Вы - начинающий фотограф. Возможно, у вас уже есть опыт съемки на карманную фотокамеру - “мыльницу” - или даже аккаунт в Instagram с доброй сотней подписчиков, куда вы выкладываете сделанные на смартфон фотографии. Но в какой-то момент вы можете захотеть большего: заняться творческой фотографией, попробовать заработать свадебной съемкой или просто получить снимки высокого качества в тех условиях, с которыми ваша техника не справляется. Так или иначе, ваш путь в большую фотографию лежит через магазин, в который вы приходите за настоящим, серьезным, профессиональным фотоаппаратом. И тут…

Впрочем, дальше вариантов развития событий может быть множество: можно купить зеркальный фотоаппарат для профессионалов , взять камеру предложенную продавцом-консультантом, можно повременить с окончательным выбором и, погрязнув в чтении бесконечных обзоров, ждать выхода нового мифического фотоаппарата без недостатков. Но мы предлагаем решение проще: протестировав множество фотокамер, пообщавшись с сотнями фотолюбителей, внимательно ознакомившись с ценами на рынке, мы отобрали для вас три модели, которые идеально подойдут на роль камеры для начинающего фотографа. Почему именно они? Об этом мы расскажем в нашей статье. Впрочем, вы можете просто пролистать страницу до конца и увидеть эти фотоаппараты.

Читайте также:

Сначала давайте определимся какой фотоаппарат выбрать , какие функции вам понадобятся для обучения фотографии и творческой фотосъемки. Первое - ручные настройки . Камера должна их иметь. Более того, все ручные настройки должны быть под рукой, легкодоступны. Поэтому отметаем все “мыльницы” сразу. Дешевые компактные камеры чаще всего не обладают возможностью ручной установки основных параметров.

Второе - возможность снимать с размытым фоном . Отделение главного объекта от заднего и переднего плана при помощи малой глубины резкости - очень распространенный художественный прием, который должен быть в арсенале любого фотографа. Но получить такое размытие в кадре получится не со всякой камерой. Важен в первую очередь размер сенсора изображения - матрицы. Чем он больше, тем лучше. В зеркальных камерах традиционно применяются большие матрицы: формата 24х36 мм или APS-C (примерно 23,5 х 15,6 мм). Отсюда и закрепившаяся за зеркалками слава фотоаппаратов с качественным изображением. Но здесь же кроются корни одного массового заблуждения: само зеркало в конструкции зеркальной камеры никак не влияет на качество изображения, а нужно лишь для работы оптического видоискателя.

Поэтому в наш список лучших фотоаппаратов для начинающего фотографа к классическим зеркальным камерам я бы добавил также значительно более новый вид фотоаппаратов - компактные системные камеры со сменной оптикой , их еще называют беззеркалками .

И раз уж речь зашла о сменной оптике, то скажем и о ней пару слов. И в зеркалках, и в беззеркалках качество будущего снимка как минимум на 50% зависит от применяемого объектива. Более того, именно установленный объектив определяет то, насколько камера будет приближать или отдалять изображение (читайте статью “Выбираем объектив для фотоаппарата правильно”). Термин “зум” применительно к подобным камерам вообще не используется. Вы можете дополнительно купить и установить на камеру практически любой объектив. Есть объективы для макросъемки, объективы для портрета, телеобъективы для съемки удаленных объектов… Здесь кроются огромные возможности для дальнейшего развития. Но к выбору первого объектива мы вернемся чуть позже в других статьях, а пока давайте разберемся с выбором модели фотокамеры.

Профессиональные, полупрофессиональные и любительские модели

Все зеркальные и беззеркальные фотоаппараты можно смело разделить на три группы: “профессиональные” , полупрофессиональные и “любительские” . Имея большой бюджет на покупку, так и хочется выбрать себе что-то профессиональное. Но чтобы охладить ваш пыл, я проведу аналогию с миром автомобилей. Профессиональный фотоаппарат в этом сравнении стоит ближе всего к тяжелым грузовикам, экскаваторам и самосвалам, а вовсе не к шикарным внедорожникам и спорткарам. Он столь же сложен в освоении, как и экскаватор. Главный его минус - невозможность получения качественного результат без специальных навыков.

