Ольга Стукалова
Конспект по развитию речи занятия в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель : уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах .

Задачи :

Напомнить детям о приходе весны;

Научить замечать признаки весны;

Познакомить с явлением – перелет птиц;

Расширять и обогащать словарь детей (перелёт, пернатые) ;

Познакомить с перелётными птицами : грачом , скворцом;

Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;

- развивать наблюдательность , внимание, мышление.

Материал : репродукция картины А . Н. Саврасова «Грачи прилетели » , звуковая запись «Звуки леса» , «Голоса грачей » , картинки с изображением птиц : грача на пашне , грачи в роще .

Предварительная работа : беседы на темы : «Пришла весна» , «Перелетные птицы» , «Наши пернатые друзья» , «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций , картин на весеннюю тему ; чтение художественной литературы : Г. Ладонщиков «Весна» , С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда» , загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы» , «Звуки окружающего мира» ; дидактические и подвижные игры : «Перелет птиц» , «День -ночь» , «Зимующие и перелётные» .

Словарная работа : сосулька, капель, грач , грачата , вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение :

Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна) .

Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет. Первые вестники весны – птицы. Сегодня мы поговарим с вами о первых вестниках весны грачах , им посвящено наше сегодняшнее занятие . (Звучит фонограмма «Птичьи голоса» ).

Дети, я приглашаю вас посмотреть замечательную картину знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова , но не просто посмотреть, а провести экскурсию по этой картине , но и рассказать нашим гостям про эту картину .

Но чтоб посетителям было интересно,вы должкы хорошо изучить и рассмотреть картину .

Давайте с вами внимательно посмотрим на картину . Какое время года изобразил художник на картине ?

Ответы детей. Ранняя весна.

Воспитатель. А как вы определили, что это именно ранняя весна?

Ответы детей - Тает снег, растаял лед на пруду, прилетели грачи .

Расскажите о грачах , что они делают?

Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные , веселые и шумные, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они обустраивают свои гнезда, в которых будут выводить своих птенцов.

Какие деревья выбрали грачи ?

Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.

Дети, а что вы можете сказать о небе?

Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное.

Ребята, а каким вы видите снег?

Потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим.

Что еще мы видем на картине ?

За березами старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег.

Вот и закончилась наша экскурсия по картине . А теперь самые смелые могут самостоятельно провести экскурсию по этому художественному произведению, но перед этим мы с вами немного подвигаемся и полетаем.

Физминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат. Дети шагают на месте, руки на поясе.

Клювы маленьких скворчат. Выполняют наклоны в стороны.

Клювик раз, клювик два, Выполняют наклоны вперед.

Лапки, лапки, голова. Выставляют вперед поочередно ноги, крутят головой.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

на улицу глядят. Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, Дети бегают по группе .

Птички в гнездышки. Дети занимают свои места.

А теперь мои дорогие, кто нам может рассказать об этой замечательной картине . (2-3 человека)

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи . Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи , вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели » - так называется картина А . Саврасова . А грачи прилетают весной . Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда , чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели , значит, весна не за горами.

Ребята, а кто из вас может рассказать стихотворение о весне отвечающее настроению этой картины .

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины, на полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны. (Ирина Токмачева)

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи,

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи !

Удивительные птицы -

Прилетели , гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут . (Анна Пономарева)

Сберегла берёза от зимы седой

Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой.

Сквозь прорехи тучи, голубая высь.

Шепчется с берёзой : "Вот и дождались". (Эммануэль Терешкин)

Завороженно ребята.

Смотрят на гостей весны,

Просыпается природа,

Переменам рады мы! (Анна Пономарева)

Ребята, а что мы можем сказать о грачах ?

Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова , туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран , строят гнезда и выводят птенцов – грачат . Гнезда грачи строят на деревьях , где-нибудь около деревни, или на опушке рощи. Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле , они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков, они питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку , они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Фотографии грачей : грач на пашне , грачи в березовой алллеи .

Художник Саврасов изобразил грачей с помощью красок и кисти. А я сегодня предлагаю вам сделать коллективную картину «Грачи прилетели » из бумаги методом аоигами, но сначала нам надо подготовить ручки .

Пальчиковая гимнастика.

