"Чудес на свете не бывает!" – вот привычный для многих девиз-утверждение, в недалеком прошлом считавшийся аксиомой. Сегодня, напротив, наша жизнь перенасыщена чудесами: от многообразия божественных откровений до разного рода лжечудес с "летающими тарелками". Что же является подлинным чудом для христианина? Как относиться к чудесным явлениям? Своими мыслями по этому поводу в беседе с нашим корреспондентом поделился профессор богословия, диакон Андрей КУРАЕВ.

Что, по-Вашему, чудо? И вообще – играют ли чудеса какую-то роль в жизни верующего человека?

– Я думаю, каждый человек обречен на то, чтобы воспроизвести ситуацию своего собственного духовного рождения. У меня получилось так, что к Богу, к Церкви я пришел не через чудеса. Передо мной стоял вопрос поиска правды, смысла жизни, философский вопрос. Я стал верующим усилием мысли, меня не потрясали те или иные чудеса. Я не склонен ставить чудеса во главу угла духовной жизни.

Чудо само по себе доказывает только, что мир не сводится к бессмысленным актам природы, к материальному строению, что есть сверхчеловеческая реальность в отношениях со сверхобыденным. Но что это за реальность, каково имя её, какой у неё замысел относительно нас, по отношению к нам? Разные религиозные традиции отвечают на этот вопрос по-своему. И поэтому чудо не может доказать истинность Православия или христианства.

Помню, однажды шел по Арбату. Лет 12 назад. Тогда Арбат был открытой зоной, там обитали первые проповедники, всякие кришнаиты и т.д. У меня завязалась беседа с каким-то кришнаитом. И он говорит: "Да ваш Христос, он всего лишь йог-неудачник. Я вот тоже могу по воздуху летать". Я ответил, что я и не сомневаюсь в его способностях. Мне даже не надо было это демонстрировать, т.к. я не атеист, а христианин. Для меня нет проблемы в том, что есть чудеса, у меня вопрос, какого вы духа, каков ИСТОЧНИК ваших чудес.

Еще помню, разговорился с одной девочкой-кришнаиткой. Она еще ходила в обычном светском платье, недолго была в секте, и вот я ее спрашиваю: "Скажи, пожалуйста, за то время общения с этими ребятами в тебе что-то изменилось?" – "Да, конечно, я научилась испытывать трансцендентальное наслаждение. Вахамантра! Она так много дает." – "Скажи, а что кроме этого в тебе изменилось?" Естественно, девушка удивилась и поинтересовалась, а что именно могло измениться. Я пояснил: "Ну, может быть, отношение к людям, к друзьям, к родителям. Может, больше стало любви к этим людям". - "Нет, – говорит, – пожалуй, нет. Все осталось прежним".

Для меня это показательно. Я убежден, что самое главное чудо, которое может произойти в мире, – это то, что происходит в душе человека, не переставление гор с места на место в буквальном смысле слова, а переставление "гор своих грехов", пристрастий, привычек. Это для меня гораздо более значимо.

Христос не говорит, что блаженны творящие чудеса, но "блаженны чистые сердцем". В Православии главное – это изменение твоего внутреннего мира. Впрочем, не только в Православии, даже в Индии многие говори ли, что неумный, несовершенный человек старается изменить то, что вне него, а мудрец старается изменить то, что внутри него. И я думаю, истинность "Православия доказывается не столько чудесами каких-нибудь исцелений, пророчествами, а тем, что люди, от которых вроде бы нельзя было ожидать каких-нибудь покаянных перемен, меняются.

Если не говорить о каких-нибудь политиках, писателях, художниках, проповедовавших когда-то одно, а сейчас говорящих другое, давайте вспомним людей, которых вряд ли можно заподозрить в утилитарности мышления, в неискренности. Я говорю о рокерах. Тот поворот, который произошел в жизни Кости Кинчева или Юрия Шевчука. Разве само по себе это не удивительно! Люди, как казалось, были бесконечно далеко от Церкви, они жили среди тусовки, везде ловили свое отражение…

Скажем, актриса Екатерина Васильева. Все у человека было: добротный имидж в тех кругах, которые были для неё авторитетными. И вдруг она бросает вызов своей среде, своей, а не официальной, что гораздо сложнее, т.к. легче идти против государственной власти, нежели против дворовых авторитетов. Это гораздо тяжелее. И эти люди выбрали Православие, Церковь. Для меня это чудо.

