20Л. Общие положения технологии планирования

Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно-методичес­ких установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействова­ния наиболее целесообразных средств, методов, организацион­ных форм, материально-технического обеспечения занятий, а так­же составление конкретной тренировочной документации. Она оп­ределяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.

Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намеча­емые на основе объективных закономерностей развития спортив­ных достижений и направленного формирования личности спорт­смена. Определяются цели и задачи на различные периоды трени-

ровочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за пре­дыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, ме­тоды, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

Планирование на разных этапах многолетней спортивной под­готовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки коман­ды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжи­тельность учебной работы для того или иного контингента зани­мающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каж­дому разделу, длительность каждого занятия.

Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

В качестве примера в таблице 35 представлен учебный план для учебно-тренировочных групп ДЮСШ по волейболу.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные фор­мы и методы педагогической работы, дается основное содержа­ние учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций кол­лективов физической культуры и др.).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного матери­ала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомен­дуемых учебных пособий.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (ко­мандный и индивидуальный). Он составляется на различные сро­ки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спорт­сменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возра­ста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо раз­рабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и Даже 8 лет.

В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

Основное содержание перспективного плана подготовки спорт­смена, команды включает следующие разделы: 1) краткая ха­рактеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная на­правленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивиду­ального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специ­фические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сро­ки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации; 10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

398

К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки ко­манды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим со-, держание работы на учебно-тренировочный год, а также наибо­лее целесообразную методическую последовательность прохож­дения материала по периодам и месяцам на протяжении годично­го цикла тренировки, количество часов на каждый раздел рабо­ты и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

В качестве примера в таблице 36 представлен фрагмент плана-графика тренировочного процесса по волейболу для учебно-тренировочной группы ДЮСШ по волейболу.

Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их при­мерное распределение по отводимому времени, примерное рас­пределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Ниже приводится образец группового годичного плана трени­ровки.

Групповой годичный план тренировки

Группа занимающихся

I. Краткая характеристика группы занимающихся

Возраст, спортивный разряд, уровень спортивных достижений в пре­ дыдущем году, уровень физической, технической, тактической и воле­ вой подготовленности). Основные недостатки в подготовленности. Со­ стояние здоровья, уровень физического развития и другие данные по усмотрению тренера и врача

II. Основные задачи тренировки, основные средства тренировки, их при­ мерное распределение по отводимому времени (в баллах условно обозначе­ но, что средствам тренировки отводится времени: 5 - много, 3 - сред­ не, 1 - мало)

Основные задачи Основные Месяцы

тренировки средства -i 1 1 1-i-i 1 1-i 1 1

тренировки IX X XI XII I II HI IV V VI VII VII

Физическая подготовка

Техническая подготовка

Тактическая подготовка

Волевая подготовка

400

Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-] конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на! определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательнос­ти излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия. В таблицах 37, 38, 39 приводятся образ­цы месячного и недельного планов тренировки.

План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упраж­нений и организационно-методические указания.

План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать сред-

ства для достижения максимальной работоспособности (на дан­ный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.

Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные годичные и оперативные и т.д.) должны вклю­чать в себя:

    данные о тех, на кого рассчитан план (персональные дан­ные о спортсмене или общая характеристика команды);

    целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);

    показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;

    тренировочные и воспитательно-методические указания;

    сроки соревнований, контрольного тестирования, спортив­но-медицинских обследований.

Периодически сравнивая фактическое изменение контролируе­мых показателей с планируемыми, можно своевременно обнару­жить отклонения в применении средств и методов тренировки. Од­новременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.

Научно-методическими предпосылками к планированию под­готовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:

а) для многолетних и годичных макроциклов - индивидуаль­ные особенности развития спортивной формы отдельного спорт­смена, а в командных видах спорта - команды в целом; специфи­ческие особенности долговременной адаптации организма к дан­ному виду мышечной деятельности;

6) для отдельного этапа (мезоцикла) - принципиальные тен­ денции в динамике состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содер­ жания, объема, интенсивности и чередования;

в) для микроцикла - целесообразные формы сочетания ближ­них тренировочных эффектов нагрузок различной величины и пре­имущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма в зависимости от объе­ма, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).

