ОФОРМЛЕНИЕ ЗАКАЗА

Для того чтобы совершить онлайн-покупку в книжном магазине РОСФОТО, в ыберите товар, укажите количество и нажмите кнопку «В корзину». Перейдите в «Корзину» (правый верхний угол или внизу страницы). На странице отобразится список выбранных вами товаров, количество и общая стоимость.

Выберите способ получения заказа: самовывозом из музейно-выставочного центра (бесплатно) или доставкой курьерской службой СДЭК (300 рублей в пределах КАД, бесплатно при заказе от 2500 рублей). Стоимость доставки прибавится к общей сумме заказа. Нажмите кнопку «Оформить заказ».

На этапе «Оформление заказа» введите ваши данные, проверьте детали заказа и поставьте галочку перед строкой «Я прочитал Правила и условия и согласен с ними». Нажмите кнопку «Подтвердить заказ». Вы перейдете на страницу платежного сервиса «ПСКБ Онлайн».

ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

Интернет-магазин работает только по 100 % предварительной оплате заказа.

Оплата заказов на сайте производится с использованием сервиса «ПСКБ Онлайн», который позволяет совершать платежи банковскими картами VISA, MasterCard, Maestro и НПС «МИР».

Для оплаты заказа банковской картой необходимо ввести данные на защищенной странице процессингового центра АО Банк «ПСКБ». После ввода реквизитов банковской карты нажмите на кнопку «Оплатить». Для дополнительной идентификации держателя карты может использоваться технология 3D Secure. В случае использования 3D Secure произойдет перенаправление на страницу банка-эмитента для ввода дополнительного одноразового пароля.

К оплате принимаются банковские карты, выпущенные банками стран СНГ. Все платежи обрабатывает процессинговый центр АО Банк «ПСКБ».

БЕЗОПАСНОСТЬ ПЛАТЕЖЕЙ

Платежный сервис «ПСКБ Онлайн» производит обработку данных банковских карт в соответствии с требованиями международного стандарта безопасности PCI DSS 3.0. Передача информации происходит с применением технологии шифрования SSL.

Интернет-магазин РОСФОТО не осуществляет сбор, обработку и хранение данных банковских карт. Конфиденциальность информации гарантирует АО Банк «ПСКБ».

ДОСТАВКА

  • Самовывоз (Санкт-Петербург)

Вы можете забрать свой заказ в здании Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО по адресу: г. Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 35; понедельник, среда, суббота и воскресенье с 11:00 до 19:00, вторник, четверг и пятница с 12:00 до 21:00. Книжный магазин находится на втором этаже Парадного корпуса. При получении товара вам необходимо назвать номер заказа.

  • Доставка товара курьером (по Санкт-Петербургу)

Доставка осуществляется в рабочие дни с 10:00 до 18:00. Стоимость доставки по Санкт-Петербургу в пределах КАД - 300 р. При заказе от 2500 рублей доставка в пределах КАД - бесплатная.

Как только заказ будет собран и готов к отправке, с вами свяжется сотрудник книжного магазина для уточнения времени доставки. Заказы доставляются в пределах 2 рабочих дней с момента оформления.

Товар отпускается лично в руки лицу, указанному при оформлении заказа в качестве получателя (необходимо представить документ, удостоверяющий личность). При получении заказа необходимо проверить комплектацию и товарный вид. Возврат и обмен продукции осуществляются только в случае производственного брака.

Пользовательское соглашение

Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на http://www.сайт , (далее – Сайт), путем заполнения полей онлайн-заявки (регистрации) Пользователь:

  • Подтверждает, что все указанные им данные принадлежат лично ему;
  • Подтверждает и признает, что им внимательно в полном объеме прочитано Соглашение и условия обработки его персональных данных, указываемых им в полях он-лайн заявки (регистрации ), текст соглашения и условия обработки персональных данных ему понятны;
  • Дает согласие на обработку Сайтом предоставляемых в составе информации персональных данных в целях заключения между ним и Сайтом настоящего Соглашения, а также его последующего исполнения; , а также дает согласие на передачу своих персональных данных третьим лицам
  • Выражает согласие с условиями обработки персональных данных без оговорок и ограничений.

Пользователь дает свое согласие на обработку его персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", и подтверждает, что, давая такое согласие, он действует свободно, своей волей и в своем интересе.

Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Настоящее согласие Пользователя признается исполненным в простой письменной форме, на обработку следующих персональных данных: фамилии, имени, отчества; года рождения; места пребывания (город, область); номерах телефонов; адресах электронной почты (E-mail).

Пользователь, предоставляет Сайту право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными: сбор и накопление; хранение в течение установленных нормативными документами сроков хранения отчетности, но не менее трех лет, с момента даты прекращения пользования услуг Пользователем; уточнение (обновление, изменение); использование; уничтожение; обезличивание; передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.

Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных данных».

Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (E-mail) admin@сайт .

Сайт не несет ответственности за использование (как правомерное, так и неправомерное) третьими лицами Информации, размещенной Пользователем на Сайте, включая её воспроизведение и распространение, осуществленные всеми возможными способами.

Сайт имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.

Действующая редакция всегда находится на странице по адресу

К настоящему Соглашению и отношениям между пользователем и Сайтом, возникающим в связи с применением Соглашения подлежит применению право Российской Федерации.

Возврат платежа осуществляется на основании заявления Клиента на условиях Пользовательского соглашения (п. 7.7).

