Объективов для фотоаппаратов Canon существует довольно много и подчас они различаются всего несколькими буквами в наименовании модели, а цена при этом меняется довольно значительно. Поэтому давайте соберем расшифровку этих обозначений, чтобы было понятно какие именно технологии применены в той или иной оптике и за что в итоге платит покупатель. В этой статье будут приведены только модели для Canon производства самой компании, а в одной из следущих я соберу расшифровки для популярных объективов Sigma и Tamron.

В качестве примера возьмем популярный объектив Canon EF 24-105 f/4L IS USM. Естественно в начале идет название производителя (Canon), затем тип крепления объектива или байонет (), также может быть обозначение специальных объективов (TS-E и MP-E), подразумевается, что они так же имею байонет EF. Диапазон цифр или одно значение (24-105 в нашем случае) отражают фокусные расстояния объектива и тип — если цифра одна — то это фикс, если диапазон — то зум-объектив. Затем идет значение максимальной светосилы (f/4 или f 1:4 в нашем случае), опять же, если указан диапазон — это значит, что максимальная светосила зависит от фокусного расстояния. Это основная информация, после нее стоит указание на принадлежность к топовой линейке (L) и на технологии примененные в данной оптике (IS, USM). Часто в названии можно увидеть римские цифры II и III — в зависимости от места расположения, это либо версия объектива, либо версия технологии.

Теперь рассмотрим подробнее каждое сокращение:

  • EF (Electro-Focus) — стандартный байонет для камер Canon, объективы с такой маркировкой подходят к любым зеркальным камерам Canon.
  • EF-S (Short back focus) — разновидность крепления объективов, предназначенная для камер с матрицей APS-C (кроп). Покупая такую оптику имейте в виду, что она не подходит к полнокадровым камерам из-за укороченного заднего отрезка.
  • TS-E (Tilt Shift) и MP-E (Macro Photography) — специальные варианты объективов с байонетом EF, но без электрического фокуса. Первые используют технологию сдвига группы линз относительно оптической оси для исправления перспективы и применяются в основном для съемки архитектуры. Ко второму типу относиться только один специализированный макро-объектив Canon MP-E 65 мм 1-5x Macro, который способен давать пятикратное увеличение без дополнительных приспособлений.
  • L (Luxury) — серия объективов улучшенного качества с повышенной пыле-влагозащитой. Этой буквой маркируются только объективы EF, они предназначены для профессиональной съемки и обычно имеют постоянную высокую светосилу (для длиннофокусных возможна переменная максимальная диафрагма). Покупка этой серии оптики целесообразна в первую очередь если вы планируете переходить на полный кадр, на кропе максимально раскрыть их возможности вряд ли удастся, однако в любом случае будет заметно повышение резкости и уменьшение оптических искажений по сравнению с обычными объективами. Внешне отличаются от других объективов красным кольцом по ободу.
  • Fisheye — обозначение специфического типа объектива (рыбий глаз), которое обычно идет после максимального значения диафрагмы.
  • Macro — приставка, обозначающая принадлежность оптики к линейке макро. В первую очередь характеризуется уменьшенной минимальной дистанцией фокусировки.
  • IS (Image Stabilizer) — объективы со встроенной системой стабилизации, основанной на подвижном блоке линз, которые компенсируют движение камеры и позволяют снимать с более длинными выдержками, получая четкие изображения. Это очень полезная технология, которая делает возможной съемку без вспышки в темных помещениях и при недостатке света. На данный момент существует несколько версий технологии стабилизации и наиболее новые дают возможность снимать с выдержкой длиннее на 4 стопа, чем у обычных объективов. Наличие этой технологии можно определить по надписи Image Stabilizer у основания линзы. Версия технологии в рамках одной модели объектива указана римскими цифрами, чем больше цифра, тем новее.
  • USM (Ultrasonic Motor) — ультразвуковой привод фокусировки, который позволяет объективам наводится на резкость быстрее и существенно тише. Еще одним преимуществом является возможность в любой момент использовать ручной фокус без необходимости переключать режим съемки. Объективы с ультразвуковым мотором отмечены золотым кольцом, а для серии L надписью Ultrasonic.
  • DO (Diffractive Optics) — в конструкции этих объективов применяются дифракционные элементы, которые позволяют существенно уменьшить размеры длиннофокусной оптики и практически полностью избавиться от хроматических аберраций. Однако высокая цена не позволяет сделать их массовыми, поэтому у Кэнон есть всего две модели объективов с DO. Внешнее отличие — объективы с DO отмечены зеленым кольцом на корпусе.
  • STM (Stepping Motor) — шаговый мотор фокусировки применяемый для быстрого и бесшумного наведения на резкость при видеосъемке.

Есть еще несколько технологий, которые Canon в отличие от конкурентов не выносит в обозначения объективов, например внутренняя фокусировки или применение асферических и флюоритовых элементов в оптической схеме, эти данные можно найти только в спецификациях.

Несколько слов о версиях объективов. Популярные версии оптики время от времени улучшаются и дополняются более новыми технологиями. Такие изменения обозначаются римскими цифрами в названии, например Canon EF 70-200 mm F 2.8 L II USM IS — это вторая версия одноименного объектива с обновленной оптической схемой, улучшенной системой стабилизации и слегка измененными габаритами. Практически всегда более новая версия означает улучшение характеристик и повышение цены, стоит ли одно другого решать вам.

Я надеюсь эта информация поможет вам определиться при выборе новой оптики и даст возможность оценить разницу в цене связанную с наличием или отсутствием тех или иных технологий.

В данной статье мы поможем разобраться с обозначениями, которыми маркируются современные объективы компании NIKON . На сегодняшний день в своих цифровых фотокамерах NIKON использует два байонета: Nikon F и Nikon 1 mount (или еще называют Nikon CX ).