20.2. Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах

Исходными данными для составления многолетних (перспек­тивных) планов являются оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, продолжительность подготовки для их достижения, темпы роста спортивных результатов от разряда к

разряду, индивидуальные особенности спортсменов, условия про­ведения спортивных занятий и другие факторы. На основе харак­теристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки оп­ределяются спортивно-технические показатели по этапам (годам), планируются основные средства тренировки, объем и интенсив­ность тренировочных нагрузок, количество соревнований. Отме­чаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых сле­дует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

В перспективном плане следует предусмотреть этапы подготов­ки, преимущественную направленность тренировки на каждом из них, основные соревнования на этапе. Количество и продолжи­тельность соревнований зависят от структуры многолетней подго­товки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых ме­роприятий и других факторов.

Перспективные многолетние планы подготовки составляются как для группы спортсменов (3-го и 2-го разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1-го разряда и более высоких результатов).

Групповой план должен содержать данные, намечающие перс­пективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные по­казатели плана по годам - соответствовать уровню развития спорт­сменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (факти­ческое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.

Составление перспективного плана не должно сводиться к механи­ческому воспроизведению нескольких годичных планов, с неизмен­ным повторением из года в год одних и тех же задач одного и того же содержания. Следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, ве­личин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки. Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер.

20.3. Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле

На основе перспективных планов составляются текущие (годо­вые) планы тренировки спортсменов. В них более подробно пере­числяются средства тренировки, конкретизируются объемы тре­нировочных нагрузок, сроки спортивных соревнований. Плани-

рование годичного цикла осуществляется с учетом особенностей периодизации тренировки в соответствии с закономерностями развития спортивной формы.

Планирование годичной тренировки и определение ее коли­чественных показателей может иметь два варианта - помесячный и понедельный. Поэтому при графическом изображении плана подготовки тренер выделяет двенадцать месячных вертикальных колонок или 52 вертикальные колонки, соответствующие числу недель в годичном цикле.

Структура годичного плана (число и последовательность макроциклов, периодов и мезоциклов) уточняется в связи с сис­темой индивидуального календаря соревнований спортсмена или команды в каждом конкретном виде спорта. Годичный цикл мо­жет состоять из нескольких макроциклов, чаще всего из двух или трех, что диктуется числом главных стартов и временными ин­тервалами между ними, которые определяют набор и чередова­ние периодов.

При планировании двух- и трехцикловой подготовки необхо­димо учитывать, что введение дополнительного законченного макроцикла в пределах одного года часто приводит к улучшению спортивных результатов, особенно у молодых квалифицирован­ных спортсменов. Использование же трех- и четырехциклового пла­нирования сопровождается как ростом результатов на ближайигие 1-2 года, так и сокращением «спортивной жизни» спортсменов. Поэтому такую структуру можно рекомендовать при наличии доста­точных оснований для этого.

В годичный план подготовки вначале вводят календарную сетку, состоящую из порядковых номеров недель и названий месяцев. Следующей операцией является нанесение на эту сетку главных соревнований, а затем определение границ макроцик­лов, входящих в состав годичного плана периодов и основных этапов (мезоциклов), обеспечивающих достижение состояния спортивной формы в необходимые сроки главных стартов. После этого наносится индивидуальный календарь соревнований, а для команд по спортивным играм - весь игровой календарь. Затем следует распределение общих показателей тренировоч­ного процесса по каждой неделе или месяцу макроцикла. Да­лее также распределяются общие объемы тренировочных на­грузок, частные объемы наиболее специфических и интенсив­ных средств (до 5-9 показателей): сроки контрольного тестиро­вания, динамика спортивных результатов, сроки тренировоч­ных сборов, основные направления восстановительных мероп­риятий.

Разделы плана, отпечатанные на развернутом листе, делают этот документ наглядным и очень удобным в практической по­вседневной работе тренера. Такая форма планирования позволяет осуществлять его анализ на ЭВМ.

