"Презентация в стиле дзен" - ещё одна книга из списка must have не только маркетолога, но и бизнесмена, учёного, студента и любого увлечённого человека. Она удивительным образом сочетает в себе сущность деловой литературы с элементами истории и культуры Страны восходящего солнца. Почему дзен? Потому что у всего в мире должно быть равновесие, даже у презентаций.

Для кого эта книга?
Гарр Рейнольдс утверждает, что эта книга о визуальных коммуникациях для специалистов в своей области, но не дизайнеров. Хотя, кажется, даже графическим дизайнерам не помешает систематизировать свои знания и гарантированно найти в книге необычные трюки, о которых они никогда ранее не слышали или не задумывались.

"Презентация в стиле дзен" понравится , если иногда/часто/постоянно (нужное подчеркнуть)
· вам приходится готовить презентации
· вы не знаете, с чего начать
· не понимаете, как лучше донести свою мысль до аудитории
· сомневаетесь, что используете достаточно текста или картинок
· переживаете о том, что именно вы будете говорить

Что интересно?
По данным исследований через три дня после презентации в памяти остаётся всего 10% информации. Если привязать месседж к визуальному образу, то запоминание увеличится до 65%. Главное - не добавлять изображение ради украшения. Эссенциализм в презентациях, то есть использование только самого необходимого, существенным образом увеличит эффективность коммуникации.

О чем книга?
Основные концепции дзена: сдержанность, простота и естественность. Они легли в основу книги о том, что зачастую сделать меньше означает сделать лучше. Дизайн в бизнесе - это больше, чем искусство. Эта книга - больше, чем о презентациях.

Гарр Рейнольдс собрал все лучшее, что может потребоваться в презентации от оформления идеи до манеры поведения выступающего.

Особенность книги в том, что Г.Рейнольдсу доверяешь. С её страниц буквально смотрят эксперты и дополняют парадигму автора о лаконичных и выверенных презентациях. Вот мысли некоторых из них:

Дэвид Роуз, предприниматель и мастер презентаций мирового класса, уверяет, что с начала презентации у вас есть от 30 до 60 секунд , чтобы захватить внимание аудитории. Первым делом вы должны дать понять, тот ли вы человек, в которого хочет вложиться инвестор. В предпринимательских выступлениях важно делать акцент на поведении и самопрезениации, грамотной подаче профессиональных личностных качеств. Не нужно в первую минуту говорить о содержании и структуре доклада, заинтересуйте слушателя и обозначьте контекст , чтобы он чётко понял, с кем имеет дело и зачем ему это нужно.

Морис Стоун, специалист по цвету и визуализации, напоминает, что по статистике в мире 8-10% мужчин и 1% женщин страдают от недостатка цветового зрения, тем не менее они прекрасно разбираются в балансе светотени. Техники колористики позволяют более понятно донести информацию даже без использования цвета и тона. Очень важно помнить о "валёре", светотеневом показателе цвета. С помощью простых манипуляций можно создавать различные по посылам и сложности восприятия слайды.

Приятный бонус книги об искусстве презентации - на её страницах можно узнать особенности создания традиционных японских зонтиков вагаса, принципы старинного японского искусства живописи тушью (суми-э), философию японского кулинарного искусства (васёку).

Пожалуй наиболее существенно то, что "Презентация в стиле дзен" позволяет понять законы создания работающего визуального сообщения через познание японской мудрости.

Кстати, фиолетовый - королевский, медитативный, роскошный, мудрый, духовный, экзотический, креативный, артистичный, вдохновляющий цвет. Надеюсь, вы вдохновились на чтение книги "Презентация в стиле дзен".

Для рецензии книга была любезно предоставлена издательством Манн, Иванов и Фербер, на сайте которого вы можете бесплатно прочитать первую главу :

«Презентация в стиле дзен» — полезное пособие для начинающих. Книгу нужно читать с изображениями и примерами автора. Конспект только для ознакомления.

Я не разбираюсь в дизайне. Работа Рейнольдса очень помогла. Он умело совмещает общие принципы и конкретные рекомендации, показывает примеры хороших и плохих слайдов, презентации до и после внедрения советов. Всё сочетается очень органично. Рекомендую к прочтению полную версию «Презентации в стиле дзен».

