Кнут или пряник? - Старая дилемма…
Здесь как бы в выборе не ошибиться.
Кнутом ведь можно и отсечь проблемы,
А пряником случайно подавиться.

Зульнора

Жизнь кнут и пряник преподносит.
Да только трудно так дышать.
От всех ударов что наносит,
Увы, уже не убежать!

Наотмашь бьет с брезгливостью касаясь,
А то и лаской вдруг проводит по щеке,
Живешь теперь с улыбкой опасаясь,
Вся жизнь твоя — водоворот в реке.

Кнутом и пряником. Кнутом
И сладким пряником потом.
Кнутом и сдобною ватрушкой…
А ежели кнутом и сушкой,
Кнутом и корочкой сухой?
Но вариант совсем плохой,
Когда судьба по твари кроткой —
Кнутом и плеткой, плеткой, плеткой.

Миллер Лариса

Что лучше: пряник или кнут?
Вопрос, сколь значим, столь и вечен,
Конечно, кнут: кричит беспечный,
Конечно пряник: крикнет плут.
И нет ответа, глупо спорить,
Кому что боле по нутру,
Чья искра вздуется в звезду,
Что будет сладость, боль виною…
И вновь вопрос, — но почему?!

Слава

Наш век и щедр и жесток, —
Кнутом и пряником балУет!
Сверчков, что знают свой шесток,
Тот кнут, как правило, минует.
Кто лижет пряник бытия
В сухом, комфортном зазеркалье,
Не чуя вкуса, не жуя,
Глотает молча то, что дали…

Но есть другие, — светлячки.
Они СВОЮ дорогу тОрят,
И расставляют маячки,
И, не страшась, с судьбою спорят,
И освещают путь другим
Своей исхлёстанной спиною…

Лишь мнится пряник дорогим,
Коль незнаком с «едой» иною.

Ольга

Да, кнут и пряник — антиподы.
Быть инструментом палача
В лихие и шальные годы,
Быть продолжением плеча,
Впиваться в плоть и наслаждаться,
Познав однажды крови вкус,
И наказанья не бояться
За сей сомнительный искус.
А пряник что? Всегда он сладок
И по природе мягкотел,
Наверно с первого присяда
Не одного его бы съел…
С ним хорошо, он расслабляет
И сразу тянет отдохнуть,
Но кнут не зря вдали мелькает,
Ему вновь хочется взмахнуть.
Добро и зло проходят рядом,
Порой их трудно различить,
Одно одарит нежным взглядом,
Другое хочет проучить…
Что получается в итоге,
Зачем скажите это зло?
Ответ наверно знают Боги,
Иначе б не было его!

Гусельникова Елена

Однажды ночью, может быть, по пьяни,
Найдя на то весомый аргумент,
Поспорили серьезно Кнут и Пряник,
Кто в управленье лучший инструмент.

Кнут проворчал: от пряников нет толку,
Ты ж только в набиванье пуза — спец.
Однако, сколько ни корми ты волка,
А он все в лес таращится, подлец.

Завелся Пряник, забывая удержь:
Ответ неверный! Кол тебе! Садись!
Напомню, Кнут — насильно мил не будешь.
В тебе опять заговорил садист.

Сдержался Кнут, хотя его задело,
Эмоции плескали через край:
Я что, для удовольствия?! Для дела!
А так — на шею сядут — волю дай!

А Пряник — в раже: Небо! Помоги мне
Не лопнуть со смеху! Ты, верно, идиот?
Мощеная желаньями благими
Дорога, знаешь сам, куда ведет.

Тут у Кнута иссякли сантименты:
Такой ученый — в зеркало взгляни!
Палач! — Дешевка! — Сам не стоишь цента!
И так все громче спорили они!

Забыли крикуны, что на расправу
Хозяин крут, его недолог суд:
Услышав спор, не стал искать он правых —
Кнут бросил в печку, пряник отдал псу…

Мораль проста: пока беда не грянет,
И с треском из Хозяев не попрут,
Гони долой забывший меру пряник,
И брось не ведающий меры кнут.

