В первый раз порог кабинета зубного врача каждый из нас переступает ещё в детстве, когда приходит пора избавляться от молочных зубов.

Многие детишки боятся посещать зубного доктора, да и некоторые взрослые тоже, но в том, что стоматолог - профессия очень нужная и важная, мало кто сомневается. А вот ассистент обычно остается в тени. Какова же его роль в рабочем процессе?

Кто такой ассистент стоматолога?

Ассистент стоматолога - это тот самый человек, который встречает и приветствует пациента, приглашает его пройти в кабинет, предлагает расположиться в кресле поудобнее, подсказывает, куда убрать вещи.

Прежде всего, конечно, - это помощник лечащего врача. Он подаёт нужные инструменты, сотрудничает с доктором во время всего рабочего процесса.

Но его роль также заключается в том, чтобы создать максимально комфортные условия для пациента. Именно благодаря доброжелательной улыбке ассистента, его заботе и вниманию многие люди расстаются со страхом перед предстоящей процедурой.

Внимательный сотрудник всегда заметит, что нужно пациенту в данный момент - поправить кресло, прополоскать рот.

Перед приемом помощник обязательно приведет в порядок рабочее место, усадит пациента в кресло со всеми удобствами, настроит свет и приготовит инструменты.

Все интересующие вопросы по поводу лечения можно задавать помощнику врача - он объяснит всё: начиная от особенностей заключения договора по оказанию стоматологических услуг до детального пояснения каждого шага операции.

У него можно получить консультацию об уходе за зубами и полостью рта, о разных видах , он может порекомендовать и - словом, всё, что касается вопросов стоматологии и непосредственно лечения, ассистент пациенту подробно расскажет и объяснит.

А если на стоматологическом приеме оказывается ребёнок - помощник сделает всё, чтобы успокоить и развлечь маленького пациента.

Дату следующего приема пациент обсуждает именно с помощником дантиста - он же заранее позвонит и напомнит человеку о записи.

Ассистент - фигура, значимая не только для врача, но и для пациента.

Учебный курс для ассистентов стоматолога на видео:

Ключевые знания

Ассистент должен обладать базовыми навыками в медицине, а также быть профессионалом в своем деле. Молодой специалист имеет среднее медицинское образование (колледж, техникум, училище) по специальности «сестринское дело».

Периодически сотрудник проходит аттестацию для подтверждения своих знаний.

Вот так выглядят требования по квалификации в трудовом договоре для медицинского работника данного профиля:

Поскольку помощник, кроме ассистирования врачу, ещё решает спорные вопросы с посетителями и ведёт журнал записи - его знания не ограничиваются только узкопрофильными.

Вот полный перечень того, что должен знать помощник:

  • законы, регулирующие деятельность учреждений здравоохранения и другие нормы и акты, касающиеся порядка в этой сфере;
  • трудовой кодекс;
  • как организовать медицинскую стоматологическую помощь на базовом уровне;
  • и зубов;
  • биологическую механику жевательного аппарата;
  • теорию лечения самых распространённых ортопедических патологий;
  • как организовать профилактическое медицинское стоматологическое обслуживание для детей и взрослых;
  • о методах профилактики стоматологических заболеваний;
  • о том, как правильно ухаживать за ротовой полостью;
  • правила санитарной обработки стоматологических помещений;
  • способы оказания экстренной медицинской помощи;
  • технику безопасности;
  • базовые основы работы с компьютером и документацией (оператор ПК);
  • правила этикета.

Как можно увидеть, знать младшему сотруднику необходимо не так уж и мало.

Должностные обязанности

В чем заключается основная работа сотрудника:

