Средство для мытья и стирки люди искали ещё с древности. Например, в Древней Руси мыло людям заменяла зола и квасная гуща. Золу использовали в разных видах - растворяли в холодной воде, кипятили, распаривали в печи. Полученной субстанцией мыли тело, волосы и стирали бельё и даже мыли пол. Для мытья волос также использовали глину и кислое молоко.

В качестве мыла брали овсяную муку, смешанную с отварами и настоями трав - липы, полыни, розмарина, ромашки и хмеля.

Женщины ополаскивали волосы в воде, в которой распаривали берёзовые или крапивные веники. А лицо умывали отваром пшеничных отрубей.

Использовали в домашнем приготовлении моющих средств и мыльный корень, мыльнянку, орляк, ягоды бузины. Эти пенообразующие растения прекрасно очищали кожу и отстирывали вещи. Древние рецепты не канули в Лету и используются до сих пор при производстве мыла, шампуней и масок для волос серии «рецепты Бабушки Агафьи ».

Производство мыла

Мастера-мыловары появились на Руси в XV веке. В записях того времени значится, что некий Гаврила Ондреев завёл в Твери «поварню мыльную с котлом мыльным и со всей поряднею». В Москве на Великом торге возле Кремля среди других торговых рядов упоминается и мыльный.

Постепенно количество мелких мыловаренных мастерских увеличивалось, мыловарение было налажено и во многих домах. Для производства мыла стали применять поташ - карбонат калия. Главный источник поташа - зола растений. Со временем производство мыла достигло промышленных масштабов, его отправляли даже на экспорт, что привело к массовой вырубке лесов. А это повлекло за собой подорожание дров и мёда.

Петр I, придя к власти, задумался о поиске более дешёвого заменителя поташа. Но проблему эту решили только к концу XVIII века, когда французский химик Николя Ле Ман получил соду из поваренной соли. Этот щелочной материал вскоре окончательно заменил поташ.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

В древности жители Месопотамии и Древнего Вавилона умели изготавливать моющие средства. На раскопках шумерских городов в Месопотамии были найдены глиняные таблички с рецептами и технологией производства мыла. Этим табличкам около четырех тысяч лет.

ЧЕМ СТИРАЛИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Древние египтяне тоже умели делать мыло для стирки и личной гигиены. Об этом свидетельствуют папирусы второго тысячелетия до н. э. В Древнем Египте для стирки чаще всего использовали соду. Ее получали выпариванием воды из некоторых содовых озер.

Другой способ - получение золы из водорослей. Смешивая в различных пропорциях животный жир, золу, соду получали моющие средства для стирки и мыло. Перед стиркой наиболее загрязненные места натирали пчелиным воском. Древние египтяне знали, что сок некоторых растений дает пену при добавлении в воду, и пользовались этим при стирке.

Жители древних цивилизаций независимо друг от друга поняли, что, если смешать жир растительного или животного происхождения с золой от костра, то такая смесь хорошо очищает кожу и годится для отстирывания грязных вещей. Оставалось только подобрать правильный состав жиров и взять ингредиенты в нужной пропорции, чтобы состав был удобен в применении, не портил вещи и не разъедал кожу избытком щелочи.

СТИРКА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

В Древнем Риме городские жители не имели в своих домах условий для стирки. Воды и мыла было мало, отсутствовали приспособления для стирки шерстяных вещей. Поэтому грязные вещи отдавали фуллонам. Так назывались люди, которые занимались стиркой и валянием сукна.

Фуллоны имели в своем распоряжении валяльную глину, которая хорошо впитывала жир. Грязные вещи или новую шерстяную ткань, только сошедшую с ткацкого станка, закладывали в большие бочки или ящики, засыпали глину и добавляли воду. Фуллон залезал в бочку и начинал прыгать и топтать вещи. Жир и грязь выходили из них, а новое сукно еще и подвергалось процессу валяния.