Сошенко Александр

А стоят ли те пряничные
крошки
Ударов злых свистящего
кнута?
Протянуты за крошками
ладошки…
Подставлены в смятении места,
Где кожа тоньше, мягче
и нежнее,
Где кровь близка и нервы
горячи…
Реветь – потом. А, может быть,
сумеешь
Себя от крошек сладких
отучить?
Они как раз посыпались
на ранки,
Глазурью колкой делая
больней;
И ты скулящим глупеньким
подранком
Мешаешь с кровью ласковый
елей.
Ну, что ж ты так! Омой водой
прохладной
Свои ладони, солнцу их
подставь.
Не будет крошек с барского…
И ладно!
Зато залечишь шрамы
от кнута.

Ансилевская Анна

Нет ничего кнута больней
И спорить с ним-себе дороже,
Но пряник есть за пять рублей,
Он подсластить пилюлю может.

Друзья водою не разлей.
Нам свет не мил от их тандема.
Без них бы жили веселей,
Но с ними тоже не проблема.

Ведь если показался кнут,
То где-то рядом пряник с чаем.
Нас, как положено, еб…т,
А мы, как водится, крепчаем.

Я за глагол прошу пардон,
Ненормативно-обиходный.
Хоть режет глаз и ухо он,
Но это каламбур народный.

Послать по матушке бы нах…
Упругий кнут за след на коже,
Уже навязший на зубах,
И пряник, безусловно, тоже.

Культурный все же я поэт.
Хоть на руках меня носите,
Хоть памятник поставьте — нет!
Я не пошлю и не просите.

Пойду как минимум крепчать,
Как максимум — готовить тело
Под кнут, чтоб сильно не скучать,
Кусая пряник между делом.

Разгулялся в чистом поле,
Веселился серый кнут,
Размечтался он о воле,
Разгильдяй и баламут.

Целый день сидел в неволе,
Строил планы старый кнут,
Притворялся, что спокоен,
Опытным был этот плут.

У него сосед был пряник,
Сладкой жизни пряник рад,
Выдумщик великий странник,
Каждый день ему парад.

С кнутом был как на вулкане,
Всех жалел и утешал,
С мятой, маком, на сметане,
И успех всегда имел.

Так рознятся интересы,
Каждый функцию несет,
Оба варятся в процессе,
И кому как повезет.

Так и жили кнут и пряник,
По-соседски рядом были,
Повелось традиционно,
В гости вместе приходили.

Шикова Юлия

По спине кнутом ходила, но и пряником кормила,
Иногда.
Для судьбы это рутина, да душа не из ватина,
Вот беда.

В месиво исполосует и рубцами разрисует,
Хошь не хошь.
Мои правые делишки, посчитала как излишки?
Во, даёшь!

Искушаешь ненапрасно. Показать кому подвластна?
Жаль, не мне.
У расписаных мгновений, нет ни толики сомнений!
По спине!

Ты прости, но слишком часто, ведь могу и крикнуть, — «баста»!
Пулю в лоб!
Не боись, не тех замесов, не пойду заради бесов
Раньше в гроб.

Нынче пряником откушал, да себя чу-чуть послушал.
Прут грехи.
Плюс большой, — пока не скучен, и судьбой писать научен
Вам стихи.

Злыгостев Валерий

Можно накупить одежды разной,
можно заплатить за всё сполна,
только никогда не будет праздным
переход в другие времена.

Изменилось время – мы другие.
Кажется, чего ещё желать —
позади остались вьюги злые,
стаи птиц на Родину летят…

Только без кнута не сладок пряник,
и не в радость праздничный наряд,
если мы в ряду соревнований
перестанем горы покорять.

Вера Север

«…Почему же уходят мужчины?
Может мы их недолюбили?
Или мало мы им отдали?
Можно долго искать причины…»
Мужчина — марс, а женщина – Венера.
Он, уходя, вслед гневно кинет: «Стерва!»
Но что такое, что произошло?
Не так давно он звал тебя: «Пантера…»
Мужчина – Бог, а женщина – раба,
Мужчина – воин, женщина – слаба,
Но так ли это? Правду говоря –
Не существует Пряник без Кнута.
Мужчина – пряник, Женщина есть кнут,
Мы подгоняем, придаем им силы…
Так почему уходите, Мужчины?..
Искать тот дом, где плЕтей не дадут?
Или где пряник, положив на полку,
— Красив же он, пусть от него нет толку, —
На вас смотреть все с умиленьем будут,
И нежно гладить станут вашу «корку»?..
Но лишь один вопрос так важен нам:
Так от чего бежите вы Мужчины?
Не от того ль, что вам не по зубам
Приходятся стальные стержни Дам?..

