Победитель и призер конкурсов «The Best of Russia», «Золотая черепаха», «В объективе семья», «Искусство науки»; финалист конкурса «Лучший фотограф». Участник выставок «Ассорти», «Макрофотомир» и других; в Зоологическом музее МГУ прошла персональная выставка Ильи.

Зеленый кузнечик (Tettigonia viridissima).
Кузнечики - очень активные насекомые, особенно в теплую погоду. Для того чтобы сделать этот кадр, пришлось использовать вспышку, выставленную на минимум, вследствие чего ее работа практически незаметна. А чтобы не допустить провалов в черный на фоне, выдержка была сделана минимальной для съемки с рук.

Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR, Nikon Speedlight SB-900. F 9, 1/125 sec, ISO 320.

Бумажные осы (Polistes sp.).
Съемка проводилась в абсолютной темноте в небольшом сарае, где с трудом помещался штатив. Над головой летали грозно жужжащие осы. Благодаря длинной выдержке удалось запечатлеть движение насекомого.

Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR, Manfrotto 190XPROB, подсветка мобильным телефоном. F 14, 30 sec, ISO 320.

Макросъемкой, как и фотографией дикой природы, совсем недавно занимались единицы увлеченных людей и ученых. Однако с появлением цифровых технологий этот жанр становится все популярнее и популярнее. Люди стремятся познать окружающий мир, обращаясь к фотографии. Ведь фотоохота - это не только процесс фотографирования, но и еще способ общения с природой, ее познания.

Общие вопросы
Пауки, многоножки и насекомые издавна привлекали своей таинственностью. На большинство людей они наводили ужас. Про них придумано множество легенд и мифов. Это действительно очень -интересные существа со своим уникальным поведением и строением, благодаря которым они существуют миллионы лет и в наши дни занимают господствующее положение на планете.
Макросъемка - один из самых сложных жанров в фотографии. В нем нельзя договориться с моделью, размеры которой едва дотягивают до сантиметра, часто невозможно использовать студийное освещение, а самой студией порой становится болото или заснеженный лес. Удачная фотография в этом жанре - счастливый случай, но для того чтобы она появилась, необходимо провести громадную работу.
Итак, с чего же начать? Фотосъемка животных или растений бессмысленна, если не изучить их образ жизни, поведение, а иногда и строение.

Олеандровый бражник (Daphnis nerii).
Для съемки портретов насекомых или очень маленьких животных могут пригодиться макрокольца или макронасадки, помогающие достичь большего масштаба. Но стоит учитывать, что ГРИП при сильных увеличениях очень мала.

Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR, Nikon Speedlight SB-900. F 32, 1/160 sec, ISO 200. Масштаб съемки 1:1.

Икра остромордых лягушек (Rana arvalis).
Период размножения лягушек длится около двух недель, после чего водоемы наполняются икрой, из которой через 3-5 дней выведутся головастики.

Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR, Nikon Speedlight SB-900. F 8, 1/160 sec, ISO 320.

Фотограф должен знать объект не хуже биолога. На его изучение приходится половина всей работы. В век Интернета получить информацию о предмете съемки несложно, но не стоит пренебрегать и помощью специалистов, общение с которыми может происходить дистанционно.

Выбор техники
После изучения объекта необходимо подобрать соответствующее оборудование. Тема его выбора достойна отдельной статьи, но я остановлюсь на некоторых вопросах, которые чаще всего интересуют новичков.
Как ни странно, камера в макросъемке имеет второстепенное значение - множество великолепных фотографий сделано на цифрокомпакты. Если же у вас зеркалка, то стоит позаботиться о приобретении специального объектива. Представленные на рынке макрообъективы имеют очень хорошее качество - как сборки, так и -отдельных элементов. Большинство из них дает увеличение 1:1, но если вы хотите получить больший масштаб, то придется приобрести дополнительные макронасадки, которые накручиваются на переднюю часть объектива подобно фильтру, или удлинительные кольца, устанавливающиеся между объективом и фотоаппаратом. Однако во время съемки не стоит гнаться за большим увеличением, громадной глубиной резкости, бестеневым изображением: такие кадры, как правило, оказываются малоинтересными. Снимок получится гораздо красивее, если показать гармонию или взаимодействие между окружающим миром и объектом, а резкими сделать сюжетно важные детали. Если в кадре нет теней, то он кажется плоским, что ухудшает восприятие работы. Выбор объектива зависит от объекта съемки и поставленных задач.