Затем вещи вытаскивали, раскладывали на каменных плитах и выбивали палками. Прополоскав вещи, их развешивали сушиться. Специальными колючими щетками расчесывали шерстяные вещи для придания красоты ворсу. После этого окуривали ткань парами серы для блеска и натирали особым видом глины для отталкивания жира и грязи. Так ткань дольше оставалась чистой. Свои фуллоники (прачечные) были только у богатых граждан. Обычные люди пользовались услугами общественных фуллоник.

КАК СТИРАЛИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Стирка в Древней Греции проводилась с соблюдением определенных церемоний. Выбирались места с глинистой почвой, в них делали ямки и заливали воду. Вещи закладывали в ямки и топтали их ногами.


В более поздние времена люди выяснили, что некоторые виды глины лучше отстирывают вещи. Известно, что на острове Кимолос добывали глину, кимолийскую землю, и использовали ее как моющее средство по всей стране. Об этом мы знаем из комедии Аристофана «Лягушки», где упоминалось, что порошком из кимолийской земли, золы и соды стирали вещи.


Вы можете представить свою жизнь без мыла? Вряд ли, потому что в повседневной жизни мыло является ежедневным средством гигиены, а ведь были времена, когда оно считалось роскошью и было доступно исключительно для богатых и знатных людей.

История мыла в древние времена

История мыла начинается около 2800 года до н. э. Во время раскопок в Вавилоне были найдены глиняные таблички с рецептом, рассказывающем о производстве мыла на основе жира и пепла. Мыло, изготовленное по этому рецепту, использовали в медицинских целях в основном для ускорения заживления ран. Кроме того, известно о применении мыла в Древнем Египте, за 1500 лет до н. э., а также финикийцами за 600 лет до н. э.

В древнем Египте мыло использовали 6000 лет назад

Другая теория происхождения мыла связана с римской легендой, согласно которой мыло (лат. sapo) получило свое название от горы Сапо, на которой в жертву богам приносились животные. Когда шел дождь, пепел и жир жертвенных животных смывались в реку Тибр, к подножию горы.

Со временем, женщины стирающие белье в реке, заметили, что смешиваясь пепел и жир, намного лучше помогают отстирывать белье, чем обыкновенная речная вода. Таким образом, состав мыла существенно отличался от того, которое мы используем в настоящее время. Обычно мыльная смесь состояла из масла, пепла и животных жиров.

От ремесла к промышленному производству

В X столетии в Италии, Франции и Испании стали возникать первые мыловарни. В XVI веке основным центром производства стал Марсель, где производилось жидкое, душистое мыло, содержащее высокую концентрацию оливкового масла. В 1688 году Людовик XIV издал указ, так называемый эдикт Кольберта, в котором запретил использование животных жиров и красителей в производстве мыла. Спрос на мыло был большой, но и цена была высокая, поэтому ароматную смесь могли позволить себе лишь богачи.

С торжеством буржуазного общества в XIX веке, здоровый образ жизни и чистота возводятся в ранг моральных ценностей. В это же время производство мыла набирает промышленные обороты, что делает его общедоступным. На рост популярности мыловарения, несомненно, оказали влияние научные открытия. В 1791 году француз Николя Леблан изобрел способ получения щелочи из соли.

Годами ранее, в 1779 году швед Карл Шееле при омылении жиров с оксидом свинца, получил глицерин . А в 1823 году французский химик Мишель Шеврёль, руководствуясь этим открытием, изучил строение жиров и объяснил их омыление. Это вызвало настоящую революцию в мыловарении.


Мишель Эжен Шеврёль

На протяжении веков химическая формула мыла постоянно менялась, чтобы сегодня вернуться к истокам. Снова в цене натуральное мыло, без консервантов, синтетических красителей и искусственных ароматизаторов.

Человек, как только осознал свою сущность, понял, что ему необходимо такое средство, которое бы очищало его от грязи. Много средств было для этого испробовано. Например, в Древнем Египте для умывания использовали пчелиный воск, который растворяли в воде, а древние греки тело очищали речным песком.