И дело тут даже не в специфических функциях - все фотоаппараты снимают по одним и тем же принципам , используя одни и те же функции. Просто управление профессиональных и полупрофессиональных камер рассчитано на опытных фотографов. Каждой важной функции назначена своя кнопка или рычажок, а настройки меняются одновременным нажатием соответствующей кнопки и вращением определенного селектора. То есть вам нужно знать не только, где получить доступ к определенной функции, но и в каких случаях применять ту или иную настройку. Один раз я посидел в кабине современного строительного крана - те же ощущения: сотни кнопок и рычажков, и совсем не понятно, для чего они нужны.

Поэтому, чтобы не обрести лишних проблем, покупать фотоаппарат лучше новым, в магазине, с оригинальным гарантийным талоном . А единственный безопасный способ экономии - это покупка модели не самого последнего модельного ряда, а предыдущего. Чаще всего такие камеры различаются лишь каким-то дополнительным функционалом и очень близки по качеству изображения и набору основных функций. Разница в цене же может быть ощутимой.

Мы учли все описанные выше факторы и выбрали три модели фотоаппаратов “для начинающих фотографов” , которые на сегодняшний день дают самое лучшее качество фотографий, не обладают завышенной ценой и при этом просты и понятны в управлении. Выбирайте тот, который больше всего нравится вам!

Итак. Давайте поговорим о том, для чего же нам нужны зеркальные фотоапараты высокого класса. Все вы знаете, что наибольшим успехом у фотографов с хорошей купюрой в кармане пользуются фотоаппараты типа CANON EOS 5D MARK II и NIKON D700. Да, CANON EOS 5D MARK II - достойный фотоаппарат для студийной и репортажной съемки, отличная матрица, 22 мегапикселя. Но, если посмотреть не с технической стороны, а с исполнительной, то, допустим не столь дорогого фотоаппарата Canon 450d или Nikon d60 может быть и достаточно. Почему? Недавно, от известного фотографа Александра Бородулина, который и сам фотографирует на дешевый Nikon d40 слышал рассказ о двух известных фотографах (простите, имен я не запомнил). Один из этих фотографов путешествует по миру с целым багажником оборудования. То есть набором объективов, вспышек, рассеивателей, отражателей, штативоф и тп. Другой - с небольшой сумкой с маленьким количеством примочек. И они оба считаются великими фотографами. Мораль в том, что качество и интересность снимков раскрываются не только стоимостью и количеством твоего оборудования, а скорее идейностью и умением исполнения.

Стоит лишь правильно настроить ваш недорогой фотоаппарат и иметь хорошую идею и, простите за каламбур, "руки из того места", как у вас появятся оличные снимки. Согласен, для студийной съемки нередко требуется дорогое оборудование, набор объективов, но а для репортажной съемки и уличных фотосетов достаточно и фотоаппарата, скажем, за 1000$. Большую роль играет даже не фотоаппарат, а его оптика. То есть, какой бы ни был у вас дорогущий аппарат, с плохим объективом у вас вряд ли получится качественный снимок. Как по мне, достаточно иметь недорогой аппарат и к нему хороший объектив и вспышку среднего класса. Даже известный фотограф Питер Хоннерман, путешествуя по странам отдохнуть использует не свой студийный canon 5d, а обычный nikon d60.

И последнее, о чем я хотел сказать, так это наиболее распространенная ошибка новичков покупать на начальных порах очень дорогое оборудование. Нередко слышу: "я сейчас хочу попробовать заняться фотографией, но подумал(а), что я смогу стать профессионалом и буду делать крутые снимки, если куплю Canon 5D". Нет! Чтобы понять фотографию, как настраивается и используется фотоаппарат, надо начинать с дешевых моделей. А если вы уже поняли, ДЛЯ ЧЕГО и В ЧЕМ РАЗНИЦА "вашего" фотоаппарата и более дорогого, возможно, вам и нужно его приобрести. Но вам необходимо понять, для чего он нужен, в чем его конкретные преимущества. Я сам фотографирую недорогой техникой: апарат - Nikon d40 (16 000 p), вспышка - Sunpak (в.ч=40) - 6 000 p , объектив AF-s Nikkor 18-135 (14 000 p). И единственное, чем я недоволен своим аппаратом, это то, что у него всего лишь 6 МП. из за этого я не могу печатать снимки большего размера, чем лист А4, поэтому планирую его сменить на nikon d60, отличающегося только лишь количеством мегапикселей и парой мелочей.