– Возникает вопрос, зачем в Евангелии рассказывается о чудесах, которые творил Христос, когда можно было бы ограничиться проповедью христианства?

– Чудеса есть свидетельства того, что Небо становится ближе. Чудеса есть знак соприсутствия встречности, неодиночества. Путь к встрече не через чудеса пролегает, но чудеса оказываются на церковном языке знамениями того, что эта встреча состоялась. Пытаясь понять Церковь, необходимо совместить в сознании две вещи, казалось бы противоположные. С одной стороны, Церковь не придает большого значения чудесам – нельзя искать чудес, требовать чудес, желать чего-нибудь неожиданного. С другой стороны, каждая наша молитва – это молитва о чуде.

Совершенно справедливо писал Иван Тургенев: каждое прошение, каждая молитва сводится к тому, что "Господи, ну сделай так, что бы дважды два было пять". Но при этом православный человек, когда молится о чем бы то ни было, начиная с того, что "хлеб наш насущный даждь нам днесь" и кончая молитвой об исцелении своей доченьки, он, в конце концов, завершает свою молитву неким смягчающим обращением: "Впрочем, да будет воля Твоя, Господи".

Есть очень существенное различие между заговором и молитвой. Заговор предполагает, что у колдуна есть власть над духовным миром и эту власть он проявляет, навязывает свою волю духовным реалиям. А молящийся человек знает, что Тот к Кому он обращается бесконечно выше его и поэтому человек просящий не может диктовать Богу свою волю.

Итак, с одной стороны, Церковь говорит: чудес не ищи, с другой, каждая молитва – это прошение о чуде. Но есть еще и третья сторона, третья точка этого стран ного треугольника. Это то, что чудо ЕСТЕСТВЕННО в жизни христианина. Понимаете, в церковной среде даже не принято рассказывать о чудесах. Странно не тогда, когда чудеса бывают, странно когда их нет. Чудеса совершенно естественно входят в жизнь христианина. И потом чудо далеко не всегда – глас с небес или купина неопалимая. Чудо может через обычного человека войти в твою жизнь.

Несмотря на то, что о чудесах не принято рассказывать, я расскажу о чуде, которое совсем недавно произо шло со мной. Я шёл домой, проходил мимо рынка и обратил внимание на женщину, стоявшую с коляской. В коляске у неё лежала двойня, женщина была бедно оде та, лицо усталое. Она денег не просила, нет. Она кого-то ждала, может быть, даже мужа. И я сначала прошёл мимо, но на сердце у меня после этого стало как-то тяжело. И я решил, что надо как-то помочь, тем более, что был день зарплаты, деньги в кармане имелись. Я вернулся, протянул маме 200 рублей. Минуточку поговорили, узнал, как зовут детей и ушёл. Одного из младенцев звали Олег. Вечером того же дня мне звонит человек, называется Олегом и говорит, что хотел бы помочь мне. И привозит аппаратуру, монитор для компьютера…

– Если Вам будет рассказывать о приходе в Церковь человек, которого поразило произошедшее с ним чудо… Вы поверите?

– Конечно, это возможно. Только теперь я буду просить человека выстроить свою веру на более твердом основании, на слове Божьем, на знании церковного учения, с тем, чтобы новое чудесное потрясение, которое может с ним произойти, не вытолкнуло бы его из Церкви.

– Существуют чудеса, которые, казалось бы, признаются и наукой, такие, как Туринская Плащаница, сошествие Благодатного Огня. Но есть мнение, что чудо является чудом только тогда, когда не признается наукой.

Величайшее чудо – это существование мира, существование жизни человека. И существование жизни признается наукой. Но меня всегда смущают регулярно повторяющиеся чудеса.

Когда мне говорят, что всегда вот в этом месте, в это время происходит чудо, я настораживаюсь. Когда мне говорят, что на Пасху всегда солнышко светит или на Благовещение птички гнезда не вьют. Это меня несколько раз понуждало приглядываться. Минувшую Пасху я встречал в Праге, так там просто снегопад был, там солнышка совершенно не было видно.