Если вы не хотите снимать со штативом, то лучше выбрать короткофокусные объективы (до 100 мм). При таком фокусном расстоянии в качестве источника дополнительного света можно использовать встроенную вспышку. Объективы с большим фокусным расстоянием накладывают свой отпечаток на технику работы: чаще всего это неспешная съемка со штатива в утренние или вечерние часы, когда насекомые малоподвижны. Такие объективы очень сильно размывают задний фон, что полезно для определенных задач. Если же вы хотите снимать ими с рук, то вам понадобится дополнительное освещение - это может быть как макровспышка, так и обычные внешние вспышки. На них необходимо сделать или купить рассеиватели. Среди материалов для их изготовления весьма популярен изолон (подстилка под ламинат). Я пользуюсь рассеивателем LumiQuest Big Bounce и очень доволен, хотя у него есть один недостаток - большой вес, который головка вспышки не всегда выдерживает.
Однако не стоит все внимание акцентировать на выборе техники, так как только от фотографа зависит, будет ли кадр интересен зрителю.

Закатное солнце создало очень приятное оранжево-коричневое освещение, а открытая диафрагма помогла размыть травинки на заднем плане, придав глубину кадру.

Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR. F 5.6, 1/640 sec, ISO 320.

Углокрыльница С-белое (Polygonia c-album).
Контровый солнечный свет осветил крылья бабочки, сделав их похожими на языки пламени, а передний план был подсвечен отраженным от белого листа бумаги светом.

Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR. F 6,3, 1/640 sec, ISO 400.

В какое время суток снимать? Самое интересное для съемки время- это первые часы после восхода солнца и пара часов до его захода. Утром насекомые малоподвижны, поэтому можно поставить штатив и снимать с большими выдержками. Животные и растения часто покрыты росой, что создает интересные сюжеты. Я сам снимаю утром очень редко, отдавая предпочтение вечерним часам. В это время активность насекомых также спадает, а заходящее солнце накрывает природу очень красивым красновато-коричневым светом, который создает магическую атмосферу в кадре. Вероятность найти интересные сюжеты охоты и взаимодействия между объектами гораздо выше именно вечером.
У внимательного читателя непременно появится вопрос: неужели нельзя снимать днем? Ведь света вдоволь, следовательно, можно и диафрагму зажать, и выдержку сделать покороче. Дело в том, что солнце дает очень жесткий свет, часто появляются блики и провалы в тенях. Управлять таким светом невозможно, и это создает большие трудности при съемке. Впрочем, повторюсь: все зависит от поставленных задач; иногда и при дневном свете можно сделать очень интересные кадры.
Отдельно хочется поговорить об этике природного фотографа. В 2010 году в Москве в рамках мероприятия «День природной фотографии» прозвучал доклад известного фотографа И. Шпиленка, который рассказал о международных правилах поведения и этических нормах фотографов-натуралистов. В России, к сожалению, таковые пока отсутствуют, но нескольких основополагающих правил придерживаться стоит.

Фотограф-натуралист должен быть честен по отношению к зрителю. Никогда нельзя выдавать желаемое за действительное. Не стоит говорить, что кадр -сделан на природе, если он снят в студии, или снимать мертвых насекомых, выдавая их за живых. А самое главное - нельзя вредить окружающей природе. Ни один кадр, даже самый редкий и уникальный, не стоит жизни живого существа.
Общение с коллегами является немаловажной частью жизни фотографа. Оно может происходить в различных интернет-сообществах и клубах. Например, существующий уже более пяти лет «Макроклуб» объединяет русскоязычных макрофотографов со всего мира. На сайте сообщества можно показать свои фотографии, получить ответы на вопросы, выслушать критические замечания. Такие клубы часто устраивают встречи, выездные мероприятия, к участию в которых приглашаются все желающие. Это отличная возможность поучиться у признанных мастеров своего дела. В заключение хочу сказать: снимайте как можно больше, экспериментируйте и не стесняйтесь спрашивать. Порой самые неожиданные решения позволяют создать шедевр.