Байонет Nikon F был представлен в 1959 году и дожил до наших дней, правда оброс немалым количеством усовершенствований и обновлений. Справедливости ради нужно сказать, что даже самые древние не автофокусные объективы 60-х годов можно накрутить на современные цифро-зеркальные камеры и получить работоспособную систему (правда, не всегда и с некоторыми ограничениями и оговорками). Стоит также добавить, что некоторые старые объективы полностью НЕ СОВМЕСТИМЫ с современными камерами. В том смысле, что резьба байонета совместима, но пользоваться ими нельзя, так как используются разные рабочие отрезки и есть риск просто сломать зеркало камеры.

Видно как сильно "оброс" электрическими контактами F-банонет. Слева - образца 70-х годов, справа - современный

Nikon 1 mount (Nikon CX) - байонет, используемый в беззеркальных цифровых камерах компании NIKON . Стандарт был представлен в сентябре 2011 года. Матрица формата CX имеет кроп-фактор, равный 2,7.

Итак, давайте разбираться.

Первое и основное: Все объективы NIKON производятся под торговой маркой NIKKOR .

Торговая марка NIKKOR появилась в 1932 году, как европеизированное написание более раннего варианта Nikkō (日光) , который, в свою очередь, являлся сокращением полного тогдашнего названия компании Nippon Kōgaku («Японская оптика»; 日本光学) . Nikkō также означает «солнечный свет» и является названием одного из японских городов. Первый объектив под торговой маркой NIKKOR , «Aero-NIKKOR» , был выпущен в 1933 году (взято в Wikipedia - прим. авт.).

Существует два основных разветвления объективов для байонета F , предназначенных для определенных типов цифровых зеркальных камер - это FX и DX . FX - объективы для полнокадровых зеркальных камер, DX - для неполных APS-C матриц («кропнутых» матриц - кроп-фактор = 1.5). Обратите внимание, что аббревиатуру FX на корпусе объектива вы не встретите. То есть, если нет обозначений DX , CX или 1 NIKKOR , значит перед вами объектив для полнокадровых камер - FX .

Таким образом:

  • Объективы FX можно использовать и с полнокадровыми камерами и с APS-C (кропнутыми) камерами. Но при использовании с кропнутыми камерами, нужно учитывать кроп-фактор - 1,5 .
  • Объективы DX можно накрутить на полнокадровые камеры, но использовать не желательно, так как нельзя будет получить полное изображение из-за уменьшенного рабочего отрезка объектива. В итоге, на фотографии будет сильное виньетирование - закругленные черные углы. Современные полнокадровые камеры обладают функцией «использование DX-кадра», позволяющей использовать только среднюю часть матрицы для получения изображения при помощи объективов DX , но полноценной «защиты от дурака» - нет.
  • Объективы FX/DX не имеют резьбовой совместимости с камерами Nikon 1 , так как применены разные байонеты, но использовать их возможно через специальный переходник FT1 . Правда, возможно ТОЛЬКО использование объективов AF-S (о них - в статье дальше), да и то не всех. Подробнее таблицу совместимостей можно посмотреть .
  • Объективы CX / 1 NIKKOR технически не совместимы с FX / DX камерами.

Выше рассмотрены характеристики объективов, отталкиваясь от принадлежности их к определенному типу камеры. Но фактически, первые обозначения в названии объектива, которые вы встретите будут касаться его принадлежност к "автофокусности" или специализированному назначению:

  • AF (Autofocus) — автофокусные объективы без встроенного мотора фокусировки. В них используется встроенный в камеру мотор для автофокусировки («отверточная» камера). Если на камере отсутствует "отвертка" (во всех новых бюджетных камерах ее нет), объектив будет работать без автофокусировки.

  • AF-S (AutoFocus Silent wave motor) — новое поколение объективов с мотором автофокусировки, для таких объективов не требуется наличие «отвёртки» в камере, фокусировка осуществляется посредством электронных связей объектива-камеры.

  • AF-P - автофокусные объективы, оснащенные шаговыми микродвигателями. Шаговый двигатель позволяет осуществлять очень тихую, быструю, а главное - точную фокусировку.
  • PC - (Perspective control) - объективы с возможностью регулировки сдвига и наклона перспективы, именуемые обычно Tilt-Shift (тильт-шифт) объективами. Tilt - наклон, Shift - сдвиг (англ.). Все тильт-шифт объективы - не автофокусные (только с ручной фокусировкой).
  • PC-E - тильт-шифт объективы с ручной фокусировкий и (E ) электронным приводом диафрагмы.

  • Если подобные обозначения отсутствуют , значит перед нами - неавтофокусные объективы с ручной фокусировкий для FX -камер (полный кадр).
  • Все без исключения объективы CX / 1 NIKKOR являются автофокусными.

Кроме того, Вам могут встретиться еще такие обозначения, но все они относятся к объективам, которые уже достаточно давно сняты с производства, и данные обозначения на новой продукции не встречаются:

  • A / Pre-AI - первыеобъективы с ручной фокусировкой и ручным индексированием диафрагмы, появившиеся под F-байонет.
  • AI / AI-S (Automatic Indexing) — объективы без автофокуса, но уже с электронным индексированием диафрагмы
  • AI-P — объективы без автофокуса, аналогично предыдущим, дополнительно снабжены электронным экспозамером.
  • AF-N (AF-new cosmetics) — объективы с прорезиненным кольцом ручной фокусировки. Тоже самое, что и AF, только с "нормальным" кольцом фокусировки, которым можно было пользоваться. Так как первые версии AF предпологали ненужность фокусировки руками, кольцо фокусировки было маленьким, тугим и непригодным для использования. С какого то момента, необходимость такого обозначения отпала, так как все объективы начали делать с удобным фокусировочным кольцом.
  • AF-D (AF-Distance Information) — объективы с возможностью передавать камере расстояние до объекта. В настоящие время, на современных объективах, это обозначение не используется так как все новые объективы оснащаются такой возможностью.
  • AF-I (AF-Internal Motor) — первое поколение объективов со встроенным мотором автофокусировки. Поначалу им снабжались только очень дорогие телефокусные объективы.

