Слово инкрустация латинского происхождения. Раз речь зашла о латыни, то уже понятно, что данное искусство известно с давних пор. Означает оно украшение какого-либо покрытия кусочками стекла, мрамора, керамики, металла и т.д. Эти кусочки выкладываются по поверхности, отличаясь от неё по составу и цвету. И хотя в ход идут самые различные материалы, всё же самым распространённым является дерево.

Люди старшего поколения помнят, как лет 30-40 назад самыми распространёнными увлечениями были чеканка, интарсия и маркетри. Правда, многие о таких названиях не слышали, но выглядело всё очень достойно и нравилось всем. Как ни странно, по прошествии времени ничего не изменилось, до сих пор эти промыслы существуют, а изделия непросто пользуются большим спросом, но и стоят немалых денег.

Интарсия по дереву

Эту разновидность инкрустирования современным языком можно назвать технологией 3D . Создаются такие изображения из деревянных кусочков, подбирая их по текстуре. Такие кусочки врезаются в деревянную поверхность:

  • подобранные кусочки вырезаются из цельного куска или разных древесных пород;
  • вырезанные детали будущей мозаики отшлифовываются и если надо красятся;
  • в поверхности делается углубление по толщине равное наборному изображению;
  • детали картины собираются в одно целое, склеиваются друг с другом и вкладываются в вырезанное углубление.

Есть наиболее простой способ, которым пользуется всё больше мастеров, — набор приклеивается на фанеру . Фанера в этом случае готовится согласно требуемым размерам. По периметру делается обкладка, а внутри размещается картинка. Обкладка и картинка подбираются заранее, чтобы все детали совпали и составили один сюжет.

Если кто-то решил самостоятельно сделать нечто подобное, нужно будет придерживаться ряда правил:

  • текстура уложенных кусочков должна быть направлена строго по намеченному шаблону;
  • в работе используются детали различной древесины либо их надо будет покрасить;
  • объёмность достигается методом стачивания углов, поднятия и опускания целых зон картины;
  • толщина сильно влияет на внешний вид полотна и его качества — используйте заготовки небольшой толщины.

Галерея: мозаика по дереву (25 фото)























Маркетри по дереву

Слово довольно-таки малоизвестное, хотя это та же интарсия, только сделанная из шпона . Теперь всем сразу понятно о чём речь. Техника хоть и считается упрощённой, но, во-первых, она очень затратная; во-вторых, требует определённого опыта; в-третьих, она трудоёмкая.

В работе используется шпон натуральных пород дерева . Создание картины очень схоже с процедурой, используемой в интарсии:

  • сначала делается шаблон на бумаге;
  • с помощью копирки рисунок подетально переводится на шпон различных оттенков;
  • если нет нужного цвета, можно покрыть деталь морилкой;
  • вырезанные кусочки наклеиваются на шаблон, плотно подгоняясь друг к другу;
  • приклеенное на бумагу полотно смазывают клеем и приклеивают на поверхность;
  • сверху кладут бумагу и зажимают в прессе;
  • после высыхания изделие шлифуется и обрабатывается мастиками или лаками.

Условия работы со шпоном потребуют ознакомления не только с техникой работы, но и:

  • с поведением различной древесины в самых разных условиях;
  • использованием клея и лака;
  • правильным шлифованием;
  • наличие художественного вкуса;
  • усидчивости и аккуратности.

Больше всего, конечно же, на создаваемый шедевр влияет опыт. Специалисты в этой области создают красивую мебель, используют технику маркетри в паркетных элементах. Начинающему мастеру предстоит сначала научится делать небольшие картины . Когда такую картину не стыдно будет повесить на стену, можно будет переходить к следующей более сложной технике.

Мозаика по дереву

Самый простой и доступный способ украсить интерьер своими руками — это использование древесины различных пород. Любая мозаика из деревянных кусочков является разновидностью инкрустации. Доступность настенного вида инкрустирования в том, что создавая новый интерьер, берут любые по своей форме древесные плитки. Из этих плиток и складывается мозаика.

Идеальным бюджетным вариантом будет использование отходов производства . В столярных мастерских всегда есть самые разнообразные кусочки древесины. Иногда используется даже стружка, смешанная с цементом и красителями.

Из напиленных квадратиков, треугольников и многоугольников собираются неплохие настенные мозаичные панно. Мозаику стали часто использовать для облицовки фасада дома. Достаточно напилить из досок рейки разной толщины и наклеить на поверхность так, чтобы они не имели просветов между собой и чередовались по размеру. После такая «кладка» красится морилкой и покрывается защитным лаком.