При разработке годичных планов необходимо учи­тывать следующие организационно-методические положения:

Рациональное соотношение нагрузок различной преимуще­ ственной направленности - от избирательных на ранних этапах подготовительных периодов к комплексным на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периодов;

Последовательное или комплексное совершенствование двигательных качеств, лежащее в основе проявления технико-так­ тического мастерства, уменьшения влияния лимитирующих фак­ торов за счет волнообразного характера динамики тренировочной нагрузки, изменения соотношения ее компонентов, объема и интенсивности работы и отдыха.

При планировании средств общей, специальной фи­зической и технической подготовки рекомендуется придержи­ваться следующей наиболее целесообразной последовательно­сти: в использовании средств общей физической подготовки - от развития общей выносливости в различных видах тренировочной деятельности к специальной и силовой выносливости через ос­новные средства подготовки в избранном виде спорта; от широ­кого использования средств, развивающих двигательные качества и укрепляющих уровень здоровья спортсмена, - к выполнению специфических для избранного вида спорта упражнений с акцен­том на совершенствование определенных двигательных способно­стей, играющих решающую роль в достижении высоких спортив­ных результатов.

При планировании средств специальной физической подго­товки следует переходить от специальной выносливости к повы­шению скорости передвижения, быстроты и темпа движений (бы­строе напряжение и быстрое расслабление в работе мышц) к кон­тролю над быстрыми движениями (сочетание длины и темпа ша­гов для создания максимальной скорости); от проработки веду­щих мышечных групп с большими амплитудами движений при значительных усилиях до повышения мощности движений и гра­диента силы при рабочих (в соответствии с параметрами сорев­новательной деятельности) амплитудах и траекториях движений; в специальных и основных упражнениях избранного вида спорта (прыжки, метания, комбинации и т.д.) от упрощенных условий к усложненным, соревновательным и превышающим соревно­вательные в отдельных элементах движений, комбинаций и в целом.

Одним из ведущих методических положений является плани­рование вариативности тренировочных нагрузок по всем компо­нентам: число и темп повторений, амплитуда и свобода движе­ний, длительность и интенсивность выполнения упражнений, величина отягощений и сопротивлений, смена мест занятий (зал, манеж, стадион, лесной или водный массив, парковая зона, специализированные трассы, побережье и т.д.), время (рано ут-

ром до завтрака, днем, вечером), продолжительность и число за­нятий, музыкальное, световое, шумовое и т.п. сопровождение за­нятий, а также разнообразие в организации их проведения для создания эмоциональной насыщенности в подготовке, что осо­бенно важно для достижения необходимой адаптации систем орга­низма спортсмена.

20.4. Оперативное планирование

Этот вид предполагает планирование тренировки на определен­ный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана. В спортивных школах наиболее широкое распространение получило планирование тре­нировки на один месяц. В месячном плане конкретизируются ос­новные положения годичного плана. Наиболее подробно приводят­ся подбор средств тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении оперативных планов необходимо, чтобы направленность трени­ровочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в дан­ный отрезок определенного тренировочного цикла.

Чтобы спортсмен мог полноценно выступать, представляя свою команду или даже страну на соревнованиях различного уровня, ему необходимо не только усиленно тренироваться, готовя свое тело к колоссальной нагрузке, но и сделать множество других, не менее важных дел. Таких, о которых обычно даже никто не задумывается в свете предстоящего грандиозного события. Например, собрать чемодан или подать документы в специальную комиссию. И именно на этом этапе у многих начинается паника, поскольку в голове роятся мысли только о предстоящей спортивной борьбе, и ни о чем другом даже думать не удается.

Для подготовки непосредственно к соревнованиям поможет индивидуальный план спортсмена – это список действий, которые должен совершить будущий участник соревнований, чтобы не только попасть на состязания, но еще и достойно на них выступить. Сюда относят режим питания и занятий спортом. Каждый тренер разрабатывает такой план для каждого спортсмена в отдельности.