Илья Гомыранов - победитель и призер конкурсов «The Best of Russia», «Золотая черепаха», «В объективе семья», «Искусство науки»; финалист конкурса «Лучший фотограф». В этой статье он подскажет Вам, какую технику выбрать для макро съемки и что нужно сделать для того, чтобы получить качественные снимки.

Известный немецкий фотограф Карл Блоссфельд был первым, кто применил макрофотографию. Он снимал детали растений в студии, достигая при помощи сконструированной им самим камеры 30-кратного увеличения. Его работы были предельно реалистичны, но, вместе с тем, он отходил от устоявшихся канонов фотографии своего времени, ибо навязал общественности новый взгляд на мир – взгляд через объектив фотокамеры. За это многие сочли фотонатуралиста абстрактным вольнодумцем и не смогли оценить в нем творца, поднявшегося на ступеньку выше остальных. Теперь же, когда фотография уже давно обслуживает потребности цивилизации, камеры умеют снимать как атомы водорода, так и сверхскопления галактик на расстояниях в миллиарды световых лет, мы уже вполне осознанно мажем говорить о ценности изображений.

Итак, изображение является фотографией и отражает объективный срез события, а не является коллажированной интерпретацией, оно уже достойно внимания как документальный факт. Но достаточно ли этого при макросъемке насекомых? Нет, поскольку, как и везде, в фотографии следует искать творческое начало, подсознательно притягивающее к себе зрителя.

Эстетической первоосновой реалистической макрофотографии должна быть определенная изоляция образов, их лаконизм. Пытаться заставить зрителя полюбить противную ему с детства гусеницу бессмысленно. Банальная брезгливость и неприятие человеком гусеницы или других подобных существ может корениться в сфере бессознательного. Выход один – максимально достоверное изображение букашки, исключительно детализированной, в ненавязчивом ракурсе, подчеркивающем красоту форм и узоров.

Как ни крути, фотограф, открывающий микромир, должен не бояться припасть к земле и заглянуть туда, где совершенно другая жизнь. А чтобы не просто заглянуть, но еще и подчинить его для создания прекрасных портретов мотыльков, богомолов, гусениц, долгоносиков, скарабеев и пауков, нужно просто любить микромир.

Перейдем к конкретике. Для съемки насекомых крупным планом понадобится специальное оборудование. Описание процесса работы с ним будет усложняться пропорционально сложности аппаратуры. Но получить снимки микромира, определенного качества, можно даже с помощью компактной фотокамеры с режимом «макросъемка». Некоторые компакты фокусируются в этом режиме, начиная с дистанции в 1см. Недостатком съемки компактами является недостаточное увеличение объекта. Настоящие макрообъективы не просто могут фокусироваться с малого расстояния, но и обладают увеличительными свойствами. При съемке компактной камерой особое внимание нужно уделить яркому освещению, т.к. ее автоматика будет повышать ISO (светочувствительность), компенсируя недостаток света, что приведет в свою очередь к повышенным цифровым «шумам». Такие цифровые помехи существенно подпортят детализацию макрообъекта в увеличенном масштабе.

Более серьезная макросъемка осуществляется с помощью зеркальных камер со сменной оптикой, позволяющих подсоединять макрообъектив и контролировать весь процесс фотографирования в ручном режиме. В арсенале макрофотографа: цифровая камера с угловым видоискателем, макрообъективы, диоптрийные насадки, фотовспышки с рассеивателями (часто рассеиватели приходится делать самому фотографу из полупрозрачных материалов), различные специальные макровспышки, удлинительные кольца, штатив.

Такой инструментарий позволяет увеличивать и освещать насекомых до необходимых значений. Остается только творить, искать новые решения и ракурсы. Благо мир насекомых разнообразен и работы тут не початый край. Глубина резкости при макросъемке играет огромную роль. Макрообъективы обладают очень маленьким расстоянием резкого изображения объектов. Порой даже маленькое насекомое не выходит полностью резким, т.к. не находится в сфокусированном пространстве. Этот эффект еще больше подчеркивает величину макрообъекта, делая его визуально больше. Строя композицию кадра с насекомым, необходимо какой-либо его элемент сделать идеально резким. Этот элемент будет нести смысловой акцент всего кадра. Расширить глубину резкости часто бывает необходимо для съемки насекомых с длинным телом, например, стрекоз. Для этого необходимо устанавливать более узкую диафрагму. Компенсация экспозиции будет происходить за счет увеличения выдержки. Стало быть, при съемке с рук может появиться «шевеленка», поэтому целесообразно использовать штатив, и пульт дистанционного управления.