Мораль: Имея хорошие руки, "виденье", идею, умения, можно сделать шикарные снимки и на недорогую технику. Конечно, бывают и исключения, когда нужна и дорогая техника, но чаще всего она и не нужна.

Фотографии к статье сделаны с nikon d60
Фотограф:
Peter Honnerman

Olympus E-P5
Цена без объектива: от 34 990 руб. на Яндекс. Маркете
Цена с объективом: от 39 990 руб. на Яндекс. Маркете

E-P5 упакован всеми новейшими технологиями от Olympus: выдержка 1/8000 с, 5-осевая стабилизация изображения, быстрый автофокус​, встроенный Wi-Fi, и многое другое.
__________________________________________________________________________

Sony A7
Цена без объектива: от 59 990 руб. на Яндекс. Маркете
Цена с объективом: от 69 990 руб. на Яндекс. Маркете

Единственная полнокадровая компакт камера со сменными объективами. 24,3 Мп с богатой детализацией, OLED видоискатель с 2,4 млн. точек с естественной преедачей цветов, Wi-Fi модуль.

Canon Powershot G16
Цена: от 21 900 руб. на Яндекс. Маркете

Приготовьтесь делиться захватывающими фотографиями, которые вы создаете с 12,1 Мп высокочувствительной КМОП-матрицей. Портативная камера PowerShot G16 по производительности приближена к зеркальным камерам. Ваше творческое самовыражение не ограничено проводами — используйте встроенный Wi-Fi

____________________________________________________________________________

Fujifilm X-Pro1
Цена без объектива: от 35 990 руб. на Яндекс. Маркете
Цена с объективом: от 49 590 руб. на Яндекс. Маркете

X-Pro1: сменные объективы и передовая матрица в сочетании с классическим стилем «тушки» отличным гибридным оптическим/электронным видоискателем.
____________________________________________________________________________

Fujifilm X100s
Цена: от 47 990 руб. на Яндекс. Маркете

В X100s качество изображения поставлено во главу угла. Новая APS-C 16,3 Мп КМОП II матрица и процессор EXR II устраняют необходимость в оптическом фильтре низких частот.
____________________________________________________________________________

Nikon P7800
Цена: от 16 990 руб. на Яндекс. Маркете

12,2 Мп КМОП-матрица с процессором EXPEED C2, NIKKOR ED 7.1x оптический зум-объектив, поворотный ЖК-дисплей, электронный видоискатель с 921 тыс. точек, запись видео Full HD 1080p, VR стабилизация изображения, поддержка формата RAW
____________________________________________________________________________

Sony NEX-7
Цена без объектива: от 27 990 руб. на Яндекс. Маркете
Цена с объективом: от 32 390 руб. на Яндекс. Маркете

Карманная 24,3 Мп камера превосходит все ожидания. По производительности даст фору большинству DSLR-камерам. Сменные объективы, TTL-видоискатель, съемка до 10 кадров в секунду.
____________________________________________________________________________

Nikon Coolpix A
Цена: от 28 990 руб. на Яндекс. Маркете

Цифровая 16,2 Мп камера с КМОП-матрицей DX-формата для четких фотографий высокой детализации даже в условиях низкой освещенности. Отсутствие оптического фильтра низких частот позволяет максимизировать разрешение для исключительной детализации. Простой объектив с фокусным расстоянием 18,5 мм (28 мм в 35-мм эквиваленте) для широкоугольной съемки, а также быстрая f2.8 диафрагма.
____________________________________________________________________________

Стрит-фотография - это отдельное направление в фотоискусстве, которое отличается от других жанров тем, что не имеет постановочных кадров и позирующих моделей - здесь правят спонтанность и импровизация. Иногда такую съемку называют документальной: с помощью стрит-фото можно запечатлеть момент “здесь и сейчас”, поймать то, чего уже через секунду не будет.