Видите ли, Бог христиан – это Бог тактичный, Который не насилует свободу человека. И Господь в Евангелии требовал сначала веры, а в ответ на веру творил чудеса. Так вот, Туринская Плащаница. Это чудо настолько тактичное, что тот, кто желает, видит в нем чудо, тот кто желает – подделку. И есть доказательства научные и в пользу аутентичности (т.е. я могу признавать Плащаницу отпечатком Иисуса из Назарета и в этом не будет ничего погрешающего против научной добросовестности), и в пользу того, что это творение более позднего времени 14-15 века, непонятно как сделанное.

И у той и у другой точки зрения есть достаточно веские аргументы, доказывающие правоту. И здесь есть некий "зазор" для твоего сердца. Что ты желаешь увидеть, тем для тебя это и будет. Если ты хочешь видеть здесь подделку – для тебя это будет не более, чем кусочек древней ткани, и тогда твоя душа останется просто в мире вещей. Но опять же: если ты желаешь чуда -. для тебя это будет чудом, святыней, пятым Евангелием. Тогда ты окажешься в мире, где все осмысленно, в мире знамений.

С Благодатным Огнем тоже самое. Кто-то видит в этом "естественное явление", говорит, что "это всё фотовспышки, блики телекамер" или еще что-то. А для кого- то это – чудо. То есть, вы чувствуете, что даже эти чудеса не навязаны человеку! Ему дается право выбирать: верить или нет. Кого-то этот Огонь обжигает, кого-то нет. Это еще зависит от настроя человека, его ощущений.

Может ли человек сам создать чудо, породить его своими психологическими усилиями?

– Да, конечно. Человек может зазвать к себе в гости "инстанции", творящие чудо. А они опять же очень различны. Что и происходит во всевозможных сектах.

– Среди верующих иногда можно услышать споры, что вот, дескать, существуют православные чудеса, а есть католические. Католики не принимают православные чудеса, православные – католические. Но разве есть какое-то отличие чудес от чудес?

– Есть промысел Божий над всем человечеством. Я думаю, даже в жизни атеиста есть чудеса, которые он, правда, быстро забывает. Господь посылает дождь и на грешников и на праведников, и забота Божия существует о всех Его чадах, даже о тех, кто о Нем не знает.

Я убежден, что в жизни католиков и протестантов есть настоящие чудеса от Бога. Мне очень нравится такая история. В Литве мне один парнишка рассказывал, что он вырос в селе далеко от города. Мать у него была очень верующая женщина, все время в храм ходила. Он, в принципе, не противился этому, но и энтузиазма особенного не испытывал. А затем поступил в университет, уехал в город и стал увлекаться со своими одногруппниками харизматическим христианством. Но он был убежденным католиком. Ему все время говорили друзья-харизматы, что его Церковь безблагодатна и Христа там нет, а вот у них чудеса происходят каждый день. Они настолько его достали, что он поехал к матери, чтобы узнать, были ли у неё чудеса в жизни. Мать стала рассказывать про своих соседок, что чудесного происходило в их жизни, у прихожан в церкви. Но сын настаивал, чтобы она рассказала про себя. Ведь столько лет в церкви провела, неужели не было чудес.

Женщина задумалась: "Да, вот припоминаю, года два назад по радио объявили, что к вечеру будут заморозки, а у меня картошка еще не убрана. И я с утра пораньше в огород, давай копать. Солнышко уже заходит, а у меня только треть огорода выкопана. Не успеваю. И я взмолилась: "Господи, Ты же знаешь, что я без этой картошки не проживу, не перезимую, но дай мне возможность выкопать всю картошку до заморозков. Помоги мне, Господи". И снова носом в грядки и копать, копать, копать. Солнышко еще не село, а я все убрала. А ты говоришь, чудес не бывает."

Вот совершенно, как мне кажется, православное чудо. Вот совершенно ОБЫЧНОЕ чудо, когда Господь помогает Своим людям, спасает их, исцеляет.