  1. Подготовка кабинета к приёму клиентов и к рабочему процессу. Сначала работник производит влажную уборку помещения с использованием дезинфицирующих чистящих средств, проветривает пространство. Согласно графику, осуществляет противомикробную и противовирусную обработку воздуха посредством кварцевой лампы.
  2. Подготовка необходимых инструментов и материалов, что будут задействованы в рабочем процессе. Инструменты неоднократного пользования работник должен простерилизовать, убедиться в пригодном состоянии одноразовых. Если нужно, сделать заготовки рабочего материала - например, .
  3. Приготовление лекарственных препаратов.
  4. Обеспечение перевязочными и вспомогательными материалами – ватными тампонами, салфетками, бинтами, марлей, салфетками.
  5. Ассистирование доктору во время лечебных мероприятий, точное исполнение указаний врача.
  6. Введение анестезии пациенту.
  7. Обеспечение комфорта клиента.
  8. Забота о пациенте - ассистент должен вовремя предложить стаканчик с полосканием, следить, чтобы на лице и одежде не было остатков медикаментов.
  9. Ведение записей в журналах приёма, контроля, ведение документации, заполнение бумажных документов.
  10. По окончании рабочего дня помощник дантиста совершает те же процедуры, что и утром - уборка помещения, стерилизация инструментов.

Помощник стоматолога - ответственная должность. Именно младший сотрудник отвечает за сохранность и чистоту инструментов, исправность оборудования. Если работник обнаруживает какую-либо неисправность оборудования или поломку инструмента - он сообщает об этом врачу и администрации учреждения, делает запись об этом.

Ассистент следит за тем, чтобы все необходимые лекарства и материалы были в наличии и в достаточном количестве, ведет постоянный король и учет данных средств.

Информирование посетителя - тоже его обязанность. Работник должен известить пациента о побочных действиях используемых медикаментов, предупредить о возможных болевых ощущениях.

Помощник отвечает за точность и достоверность всех производственных записей, за сохранность документации.

Младшего сотрудника совершенно заслуженно называют «правой рукой» стоматолога.

Дополнительные обязанности

Однако должностная инструкция на этом не заканчивается. У ассистента есть ещё и второстепенные обязанности.

Они включают в себя:

  1. Генеральную уборку кабинета раз в неделю - в том числе мытье стен и потолка.
  2. Мытье окон согласно графику.
  3. Встреча пациента у регистратуры, сопровождение до кабинета.
  4. Посещение собраний, совещаний, служебных мероприятий.
  5. Оказание экстренной медицинской помощи пациенту, если это требуется.

Ассистент стоматолога так же, как и другие сотрудники клиники, участвует в обсуждении рабочих вопросов, вносит предложения по улучшению деятельности учреждения и оказанию услуг, высказывает замечания.

Врач и ассистент активно сотрудничают, совместно ведут процесс медицинского обслуживания, советуются. Доктор и помощник действуют вместе слаженно - будто единый организм.

Процесс обучения ассистентов на видео:

Преимущества и принцип работы «в четыре руки»

Работа «в четыре руки» - это коллективная методика, в основе которой лежат сотрудничество и слаженная работа специалистов в дружелюбной и спокойной атмосфере.

Основной принцип данной методики - сокращение стрессовых ситуаций при работе стоматолога, снижение усталости и вместе с тем - повышение продуктивности и производительности труда.

Как гласит народная мудрость: «одна голова хорошо, а две - лучше». То же самое можно сказать и о принципе работы.

Когда доктор работает один - он, естественно, быстрее устает. Усталость влияет на качество работы. А если клиентов много? Тогда доктору придётся совсем тяжко. Конечно, такая загруженность приводит к постоянным стрессам и нервозности. С годами человек быстро «выгорает» на такой работе.

Чтобы изменить эту печальную ситуацию в лучшую сторону - была придумана и разработана методика такой работы, где доктору помогает высококвалифицированный специалист.

Почему не медсестра, а именно специалист узкого профиля? Потому что медсестра обладает общими знаниями, а ассистент обладает навыками именно в стоматологии и может взять на себя часть обязанностей врача.

Работа «в четыре руки». Видео:

Этот способ организации трудовой деятельности имеет ряд ощутимых преимуществ:

  1. У врача высвобождается больше свободного времени, чтобы подготовиться к проведению сложных операций, требующих высокого профессионализма.
  2. Качество оказываемой медицинской помощи держится на высоком уровне.
  3. Доброжелательная, спокойная обстановка во время сеанса терапии положительно сказывается на нервно-психическом состоянии как пациента, так и медицинского персонала.
  4. Медики могут принять большее число пациентов за один день, потому что быстрее справляются вдвоем. В результате посетителям не надо ждать приема неделями, а у сотрудников клиники повышается заработок.
  5. Одно из главных преимуществ в том, что пациент почти не видит рабочих инструментов и аппаратуры, что очень важно для людей, страдающих страхами перед посещением зубного кабинета. Вся обстановка распланирована таким образом, чтобы инструменты всегда были под рукой у ассистента и в то же время не попадали в поле зрения клиента. К тому же, как уже говорилось выше, младший сотрудник общается с пациентом во всё время лечения, успокаивает его.