После вышеперечисленного, в названии объектива, можно встретить еще такие обозначения:

Micro (Макро-объектив) - обозначение специализированных объективов, предназначенных для для мАкросъемки). Кажется, только NIKON решили всех перехитрить и как-то "ни как у всех" обозначить этот тип линз).

Fisheye (Рыбий глаз) - разновидность сверхширокоугольных объективов с неисправленной дисторсией (в данном случае - бочкообразным геометрическим искажением). От обычных короткофокусных объективов отличается прежде всего углом поля зрения, близким к 180° или превышающим его.

Zoom (ЗУМ-объектив) - раньше обозначались объективы с переменным фокусным расстоянием. Сейчас zoom - уже не пишут.

Далее, следует числовое обозначение . Одним числом (например - 35mm, 50mm, 100mm, 135mm), обозначаются ФИКС объективы. Двумя числами через дефис (например - 17-40mm, 70-200mm, 100-400mm), ЗУМ-объективы с переменным фокусным расстоянием, от минимального до максимально возможного.

Потом всегда указываются максимально возможные, для этого фокусного расстояния, значения . Обозначения имеют следующий вид (это примеры, реальные указанные числа на конкретных объективах будут различаться):

  • 1:1.8 - встречается как на фикс- так и на зум-объективах.
  • 1:3.5-5.6 - встречается на зум-объективах.

Выше рассмотренные обозначения - фокусное расстояние и диафрагма, это основные параметры, которые присутствуют всегда и на всех объективах.

Кроме них, в названии объектива можно встретить еще и такое:

  • VR (Vibration Reduction) — оптический стабилизатор изображения
  • D (D-type) - объективы, которые передают информацию о расстоянии до объекта съемки в корпус автофокусных фотокамер. Основное преимущество D-type объективов - возможность использование автоматического TTL режима вспышки, так как именно там имеет ключевое значение расстояние до объекта.
  • G (G-type) — современные объективы, не имеющие кольца диафрагмы, диафрагма устанавливается из меню фотокамеры. Они, как и D-type - тоже передают информацию о расстоянии до объекта.
  • E (E-type) - то же, что и G-type, только диафрагма закрывается электромагнитным мотором, встроенным в корпус объектива (в G - она закрывается механическим элементом)

  • ED (Extra-low Dispersion) - в объективе используются стекло со сверхнизким рассеиванием (низкодисперсное) для снижения хроматических аберраций.
  • FL (Fluorite) - применяется флюоритовый элемент, обладающий исключительно низким коэффициентом рассеивания и устраняющий вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации ещё эффективнее, чем сверхнизкодисперсионное стекло (ED)
  • IF (Internal Focusing) - объектив не меняющий физических размеров при зумировании, фокусировка происходит за счёт смещения линз внутри объектива.
  • PF (Phase Fresnel) - применение линз Френеля позволяет уменьшить вес и габариты объектива. Кроме того, линзы Френеля способствуют устранению хроматических аберраций.
  • II, III - римские цифры в обозначении обозначают просто обновленную версию объектива, не более того.

Кроме того, на корпусе объектива могут попадаться еще и такие обозначения:

  • SIC (Super Integrated Coating) - объектив с многослойным просветляющим покрытием, которое помогает сократить двоение изображения и блики до минимального уровня.
  • AS (Aspherical) - в объективе используются асферические элементы для устранения сферических аберраций, комы и прочих искажений.
  • HRI (High Refractive Index) - использование линз с высоким коэффициентом преломления, позволяющие компенсировать как искривление поля, так и сферические аберрации.
  • ML (Meniscus Protective) - cкругленный менисковый защитный стеклянный элемент устанавливается спереди объектива для минимизации двоения изображения путем рассеивания света, отраженного от матрицы или пленки и защитного стекла. Использование менисковых защитных линз гарантирует получение четких изображений.
  • N (Nano Crystal coat) - использование нанокристаллического покрытия, позволяющего уменьшить блики и отражения.
  • SWM (Silent Wave Motor) - ультразвуковой фокусировочный мотор, который используется в AF-S объективах.
  • CRC (Close Range Correction) - система коррекции, помогающая фокусировке на короткой дистанции. Система CRC используется в объективах типа «рыбий глаз», широкоугольных объективах, объективах Micro, а также в некоторых телеобъективах NIKKOR среднего диапазона.
  • RF (Rear Focusing) - фокусировка задней группы линз. Фактически - частный случай внутренней фокусировки (IF).
  • RD - закругленная диафрагма. В закругленной диафрагме используются лепестки, разработанные для создания круглого отверстия для получения более красивого смягчающего эффекта размытия.
  • DC (Defocus Control) - в объективе есть функция контроля боке, позволяющая получить более интереское размытие заднего плана. Особенно актуально в портретной съемке.
  • Noct — светосильная оптика для астрофотографии.

Обратите внимание, что не все обозначения могут быть нанесены на корпус объектива. Так как многие технологии уже стали правилом "хорошего тона" и применяются практически во всей линейке продукции (как напимер HRI или SIC ), упоминанио о них вы найдете только в спецификациях современных объективов - в мануале или на сайте.

Кроме того, стоит упомянуть технологии, которые встречаются пока что, только в объективах CX (1 Nikkor) для беззеркальных систем:

  • AW (All Weather) - водонепроницаемые объективы для водонепроницаемых камер ;
  • PD-Zoom (Power Drive Zoom) - объективы со встроенным мотором для зумирования, предназначенные в первую очередь для съемки видео. Смысл в том,что трансфокатор не крутим руками, а нажимая рычаг - плавно приближаем/удаляем.

Ну и напоследок - рассмотрим элементы управления, которые тоже можно встретить на корпусе определенных объективов:

Все вышеуказанные рычаги управления меняют определенные функции, встроенные в объектив.

