Российское северное побережье занимает огромную территорию. На Севере длинные полярные зимы, практически нет солнечного света – только сплошная полярная ночь длиною в 100 суток..Но Северный берег – самый короткий путь для Российских кораблей, плывущих из восточной части России в западную. Сейчас, с изобретением gps, такой маршрут не представляет никакой сложности. Но раньше gps не было, поэтому Партия приказала построить сеть маяков, полностью автономных, работающих на атомной энергии..Об истории этих маяков читайте ниже..

В продолжение серии статей о городах-призраках и заброшенных станциях метро , пришла очередь рассказать и о маяках. Маяки строились для того, чтобы вести корабли по верному пути в постоянной арктической тьме. Эти маяки должны были быть полностью автономными, потому что находились в тысячах километров от ближайшей населенной местности. После того, как были рассмотрены различные идеи по автоматизации работы маяков без длительного обслуживания и без длительной заправки топливом, решено было использовать атомную энергию для питания маяков.

В ограниченном количестве были созданы специальные радиоизотопные батареи, которые доставили на Северный полюс для установки на маяки. Они могли работать годами без всякого человеческого вмешательства


Маяк посылал радиосигналы проходящим мимо кораблям, когда необходимо включал световой луч, в зависимости от погодных условий. Это помогало кораблям выбирать правильный курс


На фото те самые радиоактивные батареи, которые питают атомный маяк


После развала Советского Союза атомные маяки еще работали некторое время, но затем ресурс был исчерапан, и они превратились в маяки-призраки.


Мародеры разобрали все что можно было разобрать, все металлические конструкции, все что было внутри маяков. Добрались даже до самих атомных батарей, не испугала даже высокая радиоактивность


Эти фотографии были сделаны во время поездки на один из таких маяков, наиболее приближенный к территории России. Судя по всему, на маяке все-таки кто-то находился постоянно, на фото мы видим заполненный журнал, а также санузел. Вероятно, здесь был человек, который координировал работу всех остальных маяков

Северное побережье России - это огромные водные просторы, которые всегда были самым коротким путем сообщения западной и восточной части страны для кораблей российского флота. Сегодня, во времена компьютерных технологий и спутниковой связи, этот путь не представляет сложности. Но ранее преодолеть эти пространства, где полярная ночь продолжается до 100 дней, можно было, только ориентируясь на наземные ориентиры. Именно такими ориентирами была сеть атомных маяков, построенных во времена СССР. Об одном из них данная статья.

Немного истории

Мыс Анива - оживленный морской перекресток, на пути в Петропавловск-Камчатский, окружен каменными банками на опасно малой глубине. После крупного крушения немецкого судна «Космополит» у этих берегов в 1898 году, начали появляться предложения о строительстве на острове Анива или мысе Терпения крупного маяка, способного осветить сложную береговую линию.

Два периода истории атомного маяка Анива

Для строительства маяка был выбран мыс Анива, но сложность заключалась в том, что доставить строительные материалы на мыс можно было только кораблем, а воды тут очень неспокойные. Эту миссию выполнил единственный на то время корабль «Рошу-мару», принадлежавший обществу Восточно-Китайской железной дороги «Аргунь». И с этого момента история строительства и жизни атомного маяка на мысе Анива раскалывается на два периода - история до начала 90-х годов 20 столетия и история после.

Первый период жизни маяка

Автором проекта стал опытный архитектор Миура Синобу, автор проекта маяков на острове Осака (1932) и на скале Кайгара (1936). Маяк на мысе Анива стал его самым сложным проектом на территории Сахалина и достижением инженерной мысли того времени. Доставка материалов морем, туманы, каменные банки и сильное течение не помешали закончить строительство маяка в 1939 году.

Дизельный маяк

Дизельный генератор и резервные аккумуляторы, штат в 4 смотрителя, которые покидали его по окончании навигации - вот что представлял собой до атомный маяк на мысе Анива. Фундаментом для маяка была скала Сивучья. На нем располагалась круглая бетонная башня, высотой 31 метр с девятью оборудованными этажами. В пристройке башни располагались комнаты смотрителей, подсобные помещения, аккумуляторная, дизельная, радиорубка. На вершине башни находился вращательный механизм, приводящийся в действие часовым механизмом. Гиря в 300 кг служила маятником, а осветительный аппарат представлял собой подшипник в виде чаши, наполненный ртутью. Механизм заводился вручную каждые три часа. Но маяк светил на 17,5 миль вокруг круглосуточно и спас не одну жизнь мореплавателей.