Деятельность ассистента стоматолога, на первый взгляд, не представляющаяся особо значимой, - на самом деле очень важна как для врача, так и для пациента.

Благодаря помощи младшего сотрудника, доктора стали испытывать меньшую нагрузку на рабочем месте, что дало возможность спокойно заниматься любимым делом.

А уж для людей, имеющих фобии относительно лечения зубов, ассистент стоматолога является просто спасителем и избавителем от мучительных переживаний.

Спектр обязанностей помощника врача стоматолога определяет врач. В на­стоящее время существует 2 тина деятельности ассистентов:

Первый тип включает только около врачебную деятельность, когда помощник врача-стоматолога готовит к работе стоматологическое оборудование и приборы.

Отвечает за готовность кабинета к работе, наличие и стерильность инструмен­тов, рациональное размещение материалов и вспомогательных средств на рабочем месте.

При этом помощник врача-стоматолога должен знать специфику применения стоматологических инструментов и материалов, строго соблюдать последователь­ность технологических этапов, быстро, четко и правильно подавать инструменты, препараты и материалы врачу.

Второй тип деятельности ассистента врача-стоматолога связан с частичным вы­полнением врачебных действий.

При первичном осмотре помощник помогает врачу выполнять диагностиче­ские, профилактические и лечебные действия, используя вспомогательные приспо­собления и приборы.

Помогает вовремя заметить изменения общего состояния организма пациента. При стоматологических лечебных операциях открывает обзор рабочего поля врачу, защищает слизистую оболочку и другие ткани полости рта от повреждения, отводя щеки, губы, язык. Убирает отсосом (аспиратором) аэрозоли, содержащие микробы. Кроме того, он постоянно поддерживает чистоту в полости рта пациента. Оказывает помощь при подборе цвета пломбировочных материалов при реставрации зубов. В проведении асептической обработки кариозной полости. Помогает относительно (с помощью валиков) или абсолютно (с помощью коффердама) изолировать зуб.

Помогает соблюдать тщательность и последовательность технологических па­нов эндодонтической обработки корневых каналов, заполнении их пломбировочным материалом, лечения осложненных и не осложненных форм кариеса зубов.

2.1 Принцип работы в четыре руки

Помощник врача стоматолога-это специалист со средним медицинским образо­ванием, имеющий специальную подготовку к выполнению ограниченного и строго определенного ряда процедур в полости рта.

Основные задачи принципа работы в «четыре руки»:

    повышение производительности труда без ухудшения качества работы;

    снижение усталости стоматолога на фоне стресса в течение трудового дня.

2.2 Преимущества технологии работы в «четыре руки»

    работа врача и ассистента максимально комфортна;

    высокая производительность труда за счет разделения функции врача и по­мощника;

    максимальное использование знаний и навыков опытного врача;

    возможность применения качественных медицинских технологий;

    хорошая адаптация пациента в горизонтальном положении;

    сохранение здоровья и продление срока активной практики врача за счет рациональной организации рабочего места и трудовой разгрузки за счет помощни­ков.

Во время работы наиболее выгодной принята сидячая позиция врача. Основная суть сидячей работы - это нахождение сбалансированной позы, за счет приложения усилий, веса чела. Однако часто во время работы врача происходит перемещение центра тяжести зела вправо, что приводит к нарушению координации позвоночного столба, к изменениям не только в межпозвоночных дисках, околовертебральных мышцах, но и в нервных волокнах внутренних органов.

Обобщающей рекомендацией ПОЗ является применение горизонтальной пози­ции пациента. Не рекомендуется лечить в лежачем положении беременных женщин, пожилых людей, пациентов имеющих проблемы с позвоночником и заболеваниями дыхательных путей

Угол горизонтального положения кресла не должен превышать 20-25°. Причем, при лечении зубов нижней челюсти угол должен приближаться к 25°. при лечении зубов верхней челюсти 5-10".

