Историческая справка

Жан Артюс-Бертран родился в Париже 13 марта 1946 года. Детство происходило в послевоенной Франции, и, может быть, этот факт повлиял на миротворческий характер будущего фотографа. Увлечение фотографией пришло не сразу: изначально молодой студент Парижской школы искусств постигал азы актерского мастерства. Знания и накопленный в съемках опыт помог позже в создании четырех картин, где Жан Артюс-Бертран выступал в качестве режиссера. В общей сложности в кинематографической копилке француза восемь сыгранных ролей, работа продюсером и сценаристом в четырех фильмах.

Наибольший успех принесли съемки экологического фильма «Дом», вышедшего в прокат в 2009 году. Но начало этого проекта было положено намного раньше. Потеряв интерес к актерскому ремеслу, молодой Жан Артюс-Бертран сначала уезжает в глухую французскую провинцию, а затем и вовсе на другой материк - в Африку. Находясь в единении с природой, Жан, совместно с супругой Анне, работали в кенийском заповеднике Масаи Мара. Первоначальной целью путешествия было собрать информацию о жизни львиного прайда для защиты научной диссертации.

По признанию самого Жана, все изменилось, когда ему исполнилось тридцать лет - в 1976 году. Занимаясь наблюдением за львами, приходилось их много снимать и сравнивать поведение зверей в различное время года. Кроме того, Бертран, совместно с супругой, открыл небольшой семейный бизнес по организации обзорных экскурсий на воздушном шаре. Именно тогда у французского исследователя и зародилась мысль об использовании этого аппарата легче воздуха для съемок нашей планеты. Первым нашумевшим результатом стал выпуск книги «Львы», в котором, помимо увлекательного текста, были помещены уникальные фотографии этих животных с воздуха.

Значение для современности

Книга «Львы» вышла в 1981 году, произведя огромный успех. Жан Артюс-Бертран продолжал работать журналистом и фотографом, а его работы помещались на страницах National Geographic, Paris Match и GEO. В 1991 году Жан открыл собственное агентство Altitude, специализирующееся на съемке объектов Земли с воздушного шара.

Свой основной проект - фильм «Дом» - Жан Артюс-Бертран создал совместно с известным кинорежиссером Люком Бессоном и продюсером Франсуа Анри Пино. Вся картина целиком смонтирована из кадров, отснятых в воздухе. Задуманный изначально как научно-просветительский, фильм получился с преобладанием сюжетов о губительных последствиях воздействия человека на живую природу.

Съемочная группа побывала в 53 странах мира, но в этом списке отмечены только государства, разрешившие пролет и съемку. Некоторые страны запретили полностью работу съемочной группы, а в большинстве происходила серьезная цензура отснятого материала. В Аргентине вся группа была задержана на неделю в тюрьме до полного разбирательства целей съемки поверхности земли.

Отснятый фильм, который и сегодня закрыт для показа в 36 странах мира, заставляет зрителей задуматься об уязвимости нашей планеты. Каждый человек всего за два часа совершает кругосветное видеопутешествие, в котором отражена не только красота мира, но и масса сложностей в нем. Видеоряд хорошо показывает и социальные, экономические проблемы в жизни человечества. Так, несмотря на кажущуюся свершившейся техническую революцию, две трети посевных площадей в мире обрабатываются руками, а не машинами. Путешествие Жана Артюс-Бертрана не демонстрирует прелестей пляжного или экскурсионного, беспечного отдыха. Наоборот, посмотрев этот фильм, многие из зрителей осознают необходимость изменения отношений с природой.

Заключение

Жан Артюс-Бертран и сегодня продолжает вести активный образ жизни, пополняя свое портфолио интересными съемками. В Интернете работает его личный сайт, куда вошли снимки, запрещенные для показа на фотовыставках в ряде государств мира.

Француз на сегодняшний день является одним из самых известных в мире фотографов. Многие фотографы вошли в историю своего любимого дела (фотографии) за счет энтузиазма и храбрости, а также мастерства в том или ином виде фотографии доведенного едва ли не идеала. Но есть и такие, которые внесли нечто новое в само искусство фотографии. Ян Артюс-Бертран принадлежит к числу последних. Собственно аэрофотография известна с третьей четверти девятнадцатого века (в этот период появились снимки, сделанные с воздушных шаров). Основоположником аэрофотографии считается легендарный парижский фотограф и воздухоплаватель известный как Надар (настоящее имя Гаспар Феликс Турнашон). В 1858 году Ян Артюс - Бертран сделал первый в истории снимок с воздуха, поднявшись на воздушном шаре над Парижем, однако эта его работа, к сожалению, не сохранилась. Есть что - то символическое в том, что спустя три с половиной десятилетия после смерти Надара (даты жизни которого 1820 - 1910), а именно в послевоенном 1946 году в Париже родился мальчик, которому в конце двадцатого - начале двадцать первого века суждено было стать новой легендой воздушной фотографии. Это был .