Как начать сбор на соревнования

Сначала следует составить план действий. В нем должны быть примерно такие пункты:

  • получить загранпаспорт и визу, если речь идет о выступлении в другой стране;
  • ознакомиться со списком документов, необходимых для участия в соревнованиях (требования мандатной комиссии);
  • оформить недостающие бумаги;
  • приобрести билеты (возможно, это сделает представитель спортсмена);
  • собрать чемоданы.

И, конечно, постараться не забыть важные вещи и документы.

Что взять на соревнования

Неплохо перед поездкой узнать, какую погоду обещают синоптики на время пребывания в чужом городе. Исходя из этого, можно будет сформировать набор необходимых вещей для поездки на соревнования. В качестве примера:

  • документы (о них далее подробно);
  • билеты в оба конца;
  • спортивная форма и атрибутика;
  • нательное белье (несколько комплектов);
  • гигиенические и косметические принадлежности;
  • комплект повседневной одежды;
  • теплые вещи на случай погодных неожиданностей;
  • зарядные устройства или запасные батареи для телефона и других гаджетов;
  • кроссовки, тапочки для душа и т.д.

Естественно, для каждого конкретного случая необходим особенный набор вещей, но указанный выше список поможет вспомнить о самом главном. При выборе руководствуйтесь основными правилами: одежда должна быть удобной, комфортной и не маркой.

Список документов для поездки

Собраться на соревнования и не взять с собой необходимые документы – в этом ошибка многих спортсменов, которые, как правило, уже в аэропорту или на вокзале вспоминают, что именно нужно было захватить. Чтобы таких неприятностей не возникало, рекомендуем свериться со следующим списком:

  • оригинал паспорта или свидетельства о рождении, если речь идет о ребенке;
  • страховой полис;
  • СНИЛС;
  • медицинские справки;
  • разрядную книжку спортсмена;
  • загранпаспорт и визу;
  • билеты;
  • разрешение от родителей (для несовершеннолетних спортсменов).

Конечно, что-то из указанного может и вовсе не пригодиться, однако, будет хуже, если документ нужен для мандатной комиссии или прохождения контроля в аэропорту или на вокзале, а его не окажется под рукой.

Не забудьте про деньги. Лучше возить с собой пластиковые банковские карты международного стандарта и небольшую сумму наличных. Причем, о банкоматах, в которых можно снять валюту без комиссии, тоже нужно узнать заранее.

Риски для жизни и как их избежать

Вне зависимости от того, в какой город или страну спортсмен отправляется, пригодится . Она защитит на случай непредвиденных ситуаций, которые могут произойти на соревнованиях или тренировке. В случае травмы страховая компания возместит траты на лечение.

К тому же, ни на одно соревнование нельзя будет попасть без такой страховки, любая комиссия щепетильно отнесется к ее наличию или отсутствию у спортсмена, ведь лишние риски никому не нужны.

Сохраните и распечатайте данную статью, чтобы всегда иметь возможность заглянуть в представленные списки и понять, что вы забыли сделать перед соревнованиями.

20Л. Общие положения технологии планирования

Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно-методичес­ких установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействова­ния наиболее целесообразных средств, методов, организацион­ных форм, материально-технического обеспечения занятий, а так­же составление конкретной тренировочной документации. Она оп­ределяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.

Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намеча­емые на основе объективных закономерностей развития спортив­ных достижений и направленного формирования личности спорт­смена. Определяются цели и задачи на различные периоды трени-

ровочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за пре­дыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, ме­тоды, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

Планирование на разных этапах многолетней спортивной под­готовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки коман­ды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжи­тельность учебной работы для того или иного контингента зани­мающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каж­дому разделу, длительность каждого занятия.

Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

В качестве примера в таблице 35 представлен учебный план для учебно-тренировочных групп ДЮСШ по волейболу.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные фор­мы и методы педагогической работы, дается основное содержа­ние учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций кол­лективов физической культуры и др.).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного матери­ала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомен­дуемых учебных пособий.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (ко­мандный и индивидуальный). Он составляется на различные сро­ки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спорт­сменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возра­ста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо раз­рабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и Даже 8 лет.

