С оварь по этике

Под редакцией А. А. ГУСЕИНОВА и И.С. КОНА

Издание шестое

Ь4осква Ііздательство

политической

литературы

ІЅВ,1\І 5%250,-(11027-Х

І " " нд.

В статьях =›слова|:їяъ раскрываются основные этические понятия, моральные проблемы,.нравственныенормы и принципы, многообразие

этических и моральных традиций, проблемы нравственного воспи-

тания, характеризуютсяважнейшие моменты истории этической мысли, взгляды мыслителей прошлого и современности. 6-е издание словаря

(предыдущее выходило в 1983 г.) переработано в духе нового

ОТ РЕДАКЦИИ

В словаре применяются единая система отсылок. и обычные для справочных изданий сокращения (их список приводится ниже). Название статьи в тексте заменяется первой буквой, а отсылочїлые слова, о которых в словаре имеется специальная статья, выделены курсивом.

Высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса приводятся по второму изданию Собрания сочинений, В. И. Ленина-по Полному собранию

сочинений, за исключением случаев, когда это специально оговорено.

СПИСОК СОКРАЩЕНИП, ПРИНЯТЬІХ В СЛОВАРЕ

австр._ австрийский амер.-американский англ.-английский

в. (вв,) - век (века)

гл.-главный

гл. обр.- главным образом г. (гг.) - год (годы) греч.-- греческий древн.- древний др.- другие

инд.- индийский

и т. п.- и тому подобное

к.-л.-какой-либо, кто-либо:сит.- китайский

гс-рый - который лат.- латинский мн.- многие, много

наз.- называется, называемый

напр.- например

н, 3__ нашей эры

нек-рый _ некоторый

Нгм-- НЄМЄЦКИЙ НидгрмНИДЄРЛЗНДСКНЙ Об-80 - 0бЩЄСтВ0

00н.- основной

произв.- произведение

пр0ф.- профессор р.- родился рус.-_ русский см,- смотри совр.- современный

соч.- сочинения

ср.- сравни - страница е.- то есть

Зр.- точка зрения _ том

к.- так как Г1Ґ1Г3`1Г1Р наз.- так называемый

т. обр.- таким образом ун-т _ университет

ФдФранцузский

ч.-./І.- ЧТО-ЛИбО

швейц.- швейцарский

ПРЕДИСЛОВИЕ

Словарь по этике, в создание которого решающий вклад внес талантливый советский философ Олег Григорьевич Дробницкий (1933-

І973), был впервые издан в 1965 г. До настоящего времени по многим

важным вопросам этической и моральной культуры он остается у нас единственным источником, не получая, к сожалению, продолжения в более развернутых научных публикациях. Словарь совершенствовался от издания к изданию (последнее, 5-е издание вышло в 1983 г.). Вместе с тем он в определенной мере отражал типичные идеологические клише своего времени: склонность. подменять нравственные категории политическими, представлять авторскую позицию в качестве официальной точки зрения,

принижение роли общечеловеческих моральных ценностей, упрощеннонегативное отношение к немарксистским теориям морали.

Перестройка и нравственное обновление нашего общества ставят

Перед этикой новые задачи. В связи с этим настоящее издание под-

верглось значительной переработке: словарь обогатился многими новыми

терминами, ряд статей написан заново, другие существенно уточнены. Однако это только начало работы по переосмыслению содержания и кате-

"°Риального аппарата этики в свете новых исторических реальностей.

КОВ Успешно продолжить эту работу.

АБЕЛЯР (АЬё1агс1) Пьер (10791142) -фр. богослов и философ, представитель средневекового свободомыслия. А. выдвинул требование разумного толкования религиозных догматов. Он подчеркивал, что средством отыскания истины является сомнение: разум имеет право отклонять все ошибочное в произв. церковных авторитетов и лишь в случае неразрешимых противоречий избирать те доводы авторитета,

к-рые сочтет более убедительными. «У Абеляра главное - не сама тео-

самого себя, или Этика» А., в про-

тивоположность Августину, доказывает, что человек по свободной воле может не только грешить, но

и быть добродетельным. Совесть-

естественный закон, присущий всем людям и выступающий критерием нравственности: поступок по совести

не является греховным. С необычайной страстью А. отстаивает цен-

ность человеческой личности, ее право на самостоятельность и счастье, осуждает бесчеловечность ортодоксальных богословов, к-рая зиждется на невежестве и нетерпимости. Его учение было осуждено Суассонским (1121) и Сансским (1140) соборами и папой Иннокентием ІІ прежде всего за антиавторитарные тенденции: именно в этом пункте воззрения А. особенно близко соприкасались с народными ересями.