На Руси в качестве моющего средства использовали отвары брусники и белой фасоли. Мыловарение в России шло своим чередом. На Руси, в отличие от Европы, люди любили мыться в бане, и для мытья использовали щёлок. Мыло делали, смешивая поташи и животные жиры. «Поташным делом» в то время занимались целыми деревнями. Сваленные деревья сжигали в лесу, а из золы, путем выпаривания, делали щёлок. В XV веке стали появляться артели мыловарения. Особой популярностью в допетровские времена пользовалось мыло костромских и валдайских мастеров. А промышленное производство мыловарения появилось в России при Петре I. Кстати, кусок мыло есть и в гербе одного из российских городов. В городе Шуя в XVIII веке мыло фабрики Ладыгина было знаменито на всю страну. Оно было изготовлено из коровьего и миндального масла, белое и цветное, с духами и без них. Это мыло в то время считалось самым лучшим после итальянского мыла. А первое фигурное мыло стали делать на московской фабрике.

Также одним из известных мыловаров на Руси был Гаврила Андреев в Твери. Он первый построил мыловарню с котлом. В Москве было две фабрики в Пресненской Новинской части. Тогда же было придумано и дегтярное мыло - "от скотских хворостей". А при Николае I в 1839 году был основан Союз для производства олеина, мыла и стеариновых свечек. А в 1850 году химик Николай Лебман получил из поваренной соли соду, что послужила заменой поташа, из-за которого было вырублено очень много леса.

Официальное место и изобретение мыла пока не известно, но если верить легенде, то мыло появилось совершенно случайно. По одной из легенд, во время жертвоприношений у горы Сапо во время жертвоприношений жир, смешивался золой и попадал в реку, где женщины стирали белье. Они заметили, что белье становилось особенно чистым после ритуалов. Заметив это, стали смешивать жир с золой и так получили первые моющие средства. Поэтому, происхождение слова «мыло» идет от латинского “sapo”, от названия горы. Подтверждением этой легенды служит трактат «Естественная история» римского ученого и писателя Плиния Старшего.

По другой версии, мыло появилось еще в Древнем Вавилоне. Когда проводились раскопке в Помпеи, обнаружили мыловарню с кусками мыла.

Третья версия, которая пока также остается версией, мыло придумали галлы. Женщины из галльских племен делали мазь из букового дерева и золы, которую использовали для окрашивания и мытья волос. Когда римляне во втором веке завоевали этот народ, получили рецепт и мази. От себя в состав добавили морских растений и получили качественное мыло.

А скифские женщины для мытья использовали моющий порошок, который делали из древесины кедра и кипариса. Его смешивали с ладаном и водой. Полученная масса имела нежный тонкий аромат. Ею натирали тело, а потом смывали, соскребая специальными скребками. Кожа после этой процедуры становилась нежной и бархатистой.

Сама профессия мыловар появилась, если верить литературным источникам еще в 385 году нашей эры.

Не смотря на то, что в средние века инквизиция преследовала тех, кто занимался мыловарением, это искусство набирало силы. На побережье Средиземного моря в 1424 году научились делать твердое мыло. Самыми известными стали Карфаген, Венеция, Аликане, а в Италии стали выпускать мыловарение стало промышленным. В его состав добавляли оливковое масло и морские растения. И лишь в 1808 году, во Франции известный химик Мишель Эжен Шеврёль вывел формулу, которая является основой современного состава мыла.

У русских популярна поговорка «Голь на выдумку хитра». Касается она и гигиенических хитростей, особенно в условиях, когда доступ к благам цивилизации ограничен.

Против потливости

Радикальным гигиеническим средством для устранения запаха пота у русских крестьян исстари служили лук и чеснок, их резали дольками и натирали ими тело. Эта процедура проделывалась также перед охотой, чтобы отбить запах человека, отпугивающий диких зверей.

Древние русские средства для борьбы с потливостью чаще всего готовились на основе порошков или настоев чайного гриба и трав (мяты, мать-и-мачехи и др.) .

Мытье волос

В старину на Руси существовали самые необычные, на первый взгляд, гигиенические методы мытья головы. К примеру, мукой – гороховой, овсяной, ржаной, кукурузной. Среди способов мытья был и "сухой" – мука просто распространялась по волосам, растиралась и смывалась теплой водой.