Фотографировать насекомых удобнее всего утром, в хорошую погоду, когда насекомые показываются на веточках и листьях деревьев, полусонные, подставляя солнцу свои мокрые от росы крылья, усы, спинки. Ветреные мотыльки, бабочки к вечеру сбавляют сбою игривость. Богомолы и божьи коровки относительно неподвижны, их можно «брать» в любое время суток. А вот мухи, шмели, осы – сущий ад, особенно в разгар душного и солнечного летнего дня. Большинство пауков слепы, поэтому к ним легче приблизиться, оставаясь незамеченным.

Не стоит забывать и про опасность связанную с укусами насекомых. Здесь шутить нельзя, много ядовитых особей. Ведь по оценкам ученых на Земле осталось несколько миллионов неоткрытых видов насекомых!


Похожие материалы:

  • 27/08/2014 21:27 - Подборка макрофотографий Джека Трамп (Jack Trump)
  • 05/08/2014 21:34 - Чудесная макроподборка Атсже Босма (Atsje Bosma)
  • 31/07/2014 21:22 - Небольшая макроплдборка от Сини Ян (Siny Jan)
  • 21/07/2014 21:19 - Макроподбока начинающего фотографа Марилуза Пикадо (Mariluz Picado)
  • 03/07/2014 20:52 - Макро работы фотографа Джона Дейла (John Dale)

Новые статьи:

  • 05/12/2011 11:41 - Обзор объектива Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM:
  • 05/12/2011 11:33 -

Даже на самый поверхностный взгляд, сообщество фотографов неоднородно. Кто-то специализируется на человеческой фактуре или на архитектуре, кому-то милее пейзажи или заводские трубы, а кто-то предпочитает более скрытое от обыденного глаза. Это одна из самых созерцательных и редких каст охотников с фоторужьём наперевес. Кто ещё, скажите, будет полдня ползать в пыли, кусаемый муравьями и комарами, только ради того, чтобы снять бабочку, на мгновение севшую на стебелёк василька, Или божью коровку, ползущую по виноградной лозе. Или... вариантов бескрайнее множество.

Макросъёмка, как ничто другое, требует от фотографа самоотверженности, наблюдательности и изобретательности. Фотоохота и медитация в одном бокале. Человек, впервые открывший для себя прелесть такого рода съёмки, подобен Колумбу, невольно открывшему Америку. Это искусство в чистом виде, спроса на него на рынке услуг, в отличие от тех же съёмок свадеб, нет. Вопрос - что считать макро? Даже в специализированных журналах мнения по этому поводу расходятся. Главный критерий - масштаб, то есть соотношение размера реального объекта и его изображения на приёмнике (плёнка, экран). Как всегда, истина где-то посередине.

Макрофотографией можно считать масштабы съёмки в диапазоне от 1:5 до 5:1, от 10:1 и выше - микрофотография. Фото, снятое крупным планом (часто путают с макро) колеблется от 1:10 до 1:20. Всё остальное лежит в области так называемой “серой зоны”, то есть, в зависимости от жанра и сюжета может относиться к той или иной категории.

Доступными средствами...

Итак, вы решили заняться макросъемкой. Сейчас любая “мыльница” оснащена режимом “макро”. Переключаемся на него. Отключаем оптическое увеличение, настраиваем светочувствительность (”ISO”) на наиболее низкий уровень, включаем фокусировку по центру. При определённом терпении и старании можно будет добиться неплохих результатов. В касту макрофотографов таким путём не попасть, но для того чтобы порадовать близких и друзей - вполне достаточно.

Переходный этап, при наличии зеркальной фотокамеры, - это китовый, то есть базовый объектив, прилагающийся ко всем (или почти ко всем) профессиональным и полупрофессиональным фотоаппаратам.

Он же - самый дешёвый. “Киты” на максимальном телеположении (то есть в максимально сложенном состоянии) позволяют достичь масштаба 1:3, этого вполне достаточно для почти профессиональной съёмки цветочков или бабочек, но оценить нюансы переливов капли росы на спине улитки вряд ли получится.

