Как к святыне, безоговорочно веря в каждое ее слово. И это правильно, однако, чего, греха таить, есть некоторые события, описанные в Святом писании, действия которых не вмещаются в наш разум. Как мог ожить Лазарь, который уже начал разлагаться? Как воскрес Иисус в человеческом теле? Чем дышал трое суток во чреве кита пророк Иона?

Именно книга пророка Ионы вызывает более всего споров, миф или правда то, что человека проглотила рыба, и он выжил после этого.

История Ионы

Это случилось в восьмом веке до нашей эры. Ниневия была городом в Ассирийском государства, «слава» о распутных, жестоких людях которого была известна всем. Мерзкие поступки ниневитян вызывали негодование Бога, но Его любовь к людям была выше Его суда.

Столица Ассирии — Ниневия

Творец выбрал пророка Иону с миссией посланиям злым жителям Ниневии о том, что, если они не прекратят бесчинствовать, Бог уничтожит город.

Страх овладел посланником Божьим, и он решил бежать в другую страну, сев на корабль. Во время путешествия огромный шторм накрыл корабль, моряки поняли, что это гнев Бога и начали искать виновника, Иона признался, что это он и был выброшен за борт.

По проведению Божьему пророка проглотил кит, подержал его там 3 дня и выплюнул. (Матв.12:40)

Кит выбросил Иону на берег Ниневии

Звучит, как сказка или миф. Иона во чреве кита молился, безусловно, за это время он осознал, как опасно не выполнять велений Всевышнего.

Как часто мы, люди, читаем слово Божье, понимаем, что идем не тем путем, но упрямо делаем неугодные Богу дела, а потом, попадая в проблемы, кричим и взываем к Создателю.

Внимание! История Ионы призвана научить христиан слушать с первого раза повеления Господа, следовать Его Промыслу .

Пророк дошел до Ниневии, со страхом передал послание Бога, ожидая смерти за плохую весть. Его удивлению не было конца, когда весь город оделся в рубища, на три дня был объявлен пост, когда даже воду не пили, люди посыпали волосы пеплом и молили Создателя о помиловании.

Эти дни Иона сидел под стенами города, в тени густого дерева и ждал Божьего наказания. Любящий Господь увидел искреннее покаяние ниневитян и даровал им жизни. Ниневия простояла еще 100 лет, после чего она была разрушена.

Милость Господня вызвала недоумение у пророка. Его возмутило и то, что дерево, дававшее тень, по слову Божьему засохло в одно мгновение, на что Бог дал ответ. Творец сказал пророку, что он пожалел дерево, которое не сажал. Господь же создал людей города, это Его творения, как же Он мог их уничтожить, видя раскаяние.

Важно! Чудесное знамение для всех живущих на земле - Бог всегда отвечает на искренние молитвы, забывает грех после искреннего раскаяния.

О духовной жизни:

Действительность или сказка

Позиция православной церкви в этом вопросе однозначна, она делает акцент не на чудо, а на милость Бога, который спас Иону и Ниневию.

Пророк Иона

Почему-то все верят, что огромное дерево, дававшее тень взрослому человеку, может засохнуть в один день, а вот выжить во чреве кита невозможно. Мир ученых ничего не берет на веру, ему нужны доказательства и примеры.

На еврейском языке ничего не сказано о том, что Иону проглотил кит, там написано, что это было живое чудовище. Древние картинки начали изображать в качестве морского чудища голубого кита, возможно, этому поспособствовали огромные размеры кита.

Тогда еще люди не знали, что горло кита не способно проглотить даже большой апельсин. Голубой кит питается маленькими креветками и крилем, отсюда возникло и недоверие к посланию пророка Ионы. Не мог проглотить пророка и кашалот с огромным ртом, который тщательно пережевывает пищу, так что Ионе в этом случае не оставалось никакого шанса на жизнь.

Особый интерес у ученых вызвал кит-финвал. Эта громадина порой достигает 25 метров по длине, но самое интересное, его желудок разделен на 6 камер, а в голове находится камера с воздухом, через которую огромное морское чудовище дышит. Процесс улова выглядит таким образом, что вначале заглатываемая пища поступает в воздушную камеру, а оттуда в желудок.