Птички прилетели , Пальцы расставлены ,ладони перекрещены. Большие пальцы

Крыльями мохали. Соединяют,остальными машут,как крыльями.

Сели, посидели. Кисти рук соединили в замок.

И так мы начинаем.

1. Сгибаем квадрат по диагонали, аккуратно совмещая углы, придерживая их пальцами левой руки, правой делаем четкий сгиб. Получился «простой треугольник» .

2. Получившийся треугольник располагаем большей стороной в низ. Отгибаем верхний внешний угол треугольника по направлению к себе вниз по намеченной линии сгиба.

4. Образовавшиеся при большей стороне уголки сгибаем пополам к верху. Намеченные линии сгиба показаны пунктиром на рис.

5. Делаем вертикальный сгиб по диагонали. Разворачиваем фигуру так , что бы она «встала на ножки» .

6. Верхний левый угол отгибаем сначала вперед, потом назад, потом заправляем внутрь.

Вот такой получился грач !

Мы с вами сделали грачей и теперь и теперь давайте посадим их на ветки нашей берёзки.

II. Итог занятия . - Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? А, что нового вы узнали из жизни птиц? Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы

Тема. «Правописание безударных окончаний имен прилагательных».

Цели. Знакомить детей с традиционной русской культурой через художественное слово, игры, пословицы, приметы; закреплять правила правописания безударных окончаний имен прилагательных; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

Оборудование. Рисунок странички календаря; рисунок с изображением грача; репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»; полоски бумаги, оформленные в виде веточек; контурное изображение грачихи; магнитофон; аудиозапись «Голоса птиц»; карточка с текстом М.Пришвина.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Чистописание

Учитель молча показывает указкой, обводя в воздухе соединения букв; ученики наблюдают, а затем пишут в тетрадях буквосочетания: ус , хр , пр , зд , об .

На доске:

Русь христиане праздник обычай

Учитель. Запишите эти слова правильно и красиво. Составьте устно предложение, использовав в нем эти слова.

Дети. Христиане Руси соблюдали традиции и обычаи. На Руси христианский праздник являлся обычаем.

III. Сообщение темы урока

У. На уроках литературного чтения, естествознания, истории мы с вами не раз вели разговор о христианских праздниках на Руси. Сегодня попробуем использовать интересный материал на уроке русского языка, отрабатывая правописание безударных окончаний прилагательных и другие орфограммы.

IV. Вводная беседа

Открывается заставка – страничка народного календаря с датой 17 марта (Герасим-грачевник).

У. Сегодня, 17 марта, – день преподобного Герасима. Из курса истории вы знаете, что преподобный святой монах.
На следующей строчке после чистописания запишите: «Герасим-грачевник».
Преподобный святой монах Герасим был пострижником Киевской Успенской обители. Ища уединения, преподобный удалился на Север, на берег реки Вологды, где проводил жизнь в трудах и непрестанной молитве. На территории вокруг хижины, которую своими руками построил подвижник, вскоре возник монастырь – первый на Севере Руси. Преподобный Герасим предсказал, что на этом месте возникнет славный город – Вологда. Первое упоминание о Вологде относится к 1147 г.
Но этот христианский праздник имеет еще одно название – «грачевник». Что, по наблюдениям поселян, происходит в этот день?

Д. Прилетают из теплых стран на русскую землю грачи – первые весенние птицы.

V. Закрепление пройденного материала

У. Подберите родственные слова к слову грач .

На доске – изображение грача.

Д. Грач – грачиха, грачата, грачонок, грачиный, грачевник.

У. У Владимира Ивановича Даля грачовник – роща, занятая грачиными гнездами.
Какой вид работы мы выполнили?

Д. Словообразование.

У. Докажите!

Д. В словах меняются их основы.

На доске – репродукция картины А.К. Саврасова.

У. В березовой роще – веселье:
Справляют грачи новоселье.
Шумит и волнуется роща,
Как будто на празднике площадь.
Подолгу веселие длится
В зеленой грачиной столице,
И гнезда, как шапки, взлетают
И там, на ветвях, повисают.

Это стихотворение написал поэт Владимир Степанов.
Какие словосочетания можно составить с существительными разных родов?

На доске:

– Что объединяет эти окончания?

Д. Эти окончания принадлежат прилагательным с твердой основой.

