины и не умеют летать, у них есть небольшие крылья. Крылья нужны пингвину не для полета, а для плавания.
Приклейте два крыла пингвину.

Есть у пингвина и хвост в нижней части спины.
Найдите вырезанный из бумаги хвост и приклейте его в нужное место. Пусть край хвоста выступает за пределы туловища. Приклеим и загнем его вот так (показ), и хвост получится как настоящий.

Чего не хватает нашему пингвину? Лап. Лапы у пингвинов с перепонками. Как вы думаете, зачем пингвину такие лапы, похожие на ласты? (Ответы детей). У каких знакомых вам птиц такие же лапы? (Ответы детей). У гусей и уток.
Лапы с перепонками помогают пингвину при плавании грести, и плыть быстро. Это на суше пингвины неуклюжие и неповоротливые, а в воде они быстрые и ловкие – ведь иначе рыбку не поймать.
Давайте приклеим лапы пингвину. Намажьте клеем только верхнюю часть лап, нижняя часть пусть, как и хвост, выступает за пределы туловища. Лапы мы тоже загнем вперед, вот так. (Показ выполнения работы).

Пока подсыхает клей послушаем стихотворение и поиграем в пингвинов.

Чтение стихотворения «Пингвин»

Послушайте стихотворение про пингвинов.

«Пингвин»

На полюсе южном, средь множества льдин,
Живёт неуклюжий пернатый – пингвин.
Птица, действительно, очень смешная:
Она быстро плавает, но не летает.
Шагает вразвалочку, крылья расставив,

Гнёзда не вьют – нет деревьев на льдинах!
Как же детишек выводят пингвины?
На полюсе деток не высидеть просто -
Морозы там градусов под девяносто!
Они ухитрились! Пингвинные папы
Яичко с птенцом носят сверху на лапах,

Динамическая пауза «Пингвинья стая»

Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.
(Имитация передвижения пингвина)

Ныряя в море между льдин, за рыбкой плавает пингвин.
В море ловкий, словно кошка, он питается рыбёшкой.
(Имитация ныряния и плавания в охоте за рыбами)

Пингвинные папы яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира.
Там хватит тепла для его «пассажира»!
(Дети берут мячи и иду, зажав их между ног)

Пингвина видеть захотите –
Его ищите в Антарктиде.
Среди снегов живёт пингвин.
Он в Антарктиде не один.

Действительно, пингвины живут не поодиночке, а большими многочисленными стаями. Взгляните на картинку. (Показ картинки)
Пингвины имеют округлую форму, маленькие ноги и голову. Пингвины должны быть упитанными, толстенькими, чтобы жир защитил их от холода. Голодный, худой пингвин может замерзнуть.

Ныряя в море между льдин,
За рыбкой плавает пингвин.
В море ловкий, словно кошка
Он питается рыбёшкой.

Так и есть, основная пища пингвинов – рыба. А еще кальмары и криль. Вот они, взгляните. (Показ картинок). Мелкую добычу пингвины едят прямо в воде, а с крупной расправляются на поверхности.

Взгляните на глобус – модель нашей планеты земля. Вот здесь находится Антарктида. (Показ Антарктиды на глобусе).
В Антарктиде земля почти всегда покрыта снегом и льдом.

Вырезание «льдины»

Сейчас вам предстоит вырезать из картона льдину для своего пингвина. Возьмите в руки ножницы и аккуратно, маленькими «шагами» вырезайте «льдину» по линии, нарисованной карандашом.

А теперь можно взять готового пингвина, немного развести в стороны нижние края поделки и поставить ее на льдину. Вам понравилась поделка, которую вы изготовили? (Ответы детей). Тогда можете поиграть со своими пингвинами в пингвинью стаю. Вечером заберите домой и расскажите родителям все, что вы узнали сегодня про пингвинов. А что вы узнали, вам напомнит игра.

Дидактическая игра «Пингвинье лото»

Детям предлагается по одному доставать из мешочка (сундучка, коробочки) предметы (мячи, кубики, «бочонки») с вопросами. Отвечают желающие.

Вопросы к занятию:

1. Где живут пингвины?
2. Чем питаются пингвины?
3. Как пингвины появляются на свет?
4. Пингвины живут поодиночке или стаями?
5. Как передвигается пингвин на суше и в воде?
6. Для чего пингвину лапы с перепонками?
7. Умеют ли пингвины летать?
8. Почему пингвину нужно быть толстеньким, с запасом жира?


Дети очень любят рисовать животных и птиц. Это весело, интересно и, к тому же, ребенок часто видит зверушек в разных мультфильмах. Отличной идеей будет нарисовать пингвина — забавную птицу из Антарктиды. Здесь будет подробно описан каждый этап рисования, так что справиться с этим сможет даже самый маленький художник. Итак, поучимся вместе тому, как нарисовать пингвина ребенку.

Сначала изобразим глаза. Пока что это будут просто два среднего размера кружочка.

Теперь прорисуем зрачки. Не забываем оставлять в каждом зрачке маленький кружочек — блик.

Затем рисуем клювик. Он будет состоять из двух полукругов разного размера: верхний чуть больше, а нижний — чуть меньше.

Рисуем верхнюю часть головы — она тоже будет в форме полукруга.

А теперь нижнюю. Она будет большего размера, с милыми пухлыми щечками.

Отделим на голове часть лба: у пингвинов черно-белый окрас, причем цвета четко разделены между собой. Обрисованный нами участок будет черного цвета, а остальная часть мордочки — белого. Вдобавок нарисуем овальное туловище.

И снова отделим часть туловища по контуру. Это тоже связано со специфическим окрасом.

По бокам изобразим аккуратные треугольные крылышки.