14 принципов дизайна

  • Установите ограничения, которые помогут раскрыть потенциал.
  • Упражняйтесь в сдержанности.
  • Научитесь вовремя останавливаться.
  • Будьте открыты новому.
  • Оставьте свое эго за дверью.
  • Сконцентрируйтесь на том, как вещь используется.
  • Рассказывайте истории.
  • Думайте об общении, а не об украшении.
  • Сосредоточьтесь на идеях, а не инструментах.
  • Проясните свои намерения.
  • Обострите любопытство и учитесь у всего окружающего.
  • Упрощайте по максимуму, но не более.
  • Используйте пустое пространство.
  • Изучите правила и когда их можно нарушать.

3 ключевых принципа дзена

  • Простота.
  • Сдержанность.
  • Естественность.

Компоненты

  • Крупные шрифты без засечек, которые легко читаются (Caslon, Garamond, Baskerville, Helvetica, Futura, Gill Sans, Bodoni, Univers, Rockwell, Frutiger, Optima).
  • Используйте один или два шрифта, непохожих друг на друга.
  • Приписные буквы для заголовков или выделения отдельных слов для увеличения воздействия.
  • Только нужный текст и немного цветов.
  • Текст под углом добавит уникальности.
  • Текст на изображениях сложно читать, используйте полупрозрачные плашки.
  • Если в презентации 2 языка, шрифт должен быть разного размера.
  • Избегайте подчеркивания.
  • Сначала скажите, а потом покажите.

Цвет

  • Главное правило — простота. Чем больше цветов, тем сложнее ими управлять.
  • Передний и задний план должны быть контрастными.
  • Монохроматическая цветовая схема — один тон с несколькими оттенками. Используется в деловых презентациях.
  • Аналоговая схема — сочетание тонов, расположенных рядом на цветовом круге.
  • Контрастная схема — противоположные цвета на круге.
  • Ахроматическая схема — черный, белый и ещё один цвет.
  • Делайте выбор, основываясь на эмоциональной составляющей цветов.
  • Теплые цвета (ближе к красному, желтому, оранжевому, коричневому) лучше использовать для переднего плана. Холодные цвета (ближе к синему, зеленому, фиолетовому) применяйте для фона.
  • На крупных мероприятиях используйте темный фон, который не будет слепить зрителей.
  • Если освещение очень хорошее, можно использовать светлый фон.
  • Сайт Kuler поможет подобрать цветовую схему.

Изображения и видео

  • Должны распознаваться быстрее слов.
  • Если на слайде их несколько, делайте рамки.
  • Ошибки при работе с изображениями: слишком маленькое, случайное расположение, занимает почти, но не весь экран, низкое разрешение, больше двух на слайде, водяные знаки, несоблюдение пропорций, клипарт, клише, не по теме, мешают читать текст.
  • Свои фото: не снимайте портреты под прямым солнечным светом, модель не в центре кадра, не снимайте много места над головой модели, пейзажи лучше на рассвете и закате, горизонт не по центру композиции, непривычные ракурсы.
  • Видео должно быть большим по размеру на слайде, но коротким по времени, если оно не выступает фоном к рассказу.

Данные

  • Графики должны показывать соотношение данных, а не точные значения.
  • Не используйте текстуры.
  • 3 принципа представления данных: ограничение лишнего, уменьшение шума, акцентирование важного.
  • Круговые диаграммы: используйте, когда значений мало, нет трехмерности, нет легендам — надпись на диаграмме или рядом, выделение важного.
  • Диаграммы с рисунками не должны искажать восприятие.

Пространство

  • В пустом пространстве секрет хорошей презентации.
  • Отсутствие пространства — отсутствие контраста.
  • Асимметрический баланс — способ привлечения внимания.
  • Нижняя часть слайда должна быть больше насыщена материалами.