ChocolateDoll


ты думал, что способен позабыть меня?
Я твой и кнут, и грех, и сладкий пряник.
Любовью душу рвешь сильней день ото дня.

Другими женщинами травишь время,
черты похожие пытаешься найти.
Но горечь концентрируется в венах.
Идешь на поиски, сбиваешься с пути.

Я твой наркотик, боль, тоска и стоны.
Другие женщины похожи, но — Увы!
По примитивности простые клоны —
не так таинственны, сильны, не так умны.

О, мой наивный, бестолковый странник,
в борьбе с тоской меняешь виртуальных жён.
Одна лишь я твой кнут, и грех, и сладкий пряник.
Сопротивляться бесполезно, ты сражён.

Иванковская Людмила

Не пугай меня, Господи, Вечный
Страшных мук, я молю, не сули
Для того ли, рождался я, грешный
Чтобы кары свершились Твои?

Где же выбор, что дан был Адаму
Непослушен — пожалуй в котёл
Нет свободы, душе многогранной
Кнут и пряник — огонь иль престол

Не получишь любви через страхи
За посулы не купишь души
Дух вдохнул — не веди же на плаху
Дал мне жизнь — отнимать не спеши!

Здесь зависит многое от вкуса,
От того, кто может Вас понять.
И изъян неверного прикуса,
За увечье могут воспринять.
– Вы об этом нам не говорите!
– Эта тема вовсе не о чем.
– И не стыдно? Всё опять Вы врете!
– Неприязнь здесь вовсе ни причем!
Нету смысла? Так чего галдите?
И логичность, Вас здесь не спасет,
Ложь во благо, так не бойтесь, лгите,
Оправданий злых пустой сосуд.
Ядом всё пропитано и фальшью,
Каждый норовит тебя подмять.
Ты в плену избитого стандарта,
Где закон, что дышло, Вашу мать.
Так живем от сотворенья мира,
Правильно лишь можем рассуждать,
А на деле, лишь мочить в сортире,
Тех, кто не способен отвечать.
Каждому свое, по Сеньке шапка,
Разуменье в темя не зашить.
Критик – он, что для собаки палка,
Доброты ему не занимать.
Всё благими соткано делами,
Всё для пользы, с целью научить.
Подмастерье с глупыми глазами,
Без учителя, ему ведь не творить!?
Вы с советом лезьте, не тушуйтесь,
С мылом – оно легче, чем с совком.
Оправданий нет «благим причинам»,
Пряник чередуется с кнутом.

Римарева Ирина

Иль коньячка чудная сила,
Или же дождь, что льёт и льёт
Мне помогли, ведь ты решила
Простить меня и снять бойкот!

Чуть подсластить мои тревоги
И дать покой моей душе:
Ведь было той вины немного,
Да и была ли вообще?

И твой звонок, как дар небесный,
Как соловья в ночи вокал,
Амнистией моей чудесной
Сегодня ночью прозвучал!

Спешу я счастьем наслаждаться,
Не долго будешь ты такой!
С тобой не стоит расслабляться,
Ничто не вечно под луной!

Увы, коротким будет праздник,
Затишьем надо дорожить!
Ведь коль ты подарила пряник —
Знать где-то рядом кнут лежит!

Сокол Александр

Густо населённый пункт,
Непочатый край работы…
Из копейки давят фунт,
Ни какой в трудах заботы.

Пальцы, в стиле активиста,
Между глаз тупит IQ…
В роли супер-пианиста,
Мысли в гаммах déjà-vu…

Бдит невежество в упор
Щипача в шальном артисте,
По’днят вновь, войны топор,
Боговера с атеистом.

Разношёрстный променад
Бередит адреналин.
Запах на бесхозный клад
Ноздри пу’чит, взявших дрын.

Возбудитель на чужое
Превалирует в мозгах,
Подменяется благое…
Мудрость нынче, не в годах.