Уличная фотография зародилась в конце девятнадцатого века, когда камеры стали более мобильными и фотографы получили возможность покинуть однообразные студии и выйти с техникой на улицу. Тогда в новинку было фиксировать окружающий мир - людям хотелось показать на снимках метаморфозы того времени, поэтому они часто снимали оживленные городские кварталы и улочки. Первыми в этом жанре стали такие гиганты в области фотографии, как Анри Картье-Брессон, Уолкер Эванс, Гарри Виногранд и другие - именно эти люди заложили фундамент уличной фотосессии и сформировали тенденции в этом искусстве.

«Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно… Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю…»

Анри Картье-Брессон

С момента появления жанра уличной фотографии многое изменилось: камеры стали более компактными, а идеи смелыми. Теперь творчество определенного фотографа легче доходит до зрителя. Но самое главное, что идея и миссия такой съемки остаются неизменными.



Фототехника для уличной съемки

В 21 веке цифровая фотография практически полностью вытеснила аналоговую - остались лишь немногие приверженцы пленки, которые ценят особую магию и атмосферу зернистых снимков. Появились не просто компактные фотоаппараты вроде зеркалок и мыльниц, а еще и мобильные телефоны - устройства, которые в последнее время не уступают по качеству изображения своим старшим собратьям. Кроме того, с помощью смартфона незаметно сделать удачный кадр становится еще проще - больше не нужно ломать голову над тем, как остаться незамеченным и не спугнуть объект съемки. Для стрит-фото этот момент несомненно важен, ведь именно так можно проще всего добиться эффекта спонтанности.

Прежде чем переходить к съемке пленочной камерой, потренируйтесь с цифровыми и зеркальными вариантами, которые будет иметь компактные габариты.

Зеркальные фотоаппараты

Зеркалки произведут нужный вам эффект лучше всего: у них быстрый спуск затвора, который не позволит упустить нужный момент, а также автофокусировка, позволяющая сконцентрировать внимание на самом нужном. Для таких фотокамер можно подобрать различные объективы: телевики для дальней съемки или портретники для фиксирования лиц крупным планом. Единственное, что может приносить неудобство - это довольно большие габариты и вес. Сделать фотографию незаметно будет несколько сложнее.

Беззеркальные фотокамеры

Хороши тем, что имеют широкие возможности съемки и при этом малогабаритны, как мыльницы. К ним можно приобрести специальные “незаметные” объективы, которые выглядят как крышка от фотоаппарата. Да и другая оптика для таким камер отличается небольшими размерами - как раз то, что нам нужно! В частности, к ним подойдут олдскул-объективы с пленочных камер - они дадут интересный эффект и послужат началом ваших экспериментов с уличной фотографией.

Недостатком можно назвать разве что цену такой техники и оптики для нее, а также слабый (по сравнению с зеркальной техникой) аккумулятор. Возможно, людям с большими ладонями покажется такой фотоаппарат не удобным - но к размеру всегда можно привыкнуть.

Цифровые камеры

Хороший вариант для новичков в стрит-фотографии. Мыльницы имеют небольшой размер, с помощью которого легче будет выполнять съемку незаметно, а также приятную цену. Из минусов выделим отсутствие сменных объективов, упрощенное управление (часто без ручного фокуса), медленная работа кнопки спуска, неторопливый автофокус. В случае с такими камеры, постарайтесь остановить свой выбор на моделях с хорошей светосилой и быстрой съемкой.

Законность уличной съемки

Одной из трудностей в уличной съемки является то, что не все можно снимать, тем более делая это скрыто. В России существует ряд законов, запрещающих съемку определенных зданий и людей, скрытую съемку, а также публикацию подобных изображений без соответствующего разрешения. В лучшем случае вас просто попросят удалить фотоснимки, а в худшем - применить к вам или вашей технике физическое воздействие, взыскать штраф или даже дать реальный срок. Исключения составляют снимки, сделанные на публичных мероприятиях, когда в кадр случайно попал какой-то человек, а также фото, сделанные в государственных и политических целях.