Блочная мозаика, в принципе, то же самое, но только работать с ней гораздо проще. Рисуется чертёж, по которому склеиваются бруски. После высыхания бруски распиливаются поперёк на несколько одинаковых плиток. Клеятся бруски так, чтобы в них присутствовали разнообразные древесные породы. Внешне несовместимые породы создают при соединении на поверхности узор. Такая мозаика клеится по составленным эскизам и в торцевом разрезе приобретает необходимый рисунок.

Мозаика из дерева своими руками

Чтобы создавать самому какие-то изделия начать можно с малого. Так, стоит попробовать пару мастер-классов по созданию мозаики из дерева . Обычно используются примеры по созданию бабочки или рыбки. Выше описывались методы изготовления маркетри своими руками, поэтому повторяться смысла нет. Со шпонированными картинами принцип тот же и он совпадает с первым.

Однако есть один вариант мозаики, который немного отличается и под силу всем. Это изготовление детской игрушки своими руками . Для работы понадобятся мебельный щит, ножовка, лобзик (ручной), наждачка и ПВА.

Схема довольно проста:

  1. Прямо на деревянном щите рисуется круг. В круге рисуется ещё две-три окружности. Делается всё это циркулем, так как центр у окружностей должен быть один.
  2. От центра к краям самой большой окружности проводятся волнистые линии. Получается подобие лепестков, разделённых линиями на несколько частей.
  3. Фрагмент с кругом отпилить ножовкой от основного листа. Работать придётся ручным лобзиком и поэтому понадобиться подход со всех сторон.
  4. Отпиленная часть с рисунком прижимается струбцинами к столу.
  5. Лобзиком выпиливаем по линиям каждый фрагмент.
  6. Получившийся набор деталей нужно отшлифовать и покрасить. Красится каждый наборный «лепесток» в свой цвет. Подойдёт любая краска (гуашь, акварель и т.д.). Чтобы краска не стиралась, сверху покрывают лаком на водной основе.
  7. Из этого же материала делаются бортики, а из фанерного листа основание коробки. Бортики с фанерным кругом склеиваются вместе и красятся или покрываются лаком. Чтобы мозаичный набор совпал с коробкой заранее на чертеже прорисовывается ещё один круг для бортиков и дна.

Самостоятельно в домашних условиях делается и инкрустация шпоном . Допустим, вы решили облагородить свою старую любимую шкатулку:

  • рисуется самый простой рисунок;
  • вырезается деталь и накладывается в места врезки;
  • в обрисованном контуре делается небольшая выемка;
  • в выемку вкладывается смазанная клеем вставка;
  • после высыхания клея место вставка шлифуется и лакируется вместе со всей поверхностью.

Мозаика на изделиях из древесины

Помимо дерева, в мозаичных композициях используются и другие материалы. В Средние века широко использовалась кость и камни. Сейчас, например, больше применяется металл.

В изделиях из древесины дорогих пород делаются специальные канавки резаком. В эти канавки мастер вбивает прокатанную проволоку так, что она образует любой узор, придуманный художником.

Обычно такая техника нужна в производстве сувениров на заказ. Больше всего её можно увидеть на дорогом оружии и коробках для эксклюзивных часов. Такие виды работ сложно выполнить дома самостоятельно хотя бы потому, что потребуется специальное оборудование.

Умельцами придуманы другие способы сочетания в мозаичных композициях различных материалов:

  1. В дереве выжигается рисунок выжигателем. Выжженные канавки смазываются клеем и в них засыпаются заранее заготовленные металлические опилки. Когда клей высохнет, его излишки вместе с опилками зашлифовываются.
  2. Как делается инкрустация деревом по дереву на примере шкатулок тоже понятно.
  3. Вставки из металла или камней используются в различных украшениях типа кулонов.

Сложный вид обработки древесины — инкрустация . В практике художественной обработки древесины наблюдается как чистая инкрустация, так и сочетание ее с . Инкрустацией украшают мебель, шкатулки, тарелки, браслеты и т. п.

Смысл инкрустации заключается в том, что на поверхность отделочных изделий врезают пластинки или кусочки разного материала (золота, серебра, многих видов древесины, перламутра, пластмассы).

Для выполнения инкрустации требуются специальные инструменты: резаки, стамески и долота различных профилей, рейсмус, сверла различных диаметров, перо-разметчик и циркули.