АБСОЛЮТИЗМ (этический)

(лат. аЬзо1и1из - безусловный) - методологический принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с к-рым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с ус-

ловиями общественной жизни людей, с их потребностями, с истори-

ческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма,

к-рый обычно выражал протест про-

тив канонизации и догматизации господствующей морали, А. мог

иметь двоякий смысл. С одной сторон-ы, его приверженцы часто выступали против относительности и условности господствующеи морали, ее беспринципности и подчинения политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, к-рые должны соблюдаться всеми. Но, с др. стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновывала представление о ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догма-тизму и ригоризму. Абсолютистский взгляд на нравственность получает развитие еще в древности. Сократ, Платон, Евклид Мегарскнй трактуют

добро как абстрактную, вечную идею, противоположную всему из-

менчивому и обусловленному в материальном мире вещей. Абсолютистские воззрения на природу морали

присущи также христианскому учению в целом, хотя и не всегда

проводились с равной последова-

тельностью. Идеи А. проводятся и

В нек-рых светских этических учениях нового времени. Так, англ.

философ Шефтсбери доказывал, что Пргдставления людей о нравственно-

СТН имеют врожденный характер,

Тересы и общественную пользу йнравственного чувства теории). КеР";З:ИП А. развивают в своей этиМеромїё. а также Спенсер. ПриВР. направления философии

Августин

морали, где обосновываются идеи А., может служить интуитивизм, утверждающий, что моральные понятия добра н_ долга неизменны и безус.повны, что осн. моральные истины постигаются как «самоочевидные» и не нуждаются в доказательствах. Критика этнческого А. не снимает задачи теоретического объяснения абсолютного содержания морали. Опираясь на принцип историзма, марксистско-ленинская этика рассматривает моральные абсолюты в контексте социально обусловленной изменчивости нравственности.

АВГУСТИН (Аидиёііпиз) Бла- ж е н н ы й Аврелий (354-430) - христианский теолог, епископ, один из «отцов церкви» (у католиков), жестокий преследователь еретиков, автор нескольких сот произв.; крупнейшие из. них: «О святой троице» и «О граде божием». Воззрения А.- один из гл. источников ранней

схоластики и учения Римской церк-

ви. Утверждая теологическую версию истории, А. подчеркивал противоположность исходных принципов, разделяющих земное и небесное: <<...два града созданы двумя родами любви: земное царство создано любовью человека к самому себе,

к самому себе». Учение о предопределении, о божественной благо-

жизни, второе-в вечной смерти, оба за границами земного сушествования) определяет осн. принци-

пы этики А.: бог _ источник и критерий нравственности, к-рая противоположна земной чувственности, вся полнота добра воплощена в боге, источник зла _ первородный грех, «каинова печать» на роде человеческом. Активность личности, выра-

перед всемогущим. Христианские добродетели, по А.,- последовательное отрицание языческих добродетелей («переряженных пороков»). Это _ пассивность индивида вместо актирности, смирение вместо мужества, вера во всемогущество бога вместо мудрости, нерассуждающая любовь к богу вместо справедливости и надежда на небесное спасение. Т. обр., А. требует крайнего аскетизма и отказа от соб-

ственной индивидуальности, беспре-

кословного следования предначертаниям бога, возвещаемым его служителями. В своей «Исповеди», пронизанной религиозной экзальтацией, А. на собственном примере стремился показать тщетность че-

ловеческих усилий, неспособность

человека освободиться от греха до тех пор, пока он не отдается

безраздельно провидению и не вы-

СТУпит орудием божественной воли.

Только обратившийся к богу

Ёїсїїётдщгдёяться на спасение, по-

должны Ябьдїга самих еретиков они

возвращены в лоно

церкви силой. Трактаты А. против донатистов и пелагианцев, его фанатизм и авторитаризм послужили источником теории и практики инквизиции. Идеи А. используются и совр. теологами.

АВРЕ.ПИП(Аиге1іиз) Марк (121->180) +- римский император, философ стоической школы (Стоицизм). Единственное его соч. «Размышления» (в др. русском переводе «Наедине с собой»~) содержит изложенные в афористической форме размышления о нравственности, к-рую А. не отделяет от религии. Основа нравственного поведения человека заключена, по мнению А., в "его разуме («внутреннем гении»), являющемся порождением и частью мирового божественного разума. Последний обусловливает гармоничный, справедливый порядок во вселенной, в к-рый и должен включиться человек, следующий своему разумному «руководящему началу». Хотя все люди, независимо от национальной и классовой принадлежности, являются членами некоего вселенского «высшего града», каждый из них по-своему распоряжается разумом. По мнению А., ничто из того, что обычно вызывает наслаждение и страдание у людей

(богатство и бедность, слава и бес-

честье, жизнь и смерть), не может оцениваться в категориях добра и зла, поскольку они падают на долю

как достойных, так и недостойных. Истинно разумно н, следователь-

но, нравственно поступает, с его т.