Заполненное заявление необходимо отправить на адрес электронной почты: buh@сайт

Если Клиент по каким-либо причинам не получил в кассе музея Билеты по Заказу в установленные сроки (п. 7.2.5 Пользовательского соглашения), данное событие является достаточным основанием для РОСФОТО прекратить свои обязательства по Пользовательскому соглашению в одностороннем порядке и считать свои обязательства перед Клиентом выполненными в полном объеме.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ КНИГИ

Вит. Бианки. Плавунчик 3
Н. Сладков. Птенцы-хитрецы 9
Г. Скребицкий. Хромоножка 19
Г. Скребицкий. В зимнюю стужу 21
И. Соколов-Микитов. Сыч-воробей 24
И. Соколов-Микитов. Дятлы 29

Вит. Бианки
ПЛАВУНЧИК

Преудивительная водится у нас птичка. Называется - плавунчик.
Где бы вы ни жили летом - на Волге, на Кавказе или в жарких степях Казахстана, под Ленинградом, под Москвой или на Камчатке, - всюду вы можете встретить этих птичек. И всегда неожиданно. А завтра придёте туда, где их видели, - их уже нет.
Ищите их на море, в озере, в реке, в пруду. Даже если около вашего дома есть просто большая яма, и тут вам могут попасться на глаза плавунчики - была бы в яме вода.
Птички эти из куликов. Кулики - стройные такие птицы, на очень длинных ногах и с очень длинным носом. Живут больше по болотам, по берегам рек, озёр. Но они не плавают, не ныряют - только бегают у воды по берегу и кланяются, кланяются носом до земли. Носом они достают себе еду в тине, в иле, под камешками или в траве.
Хотя плавунчики и кулики, да у них, как говорит мой сынишка, всё шиворот-навыворот. Носик у них не такой уж длинный, ножки тоже. И редко увидишь их на берегу: они всё плавают.
Узнать их очень легко. Ростом плавунчики примерно со скворца. Похожи они на те нарядные, цветные поплавки, что покупают молодые удильщики в городских магазинах. Особенно похожи, когда сидят на воде: сидят и танцуют на волнах, как поплавки, - белые и серые, красноватенькие - пёстро расписаны.
И всегда их целая стайка. Народ они очень дружный. Одиночку редко встретишь.
Сынишка мой, когда в прошлом году в первый раз их увидел, очень удивился. Пришёл домой и говорит:
- Что за птиц таких я видел - просто не пойму! Идёшь - все птицы от тебя удирают, разлетаются. А эти и не думают. Плавают у самого берега. Я подхожу - они даже отплыть подальше не хотят. Кувыркаются, ни минуты не посидят спокойно: кружат жуками на воде. А то в чехарду начнут играть - прыгают друг через друга, перепархивают...
Жили мы прошлый год в деревне на Урале. Домик наш стоял на самом берегу реки Камы. И всё лето стайки плавунчиков плавали у нас перед глазами - прямо из окошек видно. Сегодня плавает стайка, а завтра исчезнет. Пройдёт два-три дня - другая стайка появится. И так всё лето.
- Вот бездельники! - удивляется мой сынишка. - Другие птицы всё на гнёздах сидят, птенцов выводят, а эти ничего не делают, только в чехарду на воде играют всё лето. Наверно, это петушки: красивенькие такие, яркие. У всех птиц самцы красивей самок. Наш Петька вон какой франт, а курочки - серенькие.
Я ему объяснил, что он ошибается. У плавунчиков как раз наоборот: петушки серенькие, а курочки - франтихи, ярко одеты. Далеко на севере, в тундре, весной курочки снесут яйца - и до свиданья! Улетают. Петушки одни на гнёздах сидят, детей выводят, потом учат их, как жить. А курочки-франтихи всё лето по всей нашей стране летают, путешествуют себе с места на место.
Сынишка мой говорит:
- Это просто какие-то птички шиворот-навыворот! А всё-таки я их очень полюбил, потому что они меня не боятся. Будто знают, что я их не трону и плохого им не сделаю. Хорошие они!
- Очень хорошие, - согласился я.
И вот раз утром прибегает мой сынишка домой с Камы - он рыбу ходил удить на реку:
- Смотрите, кого я принёс!
Лезет к себе за пазуху, вынимает оттуда живого плавунчика и пускает его на пол.
- Я, - говорит, - сидел на берегу с удочкой. Вдруг две вороны летят. Кричат, каркают. А впереди них, смотрю, какая-то маленькая птичка несётся. Вороны её ловят, схватить хотят. Она из стороны в сторону бросается, кричит. Увидела меня - и прямо ко мне. Примчалась - ив ноги мне. Села и сидит. «Туйк!» - говорит. Я сразу понял: «Защити меня!» - просит. Ну, я на ворон удочкой замахал, закричал. Они покружили, покружили, видят - со мной не справиться, и отлетели. Я нагнулся, взял плавунчика в руки. Он и не думает улетать. Я удочку смотал - и домой с ним. Вон он - видите, какой!
Плавунчик ходит себе по избе, нас ни чуточки не боится.
Думали мы, думали: что с ним делать? Конечно, такая милая птичка - радость в доме. Но чем её кормить? И ведь ей плавать надо. Держать дома трудно.
Решили выпустить.
В деревне-то, конечно, нельзя выпускать: тут кошки, собаки и те две вороны. Решили плавунчика отнести подальше.
Сынишка наклонился, взял его в руки. Он - ничего, пожалуйста! Точно век с людьми в избе жил.
Пошли мы с сынишкой за околицу, через поле - в лес. В лесу среди вырубки знал я такую большую яму с водой. Тины там, корму всякого птичьего много было. Днём туда разные кулики прилетали - покормиться, а на ночь - утки.
У этой ямы мой сынишка, и выпустил плавунчика.
Плавунчик порхнул на воду, пискнул нам два раза: «Туйк, туйк!» - вроде, значит, «спасибо» сказал, «до свиданья» - и как ни в чём не бывало принялся жуком кружить по воде.
Долго мы стояли с сынишкой, любовались им.
Наконец я говорю:
- Ну, пойдём. Мама давно уж, верно, нас с обедом ждёт. А плавунчик забудет нас, улетит отсюда на Каму - к своей стайке. Птица вольная - ей и так хорошо.
Ушли мы. Но я ошибся: плавунчик не улетел и не забыл нас.
Через два дня пришли мы с сынишкой на эту яму: уток я хотел настрелять. Спрятались мы в ёлочках на берегу.
Уж солнце за лес село. Тут вдруг что-то мелькнуло у нас над головой - и видим: плавунчик наш на воду садится!
Я высунулся из ёлочек, машу на него рукой: «Кыш, кыш, улетай отсюда скорей!»
А он посмотрел на меня, пискнул «Туйк!» - вроде «здравствуй» сказал - и плывёт к нам. Подплыл и у наших ног кувыркается, тину со дна носом достаёт - питается.
Сынишка говорит:
- Пойдём-ка, папа, домой лучше. А то ещё ты моего плавунчика вместо утки подстрелишь, как стемнеет.
Так и ушли, ни разу не выстрелив.
И больше уж не пришлось мне на этой яме охотиться: плавунчик наш привычку взял каждый вечер сюда прилетать. Плавает среди уток, кружит по воде. Ну, как тут стрелять! Дробь разлетится - ненароком и его заденет.
Пришла пора. С севера, из тундры, прилетели стайки плавунчиков: петушки со своими воспитанниками - молодыми. Поплавали немножко на Каме все вместе с франтихами-самочками и исчезли.
Это они в своё осеннее путешествие отправились - на зимовки. А зимовки у них - в далёких жарких странах: в Индии, в Индо-Китае и ещё дальше. Улетел с ними и наш плавунчик.
Но весной он опять прилетит.
И, пожалуйста, ребята: если где встретите его или других плавунчиков, не трогайте их, не пугайте! Они
ведь совсем беззащитные и, главное, очень уж верят людям. А ведь так приятно, так хорошо становится, когда в тебя крепко верят и ждут от тебя только хорошего! Особенно, когда так в тебя верит беззащитное, маленькое существо.
Пусть хоть птичка.