Но есть чудеса, связанные с какими-то видениями. И здесь уже православный человек с осторожностью к этому относится. Что не скажешь про католиков. Например, у одной шведской католической святой начала двадцатого века были видения и голоса, которые утверждали, что придет на землю цивилизация любви. И якобы Христос сказал ей: "Ты знаешь, Я не самореализовался в любви на земле, Меня слишком рано распяли и Я хочу чтобы до конца мира настало полное царствие любви. И поэтому Я сделаю так, что все в мире объединятся – и христиане, и иудеи, и мусульмане и т.д. Будет единая вера, все будут дружить и только потом придет антихрист". Идеология этой святой теперь лежит в основе идеологии папы Иоанна II. Но что это были за голоса – никто даже не задумался.

У православного тоже может произойти "встреча" с кем-то. Все мы, все мы грешны, все мы люди. Другое дело, если православный что-то может рассматривать как грех, другая конфессия может расценить как норму, как проявление святости, чуда.

Как распознать, где чудо от Бога, а где нет?

– Я затрудняюсь сформулировать теоретические критерии. Распознать можно по плодам, что порождает это чудо в душе человека, приводит ли оно к отходу от христианской веры, порождает ли религиозное равнодушие. Здесь некое вкусовое ощущение. По интонации речи, по глазам можно что-то такое отличить, даже по тому, с каким пафосом этот человек будет рассказывать о чуде. Там, где появляется нотка энтузиазма, это уже тревожно.

– Странно, восточная Церковь считается самой мистичной из всех христианских Церквей, но в то же время настороженнее всех относится к чудесам.

– Я думаю, в глубине своей одно с другим связано. Тот, кто отказывается пить из придорожной лужи, в конце концов выкапывает колодец с чистой водой.

– Отец Андрей, что для Вас является главным чудом в жизни, что Вы часто вспоминаете, что поддерживает Вас на Вашем миссионерском пути?

– Для меня самое значимое чудо, – это то, что было со мной в день моего крещения. Господь дал пережить благодать Таинства крещения, полноту радости. Для меня это гораздо важнее, чем другие свидетельства, которые я читаю в книжках. Когда я крестился, мне было уже девятнадцать лет. Это был шаг от Бердяева к Церкви, от идеи о Боге к живому Христу. То есть, я вошел в Церковь и не вышел… и надеюсь, не выйду. Для меня это большое чудо.

Чудо – это мечта, ставшая реальностью. У каждого из нас свои мечты и свое понимание о том, что такое чудо и есть ли место для чудес в наше время. Чудо – это то, что удивило, поразило до глубины души и сердца.

Кто-то скажет, что чудом является сама жизнь и он, конечно же, будет прав. Но в наше время жизнь для многих – это то, от чего хочется избавиться, потому что жизнь их тяготит, они не видят в ней смысла и решаются на суицид. А что такое суицид? Это одна из форм протеста. Но если человек выбирает этот путь, то он лишает себя и других возможности что-то изменить.

Если говорить об этом явлении с религиозной точки зрения то чудо – это нарушение законов тварного (окружающего) мира. Кто-то ищет чуда везде и во всем, хочет постоянно удивляться чему-то, но уже давно замечено, что с годами человек перестает верить в чудеса, потому что взрослеет. Возможно, что все это происходит еще и потому что на место искреннего удивления встают страхи, которые «парализуют» умение мечтать. Ведь взрослому человеку несолидно быть доверчивым и наивным, он знает больше ребенка и поэтому подходит к любому явлению или событию в своей жизни с точки зрения опыта и накопленных знаний, полученных в результате обучения и самообразования.

В детстве же все иначе. Дети открытые, непосредственные и для них каждый прожитый день – это новое открытие, а значит, и чудо тоже. Они по незнанию придумывают свои объяснения жизненным событиям, верят в сказки, ждут подарков под новогодней елкой от деда Мороза.

Это уже потом, со временем, они черствеют, закрываются, боятся верить в чудеса. И в этом очень часто виноваты взрослые, которые не дают возможности ребенку быть ребенком, оставаться им дольше и познать самое главное чудо в его жизни: детство.

Да, дети сами стремятся повзрослеть поскорее, но только их родители являются главными и первыми источниками чудес в их жизни.