В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

Основное содержание перспективного плана подготовки спорт­смена, команды включает следующие разделы: 1) краткая ха­рактеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная на­правленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивиду­ального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специ­фические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сро­ки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации; 10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

398

К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки ко­манды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим со-, держание работы на учебно-тренировочный год, а также наибо­лее целесообразную методическую последовательность прохож­дения материала по периодам и месяцам на протяжении годично­го цикла тренировки, количество часов на каждый раздел рабо­ты и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

В качестве примера в таблице 36 представлен фрагмент плана-графика тренировочного процесса по волейболу для учебно-тренировочной группы ДЮСШ по волейболу.

Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их при­мерное распределение по отводимому времени, примерное рас­пределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Ниже приводится образец группового годичного плана трени­ровки.

Групповой годичный план тренировки

Группа занимающихся

I. Краткая характеристика группы занимающихся

Возраст, спортивный разряд, уровень спортивных достижений в пре­ дыдущем году, уровень физической, технической, тактической и воле­ вой подготовленности). Основные недостатки в подготовленности. Со­ стояние здоровья, уровень физического развития и другие данные по усмотрению тренера и врача

II. Основные задачи тренировки, основные средства тренировки, их при­ мерное распределение по отводимому времени (в баллах условно обозначе­ но, что средствам тренировки отводится времени: 5 - много, 3 - сред­ не, 1 - мало)

Основные задачи Основные Месяцы

тренировки средства -i 1 1 1-i-i 1 1-i 1 1

тренировки IX X XI XII I II HI IV V VI VII VII

Физическая подготовка

Техническая подготовка

Тактическая подготовка

Волевая подготовка

400

Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-] конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на! определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательнос­ти излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия. В таблицах 37, 38, 39 приводятся образ­цы месячного и недельного планов тренировки.

План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упраж­нений и организационно-методические указания.

План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать сред-

ства для достижения максимальной работоспособности (на дан­ный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.

Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные годичные и оперативные и т.д.) должны вклю­чать в себя:

    данные о тех, на кого рассчитан план (персональные дан­ные о спортсмене или общая характеристика команды);

    целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);

    показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;

    тренировочные и воспитательно-методические указания;

    сроки соревнований, контрольного тестирования, спортив­но-медицинских обследований.

Периодически сравнивая фактическое изменение контролируе­мых показателей с планируемыми, можно своевременно обнару­жить отклонения в применении средств и методов тренировки. Од­новременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.

Научно-методическими предпосылками к планированию под­готовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:

а) для многолетних и годичных макроциклов - индивидуаль­ные особенности развития спортивной формы отдельного спорт­смена, а в командных видах спорта - команды в целом; специфи­ческие особенности долговременной адаптации организма к дан­ному виду мышечной деятельности;

6) для отдельного этапа (мезоцикла) - принципиальные тен­ денции в динамике состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содер­ жания, объема, интенсивности и чередования;

в) для микроцикла - целесообразные формы сочетания ближ­них тренировочных эффектов нагрузок различной величины и пре­имущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма в зависимости от объе­ма, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).

20.2. Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах

Исходными данными для составления многолетних (перспек­тивных) планов являются оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, продолжительность подготовки для их достижения, темпы роста спортивных результатов от разряда к

разряду, индивидуальные особенности спортсменов, условия про­ведения спортивных занятий и другие факторы. На основе харак­теристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки оп­ределяются спортивно-технические показатели по этапам (годам), планируются основные средства тренировки, объем и интенсив­ность тренировочных нагрузок, количество соревнований. Отме­чаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых сле­дует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

В перспективном плане следует предусмотреть этапы подготов­ки, преимущественную направленность тренировки на каждом из них, основные соревнования на этапе. Количество и продолжи­тельность соревнований зависят от структуры многолетней подго­товки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых ме­роприятий и других факторов.

Перспективные многолетние планы подготовки составляются как для группы спортсменов (3-го и 2-го разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1-го разряда и более высоких результатов).

Групповой план должен содержать данные, намечающие перс­пективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные по­казатели плана по годам - соответствовать уровню развития спорт­сменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (факти­ческое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.

