Утро понедельника компания «Убер» решила отметить рассылкой об очередном изменении в политике оплаты поездок. Недавние новости были из разряда хороших - Uber научился заранее рассчитывать фиксированную стоимость поездки. Как видно на скришоте, после абзаца маркетингового буллшита, сообщается, что теперь эта самая расчётная стоимость поездки будет блокироваться на карте пользователя.

Раньше, как опытные уберопользователи знают, оплата списывалась по завершении поездки. И если на карте не оказывалось нужной суммы, то «Убер» терпеливо ждал возможности напомнить об этом, когда вы в следующий раз попробуете вызвать их машину. Иначе говоря, позволял одну поездку проехать в долг.

Но терпение, как видим, кончилось. Теперь, Uber никуда вас не повезёт, если не сможет заблокировать нужную сумму на вашей карте. Нет ножек - нет мультиков.

Насколько осмысленно такое решение? Убер» захватил рынок благодаря простоте и удобству - и вряд ли человек, который выбрал современный cервис, просо так откажется от него ради возможности не заплатить за одну поездку. Сужу я, впрочем, только по себе: за 3, по-моему, года использования «Убера», несколько раз, запуская приложение для заказа очередной поездки, я обнаруживал, что у меня осталась неоплаченной предыдущая. Ни разу при этом мне не пришло в голову, что будет отличной идеей больше никогда не пользоваться «Убером» и пересесть на «Гетт», например. Наоборот, это только укрепляло лояльность к сервису, который это делало только дружелюбнее, как маленький магазинчик в твоём доме, где тебе продадут бутылку воды в долг, если ты забыл дома бумажник.

Только Uber знает правду о том, какое количество поездок зависает навеки неоплаченными. Не зная пока всей картины (а в письме Uber вообще ни слова о причинах изменения политики), ситуация сводится к двум возможным объяснениям:

  1. пользователи Uber на самом деле - жуткие жлобы, c лёгкостью меняющие стабильный и удобный сервис на разовую экономию.
  2. настоящие жлобы - это маркетологи «Убера», решившие, что лояльность их клиентов к дружелюбному сервису стоит меньше неоплаченных поездок, и решивших, что доверия мы больше не заслуживаем, а наш счёт в заведении навсегда следует закрыть.
Чтобы понять, какой из них верный, достаточно рассказать, насколько тяжела на самом деле была ситуация с неоплаченными поездками. Возможно, пользователи «Убер» на самом деле хуже, чем я их (нас) себе представлял. Пока же я, придерживаясь известного принципа Гельвеция , никак не могу встать на сторону «Убера».

Если бы компания страдала от конкретных финансовых трудностей из-за безнадёжных долгов за поездки, то, думаю, письмо от неё было бы куда более внятно сформулированным: извините, дорогие юзеры, но нас стали слишком часто кидать на деньги, а мы и без того убыточны . Отсутствие же конкретики наводит на мысли, что настоящей причиной изменения политики стал банальный синдром вахтёра: «ишь чего удумали - в долг кататься, не позволю такое больше!», стыдливо спрятанный за маркетинговым пустословием.

Так себе ход, «Убер». Впрочем, это пока только тестовый прогон, так что, если возмущаться достаточно громко - компания, может, и передумает.

Ну и на месте «Яндекс-такси» я бы уже думал, как обернуть это себе на пользу.

Что не может заставить себя привязать банковскую карту к какому-то онлайн-сервису (как мы поняли).

Для тех, кто тоже боится, расскажу, как защитить карту или платить другими способами. Советы касаются «Убера», «Яндекс-такси», «Клина» и любых других сервисов, которые хотят привязать вашу карту и списывать с нее деньги за оказанные услуги.

Евгений Вильдяев

не хочет привязывать карту к какому-то «Юберу»

Наличные

«Убер», «Гетт-такси» и некоторые другие сервисы поддерживают оплату наличными. Это альтернатива для консервативных людей, но у нее есть минусы: у водителя не всегда будет сдача с крупных купюр, вы не получите кэшбэка при оплате и не сможете контролировать траты, если привыкли делать это в интернет-банке. Спасибо, кэп, как же мы без тебя раньше?

Лимиты по карте

Главная боль тех, кто боится за безопасность, - что мошенники смогут увести деньги с карты, если ее данные засветятся в интернете. Но они не смогут этого сделать, если у вас стоят лимиты.

