Сегодня приятный пост про очень приятную леди, любимицу Британии. Ле́ди Елизаве́та Бо́уз-Ла́йон (англ. Lady Elisabeth Bowes-Lyon, 4 августа 1900 - 30 марта 2002) - супруга короля Георга VI и королева-консорт Соединённого Королевства в 1936-1952 как Королева Елизавета (англ. Queen Elizabeth), последняя императрица Индии (1936-1950), Лорд-Хранитель Пяти Гаваней (1978-2002).
Мать ныне царствующей королевы Елизаветы II (после смерти мужа носила, для отличия от тёзки-дочери, титул Королева-мать (англ. Queen Mother)).
Королева-мать - один из двух членов британского королевского дома, проживший более 100 лет (другой была герцогиня Глостерская Алиса, урождённая Монтегю, 1901-2004).


Элизабет в возрасте семи лет.


С братом в 1904 году. Просто ангелочки


С братом в 1915 году

Принц Альберт, герцог Йоркский (в семье - «Берти»), был вторым сыном Георга V. В первый раз он предложил Елизавете выйти за него замуж в 1921 году, но она отказала, «боясь, что никогда больше не сможет свободно мыслить, говорить и действовать, не так, как чувствую, а как должна». Когда он заявил, что не женится ни на какой другой, его мать, королева Мария, посетила Гламис и убедилась, что Елизавета -- «единственная девушка, которая могла бы сделать Берти счастливым», но вмешиваться не стала. В то время за Елизаветой ухаживал также Джеймс Стюарт, конюший Альберта, пока не уехал в Америку.
В феврале 1922 года Елизавета была подругой невесты на свадьбе сестры Альберта, принцессы Марии, виконтессы Ласселлс. В следующем месяце Альберт снова предложил выйти замуж и вновь получил отказ. Наконец, в январе 1923 года Елизавета согласилась выйти замуж, несмотря на опасения о жизни в королевской семье. Они поженились 26 апреля 1923 года в Вестминстерском аббатстве. Елизавета положила букет к могиле Неизвестного солдата по дороге в аббатство: этот жест копировала каждая невеста из королевской семьи, хотя последующие невесты делали это на обратном пути, от алтаря. После свадьбы она стала именоваться Её Королевское Высочество герцогиня Йоркская; молодожены провели медовый месяц в Полсден-Лейси, усадьбе в графстве Суррей, а затем отправились в Шотландию.


Леди Элизабет вместе со своими родителями и герцогом Йоркским в январе 1923 г. незадолго до обручения


Элизабет с матерью в 1923 году


Слева направо королева Мэри, король Георга VI, принцесса Анна, герцог Эдинбургский, королева Елизавета, королева мать и малютка принц Чарльз


Катакомбы - одна из интереснейших достопримечательностей Рима . Построенные в период раннего христианства, они выполняли функцию усыпальниц. До настоящего времени туристы могли посетить шесть катакомб, в этом месяце для осмотра открываются катакомбы Домитиллы. Они признаны самыми большими в итальянской столице. Несколько десятилетий здесь проводились реставрационные работы, и теперь все желающие могут увидеть недавно обнаруженную и отреставрированную коллекцию античных фресок , возраст которой - 1600 лет !



В лабиринте катакомб Домитиллы - более 26 250 гробниц. Первооткрывателем этих катакомб в 1593 году стал итальянский археолог Антонио Босио. В сопровождении двух художников он исследовал подземелья, и они создали копии фресок, украшающих стены подземного лабиринта. Примечательно, что Босио нашел, в числе прочих, и фрески, которые восстанавливали современные археологи. Об этом свидетельствует имя Босио, написанное на одной из них. Судя по всему, Антонио был достаточно тщеславным и решил так увековечить память о своих открытиях.