A - M - включение и выключение автофокуса. Обратите внимание, что при включенном автофокусе А - крутить кольцо фокусировки нельзя, так как можно сломать фокусировочный механизм,

M/A - M - включение и выключение автофокуса. Но при включенном М/А режиме автофокус работает до тех пор, пока вы не начнете крутить кольцо фокусировки, после чего автофокус выключается и можно руками производить дофокусировку. Как только отпускаете фокусировочное кольцо - снова включается автофокус.

A/M - M - тоже включение и выключение автофокуса. Разница с M/A в том, что автофокус работает постоянно, и если вы вдруг случайно задели рукой фокусировочное кольцо, автофокус вернет фокусировку туда, куда нужно, то есть объектив в приоритет ставит автоматическую фокусировку. А вот у M/A , приоритетом является ручная фокусировка, и если вы руками "дофокусировались" - автоматика поправлять Вас не будет.

FULL - (∞ - 3m) - уточняет дистанцию, на которой будет осуществляться фокусировка. В данном случае, если объект явно ближе 3-х метром, включаем FULL режим. Если дальше 3-х метров, то переключаем ползунок во второй режим (от 3 метров до бесконечности). Эта функция нужна для того, чтобы "продлить жизнь" фокусировочному мотору, так как он, при переключении определенного режима, не будет делать лишнюю работу, понимая с какой дистанции "ловить" объект в фокус.

VR (ON - OFF - NORMAL - SPORT) - включение и выключение оптической стабилизации изображения, а также специфические функции использования стабилизатора. Необходимо, в первую очередь, для съемки со штатива, так как стабилизацию в этом случае желательно выключать.

Кроме вышеперечисленных, Вам могут попадаться еще какие-то специфические рычаги включения или выключения тех или иных функций, в этой статье пока что не описанных. Мы будем стараться осветить их в обзорах конкретных объективов на нашем сайте.

Вообще, у NIKON , в связи с попыткой сохранить старый байонет, а соответственно и совместимость старой оптики с новыми камерами, появилось огромное количество разного рода "нюансов и тонкостей", не вникнув в которые можно купить "не совсем то", что подходит именно для вашей камеры.

Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что покупая новую технику одного поколения - таких "нюансов" будет немного, NIKON проводит большую работу унифицируя свои продукты, а возникнуть они могут только при покупке элементов разных поколений. Например - старого б/у объектива к современной камере.

Надеюсь, эта статья ответит на многие вопросы и поможет Вам в выборе. Со временем она будет обновляться и "обрастать" новой информацией - следите за обновлениями и оставайтесь с нами!

© 2018 сайт

Байонет Nikon F, использующийся в зеркальных фотоаппаратах Nikon, был разработан в 1959 году. Несмотря на то, что само байонетное соединение практически не изменилось с момента своего появления, камеры и объективы за прошедшие десятилетия успели обрасти большим количеством конструкционных изменений и нововведений. В результате части системы, выпущенные в разные годы, далеко не всегда совместимы между собой, о чём можно прочесть в статье «Совместимость объективов Nikon ».

Байонет Nikon Z был представлен в 2018 году и используется в беззеркальных фотоаппаратах Nikon. Объективы Nikon Z абсолютно несовместимы с зеркальными фотоаппаратами, в то время как объективы Nikon F могут быть установлены на беззеркальные камеры с помощью переходника.

Здесь же я постараюсь помочь вам разобраться в обилии аббревиатур, изобретаемых Никоном последние более чем полвека для обозначения каждого технического новшества.

Основные обозначения

Эти параметры универсальны и имеются у всех объективов независимо от производителя.

Фокусное расстояние объектива измеряется в миллиметрах (подробнее см. «Фокусное расстояние и перспектива »). Для объективов с фиксированным фокусным расстоянием указывается одно число, например, 35mm. Для зум-объективов указывается диапазон фокусных расстояний, например, 70-300mm.

Nikkor (1932) Торговая марка, под которой Nikon выпускает оптику, в частности – фотографические объективы.

Micro (1956) Макрообъективы Nikon промаркированы Micro-NIKKOR. Почему «микро», а не «макро»? Да потому, что в 50-х годах под макрофотографией понималась съёмка в масштабе большем, чем 1:1, т.е. с увеличением . Объективы Micro-NIKKOR давали изображение в масштабе ровно 1:1, т.е. в натуральную величину. Поскольку они ничего не увеличивали, их нельзя было назвать «макро». Сегодня масштаб 1:1 считается макросъёмкой , но Никону лень менять номенклатуру.

A (1959) Самые первые объективы для зеркальных камер Nikon. Известны также как Pre-AI, Non-AI, NAI или просто F (по названию байонета) объективы. A означает Automatic, но это относится не к фокусировке (фокус, естественно, ручной), а к механизму прыгающей диафрагмы. Суть его в том, что наводка на резкость осуществляется при полностью открытой диафрагме, и лишь при нажатии на спуск, диафрагма автоматически прикрывается до заранее заданного значения. Для корректной работы этого механизма требовалось вручную индексировать диафрагму при каждой установке объектива на камеру. С современными камерами (за исключением ретроспективной Nikon Df) A объективы в своём исходном виде несовместимы и нуждаются в т.н. конверсии.

ASP (1968) Aspherical. Введение асферических элементов в оптическую схему объектива используется для устранения сферических аберраций .

CRC (1967) Close Range Correction. В конструкции объектива присутствует плавающий элемент (часто это предняя линза), меняющий своё положение в зависимости от дистанции фокусировки, что позволяет объективу фокусироваться на сверхблизких расстояниях, сохраняя при этом отменную резкость. Характерно для макрообъективов, а также для светосильных широкоугольных объективов.

PC (1968) Perspective Control. Объективы, позволяющие иправлять перспективные искажения путём упрощённой имитации подвижек крупноформатной камеры. Передняя часть объектива может быть в определённых пределах сдвинута или наклонена, для коррекции перспективы или для управления плоскостью фокусировки. PC объективы допускают только ручной фокус и только ручной экспозамер.