Финвал — родственник синего кита и второе по величине животное планеты

Кстати, размер камеры равняется почти 200 кубическим метрам, так что Иона спокойно мог пробыть там трое суток.

Моряки добили морское животное, но при этом обнаружили, что среди них нет двух товарищей. Все решили, что они утонули во время битвы с великаном. Целый день и ночь китобойцы разделывали китовую тушу.

Когда очередь дошла до желудка, который постоянно шевелился, никто не удивился, ибо часто из чрева кита вытаскивали полуживых кальмаров и даже акул. Каково же изумление всей команды, когда после нескольких ударов ножа под ноги морякам вывалилось покрытое слизью тело Джеймса Бартли, который был в обмороке.

Через три недели моряк пришел в полное сознание, описал «свое путешествие» по желудку в кромешной тьме и слизи.

Важно! Современный Иона-Бартли доказал правдивость истории Ионы, еще подтвердив ценность посланий Святого писания.

Видео о пророке Ионе и ките

Было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нём, ибо злодеяния его дошли до Меня».

И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня. И пришёл в Иоппию, и нашёл корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошёл в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа.

Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от неё. Иона же спустился во внутренность корабля, лёг и крепко заснул.

И пришёл к нему начальник корабля и сказал ему:

Что ты спишь? Встань, воззови к Богу твоему. Может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем.

И сказали друг другу:

Пойдём, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда.

И бросили жребии, и пал жребий на Иону. Тогда сказали ему:

Скажи нам, за кого постигла нас эта беда? Какое твоё занятие, и откуда идёшь ты? Где твоя страна, и из какого ты народа?

И он сказал им:

Я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.

И устрашились люди страхом великим и сказали ему:

Для чего ты это сделал? - ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им.

И сказали ему:

Что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? - ибо море не переставало волноваться.

Тогда он сказал им:

Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря.

Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море всё продолжало бушевать против них. Тогда воззвали они к Господу и сказали:

Молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную. Ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!

И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты.

И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал:

К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: «Отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой». Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшёл, земля своими запорами навек заградила меня. Но Ты, Господи Боже мой, изведёшь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердого своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!