Активно изучать катакомбы Домитиллы стали в XIX веке, в частности, здесь работал акварелист из России Федор Рейман. Он очень точно срисовал фрески, которые уцелели на протяжении веков. Первые снимки античных фресок были опубликованы исследователем Иосифом Вильпертом: кадры были черно-белыми, но фотограф вручную раскрасил их в цвета оригинальных настенных изображений.


Новейшие реставрационные работы проводились в двух погребальных камерах, которые называются кубикулами. При помощи новейших технологий археологи удалили со стен слои пыли, грязи и нагара от масляных ламп. Их усилия были щедро вознаграждены: они обнаружили древние фрески, о которых до настоящего времени не было известно.


Судя по изображениям на цветных фресках, ученые предполагают, что в этих камерах могла быть похоронены семья пекарей. Помимо библейских картин и сцен из Ветхого и Нового Завета, археологи обнаружили рисунки, на которых запечатлен быт римлян. По словам руководительницы Папской комиссии Ватикана по священной археологии Барбары Мацзей, тематика фресок соответствует переходному периоду от язычества к христианству, который происходил в то время.


На фресках также предположительно изображены святые мученики - Ахиллей и Нерей. Согласно преданиям, этих воинов силой заставили принять христианство, они умерли мученической смертью во времена правления императора Диоклетиана. Тела их были похоронены в катакомбах Домитиллы, и лишь спустя годы переданы в специально построенный храм, названный в их честь. Основываясь на этом факте, Барбара Мацзей допускает, что фрески могут быть датированы концом IV века нашей эры.


Новая выставка в катакомбах открывается в июне 2017 года, в экспозиции будет представлено множество экспонатов, датируемых II-V вв. н.э., найденные в различных катакомбах Рима. В катакомбах Домитиллы реставраторы впервые использовали специальное лазерное оборудование для того, чтобы миллиметр за миллиметром очистить стены усыпальницы. Результат превзошел все ожидания!


Останки святых, которые покоятся в подземных лабиринтах, получили название «Катакомбные Святые». Они по праву считаются , поскольку их скелеты облачены в дорогую одежду и украшены драгоценными камнями!

По материалам сайта nytimes.com

Жизнь и смерть в древнехристианских катакомбах

«В Риме есть что-то даже кощунственно е», — писала в 1960-х годах Анна Ахматова, ощутившая в этом городе накал непрекращающейся борьбы язычества с христианством. Его остро чувствуешь и сегодня. Здесь вас то и дело норовят схватить за рукав мелкие жулики, проститутки, торговцы подделками. Но есть и другой Рим — спокойный, величественный, сохранивший святыни христианства, мощи тысяч мучеников. Православного паломника, посетившего Вечный город, дороги непременно приведут в римские катакомбы. Они под землей, но возносятся над ней гораздо выше, чем гигантская колонна Траяна.

Зачем христиане первых веков спускались под землю?

Христианство пришло в столицу Римской империи во второй половине I века н. э. вместе с апостолом Петром и его учениками и сразу же нашло множество последователей среди людей всех социальных слоев, от рабов до консулов. Некоторое время христиан воспринимали безразлично — мало ли странных восточных культов приплыло в столицу из Азии. Новой верой в Риме сложно было кого-то удивить, а тем более вызвать чью-то ненависть. От представителей всех религий требовали только одного: чтобы они признавали богом императора. Разумеется, сами императоры, не считая психически нездорового Нерона, и большинство тех, кто признавал-таки их богами, в божественность кесарей не верили. Как сказал император Веспасиан в III веке н. э., «кто хочет убедиться, что я человек, пусть спросит об этом у раба, который выносит мой ночной горшок». Итак, это требование носило чисто политический характер. К христианам оно относилось точно так же, как и ко всем остальным. Но вот когда выяснилось, что последователи новой «иудейской секты» почему-то настаивают на существовании всего одного Бога, и Бог этот — отнюдь не император, христиане испытали на себе всю тяжесть карающей руки властей империи. Началась эпоха гонений.