Атомный маяк на мысе Анива

Таким маяк был вплоть до 90-х годов двадцатого столетия. Советские инженеры предложили проект питания маяка от атомной энергии и ограниченная серия легких небольших атомных реакторов для маяков северного побережья была изготовлена и доставлена за Полярный Круг. Такой реактор и установили на атомном маяке Анива. Он работал в автономном режиме многие годы, рассчитывал время года, поворачивал фонарь и направлял радиосигналы морским судам. Минимальные затраты на обслуживание и маяк-робот должен был прослужить долгие годы. Должен был, но…

Разграблен и разрушен

После распада Советского Союза атомный маяк был забыт и брошен. Он работал, пока не закончился ресурс атомного реактора, а затем стал маяком-призраком. В 1996 году публикации в СМИ о брошенных изотопных батареях на атомном маяке всколыхнули общественность. Они были убраны, а мародеры закончили разграбление маяка - все металлические конструкции вырезаны и вывезены. Сегодня это место паломничества любителей экстремальных путешествий. Сопровождают таких туристов профессионалы-спасатели МЧС, «упакованные» в соответствии с последним словом техники.

Усилиям волонтеров - спасибо

Сахалинская областная общественная организация «Бумеранг» давно взяла под свою опеку сооружения маяка на острове Анива. Организация экстремальных экскурсий, сбор благотворительных средств, публикации в и обращения к властям всех уровней - все эти действия призваны сохранить наследие и историю этого места, неоднократно менявшего своих хозяев. Спасение от мародеров и вандалов, неряшливых туристов и от жестокости местных природных условий - это те цели, которые общественная организация пытается решать.

Маяки-призраки и маяки с мистическим ореолом всегда притягивали пристальное внимание людей. Но глядя на атомный маяк на мысе Анива становится грустно и печально. Тысячи спасенных жизней, труд строителей и самоотверженных смотрителей, да и просто невообразимая красота пейзажа Сахалинского побережья могли бы найти более достойное применение, чем стать экстремальным объектом любителей урбанизма, заброшек и других разрушенных строений. Сегодня это место принадлежит лишь тысячам птиц, и людей тут практически никогда не встретишь.

[:RU]Кому как, но думаю, что не ошибусь, если скажу, что самым загадочным и притягательным для тех, ому интересны история флота и всё, что с этим связано, является история и «жизнь» маяков. Казалось бы, причём тут тематика сайта и маяк. Но есть и ещё один очень интересный факт. Касается он, ныне заброшенного маяка на мысе Анива (о. Сахалин).. Этот маяк — атомный. Маяк был возведён в 1939 году японскими строителями по проекту архитектора Миуры Синобу. Башня высотой 31 метр имела внутри себя 9 этажей для размещения аппаратуры управления маяком, радиорубку, склады, комнаты для отдыха дежурившего персонала. Персонал маяка составлял 4 человека, по окончании навигации рабочие покидали маяк и жили в посёлке неподалёку от мыса.

Маяк функционировал на дизельном генераторе и резервных аккумуляторах до начала девяностых, а вот далее…


В 90-х годах маяк стал работать на автономных изотопных элементах питания (РИТЭГ),радиоизотопный термоэлектрический генератор) - источник электроэнергии, использующий тепловую энергию радиоактивного распада. В качестве топлива для РИТЭГ используется стронций-90, а для высокоэнергоёмких генераторов - плутоний-238.Во времена СССР было изготовлено более тысячи РИТЭГов, в настоящее время в России их осталось более 700 штук. Срок службы РИТЭГов может составлять 10-30 лет, у большинства из них он закончился.


На фото те самые радиоактивные батареи, которые питают атомный маяк


По сути, данный маяк был маяком-роботом, способным работать автономно длительное время. Благодаря атомному источнику энергии, затраты на обслуживание маяка были минимальны. Однако, в связи с кризисами в экономике страны, маяк был снят с дежурства. закрыт, а позже- разграблен.


Мародеры разобрали все что можно было разобрать, все металлические конструкции, все что было внутри маяков. Добрались даже до самих атомных батарей, не испугала даже высокая радиоактивность


Эти фотографии были сделаны во время поездки на один из таких маяков, наиболее приближенный к территории России. Судя по всему, на маяке все-таки кто-то находился постоянно, на фото мы видим заполненный журнал, а также санузел. Вероятно, здесь был человек, который координировал работу всех остальных маяков


Огромный фонарь маяка, свет которого был виден за десятки километров

Самый оригинальный технический проект в период губернаторства Карафуто был осуществлен при строительстве маяка на мысе Нака-Сиретоко-мисаки (мыс Анива).

Маяк Анива был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками.

Давайте узнаем о нем подробнее…


Автором проекта маяка Нака-Сиретоко мисаки был инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагава. Любопытно отметить, что там же учился и Ёшио Кайзука, архитектор губернаторства Карафуто, создавший проекты зданий Центральной технической лаборатории (ныне ИМГиГ) и музея губернаторства (ныне Сахалинский краеведческий музей). Первыми работами Миура Синобу были маяк Осака, построенный в 1932 году, и скальный маяк Кайгара (Сигнальный), построенный в 1936 году в проливе, разделяющем острова Малой Курильской гряды с островом Хоккайдо. Его новый маяк был самым сложным техническим сооружением на всем Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени.