Главным источником для чудес у человека была и остается вера в то, что, не смотря ни на что, чудеса случаются и потому то, о чем он мечтает, обязательно исполнится. Говорят, что для этого нужно постоянно думать о том, чего ты хочешь, представлять, что это уже произошло и тогда твои мысли о чуде проявятся и в реальности.

В любом случае, одного мечтания мало. В известной всем детской сказке о золотой рыбке, старику-рыбаку пришлось потрудиться, чтобы выловить это чудо из морских глубин. А это значит, что чудо не случится, если не прикладывать для этого никаких усилий. Помимо этого, нужно верить не только в то, что чудо свершится, но и в себя самого, свои силы.

Альберт Энштейн сказал когда-то следующие слова: « Есть два способа прожить жизнь: или так, будто чудес не бывает, или так, будто вся жизнь - чудо». Каждый сам выбирает, что ему ближе. Не стоит забывать и о том, что каждый человек способен творить чудеса (в меру своих сил и возможностей). Мы с вами являемся потенциальными волшебниками для других людей и остального окружающего мира! Мы можем делать что-то хорошее, радовать окружающих, делать их счастливыми! И это будет получаться, если мы не будем бояться быть детьми, не будем бояться делать добро.

Давно замечено, что люди с легкостью друг друга обижают, проявляют агрессию и злость, вместо того, чтобы преумножать добро, мы, таким образом, увеличиваем количество зла. Значит, нужно бояться делать зло, и не стесняться дарить и принимать добро и тогда чудес станет намного больше!



Чу́до

сущ. , с. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? чу́да , чему? чу́ду , (вижу) что? чу́до , чем? чу́дом , о чём? о чу́де ; мн. что? чудеса́ , (нет) чего? чуде́с , чему? чудеса́м , (вижу) что? чудеса́ , чем? чудеса́ми , о чём? о чудеса́х

1. По религиозным представлениям чудо - это удивительное, невероятное событие, сверхъестественное явление, которое произошло благодаря Богу и которое нельзя объяснить с научной точки зрения.

Свершилось чудо. | Творить чудеса. | Верить в чудо. | Она благодарила Бога за чудо выздоровления её сына. | Каждый год в Великую субботу наблюдают чудо схождения Благодатного огня у храма Гроба Господня.

2. Чудом из чудес называют самое невероятное, необыкновенное явление, событие, которое только можно себе представить.

3. Чудом вы называете что-либо удивительное, необычное.

Золотые руки пластических хирургов действительно творят чудеса.

4. Чудом чего-либо вы называете то, что заставляет вас восхищаться его удивительными качествами, свойствами.

Чудо техники. | Чудеса героизма, трудолюбия, храбрости. | Что за чудо природы человек! | Невысокий изящный Дворцовый мост - настоящее инженерное чудо.

5. Вы используете слово чудо как первую часть словосочетания, чтобы подчеркнуть удивительные свойства чего-либо.

Чудо-компьютер. | Изобрести чудо-аппарат. | Молоко продаётся в непроницаемых чудо-упаковках. | Вот какие чудо-ягоды выращивает Иван Захарович на своих грядках!

6. Когда вы говорите, что какое-либо событие, явление - это чудо , вы выражаете своё удивление или восхищение.

Просто чудо, что мы с вами так на станции встретились. | Погода - чудо: ни ветерка, ни облачка!

7. Когда вы говорите, что кто-либо чудо как умён, красив и т. п., вы имеете в виду, что он очень умён, красив и т. п.

Она была чудо как хороша.

8. Чудом морским, лесным и т. п. называют сказочное существо, которое не похоже ни на человека, ни на животное.

Повстречал царевич на своём пути чудо лесное, невиданное.

10. Вы используете восклицание Чудо! , чтобы выразить своё восхищение или удивление чем-либо.

Ну как вода? - Чудо!

11. Когда о ком-либо говорят, что ему удалось спастись, избежать чего-либо и т. п. чудом , то имеют в виду, что ему это удалось сделать необъяснимым, удивительным образом.