Н. Сладкое
ПТЕНЦЫ- ХИТРЕЦЫ

Жил я в лесу. Совсем один.
Скучно одному. «Вот бы, - думаю, - щеночка себе завести. Весёлого, ласкового. Учил бы его уму-разуму - скуки бы и не было».
Но в лесу щенков нет. Собрался я в деревню. А дорога туда была не близкая.
Вышел я из лесу, пошёл полем. Шёл, шёл - устал. Присел отдохнуть.
Хорошо летом в поле! Кругом рожь шелестит.
Вдруг слышу: будто пищит кто-то тихонько во ржи...
Раздвинул колосья, а там - целое лукошко яиц!
Лукошка-то, правду сказать, никакого нет: прямо на земле яйца лежат, в ямке. И.много их: двадцать штук я насчитал.
Лежат и - вот чудеса! - переговариваются.
- Пик! - скажет одно яичко.
- Пик-пик-пик! - отвечают другие.
Осторожно взял я одно яйцо и приложил к уху.
- Пи-ик! - испугалось яичко.
Потом что-то ворохнулось в нём, тюкнуло изнутри в скорлупку - и притихло.
Ясно: в яйце цыплёночек! Вот-вот выклюнется. Я знал, что это гнездо красивой полевой курочки - серой куропатки. Куропатка-мама куда-то пропала. Может быть, ушла надолго. А может быть, и совсем не вернётся: ястреб её скогтил или хорёк поймал. Птенчики и волнуются. Пищат. Чувствуют, наверно, что пропадут без мамы-то.
Положил я обратно яйцо. Задумался. Верно ведь: выклюнутся - непременно пропадут одни, без матери. Сколько кругом врагов-то!
Надумал: никакого мне щеночка не надо. Сбегаю в лес, домой, и принесу корзиночку, сложу в неё яйца. Будет у меня двадцать цыплят - жёлтеньких, хорошеньких. Кормить их буду, уму-разуму учить. Какая уж скука с ними!
- Пик! - пискнуло в одном яйце.
- Пик-пик-пик-пик! - тревожно отозвалось в других.
Боятся одни-то! Надо спешить.
- Не пищите! - крикнул я им. - Живо вернусь, заберу вас к себе домой.
И побежал домой за корзиночкой.
Прибегаю назад - нет в ямке яиц, одни пустые скорлупки лежат! А изо ржи с треском и шумом вырвалась вдруг красивая курочка: серенькая, а на груди шоколадная подковка; взлетела, пала на тропинку и побежала по ней, волоча по земле крылья.
- Знаю я вас! - крикнул я ей. - Не обманешь!
Это была куропатка-мама: куропатки всегда так притворяются, чтобы отвести человека подальше от своих птенчиков.
- Очень рад, что тебя никто не съел. А одного твоего сынка я всё-таки возьму. У тебя вон их сколько, а я в лесу один.
Посмотрел себе под ноги. Птенцов я не увидел, а увидел одно яичко, ещё целое.
Я нагнулся, чтобы взять его. Но яичко вдруг вскочило на ножки и побежало. Я руку отдёрнул от неожиданности.
Потом кинулся его ловить. Схватил - в руке у меня хрустнула скорлупка. А из-под скорлупки выскочил птенец, шмыгнул в рожь и пропал.
Оказывается, что половина скорлупки прилипла к влажному пуху птенчика. Куропатка-мама ещё не успела склюнуть её с сынка - он так и бегал со скорлупкой на спине. И хоть прямо из яйца, а ловко бегал: в руки не дался.
«Ну, этим птенчикам я не нужен! - решил я. - Боевые ребята. Пойду-ка к себе в лес: там, наверно, найдутся беспризорные птенчики, которые могут пропасть без моей помощи. Пойду помогу им».
В сухом ельничке с муравьиной кучи свечой взлетел рябчик, и во все стороны с кучи, как шарики, покатились крошечные рябчата. Они были в пуху и летать ещё не могли.
У меня глаза разбежались: кого ловить? Кинулся за одним, кинулся за другим, в третьего шапкой бросил - и всех упустил!
Рябчата затаились - будто шапки-невидимки надели.
«Ладно, - думаю, - ваше счастье, что вы так хорошо умеете прятаться!» - и пошёл поднимать свою шапку.
Глядь, а под ней два рябчика лежат рядышком!
К земле прижались, глазёнки зажмурили, будто они и в самом деле под шапкой-невидимкой.
Я их - цап!
Держу в руках и думаю: «А остальных как найду? Дай-ка я этих двух к тем подпущу: они побегут прятаться к своим - и покажут мне, где они».
Выпустил одного. Он ножками чик-чик-чик! - отбежал, к земле припал и листиком сухим накрылся, будто его тут и не было! Рукой случайно не тронешь - ни за что не найдёшь! И других рябчиков рядом не видно...
Выпустил и второго. Думаю: «Может, этот покажет?»
А он даже и не побежал: тут же припал к земле и пропал - не то земли комок, не то коры кусок.
Я понял: значит, и остальные так спрятались. Такой пушок у них - защитного цвета. Выходит, не шапка у них, а вся одёжка невидимка!
Что тут делать? Комочков да листочков вокруг меня не счесть сколько. Всех их руками не перещупаешь! Хотел я уже домой уйти, да испугался. Эдак-то, не видя, я всех рябчат сапогами подавлю... Как тут быть?
Присел я на пенёк. Разулся. Потом осторожно опустился на колени, ладонью впереди себя пощупал, каждый листочек перевернул пальцами...-
Немножко вперёд-передвинулся - опять пощупал. Да так из ельничка и шёл - на четвереньках. Дополз до поляны, там стал на ноги.
«Ну, - думаю, - ни полевым, ни лесным птенчикам я не нужен. Эти и без меня проживут. Пойду у озера гнёзд поищу - вон под горой вода виднеется».
Спустился с горки, пошёл по берегу, смотрю - в воде на кочке чомгино гнездо. В гнезде - пустые скорлупки и один птенчик.
Птенчик совсем маленький, не может ни стоять, ни сидеть: лежит себе на пузечке, вытянув вперёд тонкую шейку и беспомощно растопырив лапки. «Уж живой ли он?» - подумал я и перевернул его пальцем на спину. Малыш засучил ножками, силясь перевернуться на живот.
- Какой же ты беспомощный! - сказал я ему. - Такой мне и нужен - возьму тебя на обучение.
Но тут птенчик перевернулся, скатился на край гнезда - и бульк в воду! Как камешек, только круги пошли!
Я живо раздвинул траву и, прикрыв глаза рукой от яркого блеска воды, заглянул в глубину. Там я увидел птенца.
Он держался под водой носом за камышину и не двигался.
Я сунул руку на дно, чтобы скорей подхватить и спасти его. Но птенец вдруг оттолкнулся от камышины и быстро поплыл под водой, работая лапками, как пароход винтом. Птичонок как ни в чём не бывало-мчал под водой! Удирал от меня!
Проплыл до того места, где стеной стоял камыш, и выскочил, как пузырёк, из воды. А навстречу ему из камыша- чомга-мама. За ней чомчата - мал мала меньше.
«Вот это, - думаю себе, - малыш так малыш! Настоящий нырец-подводник. Ещё ходить не умеет, стоять не умеет, ползать не может, а нырять и плавать - пожалуйста!»
Семейство чомг скрылось у меня из глаз в густых камышах. А я пошёл дальше по берегу озера.
Шагаю да шагаю. Вдруг вижу - далеко впереди поднялся с кочки большой журавль и, как-то смешно пригнувшись, убежал в кусты.
Я сразу сообразил, что это журавлиха и что на той кочке у неё гнездо.
Подошёл к кочке - верно: в кочке углубление, и в нём на подстилочке из травы лежат два большущих пятнистых яйца, каждое с мою ладонь. Одно целое, а другое с дыркой (наверху. И рядом лежит толстая скорлупка: птенец, видно, сию минуту только сделал себе в яйце окошко.
Я так и замер на месте.
Вдруг из окошка высунулась взъерошенная головёнка на длинной шее. Журавлёнок!
Я наклонился к нему. Моя тень накрыла гнездо. И вдруг - нырк! - журавлёнок исчез в яйце. В гнезде попрежнему лежали два очень крупных яйца: одно целое, другое - с дыркой в скорлупе.
- Вот это здорово! - удивился я. - Не успел ещё на свет родиться, а уж в прятки играет! Чур-чура! Я дома!
Вспомнились мне тут говорящие яички серой куропатки, и я подумал:
«А может, они тогда не со страху пищали, а между собой сговаривались, как от меня ловчее удрать? Видно, птичата, ещё не родясь на свет, мастера в прятки играть. А я их уму-разуму учить собрался!»
Бросил я корзиночку и пошёл в деревню - щеночка доставать.
Щенок ни прятаться не умеет, ни плавать. Вот и буду его учить.