В ход идёт тяжелая артиллерия

Когда вы перерастёте любительский уровень, встанет вопрос о профессиональном оборудовании. Оно дороже стоит, да и в погоне за бабочками вы убедитесь, насколько оно тяжелее, чем компактная “мыльница”. Но результат компенсирует всё, хотя для него и недостаточно будет просто нажать кнопку. Поговорим вкратце об оптике (начав с самых доступных вариантов).

    Насадочные линзы. Одно из самых простых средств уменьшения дальности фокусировки. Их плюс - не снижают фотосилу. Минус - снижают резкость и искажают картинку.

    Можно перевернуть объектив. Таким способом увеличивается масштаб без потери качества. Минус - сказывается на управлении фотоаппаратом не лучшим образом.

    Удлинительные кольца. Доступный способ увеличить фокусное расстояние. Минус - снижение светосилы и, опять же, из-за установленных колец, может не работать часть электроники.

  • Объектив для макросъёмки. Самый лучший вариант, главный минус - цена. Однако, заплатив, вы получите повышенную четкость и контрастность, качество на малых дальностях, возможность использовать насадки и удлинительные кольца.


  • Отдельно - о штативе для макросъёмки. При макросъёмке со вспышкой он особо не нужен, может даже помешать “охотиться” за объектом.

Но для более точной фокусировки и кадрирования он вам пригодится. Да и работать с фонами и вспышками несказанно легче, когда руки свободны. Лучше всего подойдёт штатив без центральной штанги либо если она съёмная. Можно взять небольшой штатив (настольный) и раздвижной упор. Если снимать на малой высоте - удобнее всего использовать мешочек с песком. Главное, что надо помнить, что выбор штатива - не вопрос “религии” бренда (Nikon или Canon), нужно, чтобы это была удобная и надёжная вещь.

Простор открыт!

На поверхности лежащий, но часто игнорируемый вопрос. Что считать объектами макросъёмки, помимо бабочек и цветов? А вот что:

  • Мелких животных (лягушек, ящериц и т.д.);

  • Плоды, ягоды, лишайники, грибы;

  • Воду в разных её агрегатных состояниях: капли, струи, лёд, снежинки, пар (существует даже специальная номинация на конкурсах);


  • Монеты, ювелирные предметы.

По видам макро различают: репортажное (прийти, заприметить, снять), контролируемое (долго изучать объект, продумать ракурсы, найти локацию, определиться со временем суток, с приманкой (если нужна), наблюдать за объектом, провести предварительные съёмки, провести разбор полётов, сделать выводы и перейти к решающей съёмке), постановочное (подразумевает большее вмешательство фотографа в естественную среду).

Советы: как работать при макросъёмке насекомых.

    Лучше всего начинать съёмки пораньше, когда насекомые не так пугливы.

    Развивать зоркость, наблюдательность и терпение.

    Маскироваться (одеваясь в камуфляж), передвигаться медленно, не стоять во весь рост, а пригибаться.

    Примечать любимые места посадки насекомых (особенно это касается стрекоз).

    Всё необходимое закреплять на поясе и на куртке, а не носить в сумке.

    Носить с собой варенье в шприце, чтобы иметь возможность оперативно “подкормить” бабочку.

  • Не помешает хорошо изучить особенности активности насекомых в той местности, где снимаете. Бывает такое, что нужных жуков приходится ждать год.

Особенности съёмки

При макросъёмке особенно актуален вопрос резкости. Ветер, колебание растений, шевеление насекомых, всё это приводит к смазыванию кадра. Можно использовать защитный экран и специальные фиксаторы для растений или переждать “бурю”.

Естественное освещение, то есть - солнце. Его минус в том, что при отсутствии дымки, оно даёт блики и жёсткие тени. Можно снимать при рассеянном свете (утром), а можно запастись отражателями и рассеивателями. Поляризованный фильтр также поможет избавиться от бликов.

В любом случае - без искусственного освещения, то есть - вспышки, не обойтись. При использовании одной вспышки, возможен провал фона. Поэтому - хорошо иметь дополнительную для подсветки.