Чудом уцелеть. | Чудом избежать наказания. | Из института Юру чудом не отчислили. | Во Льве Александровиче чудом сохранилось мальчишество.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "чудо" в других словарях:

    - (лат. miraculum) необычное событие, которое трудно объяснить, противоречащее естественному ходу вещей и приписываемое верующими людьми вмешательству сверхъестественных сил (Бога). Согласно взглядам католич. церкви, чудо не нарушает целостности… … Философская энциклопедия

    Чуда, мн. чудеса, чудес и (простореч. редко) чуда, чуд, ср. 1. В религиозных и мифологических представлениях явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное вследствие вмешательства потусторонней силы. «В чудеса теперь,… … Толковый словарь Ушакова

    Свобода Бога. Гилберт Честертон Чудо это когда Бог побивает собственные рекорды. Жан Жироду Чудо только девять дней чудо. Английская поговорка Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются. Дени Дидро Вера творит чудеса … Сводная энциклопедия афоризмов

    Феномен, чудо природы, экстра класс, изумительный, диво, редкость, игра природы, красота, нет слов, золото, выше всяких похвал, невидальщина, диковинка, невидаль, восьмое чудо света, диво дивное, умереть и не встать, чудеса, прелесть, диковина,… … Словарь синонимов

    Ср. всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами. | Диво, необычайная вещь или явленье, случай; нежданная и противная предвидимой возможности, едва… … Толковый словарь Даля

    ЧУДО, а, мн. чудеса, ес, есам, ср. 1. В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое. Совершить ч. Свершилось ч. Надеяться на чудеса (когда нет выхода, нет спасения). Ч. из чудес! … Толковый словарь Ожегова

    чудо - ЧУДО, а, ср (или чудо в перьях, чудо из кунсткамеры, чудо мавзолейное, чудо юдо, чудо света и т. п.). Шутл. обращение. Эй ты, чудо, иди сюда … Словарь русского арго

    Чудо - Чудо ♦ Miracle «Надо располагать поистине жалкими аргументами, чтобы быть вынужденным пойти по воде аки посуху!» – заметил мне как то Марсель Конш. В этих словах примерно заключено все, что я думаю о чудесах. Чудесами называют события,… … Философский словарь Спонвиля

    1) в религиозных и мифологических представлениях сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы2)] (Перен.) нечто поразительное, удивляющее своей необычностью … Большой Энциклопедический словарь

    См. ТЕУРГИЯ … Новейший философский словарь

    Англ. miracle; нем. Wunder. 1. В религиозных и мифологических представлениях сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы. 2. Нечто поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычностью. Antinazi.… … Энциклопедия социологии

Книги

  • Последнее Чудо. Эпизод 1: Путешествие в трущобах , Студия «Последнее чудо». Впервые в России! Первый аудиоблокбастер. Последнее Чудо – Эпизод 1: Путешествие в трущобах. Бегство. Жизнь после смерти. Он мечтает остаться на Земле. Только здесьесть такие странности, как…

Без веры в чудо невозможно быть истинным христианином.

Наверное, без веры в сверхъестественное, без веры в чудеса не может существовать ни одна религия. Христианство – тем более, ведь оно насквозь пропитано чудесами. К тому же христианство основано именно на вере в чудо, ведь, по очень меткому выражению одного современного богослова, колыбелью христианства является пустая гробница Христа. А значит, без веры в чудо невозможно быть истинным христианином.

Но в то же время, по словам известного философа Гегеля, удостоверение с помощью чудес – это лишь первый, случайный образ веры; подлинная же вера покоится в духе истины. Об этом говорят и святые отцы, утверждая, что вера, основанная на чудесах, не имеет в себе корня и является ложной. Христос творил чудеса только тогда, когда видел в глазах людей веру, а не просто желание увидеть сверхъестественное действие. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что чудеса нужны не для верующих, они нужны как некий толчок для тех, кто еще не уверовал.

Если внимательно читать Евангелие, мы можем заметить, что Сам Христос во время Своей земной жизни иногда очень отрицательно относился к чудесам. Господь исцелил не одно искалеченное тело и тем более – не одну израненную грехом душу, но Он отказывался творить чудеса, так сказать, «под заказ». Спаситель, будучи сердцеведцем, знал, в каком случае чудо может принести необходимый плод, в первую очередь – духовный плод, и только тогда прибегал к нарушению естественных законов, установленных в природе Им же Самим. Бог – это не некий чародей, который стремится привлечь к Себе внимание большего числа зрителей. У Христа другая цель: Он пришел, как Сам об этом сказал, чтобы исцелить и спасти погибающего человека. И поэтому главным поводом творимых Им чудес являлось не стремление произвести впечатление на жителей Палестины I века новой эры, а желание помочь Своему творению обрести новую жизнь.