Стоматолог сидит непосредственно за головой пациента в положении «8-12 ча­сов» на абстрактном циферблате. Ноги пациента находятся в положении «6 часов», по центру туловища проходит воображаемая ось.

Успешная работа врача- стоматолога в целом, определяется помощником врача-стоматолога. Длительное малоподвижное состояние врача в период работы может вызвать различные функциональные нарушения организма. Присутствие помощника способствует правильной посадке врача, устраняет причину его утомления. Стопы врача должны стоять па полу, угол голеностопного сустава должен составлять 90°, угол согнутого коленного сустава от 90° до 105°. Бедро врача находится чуть ниже подголовника кресла, поэтому нацист- как бы возлежит на коленях врача.

Локти врача должны быть на высоте головы пациента и всегда находиться как можно ближе к зелу, в противном случае увеличивается нагрузка на позвоночник и суставы верхних конечностей. Руки врача всегда зафиксированы: левая рука опира­ется на голову или лоб пациента, правая имеет тоску опоры в ротовой полости.

Наклон тела врача вперед может составлять не более 20 е. Наклон головы опре­деляется по положению франкфуртской горизонтали оператора (линии, соединяю­щей край глазницы с коэслковой точкой). Угол между ней и полом должен состав­лять 45".

В огромной степени помощник обеспечивает правильное восприятие рабочего пространства врачом. В восприятии пространства для врача исключительно важным элементом является умение соблюдать расстояние до зуба и рабочих на нем поверх­ностей Расстояние между глазами врача и лицом пациента должно составлять при­мерно 40-50 см. Быстрая и четкая работа помощника врача- стоматолога обеспечива­ет непрерывный контроль над рабочим полем и сводит к минимуму количество самостоятельных поворотов головы врача, снижая тем самым нагрузку на шейные от­делы позвоночника.

И положении «9 часов» лечится область верхней челюсти. Зеркало должно на­ходиться в левой руке которая опирается па лоб нацией та. Или врач проводит работу на вестибулярной или оральной поверхности моляров и премоляров, то голову паци­ента следует поворачивать, так чтобы виден, эти поверхности напрямую.

В положении «10 часов» врач выполняет работу в основном на зубах нижней челюсти слева, но может работать и па всем нижнем ряду.

В положении «11 часов» врач работает с зубами на нижней челюсти справа, а с зеркалом справа на верхней челюсти.

В положении «12 часов» врач лечит все зубы как верхней, так и нижней челюстей.

Помощник располагается в позиции «от 2 до 5 часов». Рабочий стол ассистента располагается от его правой руки. Стул ассистента необходимо отрегулировать та­ким образом, чтобы стопы располагались на ножной опоре, угол сгиба в коленных суставах приближался к 90°, бедра были параллельно полу, а сам ассистент находил­ся на 10-15 см выше уровня врача, что обеспечивает ассистенту удобный обзор опе­рационного поля. Шея и спина должны быть выпрямлены. Опорный барьер стула должен располагаться ниже уровня ребер ассистента.

Между «5 и 8 часами» находится зона передачи инструментов специальными приемами захвата. Передача инструментов является наиболее важной обязанностью помощника врача-стоматолога. Первыми используются зонд и стоматологическое зеркало. Эти инструменты берутся с лотка и вкладываются в руки врача в самом на­чале приема. Руки врача располагаются в рабочей зоне так, чтобы получить зонд и зеркало. В процессе работы врач говорит, какой инструмент ему необходим. Помощ­ник берет требуемый инструмент с лотка, принимает от врача зонд и передает ему новый инструмент. Помощник должен предвидеть потребности врача и подавать ин­струменты четко, экономя время и движения. При передаче инструментов помощник должен быть бдительным и осторожным, чтобы не уронить инструмент.