У. Поставьте данные словосочетания в косвенные падежи. Как будут звучать их окончания?

Д. Р.п. – грачиного крика.
– Т.п. – грачиным пером.
– Д.п. – грачиной семье.
– П.п. – о грачиных заботах.

У. Какие пословицы, приметы о грачах вы нашли? Вы должны были перед уроком написать их на «веточках».

Дети читают, учитель прикрепляет на доску пословицы и приметы, оформленные в виде веточек.

– Запишем одну из примет в тетрадях.

Дети записывают: «Герасим-грачевник грачей пригнал», – выделив грамматическую основу предложения.

– Еще в недалеком прошлом, на памяти наших бабушек, в день Герасима-грачевника пекли в домах веселые хлебы в виде грачей и с изюминкой вместо глаз.
Грачи, прилетевшие в родные гнезда, всегда возбужденно кричат, радуясь своему возвращению. Кроме того, грачи, занятые постройкой и ремонтом своих гнезд, перекликаются между собой. Поэтому шум в роще стоит большой.
Послушайте, как кричат грачи. Их голоса не назовешь красивыми, мелодичными, но они бесконечно дороги сердцу русского человека. Ведь эти голоса говорят о весне!

VI. Физкультминутка (игра на внимание )

Грачи летят, на всю Русь трубят:
– Гу-гу-гу, мы несем с собой весну!
(Дети поднимают руки вверх, показывая, как летят грачи. )
– Летят, летят! (Кричат дети. )
Журавли летят, на всю Русь кричат:
– Гу-гу-гу, не догнать нас никому!
Летят, летят! (Вторят все. )
Пчелы летят, гудят, бунчат:
– Жу-жу-жу, медову несем сыту!
Летят, летят! (Повторяют дети. )
Поросята летят, полосаты визжат:
– Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!

(Кто ошибся и сказал: «Летят!» – выбывает из игры. )

VII. Работа с текстом

У. Оставьте чистую строку для заголовка. (Дети ставят точку на строке. ) Начинаем писать с красной строки. По ходу работы вам предстоит выполнить несколько грамматических заданий.
В старой березовой роще поселились грачи.

Дети устанавливают связи в словосочетаниях этого предложения, разбирают слово поселились по составу.

– Давайте выполним все задания и поможем грачихе построить гнездо для будущих маленьких грачат.

На магнитной доске из полосок-веточек с пословицами формируется грачиное гнездо, на вершине которого прикрепляется контур грачихи.

Появились первые птенцы. (Учитель предлагает графически выделить в этом предложении все орфограммы. ). Грачата с раннего утра до позднего вечера кричат, просят есть. (Дети выделяют грамматическую основу предложения, устно дают ему характеристику. ) Целый день родители летают на поля, ходят за трактором по свежей пашне и выбирают разных жучков, червячков да личинок. (Дети доказывают расстановку знаков препинания, разбирают слово выбирают по составу, указывают падеж прилагательного в словосочетании «по свежей пашне» .) Много еды в рот наберут, а потом летят к своим гнездам. (Над каждым словом указывается часть речи. )

– Найдите в тексте все прилагательные с безударными окончаниями. Выделите окончания. Устно объясните их написание.
Как вы озаглавите этот рассказ?

Д. «Грачиные заботы».

У. Запишите свой заголовок на пропущенной строке. Можно ли продолжить данный текст? Дополните письменно рассказ двумя-тремя предложениями.

VIII. Домашнее задание

У. Найдите небольшой рассказ о грачах для комментированного письма в классе. Например:

«Молодые грачата облюбовали одно дерево. Прилетала грачиха с червячками. Когда она садилась, ветка от тяжести опускалась. Грачиха улетала, и ветка поднималась. Грачонок качался, как в люльке. Вся ель от птиц шевелилась своими ветками, как живая».

(М.Пришвин )

IХ. Итог урока

У. Что вы узнали нового на уроке? Какие знания закрепили? Какие виды работы выполняли?

Выслушиваются ответы детей.

Диктант.

Ночь.

Быстро падала мгла на тёплую землю. На старом дереве ещё дрожал последний золотой луч. Дерево в этом месте светилось. На высоком небе появился тонкий серп луны. Он плыл, как быстрый корабль. За ним бежала маленькая отважная звездочка. Иногда они ныряли в белые косматые облака. Под развесистым дубом приютилась на ночлег мышь. Под его корнями была ее нора. Подуло свежим ветром. Огромный лес засыпал.