В моем экземпляре Ветхий завет (Танах) составляет 641 страницу. И только полторы страницы в нем занимает "Книга пророка Ионы". Всего полторы страницы текста...
Почему, зачем, и главное, для чего включили ветхозаветные мудрецы в нашу великую Книгу коротенький рассказ о нескольких эпизодах из жизни этого пятого из 12 так называемых "малых" пророков древнего Израиля? И почему именно его? Ведь он едва ли не единственный из известных нам пророков, посмевший ослушаться Бога? И зачем помещать в Танахе рассказ о таком событии, как спасение Богом чужого и враждебного евреям народа - ассирийцев и их столицы - Ниневии (Нинвэ), спасение народа, на совести которого судьба "десяти пропавших колен Израилевых". А главное, для чего помещен этот рассказ? И почему именно "Книгу пророка Ионы" читают евреи всего мира в синагогах в один из главных своих дней - в Иом-Кипур? Что должен вспоминать в этот День еврей, о чем он должен задумываться? О чем!???
Вот какие непростые вопросы вызывает эта полуторастраничная книга-"Книга пророка Ионы".
Но давайте по порядку. Мы знаем о пророке Ионе не очень много. Даже в сведениях о времени его жизни имеются расхождения. Так, например, "Иона, сын Амафиина, упомянут в Четвертой книге Царств (14:25) как житель Израиля конца 1Х в. до н. э. Однако Ниневия, о которой идет речь в Книге пророка Ионы, стала большим городом и столицей Ассирии лишь на сто лет позже" (примечание 30 к Книге девятой "Иудейских древностей" И. Флавия). Известно, что он был сыном Амафии из Гафхефера, что в колене Завулона (располагалось в районе так называемой Изреэльской долины). Есть предание о том, что он был сыном той самой "вдовы Сарептской" и был чудесным образом воскрешен из мертвых самим пророком Илией.
Считается, что пророк Иона жил во времена правления в Израильском царстве сына Иоаса, Иеровоама 11((786 - 746). "Этот царь так же презрительно относился к Предвечному и был человеком крайне беззаконным, почитал идолов и предавался различным совершенно неуместным иностранным привычкам, следствием чего были неисчислимые бедствия, которые он причинил народу израильскому" (И. Флавий. "Иудейские древности", т.1, с.491).
Тем не менее, отношения с царем у Ионы складывались вполне благополучные: так, например, "предприняв поход против сирийцев, Иеровоам, сообразно предсказаниям Ионы, подчинил своей власти всю их страну" (И. Флавий. "Иудейские древности", т.1, с.492).
Иное дело отношения с Богом: "Получив однажды от Господа Бога повеление отправиться в царство Нина и, придя в столицу последнего (Ниневию, Д.Г.), объявить там, что Нин лишится власти, пророк Иона испугался и не пошел туда" (И. Флавий."Иудейские древности",т.1,с.492).
Действительно ли он испугался или не хотел предупреждать о грядущих опасностях ненавистных ему ассирийцев (есть и такая версия) - об этом сейчас можно только гадать. Но факт остается фактом: пророк ослушался (!!) и "бежал от Господа Бога в город Иопу (Иоппию, нынче Яффо, Д.Г.), где он нашел судно, отплывавшее в киликийский город Тарс (Фарсис - финикийская колония в Испании, Д.Г.). Он сел на него и отплыл. Когда внезапно поднялась страшнейшая буря, грозившая потопить судно, матросы, кормчий и капитан стали молиться о миновении опасности, обещая (своим богам) благодарственные жертвоприношения; Иона же спрятался в трюме и не стал делать ничего такого, что делали все остальные. Тем временем, однако, буря все усиливалась и становилась все ужаснее от поднявшегося на море вихря; тогда корабельщики, предполагая, что кто-нибудь из пассажиров является виновником такой непогоды, стали кидать жребий, чтобы в точности узнать, кто причина их бедствий. И вот жребий пал на пророка. Когда они спросили его, откуда он и ради чего едет, то Иона отвечал, что он родом еврей и пророк Всевышнего. Вместе с тем он посоветовал им бросить его в море, если они хотят избавиться от угрожающей им опасности, ибо это он виновник бури. Корабельщики сперва не решались на такой поступок, считая нечестивым бросить на явную гибель чужеземца, да еще вдобавок доверившего им свою жизнь, Однако в конце концов их принудили к тому их собственная крайняя опасность, постоянно усиливавшаяся, то, что корабль был уже близок к окончательной погибели, а также настоятельные требования как самого пророка, так и боязнь за собственную жизнь, и они бросили его в море, после чего буря тотчас прекратилась. Существует предание, что Иона был проглочен китом и затем после трех дней и стольких же ночей, проведенных в ките, живым и здоровым изрыгнут у берегов Понта Эвксинского. Испросив после этого у Господа Бога прощение в содеянных прегрешениях, пророк отправился в Ниневию и, придя туда, стал на такое видное всем место, откуда все могли его услышать, и возгласил, что (ассирийцы) спустя короткое время лишатся своей власти над Азией. После этого предсказания он возвратился восвояси. Все эти подробности об Ионе я сообщил в таком виде, как я их нашел записанными (в книгах Св. Писания)" (И. Флавий."Иудейские древности",т.1,с.492 - 493). Я сознательно переписал из И.Флавия практически весь раздел, посвященный истории, приключившейся с пророком Ионой. И сделал это вот для чего. Во-первых, чтобы показать как просто и красиво излагает эту историю великий Историк. Во-вторых, чтобы отметить как он выражает свое "недоверие" к истории с "китом" (между прочим, иудейские источники называют его "большой рыбой", - откуда взяться киту в Средиземном и Черном морях? Д.Г.). И, наконец, чтобы показать как "оговаривается" великий патриот и радетель за свой народ Иосиф Флавий, излагая эту историю.
Обратимся к библейскому варианту "Книги пророка Ионы": "И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита. И сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих; однако я опять увижу святой храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел; земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи, Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего. А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу" ("Книга Пророка Ионы", 2, 2 - 11). И еще: "И было слово Господне к Ионе вторично: Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе" ("Книга Пророка Ионы", 3, 1 - 2). Но и это еще не все. Когда слова пророка о грядущем разрушении города и наказании его населения дошли до сознания жителей Ниневии и они вместе со своим царем "обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел" ("Книга Пророка Ионы", 3, 10), то "Иона сильно огорчился этим и был раздражен" ("Книга Пророка Ионы", 4, 1).
Но в ответ на претензии Ионы Бог сказал: "Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?" ("Книга Пророка Ионы", 4, 11).
"Чрево кита" - конечно, аллегория. Но в словах Библии, сказанных на этих полутора страницах, как мне кажется, заключены главные мысли, заповеданные нам предками:
Ибо нет никого выше Б-га.
И отказ следовать Его указаниям неминуемо наказуем.
И никогда не поздно, осознав свои ошибки, обратиться к Нему.
И, скорее всего, "обратившийся от злого пути своего" будет прощен, ибо Б-г милостив.
И это распространяется не только на евреев, но и на другие народы.
Может быть, именно поэтому и читают "Книгу пророка Ионы" евреи в Иом-Кипур...
А теперь послушайте, пожалуйста, то, что "рассказал" мне сам пророк Иона:

Монолог пророка Ионы - Встань и иди в Ниневию, пророк! - Но я бежал - прочь от лица Господня. Иоппия, корабль.И в путь - недолог срок: Всего - то в море три - четыре дня. Но буря! И корабль как щепка на волне. То Бог - велик и страшен в гневе! И кормчий - корабельщиков ко мне... Вина на мне!... Я у кита во чреве... Три дня во чреве! Господи, еси! Услышь мой голос из пучины моря! Спаси меня! Спаси меня! Спаси! Я выполню обет! Довольно горя! На суше я. И снова голос Бога: Встань и иди в Ниневию, пророк! И я пошел... Нелегкая дорога... Но я в Ниневии, хоть путь туда далек... Я говорил им: гневен Бог! Он уничтожит город, скот и вас! Во вретищах идите за порог, Молитесь. Может Он спасенье даст. Толпа поверила и во главе с царем Во вретищах, раскаясь во грехах, Молила Бога о спасении своем, Глядя на небеса сквозь схах. А я, Иона, вышел за врата И сел под кущей у восточной стороны. Я ждал, когда на город кара та Падет за все его вины... Но Бог, поверив в искренность толпы, Сам изменил намеренье свое: Он спас Ниневию от злой судьбы, Не ниспослал на пепел воронье... Тогда я к Богу возопил во гневе: Зачем же Ты меня сюда привел? Зачем топил меня в китовом чреве? Коль гнев на этот город не навел? И вдруг ответ из огненного зева: Как можно не жалеть людей, Не знающих, где право, а где лево! Я Бог вам! Бог! А не злодей... Дуйсбург, 3.11. 2002г. Не публиковалось.

Они являются сборником мудростей для последующих поколений. Давайте узнаем, о чем нам говорит притча об Ионе. Текст ее незамысловат, а расшифровки ученых богословов собраны в огромные тома. Что же такого рассказал современникам Иона, что потомки ломают голову до сих пор? Давайте разберемся.

Предварительное замечание

Необходимо отметить, в Ветхом и Новом Заветах содержится множество текстов, которые изучаются теми, кто желает освоить богословие. Они описывают вечные проблемы мира. К примеру, о столкновении народов, невозможности понять друг друга без выработки правил поведения, говорит Притча об Ионе имеет немного иной, но тоже извечный смысл. Нужно знать, что толкуют ее разные школы по-своему. Так уж получилось, библейские тексты каждый старается использовать, чтобы обосновать собственное мировоззрение. Богословы, конечно, изучают все точки зрения. Мы их подробно разбирать не станем, это слишком долго и неинтересно. Постараемся изложить основные выводы, которые необходимо знать культурному человеку, чтобы не теряться при обсуждении данной темы.