Стоит отметить, что удалить снимок вы вправе только решению суда, а не по чьей-то просьбе. Ведь каждая ваша фотография - это интеллектуальная собственность.

В уличной съемке практически нет четких и строгих правил: здесь царит спонтанность, отсутствует специальное фотооборудование, профессиональное освещение, нет места постановочным кадрам и подготовленным к снимку людям. В первую очередь, постарайтесь добиться от ваших кадров настоящих, искренних эмоций незнакомых вам людей. Советы, представленные ниже, помогут вам на первых порах сделать уличные фотографии живее, оригинальнее и интереснее.

  1. Снимайте как можно больше

Постоянная практика позволит вам как можно быстрее научиться ловить удачные моменты и ракурсы, настроить взгляд на правильную волну. Если первые фотографии у вас явно не получаются, это не значит, что нужно опускать руки - хорошие кадры всегда получаются под самый конец работы, поэтому надо выжать из себя максимум усилий. Этому правилу подойдет цитата гиганта уличной фотографии Анри Картье Брессона, которая гласит, что “ваши первые десять тысяч кадров будут худшими”.

  1. Меняйте локации

Даже если вы нарочно ищите удачные кадры лишь в одном месте, не забывайте иногда переключаться на что-то совсем другое - иначе взгляд замыливается и перестает видеть удачные моменты для съемки. Учитесь видеть интересное в самых разных местах.

  1. Не спешите

Быстрые передвижения и уличная фотография практически несовместимы. Иногда вам нужно просто остановиться и подождать подходящего кадра. выберете место с большим потоком людей, займите удобную позицию и начинайте “охоту” - хороший кадр не заставит себя долго ждать.

  1. Поднимите чувствительность

При работе с цифровой камерой не стоит ограничиваться низкими значениями ISO. Это поможет делать снимки с короткой выдержкой, когда второго шанса запечатлеть движущийся объект вам точно не предоставится.

  1. Движение в кадре

Прием, противоположный вышеупомянутому. Понизьте чувствительность так, чтобы объекты, находящиеся в движении, будто смазывались - в этом поможет длинная выдержка вроде 1/30 сек. Такой прием возможен даже в светлое время дня - просто не забудьте закрыть диафрагму и понизить ISO.

  1. Съемка с проводкой

Осуществляется с помощью той же длинной выдержки, к которой добавляется движение камеры с той же скоростью и в ту же сторону, что и у объекта съемки. Окружающий фон вокруг объекта размывается, достигается эффект движения.


  1. Человек в кадре - не панацея

Стрит-фото не только о людях, а о жизни и ее ритме в целом. Найдите эмоции и интересные детали там, где их никто не ждет увидеть - ведь сама динамичная городская среда приносит не меньше вдохновения, чем человек, находящийся в ней.

  1. Используйте отражение

Очень сильный и выразительный прием, который помогает показать и задействовать еще больше деталей и пространства в кадре. С помощью отражений вы можете акцентировать на внимание на определенной детали, добиваться контраста, дополнять основную картинку. Встретить поверхности и предметы, которые помогут вам сделать подобные кадры, несложно: это могут быть витрины, автомобили, окна домов и многое другое.

  1. Посмотрите наверх

Все мы привыкли видеть то, что находится на уровне наших глаз, поэтому часто не задумываемся, что над нашими головами происходит масса всего интересного. Ловите сюжеты в ракурсе “снизу-вверх”, ведь кругозор и внимание уличного фотографа не может лежать лишь в одной плоскости.

  1. Не избегайте темного времени суток

Если вам кажется, что недостаток освещения не позволит вам сделать удачных снимков, то вы ошибаетесь. У ночи есть своя особенная атмосфера, которая довольно выигрышно смотрится на фотографиях. В качестве источников света используйте уличные фонари, неоновые вывески, фары машин и даже лунный свет. Забудьте про вспышку - с ней вся “магия” кадра исчезнет.

  1. Не забывайте правил композиции

Несмотря на то, что жанр стрит-фотографии предполагает полет фантазии и идей, и также строится на импровизации, соблюдать основы композиционного построения кадра очень важно. Соблюдая архитектуру кадра, вы показываете свой профессионализм и умение работать фотокамерой.