Пульс планеты изменили
Сатане продав патент,
В ду’ши, дьявола впустили
Дав на всё абонемент…

Густо населённый пункт,
Непочатый край работы…
От копейки, зуд на фунт!..
«Кнут и пряник — стимул квоты…»

Метод «Кнута и пряника» является самой первой концепцией мотивации, она возникла в глубокой древности, и просуществовала на протяжении всей истории развития человека. Основной смысл этого метода раскрывается в его названии: за выполненную работу человек получает вознаграждение (в древности еду, в настоящее время зарплату), за невыполненную - наказание (телесные наказания, выговор, лишение премии, лишение зарплаты). Этот метод малоэффективен в современных условия, так как, во-первых, не предполагает саморазвития работника, увеличения производительности по собственной инициативе, повышение квалификации; а во-вторых, моральное и социальное развитие человека достигло такого уровня, когда работник не будет терпетьморального, а тем более материального ущемления своих потребностей, и в случае проявления таковых уволится. Хоть этот метод и не эффективен и давно устарел он широко использовался на рутинных, однообразных, монотонных операциях в Советское время. В настоящее время метод «Кнута и пряника» можно проследить в следующей схеме оплаты труда: это оплата труда по принципу процент от продаж, продал товар - получил определенный процент от суммы сделки, не продал - денег не получаешь.Иерархия потребностей по Маслоу Иерархия потребностей Маслоу система классификации человеческих потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу. В И.п.М. выделяются группы физиологических, социальных потребностей, потребностей в безопасности, уважении и самовыражении.
Рис. 21. Иерархия потребностей по Маслоу Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим. Рассмотрим все пять уровней иерархии потребностей Маслоу.1. Физиологические потребности. Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. Применительно к рабочей среде, это потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении и вентиляции. 2. Потребность в безопасности . Как только физиологические потребности удовлетворены, на передний план выходит потребность в безопасности. Эти потребности отражают желание сохранить уже полученные награды и положение и защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь или лишений. В организациях эти потребности имеют форму борьбы служащих за безопасность работы, введения системы старшинства, организацию профсоюзов, безопасные условия работы, дополнительные льготы, страховку и выходное пособие.3. Социальные потребности. Когда достигнуто удовлетворение физиологических потребностей и потребностей в безопасности, внимание человека перемещается на потребность в дружбе, любви и принадлежности. Как «социальные животные», люди испытывают желание нравиться другим и хотят удовлетворить свои социальные потребности на работе. Это происходит путём вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, путём сотрудничества с другими рабочими и принятия участия в разнообразной совместной деятельности.4. Потребности в уважении. Эти потребности могут принимать две различные формы. Первая - это потребность в самоуважении, т.е. удовлетворение самим собой. Самоуважение тесно связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и зависимости. Вторая форма - потребность в уважении других людей. Эта потребность связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы. В любой организации награды, которые могут удовлетворитьпотребность в уважении, включают в себя почётные звания, другие формы признания, похвалы, дополнительные обязательства и продвижение по службе. 5. Потребности в самореализации и в самовыражении. Когда удовлетворены потребности четырёх нижних уровней, человек фокусирует своё внимание на удовлетворении потребности в самореализации. Пытаясь этого достичь, люди стараются реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и быть «лучшими». Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.Теория Герцберга

Герцберг продолжил работу Маслоу и создал специфическую содержательную теорию мотивации трудовой деятельности. Он провел широко освещавшееся исследование в области мотивации, в котором участвовали бухгалтеры и инженеры компаний города Питтсбурга и его окрестностей. Для получения данных он использовал метод критической ситуации. В то же время отрицательные ощущения были связаны главным образом с внешними условиями, в которых осуществляется работа, – ее контекстом. Расположив эти высказанные положительные и отрицательные ощущения в виде таблицы (см. табл. 1), Герцберг сделал заключение, что удовлетворенность связана с содержанием работы, а неудовлетворенность – с ее контекстом.


Таблица 1. Двухфакторная теория Герцберга

Метод кнута. Или пряника? Мы же знаем, что кнут должен подаваться вперемешку с пряниками, в пропорциях один к одному. Или, может, нет? Давайте разберемся. Все мы знаем о знаменитом золотом сечении Да Винчи, а также о золотой середине, а также о том, как это все замечательно связано. Ведь умеренность – залог гармонии. Но умеренность только на весах получается, когда на каждую тарелку кладут по килограммовой гирьке. В жизни эти соотношения могут, ради достижения гармонии, весьма и весьма смещаться. И жизненный баланс совсем не означает, что всего должно быть поровну. И учитель, работая первый, второй и третий год в шоке, выбирает свой рецепт. Только часто бывает соли многовато. Или сахара.