NIC (1970) Nikon Integrated Coating. Многослойное просветляющее покрытие представляет собой тончайшую плёнку, нанесённую на линзы объектива с целью повысить их светопропускающую способность и уменьшить интенсивность бликов. Все современные объективы имеют многослойное просветление.

SIC – Super Integrated Coating. Улучшенное по сравнению с NIC многослойное просветление, использующееся в зум-объективах с большим количеством элементов.

ED (1975) Extra-low Dispersion glass. Сверхнизкодисперсионное стекло имеет коэфициент рассеяния значительно меньше, нежели обычное оптическое стекло. Отдельные элементы объектива, изготовленные из сверхнизкодисперсионного стекла, призваны уменьшить вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации .

IF (1976) Internal Focusing – внутренняя фокусировка. Для наводки объектива на резкость используется перемещение независимой группы линз внутри объектива. При этом размеры объектива не меняются, а передняя линза остаётся неподвижной, облегчая использование поляризационных и градиентных фильтров . Кроме того подобная схема позволяет уменьшить габариты объектива, а также ускорить фокусировку.

AI (1977) Aperture Indexing. Классические объективы с ручной фокусировкой и автоматическим индексированием диафрагмы. Совместимы со всеми камерами, но на многих современных аппаратах не будет работать матричный экспозамер, а также любые режимы определения экспозиции, кроме приоритета диафрагмы. Объективы , фабричным или кустарным способом переделанные в AI, называются AI-конвертированными (AI-converted).

ADR – Aperture Direct Readout. Дополнительная шкала значений диафрагмы, видимая непосредственно через видоискатель в специальном маленьком окошке. Позволяла устанавливать желаемое значение диафрагмы не отрывая глаз от окуляра. Присутствует на всех AI объективах.

E (1977) В 60-е и 70-е годы, когда Nikon доминировал на рынке профессиональной малоформатной фототехники, под маркой Nikkor выпускались только дорогие и сверхнадёжные профессиональные объективы. В погоне за любительским рынком Nikon начал выпускать сравнительно дешёвые объективы, и, чтобы не ронять престиж бренда Nikkor, обозначил их просто как объективы серии E. Качество изготовления E объективов по тогдашним меркам оставляло желать лучшего, но оптически они не уступали объективам профессионального уровня. Сегодня все, даже самые дешёвые объективы, маркируются как Nikkor, и даже в самых дорогих объективах есть пластмассовые детали, что в 70-х годах расценивалось как преступление.

В настоящее время (начиная с 2008 года) буква в названии объектива означает электронный привод диафрагмы.

AI-s (1982) Незначительно усовершенствованный вариант AI объективов, обеспечивающий более точное управление диафрагмой.

AF (1986) Autofocus. Автофокусные объективы первого поколения имели механический привод автофокуса т.н. «отвёрточного» типа. Фокусировочный мотор располагался в камере и передавал вращение элементам объектива с помощью устройства, напоминающего отвёртку. AF объективы совместимы практически со всеми фотоаппаратами Nikon, но автофокус не будет работать на камерах без встроенного мотора.

FL (2013) Fluorite. Флюорит (CaF 2), обладает исключительно низким коэффициентом рассеяния и устраняет вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации ещё эффективнее, чем сверхнизкодисперсионное стекло .

PF (2015) Phase Fresnel. Применение линз Френеля позволяет уменьшить вес и габариты объектива. Кроме того, линзы Френеля способствуют устранению хроматических аберраций .

HRI (2015) High Refractive Index. Оптическая схема объектива включает в себя элементы с показателем преломления выше 2.

AF-P (2016) Автофокусные объективы с шаговым фокусировочным мотором (Pulse motor). Шаговый мотор работает несколько тише, нежели ультразвуковой мотор AF-S объективов.

Z (2018) Объективы с байонетом Nikon Z для беззеркальных фотоаппаратов. Несовместимы с зеркальными фотоаппаратами.

S (2018) Объективы серии S. Относятся к Z объективам. Nikon уверяет, что буква S в данном случае означает «superior» – превосходный.

А теперь давайте на конкретном примере разберёмся, какие сведения можно узнать, прочитав надписи на объективе. Возьмём первый попавшийся под руку объектив, а я не без основания полагаю, что многим моим читателям под руку подвернётся именно тот объектив, который они приобрели вместе с камерой, т.е. Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G VR DX II , и посмотрим на него внимательно. Если у вас в руках любой другой объектив – действуйте по аналогии.

Вокруг передней линзы объектива видна надпись:

Nikon AF-S DX NIKKOR
18-55mm 1:3.5-5.6G VR II
∞-0.28m/0.92ft Ø52mm

Nikon – название компании-производителя. Расшифровка здесь, по всей видимости, не требуется.

AF-S – автофокусный объектив со встроенным фокусировочным мотором.

DX – код системы. Данный объектив предназначен для DX камер, имеющих уменьшенный сенсор с кроп-фактором 1,5.

NIKKOR торговая марка, под которой Nikon выпускает свои объективы.

18-55mm – диапазон фокусных расстояний. 18-55 мм на камере с кроп-фактором 1,5 дадут тот же угол изображения , что и 27-84 мм на полнокадровой камере. Таким образом, наш объектив охватывает диапазон от широкоугольного, до умеренно длиннофокусного, что делает его весьма универсальным.

1:3.5-5.6 – светосила. В широкоугольном положении (18 мм) минимальное значение диафрагмы – f/3,5, а в телеположении (55 мм) – f/5.6. 18-55mm не слишком светосильный объектив, к тому же светосила его падает с увеличением фокусного расстояния, но таковы все любительские зум-объективы. Большая постоянная светосила увеличила бы их габариты и стоимость многократно.

G – объектив не имеет кольца управления диафрагмой, но на современных камерах оно вам и не понадобится.