  1. Слейтесь с толпой

Одевайтесь на фотоохоту неброско - вы не должны привлекать лишнее внимание, дабы не спугнуть модель. Тоже самое касается разговоров: постарайтесь быть тихой невидимкой, чтобы объект съемки не переставал вести себя естественно и раскованно - ведь многих пугает наличие камеры у их лица, отчего люди закрываются или вовсе покидают место. Старайтесь отфотографировать человека быстро, буквально за несколько кадров - никому не нравится излишнее внимание и наблюдение в течение долгого времени.

  1. Пробуйте различные цветовые решения

Некоторые считают, что каноническая уличная фотография должна быть черно-белой. Это не всегда так. Намного важнее то, смогли ли вы рассказать своим фото историю и передать эмоции. В качестве аргумента в пользу цветной фотографии можно использовать и тот, что ее можно перевести в монохром с помощью фоторедакторов, чего нельзя сказать о изначально черно-белом снимке.

Эти небольшие рекомендации не обязательны к исполнению в таком огромном жанре фотографии, как уличная. Они лишь помогут вам начать двигаться в этом направлении, научиться искать необычное в обычном и ловить необходимое настроение. Со временем, если вы будете много и активно практиковаться, вы сможете обходиться без каких-либо советов: находить интересные кадры вам будет проще, а их количество увеличится.

Стрит-фотография - один из самых необычных жанров фотоискусства. Он отличается, прежде всего, своей сложностью и многогранностью. Кадр складывается не только из визуального содержания. Основу составляет смысловой подтекст, зачастую наполненный множеством нюансов. А мастерство фотографа заключается в том, чтобы взять этот подтекст и огранить подобно бриллианту - завернуть в притягивающую взгляд зрителя «обёртку» из композиции, работы со светом, цветом и другими визуальными инструментами фотографии.

Итальянская церковь. Дмитрий Зверев: «Кадр сделан в огромной церкви Сан-Джованни в Риме. Свет из окон
 образовал обособленные пятна на полу. Экспозиция по светам позволила 
увести всё окружающее пространство в полную темноту. Три подобных друг 
другу световых фрагмента уменьшаются вглубь, образуя резкую 
перспективу, уходящую в бесконечность. Люди будто парят в космосе,
 каждый на своём "ковре-самолёте".»

Теперь умножим всё это на случайность момента: стрит-фотография не терпит постановки. Поэтому многие фотографы предпочитают работать в этом жанре с наименее заметными фотоаппаратами.

Утром на эскалаторе. Дмитрий Зверев: «Кадр сделан на эскалаторе станции "Деловой центр". На тему утреннего 
потока служащих, разъезжающихся по своим офисам. Главный творческий
 приём - повернуть камеру так, чтобы линии перил стали горизонтальными и фигуры показались наклонными. Дополнительный наклон 
случился оттого, что люди читают с экрана телефонов. На получение 
этого кадра репортажным способом ушло две съёмки и примерно 6000 
щелчков затвором. Удачно попала линия потолка на фоне. Человека на 
переднем плане как бы дополнительно придавливает тёмным пятном на 
потолке.»

Здесь современные беззеркалки Olympus являются одним из самых эффективных инструментов. Предпосылок для этого несколько. Наиболее очевидная и лежащая на поверхности - компактность камеры и объектива. Комплект получается в разы меньше и легче аналогичного набора, собранного на основе зеркалки. Такой фотоаппарат и внимания привлекает меньше, и брать с собой его удобнее.

В Геленджике +35 °C

. Дмитрий Зверев: «Снимок сделан на пляже в Геленджике сверхдлиннофокусником Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS PRO. Фокус наведён ни на передний, ни на задний план. А МЕЖДУ 
ними. Причём на полностью открытой диафрагме. Однако изображение
 осталось визуально резким благодаря огромному контрасту сцены с 
солнечной дорожкой на воде. Кружки бликов на границе фигур дали
 интересный эффект исходящего "жара".»

Компактными оказываются все объективы, даже 300-мм телевики, которые можно легко брать с собой в дальние поездки.