Цель и направление

  • Различия создают контраст и значимость.
  • Контраст должен быть целенаправленным.
  • Крупные элементы переднего плана создают глубину.
  • На слайде должен быть один доминирующий элемент.
  • Самые важные элементы должны иметь максимальную резкость.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Английская школа живописи 18 века. Джошуа рейнолдс. ВЫПОЛНИЛ: Преподаватель МБУДО «ДХШ» г. Вуктыла Предко Вера Борисовна

2 слайд

Описание слайда:

живопись Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

3 слайд

Описание слайда:

Коллекционеры антикварной живописи консервативны в своих пристрастиях. Наибольший интерес вызывают итальянские мастера Возрождения, старые голландские и немецкие живописцы, французские импрессионисты и некоторые другие. При этом зачастую художники других стран и эпох заслуживают не менее пристального внимания. Остановим свой взгляд на живописи Англии. Мало кто назовёт английскую живопись одним из достояний страны, и напрасно. Среди художников Англии немало интереснейших самобытных мастеров, чьи творения украшают лучшие картинные галереи мира и богатейшие частные собрания предметов искусства. Однако в широких кругах любителей живописи Англия незаслуженно отодвинута на второй план. Не каждый без заминки назовёт имя хотя бы трёх английских живописцев. Попытаемся устранить эту несправедливость, предложив краткий обзор старинной английской живописи с момента её формирования в отдельное, самостоятельное явление мирового искусства.

4 слайд

Описание слайда:

Интересным явлением английской живописи 18 века стало творчество Мастера графини Уорик. Искусствоведы атрибутируют ему большую группу женских и семейных портретов, созданных между 1567 и 1569 годами. Крупными художниками рубежа XVI и XVII веков были миниатюристы Николас Халлиард и его ученик Исаак Оливер. Значение самостоятельного вида искусства живопись приобретает в Англии в XVIII веке, начиная с работ жанриста и карикатуриста Вильяма Хогарта (1697-1764);Гейнсборо считается отцом английского пейзажа. Родоначальниками исторической живописи являются Вэст Кэстлэк и Ромни. Пейзаж получил значительное развитие у Вильки, Тернера, Лэндсира (животные),Констебля, Макклиза, Мельреди,Пойнетера и Геркомена, Литона, Армитэджа, Муррэй, Фильдса и др. Среди мастеров пейзажа очень много акварелистов.Положил начало английской портретной живописи Джошуа Рейнолдс. О нём и пойдет речь.

5 слайд

Описание слайда:

Джошуа рейнолсд. (1723–1792) Джошуа Рейнольдс(1723-1792) был крупнейшим мастером английской живописи второй половины 18 века. Лучшую часть его художественного наследия составляют портреты представителей высших слоев английского общества. Портретист Джошуа Рейнолдс был первым среди английских мастеров, кто учился в Италии, путешествовал по Голландии, Фландрии, Германии и Франции. Блестящее художественное образование, превосходное знание основных направлений современного искусства позволили ему свободно соединить в своём творчестве черты разных стилей. Выбирая для портрета тот или иной стиль, мастер учитывал прежде всего характер и род деятельности модели. Рейнолдс искренне заботился о процветании национальной школы живописи. Он начал восстанавливать в Лондоне Королевскую академию искусств (открытая в 1711 г., она позднее распалась) и стал её первым президентом.

6 слайд

Описание слайда:

Джошуа Рейнолдс создает, по его же словам, портреты «большого стиля» или «историческую портретную живопись». Современники высоко ценили его творчество. Про Рейнолдса говорили, что он был первым англичанином, который к триумфам своей страны добавил и славу ее изящных искусств. Когда в 1768 году в Англии была учреждена Королевская Академия художеств, Рейнолдс стал первым ее президентом. Поставив целью утвердить в искусстве идеал, связанный с национальной действительностью, Рейнолдс сочетал черты светской парадности и характерной для аристократического портрета монументальности с меткостью психологической характеристики. Он создал галерею портретов своих современников, в большинстве случаев представителей высших слоев общества. Рейнолдс родился в Плимптоне в семье пастора, учился у портретиста Хадсона. Одновременно с реалистическими, свободнонепринужденными портретами Рейнолдс исполнял парадные и аллегорические портреты в «большом статуарном стиле», сочетающие черты яркой индивидуальности, идеализма, рационализма и приподнятости. Портретируемые в нарядных одеждах изображались на фоне колонн, драпировок, декоративных пейзажей. Именно такого типа портреты снискали популярность художнику у многочисленных аристократических и буржуазных заказчиков. Эффекты освещения, которые художник виртуозно использует, открывают в нем приверженца Рембрандта и Тициана. Занимая до самой смерти пост президента Королевской Академии художеств, выдающийся английский художник Рейнолдс исполнял исторические и мифологические композиции, много сил отдавал педагогической и общественной деятельности. Как теоретик искусства он призывал изучать художественное наследие прошлого, в частности искусство античности и Возрождения. Придерживаясь взглядов, близких классицизму, он в то же время подчеркивал особое значение воображения и чувства, предвосхищая этим эстетику романтизма.