VR – оптический стабилизатор изображения. Архиполезное устройство для съёмки с рук при слабом свете. Для статичных сцен в какой-то мере компенсирует малую светосилу.

II – это вторая версия объектива AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR, которая отличается от первой его версии большей компактностью (в силу складной конструкции корпуса) и незначительно усовершенствованной оптической схемой.

∞-0.28m/0.92ft – диапазон дистанций фокусировки в метрах и футах. Максимальная дистанция – бесконечность, минимальная – 0,28 метра или 0,92 фута. Не забывайте, что дистанция фокусировки считается не от передней линзы объектива, а от матрицы фотоаппарата.

Ø52 – диаметр резьбы для фильтров. В данном случае диаметр составляет 52 мм.

Сверху на объективе золотыми буквами написано:

Большая часть производственных мощностей Никона давно перемещена в Таиланд или Китай. В Японии производятся лишь самые дорогие модели камер и объективов.

Здесь же расположен серийный номер объектива.

Надеюсь, что теперь для вас не составит труда разобрать маркировку любого объектива Nikon.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

В этой статье мы представляем вам расшифровку всех сокращений которые использует компания Canon в маркировке своих объективов. Знание этих обозначений поможет вам принять взвешенное решение при выборе объектива .

EF (Electro-Focus) – Стандартный байонет для камер Canon, объективы с такой маркировкой подходят к любым зеркальным камерам Canon.

EF-S (Short back focus) – Объективы созданные для камер с кропнутой матрицей APS-C. Объективы Canon EF-S со стороны крепления к байонету имеют выступающую линзу и оправу, это делает невозможным использование объективов EF-S с полнокадровыми камерами.

TS-E (Tilt-Shift) Tilt-Shift объективы позволяют корректировать перспективу изображения с помощью сдвига, либо наклона группы линз относительно оптической оси. Объективы применяются в основном в архитектурной и предметной съёмках.
В ближайшее время мы посвятим отдельную обзорную статью этим замечательным объективам и их возможностям.

MP-E (Macro Photography) – специальные варианты объективов с байонетом EF, но без электрического фокуса. Ко второму типу относиться только один специализированный макро-объектив Canon MP-E 65 мм 1-5x Macro, который способен давать пятикратное увеличение без дополнительных приспособлений.

L (Luxury) – Серия профессиональных объективов с высокой степенью защиты от влаги и пыли. Объективами данной серии являются только EF модели, как правило имеющие фиксированную светосилу на всем диапазоне фокусных расстояний. Для внешнего отличия объективы серии L имеют красное кольцо на ободе.

Fisheye – Тип объектива “рыбий глаз”. Сверхширокоугольный объектив.

Macro – приставка, обозначающая принадлежность оптики к линейке макро. В первую очередь характеризуется уменьшенной минимальной дистанцией фокусировки.

IS (Image Stabilizer) – Стабилизации изображения. Система содержит подвижный блок линз, который компенсирует движение камеры при съёмке. Это позволяет снимать при недостаточном освещении c выдержкой длиннее на четыре ступени, чем у объективов без системы стабилизации.

В новых объективах рядом с системой стабилизации можно увидеть римскую цифру два, это означает, что в объективе используется система стабилизации второго поколения.

USM (Ultrasonic Motor) – Ультразвуковой мотор для фокусировки. Такой мотор работает тихо и быстро. Объективы с данным мотором отмечены золотом кольцом.

DO (Diffractive Optics) – Использование в конструкции объектива дифракционной оптики, которая позволяет уменьшить хроматические аберрации.
Объективы с данным конструктивом отмечены зеленым кольцом.

IF – Конструкция объектива, в которой при фокусировке перемещается внутренний блок линз. За счет того, что объектив не меняет своего размера, он быстрее фокусируется и более удобен для работы со светофильтрами, для которых важно их расположение, например, с поляризационными и градиентными.

RF — Схема объектива при которой для фокусировки используются только задняя группа линз. Это ускоряет процесс фокусировки.

24-70 mm – Диапазон фокусных расстояний.

f:2.8 – Максимально доступная диафрагма объектива.

f:3.5-5.6 — Диапазон максимально доступных диафрагм для зум-объективов. Диапазон связан с фокусными расстояниями, данный диапазон указан для объектива 18-200мм, для 18мм максимальная диафрагма составляет f:3.5, для 200мм соответственно f:5.6.

Soft Focus — Возможность контролировать степень смягчения изображения. Применяется в нескольких объективах Canon.

S-UD — Применение линз из сверхнизкодисперстного оптического стелка позволяют создавать объективы практически лишенные проблем с хроматическими аберрациями.
Используется во многих теле- и супертелеобъективах серии L и широкоугольных объективах.

AL — В конструкции объектива применяются асферические линзы, что устраняет сферическую аберрацию. В настоящее время асферические элементы устанавливаются практически во всех EF объективах.

CA Circular Aperture — Круговая диафрагма.

FT-M Full Time Manual (Постоянная ручная фокусировка) — Большинство EF-объективов оснащенных ультразвуковым мотором (USM) дают возможность подстроить резкость сразу после работы автофокуса без переключения в режим ручной фокусировки.

P.S.

В инструкции к камере есть список совместимых объективов, обязательно воспользуйтесь этим списком при выборе объектива.

Zoom-Nikkor 1200-1700мм f/5.6-8P IF-ED – объектив для использования на одно-объективных зеркальных камерах был впервые использован в 1990 году в Японии на стадионе Koshien, на школьном турнире по бейсболу.

Каждая фирма производитель вводит свои обозначения и свою кодировку тех или иных параметров объективов. Эта статья поможет Вам ориентроваться в обилии букв и цифр на объективах.

Общими являются обозначения фокусного расстояния на объективах и светосилы. Например: 24-120mm f/3.5-5.6 обозначает, что это объектив с переменным фокусным расстоянием (зум), которое меняется в пределах от 24 мм. до 120 мм. А светосила данного объектива меняется от f/3.5 на 24 мм. до f/5.6 на 120 мм. А у объектива24-70mm f/2.8 фокусное расстояние меняется от 24 мм. до 70 мм. но светосила f/2.8, постоянная во всем диапазоне фокусных расстояний.