Г. Скребицкий
ХРОМОНОЖКА

Прежде Хромоножка была такой же проворной, как и другие куропатки, её братья и сёстры. Но как-то в конце лета охотник прострелил ей лапу. С тех пор она бегала приседая, прихрамывая и стала плохо есть. Она заметно похудела. А её братья и сёстры за осень отъелись, выросли и превратились из птенцов во взрослых куропаток. Они.были здоровы и отлично себя чувствовали. Пёстрые летние пёрышки у них к зиме сменились белыми, более густыми и тёплыми, как будто они сбросили с себя пёстрые летние платьица и оделись в белые зимние шубки. Одна только Хромоножка не сменила свою летнюю одежду. Она была нездорова, слаба, и у неё плохо росли новые пёрышки.
Пришла зима. Кормиться стало труднее, приходилось лапками разгребать снег - отыскивать еду. И вот однажды, когда куропатки кормились в поле, вдруг одна из них, заметив опасность, тревожно закричала и припала к земле. А за ней и остальные прилегли и замерли. Никто не учил их так прятаться, они это делали с самого дня рождения, так же как со дня рождения, не учась, умели бегать и клевать зёрнышки.
На белом снегу притаившиеся белые птицы были совсем незаметны - все, кроме Хромоножки. Она одна выделялась пёстрым комочком. Но Хромоножка этого не понимала, ведь она поступала так же, не раздумывая, как и другие. Только её пёстренькая одежда теперь уже не могла скрыть её, как летом среди травы.
Над полем, часто махая крыльями, летел ястреб-тетеревятник. Его-то и заметила та куропатка, которая первая закричала и припала к земле.
Крылатый разбойник сразу увидел на снегу пёстренькую Хромоножку. Сложив крылья, упал он вниз и вновь поднялся, унося в когтях свою добычу.
Наступил вечер. В косых лучах солнца искрилось снежное поле. Только на бугорке темнела и шевелилась от ветра кучка пёстреньких перьев - всё, что осталось от Хромоножки.
А её братья и сёстры попрежнему разгуливали по белому полю, укрытые от глаз врага в свои шубки-невидимки.