Задание:

Контрольное списывание

Хорошо дома.

Густые стояли луга. Лес весь просвечивался. Облетела листва. Только на старом дереве держался желтый листок. Казалось, что они вспоминали теплое лето. Мы подъехали к деревне. Тяжелые облака неслись над землей. Вдруг из них начал падать колючий снег. В минуту все было покрыто белым ковром. От ворот до крыльца мы шли по узкой тропе. На свежем снегу четко выделялись следы. Мы вошли в дом. Потрескивали поленья в печи. В доме было тепло и уютно.

Диктант

Трудное время.

Птицы – наши друзья. Они охраняют поля, леса, огороды от вредителей. Пришла долгожданная осень. Начались дожди. На пороге зима. В воздухе закружились первые снежинки. Голодно птицам зимой. Вот и летят они к жилью человека. Пожалейте пернатых друзей! Ребята нашего класса смастерили кормушки для них. Они насыпали туда семян, сухих ягод. Слетаются к кормушкам снегири, воробьи, синицы. Ребята, помогайте птицам зимой.

Задание:

Диктант

В лесу.

Идут ребята по лесу. Видят: лесную проталинку пересекает ежиная семейка. Впереди топает мама – ежиха. За ней в серых шубках семенят крошечные ежата.

Увидела ежиха людей, свернулась в большой колючий мяч. Ребята уступили дорогу. Ежиха без страха пошла дальше. Она у себя дома. Это люди в лесу в гостях. Без разрешения хозяев пьют воду из родников, собирают грибы и ягоды, рвут орехи.

Лесные жители добры. Они любят свой дом. Здесь все растет, цветет, дышит, поет. Будь хорошим гостем!

Задание:

Контрольное списывание

Пруд живет.

За околицей села блестит пруд с чистой прозрачной водой. Прочные дощатые мостки уходят от берега на глубину. Вот ползет по подводному стеблю усатое существо. Это водяной ослик. А вот ты замечаешь улитку. Она скользит по гладкой поверхности. Из черной глубины отделился и понесся плывунец. Удивительный паук серебрянка строит свой дом из пузырьков воздуха. Как циркачи пляшут по глади воды водомерки. Бархатные пиявки спрятались под старым бревном. Пруд живет своей жизнью. Он таит много загадок. Может быть, ты их разгадаешь.

Диктант

Гималайский медведь.

В горных лесах Азии живет гималайский медведь. Он весь черный, а на груди белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные ноги. Он быстро лазает по деревьям. Медведь любит дикие яблоки, ягоды, орехи. Заберется мишка на черемуху, наломает ветвей, и обсасывает с них ягоды. Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает спилят в тайге огромный кедр, привезут в поселок, а из пустого ствола медведь вылезает.

Задание:

Диктант

Грачи.

В старой берёзовой роще поселились грачи. Появились первые птенцы. Грачата с раннего утра до позднего вечера кричат, просят есть. Целый день родители летают за кормом на поля. Гудят на полях трактора, тащат за собой тяжёлые плуги. За трактором летит целая стая грачей. Грачи сели на свежую пашню. Они ходят по ней и выбирают разных жучков, червячков, личинок. Много еды в рот наберут и летят к гнёздам. Задание:

Диктант.

Забота об урожае.

Много забот у агронома зимой, весной, летом, осенью. Начался сев. Весенний день год кормят. Зашумели машины. Ровными строчками легло золотистое зерно. Настал июнь. Хлеба украсились колосками. Хмурится агроном. Выползает сорная трава. Нужно вести борьбу с ней.

Наступил июль. Идет агроном полем и осматривает спелые зерна. Хороший урожай! Комбайны пошли по полю. Замахали крыльями жатки. В жаркой работе прошло лето и осень. На улице стоит сильный мороз. В теплом доме у стола сидит агроном. Он думает о будущем урожае.

Прочитай текст.

Случай на реке Дело было весной Миша и Витя возвращались из школы они

спустились к реке Витя побежал вперёд хрупкий лёд треснул мальчик очутился в воде Миша осторожно пополз по льду к другу он вытащил товарища на берег.