EF – полнокадровые объективы Canon, которые совмещаются с любыми фотокамерами EOS.
EF-S — обозначение объективов рассчитанных на использование с кропнутыми матрицами. НЕ ПОДХОДЯТ для полнокадровых матриц.
USM — ультразвуковой кольцевой, бесшумный, скоростной привод, осуществляющий бесшумную и быструю фокусировку.
L — фотообъективы Canon самого высокого класса. В оптической схеме могут применятся линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией или флюорита. Маркируются красным колечком, почти всегда защищены от пыли и влаги.
FT- M — означает: всегда ручная фокусировка. В ручной режим фокусировки не переключается, так как ей можно пользоваться постоянно.
I/R – фотообъективы Canon с не вращающейся, закрепленной передней линзой. У них внутренняя фокусировка или фокусировка осуществляется задней группой линз.
IS — маркировка означающая, что объектив Canon оснащен оптической стабилизацией изображения.
DO — маркируются зеленым кольцом, оборудованы они дифракционными элементами. Отличаются небольшими размерами и весом.
Float — в объективе применена система плавающих линз.
CaF2 — использование флюоритового стекла в оптической схеме объектива Canon.
S-UD — линзы изготовлены из S-UD стекла.
UD — линзы из UD стекла.
AL — оптическая схема фотообъектива Canon оснащена асферическими линзами.
CA — в фотообъективе Canon круговая диафрагма.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ NIKON (NIKKOR)

AF – фотообъектив Nikon не имеет собственного привода автофокусировки, наведение резкости осуществляется за счет мотора встроенного в камеру («отвертка»).
AF-S – фотообъектив Nikkor имеет собственный привод автофокусировки, как правило, ультразвуковой.
DX — исключительно для цифровых зеркальных фотокамер. Легкий и компактный DX Nikkor выдает изображение меньшего размера, разработан и оптимизирован для работы с цифровыми зеркальными камерами серии Nikon D40, D50, D70, D70s, D80, D100, D200, D1 и D2. Идеально подходит для съемки пейзажей, сюжетов в стесненной обстановке. Не рекомендуется фотообъектив DX Nikkor применять к фотоаппаратам тридцати пяти миллиметрового формата или IX240.
ED — специальное оптическое стекло, имеющее сверхнизкую дисперсию, помогает сводить к минимуму хроматические аберрации. Фотообъективы Nikkor, с элементами, изготовленными из ED-стекла, гарантируют прекрасную резкость и четкую контрастность. Это осуществляется даже при самом большом значении относительного отверстия объектива Nikon.
SIC — означает: многослойное покрытие линз, уменьшающее блики и эффект побочного изображения. Это решает ряд задач, например, сведение до минимума отражения и блики в более широком диапазоне и обеспечение правильного цветового баланса. SIC особенно эффективно показывает свои способности в фотообъективах Nikkor с большим числом оптических элементов.
ASP — используются асферические элементы в объективах Nikon. Даже при наибольшем значении относительного отверстия объектива Nikkor, асферические линзы делают возможным почти полностью избавиться от разных видов аберраций. Они особенно полезны для подавления дисторсии в широкоугольных фотообъективах Nikon. А так же применение асферических линз уменьшает его габариты и вес.
CRC — система корректировки фокусирования на близкие предметы. Расширяет фокусировочный диапазон и обеспечивает прекрасное качество изображения на близком расстоянии. В корректировочной системе CRC, оптические элементы имеют «плавающую» конструкцию. В ней каждая группа линз во время наведения резкости движется независимо от других. Это дает возможность производить съемку с близкого расстояния. Система CRC применяется в объективах типа «рыбий глаз, «широкоугольных и некоторых телеобъективах Nikkor.
IF — внутренняя фокусировка. При системе внутренней фокусировки, фотообъектив Nikon не вращается, а значит и не выдвигается, двигаются оптические элементы, находящиеся внутри него. Это позволяет уменьшить вес и габариты объектива Nikon и заниматься съемкой на более маленьких расстояниях фокусировки. Для ускорения настройки резкости используется более легкая и компактная группа фокусировочных линз. Большинство телеобъективов Nikkor располагают системой IF.
RF — «задняя» фокусировка. Все элементы оптики делятся на несколько групп линз, но при наведении резкости перемещается только задняя группа линз. Такой процесс автофокусировки, очень быстрый и плавный.
DC — управление расфокусированием изображения. Контролируется степень сферической аберрации на заднем или переднем плане вращением кольца DC, установленного на объективе Nikkor. При этом появляется небольшая расфокусировка, дающая софт-эффект. Превосходно подходит для портретной съемки.
D — информация о дистанции. Фотообъективы Nikkor серии G и D посылают информацию о дистанции до снимаемого объекта в автофокусные камеры Nikon. Благодаря этому есть возможность применения дополнительных усовершенствований, например, пространственного матричного замера экспозиции и режима автоматической сбалансированной многосегментной пространственной заполняющей вспышки.
SWM — волновой бесшумный мотор, преобразующий «бегущие волны» в энергию вращения для наведения резкости. Это позволяет очень точно, почти бесшумно и быстро производить автофокусировку.
M/A — система переключения режима с ручной фокусировки на автоматическую. Переключение из режима автофокусировки в ручной режим у объектива Nikor, происходит практически мгновенно.
VR — подавление вибрации. VR-система уменьшает нечеткость изображения, появляющуюся в результате дрожания рук. Она позволяет снимать ночью, на закате и в плохо освещенных интерьерах. Эта система автоматически определяет движение фотографа, специального режима не требуется.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ SONY (MINOLTA, CARL ZEISS)