Есть учителя строгие, а есть добрые. В детстве мы все любим добрых, повзрослев, начинаем ценить строгих. Радуемся, вспоминая, как они нас силком вымуштровали. Сетуем на слабохарактерных, которые кормили нас даровыми пятерками и воспитали нас лоботрясам. И ведь всегда найдется, кого сделать виноватым. А для своих детей мы хотим только идеального учителя, непременно идеального. Да только забываем, что учитель – это, в первую очередь, человек, со своим характером, порой тяжелым. И его прямая обязанность – не вершить стеклянный купол душевного равновесия над нашим чадом, а учить его. Словам, числам, реактивам, элементам, микробам, грунтам.
Некоторые учителя стоят на том, что только в строгости воспитывается настоящий человек, и ребенок, кроме наказания, никакого другого воспитания не понимает. Если хочешь, чтоб учился, нужно наказать, пригрозить, заставить. Хотя, даже строгие учителя делятся на две категории. Одни – это гроза морей. Они влетают в класс, как фурии, они активные и громкие, их луженое горло не знает отдыха, не дает спуска. Горло – главный инструмент такого учителя, ему под силу многое. Такого учителя боятся (но вряд ли уважают), поэтому покорно заучивают логарифмы. Другие – воплощение королевского величия. Заходят в класс спокойно, вещают ровным тоном, который умерщвляет все живое, даже пролетающую муху. Если учитель выразительно замолкает, то и в классе воцаряется гробовая тишина. Вот такого учителя уважают. Но, опять-таки, боятся. И снова – те же логарифмы. Это разновидности метода кнута в педагогическом арсенале. В данной статье мы рассматриваем даже не оптимальный курс воспитания, не способ морального оздоровления ребенка, а именно эффективность обучения. Какова же она при методе кнута? Не низкая, но и не очень высокая. Какая-то средняя. Да, эффект достигнут – дети читают, пишут, учат, отвечают. Даже думают! Но, увы, не по своей воли. А труд по чужой воле не бывает особо эффективным, особенно умственный. Человек не может качественно понять материал, заинтересоваться им, если изначально делает задания исключительно потому, что так надо, и только потому. Беда еще в том, что дети не так и безнадежны, и, возможно, материал сумел бы их увлечь. Но когда он уже предубежден против учителя, предмета в целом, ни о какой увлеченности речь не идет.
Теперь рассмотрим методологию пряника в педагогическом арсенале. Тут даже подвидов никаких нет. Такой учитель – добрый, веселый (или спокойный) человек, зачастую – «свой» человек. Общается с учениками или на равных, или с отеческим покровительством. Ставит баллы направо и налево, закрывает глаза на промашки, жалеет двоечников и сочиняет оды отличникам. Плюс такого подхода в том, что такой учитель, на самом деле, может заинтересовать класс, может им открыть глаза на яркие краски в тусклом учебнике, и они захотят учиться, и они станут учиться, и будут тянуть руку, перебивать друг друга, высказывать свое мнение. Это замечательно, это то, к чему стремится педагогика. Но вернемся к нашей цели – эффективности обучения. Уровень? Опять-таки, средний. Как так? Ответ на поверхности. Детям свойственно чем-то рьяно увлечься и вскоре бросить. Так сжато, как по конспекту, они проходят стадии своего развития. Создают и развенчивают кумиров. То же самое происходит и с учебным материалом. Учитель завлек, выбил искру – и они готовы говорить о новом хоть целый час. Но вот они пришли домой, переключились на другие свои дела, и интерес остыл. Такой интерес нужно поддерживать, как огонек, не давая ему угаснуть. Если нет стимула, нет указки, он угаснет сам собой, ничего тут не поделаешь. А если ученик не боится получить двойку или выговор, то он не станет учить даже любимый предмет. Такова уж детская натура. Конечно, есть заучки и зубрилы, но ведь остальная масса именно такая. Вот поэтому, нужно сочетать пряник с кнутом. Однако, это не новость, это все мы знаем и так. Вопрос, – в каких пропорциях (здесь возвращаемся к началу разговора).
Чтобы выяснить это, нужно понять – что сильнее стимулирует ребенка – страх или любопытство? Оба стимула достаточно сильны. Бывали случаи, когда единственный страх спасал человека от смерти, ведь страх – сильнейший защитный механизм. Бывали случаи, когда любопытство, напротив, убивало человека. Но, опять-таки, любопытство – сильнейший двигатель прогресса. Получается, ничья? При любом стимуле ученик выучит равное количество материала? Может, и так. Но качество учебы будет отличаться. Если под страхом палки мы именно зубрим, то под знаком конфеты мы учим. Знаний в обоих случаях хватит, чтобы отстреляться на экзамене. Но в первом случае, мы благополучно все забудем. А во втором – много запомним, и, возможно, будем возвращаться к этим страницам своей памяти снова и снова.
Подводим итог. Метод пряника должен доминировать, причем, доминировать с королевской щедростью. Метод же кнута должен присутствовать, не более. Ученик должен знать, что никто не станет его ругать, повышать на него голос, звать родителей или вести на красный ковер. Просто он не получит зачет, вот и все. Просто в дневнике будет красоваться аккуратный кол, без лишних слов и знаков восклицания. Такого кнута достаточно. Остальное будет делать человеческая совесть и жажда знаний, которая есть в каждом маленьком ребенке, и мальчишке, и девчонке.