По словам преподобного Ефрема Сирина, чудеса, которые сотворил Христос, – это не только проявление его всемогущества: все они были вызваны особыми человеческими потребностями. Чудо – это не проявление преимущества Творца над тварью. Чудо – это нечто иное и значительно большее. Чудо – это тот переломный момент, когда происходит восстановление райской гармонии, разрушенной человеческим грехом. В чуде нереальное становится реальным: творение принимает в себя Своего Творца и таким образом уже в этой жизни начинает проявляться и действовать Царство Божие, сокрытое внутри каждого из нас.

Однако есть одно «но». Возможность чуда ограничена условием: для того чтобы чудо произошло, человек должен признать свою беспомощность. Тот, кто уверен в своих собственных силах, не сможет стать участником чуда, потому что не дает Богу возможности действовать в своей жизни. Пока человек говорит Богу: «Я сам справлюсь, это в моих силах, Ты же лишь немного помоги мне в том-то и том-то» – он, к сожалению, не сможет получить никакой помощи от Господа. Только вера человека и его надежда на помощь Божию могут дать дорогу чуду. Человек должен признать свое бессилие и только тогда он получит желаемое, ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

Для человеческого рассудка порой кажется непонятным, почему Христос не употреблял столь широко Свое всемогущество, для того чтобы обратить к Себе как можно больше людей. В нашем обмирщенном представлении возникает вопрос: если Спаситель пришел для проповеди Царствия Божия, то почему Он не использует для большего успеха все Свои силы? Ответом на этот вопрос может послужить следующее событие из земной жизни Христа. Однажды «Иисус удалился на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф. 14; 13–21). В Евангелии от Иоанна это повествование имеет интересное продолжение: иудеи, увидев чудо умножения хлебов, соглашаются провозгласить Христа царем. Однако Сам Спаситель, узнав об их желании, удаляется от них.

Почему Христос избегает такой славы? Потому что Он видит, что иудеи стали благосклонны к Нему не из-за Его проповеди, не из-за Его слова и не из-за Его чудес исцелений, а из-за того, что Он смог чудесным образом накормить их. В этом эпизоде еще раз очень ярко проиллюстрировано представление иудеев о Мессии как о некоем земном вожде, который возвратит им утраченное благополучие и предоставит власть над миром. Но Спаситель не желает играть роль Мессии по сценарию иудеев. Иудеи отнеслись ко Христу потребительски, но при этом забыли очень важные слова: «Не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа» (Втор. 8:3).

Если для человека основным приоритетом является духовная жизнь, Царствие Небесное, то все остальное, второстепенное, он получит как приложение, ведь Сам Спаситель сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). По большому счету, человек вообще не имеет ничего своего, ведь все, что мы имеем, вложено в наши руки Творцом. Мы не обладатели, мы – лишь временные пользователи. Даже сама жизнь наша находится только в руках Божиих. Господь всегда готов напитать нас, дать нам то, что для нас поистине необходимо, а не то, что кажется таковым для нас. И это справедливо не только в отношении телесной пищи, но в первую очередь и пищи духовной. Для счастья человеку недостаточно быть только материально обеспеченным. Люди на протяжении всей своей земной жизни пытаются удовлетворить более сильный голод – духовный, а чтобы его удовлетворить, им нужен Сам Бог. Как говорил христианский апологет Тертуллиан, душа человека по природе своей христианка и поэтому она постоянно стремится к своему Творцу. Без Бога мы воистину алчем и жаждем, и только Он способен насытить человеческую душу Самим Собой.

Спаситель сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Жизнь с избытком человек может получить только в одном месте – храме Божием, где Господь питает нас Своими Телом и Кровью. В Таинстве Святой Евхаристии Сам Христос входит в нас, становится сотелесным и единокровным нам, более того: Его Тело становится нашим телом, а Его Кровь – нашей кровью.