И все-таки, вопреки широко распространенному заблуждению, первые христиане строили катакомбы не для того, чтобы прятаться от преследовавших их императорских солдат. В катакомбах никто никогда не жил. Да это и невозможно. Жить в подземном коридоре, где крупный человек едва не задевает стены локтями, где всегда темно, а вокруг лежат мертвые, невозможно. Главным назначением катакомб было захоронение умерших последователей Христа отдельно от язычников, совершение погребальных обрядов и иногда — Литургии.

Мы спускаемся по длинной, очень крутой лестнице, и каменные своды смыкаются над нашими головами. Меня сопровождает отец Эдуард, католический священник, иезуит и декан Богословского факультета Папского Восточного института. Он говорит по-русски с сильным акцентом. Белый свет ветреного зимнего дня исчезает за поворотом, и отец Эдуард тихо говорит: «Похоже на ваши Киевские пещеры, да?» Я вынужден признаться, что никогда не бывал в пещерах Киево-Печерской лавры. Отец Эдуард удивленно поднимает брови и говорит: «Мне кажется, каждый русский должен побыть там. Это очень важно, итальянцы заботятся про свою историю, а вы — меньше». Мои шаги глухо отдаются в каменных стенах, и я слушаю описание киевских пещер, о которых мне рассказывает католический священник-иезуит за тысячу километров от Киева. Отец Эдуард говорит, что отшельнические пещеры возле Киева и римские катакомбы очень похожи. Вся разница в том, что катакомбы — это кладбище, здесь никогда не жили христианские подвижники.

Кладбище единоверцев

Как правило, основой катакомб были частные владения, на территории которых состоятельные римляне, принявшие христианство, хоронили своих близких и домочадцев. Иногда владелец такого фамильного склепа завещал его Церкви для захоронения в нем всех христиан. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи на греческом и латыни, сохранившиеся на стенах катакомб святого Каллиста: «Усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам». Такие подземные захоронения расширялись, объединялись между собой и становились важной частью жизни первых последователей Христа.

Кстати, первые христиане — создатели катакомб, использовали слово «цеметериум» (от лат. «покои»). Катакумбосом называлось лишь одно из подземных кладбищ, впоследствии известное как катакомбы святого Севастьяна. После падения Римской империи лишь Катакумбос (от греч. k atakymbos — углубление) сохранился нетронутым и доступным для изучения историкам Средневековья, поэтому со временем все подземные захоронения стали называть катакомбами.

Callist_Cripta_papi Крипта пап (Cripta dei Papi) в Сан-Каллисто – один из тех первоначальных центров, вокруг которых разрослись катакомбы. В III веке здесь были погребены двенадцать римских епископов, большинство из которых прославились как мученики или исповедники. В V-VIII веках их мощи были перенесены в различные римские храмы

Старейшие римские катакомбы появились еще в дохристианский период истории города. Однако только с приходом христианства в Рим они стали действительно важным явлением в жизни столицы империи.

Христианская община Рима считала своим долгом обеспечить всем единоверцам захоронение на христианском кладбище. Однако, не располагая достаточными средствами, первые христиане могли позволить себе лишь очень простые похороны. Усопшего омывали, иногда натирали благовониями и заворачивали в саван. После этого тело клали в стенную нишу и замуровывали отверстие терракотовой или, реже, мраморной плитой, на которой высекалось имя почившего и лаконичная эпитафия. В стену рядом с захоронением часто вделывался масляный светильник или сосуд с благовониями. Иногда в одну нишу клали несколько тел, как правило членов одной семьи, но большинство захоронений — одиночные. Ниши с телами умерших высекались в стенах катакомб в пять-шесть ярусов, поэтому, при узких проходах, коридоры катакомб очень высокие — иногда достигают пяти метров в высоту.

В более поздние времена простые ниши иногда заменяли на аркосолии — невысокие глухие арки в стене, под которыми в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие захоронения располагалось не сбоку, а сверху. В аркосолиях часто хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении Литургии.

