Пьеса Мориса Метерлинка "Синяя птица", краткое содержание которой будет представлено ниже, - знаменитое произведение бельгийского драматурга, написанное в 1908 году. Впервые в России она была поставлена на сцене Московского художественного театра. Ее главная идея заключается в возможности быть смелым, чтобы видеть скрытое.

Завязка пьесы

Пьеса "Синяя птица", краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинается в канун Рождества. Главные герои - это Митиль и Тильтиль, они дети дровосека, которые мирно спят в своих кроватках. Внезапно их будят звуки музыки за окном, они подбегают к окну и видят шикарное рождественское празднество в доме напротив.

В это время кто-то стучится в дверь. На пороге оказывается старушка в зеленом одеянии. Это фея Берилюна, которая велит детям немедля пойти на поиски Синей птицы. При этом ее сильно раздражает, что Митиль и Тильтиль не различают очевидных вещей. Надо быть смелыми, чтобы увидеть скрытое, так она напутствует их.

После этого Берилюна отдает мальчику шапочку зеленого цвета с алмазом, с помощью которой он теперь может видеть "душу вещей". Когда мальчик ее надевает и поворачивает алмаз, все окружающие его предметы преображаются чудесным образом. Колдунья превращается в прекрасную принцессу, а обстановка их хижины сразу оживает. Он видит души Часов, Огня и даже Караваев. Например, Огонь предстает перед ним в образе человека в красном трико.

Человеческий облик приобретают даже Кошка и Пес. Пес искренне радуется Тильтилю, а Кошка недоверчиво протягивает свою руку Митиль. В то же время из крана сверкающим фонтаном начинает бить вода, возникает юная дева с длинными волосами. Это душа Воды. Она вступает в схватку с Огнем. Они опрокидывают кувшин со стола, откуда появляется душа Молока. А из пламени упавшей лампы восстает душа Света.

В этот момент в дверь снова стучат, Тильтиль слишком быстро поворачивает алмаз, все вокруг меркнет. Фея приказывает всем ожившим душам сопровождать детей, предрекая им при этом гибель в конце путешествия. Соглашаются только Пес и душа Света. Но в итоге фея обещает каждому подобрать подходящий наряд. Когда родители Тильтиль и Митиль входят в дом, то видят только детей, спокойно спящих в своих постелях.

Начало путешествия

В пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой - перед вами, герои попадают во дворец Берилюны. Животные и предметы переодеваются в сказочные костюмы. Главной себя объявляет Кошка. Она именует людей деспотами и напоминает, что раньше все они были свободны.

Кошка предполагает, что, заполучив Синюю птицу, люди познают душу стихий, животных и вещей, а после этого окончательно их поработят. Категорически против заговора выступает только верный Пес. Когда возвращаются главные герои вместе с феей и душой Света, все сразу замолкают. Кошка начинает ябедничать на Пса, тому достается от Тильтиля.

Перед тем как отправиться в дальнее путешествие, Хлеб делится ломтями, которые отрезает прямо от своего живота, а Сахару удается подсластить эту трапезу. Правда, они тут же отрастают вновь.

В Стране воспоминаний

Первым делом герои пьесы М. Метерлинка "Синяя птица" (краткое содержание поможет быстро вспомнить сюжет) отправляются в Страну воспоминаний. Ее детям необходимо посетить одним.

В Стране воспоминаний Митиль и Тильтиль попадают в гости к своим бабушке и дедушке, там же встречают своих братьев и сестер, которые умерли во младенчестве. Выясняется, что умершие погружаются в сон, пробуждаясь только тогда, когда живые вспоминают о них. Главные герои играют с детьми, обедают вместе со всем семейством, а затем спешат обратно, чтобы не пропустить свидание с душой Света. Старики отдают им дрозда, который кажется им абсолютно синим. Но, вернувшись из Страны воспоминаний, они убеждаются, что дрозд снова стал черным.