Материалом под набор орнамента зачастую берут грушу, бук и клен. Древесину не протравливают красителями.

Для вставок, как правило, пользуются материалом природного цвета и лишь изредка его подкрашивают. Из одной породы древесины можно подобрать не только разные тона, но и цвета. Если требуется черный цвет — берут темный орех и протравливают в дубовой коре с опилками железа или ржавчиной течение двух-трех суток. Можно получить любой цвет древесины, близкий к естественному, если варить тоненькие пластинки груши в анилиновых красителях. Для создания инкрустации брусочки подобранной древесины нарезают пластинками толщиной 2-3 мм.

Порядок создания инкрустации таков: на подготовленную доску циркулем или пером-разметчиком наносят орнамент или другой нужный рисунок. После того, как рисунок перенесли на изделие и разметили все части, переходят к инкрустации. Сначала прорезают прямые линии, между которыми надо вставить полоску другой древесины, и выбирают древесину между прорезями на глубину 2-3 мм. Прямые линии на ровных плоскостях изделия прорезают специально приспособленным рейсмусом, в его подвижной брусок установлено два ножа-резака на нужном расстоянии. Этим рейсмусом с заготовленной дощечкой определенного цвета вырезают полоску чуть длиннее, чем нужно, затем, применяя стамеску или нож, отрезают до нужной длины. Готовую полоску смазывают столярным клеем и вставляют в заготовленное гнездо. Чтобы выложить лепестки цветков или «пшеничку», пользуются кругоподобным долотом. Дугу с двух сторон обрезают, затем тоненькой стамеской выбирают углубление.

Так же вырезают вставку из цветной древесины. Намазав деталь клеем, вставляют в заготовленное гнездо и пристукивают киянкой или молоточком.

Чтобы вложить круглую вставку, берут парные сверла нужного диаметра для внешнего обреза, внутренней стороной высверливают кружочек на изделии, внешним — вставку из другой древесины. Выбирают обрезанный кружок стамеской малых размеров.

Если же нужно выложить несколько кружочков, то сначала вставляют на клею кружочек большего диаметра. Лучше в таких кружках мазать только края, чтобы легче было вынимать нужно гнездо. Затем прорезают и вынимают кружочки меньших радиусов. Эту операцию повторяют столько раз, сколько должно быть вставлено кружочков, в центр вставляют бисер или медный провод. Прилегающие детали смазывают столярным клеем и довбивают молотком. Когда клей высохнет, выступы над поверхностью зачищают напильниками и наждачной бумагой. После шлифовки (мелкой наждачной бумагой) поверхность изделия покрывают лаком или полируют.

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Обработка древесины

Инкрустация по дереву

Инкрустация - особый вид мозаики ; украшение предмета, сделанного из одного материала, путем врезания в его поверхность фигурных кусков из других материалов, образующих рисунок, не выступающий над поверхностью(врезаются различные предметы, выполненные из иного материала,в виде пластинок различной формы с украшаемой поверхностью: металла перламутра и т.д.)

Маркетри или инкрустация по дереву , представляет из себя декоративную технику, при которой тонкая однослойная фанера, толщиной 1,6 - 3,2 мм различных цветных пород дерева или другого материала приклеивается к каркасу предмета мебели. Подобная техника приобрела популярность в Англии конца 17 века, где ее стали применять как часть нового ремесла изготовления шкафов. Наиболее популярным типом маркетри стала панель с цветочно-растительным орнаментом, на которой изображалась ваза или букет цветов. Вначале рисунок делался из контрастных, тёмных и светлых, пород дерева, например сикамора или вечнозелёного самшита с грецким орехом; позже панели с растительным орнаментом приобрели великолепную яркость благодаря инкрустации в них окрашенной в зелёный цвет слоновой кости для имитации листьев или в красный для изображения экзотических птиц.

Условия для появления маркетри появились после изобретения во второй половине 16 в. станка для производства пиленного шпона.
С этого момента шпоном стали ценные породы древесины: черное, красное, розовое - ими стали облицовывать мебель из местных недорогих пород.

В маркетри существуют два процесса(см рис. ниже).

Интарсия-врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы или другого цвета древесины.
Облицовывание - нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия.


Блочная мозаика . При блочной мозаике по выбранному рисунку из разноцветных брусочков или пластинок древесины различного сечения склеивают блоки. Затем их разрезают поперек на множество тонких пластинок с одинаковыми рисунками. Пластинки можно вставять в углубления или наклеивать на поверхность изделия.

Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок, типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур. Этот набор делается способом склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам, или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу.

Когда рисунок заполняет всю поверхность, элементы мозаики врезают один за другим и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики.


Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона. Для того, чтобы получить несколько однотипных орнаментальных наборов, необходимо одновременно вырезать фон и рисунок лобзиком. Шпон для фона и другой для вставки наклеивают на бумагу, накладывают один на другой, крепят в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона наносят контур рисунка, выпиливают лобзиком. Лист шпона разъединяют, получают сразу два гнезда и две вставки, из которых изготавливают два набора, противоположных по цвету.

Тауширование - оригинальная техника инкрустации древесины металлом: пазы заполняют проволочками, полосками, иногда жидким металлом. Изделия можно украсить серебром, медью, латунью, алюминием, перламутром, пластмассами. Пазы заливают оловом, свинцом, легкоплавкими сплавами. Древесина должна быть плотной, целесообразнее - плодовых пород (рис. 1).

Древесина должна быть совершенно сухой. На строганой, сформированной и выглаженной поверхности древесины размещают рисунок, по контуру которого ножом или долотом делают пазы глубиной около 1 мм. Эти пазы заполняют клеем, а затем проволокой или полосками. При заливке металлом глубина пазов равна 5 мм, а сечение имеет форму «ласточкин хвост». Для заливки делают литники (например из глины), и постепенно заполняют жидким металлом все пазы. Иногда используют дентакрил или эпоксид, смешанные с опилками бронзы, цветных металлов, цветной дробью и т. д.

После охлаждения удаляют излишки клея, поверхность металла и древесины шлифуют и консервируютНасечка
Насечка (тауширование) - очень древний прием украшения драгоценными металлами бронзовых и стальных изделий. Этот способ применялся для декорирования художественных изделий, предметов бытового назначения, боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, шлемов, а позднее и огнестрельного оружия.

Сущность процесса заключается в том, что наружные поверхности предметов насекаются и на эти поверхности набивается золотой или серебряный узор - тончайший орнамент из завитков и стилизованных растений, изображения животных, птиц или человека, или осуществляются орнаментированные надписи.

Исторически насечка происходит от древнегреческой «хризографии» - инкрустации бронзовых изделий золотом и серебром. Наиболее древние образцы хризографии относятся еще к древнеегипетской и крито-микенской культуре.

С 9-12 вв. техника золотой насечки распространяется на железные и стальные предметы, и достигает расцвета к 17 в., что подтверждают замечательные памятники древнего вооружения, хранящиеся в Государственной Оружейной палате Московского Кремля.

Выделяют несколько различных самостоятельных приемов золотой насечки:

Врезная таушировка: заключается в том, что на поверхности стального изделия гравируется углубленный рисунок, края которого немного подрезаются, чтобы рисунок держался, а дно насекается. В зависимости от того, каким инструментом и как выполняется углубленный рисунок и накладывается драгоценный металл, инкрустация подразделяется на две разновидности:

Рисунок вырезается штихелем (резцом); в него вбивают молотком соответственно подготовленные фрагменты рисунка из драгоценных металлов;

Рисунок выполняется зубилом-насечкой: технология мало чем отличается от предыдущей, но легче в исполнении, и рисунок упрощен и менее четок.

Набивная, или поверхностная, таушировка (насечка): эта технология отличается от врезной таушировки тем, что для ее выполнения не требуется предварительно вырезать углубление под рисунок. Золото набивается непосредственно на поверхность изделия, которая предварительно насекается зубилом.

Ленточная таушировка (насечка): это наиболее древний прием из набивной таушировки. Он относится к тем временам, когда еще не умели волочить проволоку и вместо нее изготовляли тонкие полоски, отрезанные от раскованного золотого или серебряного листа. Ширина и толщина таких прямоугольных в сечении ленточек не превышала нескольких десятых долей миллиметра;

Таушировка волоченой проволокой: применяется с 16 в. (со времени изобретения волочильных станков). Проволоку накладывают на рисунок непосредственно с мотка и обрезают ее после того, как определенный участок рисунка закончен. Затем прижимают ее зубилом, одновременно вбивая проволоку молотком;

Листовая таушировка с рассечкой: рисунок, так же, как и при инкрустации, вырезается целиком или по частям из листового металла, но подготовленного углубления по нему не делается. Рисунок накладывается на взъерошенную насечкой поверхность и вбивается молотком, а затем рассекается зубилом;