Рождаясь на свет, человек представляет собой чистый лист. Задача родителей – обеспечить безопасность малыша, привить ему моральные нормы и ценности, создать условия для полноценного развития личности. Это сделать непросто. Ведь по мере взросления ребенок начинает проявлять собственную индивидуальность, отстаивает свое мнение, порой шалит и балуется. Один из самых известных и древних методов воспитания, к которому прибегают родители – метод кнута и пряника, или поощрения и наказания. Насколько он эффективен?

Метод кнута

Метод кнута заключается в физическом воздействии на ребенка с целью наказать за проступок. Многие родители могут шлепнуть ребенка, отвесить подзатыльник, поставить в угол и даже стегнуть ремнем. Цель таких действий одна – причинить боль, показать свою власть над малышом, поставить на место.

Теоретически этот метод может быть довольно действенным. Возможно, ребенок прекратит отрицательное поведение из страха боли, запретов и лишений. Однако одобряемое поведение чадо может демонстрировать только в присутствии мамы или папы.

Физические наказания оказывают разрушающее действие на психику маленького человека. Они подрывают доверие к родителям, формируют боязнь и обиду на взрослых. Дети, которых систематически наказывают «кнутом», становятся замкнутыми, стеснительными, подавленными, учатся лгать и изворачиваться.

По достижении подросткового возраста такие ребята могут «взбунтоваться» и проявлять негативизм по отношению к взрослым. То есть отрицать нормы поведения, принятые в обществе, провозглашать собственные антиценности и следовать им.

Метод пряника

Метод пряника заключается в обязательном поощрении ребенка за желаемое поведение, помощь, выполненное поручение. Поощрения необходимы в процессе воспитания, но с ними также нужно быть осмотрительными. Есть опасность приучить малыша, что за любое положительное действие его ждет награда.

В вопросе поощрений ребенка важно различать две формы желаемого поведения. Первая – когда малыш добивается успеха в своей деятельности. Например, полуторагодовалый ребенок научился собирать пирамидку. Или школьник самостоятельно решил трудную задачу. В этих случаях ребенок сам радуется своему достижению, ощущение успеха является для него внутренним, автоматическим поощрением.

Маленькому человеку нужна в такие моменты искренняя радость, любовь, сопереживание родителей. Если взрослые за правильно решенную задачу будут давать монетку, они могут погасить внутреннее удовлетворение, заменив его ожиданием награды извне.

Вторая форма поведения, за которую ребенка нужно обязательно поощрить – нравственное поведение, Это ожидаемый родителями и социально одобряемый образ действий, особенно в критических ситуациях. Ведь ребенок не рождается с нормами морали, привить их – и есть задача воспитателя.

Чрезмерное поощрение ребенка наносит вред становлению его личности. Когда родители слишком балуют, потакают капризам, усиленно опекают отпрыска, он может вырасти эгоистичным, избалованным (), инфантильным человеком, не способным самостоятельно решать жизненные трудности.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...