В юности Ян Артюс-Бертран окончил парижскую школу искусств и стал актером. Однако, несмотря на хорошие перспективы, в возрасте двадцать один год Ян неожиданно уехал в горы Оверни (одна из французских провинций), устроившись работать там сторожем в заповеднике. Следующим его пристанищем стал кенийский заповедник Масаи - Мара, в котором Ян, вместе с женой - биологом, занимался исследованием львов. Именно там Ян Артюс - Бертран впервые произвел фотосъемки с вертолета (необходимые для исследований) и с тех пор навсегда стал фанатом аэрофотографии. Вернувшись на родину, Ян работал как фотожурналист, снимая как во Франции, так и за ее пределами, причем преимущественно занимаясь обычными, а не воздушными съемками. Его работы печатались в самых известных международных изданиях, однако небо (вернее вид земли с неба) по - прежнему манило нашего героя.



В 1991 году Ян Артюс-Бертран делает очередной поворот в своей карьере, создавая собственное фотоагентство Altitude. Благодаря отличной профессиональной репутации ему удалось убедить ЮНЕСКО стать участником своего авторского проекта «Земля, увиденная с неба» (англ. «Earth from the Air»), который с самого начала существует под эгидой этой уважаемой международной организации. Ян занялся фотографиямя с воздуха, делая их в самых разных уголках Земли. Изредка съемка велась с воздушных шаров, но чаще всего с вертолета, позволяющего зависать над нужными для фотографий точками.



Высота, используемая им для съемки также различна (от 30 до 300 метров над землей) и зависит от характеристик снимаемых объектов. Возможно, главное значение съемок Яна Артюса Бертрана состоит в том, что он создал новую концепцию самого метода воздушной съемки. До него фотографии, сделанные с воздуха, встречались в тематических альбомах (посвященных отдельным местностям, массовым мероприятиям, животным или явлениям природы) в качестве своеобразного дополнения к традиционным фотографиям. Но именно французский фотограф стал первым, кто сделал аэрофотографию основой авторского взгляда на мир и расширил географию своей деятельности до большей части планеты. Тематика работ Яна также широка и включает в себя как творения человека (например, мегаполисы), так и природу. Стремясь показать нашу планету во всем многообразии, Ян Артюс - Бертран не избегает запретных тем. В работах француза можно увидеть ужасающие последствия разрушительного цунами 2004 года, а также свалки близ мегаполисов, вырубленные леса и высохшие реки.



Многое из перечисленного есть следствие бездумной (с точки зрения экологии) деятельности человека, вид на результаты которой с воздуха еще более подчеркивает остроту этих проблем. Не остались в стороне от авторской воздушной съемки и социальные катаклизмы, например уничтоженные талибами статуи Будды в афганской провинции Бамиан и лагерь косовских беженцев в Албании. Мечта Яна Артюса - Бертрана посетить все страны мира (и поработать в них), что очень сложно по политическим причинам. Например, Китай и Саудовская Аравия категорически запрещают иностранцам вести воздушную съемку своей территории. Количество уже посещенных им стран определить сложно - оно разнится от публикации к публикации, также как и количество стран, где проходили выставки фотографий этого проекта. Впрочем, это не удивительно - будучи в возрасте шестьдесят с небольшим лет наш герой, по - прежнему, полон энтузиазма и продолжает работу. Да и временные выставки охватывают все новые и новые страны и города.



Думаем что часто встречающая цифра примерно в сотню посещенных Яном Артюсом - Бертраном стран (что составляет около половины государств мира) не будет преувеличением. Кстати, его выставки проходили и в России - в Самаре (июнь - сентябрь 2002 года, Самарская набережная) Москве (июль - сентябрь 2006 года, Чистые пруды), Новосибирске. А в июне 2009 года в кинотеатрах многих стран мира с успехом демонстрировался совместный фильм Яна Артюса - Бертрана и культового французского режиссера Люка Бессона «HOME», основанный на многолетней (более 15 лет) работе проекта фотографа «Земля, увиденная с неба».