7 слайд

Описание слайда:

Портретист Джошуа Рейнолдс был первым среди английских мастеров, кто учился в Италии, путешествовал по Голландии, Фландрии, Германии и Франции. Блестящее художественное образование, превосходное знание основных направлений современного искусства позволили ему свободно соединить в своём творчестве черты разных стилей. Рейнолдс искренне заботился о процветании национальной школы живописи. Он начал восстанавливать в Лондоне Королевскую академию искусств (открытая в 1711г., она позднее распалась) и стал её первым президентом Современникам он запомнился не только как художник, но и как замечательный оратор и педагог (его речи на заседаниях академии издавались и переводились на другие языки). Именно благодаря Рейнолдсу английские мастера почувствовали себя причастными к европейской традиции и осознали неповторимое значение своего творчества. Джошуа Рейнолдс творил более 40 лет, имел множество поклонников и немало друзей, но всегда оставался одинок. С молодости он плохо слышал, а с 1789 года начал терять зрение. Биографы рассказывают, что, когда художник перестал видеть одним глазом, он положил кисть на мольберт и спокойно заметил с мужеством, которое ему никогда не изменяло: «Всему на свете есть конец, пришел и мой конец». В 1790 году Джошуа Рейнолдс сказал прощальную речь студентам Академии, а в 1792 году он был торжественно похоронен в лондонском соборе св. Павла, навсегда оставшись гордостью английской живописи.

Вы придумали совершенно новый продукт и хотите немедленно выйти с ним на рынок? Сначала посмотрите на свой проект глазами первого маркетолога-евангелиста Apple, а ныне известного бизнесмена и венчурного инвестора Гая Кавасаки. Взгляд человека, который мгновенно отличает перспективный проект от неперспективного, позволит найти ошибки в вашем бизнес-плане и его реализации. В этой книге вы найдете советы, как планировать бизнес, кого брать в партнеры, как привлекать внешние инвестиции, каких сотрудников нанимать и как правильно увольнять, как строить маркетинг и многое другое.

Это наиболее полная книга Гая Кавасаки на данную тему.

Книга:

Глава 45. Презентация в стиле дзен

Шарипутра, с формой нет у пустоты различий; пустота не отличается от формы; форма – это то же, что пустота, а пустота есть то же, что форма. В пустоте нет ни ощущений, нет различения, нет восприятия, нет сознания.

Сутра Сердца

Вопрос: В чем заключается суть метода «презентация в стиле дзен»?

Ответ: «Презентация в стиле дзен» – это общий подход, а не конкретный метод. Существует множество методов проведения презентаций. По своей сути «презентация в стиле дзен» связана с такими понятиями, как сознательное ограничение, простота и естественный подход к рассказу, – все это вполне уместно для эпохи, в которой творческое мышление, умение рассказывать истории и мышление с помощью правого полушария становятся необходимыми союзниками анализа и логики.

В: Как получилось, что большинство презентаций превратились в полную ерунду?

О: Программы PowerPoint и Keynote – достаточно простые инструменты, однако люди стали придавать инструментам слишком большое значение. Если вы хотите научиться делать качественные слайды для презентации, почитайте книги по графическому дизайну и визуальной коммуникации. Когда речь заходит о поиске нужных визуальных образов, в наших знаниях обнаруживаются значительные пробелы. Если взять, к примеру, инфографику, то мало кто умеет рисовать зрелищные и понятные графики и таблицы. Великий мастер Эдвард Тафти написал множество полезных книг по этому вопросу.