Составление перспективного плана не должно сводиться к механи­ческому воспроизведению нескольких годичных планов, с неизмен­ным повторением из года в год одних и тех же задач одного и того же содержания. Следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, ве­личин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки. Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер.

20.3. Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле

На основе перспективных планов составляются текущие (годо­вые) планы тренировки спортсменов. В них более подробно пере­числяются средства тренировки, конкретизируются объемы тре­нировочных нагрузок, сроки спортивных соревнований. Плани-

рование годичного цикла осуществляется с учетом особенностей периодизации тренировки в соответствии с закономерностями развития спортивной формы.

Планирование годичной тренировки и определение ее коли­чественных показателей может иметь два варианта - помесячный и понедельный. Поэтому при графическом изображении плана подготовки тренер выделяет двенадцать месячных вертикальных колонок или 52 вертикальные колонки, соответствующие числу недель в годичном цикле.

Структура годичного плана (число и последовательность макроциклов, периодов и мезоциклов) уточняется в связи с сис­темой индивидуального календаря соревнований спортсмена или команды в каждом конкретном виде спорта. Годичный цикл мо­жет состоять из нескольких макроциклов, чаще всего из двух или трех, что диктуется числом главных стартов и временными ин­тервалами между ними, которые определяют набор и чередова­ние периодов.

При планировании двух- и трехцикловой подготовки необхо­димо учитывать, что введение дополнительного законченного макроцикла в пределах одного года часто приводит к улучшению спортивных результатов, особенно у молодых квалифицирован­ных спортсменов. Использование же трех- и четырехциклового пла­нирования сопровождается как ростом результатов на ближайигие 1-2 года, так и сокращением «спортивной жизни» спортсменов. Поэтому такую структуру можно рекомендовать при наличии доста­точных оснований для этого.

В годичный план подготовки вначале вводят календарную сетку, состоящую из порядковых номеров недель и названий месяцев. Следующей операцией является нанесение на эту сетку главных соревнований, а затем определение границ макроцик­лов, входящих в состав годичного плана периодов и основных этапов (мезоциклов), обеспечивающих достижение состояния спортивной формы в необходимые сроки главных стартов. После этого наносится индивидуальный календарь соревнований, а для команд по спортивным играм - весь игровой календарь. Затем следует распределение общих показателей тренировоч­ного процесса по каждой неделе или месяцу макроцикла. Да­лее также распределяются общие объемы тренировочных на­грузок, частные объемы наиболее специфических и интенсив­ных средств (до 5-9 показателей): сроки контрольного тестиро­вания, динамика спортивных результатов, сроки тренировоч­ных сборов, основные направления восстановительных мероп­риятий.

Разделы плана, отпечатанные на развернутом листе, делают этот документ наглядным и очень удобным в практической по­вседневной работе тренера. Такая форма планирования позволяет осуществлять его анализ на ЭВМ.

При разработке годичных планов необходимо учи­тывать следующие организационно-методические положения:

Рациональное соотношение нагрузок различной преимуще­ ственной направленности - от избирательных на ранних этапах подготовительных периодов к комплексным на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периодов;

Последовательное или комплексное совершенствование двигательных качеств, лежащее в основе проявления технико-так­ тического мастерства, уменьшения влияния лимитирующих фак­ торов за счет волнообразного характера динамики тренировочной нагрузки, изменения соотношения ее компонентов, объема и интенсивности работы и отдыха.

При планировании средств общей, специальной фи­зической и технической подготовки рекомендуется придержи­ваться следующей наиболее целесообразной последовательно­сти: в использовании средств общей физической подготовки - от развития общей выносливости в различных видах тренировочной деятельности к специальной и силовой выносливости через ос­новные средства подготовки в избранном виде спорта; от широ­кого использования средств, развивающих двигательные качества и укрепляющих уровень здоровья спортсмена, - к выполнению специфических для избранного вида спорта упражнений с акцен­том на совершенствование определенных двигательных способно­стей, играющих решающую роль в достижении высоких спортив­ных результатов.