зр., лишь тот, кто отбрасывает

суетные стремления к внешним бла-

Автономная этика

гам, стоит выше страстеи и рассматривает все происходящее как проявление мирового космического закона. Всякая попытка изменить ч.-л. в мире, нарушить «план целого» подлежит осуждению, ибо направлена на совершение несправедливости по отношению к природе и об-ву. Хотя А. мн. говорит о социальных обязанностях человека, о необходимости быть преданным общему благу («не приносящее пользы улью не принесет ее и пчеле»), его этика глубоко индивидуалистична: счастье и несчастье человека не зависят от др. Достигнуть нравственного совершенства помогают только углубление в самого себя, постижение природы целого и осознание быстротечности человеческой

жизни, мысли о неотвратимости

смерти. Проникнутое пессимистическими мотивами, призывающее к покорности и терпению, этическое учение А. оказало влияние на этику

христианства.

АВТОНОМИЯ (греч. аиіоз - сам И потоз _ закон) - способность личности как морального субъекта

К самоопределению на основе собственного законодательства. Необ-

×0димость А. была осознана уже в

гНтичности Демокритом и Сокра-

Т0м› К-рый говорил о себе: «Я не

Способен повиноваться ничему из

всего, что во мне есть, кроме того ёбёждения, к-рое после тщательной

ЛЗЧЁЄЅЅЅ Ёредставляегся мне наиВедения ак всеобщии принцип повыступиыінпровозглашена Лютером,

признании: «На том стою и не могу иначе1» Проблема А. была этически осмыслена Шефтсбери, Хатчесоном, а в теорегически последовательной форме Кантом (Автономная этика). Шефтсбери и Хатчесон усматривали подлинность моральных суждений и действий в их независимости от влияния авторитета, гедонистических, утилитарных и религиозных мотивов. Кант же связывал понятие «А.» не только со свободой от внешних воздействий, но и с универсализуемостью морального выбора, т. е. с тем, что в своих поступках моральный субъе:кт руководствуется принципами, к-рые могут быть установлены в качестве все-

общих (Категорический императив). и поэтому являются долгом. А. возвышается над эгоистическим своеволием, поскольку она зиждется на нравственных самоограничениях, обусловленных стыдливостью, заботой о благе др. людей (Альтруизм) и стремлением к совершенствованию. Моральная А. позволяет, сохраняя человеческое достоинство и ответственность, быть свободным от произвольных социальных установлений, диктата власти и не терять самообладания перед лицом стихии, недуга или угрозы смерти (Свобода

нравственная) .

АВТОНОМНАЯ ЭТИКА (греч. аиіоз - сам и потоз - закон) -

тип этической теории, к-рая обосновывает мораль, исходя из ее собственных" законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл; противостоит гетерономной этике

(греч. 11е"сегоз - иной), объясняю-

Основные нравственные понятия

на основе источника:

«Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989 г.»

Благодарность - отношение человека к оказавшему ему благодеянию, услугу лицу, выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием. Моральное требование платить добром за добро.

Благодать - свободной воле человека предоставлен выбор - начать или не начинать борьбу за исправление своей жизни; почин он должен положить сам. Однако предоставленная сама себе воля не может справиться с этой задачей. И тут на помощь искренней воле приходит благодать, делая возможным то, что самому человеку было невозможно.

Благородство - моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы, нравственная стойкость и самоотверженность в служении людям, способность подниматься над эгоистическими побуждениями души, совершать бескорыстные поступки.

Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Великодушие - положительное моральное качество, такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Например, случаи проявления гуманности: самопожертвование ради интересов других, отказ от требования наказать совершившего поступок или причинившего ущерб, гуманное отношение к побежденному.

Взаимопомощь - отношения между людьми, основывающиеся на общности интересов и целей.

Высокомерие - отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к другим людям, связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбии. Противоположными качествами являются скромность и уважение к людям.

Гнев - нравственное чувство, проявляющееся как бурная реакция человека на нанесенную ему боль, оскорбление или любое другое вредоносное действие.

Гордость - моральное чувство, в котором отражается высокая оценка человеком своих (или чьих-либо - другого человека, группы, страны) достижений и заслуг, осознание соответствия высоким ценностям и стандартам. В случае утраты человеком критического взгляда гордость переходит в самодовольство, чванство, высокомерие, оборачивается гордыней.

Грубость - отрицательное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположно вежливости. Внешнее проявление неуважительного отношения к людям. Грубость выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Дисциплина (лат - обучение, воспитание) - определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива, обязательное усвоение и выполнение людьми установленных правил, а также способы, с помощью которых осуществляется этот порядок.

Добродетель (делать добро) - понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности. Противоположно - порок.

Зависть - противоположно доброжелательности, враждебное чувство досады по отношению к счастью, благополучию, успеху материальному, культурному или духовно-нравственному превосходству другого лица… Вызывает у людей гамму негативных желаний (чтобы другой испытал унижение, претерпел неудачу, несчастье, был бы дискредитирован в глазах общества).