Дворец Ночи

Один из персонажей пьесы "Синяя птица" (краткое содержание позволит лучше понять замысел автора) по-прежнему строит козни против детей. Это Кошка. Она приходит во дворец Ночи, чтобы предупредить хозяйку о визите детей. Но Ночь не в состоянии остановить их, поэтому Кошке и Ночи остается только рассчитывать на то, что задумка людей не удастся, Синяя птица не попадется в их руки.

В пьесе "Синяя птица" (краткое содержание для читательского дневника приведено в этой статье) Ночь пытается всячески запутать детей. Запугивает Тильтиля, не отдает ему ключ, который может распахнуть все двери в ее дворце. Но мальчик все-таки начинает открывать дверь одну за другой.

Он встречает призраков, болезни и войны. За одной из дверей Тильтиль находит небесные светила, свои любимые запахи, светляков, соловьиное пение.

Волшебный сад

Когда мальчик оказывается перед самой большой дверью, Ночь советует ему ее не открывать. Все спутники героя, кроме верного Пса, прячутся. Как только дверь открывается, за ней оказывается удивительной красоты сад со множеством волшебных синих птиц.

Из книги "Синяя птица", краткое содержание которой не заменит само произведение, мы узнаем, что мальчик зовет из укрытий своих товарищей, каждый из них ловит сразу по несколько синих птиц, и только после этого они выходят из сада. Но вскоре выясняется, что найти настоящую Синюю птицу им так и не удалось. Все птицы, которых они забрали из сада, погибают, испугавшись дневного света.

В лесу

Между тем в пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой позволит узнать сюжет, не читая книги, Кошка продолжает строить козни главным героям. Она приходит в лес и начинает настраивать деревья против Тильтиля и Митиля. А деревьям, естественно, есть за что не любить детей дровосека.

Когда в лес приходит Тильтиль, его мгновенно опрокидывают на землю, только Пес спасает его от пут Плюща. Они оба оказываются на грани гибели, только вмешавшаяся душа Света спасает их, подсказав Тильтилю повернуть алмаз на шапке. Сразу после этого деревья погружаются во мрак, это спасает их. А Кошка смогла оставить в секрете свои призывы к бунту.

Поиски на кладбище

Поиски приводят героев на кладбище. В пьесе "Синяя птица" Мориса Метерлинка (в кратком содержании на этом сделан особый акцент) мальчик ровно в 12 часов ночи поворачивает алмаз. Сразу после этого могилы разверзаются, из них появляются прекрасные волшебные белые цветы. Птицы начинают петь гимны жизни и солнцу. А Митиль и Тильтиль только удивляются, что нигде не оказывается мертвых.

Их следующая остановка - в Садах Блаженств. Тучные Блаженства, которые оказываются на их пути, едва не втягивают главного героя и его товарищей в свои оргии, но мальчик в последний момент поворачивает алмаз и видит, насколько безобразны эти Блаженства.

Дети встречают домашние Блаженства, о существовании которых раньше даже не подозревали, потому что жили в бедности и лишениях. Это такие простые на первый взгляд Блаженства, как Быть Здоровым, Видеть Зажигающиеся Звезды, Голубое Небо и Солнечные Дни или Бегать по Росе Босиком.

Вскоре появляются Великие Радости, среди которых Радость Быть Добрым, Радость Быть Справедливым, самая чистая и светлая из них - Радость Материнской Любви. Дети отмечают, что она очень похожа на их настоящую мать, только намного красивее.

Материнская Любовь

В пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой многих сподвигнет прочитать саму книгу, Материнская Любовь узнает, что дети пришли вместе с душой Света. Она приветствует ее как свою повелительницу.

Великие Радости просят ее откинуть покрывало, под которым скрыты непознанные Блаженства и Истины. Но душа Света только, наоборот, еще плотнее закутывается в это покрывало, отвечая, что час еще не настал. Но она обещает когда-нибудь обязательно явиться. На прощание она обнимается с Великими Радостями и расстается с ними.

Царство будущего

В пьесе "Синяя птица" герои вместе с душой Света приходят в Царство будущего, посещают в нем Лазоревый дворец. Навстречу им сразу выбегают Лазоревые Дети.