Г. Скребицкий
В ЗИМНЮЮ СТУЖУ

Январь, февраль - месяцы лютого холода. Лёд и снег покрыли землю. Большинство птиц улетели от нас в южные страны, а те, что остались зимовать в наших краях, стараются кто как может пережить это трудное время.
Но есть и такие птицы, которым не страшна стужа.
Вот, например, клесты. Весело перекликаясь, летают они по хмурому зимнему лесу. Рассядутся по верхушкам старых елей, там, где спелые румяные шишки, как груши, висят; рассядутся и примутся из шишек семена вышелушивать.
Клесты очень ловко по веткам лазают. Они лапками и клювом цепляются, совсем как попугайчики. И расцветка у клестов, как у попугайчиков, яркая:
самцы красноватые, а самочки зеленовато-оливковые.
Но самое интересное у клестов - это клюв; он у них крест-накрест изогнут: верхняя половина вниз загнута, а нижняя - вверх. Таким клювом клесту очень удобно у шишек из-под чешуек семена доставать.
Замечательные птички - клесты: красивые, весёлые, настоящее украшение наших зимних лесов. Не страшны им ни метели, ни бураны. Даже самый лютый мороз нипочём. В этом я однажды и сам убедился.
Охотились мы как-то с приятелем за белками. Идём по лесу. Мороз, тишина, ни одна ветка не шелохнётся, только деревья поскрипывают. Вдруг слышим - наша собака белку облаивает. Подходим ближе, смотрим - собака вокруг высокой ели прыгает, лает, а белки не видно. Уж мы и кричали и палкой по дереву стучали, а она притаилась в ветвях, не шевельнётся.
Нечего делать, пришлось на дерево лезть, чтобы белку спугнуть. Полез я, а товарищ внизу стоит, караулит. Лезу я. Вдруг прямо надо мною птичка выпорхнула, закружилась вокруг меня, запищала и прочь не летит.
Что за диво? Заглянул я под ветки, откуда она выпорхнула: там будто голубая снежная пещерка, а в пещерке на суку гнёздышко свито. Смотрю я - и глазам не верю. Копошатся в гнезде четыре крохотных птенчика; копошатся, ротики раскрывают...
Глядя на них, мне даже в шубе холодно стало. Кругом снег, стужа, а они голые - как не замёрзнут?! Я и про белку забыл, скорей вниз полез, чтобы птичку-мать не тревожить - пусть своих птенцов греет. Только стал спускаться, она сразу в голубую пещерку юркнула.
Слез я с дерева и приятелю всё рассказал. А он говорит:
- Это ты гнездо клестов нашёл. В сытый год, когда хороший урожай шишек, они и зимой детей выводят.
Удивился я:
- Да чем же они их кормят? Ведь зимой червяков нет.
- Им червяки и не нужны, - отвечает приятель. - Они птенцов отрыжкой хвойных семян кормят, а чтобы птенцы не замёрзли, мать с гнезда почти и не слезает, пока они не оперятся. Вот им, значит, и зимой тепло и сытно живётся.

И. Соколов-Микитов
СЫЧ-ВОРОБЕЙ

Ранней весной я возвращался с охоты. Я шёл по лесу знакомой дорогой, и в ночной темноте над моей головой послышался странный негромкий звук. Этот странный звук перемещался - было похоже, что меня настойчиво преследует какая-то ночная неведомая птица. Чтобы приманить птицу, я стал подражать странному звуку. Невидимый провожатый откликался.
В тёмном лесу мне не удалось разглядеть таинственного провожатого, и, выйдя на лесную опушку, я остановился. На фоне звёздного неба рисовались чёрные ветви деревьев. Здесь, на краю леса, я надеялся увидеть незнакомую птицу.
Я стоял под деревьями, продолжая тихо манить. Небольшая тёмная тень пролетела над самой головой, бесшумно уселась на ветке. В ночной темноте трудно точно прицелиться. Я зарядил ружьё мелкой дробью и выстрелил наугад.
После выстрела лес примолк. Я зажёг спичку, стал смотреть под деревьями. На засыпанном опавшей хвоей.снегу, раскинув крылья, лежала маленькая серая птичка с круглой совиной головкой.
В подстреленной птичке я признал сыча-воробья. В наших лесах эта птичка встречается редко, а днём её трудно увидеть. Обычно она прячется в дуплах деревьев, а по ночам вылетает на охоту.
Дома я внимательно рассмотрел редкостную добычу. Сыч-воробей был немного больше обыкновенного воробья. Круглой головкой, ушами, острым и крючковатым клювом он напоминал своего большего собрата - обыкновенного лесного сыча.
Из шкурки сыча-воробья я решил сделать чучело для своего кабинета, в котором хранится множество добытых мною охотничьих трофеев.
Через несколько лет, зимой, мне пришлось проходить тем же лесом. На краю вырубки, возле только что срубленной и распиленной на дрова толстой осины, теплился огонёк: грелись и отдыхали знакомые мне колхозники-лесорубы.
- Погляди-ка, - сказали они, прикурив от моей трубочки, - и разгадай загадку...
В верхней части лежавшей на снегу распиленной и расколотой осины лесорубы показали выдолбленное дятлом дупло. Узкое круглое отверстие дупла, как крышей, было прикрыто большим грибом-наростом. В глубине этого покинутого дятлом дупла оказался склад продовольствия. Вытряхнув на снег содержимое, я насчитал шесть мёртвых клестов и одиннадцать замороженных мышей. Я хорошо знал, что многие животные, птицы и звери бережливо прячут свои запасы. Не раз в дуплах и под корнями деревьев мы находили наполненные отборными орехами лесные кладовые бурундуков; сороки и сойки на моих глазах прятали в укромных уголках свою добычу. В подземных кладовых мышей хранятся многолетние запасы старательно высушенного сена и зерна. Обнаруженная лесорубами кладовая принадлежала какому-то хищнику - быть может, имевшему в лесу много таких складов.
Редкая находка очень меня заинтересовала. Кто мог убить и спрятать в птичьем дупле этих клестов и мышей?
Злейший лесной хищник - куница - не могла пролезть в узкое отверстие дупла. Маленькая ласка, промышляющая на земле под корнями, вряд ли решится забраться под крону высокой гладкой осины.
Крепко задумавшись над трудной лесной задачей, я направился через лес к дому. Недалеко от поваленной осины слышались тревожные голоса птиц. Я узнал стрекотанье сорок и хлопотливый крик соек.
Чтобы узнать о причине переполоха, я свернул с дороги и осторожно приблизился к лесной маленькой полянке. На острой еловой макушке сидел сыч-воро-бей. Множество лесных птиц его осаждало. При дневном свете он казался беспомощным, круглая совиная головка его хохлилась и медленно вращалась. Наверно, ослеплённому дневным светом маленькому ночному разбойнику пришлось бы совсем плохо, но он вдруг расправил крылья и, тихо, бесшумно планируя, нырнул под нижние сучки густой ёлки, почти у моих ног.
«Так вот кто жил в осиновом дупле, охотился и прятав свою добычу!» - подумал я, заглядывая под густую зелёную ёлку.
Не сходя с места, я хорошенько рассмотрел плотно прижавшегося к стволу ёлки сыча-воробья и, осторожно протянув руку, быстро накрыл его шапкой.
Оказывается, сыча-воробья выгнали на дневной-свет лесорубы, свалившие осину, и лесная загадка, которая так занимала меня, сама собой разгадалась. Маленький разбойник приносил и хозяйственно складывал свои продовольственные запасы в дупло осины. На клестов он охотился ночью, хватая спящих птичек на ветвях деревьев и убивая их. Как все хищные совы, он отрывал у пойманных птичек головы и выщипывал крупные перья. Птицы знали его и ненавидели.
Дома я выпустил маленького разбойника в комнату и стал приручать. Он охотно брал застреленных Воробьёв, а ночью сам ловил домашних мышей. Придерживаясь клювом, он, как попугай, лазил по моим книжным полкам, бесшумно летал по комнате. Иногда он присаживался на письменный стол и при свете лампы делал самые уморительные гримасы. Днём он обычно сидел под кроватью, забравшись в голенище старого валенка.
Весной сыч-воробей стал издавать те самые звуки, которые я некогда услыхал в лесу. Звуки эти будили меня но я скоро привык к ним, как мы привыкаем к обычным шумам и голосам. С наступлением весенней охоты эти звуки для меня стали необходимостью. Сыч-воробей будил меня, как верный будильник, и за всю весну я ни одного разу не проспал глухариного тока.