Большинство нюансов усваивается на личном опыте. У каждого опытного фотографа тысяча и одна собственная наработка. Поэтому по одному и тому же вопросу можно найти большое количество противоположных соображений. Главное - начать и на собственных ошибках выработать индивидуальную манеру съёмки. Простор открыт.

Обязательно наберитесь терпения и станьте внимательным наблюдателем. Возможно, чтобы получить желаемый кадр, придется сделать предварительно 10, 20, а может, даже 40 снимков. И наоборот, может случиться так, что придется долгое время "просидеть в засаде", прежде чем сделать хотя бы один кадр. Не торопитесь и не нервничайте: если насекомое повернуто спиной, просто подождите, пока оно развернется к вам "лицом". Старайтесь не двигаться возле объекта съемки либо делайте это очень медленно и аккуратно.

Минимальные настройки

Для начала переведите фотоаппарат в режим съемки "макро ". Помните, что вы будете снимать очень маленькие объекты. К тому же обязательно отключите вспышку – она может не только напугать насекомое, но и испортить кадр. Отличные снимки получатся, если сумеете сыграть на контрасте цветов : темных насекомых лучше фотографировать на светлом фоне, а светлых – на темном.

Если насекомое взмывает в воздух, не теряйтесь, а жмите спуск на фотоаппарате. Возможно, так вы получите яркий и живой кадр. Но не расстраивайтесь, если не получилось. Подобные снимки не всегда получаются даже у профессионалов.

Особенности насекомых – учитываем обязательно

Готовьтесь к съемке заранее. Продумайте, кого вы хотите сфотографировать. Для создания качественных снимков стоит узнать о повадках конкретных насекомых, их любимых растениях, фазах развития. Не стоит торопиться, пытаясь снять и бабочку, и кузнечика, и муху. Лучше остановите свой выбор на ком-то одном.

Помните, что красивой моделью для вас может стать даже самая обыкновенная муха . Режим "макро" позволяет разглядеть в ней много нового и интересного, того, что не видно невооруженному глазу.

Бабочки стремятся к свету, а потому в темное время суток, включив на даче лампу или светильник, можно привлечь легкокрылых существ и сделать отличные снимки.

Кузнечиков лучше искать в теплые и солнечные дни в густых зарослях. Лучшие же кадры со стрекозами получаются ранним утром у прудов, в зарослях озер и болот.

Прекрасные кадры могут получиться после дождя . Ведь в таком случае на ваших снимках будут изображены не только удивительные насекомые, но и, например, капли дождя на траве и цветках.

Отличным местом для первых съемок насекомых может стать ваш сад или дачный участок. Конечно, разнообразие насекомых там значительно меньше, чем, например, в чистом поле, но на первое время этого будет достаточно. Снимайте ранним утром там, куда попадают первые солнечные лучи. Делайте приманки, раскладывая кусочки спелых и ароматных фруктов.

Даже этих несложных правил хватит для того, чтобы сделать хорошие фотографии насекомых. Следуйте им и совершенствуйте свое мастерство.

Портреты насекомых бывают удивительно красивыми и характерными. И вместе с тем, этот жанр чрезвычайно сложен для фотографа. Он требует сосредоточенности, терпения, чтобы поймать в кадр насекомое, удачи, а также умения выстраивать композицию так, чтобы зрителю было интересно.

Бабочки и стрекозы, пожалуй, самый распространенный объект съёмки в мире насекомых, они чрезвычайно популярны среди фотографов благодаря своей красоте и изумительной гамме расцветки; но съёмка этих насекомых так распространена, что не является чем-то особенным.

Blank" href="http://www.nikon.ru/ru_RU/product/nikkor-lenses/auto-focus-lenses/fx/single-focal-length/af-s-micro-nikkor-60mm-f-2-8g-ed" target="_blank">AF-S Micro NIKKOR 60mm f/2.8G ED . Он позволит увеличить рабочее расстояние от камеры до объекта и сузит угол зрения. Это полезно, если вы хотите изолировать объект, либо снять его на размытом фоне. Простой телеобъектив с удлинительным кольцом даст превосходные результаты при съёмке более крупных объектов.