Появление плохих презентаций можно объяснить множеством причин. Прежде всего, по-настоящему хорошая презентация – не самое простое дело. Точнее, чертовски сложное! Вот почему мы обращаем такое большое внимание на людей, которые умеют делать отличные презентации (да и вообще хорошо выстраивать связи): таких людей слишком мало. Многие профессионалы недостаточно практикуются и, по сути, постоянно идут по чужим стопам, не думая об эффективности.

В: Программы PowerPoint и Keynote, на ваш взгляд, – часть проблемы или часть решения?

О: Несомненно, PowerPoint можно считать как минимум частью проблемы, так как эта программа повлияла на целое поколение. В самом начале, в 1990-х годах, ее стоило продавать с кучей предупреждений и руководством по базовым принципам дизайна. Но обвинять во всем PowerPoint было бы глупо: это всего лишь программа, а не метод. Разумеется, шаблоны и образцы из прошлых версий программы завели нас (особенно тех, у кого не было других источников знания о дизайне) в дебри «действительно плохого PowerPoint» (если воспользоваться выражением Сета Година). Но теперь мы опытнее и поэтому можем делать эффективные презентации даже с использованием устаревших версий PowerPoint, порой для этого достаточно просто игнорировать большинство встроенных функций.

В конечном счете все зависит от нас, наших навыков и содержания нашего выступления. Некоторые из лучших презентаций не ограничиваются одним слайдом. Успех презентации зависит от того, насколько хорошо вы знаете свой материал и можете создать визуальные материалы, подкрепляющие и усиливающие ваши слова.

В: Что же делает презентации хорошими?

О: Если вы хотите узнать о том, как сделать свои презентации лучше, прочитайте книгу Made to Stick (Random House, 2007), написанную Чипом и Дэном Хитами (Chip Heath, Dan Heath). Они обнаружили, что запоминающиеся, притягательные сообщения и идеи имеют шесть общих черт – это простота, неожиданность, ясность, эмоциональность и наличие интересной истории. Спросите себя, есть ли в вашей презентации все эти элементы. Добавьте их – и вы окажетесь на правильном пути к созданию презентаций, которые понравятся аудитории и надолго останутся в ее памяти.

В: Что именно делает столь привлекательными презентации Стива Джобса?

О: Стив Джобс умеет быть понятным. Он расслаблен. А это заставляет и аудиторию расслабиться. Его вспомогательным материалам можно поставить наивысшие баллы по шкале «прилипчивости» братьев Хит. Стив не склонен читать лекции – он свободно общается. И хотя он много репетирует перед выступлениями, у слушателей никогда не складывается впечатления, что он читает по бумажке. Стив использует слайды как помощь в рассказе. Он взаимодействует с ними – к примеру, никогда не поворачивается к ним лицом (и спиной к аудитории). Перед ним на столе стоят мониторы, на них виден как текущий, так и следующий слайд. Стив активно использует для своего рассказа визуальные материалы и отлично подбирает слова. Визуальные материалы не отвлекают слушателей, а лишь подчеркивают его слова. При этом Стив отлично демонстрирует способности своих программ. Многие ли CEO на это способны? Это довольно сложно делать в ходе презентации, однако он отлично справляется с этой задачей.

В: Как вы думаете, знает ли Билл Гейтс о том, что его презентации ужасны, или же ему все равно?

О: Как знать? Билл всегда казался полным антагонистом Стива Джобса с точки зрения стиля. Когда-то мы часто говорили: «Делайте это как Стив, а не как Билл». При личном общении Билл оказывается очень интересным и приятным человеком, однако он далеко не оратор. И ему не могут помочь жуткие слайды за его спиной. Было бы здорово, если бы Microsoft пригласила Берта Деккера дать несколько уроков ораторского мастерства, а потом еще и наняла для создания инфографики компанию Duarte Design. Если Duarte удалось превратить в отличного оратора Эла Гора, то только представьте себе, что они могли бы сделать с Биллом! Гейтс известен не только своими программами, но и филантропией в рамках своего фонда. Такому человеку не помешало бы стать хорошим оратором, и это вполне возможно: его выступление на конференции CES было уже лучше многих прежних. Возможно, в будущем Билл все же решит совсем отказаться от метода презентаций в стиле «смерть от PowerPoint».