Разумное сочетание поощрений и наказаний

Так что же делать? Как воспитывать малыша, чтобы не сломать его психику наказаниями и не испортить излишними поощрениями? Ответ один: найти золотую середину, разумно сочетать то и другое. И обязательно учитывать индивидуальные особенности карапуза: подход к сорванцу-шалунишке и замкнутому мечтателю будет разным.

Как наказывать ребенка: правила для родителей

  • Четко определите границы дозволенного. Рассказывайте малышу, что для вас хорошее поведение, а чего делать нельзя. Говорите о том, что за плохое поведение следует наказание и дайте понять, что именно его ждет, если он не будет слушаться;
  • Соблюдайте последовательность. «Нет» всегда должно означать «нет». Ребенок должен знать, что если он нарушит запрет, его обязательно будет ждать конкретное наказание. Не допускайте, чтобы плата за проступок зависела от настроения родителей или других обстоятельств;
  • Будьте едины в своих требованиях. То есть мама и папа, а желательно и бабушка с дедушкой должны выступать одним фронтом (). Дети быстро понимают, из кого можно вить веревки, и начинают манипулировать взрослыми ();
  • Наказывайте соответственно проступку. Впервые совершенный проступок или небольшая шалость достойны лишь предупреждения, тогда как намеренное нарушение дисциплины или агрессия заслуживает серьезного наказания ();
  • Сохраняйте спокойствие . Наказывая, не кричите, а попытайтесь спокойно объяснить ребенку, что именно он сделал не так, и какое поведение вы ждете от него в будущем. Обращайте внимание, что вам не нравится именно поступок, а карапуза вы очень любите и огорчаетесь, когда приходится его чего-то лишать;
  • Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

Часто ли вы задавались вопросом, как правильно наказывать свое чадо после его проказ и непослушания? Прислушиваетесь ли вы к тому, как в таких случаях поступали ваши родители? Справедливо ли наказывали вас в детстве, и как правильно наказывать собственных детей, чтобы не травмировать их психику, расскажет психолог Юля Ульянова:

  • Хвалите ребенка за конкретные поступки . Лучше сказать «Какой порядок в комнате! Посмотреть приятно!», чем «Молодец!» про убранные игрушки;
  • Не поощряйте за естественные вещи. Если отпрыск сам убрал за собой кровать, помыл посуду, не стоит говорить «Умница! Ты убрал за собой!». Этим мы демонстрируем неверие в самодостаточность ребенка;
  • Обратите внимание на положительные эмоции малыша , которые он испытал при достижении успеха. Это поможет ему анализировать свои чувства и стараться впредь добиваться цели;
  • Не используйте в качестве поощрения деньги . Если вам нравится идея материального вознаграждения, лучше выдавать пуговицы, кофейные зерна и т.п. А за оговоренное их количество можно наградить походом в цирк, на аттракционы, в детский центр ().

И не забывайте, что самый действенный метод – это воспитание любовью. Когда ребенок чувствует безусловную любовь и уважение от родителей, наказания и поощрения будут восприняты им правильно и падут на благодатную почву.

Всего должно быть в меру — и ласки и строгости. Просто многие родители не умеют остановиться на той «золотой середине», где нет места ни избалованности, ни рукоприкладству.

Читаем также:

Мнения с форумов:

fergie: Кнут на первых порах жизни ребенка должен присутствовать обязательно. До пяти лет не воспитали, не понял ребенок, что такое хорошо, а что такое плохо, — считай, упустили момент. А если с детства все в голове ребенка уложено, то потом можно строить общение на одном лишь «прянике».

Лена: Впервые слышу, что на первых порах жизни ребенка кнут должен присутствовать. Ему надо объяснять с первых дней жизни, разговаривать с ним, а не хвататься за кнут. Нет ну ругать конечно надо, не спорю, но кнут как по мне это самое последнее что может быть. Если вопросы будут решаться битьем ребенка, то чем дальше, тем сложнее,ребенок вырастет и будет вас просто ненавидить.

Женя: Согласна с золотой серединой, хотя найти ее неимоверно сложно. Надо постараться стать ребенку другом и авторитетом, чтобы не боялся с вами делится, чтобы слушал, и понимал, что вы на его стороне.Но и отвечать за проступки он должен, и понимать это тоже должен.