SAL — объективы Сони.
ZA — автофокусные фотообъективы CarlZeiss для Сони.
G — фотообъективы премиум класса для Minolta фирмы Sony.
STF — технология Smooth Transfer Focus, обеспечивающая размытие объектов, не входящих в зону фокусировки и создающая идеальное бокэ.
D — система дистанции фокусировки из объектива Sony в камеру. Применяется для корректной работы вспышки.
DT – фотообъектив Sony для камер с кропом 1.5, в полнокадровом формате НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ.
SSM — ультразвуковой привод фокусировки для объектива Sony и Minolta.
APO – фотообъектив Sony с небольшими хроматическими аберрациями (апохромат).
XI — оборудован моторизованным зумом.
T — фирменное многослойное просветление на объективах Carl Zeiss.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ PENTAX

K / M / A – фотообъективы PENTAX с ручным наведением резкости, крепятся на байонет К. В этих сериях (М и А), задействован репетитор диафрагмы.
F / FA / DFA – фотообъективы PENTAX с афтофокусировкой, и полным кадром формата 135.
FA Limited — фиксфокал, надежный, прочный, компактный и с небольшим весом.
FA — профессиональный объектив PENTAX на полный кадр.
DA — фотообъективы PENTAX с зеленым ободком, рассчитаны на кроп 1,5.
DA L — фотообъективы PENTAX с серым ободком, пластиковый байонет, облегченная версия, поставляются в ките и отдельно не продаются.
DA Limited — серия фотообъективов PENTAX с небольшой массой и малыми размерами; имеет зеленый ободок.
DA – профессиональные фотообъективы PENTAX на кроп 1,5, с золотистым ободком.
DA WR – имеет упрощенную защиту от пыли и влаги. Линзы с синим ободком, маркируются: Schneider-Kreuzbach, предназначаются для зеркальных фотокамер фирмы Samsung. Кроме DA, есть FA объективы.
IF –объективы PENTAX с внутренней фокусировкой и с наведением резкости при помощи заднего элемента.
AL — в линзе присутствует асферический элемент.
ED — в линзе присутствует низкодисперсный элемент.
SMC — фирменное просветление линз.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ SIGMA

HSM — ультразвуковой привод. Гарантирует бесшумную и быструю фокусировку. Аналогичные фотообъективу Sigma: SWM у Nikon и USM у Canon.
DC — предназначаются для фотокамер с кроп-фактором 1.5 и больше, а именно: для цифровых фотоаппаратов с матрицей, APS-C.
DG — предназначены для DLSR. В отличие от объективов Sigma DC, они подходят к пленочным камерам и с полноформатной матрицей. Улучшенное просветление, параллельный ход лучей на выходе.
EX EXcellence – фотообъективы Sigma серии люкс. Аналогичные серии: Canon L.
IF — внутренняя фокусировка с не изменяющемся размером фотообъектива Sigma.
APO — использование апохроматических линз в объективах Sigma, исправляющих хроматические аберрации.
ASP — применение асферических линз в объективах Sigma.
OS — имеет оптический стабилизатор. Аналогичные фотообъективу Sigma: Nikon VR и Canon IS.
RF — фокусировка осуществляется задней группой линз. Передняя группа остается неподвижной.
Macro — объектив для макросъемки.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ OLYMPUS

ZD — используется с цифровыми фотокамерами системы 4/3 в объективах Olympus.
Macro — объектив для макросъемки.
ED – линзы объектива Olympus со сверхнизкой дисперсией.
SWD — ультразвуковой мотор фокусировки фотообъектива Olympus.
Top Pro – фотообъективы Olympus с постоянной светосилой. Защита от пыли и влаги. Маркировка, платиновое кольцо.
Pro – профессиональная серия фотообъективов Olympus, защищены от пыли и влаги.
Standard — любительская серия фотообъективов Olympus, имеет синее кольцо.

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ TAMRON

ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ОБЪЕКТИВАХ TOKINA

Очень необычную систему обозначений имеют фотообъективы Tokina. Несмотря, что в обозначении есть и светосила, и диапазон фокусных расстояний; главным остается номер и серия объектива Tokina. Например, Tokina AT-X124 PRO DX. Это означает: объектив Tokina серии AT-X PRO, модель 124. Фокусное расстояние меняется от 12 мм. до 24 мм.
AS — асферическая оптика. Эффективно подавляет сферические аберрации.
F&R Aspherical Невероятное качество гарантируют асферические элементы типа F&R при любой освещенности и по всем углам снимка. Подавляют асферическую аберрацию по всей поверхности фотографии.
SD — низкодисперсионные элементы, устраняющие хроматические аберрации и минимизирующие вторичный спектр.
HLD — низкое рассеивание, высокое преломление, повышающее качество изображения. Эти специально разработанные линзы, создают гораздо меньше вторичных хроматических аберраций.
Multi-Coating — уникальное, многослойное покрытие для всей оптики Tokina. Благодаря этому покрытию, объективы Tokina точно передают цвета, а резкость изображения просто невероятная.
Floating Element System – фотообъектив Tokina с системой плавающих элементов, которая очень результативно устраняет астигматизм.
Internal Focus System – режим внутренней фокусировки. Перемещение элементов внутри объектива Tokina. Благодаря этому, во время наведения резкости, его длина не изменяется. Это очень важно для телефото-объективов Tokina.
IRF – снабжен внутренней фокусировкой, при помощи задней группы линз.
Focus Clutch Mechanism – конструкция фиксации фокуса. Она очень удобна при переключении между режимами ручной фокусировки и автоматической. Если кольцо выдвинуто вперед, значит объектив Tokina в режиме автоматической фокусировки. В этом случае кольцо вращается свободно и не оказывает влияния на механизм фокусировки. За счет того, что механизм не вращает кольцо, фокусировка осуществляется быстро и плавно.
One Touch Focus Clutch Mechanism – конструкция переключения режима фокусировки в одно касание. В этом механизме предусмотрено переключение режимов фокусировки простым оттягиванием кольца на себя.