Гороховую, овсяную или кукурузную муку (в ней меньше клейковины) разводили водой и настаивали несколько часов. Затем получившуюся кашицу наносили на волосы и оставляли на полчаса.

Шампунь из глины

Русские женщины использовали в качестве моющего средства и определенные сорта глины, которые давали пену, схожую с мыльной. Например, белую глину, разведенную в теплой воде. Она не уступала по эффективности современным шампуням.

На Руси были в ходу и самодельные шампуни – хлебный, яично-медовый. Хлебную кашицу настаивали с порошками из трав (подорожник, ромашка, шалфей, душица), а потом втирали в волосы, после чего их ополаскивали теплой водой. Аналогичным способом мыли голову и с помощью яично-медового шампуня, для которого требовалось одно яйцо и чайная ложка меда. Смесь «настаивалась» прямо на волосах, а затем смывалась.

Еще в старину русские женщины мыли волосы кислым молоком, сывороткой, простоквашей. Корень растения мыльнянка (он и сегодня входит в состав некоторых шампуней) также использовали для мытья тела и при стирке одежды.

Ополаскиватели из трав

Ополаскивали волосы в старину чаще всего травяными настоями. Причем определенное растение предназначалось для конкретного типа волос.
К примеру, настой ромашки подходил тем, у кого были золотистые кудри, темноволосым же помогала крапива и кора дуба. Для предотвращения выпадения волос следовало ополаскивать их средством на основе аира и цветов липы. Настой корней лопуха и мать-и-мачехи избавлял от перхоти, настоянные листья и веточки березы делали волосы мягкими и пышными, а корень солодки вместе со зверобоем устранял воспаления. Ускорял рост волос настой василька.

К слову, с перхотью русским женщинам помогал бороться еще один самодельный шампунь: порошки крапивы и шалфея заливались стаканом пива, все это настаивалось и отфильтровывалось, полученная смесь наносилась на волосы. Пиво также использовалось в качестве ополаскивателя, если волосы были слишком пышными и с трудом расчесывались и укладывались.

Бритье вафельным полотенцем

Часть гигиенических лайфхаков русских связана с недоступностью элементарных благ цивилизации и соблюдением специфических норм и правил поведения, в частности, в местах лишения свободы.

В Советской армии, например, широко применялась такая мера наказания молодых военнослужащих, которые не успели (или забыли, не захотели) вовремя побриться перед построением, как вафельное «ребристое» полотенце. Старослужащие терли «молодым» лицо таким «бритвенным приспособлением» до тех пор, пока не удалялась щетина, а вместе с ней и частицы верхнего эпителия.

Кстати, специалисты, профессионально занимающиеся эпиляцией, утверждают, что подобный метод бритья опасен для здоровья, поскольку велик риск возникновения кожных заболеваний или даже заражения крови.

По сходным причинам небезопасно и «бритье» зажигалкой, также практиковавшееся в армии в период расцвета дедовщины.

К слову, проблемы с бритьем в российских тюрьмах и зонах русские сидельцы приноровились решать при помощи нехитрого набора средств, которые имелись под рукой. Консультанты правозащитного центра «Мемориал», к примеру, вместо крема для бритья советуют применять для снятия раздражения кожи небольшое количество зубной пасты, которая, закупоривая поры, также способна останавливать кровотечение при порезах. А последнее довольно часто случается, так как в местах заключения осужденным выдают для бритья станки с тупыми лезвиями.

Бритвенные лезвия в российских МЛС применяются и для стрижки ногтей.

Обычное мытье рук как ритуал

Кристина Ляхова в своей книге «Причуды этикета» пишет о гигиенических лайфхаках, которые появились и используются только в определенном социуме, в частности, в российских тюрьмах. Там, к примеру, по понятиям не принято отправлять потребности в камере, когда кто-то ест.

Из гигиенических соображений после посещения туалета всегда и везде принято мыть руки. Однако в МЛС игнорирование этого правила говорит не столько о нежелании осужденного соблюдать гигиену, сколько о его зашкваренности, т.е. он, не помыв руки после того, как касался гениталий, зафоршмачивается. Такого человека могут избить или, того хуже, признать опущенным.