Даша: Если постоянно ругать ребенка у него не будет стимула делать что-то хорошо — зачем если его все равно поругают, а в лучшем случае просто не заметят? Если же постоянно хвалить он вырастет избалованный, не приемлющий критики в свой адрес. Надо совмещать 2 метода. Эффект такой — поругаете, объясните за что ругали — он будет знать что это плохо (не с первого раза конечно), сделал что-то даже если незначительное на ваш взгляд — обязательно похвалите, у него будет стимул делать что-то не просто хорошо, а лучше чем в прошлый раз..

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье? короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,

«Пожалеешь розог - испортишь ребенка» - совсем недавно эта пословица была очень популярна. Сегодня она утратила свое значение. Почему? Принуждать ребенка вести себя хорошо - значит воспитывать в нем чувство обиды, которое проявится в полную силу, как только дитя получит «статус» взрослого.

С одной стороны, ребенка действительно можно испортить. Портить ребенка - значит воспитывать в нем убеждение, что он может вести себя, как ему заблагорассудится: закатывать истерики, подлизываться и льстить, ссорить взрослых между собой (дети мастерски владеют этим искусством!). Ребенок должен расти, понимая, что разрешено не все, что ему хочется.

С другой стороны, безоглядное использование «розги» способно лишить детский характер самого прекрасного качества - доверия. Это даже хуже, чем предоставить ребенку полную свободу и потакать любым прихотям. Ведь окружающий мир достаточно скоро обнаружит полнейшее безразличие к его капризам, а вот без доверия к жизни ребенок вырастет циником. Люди доверчивые и отдающие себя во власть любви гораздо лучше преодолевают жизненные трудности, чем те, кого в детстве держали в ежовых рукавицах.

Метод кнута и пряника - это способ навязывания человеку определенных стандартов. Использовать этот метод без жалости и мудрости - значит манипулировать людьми. Мы не имеем права контролировать жизнь другого человека, даже если взяли на себя обязанность научить ребенка хорошему поведению. При современном менталитете метод воспитания детей посредством кнута и пряника слишком оскорбителен и отвергается большинством образовательных методик.

Тем не менее все живые существа в природе учатся по принципу наград и наказаний. Поэтому очень важно позволить самой природе как можно больше обучать нас и наших детей. Она это делает весьма эффективно. Жизнь устроена так, что мы быстро получаем именно те уроки, которые нужны нам для собственного выживания и благополучия. Прикоснувшись к горячей печке, человек обжигает себе пальцы. Одного такого урока должно быть достаточно, чтобы сделать кое-какие выводы.

Взрослые должны чувствовать, когда ребенку необходимо осознание новых, незнакомых ему реалий. Приказывать: «Не вздумай прикасаться к этой печи!» - значит нарушить естественный ход вещей. Зрелость приходит не по команде, а в результате постепенного осознания. Гораздо мудрее способствовать этому процессу, а не противодействовать ему.

Мы подошли к вопросу о необходимости мудрых наставлений. Для каждого ребенка и каждой ситуации они уникальны. Некоторые ситуации требуют более быстрой реакции. Конечно, вы не позволите своему ребенку получить ожог, прикоснувшись к раскаленной печи. Как только он к ней подходит, вы инстинктивно кричите: «Не прикасайся к ней!» Но если после этого не объясните ему, почему вы так внезапно вскрикнули, он останется в недоумении или даже в смятении. Вероятно, когда представится возможность, он осторожно подойдет к печи и дотронется до нее. И если она еще горяча, то обожжется. Возможно, ему необходимо получить такой опыт, и на этот раз он как минимум извлечет из него урок. Детям, как известно, полезно следовать своему природному благоразумию и внимательно выслушивать аргументированные объяснения взрослых.

Конечно, это простой пример. Жизнь преподносит нам уроки куда более сложные для усвоения: почему причинять боль людям плохо, а делиться тем, что имеешь, - хорошо; почему тяжело достичь своей цели, гневаясь. Мы стремимся уберечь своих детей от необходимости усваивать жизненные уроки через боль, но мудрые родители и учителя понимают, что извлечь многие важные и порой неприятные уроки можно только из собственного опыта.

Образование должно стать средством поощрения к воспитанию мудрости в себе самом. Оно должно работать совместно с Природой и присущей ей системой наград - наказаний, не защищая детей от последствий собственных ошибок. Нотации и резюме вроде «Видишь? Я же тебе говорил!» не годятся. У ребенка должна остаться уверенность «Я сам это понял!»