Притча об Ионе - это философская история, подталкивающая к размышлениям. Над ее текстом стоит подумать. Ведь каждому открывается свое. Попробуйте поразмышлять о судьбе этого реального человека, когда ознакомитесь с текстом.

Притча об Ионе: краткое содержание

Одному человеку Господь во сне повелел отправиться в город Ниневию. Там он должен был рассказать жителям об их греховном образе жизни и передать, что если они не изменятся, то почувствуют Божью кару. Этим человеком был Иона. Он страшно перепугался. Ослушавшись Господа, Иона сел на корабль, плывший в иное место. Он решил бежать от Высшего поручения. Однако в пути шхуну настиг страшный шторм. Иона спал в трюме. Его разбудил капитан и поведал о несчастье. Увидев, что всех, кто плывет на корабле, ожидает неминуемая гибель, Иона признался в ослушании. Он сказал невольным товарищам по несчастью, чтобы они бросили его в пучину вод. Те поначалу колебались, но потом выполнили просьбу грешника. Иону тут же проглотил кит, а шторм успокоился. В утробе морского чудища грешник провел трое суток. Он понял, что нельзя отступать от долга и попросил Господа о пощаде. Кит выплюнул человека на землю. Иона отправился в назначенный город и рассказал жителям о гневе Господа. Те, на его удивление, покаялись. Господь простил их.

Смысл повествования

Содержание притчи - это обычная история человека того времени. Однако она привлекает внимание богословов и философов много веков подряд глубиной содержания. Они ведут нескончаемый спор о том, чему учит притча об Ионе. На самой поверхности лежит вера в Создателя. На самом деле Иона был далек от того, чтобы опровергать его существование. Но он ослушался, не стал выполнять порученного дела. А это уже граничит с неверием. Человек посчитал, что может сам решать, как ему поступать, действуя из страха. Он просто испугался, что жители города побьют или уничтожат его за мрачную весть и нравоучения. А это уже отступничество. Иона поставил свое эго выше души, говорящей с Господом. Однако потом он покаялся, решив спасти жизни невольных страдальцев - попутчиков ценой собственной. Он поднялся над эгоизмом, смог преодолеть слабости. Господь за это сохранил его жизнь, но не снял ответственности за выполнение задания. Пришлось человеку, сумевшему осознать долг, отправляться на верную смерть, как он это себе представлял. Там же его поджидало удивление. Жители города вняли словам, переданным Господом, и раскаялись.

Притча об Ионе: выводы

Смысл повествования в том, что у каждого в этом мире своя ноша, долг, обязанности. И негоже человеку отступать от них, убегать, чтобы облегчить свою судьбу. То, что тебе необходимо сделать, будет преследовать, куда бы ни отправился, хоть на край света. Кроме того, заканчивается притча об Ионе еще более поучительным эпизодом. Человек этот был разочарован и недоволен тем, что Господь не покарал грешников. Он поджидал в тени дерева, пока Бог разрушит город. Но так и не увидел кары. А когда дерево по велению Господа усохло, спасительная тень исчезла, Иона выразил недовольство. Бог в ответ спросил его, почему он жалеет растение. Он не приложил сил к его взращиванию. Но жаждет разрушения города и гибели тысяч его жителей. А ведь на его возведение потрачено много труда. Вывод: не поддавайтесь эмоциям, смотрите в суть явлений.

Заключение

Притча об Ионе, повторимся, глубока и содержательна. Мы рассмотрели только те ее аспекты, что лежат на поверхности. Добавим, что суть существования человека на земле - любовь. А она есть служение долгу, помощь ближним. От этого нельзя уйти. Не гнев Господень, а внутреннее недовольство собой станет тем кнутом, что вернет грешника на истинный путь. Хотя существуют и иные, более подробные и витиеватые толкования приключения Ионы.