— Что такое быть старшей медсестрой и ассистентом в «Центре семейной стоматологии»? Расскажите, как проходит ваш обычный рабочий день? — Ассистент и старшая медсестра — это разные должности с разными обязанностями. Старшая сестра несет ответственность за соблюдение санэпидемрежима и безопасности, следит, чтобы у врачей были все условия для максимальной реализации своего профессионализма.Кроме того, старшая медсестра должна контролировать постоянное наличие всех необходимых сертифицированных медицинских материалов. Только в этом случае пациенты получат квалифицированную высококачественную помощь.Ассистенты клиники работают в соответствии с установленными правилами и нормами, а старшая медсестра контролирует их выполнение.

— Как организован рабочий день ассистента? — Рабочий день ассистента начинается раньше, чем у врача, с которым он работает. Ассистент, приходя на работу, обязан подготовить кабинет для приема: сформировать индивидуальные стерильные наборы инструментов для каждого пациента в отдельности, стерильные перевязочные материалы и стоматологические материалы для работы врача.К приходу доктора и пациента рабочее место уже подготовлено, и врач может своевременно начать прием, а пациенты могут быть спокойными и уверенными, что в нашей клинике гарантируется медицинская безопасность их лечения.

Какую роль играет ассистент непосредственно во время приема? — В нашей клинике все этапы лечения проводят в «четыре руки». Хотела бы отметить, что сегодня процесс лечения становится все более сложным, на приеме врачи используют множество инструментов и технологических новшеств. Поэтому без помощника врачу не обойтись.Ассистент всегда предвидит, что нужно подать, где помочь доктору, чтобы он не отвлекался, а сконцентрировался на пациенте и сосредоточился на качестве своих манипуляций. Благодаря помощи ассистента, врач работает быстрее(в среднем на 50%, по последним статистическим данным), пациент меньше времени проводит в кресле врача, а значит — меньше устает.

Как вы думаете, в чем сложность работы ассистента? — Главное — по максимуму помочь доктору во время приема. В этом и заключается вся сложность: чтобы быть не помехой доктору, а первым помощником.

Из ваших слов становится очевидно, что ассистент — это правая рука врача, но у вас есть врачи-стоматологи разных профилей(терапевты, имплантологи, пародонтологи). Получается, что ассистент должен знать особенности работы каждого из этих врачей? — Обязательно! На мой взгляд, в этом и заключается профессионализм ассистента. Организация работы предполагает посменную работу с врачами всех специальностей: и хирургов, и ортопедов, и ортодонтов. Это наиболее оптимальный подход. Поэтому наши ассистенты в этом отношении многофункциональны, а успешная организация их обучения в клинике позволяет достойно решать этот вопрос.

Как вы организуете обучение? Ассистент стоматологический — специальность уникальная. В настоящее время таких специалистов не готовит ни одно медицинское образовательное учреждение (все ассистенты клиники обладают базовым медицинским образованием медсестры или фельдшера, — прим. авт.) .После прохождения первичного собеседования мы приглашаем кандидатов на стажировку, изучаем теоретическую часть в нашем учебном центре. Затем переходим к освоению(тренировке и закреплению) практических навыков в стоматологии. Нам нужны квалифицированные, грамотные специалисты, поэтому мы уделяем достаточно много времени и внимания этому процессу.Ассистенты нашей клиники умеют работать в специализированных компьютерных программах, на сложном специальном оборудовании.

Сколько времени занимает обучение? — В среднем один месяц. Это теоретическая часть и необходимые навыки. По окончании этого периода проводится повторное собеседование с главным врачом и старшей медсестрой.

Может ли ассистент впоследствии стать стоматологом? — Да, конечно, при условии успешного окончания медицинского вуза.

То есть будущий стоматолог сможет поступить в институт и параллельно работать здесь? — Такое возможно. Почему нет? Но хочу отметить, что работа ассистента не столь легка, как кажется. Совмещать учебу в университете и работу в клинике — непростая задача, которая под силу не каждому. Но все в ваших руках! Кроме того, все зависит от личной инициативы. Чаще всего с этим справляются студенты 4-5 курсов.

Какие личностные качества наиболее важны для работы ассистента? — В первую очередь, нужно любить ту профессию, которую ты выбрал. Необходимо приходить на работу с удовольствием. Сам ты должен всегда быть доброжелательно настроен не только к пациентам, но и к своим коллегам. Конечно, быть ответственным и понимать, что в твоих руках и руках доктора находится стоматологическое здоровье пациента.