Злословие - отрицательное качество личности - высказывание негативных оценок и враждебных суждений, злых пересудов… склонность язвительно оценивать людей и явления окружающего мира, зло судить и отзываться обо всем. …Это - сплетни, клевета, распространение заведомо ложных слухов. Важнейший побудитель - чувство зависти. Злонамеренность сплетен, способных опорочить невинного человека идет в разрез с постулатом любви к ближнему.

Измена - нарушение верности общему делу, узам солидарности, товарищества, любви.

Индивидуальность - конкретное уникальное воплощение общечеловеческого и родового в личности.

Манеры поведения (фр. - прием, образ действия) - способ держать себя, внешние формы поведения и обращения с другими людьми, свойство речи (употребляемые выражения, тон, интонация), жестикуляция, мимика, манера одеваться. Манеры относятся к культуре поведения и регулируются этикетом. … Внешняя красота и изящество должны быть, по словам В. Г. Белинского, выражением внутренней чистоты и красоты, внешним проявлением нравственного облика личности. Манеры - форма выражения скромности и сдержанности человека, умения контролировать свои поступки, внимательного и тактичного обращения с людьми (Чуткость, Уважение). Манеры зависят от внутренней культуры, моральной глубины и такта личности.

Культура чувств - степень общественной, духовной развитости чувств, эмоциональной грамотности человека, продукт жизненного, общественного опыта личности, ее общения и воспитания. В известном смысле называться человеком и быть культурным - синонимы. Мерилом, критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами др. человека. Уважение достоинства других людей в сфере обыденных человеческих отношений выражается в форме отклика, в чувстве такта. Недостаток в культуре чувств, выражаясь в бестактности, грубости или равнодушии, портит настроение окружающим, разобщает людей. Главное в культуре чувств - доброжелательное отношение к другим людям, искреннее сопереживание их горестям и радостям. Взглядом легко ободрить, воодушевить человека, если этот взгляд открытый, приветливый, сердечный, доброжелательный. И, напротив, человека можно легко обидеть, оттолкнуть, оскорбить, если взгляд ироничен, хмур, надменен, злобен.

Лицемерие - отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности - качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

Месть - форма воздаяния обидчику, осуществляемая самим пострадавшим или его близкими, расплата злом за зло. Классической социально-культурной формой М. является сформировавшийся при родовом строе механизм талиона, в основе которого лежит правило воздающей справедливости: «Поступай по отношению к другим так, как они поступают по отношению к тебе». В нравственном сознании оно воплощено в принципе «Око за око, зуб за зуб, живот за живот». Распространение талиона на родных и близких причинителя зла характеризует кровную месть.

Милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей, а в пределе - на все живое. В понятии милосердие соединяются два аспекта - духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи): без первого милосердие вырождается в холодную филантропию, без второго - в пустую сентиментальность.

Мужество - моральное качество человека, воплощающее твердость характера, верность идеалу и самому себе при таком столкновении с несправедливостью, опасностью, которые угрожают его жизни и благополучию (Смелость, Стойкость, Выдержка, Самообладание, Самоотверженность). Выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование. Мужество является качеством, необходимым, для проявления героизма.

Ненависть - моральное чувство, соответствующее отношениям взаимной вражды между людьми. Внешне чувство ненависти может выступать как нечто целостное и нерасчленимое, однако по своему действительному содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, например, отвращение и желание зла др., отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям. Чувство ненависть противоположно чувству любви, но вместе с тем всегда, так или иначе, предполагает любовь; ненависть к злу предполагает любовь к добру, человеконенавистничество связано с себялюбием.

Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина «мораль», происходит от слова «нрав»).

Общение - одна из форм человеческого взаимодействия. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом, и не влияя друг на друга. В процессе общения люди не только формируют свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, находят «общий язык». Общение - это одновременно обмен действиями, поступками, мыслями и чувствами, переживаниями с другими людьми, а также обращение человека к самому себе - к собственной душе, воспоминаниям, совести, мечтам. Для культурно развитого человека общение становится потребностью, его отсутствие воспринимается как тяжкая, невосполнимая утрата.

Обязанность - долг человека, возлагаемая на него задача.

Патриотизм - (греч раtеr - родина) - социально-политический и нравственный принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в горечи из-за ее неудач и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям.

Поведение (моральное) - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие моральной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или другим побуждениям.

Подвиг - акт героизма, поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычайных трудностей, общественно полезный результат, которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий. Особенно часто возникает потребность в совершении подвига в эпохи революций, во время войны, а также в исключительных обстоятельствах в повседневной жизни (например, когда в результате несчастного случая создается угроза человеческой жизни).