И. Соколов-Микитов
ДЯТЛЫ

Это было в ясный зимний день. Мы шли на лыжах по украшенному снежной нависью лесу. Над нашими головами в сучках деревьев возились и попискивали пухлые на морозе синички; на вершинах елей, осыпанных шишками, пересвистывались клесты. Долбил глухо дятел.
На засыпанной снегом тропинке мой внучонок Саша остановился:
- Посмотри-ка, дедушка, кто насыпал здесь столько шишек?
Мы подошли к высокому пню. В развалине пня крепко торчала одна еловая шишка. Множество расклёванных шишек лежало внизу, на сугробе.
- Все это наделал пёстрый дятел, - сказал я внуку. - Здесь у него «мастерская». Чтобы удобнее долбить шишки и доставать из них семена, он устроил «верстак». Хочешь, посмотрим, как трудится дятел?
Сняв лыжи, мы спрятались в ельнике, густо засыпанном снегом. Скоро прилетел дятел - хозяин «лесной мастерской». В лапках он принёс тяжёлую смолистую шишку, быстро вправил в свой «верстак» и стал долбить. Во все стороны полетели на снег отбитые ше-лушинки.
Долго смотрели мы, как трудится дятел в своей «лесной мастерской».
Дома я показал картинки и рассказал Саше о дятлах. Я рассказал, что дятлы - очень полезные птицы. Зиму и лето они живут в лесу, истребляя вредных насекомых, от которых болеют и умирают деревья. Поэтому дятлов иногда называют лесными докторами.
Однажды - уже весною - мы нашли гнездо дятлов с птенцами. Дятлы жили в глубоком дупле, в осине. Когда старые птицы подлетали к гнезду, птенцы поднимали громкий крик и высовывали из дупла свои длинноносые головы.
Но вот пришло время, и молодые дятлы вылетели из гнезда. Мы услыхали их отчаянный крик и стали осторожно подходить. Молодые оперившиеся птенцы сидели вокруг родного дупла на деревьях и изо всех сил кричали. Наверно, им было страшно покидать тёплое родное дупло.

Люблю воробьёв, этих дерзких, смелых и умных птичек, благополучно живущих даже в шумных многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Стоит поярче светить и пригревать солнышку, как на крышах и возле оттаявших луж, на деревьях городских бульваров начинают громко чирикать весёлые воробьи. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье!

Удивительно широко распространение воробьёв. Кажется, нет на земле ни одной страны, в которой люди не знают шустрых воробьёв. Особенно любят их весёлые французы. В парижских уличных кафе воробьи свободно прыгают по столикам, покрытым чистыми скатертями. Там их никто не гоняет.

Живут воробьи на севере и на юге, неизменно сопровождая человека. Вместе с человеком воробьи переселились в далёкую Австралию. В одном из наших больших северных городов, построенном у берегов сурового Баренцева моря, воробьёв раньше совсем не видали. С заселением разросшегося ныне большого города в нём появились воробьи. Трудно сказать, как и откуда они здесь появились. С таким же весёлым чириканьем прыгают они по городским тротуарам. Очень возможно, что в прошлые времена, когда было мало машин, зимою воробьи следовали за лошадьми. Они расклёвывали навоз, доставая непереваренные семена овса. Трудно назвать другую, более распространённую, близкую к человеку птицу.

На самом дальнем Севере я не видел воробьёв. Там для них мало корма. Да и привык воробей жить в больших и многолюдных селениях и городах, в отличие от своего ближайшего родственника — воробья полевого. Полевой воробей отличается внешне от воробья городского тем, что у него есть чёрные пятна на белых щеках и белый ошейник. Да и держится он более робко, не умеет так звонко чирикать.

Живя в городе, я часто любуюсь весёлыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана. О шустрых, умных воробьях ходило много присказок и рассказов. «Старого воробья на мякине не проведёшь!» — говаривали люди. Само название «воробей» сложилось, несомненно, из двух слов: «вора бей!» Так называли воробьёв русские крестьяне, у которых на конопляниках воробьи обклёвывали спелые семена. «Вора бей! Вора бей!» — кричали деревенские ребятишки, которым было поручено охранять коноплю. Помню весёлую песенку, которую мы певали в далёком детстве:

Как повадился, как повадился В мою конопельку, в мою зелёную Вор воробей, вор воробей...