Совсем недавно в ограниченный прокат вышел новый документальный фильм «HUMAN» французского режиссера и журналиста Яна Артюса-Бертрана. Мы познакомились с этим шедевром и можем с уверенностью сказать: пожалуй, это лучшее высказывание о человеке, созданное в наше время. Моноклер размещает эти истории на своих страницах и предлагает посмотреть их, чтобы заглянуть внутрь себя.

Благодаря тысячам интервью я понял одну истину: намного легче добиться профессионального успеха, чем состояться как человек. Мы все должны задаваться не только вопросом: «Чего я достиг в своей карьере?» Нужно каждый день спрашивать себя: «Какой я человек?»

Фильм Яна Артюса-Бертрана «Human» — это гигантское четырёхчасовое полотно, 3 тома реальных историй 2000 мужчин и женщин из 60 стран и сотни разных эмоций – счастливый смех во время разговора о разводе («я знаю, мне не стоило сейчас смеяться, но я так свободна»), королевская надменность, перед которой так и хочется преклонить колени, на лице работницы мусорной свалки в Мбебесе («Для некоторых я работаю в грязи, но я, Аида, хочу им сказать, что эту грязь я не отвергаю. Потому что я в ней работаю. У меня другой взгляд на это»), вызов и кокетство молодой мусульманки в разговоре о религиозности («Я жду, когда кто-нибудь религиозный запретит мне так себя вести»).

В ковчеге Артюса-Бертрана нашлось место всем – Марие-Терезе, темнокожей монахине из Конго, Марие, фермеру без земли из Бразилии, Пан Ги Муну, госсекретарю ООН, Биллу Гейтсу, Селли, беженке из Сирии, Воиншет из Эфиопии из семьи с двадцатью детьми, уругвайскому зеку – молодые, старые, печальные, светлые, смуглые и белокожие, все они говорят о себе, но как будто и о нас с вами.

Лица, лица, лица – все разные, но невероятно красивые, и такие близкие-родные, что хочется рассмотреть каждую черту, уловить любое изменение настроения, впитать все повествование, будто мы не виделись так долго и встреча была такой желанной. «Это кино о вас и о том, что только любовь спасет мир», — сказал в своем видеообращении Ян Артюс-Бертран. И правда — «HUMAN» — это история о нас самих, человеческом целом, которое когда-то распалось на миллиарды песчинок.

Этот фильм может вас изменить, может глубоко изменить вас и вашу жизнь. Моя роль в фильме очень скромная, главные герои – это те, кто говорят. Основной принцип фильма – это то, что все люди, которые в нем говорят – это говорим мы с вами. В фильме нет никаких комментариев. Почему после столетий философских рассуждений мы продолжаем убивать друг друга?Как выйти из замкнутого круга ненависти? Почему люди оставляют свои семьи и близких и уезжают в другие страны, эмигрируют? В чём смысл жизни? Почему в Индии, например, есть 160 миллионов людей, которых называют неприкасаемыми, они не имеют никаких прав. Почему гомосексуализм запрещен в 160 странах, и в 20 из них за это можно лишиться жизни? Мой фильм – это один большой вопрос, на который нет ответа. Возможно ли понять бедных, если ты не жил в бедности? Можно ли понять то, что пережили люди, которые были на войне? Даже не смотря на то, что я против армии, иногда, когда я слышу, что люди, убивавшие ранее, продолжают испытывать желание убивать, я думаю, что мне стоило бы пережить это, чтобы понять. Поэтому я и сделал этот фильм. Чтобы каждый из нас мог встать на место другого»

Отдельный герой фильма, который появляется в самых острых и напряженных моментах – Планета. Фильм наполняет медитативное созерцание пейзажей, которые режиссер снимал, пролета над землёй на воздушном шаре (!): ледяные озера, медленный и величественный караван, который торжественно плывет по пустыне, розовые фламинго над озером в Конго, волны, с захлестом бушующие над островом. Мгновение, чтобы перевести дух, а потом снова внимать голосу Человека.

Увидеть «HUMAN» Яна Артюс-Бертрана — чтобы увидеть себя.

HUMAN VOL.1: Любовь, женщины, труд и бедность

HUMAN VOL.2: Войны, прощение, гомосексуализм, семья и жизнь после смерти

HUMAN VOL.3: Счастье, образование, инвалидность, иммиграция, коррупция и смысл жизни

Француз Ян Артюс - Бертран на сегодняшний день является одним из самых известных в мире фотографов. Многие фотографы вошли в историю своего любимого дела (фотографии) за счет энтузиазма и храбрости, а также мастерства в том или ином виде фотографии доведенного едва ли не идеала. Но есть и такие, которые внесли нечто новое в само искусство фотографии. Ян Артюс - Бертран принадлежит к числу последних. Собственно аэрофотография известна с третьей четверти девятнадцатого века (в этот период появились снимки, сделанные с воздушных шаров).