А теперь переходим к неочевидным преимуществам. Вы можете снимать на светосильную оптику на открытых диафрагмах и получать короткие выдержки, при этом сохраняя в резкости несколько планов снимка. Для жанровой и стрит-фотографии большая глубина резкости оказывается крайне полезной.

В Эрмитаже. Дмитрий Зверев: «Иногда мне кажется, что кто-то "сверху" специально готовит для меня 
сюжеты. Специально я их придумывать не в состоянии. На фотографии
 изображён один из залов Эрмитажа в Петербурге. Я сидел напротив этой 
стены и разглядывал портреты, недоумевая, куда пропали два из них. В
 это время на скамейку присела парочка, отдохнуть от утомительного 
музейного ритма. Я, конечно, щёлкнул. И вся сцена поменяла свой смысл.
Теперь кажется, что это как раз те два персонажа, которые покинули свои 
рамки, чтобы встретиться внизу.
»

Дизайн фотоаппаратов Olympus смело можно назвать классическим. Угловатые формы, металл и отделка под кожу. Именно так выглядели фотоаппараты в далёком советском прошлом. В массовом сознании они - антиподы современных чёрных зеркалок с белыми объективами. Люди зачастую не воспринимают беззеркалки Olympus как профессиональный инструмент: они ассоциируют камеру с плёночной эпохой, с чем-то несерьёзным. А зачастую и просто не замечают. Это тоже плюс для фотографа.

В ожидании шефа. Дмитрий Зверев: «Летом машины в Москве чистые, а в центре города ещё и очень дорогие, 
сложные по рельефу. В них всегда интересно искать отражения. А тут под
 отражениями я нашёл ещё и спящего человека. На Биржевой площади 
паркуются только автомобили важных государственных персон.
 Применительно к этой истории можно перефразировать известную 
поговорку: "Шофёр спит - служба идёт".»

Однако внешность обманчива. Все камеры Olympus буквально напичканы современными технологиями. Так, сенсорный дисплей позволяет не только менять настройки, но и выбирать область фокусировки одним касанием, и мгновенно спускать затвор без нажатия на кнопку спуска. При этом откидная конструкция дисплея позволяет располагать камеру где угодно: на земле, над головой, рядом с фотографом. Это даёт возможность одновременно использовать необычные точки съёмки и оставаться незамеченным: люди привыкли, что их снимают лишь глядя в видоискатель фотоаппарата.

Можно пойти дальше: все современные модели поддерживают дистанционное управление по Wi-Fi со смартфона. При этом на экране телефона фотограф видит живую картинку и может менять все настройки. Такой приём тоже вполне можно использовать в работе, находясь на некотором расстоянии от фотоаппарата.

Вне зависимости от того, как вы строите кадр - через видоискатель, по дисплею или через экран мобильного телефона - автофокус камер работает очень быстро и уверенно. Быстрый автофокус - это визитная карточка беззеркальной системы Olympus. С любым объективом системы скорость фокусировки очень высока. В уличной фотографии она раскрывается по полной: фотограф может поймать любой сюжет, даже самый быстротечный.

Ещё более важным преимуществом порой оказывается оптическая стабилизация, о которой мы говорим практически в каждой статье этого цикла. Камеры Olympus оборудованы пятиосевым (компенсирует колебания по пяти степеням свободы) стабилизатором изображения на основе сдвига матрицы. Благодаря этому снимать с рук можно на выдержках существенно длиннее критической, а также смело использовать «нестандартный» хват: поднимать камеру над головой, вести съёмку с вытянутых рук. Стабилизация порой настолько эффективна, что для получения задуманного автором смаза на снимке её приходится отключать.

Жанровая и стрит-фотография - это стихия камер Olympus. Трудно представить, какие ещё фотоаппараты настолько же хорошо подходят для этих целей. Набор характеристик серии OM-D как будто создавался специально для подобных съёмок. Впрочем, не стоит забывать, что здесь фотоаппарат - всего лишь помощник фотографа на пути к шедевру. Успех в большей степени зависит от фотографа, его умения видеть, оказываться в нужное время в нужном месте. Но чтобы в последний миг не допустить осечки, лучше выбрать на этом пути надёжный инструмент.