1) Спиши текст, поделив его на предложения. В конце каждого предложенияпоставьнужныйзнакпрепинания.Началопредложения не забудь написать с заглавной буквы.

2) К какому типу текста относится этот текст? Докажи.

Прочитай текст.

Ёжик проснулся Пришла весна. Солнце согрело землю.

В лесу по ложбинке побежал ручей. Вот на пути он заметил под корнями старой берёзы норку. Зверёк ещё с осени разыскал это укромное местечко. Холодный ручей забрался в постельку ежа и разбудил его.

Ёж выбрался из своего убежища. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Ёж лёг на спинку и подставил солнцу своё брюшко. (по Г.Скребицкому.)

Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. Озаглавь каждую часть. Напиши план текста.

Особоевниманиеследуетуделятьформированиюуменияопределять темутекста-повествования,озаглавливатьтекст,позаголовкуопределять, о чём может быть текст.

Прочитай текст. Определи тему текста, озаглавь текст.

Ранним утром я с товарищем собрался на рыбалку. Товарищ накопал червей, собрал удочки. На берегу тихой заводи мы выбрали место. Вот и первая рыбка. Товарищ выбросил на песок большого окуня. То и дело он вытаскивал окуней. Мой поплавок словно застыл. Мы поменялись местами. Вскоре у моего друга было полное ведро. Мой улов едва закрывал дно. Грустный я подходил к деревне. У изгороди нас встретил дед Илья. Он лукаво улыбнулся и сказал, что рыбу вспугнул белый цвет. У меня рубашка и удилище были белыми.

Прочитай заголовки к текстам. Определи по заголовкам темы текстов.

1. Как я встречал Новый год.

2. О чём рассказали весенние ручьи.

3. На школьном субботнике.

4. Пожар в лесу.

5. Поездка на поезде.

2. Знакомство с типами связи предложений и средствами связи (материал изучается по мере знакомства с грамматическими темами).

Приведём примеры, как организуется такая работа.

Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи.

На занятиях по русскому языку мы продолжаем раскрывать «секреты»созданиятекста.Сегоднявыузнаете,чтотакое ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ в тексте. Будьте внимательны! Успехов вам!

Вспомните,чтоназываюттекстом.(Текст–этодваилинесколько предложений, связанных между собой по смыслу).

С помощью чего же предложения связаны в тексте? Прочитайте текст.

На лесной поляне мы заметили лося. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ветками деревьев и осиновой корой. Могучий великан наелся и отправился дальше.

Обратите внимание, что предложения связаны между собой как ПО ЦЕПОЧКЕ. ВТОРОЕ предложение с ПЕРВЫМ с помощью слов ЛЕСНОЙ ЖИТЕЛЬ и ЛОСЯ, ТРЕТЬЕ С ЧЕТВЁРТЫМ с помощью словОНиЛЕСНОЙЖИТЕЛЬ,ЧЕТВЁРТОЕсТРЕТЬИМспомощью слов МОГУЧИЙ ВЕЛИКАН и ОН.

То есть одно предложение ЦЕПЛЯЕТСЯ за другое, как вагончики поезда – друг за друга.

Предложениямогутсцеплятьсяприпомощиблизкихпозначению слов (синонимов). Например, лось – лесной житель.

При помощи слов-помощников (ОН, ОНА, ОНИ, ЕМУ, ВАМ и т.д.). Например:

Лесной житель пробирался сквозь деревья. ОН решил полакомиться ветками деревьев и осиновой корой.

При помощи повторения одного и того же слова. Например:

Дедушка угостил нас мёдом. Мёд был очень вкусным.

Примерные упражнения на формирование и закрепление умений

Прочитай предложения. Попробуй собрать текст. Для этого «цепляй» одно предложение за другое.

ОНИ почистили и обновили свои ГНЁЗДА. Вот и вернулись на родину СКВОРЦЫ. Днём ОНИ деловито снуют в саду. СКВОРЦЫ летают друг к другу в гости. ГНЁЗДА скворцов очень уютные.

Прочитай текст.

Во дв…ре ст…ял старый клён. В…сной он радовал всех нежными з…лёными л…сточками. Ос…нью дер…во покрывало влажную землю красными и жёлтыми листьями. Из них мы делали ч… десные ша…ки, длинные гирлянды.