В клетках воробьёв, разумеется, не держат. Уж очень просто и некрасиво их всем известное чириканье. В клетках предпочитают держать певчих птиц — чижей, снегирей, красивых нарядных щеглов, развлекающих хозяина своим благозвучным пением.

Известно, что воробьи, в отличие от многих птиц, не отлетают зимою на тёплый юг. Они зимуют в тех самых местах, где родились и жили. Они не обладают изяществом и красотою, звонко петь не умеют, но всё же милы мне эти весёлые, маленькие, дерзкие разбойники.

В отличие от многих лесных певчих птиц воробьи не умеют вить красивые, уютные гнёзда. В укромном местечке, где-нибудь под карнизом каменного или деревянного дома, в дупле старого дерева они кое-как устраивают своё простое гнездо.

Птенцов своих воробьи старательно кормят и храбро защищают от всяких опасностей.

Иногда воробьи забираются в уютные гнёзда ласточек, в деревянные скворечни. Высунув из скворечника голову, захватчик громко, победоносно чирикает: «Жив! Жив!» Ласточкам и скворцам трудно выгнать захватчика-воробья.

В весеннее и летнее время самцы воробьёв часто устраивают между собою шумные потасовки. Нередко можно видеть, как, спустившись на землю, на утоптанную людьми тропинку, они продолжают драться, не причиняя, впрочем, друг дружке большого вреда.

Нет такого большого или малого селения, где бы не видели воробьёв. Они смело скачут по улицам, по которым проезжают шумные машины, прыгают под ногами прохожих по городским тротуарам. Громкое их чириканье можно слышать в центре больших городов. Поймать воробья — дело нелёгкое. Приметливые, умные и осторожные воробьи редко попадаются в лапы кошек. Они ведут себя осторожно и быстро примечают опасность. В отличие от неряшливых городских голубей-сизяков, строящих гнёзда на собственном затвердевшем помёте, воробьи очень чистоплотны. Весною и летом они любят купаться в маленьких лужицах, обдавая себя брызгами воды. Чистоплотность воробьёв, весёлый и бодрый их нрав, привязанность к своему подрастающему потомству, смелость, умение самостоятельно добывать себе пищу, польза, которую они приносят, уничтожая вредных насекомых, заслуживают уважения.

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Соколов-Микитов, Иван Сергеевич О повадках птиц ваш ребенок узнает прочитав замечательные рассказы Ивана Сергеевича Соколова-Микитова с рисунками Н. Е. Чарушина - Детгиз, (формат: 281.00mm x 215.00mm x 10.00mm, 80 стр.) 2015
    397 бумажная книга
    Сыч-воробей. Рассказы о птицах Классика советской анималистической прозы и иллюстрации. Для младшего школьного возраста - Детское время, 2015
    523 бумажная книга
    Соколов-Микитов Иван Сергеевич Сыч-воробей. Рассказы о птицах Классика советской анималистической прозы и иллюстрации. Для младшего школьного возраста. Иллюстрации Н. Чарушина - Детгиз, Рассказы и повести 2015
    504 бумажная книга
    Соколов-Микитов Иван Сергеевич Сыч-воробей. Рассказы о птицах Классика советской анималистической прозы и иллюстрации. Для младшего школьного возраста. ISBN:978-5-8452-0500-1 - Издательство Детской литературы, (формат: 281.00mm x 215.00mm x 10.00mm, 80 стр.) Рассказы и повести 2015
    379 бумажная книга
    Соколов-Микитов И. Сыч-воробей. Рассказы о птицах Классика советской анималистической прозы и иллюстрации. . Для младшего школьного возраста - ДЕТГИЗ СПб, (формат: Твердая глянцевая, 80 стр.) 2015
    382 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Здание издательства (бывшее зернохранилище) Издательство Coppenrath Verlag (Коппенрат Ферлаг) крупное немецкое издательство детской литературы. Основано в 1768 году Йозефом Генрихом Коппенратом. В настоящее время издательством владеет Вольфганг… … Википедия

      Издательство "Детская литература" - Детская литература это первое и старейшее в нашей стране специализированное издательство, выпускающее книги для детей и юношества. Издательство было создано в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 9 сентября 1933 года на базе детского… … Энциклопедия ньюсмейкеров

      Страна СССР, Россия Основано в 1920 году Код Госкомиздата СССР 136 Веб сайт: http://www.chuvbook.ru/ Чувашское книжное изд … Википедия

      Издательства детской и юношеской литературы - издательства, специализирующиеся на выпуске изданий для детей и юношества. В России учебники для детей издавались с 16 в. Детское специализированное книгоиздание сформировалось во 2 й половине 18 в. Одним из первых стал издавать книги (ок. 60 … Педагогический терминологический словарь

      Издательское дело, издательство - – отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции. Уровень, объем, и направление издательской деятельности определяются… … Энциклопедический словарь СМИ

    Открытый урок по чтению и развитию речи во 2 классе.

    Тема урока : Введение в тему «Птицы - наши друзья» И.Соколов-Микитов «Соловей» .

    Коррекционно-образовательные: Познакомить учащихся с новым рассказом Соколова-Микитова. Формировать естественный интерес к братьям нашим меньшим, расширять углублять знания детей о природе, в частности о птицах.

    Коррекционно-развивающие:

    Развивать артикуляцион-ную моторику детей;

    Развивать навыки чтения, работы с текстом, фонематический слух, внимание;

    Развивать зрительное восприятие;

    Коррекционно-воспитательная:

    Развивать навыки самоорганизации и контроля;

    Воспитывать желание приходить на помощь;

    - воспитание бережного отношения, любви к природе.

    Оборудование: учебник чтение 2 класс автор-состовитель С.Ю.Ильина, презентация к уроку, кормушка для птиц.

    Ход урока

    Орг. момент
    - Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

    Какое время года?

    Какой день недели?

    Какое время суток?

    Давайте начнем урок со стихов, которые сочиним сами. Я буду называть первую и вторую строчку, а вы будете сочинять последнее слово:
    - На уроках будь старательным будь спокойным и … (внимательным)

    Говорите четко, внятно, чтобы было все… (понятно)

    Если хочешь отвечать, надо руку … (поднимать)

    Будь прилежен на уроке, не болтай: ты не … (сорока)

    Если друг стал отвечать, не спеши … (перебивать)

    А помочь захочешь другу подними спокойно … (руку)

    Знай, закончился урок, коль услышал ты … (звонок)

    Молодцы! Хорошо сочиняем стихи и я думаю, что все дети на уроке будут соблюдать правила поведения.