Покаяние - один из механизмов нравственного самосовершенствования личности; проявляется как действенное сожаление индивида о своих недолжных поступках, сопровождаемое твердым решением не повторять их и через исправление последствий или через налагаемое на себя наказание восстановить нарушенный ими баланс справедливости. Идея покаяния предполагает свободу воли, способной прервать инерцию дурных навыков человека и дать обратный ход ведущей ко злу причинно-следственной детерминации, порождаемой каждым недолжным поступком.

Поступок - клеточка нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств. Подход к человеческому действию через призму предшествующей ему и последующей работы морального сознания отражается в представлении о структуре поступка Последний слагается из следующих элементов: мотива, намерения, цели, деяния, последствий, самооценки человеком своего поступка и отношения его к оценке окружающих.

Потребительство - совокупность идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступает стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений.

Пошлость - морально-эстетическое понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности, низводит их до уровня ограниченно-обывательского понимания, принижает саму идею достоинства личности. К многообразным проявлениям пошлости относятся: ограниченность интересов, низменность мотивов, мелочность в действиях, прикрываемые высокопарными рассуждениями и сентиментальной мечтательностью, «мелкие делишки и великие иллюзии».

Правдивость - моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел. Требование правдивости является общечеловеческим (Общечеловеческое и классовое в нравственности). Оно вытекает из потребности людей иметь правильное представление об обществе, в котором они живут, о поступках окружающих, которые они должны оценивать, о жизненных обстоятельствах, в которые они попадают. Правдивость выражает и формирует нравственное доверие между людьми.

Праздность - стиль жизни, возводящий безделье в нравственную норму; социально-нравственная установка, исходящая из тезиса о несовместимости производительности труда с принципами «благопристойной» морали.

Предательство - нарушение верности общему делу, измена классовым или национальным интересам, переход на сторону врага, выдача ему соратников или партийной, государственной, военной тайны, умышленное совершение действий, враждебных общему делу и выгодных его противникам. Предательство всегда расценивалось моральным сознанием как злодеяние. Предательство обычно связано с беспринципностью, политической трусостью и шкурническими интересами. Предательство является также нарушение личных обязательств, измена другу, брату, другим людям, с которыми индивид связан традиционными или добровольно взятыми на себя нравственными узами. Этот порок в шкале общественных оценок всегда был на одном из самых низких мест. Предатель, как правило, бывает презираем даже теми, в пользу которых было совершено предательство.

Смелость - моральное качество, характеризующее способность человека преодолеть в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями. Смелость предполагает решительные действия для достижения поставленной цели. Конкретным выражением смелости является подвиг, инициатива. Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание. И противоположно - трусость, малодушие. Вызывает уважение как личное качество.

Раскаяние - признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в публичном признании своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах.

Свобода воли - философская категория; в самом общем смысле означает способность человека самостоятельно, в соответствии с принятым им мировоззрением, определять свои поступки, действовать на основании собственного решения. Как категория этики свобода воли означает, что, совершая поступок, человек осуществляет моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным. Поскольку этот выбор зависит от самого человека, последний обладает моральной ответственностью, его действия могут быть поставлены ему в заслугу или вменены в вину.

Скромность - моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе. Проявляется в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав. Он добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа. Он относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Скупость - моральное качество, характеризующее особое отношение к материальным ценностям, когда они рассматриваются как сокровище, их сохранение становится самоцелью, ради которой забывается его полезное назначение в качестве предмета потребления и приносятся в жертву интересы и потребности человека (свои собственные и других людей). Нравственность осуждает скупость точно так же, как и чрезмерную роскошь и расточительство, поскольку та и другая противоречат интересам саморазвития личности: первая ущемляет, а вторая извращает ее потребности, привносит в межчеловеческие отношения дисгармонию, становится источником конфликтов.

Смелость - моральное качество, характеризующее способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями. Смелость предполагает решительные действия во имя достижения поставленной цели, верность избранным идеалам и принципам вопреки враждебным обстоятельствам и давлению со стороны др. людей, откровенное выражение своего собственного мнения, особенно когда оно противоречит устоявшимся или санкционированным властью взглядам, непримиримость в отношении всякого зла и несправедливости. Конкретными выражениями смелости являются подвиг, почин, инициатива. Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность, и противоположна трусости, малодушию, приспособленчеству и непосредственно смыкается с мужеством.

Смирение - моральное качество, выражающееся в принижении своего достоинства перед лицом авторитета или обстоятельств и влекущее за собой покорность по отношению к внешним силам, готовность подчиниться судьбе, признание своего поражения, отказ от надежд на лучшее будущее.

Смысл жизни - понятие этики и морально-мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом (высшим благом) и тем самым получает возможность оправдать себя в своих собственных глазах, перед лицом других людей или какого-либо авторитета. С точки зрения содержания высшего блага выделяют следующие типы обоснования смысла жизни: гедонизм, в котором смысл жизни связывается с получением наслаждений; прагматизм, в котором смысл жизни связывается с достижением успеха; корпоративизм (групповой эгоизм, лоялизм), в котором смысл жизни связывается с принадлежностью к ограниченной общности, преследующей частные интересы; перфекционизм, в котором смысл жизни связывается с личным самосовершенствованием; и гуманизм, в котором смысл жизни связывается со служением другим людям (Альтруизм).