Спишитекст.Вставьпропущенныебуквы1 .Подчеркнивкаждом предложении слово,спомощьюкоторогопредложение«цепляется» за другое предложение.

Прочитай текст.

Прилетели ласточки. Далеко разносятся их весенние песни. Летали … к старому домику. … осыпался и развалился. Каждый

1 Работу по формированию текстовых умений можно связать с формированием орфографической грамотности.

день носили ласточки в клювах солому, глину, прутики. Долго работали … . Хорошее получилось гнёздышко. Скоро в … появились птенцы с жёлтыми ртами.

«Сцепи» предложениямеждусобой,вставиввместоточекподходящие по смыслу слова из справок.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: он, в гнезде, певуньи, они.

Такжеважнопредлагатьдетямупражнения назаменулексических повторов.

Прочитай текст. Определи тип текста.

Спас друга Витя и Илья возвращались домой из школы. Витя и Илья спу-

стились к реке. Витя и Илья пошли по льду. Витя побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Витя оказался в воде. Витя хватался за тонкую кромку льда. Лёд крошился. Бежать за помощью было далеко. Илья осторожно пополз по льду к другу. Илья вытащил товарища на берег.

Спиши текст. Замени, где потребуется, неоправданные повторы.

Следует сказать детямотом,чтоиногдаповторявляетсяоправданным, когда, кпримеру, усиливаетсявниманиена объекте. Например,

Машенаденьрожденияподариликуклу.Куклабылаоченькрасивая!

(ЕслисловоКУКЛАзаменимнаместоимениеОНА,станетнеясным, кто ОНА: Маша или КУКЛА?).

3. Знакомство с единым временным планом текста1 .

Ребята,напрошлыхзанятияхмыговорилио связипредложений

в тексте. Вспомните, как могут связываться предложения в тексте? (По цепочке.)

Если в тексте предложения связаны ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, как быПОЦЕПОЧКЕ(второе–спервым,третье–совторымитакдалее), такую связь называют ЦЕПНОЙ.

Прочитайте текст, который напечатан у вас на карточках.

1 Если дети по программе во втором классе не знакомы с категорией времени глагола,тоизучениеданногосредствасвязипредложенийвтекстеследуетотложить на более поздний срок (например, на 3-й класс).

Учим создавать текст-повествование

Лодочка ПРИШЛА весна. ПОТЕКЛА вода. Дети ВЗЯЛИ дощечки и СДЕ-

ЛАЛИ лодочку. Лодка ПЛЫЛА по воде. Дети БЕЖАЛИ за ней и весело КРИЧАЛИ. Они НЕ СМОТРЕЛИ под ноги. Дети ПОПАЛИ в лужу. (По Л.Н. Толстому.)

Определите ТИП текста. (Это текст-повествование.)

Обратите внимание на слова, выделенные заглавными буквами.

На какие вопросы отвечают эти слова? Как называется эта часть речи?

Как изменяются глаголы? (Глаголы могут изменяться по временам: НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ, ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ.)

Определите время глаголов. (В данном тексте все глаголы стоят

в ПРОШЕДШЕМ времени.)Каквыдумаете,почему?(Втекстеговорится о событиях, которые уже произошли.) Попробуем изменить ВРЕМЯ глаголов. Прочитайте, что получилось?

Вам нравится текст?

Как вы думаете, случайно автор употребляет глаголы в ОДНОМ (ПРОШЕДШЕМ) времени в тексте?

Какой же вывод мы можем сделать?

Употребление ГЛАГОЛОВ в одном и том же времени в тексте называется ЕДИНЫМ ВРЕМЕННЫМ ПЛАНОМ ТЕКСТА. Благодаря использованию глаголов в одном времени, предложения связываются между собой.

Ребята, прочитаем текст и закрепим новые знания.

В зоопарк ПРИВЕЗЛИ маленького тигра. Он БЫЛ в клетке один. Малыш СКУЧАЛ и СКУЛИЛ. Тогда в клетку ВПУСТИЛИ щенка. Добродушный Тобик ПОДБЕЖАЛ к тигрёнку и ЛИЗНУЛ его в нос. Малыш ВСКОЧИЛ и СТАЛ ГОНЯТЬСЯ за щенком. НАЧАЛАСЬ весёлая игра.