Иногда в основных коридорах делали небольшие боковые комнаты – кубикулы, обычно служившие фамильными склепами или местами захоронения наиболее почитаемых мучеников и пап. Изредка встречаются в катакомбах могилы, выдолбленные прямо в полу кубикулов и даже проходов.

Людей, занимавшихся выкапыванием катакомб и содержанием их в порядке, христиане называли фоссорами. Их портреты часто встречаются на стенах — фоссоров изображали с инструментами их ремесла: кирками, лопатами и масляными лампами. Руководили фоссорами люди, специально назначаемые римским епископом. Большинство катакомб названы именно в честь этих управляющих, как, например, катакомбы Сан-Каллисто, названные так в честь протодиакона Каллиста, по поручению общины руководившего созданием подземных захоронений в I или II веке.

По образцу древних хранителей гробниц современные работники катакомб также называются фоссорами. Они проводят дальнейшие раскопки и являются проводниками по недоступным обычным туристам неосвещенным коридорам, составляющим большую часть катакомб.

«Да внидут во ад живи»

Отчасти из-за того, что христианские обряды часто совершались в подземных кладбищах, в I – II веках среди римского плебса ходили слухи, что христиане издеваются над трупами, закапывают живьем младенцев и т. д. Сплетни распускались с молчаливого согласия властей, искавших козла отпущения, на которого можно было бы свалить все социальные проблемы. На стенах катакомб св. Каллиста по сей день сохранилась выцарапанная кем-то надпись: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!»

В катакомбах хоронили не только бедняков и рабов, не имевших фамильного склепа, но и жертв гонений, мучеников и даже епископов Рима. Именно отсюда произошел обычай служить Литургию на мощах святых. В катакомбах св. Каллиста похоронено девять пап и неисчислимое число мучеников, среди них — особо почитаемая итальянцами святая Цецилия (II – III века). Дочь благородных родителей, она с юных лет уверовала во Христа и носила под пышными одеждами власяницу. Цецилия обратила к Богу своего жениха, молодого патриция Валерия, и еще множество римлян, за что и была приговорена к смерти. Мощи св. Цецилии были обретены в 1599 году, после чего скульптор Стефано Мадерно создал ее знаменитую статую, которая сейчас находится в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере.

Туф (порода, в которой выкапывали подземные галереи для захоронений) порист и очень мягок, почти крошится в руках, поэтому в нем можно выкопать сложные системы переходов, используя лишь лопаты, кирки и ломы. Зато на воздухе туф быстро твердеет, поэтому катакомбы и просуществовали так долго.

Как правило, в катакомбах были небольшие залы для собраний и трапезные для поминовения усопших. Светильников не было, катакомбы освещались либо через шахты, пробитые в потолке, либо свечами, которые посетители приносили и уносили с собой. Поэтому на большей части площади катакомб лежал непроглядный мрак. «Здесь такая темнота, что почти сбывается это пророческое изречение: “Да внидут во ад живи”», — писал блаженный Иероним, в молодости учившийся в Риме. В наши дни в той части катакомб, которую показывают туристам, на перекрестьях переходов висят голые лампочки, однако многие десятки километров подземных ходов так и лежат во тьме вот уже более пятнадцати веков. Прижимаюсь лицом к ржавой стальной решетке, отделяющей туристскую часть от лабиринта извилистых непроглядно-черных переходов, и пытаюсь представить, как чувствовали себя здесь наши далекие предшественники. Экскурсовод окликает, напоминая, что отставать нельзя — иначе потеряешься. Здесь немудрено заблудиться так, что и не найдут никогда.