Сложность строительства заключалась в том, что все необходимые материалы было необходимо доставлять сюда кораблем в условиях всегда неспокойного здесь моря.

Построенный маяк представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой, вписанной в овальное основание. Высота башни 31 метр, высота огня 40 метров над уровнем моря. Башня имела 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй - радиорубка, аппаратная и вахтенная. В третьем, четвертом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В каждой имелось по две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. Жилые помещения имели маленькие круглые окна-иллюминаторы. На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом - механизмы пневматической сирены, на восьмом - склад горючего, на девятом располагался вращательный механизм. Проблесковый осветительный аппарат 3-го разряда приводился в движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник - гиря весом 270 килограммов, - заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили.

Штат служащих на маяке состоял из четырех человек. После окончания навигации обслуживающий персонал с маяка снимался. Зимовали японские маячники в специально построенном для них поселке Сатоо (ныне застава Южная), также созданном по проекту Миура Синобу.

Маяк функционировал на дизельном генераторе и резервных аккумуляторах до начала девяностых, а вот далее…

В 90-х годах маяк стал работать на автономных изотопных элементах питания (РИТЭГ),радиоизотопный термоэлектрический генератор) - источник электроэнергии, использующий тепловую энергию радиоактивного распада. В качестве топлива для РИТЭГ используется стронций-90, а для высокоэнергоёмких генераторов - плутоний-238. Во времена СССР было изготовлено более тысячи РИТЭГов, в настоящее время в России их осталось более 700 штук. Срок службы РИТЭГов может составлять 10-30 лет, у большинства из них он закончился.

По сути, данный маяк был маяком-роботом, способным работать автономно длительное время. Благодаря атомному источнику энергии, затраты на обслуживание были минимальными, но вскоре и на это не осталось средств - здание опустело, а в 2006 году военные вывезли отсюда две изотопные установки, питавшие маяк.

В настоящее время маяк на мысе Анива является местом паломничества туристов-экстрималов. Учитывая «специфику» посещаемого объекта, в качестве проводников выступают «упакованные» по последнему слову техники, профессиональные спасатели из рядов МЧС.

Для этих маяков была выпущена ограниченная партия миниатюрных атомных реакторов, которые были на этих маяках успешно установлены и запущены.

Кому как, но думаю, что не ошибусь, если скажу, что самым загадочным и притягательным для тех, ому интересны история флота и всё, что с этим связано, является история и "жизнь" маяков. Казалось бы, причём тут тематика сайта и маяк. Абандон - согласен! Но есть и ещё один очень интересный факт. Касается он, ныне заброшенного маяка на мысе Анива (о. Сахалин).. Этот маяк - атомный.

Маяк был возведён в 1939 году японскими строителями по проекту архитектора Миуры Синобу. Башня высотой 31 метр имела внутри себя 9 этажей для размещения аппаратуры управления маяком, радиорубку, склады, комнаты для отдыха дежурившего персонала. Персонал маяка составлял 4 человека, по окончании навигации рабочие покидали маяк и жили в посёлке неподалёку от мыса.

Маяк функционировал на дизельном генераторе и резервных аккумуляторах до начала девяностых, а вот далее...

В 90-х годах маяк стал работать на автономных изотопных элементах питания (РИТЭГ),радиоизотопный термоэлектрический генератор) - источник электроэнергии, использующий тепловую энергию радиоактивного распада. В качестве топлива для РИТЭГ используется стронций-90, а для высокоэнергоёмких генераторов - плутоний-238.Во времена СССР было изготовлено более тысячи РИТЭГов, в настоящее время в России их осталось более 700 штук. Срок службы РИТЭГов может составлять 10-30 лет, у большинства из них он закончился.

По сути, данный маяк был маяком-роботом, способным работать автономно длительное время. Благодаря атомному источнику энергии, затраты на обслуживание маяка были минимальны. Однако, в связи с кризисами в экономике страны, маяк был снят с дежурства. закрыт, а позже- разграблен.

В настоящее время маяк на мысе Анива является местом паломничества туристов-экстрималов. Учитывая "специфику" посещаемого объекта, в качестве проводников выступают "упакованные" по последнему слову техники, профессиональные спасатели из рядов МЧС.

На любительском видео (время: 10:09) есть съёмка внутри башни:

Select rating 1 - можно убрать с сайта (не по теме, уже было, спам) 2 - плохо, но можно не удалять 3 - очень слабо, но все-таки автор приложил усилия 4 - пост "для галочки" на ПА-сайте: вроде всё по теме, но не цепляет совершенно 5 - нормальный пост, как рядовой сюжет в новостях: пока смотришь, развлекает 6 - в посте есть что-то интересное, какая-то мелочь понравилась 7 - хороший пост, достоен попадания на главную страницу сайта 8 - очень хороший добротный пост, автор постарался 9 - отличный пост, хочется еще раз прокрутить в голове, настроение поднялось 10 - бриллиант, бывает очень редко, практически недосягаемо