О: Это зависит от множества факторов, но я склонен согласиться с вашим принципом 10:20:30. Особенно мне нравится 20-минутное ограничение по времени. В ходе презентации может произойти что угодно, а количество слайдов и времени для конкретной презентации может варьироваться. При этом аудитория не представляет себе, сколько у вас слайдов. Как только она начнет их считать – пиши пропало. Обычно на моих слайдах мало текста, но если он необходим, то должен быть крупным. Кроме того, он дополняет речь, а не повторяет ее. Люди пришли в зал не для того, чтобы читать, а для того, чтобы слушать. Прочитать несколько абзацев текста с маркерами может любой выступающий. Аудитория хочет услышать вашу историю, а не прочитать ее.

В: Какое количество спецэффектов считается достаточным для презентации?

О: Конечно, хорошо, что у PowerPoint и Keynote так много спецэффектов для обозначения перехода между слайдами, однако чем меньше вы будете ими пользоваться, тем лучше. Советую ограничиться двумя-тремя видами спецэффектов на всю презентацию и полностью отказаться от них внутри слайдов.

Обычно между основными разделами своего выступления я использую эффект затемнения, чтобы показать завершение одного и начало другого, а также эффект размытости при переходе от одной картинки к другой в процессе рассказа. Зачастую правильным будет полный отказ от специальных эффектов. Когда вы смотрите фильм или телешоу, то обычно не замечаете эффектов перехода от одной сцены к другой: они отвлекали бы внимание. Аудитория не должна замечать и те эффекты, которые используются при переходе между слайдами.

В: Как вы думаете, почему двумерные графики лучше трехмерных?

О: Трехмерные графики и таблицы пользуются популярностью, однако почти всегда для отображения двумерных данных лучше использовать двумерные графики. Глубина и размытость, присущие трехмерным изображениям, обычно усложняют понимание, а не упрощают его. Теряется точность. В простоте своя красота, и не нужно украшать данные с помощью искаженной перспективы. Если график предназначен для демонстрации каких-то общих тенденций, то трехмерная перспектива вполне уместна, однако если вы хотите сделать свое сообщение максимально ясным и при этом подчеркнуть нужные детали, то чаще всего достаточно обычного графика.

В: Сколько раз нужно повторить выступление на репетициях?

О: Вы должны три-четыре раза отрепетировать все свое выступление полностью, а кроме того, повторить первые три минуты выступления не менее десяти раз. Нужно провести генеральную репетицию перед живой аудиторией, например коллегами, способными высказать критические, но конструктивные замечания. В каком-то смысле хорошая презентация напоминает написание хороших текстов: вы должны убрать «воду», а также отказаться от всего несущественного или преувеличенного. Но поскольку тема выступления очень вам близка, становится достаточно сложно понять, что работает, а что нет, где вы повторяетесь и т. д.

Вот почему нельзя репетировать в одиночку. Репетируйте перед людьми, потому что только тогда вы начнете нервничать или понимать, где в вашем выступлении возникают пустоты и т. д. Чем больше вы репетируете, тем меньше страх неизвестности. Чем меньше страха, тем больше доверия к себе. Поверив в себя, вы расслабляетесь и начинаете излучать доверие. Доверие невозможно подделать, но при должной ораторской практике вы вполне можете научиться вызывать его. Однако помните, что у любой репетиции существуют свои пределы. Вы ведь хотите, чтобы речь была естественной и свежей, а не механической и зазубренной наизусть? Тогда вполне достаточно трех-четырех репетиций.

В: Что самое главное нужно сделать для повышения качества презентаций?

О: Выключите компьютер, возьмите лист бумаги, карандаш и найдите тихое место. Подумайте о своей аудитории. Что ей нужно? Что они хотят услышать и что вы должны сказать? Определите, что важно, а что нет. Вы не можете рассказать обо всем даже за два часа выступления, что уж говорить о 20 минутах. Ошибка большинства презентаций в том, что люди пытаются включить в них слишком много. Вы можете углубиться или расшириться, но не можете сделать и то и другое одновременно. В чем ваш основной посыл?