Основоположником аэрофотографии считается легендарный парижский фотограф и воздухоплаватель известный как Надар (настоящее имя Гаспар Феликс Турнашон). В 1858 году он сделал первый в истории снимок с воздуха, поднявшись на воздушном шаре над Парижем, однако эта его работа, к сожалению, не сохранилась. Есть что - то символическое в том, что спустя три с половиной десятилетия после смерти Надара (даты жизни которого 1820 - 1910), а именно в послевоенном 1946 году в Париже родился мальчик, которому в конце двадцатого - начале двадцать первого века суждено было стать новой легендой воздушной фотографии. Это был Ян Артюс - Бертран.
В 1991 году Ян Артюс-Бертран делает очередной поворот в своей карьере, создавая собственное фотоагентство Altitude. Благодаря отличной профессиональной репутации ему удалось убедить ЮНЕСКО стать участником своего авторского проекта «Земля, увиденная с неба» (англ. «Earth from the Air»), который с самого начала существует под эгидой этой уважаемой международной организации. Ян занялся фотографиямя с воздуха, делая их в самых разных уголках Земли. Изредка съемка велась с воздушных шаров, но чаще всего с вертолета, позволяющего зависать над нужными для фотографий точками.
Высота, используемая им для съемки также различна (от 30 до 300 метров над землей) и зависит от характеристик снимаемых объектов. Возможно, главное значение съемок Яна Артюса Бертрана состоит в том, что он создал новую концепцию самого метода воздушной съемки. До него фотографии, сделанные с воздуха, встречались в тематических альбомах (посвященных отдельным местностям, массовым мероприятиям, животным или явлениям природы) в качестве своеобразного дополнения к традиционным фотографиям. Но именно французский фотограф стал первым, кто сделал аэрофотографию основой авторского взгляда на мир и расширил географию своей деятельности до большей части планеты.
Тематика работ Яна также широка и включает в себя как творения человека (например, мегаполисы), так и природу. Стремясь показать нашу планету во всем многообразии, Ян Артюс - Бертран не избегает запретных тем. В работах француза можно увидеть ужасающие последствия разрушительного цунами 2004 года, а также свалки близ мегаполисов, вырубленные леса и высохшие реки.
Многое из перечисленного есть следствие бездумной (с точки зрения экологии) деятельности человека, вид на результаты которой с воздуха еще более подчеркивает остроту этих проблем. Не остались в стороне от авторской воздушной съемки и социальные катаклизмы, например уничтоженные талибами статуи Будды в афганской провинции Бамиан и лагерь косовских беженцев в Албании.
Мечта Яна Артюса - Бертрана посетить все страны мира (и поработать в них), что очень сложно по политическим причинам. Например, Китай и Саудовская Аравия категорически запрещают иностранцам вести воздушную съемку своей территории. Количество уже посещенных им стран определить сложно - оно разнится от публикации к публикации, также как и количество стран, где проходили выставки фотографий этого проекта. Впрочем, это не удивительно - будучи в возрасте шестьдесят с небольшим лет наш герой, по - прежнему, полон энтузиазма и продолжает работу. Да и временные выставки охватывают все новые и новые страны и города.
Думаем что часто встречающая цифра примерно в сотню посещенных Яном Артюсом - Бертраном стран (что составляет около половины государств мира) не будет преувеличением. Кстати, его выставки проходили и в России - в Самаре (июнь - сентябрь 2002 года, Самарская набережная) Москве (июль - сентябрь 2006 года, Чистые пруды), Новосибирске. А в июне 2009 года в кинотеатрах многих стран мира с успехом демонстрировался совместный фильм Яна Артюса - Бертрана и культового французского режиссера Люка Бессона «HOME», основанный на многолетней (более 15 лет) работе проекта фотографа «Земля, увиденная с неба».
Сам Ян Артюс - Бертран большое значение придает экологическому и социальному подтексту многих своих работ, однако, надо сказать, что красота или напротив хаос, сфотографированные с неба завораживают и сами по себе. Книга Яна Артюса-Бертрана «Земля, увиденная с неба» вышла и на русском языке