Сострадание - см. Сочувствие

Сочувствие - одна из форм проявления человеколюбия (Гуманизм); отношение к другому человеку, основанное на признании законности его потребностей и интересов; выражается в понимании чувств и мыслей другого человека, оказании моральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать их осуществлению.

Страх - кратковременная эмоция или устойчивое чувство, порождаемые у человека действительной или воображаемой опасностью. Как психологическое явление страх выражается в тревожных и мучительных переживаниях, в испуге, ужасе, панике, а также в действиях (стихийных или сознательных), направленных на самосохранение. Когда страх приводит к утрате контроля человека над собой, к поступкам, противоречащим требованиям нравственности, он расценивается моральным сознанием как трусость. И наоборот, преодоление человеком чувства страха.

Стыд - одно из проявлений нравственного самосознания личности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств. Человек либо самостоятельно в эмоциональной форме осознает безнравственность их, либо сознается в этом самому себе под воздействием осуждения со стороны окружающих.

Трудолюбие - моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее общественно полезных результатов. Его проявления - трудовая активность, добросовестность, старание, усердие работника. Трудолюбие противопоставляется тунеядству.

Трусость - одно из выражений малодушия; отрицательное моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх. Трусость может быть проявлением расчетливого себялю-бия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение.

Тщеславие - социальное и моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых ради завоевания славы, привлечения всеобщего внимания, с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Тщеславный человек полностью утрачивает способность оценивать свои поступки с точки зрения их общественного значения. Последнее он учитывает лишь постольку, поскольку это отвечает его жажде славы. Такой человек вообще не способен самостоятельно оценивать существо своих действий, его интересует лишь внешний эффект, привлекающий внимание окружающих, тщеславие представляет собой преувеличенную меру самолюбия, когда стремление быть ничем не хуже других людей перерастает в желание казаться лучше других.

Честность - моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие.

Честолюбие - Социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, которые совершаются ради общественных почестей, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни. Во многом сходно с тщеславием; в честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его личными амбициями. Но в отличие от тщеславия честолюбие связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды. В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека, честолюбие приобретает значение позитивного морального качества личности.

Чуткость - моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям и чувствам; понимание мотивов, которыми руководствуются люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Являясь требованием нравственности, вытекающим из общего принципа гуманизма, чуткость тесно связана с другими нравственными качествами (Уважение, Великодушие, Скромность, Сочувствие, Благородство, Доверие). Вместе с тем чуткость, поскольку она относится к области повседневных взаимоотношений людей, представляет собой составную часть нравственной культуры личности. Она исключает грубость, чванство, высокомерие, нетерпимость, подозрительность и недоверие к людям, как в личных, так и служебных, деловых, политических отношениях.

Эгоизм - жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.

Этический словарь

Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

    Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Бескорыстность – умение человека быть чуждым личных интересов, выгоды, материального поощрения.

    Вежливость – умение человека соблюдать правила приличия, быть воспитанным, учтивым.

    Взаимопомощь – взаимная помощь друг другу

    Дисциплинированность – верность слову и делу, ответственность за порученное дело.

    Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

    Доброжелательность — качество человека, которое проявляется в умении и желании делать добро другим людям, радоваться чужим успехам.

    Доверие – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, правильности чего-либо.

    Достоинством называют такое нравственное отношение человека к самому себе, которое исходит из признания ценностей каждого человека как нравственной личности.

    Искренность – умение человека выражать свои подлинные чувства и эмоции.

    Коллективизм – коллективное начало, как принцип жизни и деятельности людей.

    Любовь — чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

    Любознательность – склонность человека к приобретению новых знаний и умений.

    Мечтательность – стремление к выполнению своей заветной мечты

    Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

    Преданность — чувство любви и верности к кому-либо.

    Скромность – умение человека быть сдержанным в обнаружении своих заслуг, достоинств, простота и умеренность в общении.

    Смелость — уверенное, решительное поведение в трудной ситуации.

    Сочувствие – умение понять, почувствовать эмоциональное состояние другого человека, помочь ему.

    Сопереживание – умение переживать за других и вместе с другими умение утешить, подержать в трудную минуту.

    Справедливость – умение давать правильную нравственную оценку своим и чужим поступкам.

    Стыд – чувство сильного смущения от осознания предосудительного поступка, вины

    Терпимость – умение без вражды, миролюбиво относится к чужому мнению, характеру.

    Товарищество — качество, основанное на взаимопонимании, доверии, общности интересов между людьми.

    Точность – качество, выражающееся в умении делать что-то своевременно, точно в срок.