Для съёмки насекомых попробуйте оставить открытой диафрагму и установите короткую выдержку. Также можно попробовать использовать штатив. Он понадобится, чтобы избежать эффекта смазывания изображения от дрожащих рук. Однако следует учесть, что насекомые двигаются быстро, и времени, чтобы поставить камеру на штатив после обнаружения объекта съёмки может практически не быть. Поэтому обычно приходится фотографировать с рук.

Вспышка предоставит вам свободу перемещения без штатива, позволит передать мелкие детали объектов и получить хорошее цветонасыщение, а также поможет при съёмке ранним утром и ночью.

Также вы можете использовать вспышку для контроля теней и контрастности при съёмке в ярком солнечном свете, особенно если вокруг много листвы. Это уменьшит жёсткость теней и поможет получить более сбалансированную экспозицию. Осматривайте тропинки и дорожки, где растительность не так высока; некоторые виды насекомых, в частности, бабочки, любят усаживаться на землю ранним утром, поскольку там температура бывает на пару градусов выше.

Для этого оставьте диафрагму открытой, выдержку выставьте короткую, а фокусировку, если успеете, производите по глазам насекомого. С другой стороны, можно попробовать заранее предположить, где окажется насекомое, и, поставив камеру на штатив, направить объектив в нужную сторону.

Если при съёмке вы подойдёте слишком близко, то насекомые могут убежать или улететь, в таком случае оптимальным для съёмки будет использование макрообъектива с фокусным расстоянием равным 105 мм или даже превышающим его, например, AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED . Это позволит находиться на значительном расстоянии от объекта съёмки. Также в пылу фотоохоты не стоит забывать о том, что насекомые могут быть опасны. В случае фотосъёмки пчёл, если вы слишком близко подойдёте, они могут ужалить. Так что снимайте с осторожностью.

Где снимать

Неплохим местом для начала съёмки насекомых будет сад около вашего дома. Если вы высадите там растения и кустарники, привлекающие бабочек, у вас появится немало возможностей поэкспериментировать и отточить техническое мастерство. В большинстве садов обитает лишь ограниченное число видов, основная часть которых попадает туда случайно в поисках нектара и представителей противоположного пола.

Многие сторонники защиты окружающей среды и энтомологи придерживаются мнения, что единственный этичный способ съёмки насекомых - фотографирование в естественном окружении. Этот подход прекрасно оправдывает себя при съёмке большинства крупных насекомых. Тем не менее, студия будет наилучшим вариантом, если вам необходимо полностью контролировать освещённость и окончательный вид снимка. Студийная съёмка также требуется, когда необходимо снять робких, пугливых насекомых с большим увеличением.

Многие снимки, сделанные в студии, изображают насекомое, находящееся в обстановке, которая не соответствует обычному месту обитания или поведению объекта съёмки.

Снимки насекомых, сделанные в местах их обитания, чаще всего выглядят значительно лучше, чем сложные постановочные студийные кадры.

Однако в любом случае очень важно иметь базовое понимание биологии и потребностей ваших объектов, чтобы получать хорошие снимки как при «полевой работе», так и в студии.

При съёмке насекомых очень важно заранее узнать образ жизни объекта. Распространение определённых видов насекомых в основном зависит от климата и наличия в окрестностях растений, предоставляющих им пищу. Так что многие насекомые тесно связаны с конкретными растениями. Если вы знаете, когда и в каком месте интересующее вас насекомое бывает, чем оно питается, то вы можете до определённой степени уточнить место и время съёмки.

Например, если вы хотите снимать бабочку, то необходимо заранее выяснить, какой цветочный нектар она предпочитает, где она кладёт яйца. Многие насекомые характеризуются довольно коротким периодом жизни во взрослой стадии - в некоторых случаях это всего лишь несколько недель в году. Если вы заранее запасётесь информацией об известных местах их появления, то сэкономите бесценное время, и вам не придётся обследовать места, которые в итоге окажутся пустыми.

То же самое можно сказать и про других насекомых. Сначала выясните их движение и привычки, заглянув в иллюстрированные книги, и только тогда вы поймёте, когда и куда надо идти, чтобы их запечатлеть. Познакомьтесь с членами местного общества любителей природы. Там всегда найдутся знатоки, которые смогут рассказать обо всех встречающихся видах и местах их обитания в вашем районе.

Выражаем благодарность фотографам за предоставленные снимки к статье, а именно.