Опустошенные и забытые

В V веке, с фактической легализацией христианства при Константине Великом, катакомбы перестают быть местом захоронения усопших, зато становятся местом активного паломничества — ведь в них были захоронены тысячи, если не десятки тысяч святых Западной Церкви. Паломники часто оставляли на стенах рисунки и надписи, впоследствии ставшие важным источником информации для исследователей. Но вскоре по указаниям римских епископов мощи святых стали переносить в городские церкви и соборы. Так, папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона, одного из крупнейших соборов Рима на тот момент, вывез из катакомб тридцать две (!) повозки с мощами святых, а при папе Пасхалии из катакомб было извлечено две тысячи триста мощей святых. Об этом гласит надпись на стенах одной из базилик.

Лишенные мощей мучеников, катакомбы были забыты. В Средние века их посещали лишь грабители могил и немногие любознательные путешественники. Лишь в XVI веке о катакомбах вспомнили снова. Их изучением занялся Онуфрий Панвинио, хранитель папской библиотеки, и Антонио Бозио, историк. Раскопки они не вели, а лишь спускались в уже известные катакомбы, копировали рисунки на стенах и пытались расшифровать надписи.

По-настоящему масштабное изучение катакомб началось лишь в XIX веке, и, как ни странно, важную роль в нем сыграл наш соотечественник. Помимо итальянских археологов Джузеппе Марки и Джованни Батисто Де Росси, большой вклад в исследование катакомб внес русский художник-акварелист Ф. П. Рейман, в конце XIX века создавший более ста копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок.

С 1929 года изучением и охраной катакомб занималась Папская комиссия священной археологии. С этого момента начинается тщательный сбор и опись всех предметов, найденных в катакомбах, от тел умерших до осколков глиняной посуды и серебряных монет.

Всего в Риме пять крупных христианских катакомб — св. Каллиста, Домитиллы, Присциллы, св. Себастьяна и св. Агнессы. Катакомбы св. Каллиста расположены возле Аппиевой дороги, той самой, по которой уходил из Рима потерявший надежду на успех своей проповеди апостол Петр. Здесь ему явился сам Христос. Спаситель спросил Петра: «Куда идешь?» Петр рассказал Господу о тяготах проповеди христианства в языческом и развращенном Риме, и Бог дал ему сил вернуться. Недалеко от входа в катакомбы св. Каллиста стоит небольшая церковь, построенная на том месте, где, согласно преданию, Петр говорил с Богом. У входа в эту часовню лежит гранитная плита с отпечатками двух ступней. Жители Рима говорят, что это — ноги апостола Петра.

Катакомбы Сан-Каллисто — самые крупные в Риме, они имеют протяженность в двадцать километров и содержат сто семьдесят тысяч захоронений. Туристам доступна лишь очень малая часть гигантского лабиринта, который еще не до конца изучен даже археологами. В этих катакомбах итальянцы с гордостью показывают приезжим первые известные историкам изображения Евхаристии. Также часто встречается изображение рыбы — одного из древнейших христианских символов.

Трудно описать ощущения, которые испытываешь, когда при тусклом свете голой электрической лампочки ты видишь полустертые, угловатые, бледные рисунки на могильных плитах, которые старше тебя на восемнадцать веков. Что чувствовал блаженный Августин, стоявший на этом самом месте полторы тысячи лет назад? А Лютер, который молился о даровании веры здесь же, в душных переходах римских подземных кладбищ?

Я поднимаюсь по крутым, истертым ногами миллионов паломников ступеням, открываю простую стеклянную дверь — такая могла бы быть в супермаркете или офисе — и выхожу на воздух. Меня встречает легкий запах померанцев, растущих у входа. Холодный зимний ветер после жара подземного лабиринта кажется обжигающим. Медленно бреду вниз по Аппиевой дороге — к центру города. Там меня снова встретят шум, крики, пыль, пестрая разноязыкая толпа. Здесь же – тихо и почти безлюдно. Катакомбы находятся в стороне от исторического центра и даже не обозначены на туристической карте, что не удивительно – в древнем Риме захоронения располагались за чертой города. Но только здесь, в этих не тронутых современностью подземельях, можно по настоящему прикоснуться к той далекой эпохе, которая именуется первохристианской.

Серафим ОРЕХАНОВ