Таушировка с последующей наводкой: для того, чтобы скрыть отдельные ряды проволоки и придать орнаменту большую слитность и цельность, применяется последующая наводка амальгамой, которой слегка наращивают рельеф, и это придает своеобразный эффект всему рисунку, как бы написанному кистью. Амальгама аккуратно накладывается по линиям рисунка, и изделие нагревается для испарения ртути.
Кроме насечки золотом, серебром и драгоценными сплавами применяют и обычные цветные металлы (например, алюминий) и их сплавы (медь, латунь и др.) Также выполняется насечка по твердым породам дерева.

На шкатулке с бабочками я решила сделать инкрустацию металлом (кстати, это я решила уже в самом конце работы). Вторая шкатулка - инкрустация дерева деревом:)






Нам понадобится:
1) Деревянная или фанерная заготовка.
2) Морилка, все цвета, что вам нравятся. У меня лиственница, дуб, палисандр, красное дерево.
3) Клей ПВА строительный. Клей должен быть густой - это важно. Жидкий клей подтечет даже под накленный трафарет, и четкого рисунка не будет, он смажется.
4) Спрей для временного крепления трафарета.
5) Шкурка.
6) Трафареты.
7) Акриловый лак.
8) Кисточка для морилки и резиновые шпатели.


Заготовку не шкурим. Можно один раз покрыть светлой морилкой, высушить и прошкурить до легкого оттенка. На трафарет наносим спрей для временного крепления. Приклеиваем трафарет и шпателем наносим ПВА, выравниваем, чтобы не было наплывов. Если не планируете многослойное морение, то слой делайте потоньше. И, как я уже писала, клей должен быть густой. Иначе он подтечет доже под наклеенный трафарет, и четкого узора не будет. Открытые места на заготовке лучше заклеить строительным скотчем, чтобы клей не попал, куда не надо:)


Аккуратно снимаем трафарет и даем просохнуть до прозрачности, просушивая каждую сторону. Трафарет моем и сушим после каждого использования.


Вот тут уже видно, что ничего не видно:) Клей высох и стал прозрачным.


Переходим на крышку. Все просушиваем.


Покрываем шкатулку морилкой, сушим.


Шкурим, делая акцент на узоре. Отшкуриваем морилку с узора до светлого состояния. Если хотите получить эффект свечения, то обязательно посмотрите мастер-класс Анастасии Гелла «Свечение в декупаже».


Опять покрываем морилкой, сушим, шкурим, убирая постепенно объем клея и снимая с него морилку. И так, пока не получите нужный цвет дерева, меняя цвет морилки или усиливая его. В самом низу картинки шкатулки готовы к лакировке.


Но я на этом не остановилась и решила одну из шкатулок сделать с имитацией инкрустации металлом. Эту шкатулку лаком не покрываем - это важно.
Для этого нам понадобится:
1) Фольга для горячего золочения (трансферная фольга), у меня старое золото.
2) Утюг.
3) Канцелярские ластики.
4) Жесткая кисточка, шкурка.
Нагреваем утюг, я ставила на лен. Ставим на него ластики и нагреваем. Фольгу кладем на узор и прижимаем горячим ластиком, постепенно проходимся по всему узору. Ластики надо часто менять - раз-два прижали… берем новый. Резинки нагреваются сильно и пальцы горят, лучше это делать в перчатках, но мне неудобно, я делаю так. Убрали фольгу, если где-то не попали, повторям процесс:)




Вот такая грязюка получилась.


Как только шкатулка остынет, берем жесткую кисть и начинаем «вычесывать» узор, можно круговыми движениями. Без лишних усилий, чтобы не стереть позолоту с узора. В тех местах, где щетка не берет (не подобраться), уголком шкурки аккуратно подчищаем. Можно, конечно, это сделать и через трафарет, но это только для крупного рисунка. Мелкий узор не получится сделать через него, так как высота трафарета просто не даст этого сделать. После того как вычистили весь узор, можно еще пройтись морилкой до нужного цвета, морилку с узора просто снимите салфеткой. Фольга не поталь - она не окисляется. После просушки покройте лаком.
Ну и вот результат с одним слоем лака:


Фото рисунка поближе:




А это фото короба под кофе, он еще полностью не готов. Сфотографировала только боковину для примера. Заготовка из фанеры.