Продвинутые банки позволяют настраивать лимиты по карте в личном кабинете или с помощью мобильного приложения (у остальных - где карту получали, там лимиты и настраивайте). Ставите лимит, который не страшно потратить на «Убер», и спите спокойно:

Воспроизвести

Более жесткий вариант - отключить покупки в интернете по вашей карте. В Тинькофф-банке это делается в пару кликов. То есть во время поездки можно включать эту опцию, а потом отключать. Это вариант для параноиков, но быть параноиком не стыдно. Если вы отключите покупки в интернете, то все операции без физического участия карты будут автоматически отклоняться.

У отключения платежей через интернет есть минус: если мошенники изготовят дубликат вашей карты, они смогут воспользоваться ей вне зависимости от блокировки операций через интернет. Но чтобы изготовить дубликат, мошенникам нужно будет получить физический доступ к вашей карте, имея на руках специальное оборудование, поэтому к ситуации с уберами это не имеет отношения.

Дополнительная карта

Стандартное решение для всех грамотных держателей карт - выпустить дополнительную карту к основному счету. Одной картой расплачиваться в интернете, другой - в физическом мире, на обеих держать лимиты.

Дополнительную карту для платежей в интернете удобно использовать в интернет-магазинах и привязывать к онлайновым сервисам. В Тинькофф-банке можно бесплатно заказать до пяти дополнительных карт.


Виртуальная карта

Дополнительная карта все еще привязана к вашему счету, а виртуальная - нет. У нее отдельные реквизиты и номер счета, а пополнить ее можно простым переводом через интернет-банк. Как правило, ее выпустят мгновенно по запросу в интернет-банке или мобильном приложении.

К сожалению, онлайн-сервисы принимают не все виртуальные карты. Какого-то отдельного правила, по которым сервис их отклоняет, нет. Остается только проверять опытным путем.

«Эпл-пэй»

Сервис такси «Убер» с Айфона оплачивается с помощью «Эпл-пэя»: вы просто выбираете этот метод оплаты в приложении «Убера», авторизуетесь с помощью отпечатка и решаете, с какой из привязанных к «Эпл-пэю» карт платить. Прелесть в том, что данные вашей карты есть в «Эпл-пэе», но их нет у «Убера». Это не мешает «Уберу» списать деньги за поездки, но не раскрывает данных мошенникам, если они есть где-то там на линии.

Метод «Безопасность 9000»

Вот вам схема, которая охватывает все способы защиты.

Карта для интернет-магазинов. У вас выпущена основная карта от счета, она спрятана дома, на ней стоит лимит в пределах ваших дневных расходов (или сколько вы разрешаете потратить в день в интернете), платежи в интернете включены. Вы помните реквизиты карты наизусть и нигде их не записываете.

Карта для сервисов. Выпущена виртуальная карта с отдельным счетом, на котором лежит ваш бюджет на такси, уборку, игры, приложения и другие онлайновые сервисы, к которым вы привязываете карту. Бюджет переводится с помощью автоплатежа каждый месяц с основного счета.

Интернет-банк закрыт на сложный пароль, включено подтверждение через смс.

Мобильный банк закрыт на отпечаток пальца.

Ваше кодовое слово не девичья фамилия матери.

Вы никому не пересылаете сканы своего паспорта.

Ваш номер телефона не меняется, а если меняется - вы мгновенно уведомляете об этом банк.

У вас подключено смс-информирование обо всех операциях.

Сервис онлайн-заказа такси Uber начал блокировать стоимость поездки на банковских картах пассажиров, сообщила компания, отметив, что намерена действовать по аналогии с отелями и сервисами доставки, которые замораживают часть средств на счете клиента при формировании заказа.

Как отмечает компания, приложение Uber может отправить запрос в банк на предварительную блокировку стоимости полной предстоящей поездки. При этом в компании пояснили, что данная блокировка временная и не учитывает скидки, а также возможный пересчет цены из-за изменения маршрута или платной отмены заказа - в этих случаях зарезервированные средства будут разблокированы, и спишется только сумма за услугу.

ЗАКОН ПРОТИВ

Как заявил «Прайм» председатель общественного движения «TAXI-2018 Cтанислав Швагерус , данное нововведение противоречит российскому законодательству. „Согласно правилам перевозки пассажиров в РФ , легальные такси обязаны списывать оплату с карты или получать ее наличными лишь по факту выполнения услуги“, - подчеркнул он. Uber, по сути, не выполняет руководствуется только законодательством государства, в котором зарегистрирована компания, то есть США . Поэтому, уточнил Швагерус, на эту ситуацию должны обратить внимание и Федеральная антимонопольная служба , и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Ранее он обращал внимание на то, что три агрегатора - „Яндекс. Такси“, Gettaxi и Uber - заняли доминирующее положение на рынке легковых такси, и сейчас на их долю приходится 85% заказов. В итоге создалась нерыночная ситуация. С одной стороны - „тройка“ в два раза снизила тарифы на поездку, зарабатывая на так называемых доплатах, которые проводятся практически всеми агрегаторами. С другой - водителям приходится проводить не менее 18 часов за рулем, чтобы заработать 1,5 тысячи после вычета налогов. Такая ситуация отрицательно сказывается на безопасности: в последнее время стало появляться много новостей о происшествиях с участием водителей такси.