При планировании средств специальной физической подго­товки следует переходить от специальной выносливости к повы­шению скорости передвижения, быстроты и темпа движений (бы­строе напряжение и быстрое расслабление в работе мышц) к кон­тролю над быстрыми движениями (сочетание длины и темпа ша­гов для создания максимальной скорости); от проработки веду­щих мышечных групп с большими амплитудами движений при значительных усилиях до повышения мощности движений и гра­диента силы при рабочих (в соответствии с параметрами сорев­новательной деятельности) амплитудах и траекториях движений; в специальных и основных упражнениях избранного вида спорта (прыжки, метания, комбинации и т.д.) от упрощенных условий к усложненным, соревновательным и превышающим соревно­вательные в отдельных элементах движений, комбинаций и в целом.

Одним из ведущих методических положений является плани­рование вариативности тренировочных нагрузок по всем компо­нентам: число и темп повторений, амплитуда и свобода движе­ний, длительность и интенсивность выполнения упражнений, величина отягощений и сопротивлений, смена мест занятий (зал, манеж, стадион, лесной или водный массив, парковая зона, специализированные трассы, побережье и т.д.), время (рано ут-

ром до завтрака, днем, вечером), продолжительность и число за­нятий, музыкальное, световое, шумовое и т.п. сопровождение за­нятий, а также разнообразие в организации их проведения для создания эмоциональной насыщенности в подготовке, что осо­бенно важно для достижения необходимой адаптации систем орга­низма спортсмена.

20.4. Оперативное планирование

Этот вид предполагает планирование тренировки на определен­ный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана. В спортивных школах наиболее широкое распространение получило планирование тре­нировки на один месяц. В месячном плане конкретизируются ос­новные положения годичного плана. Наиболее подробно приводят­ся подбор средств тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении оперативных планов необходимо, чтобы направленность трени­ровочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в дан­ный отрезок определенного тренировочного цикла.

Сталкивается с рядом проблем. Помимо сложностей (в виду отсутствия практики) в организации тренировочного процесса, приходится осваивать заполнение различной тренерской документации. Для того чтобы облегчить тренеру жизнь, мы решили написать ряд статей посвященных данной теме, в которых постараемся предельно просто объяснить все нюансы тренерской документации.

Какие именно документы должен заполнять тренер? Ответ на этот вопрос Вы узнаете в этой статье.

1.Самым главным документом тренера является Программа по виду спорта, по которой он будет работать. Каждый тренер самостоятельно составляет программу, причем для каждого года обучения, пишется отдельная программа. По какому бы виду спорта программа не была, она должна выдерживать определённую структуру. Подробнее об этом мы остановимся в следующей статье.

2.Календарно-тематическое планирование, составляется на основании программы по виду спорта.

3.Поурочный план-конспект, составляется исходя из календарно-тематического планирования.

4.Перспективный план работы, в котором отражается ожидаемый результат от спортсмена.

5.План воспитательной работы, предполагает проведения всевозможных мероприятий посвященных развитию личности ребенка. Ведь тренер, не только обучает виду спорта, но и развивает личные качества ребенка. Подобные беседы и мероприятия влияют на становление личности.

6.Журнал учета групповых занятий спортивной подготовки группы. В этом журнале заполняется расписание занятий группы, учебный план-график и ведется учет посещаемости.

7.Личные дела спортсменов изначально оформляются у секретаря, а после зачисления учащегося, их продолжает вести тренер. В личном деле спортсмена должны быть следующие документы: заявление о принятии в ДЮСШ, заявление на обработку персональных данных, копия свидетельства о рождении, личная карточка спортсмена, справки и приказы о присвоении разрядов, приказы о переводе на следующий год обучения.

8.Личные карточки спортсмена (хранятся в личном деле) заполняется тренером. В ней тренер отражает спортивные достижения учащегося, сдачи нормативов по физической подготовке и переводы из группы в группу.

9.Индивидуальный план работы (ВАЖНО! Ведется только для групп спортивного совершенствования). Заполняется помесячно на каждого ребенка.