Посмотрите на глаголы. В каком времени используются все глаголы? (В прошедшем (события УЖЕ произошли)).

Скажите,наблюдается ливданном тексте ЕДИНЫЙВРЕМЕННОЙ ПЛАН? (Да.)

Атеперьпридумайтеизапишитенебольшойтекст-повествование (3–4 предложения), в котором будет соблюдаться единый временной план текста.

4. Знакомство с временной соотнесённостью глаголов в повествовательных текстах.

Напрошломзанятии мы изучалитему«ЕДИНЫЙВРЕМЕННОЙ ПЛАН ТЕКСТА».

Вспомните, что такое ЕДИНЫЙ ВРЕМЕННОЙ ПЛАН ТЕКСТА. (Употребление глаголов в одном и том же времени в тексте называется ЕДИНЫМ ВРЕМЕННЫМ ПЛАНОМ ТЕКСТА. Благодаря использованию глаголов в одном времени, предложения связываются между собой.)

Чаще в повествовательных текстах с цепной связью динамику событийнаиболееполнопередаютглаголыпрошедшеговремени.Но не всегда, ребята, в текстах соблюдается ЕДИНЫЙ ВРЕМЕННОЙ ПЛАН.

Сегодня мы узнаем, в каких текстах не соблюдается единый временной план.

Прочитайте текст, который записан на доске.

Старый Полкан ЖИЛИ добрый пёс Полкан и кошка Мурка. У кошкиРОДИЛИСЬ

котята. Вот кошка УШЛА. Полкан ИГРАЕТ с котятами. Котята ЛЕЗУТ на спину Полкана. Пёс РАДУЕТСЯ. ТутПРИШЛА кошка иСТАЛА УРЧАТЬ. ПолканУПОЛЗ под крыльцо. Скучно Полкану без маленьких котят.

Определите тип текста. Докажите.

Обратите внимание на глаголы.

Глаголы какоговремениподчёркнуты?(ГлаголыНАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.)

А в каком времени стоят оставшиеся глаголы? (Глаголы в ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ.)

Какой вывод можем сделать относительно использования в тексте глаголов в РАЗНОМ времени? (Нарушается единый временной план текста.)

Как вы думаете, почему так происходит?

В повествовательных текстах наряду с глаголами прошедшего времени используются глаголы настоящего времени.

Формы настоящего времени используются для выражения самых напряжённых, острых, важных для данной ситуации действий.

Втексте-повествованиидопустимоСОЧЕТАНИЕглаголоввразном времени.

Учим создавать текст-повествование

– Очень важно научиться правильно выражать временные отношения в тексте.

Примерные упражнения на формирование

и закрепление умений

В текстах-повествованиях может нарушаться единый временной план текста, но время глаголов в предложениях СООТНОСИТСЯ.

В такихтекстахнаблюдается ВРЕМЕННÁЯСООТНЕСЁННОСТЬ

ГЛАГОЛОВ.

Прочитай текст.

В старой берёзовой роще (ПОСЕЛИЛИСЬ, ПОСЕЛЯЮТСЯ) грачи. (ПОЯВИЛИСЬ, ПОЯВЛЯЮТСЯ) первые птенцы. Грачата с раннего утра до позднего вечера (КРИЧАТ, КРИЧАЛИ), (ПРОСЯТ, ПРОСИЛИ) еды.

Спиши текст, выбрав нужный глагол из скобок.

Помни,чтовтексте-повествованииможетнарушатьсяЕДИНЫЙ ВРЕМЕННОЙ ПЛАН ТЕКСТА.

Прочитайтекст,которыйнаписалаученицатвоего класса(детям предлагалось задание составить текст-повествование с опорными словами)1 .

Как ребята играли в футбол Однажды Коля, Дима, Ваня и Максим нашли мяч. Они собра-

лись играть в футбол и позвали друзей. Ребята выбрали Ваню вратарём. Дима бьёт по мячу, он летит в ворота соперников. Вратарь падает и пропускает мяч. Мальчишки радостно кричат. Матч закончился со счётом 2:2. Победила дружба.

Найди все глаголы. Определи время глаголов.

Соблюдается ли в тексте единый временной план текста? Почему? Зачем автор использует для рассказа о событиях глаголы настоящего времени?

5. Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев)

в тексте-повествовании . В типовую программу по русскому языку

включается изучение данного вопроса. Кратко остановимся на рассмотрении данной темы.