    Трудолюбие – качество человека, характеризующееся в желании человека трудится.

    Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-то достоинств.

    Целеустремленность — стремление достичь поставленную цель.

    Честность – неспособность к аморальным, антиобщественным поступкам.

    Чуткость – это такое отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их заботам и интересам, мыслям и чувствам.

Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру.

Стыд – внутреннее сознание предосудительного, уничиженье, самоосуждение, раскаянье и смиренье, внутренняя исповедь перед совестью.

Достоинство – особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.

Долг – ответственность человека перед обществом и перед своей совестью.

Честь – хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 2. Целомудрие, непорочность.

Целомудрие – 1. Девственность. 2. Строгая нравственность, чистота.

Скромность – это внутреннее достоинство и самоуважение, умеренность во всех требованиях.

Милосердие – готовность бескорыстно помогать людям, деятельное сострадание.

Положительные качества характера ребёнка, которые необходимо развивать в мальчиках:

    Вера (отсутствие сомнений)-потребность признания духовных реальностей и их главенствующего значения в жизни человека;

    Мужество-потребность принять на себя то, что является обязанностью мужчины, мужа не в бытовом, а в общечеловеческом смысле этого слова: защиту слабых и угнетённых, пропитание семьи и управление ею, выполнение наиболее тяжёлого труда и ответственность за всё перечисленное;

    -надёжность-потребность выполнить все взятые на себя обязательства;

    -храбрость-потребность поставить себя в опасную ситуацию ради блага других людей;

    -целеустремлённость;

Основные качества характера, которые необходимо развивать в девочках:

  • -ласковость-потребность обнаружить своё доброе отношение к человеку путём доставления ему телесного и словесного утешения;

  • -чуткость-потребность замечать малейшие изменения эмоционального состояния окружающих;

  • -заботливость-потребность трудиться для выполнения должного ради блага других людей;

  • -уступчивость-готовность отказаться от личных выгод и удобств в пользу другого человека;

  • -кротость-«Переносить всё-есть кротость»(Библия);

  • -чистоплотность;

  • -аккуратность;

  • -жалость-потребность разделить с человеком труд перенесения скорбей и страданий и тем облегчить и уменьшить их;

  • -стыдливость-потребность не заглушать развлечениями ощущения нарушения тобой справедливости;

  • -верность-потребность не отрекаться от исповедуемых тобой взглядов;

  • -добродетель;

  • -скромность-потребность не привлекать к себе внимание;

  • -женственность;

  • -интерес к искусству;

  • -следование своему предназначению (материнству).

Вечные истины

Береги платье снову, а честь смолоду.

Честь лучше бесчестья.

Где любовь да совет, там и горя нет.

Тот человек пустой, кто полон самим собой.

Совесть без зубов, а загрызёт.

За совесть, за честь хоть голову снесть.

Скромность украшает человека.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

ЭТИКА

ЭТИКА

1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Этика стоиков. Идеалистическая этика Канта. Материалистическая этика.

2. Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества, какой-нибудь общественной группы, профессии. Партийная этика. Врачебная этика. Физкультурная этика. Буржуазная этика. Пролетарская этика.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЭТИКА" в других словарях:

    этика - этика, и … Русский орфографический словарь

    1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия

    Этика - Этика ♦ Éthique Часто служит ярким синонимом морали. Поэтому, если не ставить себе целью их строгое различение, лучше все таки говорить не этика, а мораль. Но если такую цель поставить? Этимология здесь нам не помощница. Слова «мораль» и… … Философский словарь Спонвиля

    - [лат. ethica Словарь иностранных слов русского языка

    этика - и, ж. éthique f., нем. Ethik <, лат. ethica <гр. ethos обычай, характер. 1. Наука о нравственности, о правилах поведения человека как форме общественного сознания. БАС 1. Идеалистическая этика Канта. Уш. 1940. 2. Нормы поведения, мораль… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (греч. ethika: от ethos нрав, обычай, характер, образ мысли) 1) на уровне самоопределения теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; 2) практически на протяжении всей истории Э. обоснование той или иной конкретной… … История Философии: Энциклопедия

    Ученіе о нравахъ (нравственности), мораль. Этическій къ этикѣ, къ нравамъ относщійся. Ср. Кричимъ мы громко: этика! Но царствуетъ шантажъ Разсчетъ и ариѳметика; Въ итогѣ авантажъ. *** Афоризмы. Ср. Отъ ставки воздержаться не можемъ, а туда же о… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Мораль, нравственность; моральный кодекс, этические нормы Словарь русских синонимов. этика см. мораль Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    - (греч. ethos – привычка, обычай) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность, ее принципы и механизмы действия. Как обозначение особой области исследования термин впервые был употреблен Аристотелем. (лат. ethica, от гр. ethos –… … Энциклопедия культурологии

    - (греческое ethike, от ethos обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о… … Современная энциклопедия

Книги

  • Этика , П. А. Кропоткин. Издание 1991 года. Сохранность хорошая. Сборник включает избранные труды по этике ведущего теоретика русского анархо-коммунизма П. А. Кропоткина. Среди них не толькоего последнее произведение…

Этический словарь

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

    Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Бескорыстность – умение человека быть чуждым личных интересов, выгоды, материального поощрения.