    Скажите, что вы делаете каждое утро, когда просыпаетесь?
    2. Артикуляционная гимнастика.
    а) Сказка про язычок. Жил был Язычок. Утром он посыпался, улыбался, умывался, чистил зубы, делал зарядку (вверх, вниз, влево, вправо, круговые движения). Завтракал, пил чай с вкусным вареньем, облизывал сладкие губы. Выходил на улицу поиграть, переходил дорогу, а на встречу бежит лошадь (сначала далеко, потом близко). Смотрит, ребята играют в футбол, забивают в ворота мячи. Устал, пошел домой отдыхать, но мы с вами продолжаем работать.
    - Зарядку для язычка сделали. А все ли буквы вы знаете? Проверим. (закрытыми глазами, на ощупь узнают печатную букву и называют слово на эту букву).

    3. Сообщение темы и цели урока.
    - На прошлом уроке мы закончили изучать раздел «Мир животных». Сегодня начнем изучать новый раздел, который называется, а как вы расшифруете сами. (дети, записав число, расшифровывают название раздела) - Да, мы начинаем изучать раздел «Птицы наши друзья». - Как вы думаете, о чем мы с вами будем читать, рассказывать, слушать, узнавать, изучая эту тему? (о жизни птиц, какие бывают птицы, куда улетают, какую пользу приносят).

    (показ слайдов: синичка, воробей, утка, гусь, сорока, лебедь). - Скажите, каких птиц вы знаете? - Чем птицы отличаются от всех животных? Что общего у всех птиц, какие только есть на свете? (яички, перья, крыло, клюв)
    - Все ли птицы живут на одном месте? Куда и когда они улетают? Какие птицы остаются зимовать? Почему?

    Вам на дом было задано выучить стихотворение о птицах. (чтение стихов про птиц).

    4. Изучение нового материала.
    - Сегодня мы познакомимся поближе с птичкой, какой угадаете сами, послушав его песню.

    (Дети, слушают песню соловья)

    Рассказ про соловья.

    Внешний вид соловья. Соловей немного крупнее воробья, коричневый, снизу серый, хвост довольно длинный, закругленный, одного цвета со спиной. Места обитания соловья. Обитает в светлых лесах, у рек, садах и парках. Места гнездования соловья. Гнезда устраивает на кустарниках или в густой траве. Гнездо делает из сухих травинок и листьев, тонких веточек. Откладывает 4-6 яиц коричневого или темно-шоколадного цвета. Соловей улетает в теплые края на зимовку, потому что там ему легче прокормиться. Прилетает в первой половине мая, и вскоре можно слышать его замечательную звонкую трель. Пища соловья. Соловей питается в основном насекомыми. муравьи, жуки, а также гусеницы, многоножки, мухи, пауки; осенью в небольшом количестве поедают также ягоды и семена. Песня соловья — набор повторяющихся свистов и щелканий. Нежные звуки песни сменяются громкими, радостные — печальными. Поет соловей, сидя на какой-нибудь веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Вообще соловей — очень скрытно держащаяся и осторожная птица, которую даже заметить очень трудно; во время пения он забывает об опасности и поет так стараясь, что к нему можно подойти очень близко. Соловьи склонны к подражанию. Молодые певцы учатся пению у старых, подражая им, а потому там, где появляется один хороший певец, вскоре улучшается пение и других птиц
    - Мы прочитаем рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (слайд)

    С рассказами этого писателя мы очень часто встречаемся, но о нем ничего не знаем. Этого писателя давно уже нет, но его рассказы про животных, птиц, о природе мы читаем с огромным удовольствием. Соколов-Микитов очень любил путешествовать по земле, узнавать многое, свои наблюдения он записывал и писал рассказы для детей, детей вашего возраста.
    5. Физкультминутка
    Игра «Летает - не летает» (книга, сорока, доска, дом, воробей, окно, стул, гусь, собака, кошка, петух, трава, тетрадь, синичка, утка, мальчик, телевизор, дедушка, голубь, чайка, ручка, краски, стена, попугай). Закрепление глагольного словаря: прилетели, сели, поклевали, помахали крыльями, попрыгали.
    6. Работа над текстом
    а) Первичное восприятие текста. - Запишем Автора и название текста. - Я буду читать рассказ, а вы внимательно слушать и представлять о чем говорится в рассказе. б) Анализ прочитанного.
    Стр. 91 - Скажите, как относится мальчик к птице в этом рассказе? в) Повторное чтение учащимися. - Прочитаете и карандашом отметите предложение, где говорится, как выглядит соловей. г) Игра «Голова и хвост», «Зашифрованное слово», «Чтение по цепочке по одному слову».
    7. Снятие напряжения с глаз. (слайд).

    8. Коррекционное задание.

    Вы согласны, что птицы наши друзья?

    Как мы будем заботиться о них в холодное зимнее время? (показ кормушки).
    - Всех животных, которые живут рядом с нами можно назвать нашими друзьями.
    а) Игра «Кто, что делает?»
    Кошка - Играет, мяукает, царапает…
    Собака - … Корова - … Мышка - …
    Птичка - … Медведь - … Волк - … Цветок - …
    9. Заключение
    Закончите предложение
    - Сегодня на уроке я узнал, что…
    - Сегодня на уроке мне было интересно потому, что…
    10. Оценивание.
    11. После урока все вместе прикрепляем кормушку на дерева около школы.

    Стихи для заучивания наизусть.

    Сельская песня

    Травка зеленеет,

    Солнышко блестит;

    Ласточка с весною

    В сени к нам летит.

    С нею солнце краше

    И весна милей...

    Прощебечь с дороги

    Нам привет скорей!

    Дам тебе я зерен,

    А ты песню спой,

    Что из стран далеких

    Принесла с собой...

    Синица.

    Пусть снег вокруг искрится

    Ив зимний вечер злится-

    Поёт не уставая

    Синица расписная.

    Снегирь.

    Алой кисточкой заря

    Красит грудку снегиря,

    Чтоб в морозы и в пургу

    Не замёрз он на снегу.