Швагерус отмечал, что по некоторым оценкам цены на такси за последние пять лет снизились в 10 раз. При этом, по его словам, рынок отнюдь не диктует удешевления такси - ведь метро и другой общественный транспорт не дешевеют.

ЧЕРЕСЧУР НИЗКАЯ ЦЕНА

В начале марта газета New York Times писала, что Uber использует специальное программное обеспечение для своей работы. В частности, по информации газеты, сервис собирает сведения о кредитных картах клиента и проверяет, не связана ли карта с правительственными учреждениями.

Как утверждало издание, Uber в течение нескольких лет обманывает органы власти стран, где была ограничена или запрещена работа сервиса из-за низких цен на поездки. Четверо бывших и нынешних сотрудников Uber рассказали газете, что сервис при помощи инструмента Greyball, использует данные, собранные приложением Uber и другими способами, для того чтобы выявить и обойти чиновников, выступающих против сервиса.

Короткий ответ : совсем безопасно - почти никак, но можно ограничить риск потерь.

Длинный ответ .

Популярные сервисы по вызову такси с помощью мобильного приложения часто требуют привязывать банковскую карту к своему эккаунту для быстрой и простой оплаты их услуг. В некоторых случаях без привязанной карты вообще нельзя пользоваться сервисом, в некоторых можно, для удобства клиенты всё равно делают привязку.

Проблемы начинаются, когда злоумышленники получают доступ к данным клиента. Внезапно оказывается, что человек куда-то «ездил» (хотя на самом деле его там не было), поездка была успешно оплачена, а деньги списались с карты. В особо запущенных случаях такое может происходить несколько раз, пока владелец карты не заподозрит, что что-то пошло не так. Далее начинается обычная эпопея с ругательными постами в социальных сетях, блокированием и перевыпуском карты, требованием к сервису вернуть деньги, перепиской со службой поддержки и т.д.

Избежать большей части проблем и ограничить потенциальные потери можно простым и очевидным способом, о котором часто забывают даже продвинутые пользователи банковских услуг. Используйте для привязки к различным сервисам одну или несколько «мусорных» карт, на которых постоянно хранится совсем немного денег - примерно на одну поездку на обычное расстояние или на одну оплату других услуг, ради которых вы привязали карту. Естественно, карта должна быть дебетовой без овердрафта. В этом случае вы не сможете потерять слишком большую сумму, даже если эккаунт в сервисе или карта будут скомпрометированы. Обратите внимание, что виртуальные карты могут не работать с такси-сервисами, поэтому привязывать надо «реальные» карты.

Более того, денег на такой карте можно и вообще не держать. По правилам Uber, Яндекс Такси и Gett снятие средств с карты происходит после поездки (при сумме свыше 1 тыс. рублей у Яндекс Такси снятие идёт по частям в ходе поездки). Если денег на карте не хватает, позже производится несколько попыток списания, а потом долг передаётся в анти-фрод подразделение компании. До этого дело лучше не доводить, а спокойно оплатить поездку картой или другим способом через свой эккаунт в сервисе в тот же день. Единственная сложность, с которой придётся столкнуться - вы не сможете заказать ещё одну поездку, пока не погасите долг. Вариант немного параноидальный, но если вам так спокойнее, то почему бы и нет.

Этот же совет применим и к любым другим сервисам с привязкой банковских карт и автоматической оплатой. Только сначала стоит попробовать привязать виртуальную карту - в случае проблем её проще и быстрее «перевыпустить».

В целом, отказ от хранения на любой карте каких-либо значительных сумм должен войти в привычку, как и использование нескольких карт для разных типов платежей: только для снятия наличных, только для магазинов, только для доверенных сайтов, для «мусорных» платежей на неоднозначных сайтах и сервисах. В качестве «мусорных» карт можно использовать бесплатные карты, предлагаемые разными банками и - при возможности - виртуальные карты банков, Яндекс.Денег, Qiwi и других сервисов.

PS Если у вас есть вопросы по личным финансам, инвестициям и банковской деятельности, задавайте в комментариях. Постараюсь на них ответить максимально подробно и понятно.