Следует предложить детям один и тот же текст, но записанный по- разному:первыйбезделениянаабзацы,второй–сделениемнаабзацы.

– Прочитайте тексты, напечатанные у вас на карточках.

Встреча с рысью

Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Мы подъехали к просторной долине и осмотрели местность. Здесь мои друзья остановили машину. Мы пошли дальше по узкой тропке. Тропа петляла в ельнике, Мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку. Зверь был весь на виду. Дальше идти было опасно. Мы вернулись домой.

Встреча с рысью

Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Мы подъехали к просторной долине и осмотрели местность. Здесь мои друзья остановили машину.

В ходе работы по знакомству детей с абзацем важно донести до них, что автор, выражая мысль, движется, переходя от одной части к другой. Частьоднойобщейтемыназываетсямикротемой.Микротема, как правило, раскрывается в одном абзаце. Каждый абзац принято писать с красной строки.

В тексте важна последовательность не только предложений, но

и абзацев.

Для закрепления новых сведений можно предложить детям задание.

Прочитайте текст.

На льдине Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу.

Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя. Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать.

Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море. Утром рыбаки заметили самолёт. Они стали

Учим создавать текст-повествование

кричать и махать шапками. Вскоре пришёл пароход. Люди были спасены. (По Б.Житкову.)

О чём говорится в тексте? Определите его тему.

К какому типу текста относится текст?

Сколько частей (абзацев) в этом тексте? Можно сказать, что в каждом абзаце высказывается новая мысль?

Попробуйте выразить основную мысль каждого абзаца (то есть определить микротемы).

Примерные упражнения на формирование и закрепление умений

МИКРОТЕМА – это ПОДТЕМА в рамках одной темы. Тема разворачивается, переходя от одной микротемы к другой.

Прочитай текст и раздели его на абзацы (смысловые части).

Ёж и телёнок Телёнок встретил ежа. Ёж свернулся клубком и фыркнул. Глу-

пый телёнок подпрыгнул и лизнул ежа. Иголки больно укололи его язык. Заревел телёнок и побежал к корове. Он стал жаловаться матери на ежа. Корова подняла голову, поглядела на сына и опять стала щипать траву. Ёж покатился к своей норе. Он сказал ежихе, что победил страшного зверя. Пошла слава про храбрость ежа за далёкое озеро, за тёмные леса.

Прочитай абзац.

Ребята решили построить горку во дворе. Они приготовили лопаты, ведро. В выходной день затейники собрались во дворе.

Закончен ли текст? Если нет, допиши ещё два абзаца. Какую главную мысль ты выразил в своём тексте?

Прочитай текст.

Лесные музыканты Сойки устроили настоящий концерт. Мы стали слушать чудную

лесную музыку. По нашим следам примчался пёс Фомка и распугал соек. Мы были очень сердиты на глупого Фомку.

Это было ранней весной. Мы шли в лесу по нашей тропинке. Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. Мы заметили

рыжих соек. Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали.

Как ты думаешь, это можно назвать текстом? Почему? Что нужно исправить?

6. Работа над планом текста-повествования.

Самым типичным планом повествования о каком-либо событии (бытовом или историческом) будет следующий:

I. ВСТУПЛЕНИЕ (ближайшие причины (или поводы) разбираемого события).

II. ИЗЛОЖЕНИЕ СОБЫТИЙ:

1) начало события (первые признаки);

2) развитие события;

3) окончание события.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ближайшие следствия данного события). По такой схеме всегда легко набросать план к любому тексту. Рассмотрим на примере варианта работы с детьми.

Дети читают текст.

На берегу моря Ночью был шторм. Дул сильный ветер. Весь дом дрожал. Грозно

ухали волны. К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл. В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. Потом он нашёл двух улиток. Они почти высохли. В этот день дети спасли много морских зверьков. (по Г.Снегирёву)

Затем учащиеся делят текст на абзацы: что произошло в начале, потом и в конце.

На берегу моря

Ночью был шторм. Дул сильный ветер. Весь дом дрожал. Грозно ухали волны.

К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл. В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. Потом он нашёл двух улиток. Они почти высохли.

В этот день дети спасли много морских зверьков.

(по Г.Снегирёву)

Дети набрасывают план к тексту.