10.Журнал по обеспечению безопасности жизнедеятельности, в котором записываются инструктажи на начало учебного года с последующим повтором через полгода, также инструктажи при выезде на соревнования.
Хотя на первый взгляд, создается впечатление, что документов очень много, на самом деле большинство из них заполняются довольно просто.

40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 ..

Составление общих и индивидуальных планов подготовки для легкоатлетов

Общий годичный план тренировки. Не дожидаясь начала нового года, тренер должен составить общий годичный план тренировки в том виде легкой атлетики, в котором специализируются его ученики. Если это разные специальности, то соответственно составляется столько же общих планов. Общий план - это план для тренера, выражающий результаты его поисков, знаний, опыта, творческих усилий в виде системы спортивной подготовки. На его основе составляются конкретные индивидуальные планы для каждого спортсмена.

Составляется общий план так же, как и годичный план подготовки (см. стр. 89). Только добавляется еще одна вертикальная графа. В первой графе указывается направленность средств, во второй - перечисляются средства, в третьей - указываются методы, используемые для решения поставленных задач. В следующих четырех графах вносятся примерные величины интенсивности, объема и психической напряженности. Затем в 12 графах отмечается включение того или иного средства по месяцам. При этом надписи сверху в графах должны показывать разделение этих месяцев на периоды и этапы. В результате будет получена полная картина распределения средств тренировки по месяцам, которые лучше измерять средними величинами объема: в часах, километрах, тоннах, числе повторений и т. п.

Затем в общем плане приводится тематика лекций, бесед и других образовательных и воспитательных мероприятий по месяцам, обязательно указываются задачи участия в соревнованиях. Внизу общего плана на каждый месяц проставляется число тренировочных дней, тренировочных занятий, дней отдыха (включая переезды), соревновательных дней, стартов, общее количество требуемых часов на подготовку. Ниже дано распределение по месяцам дней врачебного контроля, научных наблюдений, дополнительных средств питания и восстановления, сеансов аутогенной тренировки, массажа и бани. Наконец, в самой. последней графе справа суммируется объем по каждому средству, -записывается общее количество тренировочных дней, занятий, соревнований и всего того, что указано во второй графе.

Таким образом, при рассмотрении общего плана сразу будет видна вся картина круглогодичной подготовки, ее система. Хорошим подспорьем к такому плану служат приблизительные кривые"изменения общей нагрузки и ее компонентов - объема, интенсивности, психической напряженности на протяжении года. Могут быть даны также кривые, отражающие основные средства тренировки.

Возможны и другие формы общего плана, главное, чтобы он помещался на одном листе и все составные части системы подготовки были видны сразу. В этом случае тренер, врач, ученый и спортсмен лучше представляют себе весь круглогодичный процесс в целом и успешнее могут анализировать его, предлагать изменения или дополнения и т. д.

Индивидуальные планы тренировки . Индивидуальный годичный план тренировки - наиболее важный документ для спортсмена. План должен раскрыть конкретную систему годичной
тренировки, составленную применительно к индивидуальным особенностям спортсмена. Индивидуальный план составляется на основе общего плана тренером, желательно вместе с учеником. Теперь цель и задачи плана совершенно конкретны. Соответственно приобретают конкретность средства, методы, объем, интенсивность, психическая напряженность. Подробно составление годичного плана дано ранее.

На основании хода выполнения годичного плана и контроля за эффективностью тренировки в конце каждого месяца составляется новый месячный план, имеющий 31 вертикальную графу (для каждого дня) с заполнением его вперед по одному микроциклу. С учетом анализа прошедших занятий в плане проставляется дозировка нагрузки на следующий микроцикл. Естественно, что в ходе тренировки в план могут вноситься изменения и дополнения не только по уровню нагрузки, но и в подборе средств. Имея такой план, можно не составлять конспект каждого занятия.

Изучение спортсменом своего индивидуального плана должно быть важным фактором его подготовки, даже если спортсмен не принимал участия в составлении плана. Программная перспектива должна быть для спортсмена ясной и запоминающейся. Этого требует не только принцип сознательности, но и активное участие спортсмена в управлении своей подготовкой.