    Вежливость – умение человека соблюдать правила приличия, быть воспитанным, учтивым.

    Взаимопомощь – взаимная помощь друг другу

    Дисциплинированность – верность слову и делу, ответственность за порученное дело.

    Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

    Доброжелательность - качество человека, которое проявляется в умении и желании делать добро другим людям, радоваться чужим успехам.

    Доверие – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, правильности чего-либо.

    Достоинством называют такое нравственное отношение человека к самому себе, которое исходит из признания ценностей каждого человека как нравственной личности.

    Искренность – умение человека выражать свои подлинные чувства и эмоции.

    Коллективизм – коллективное начало, как принцип жизни и деятельности людей.

    Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

    Любознательность – склонность человека к приобретению новых знаний и умений.

    Мечтательность – стремление к выполнению своей заветной мечты

    Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

    Преданность - чувство любви и верности к кому-либо.

    Скромность – умение человека быть сдержанным в обнаружении своих заслуг, достоинств, простота и умеренность в общении.

    Смелость - уверенное, решительное поведение в трудной ситуации.

    Сочувствие – умение понять, почувствовать эмоциональное состояние другого человека, помочь ему.

    Сопереживание – умение переживать за других и вместе с другими умение утешить, подержать в трудную минуту.

    Справедливость – умение давать правильную нравственную оценку своим и чужим поступкам.

    Стыд – чувство сильного смущения от осознания предосудительного поступка, вины

    Терпимость – умение без вражды, миролюбиво относится к чужому мнению, характеру.

    Товарищество - качество, основанное на взаимопонимании, доверии, общности интересов между людьми.

    Точность – качество, выражающееся в умении делать что-то своевременно, точно в срок.

    Трудолюбие – качество человека, характеризующееся в желании человека трудится.

    Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-то достоинств.

    Целеустремленность - стремление достичь поставленную цель.

    Честность – неспособность к аморальным, антиобщественным поступкам.

    Чуткость – это такое отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их заботам и интересам, мыслям и чувствам.

Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру.Стыд – внутреннее сознание предосудительного, уничиженье, самоосуждение, раскаянье и смиренье, внутренняя исповедь перед совестью.Достоинство – особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.Долг – ответственность человека перед обществом и перед своей совестью.Честь – хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 2. Целомудрие, непорочность.Целомудрие – 1. Девственность. 2. Строгая нравственность, чистота.Скромность – это внутреннее достоинство и самоуважение, умеренность во всех требованиях.Милосердие – готовность бескорыстно помогать людям, деятельное сострадание.

Положительные качества характера ребёнка, которые необходимо развивать в мальчиках:

    Вера (отсутствие сомнений)-потребность признания духовных реальностей и их главенствующего значения в жизни человека;

    Мужество-потребность принять на себя то, что является обязанностью мужчины, мужа не в бытовом, а в общечеловеческом смысле этого слова: защиту слабых и угнетённых, пропитание семьи и управление ею, выполнение наиболее тяжёлого труда и ответственность за всё перечисленное;

    -надёжность-потребность выполнить все взятые на себя обязательства;

    -храбрость-потребность поставить себя в опасную ситуацию ради блага других людей;

    -целеустремлённость;

Основные качества характера, которые необходимо развивать в девочках:

  • -ласковость-потребность обнаружить своё доброе отношение к человеку путём доставления ему телесного и словесного утешения;

  • -чуткость-потребность замечать малейшие изменения эмоционального состояния окружающих;

  • -заботливость-потребность трудиться для выполнения должного ради блага других людей;

  • -уступчивость-готовность отказаться от личных выгод и удобств в пользу другого человека;

  • -кротость-«Переносить всё-есть кротость»(Библия);

  • -чистоплотность;

  • -аккуратность;

  • -жалость-потребность разделить с человеком труд перенесения скорбей и страданий и тем облегчить и уменьшить их;

  • -стыдливость-потребность не заглушать развлечениями ощущения нарушения тобой справедливости;

  • -верность-потребность не отрекаться от исповедуемых тобой взглядов;

  • -добродетель;

  • -скромность-потребность не привлекать к себе внимание;

  • -женственность;

  • -интерес к искусству;

  • -следование своему предназначению (материнству).

Вечные истины

Береги платье снову, а честь смолоду.Честь лучше бесчестья.Где любовь да совет, там и горя нет.Тот человек пустой, кто полон самим собой.Совесть без зубов, а загрызёт.За совесть, за честь хоть голову снесть.Скромность украшает человека.Доброе слово лучше мягкого пирога.