И до тех пор, пока мы не решимся соединиться с Христом, пока не решимся воспринять Его в наших сердцах и наших душах, будем алкать и жаждать, и эта жажда будет намного сильнее и болезненнее жажды обычной, материальной. Только во Христе и с Христом мы сможем достичь того блаженства, о котором мечтали и мечтают все люди, когда-либо жившие на этой земле. А только это одно и есть настоящее чудо – чудо обожения.

Я всегда думаю о том, что моя внутренняя и внешняя жизни основаны на работах и мыслях других людей, живых и умерших, и что я должен расширять себя, чтобы давать миру столько же, сколько я получил и продолжаю получать сейчас. Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн был великолепным физиком. Он открыл много физических законов и был впереди многих ученых своего времени. Но люди называют его гением не только за это. Профессор Эйнштейн был философом, который ясно понимал законы успеха, и объяснял их так же хорошо, как и свои уравнения. Вот десять цитат из огромного списка его замечательных высказываний. Десять золотых уроков, которые вы можете использовать в своей повседневной жизни.

1. Человек, который никогда не ошибался, никогда не пробовал сделать что-нибудь новое.

Большинство людей не пробует делать ничего нового из-за страха ошибиться. Но этого не надо бояться. Зачастую человек, потерпевший поражение, узнает о том, как побеждать больше, чем тот, к кому успех приходит сразу.

2. Образование - это то, что остается после того, когда забываешь все, чему учили в школе.

Через 30 лет вы совершенно точно забудете все, что вам приходилось изучать в школе. Запомнится только то, чему вы научились сами.

3. В своем воображении я свободен рисовать как художник. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир.

Когда понимаешь насколько далеко человечество продвинулось с пещерных времен, сила воображения ощущается в полном масштабе. То, что мы имеем сейчас, достигнуто с помощью воображения наших прадедов. То, что у нас будет в будущем, будет построено с помощью нашего воображения.

4. Секрет творчества состоит в умении скрывать источники своего вдохновения.

Уникальность вашего творчества зачастую зависит от того, насколько хорошо вы умеете прятать свои источники. Вас могут вдохновлять другие великие люди, но если вы в положении, когда на вас смотрит весь мир, ваши идеи должны выглядеть уникальными.

5. Ценность человека должна определяться тем, что он дает, а не тем, чего он способен добиться. Старайтесь стать не успешным, а ценным человеком.

Если посмотреть на всемирно известных людей, то можно увидеть, что каждый из них что-то дал этому миру. Нужно давать, чтобы иметь возможность брать. Когда вашей целью станет увеличение ценностей в мире, вы поднимитесь на следующий уровень жизни.

6. Есть два способа жить: вы можете жить так, как будто чудес не бывает и вы можете жить так, как будто все в этом мире является чудом.

Если жить, будто ничего в этом мире не является чудом, то вы сможете делать все, что захотите и у вас не будет препятствий. Если же жить так, будто все является чудом, то вы сможете наслаждаться даже самыми небольшими проявлениями красоты в этом мире. Если жить одновременно двумя способами, то ваша жизнь будет счастливой и продуктивной.

7. Когда я изучаю себя и свой способ думать, я прихожу к выводу, что дар воображения и фантазии значил для меня больше, чем любые способности к абстрактному мышлению.

Мечты обо всем, чего бы вы могли добиться в жизни, - это важный элемент позитивной жизни. Позвольте вашему воображению свободно блуждать и создавать мир, в котором вы бы хотели жить.

8. Чтобы стать безупречным членом стада овец, нужно в первую очередь быть овцой.

Если вы хотите стать успешным предпринимателем, нужно начинать заниматься бизнесом прямо сейчас. Хотеть начать, но бояться последствий, вас ни к чему не приведет. Это справедливо и в других областях жизни: чтобы выигрывать, прежде всего нужно играть.

9. Нужно выучить правила игры. А затем, нужно начать играть лучше всех.

Выучите правила и играйте лучше всех. Просто, как и все гениальное.

10. Очень важно не перестать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку.

Умные люди всегда задают вопросы. Спрашивайте себя и других людей, чтобы найти решение. Это позволит вам узнавать новое и анализировать собственный рост.