Это младенцы, которые в ближайшем будущем родятся на Земле. Но придут они не с пустыми руками, у каждого из них будет какое-то изобретение, которое облегчит жизнь человечеству. Например, это может быть Машина счастья, которая знает 33 способа продления жизни.

Один из Лазоревых Детей выращивает необыкновенной красоты маргаритки, а другой провозглашает себя Королем Девяти Планет и обещает уничтожить несправедливость на Земле. Еще двое Лазоревых Детей олицетворяют любовь. Они стоят обнявшись и не могут насмотреться. Только целуются и говорят о предстоящем расставании, потому что на земле будут разделены несколькими столетиями.

Тут же главные герои находят своего брата, который совсем скоро должен родиться в их семье. Как только поднимается солнце, новые дети начинают рождаться. В этот момент приходит старик по имени Время, у которого песочные часы и коса. Все, кто должен скоро родиться, поднимаются на корабль, который увозит их на землю. Издалека только слышится пение матерей, которые ждут своих детей.

Зачарованные происходящим герои выдают свое присутствие старику Время, который впадает в гнев. Тильтиль вовремя поворачивает алмаз.

Возвращение домой

Путешествие главных героев сказки "Синяя птица" (краткое содержание его описывает лишь частично) подходит к концу. Тильтиль оказывается перед своим родным домом, но не сразу узнает его. Дети наконец расстаются со спутниками.

Хлеб передает мальчику клетку, в которую так и не удалось никого поселить. Душа Света признает, что, возможно, такой птицы либо вовсе не существует, либо она умело меняет окраску, как только оказывается в клетке.

С детьми прощаются души животных и вещей. Огонь на прощание едва не обжигает их своими ласками. Вода журчит ласковые речи на прощание, а Сахар произносит насквозь слащавые и фальшивые слова. Пес переживает больше всех, его пугает, что он больше не сможет разговаривать со своим любимым хозяином.

Дети пытаются убедить остаться с ними хотя бы душу Света, но та признается, что это не в ее власти. Она только обещает быть с ними в каждом лунном луче и занимающейся заре. Ровно в 8 часов калитка открывается, дети проходят во двор, она тут же захлопывается за ними.

Преображение хижины

Из пьесы Метерлинка "Синяя птица", краткое содержание которой теперь вам известно, мы узнаем, что Тильтиль и Митиль сильно удивляются, когда видят, как преобразилась хижина дровосека за время их отсутствия. Все стало радостнее и новее.

Дневной свет пробивается сквозь ставни, а дети мирно спят на своих кроватях. Мать начинает нежно и ласково их будить. И тогда они наперебой рассказывают о своем волшебном путешествии. Их разговоры только пугают женщину, она посылает за доктором.

Соседка-фея

Но вместо врача на пороге оказывается их соседка Берленго, которая удивительным образом похожа на фею Берилюну. Тильтиль, спутав их, признается, что так и не смог отыскать Синюю птицу. Соседка понимает, что детям пригрезилась какая-то сказка. Она начинает рассказывать про свою внучку, которая давно болеет, не встает с постели, доктора все списывают на нервы.

Тогда мать Тильтиля уговаривает его подарить дочери соседки горлицу. Она давно о ней мечтает. В пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой поможет подготовиться к экзамену или уроку, мальчик смотрит на свою горлицу, и на мгновение ему кажется, что она и есть та самая Синяя птица. Тильтиль отдает клетку с птицей.

Интересно, что дети начинают по-другому смотреть на вещи, которые есть в их доме. На воду, хлеб, сахар, кошку и пса. Вскоре соседка возвращается вместе с белокурой девочкой, которая прижимает к груди горлицу. Тильтиль и Митиль начинает казаться, что она удивительным образом похожа на душу Света.

Тильтиль начинает ей объяснять, как ухаживать за птицей, но та улетает. Девочка плачет, Тильтиль обещает ей обязательно поймать горлицу.

Пьеса завершается обращением к зрителям, в котором Тильтиль просит обязательно принести птицу того, кто ее встретит. Это необходимо, что в будущем было счастье.

(оценок: 2 , среднее: 3,50 из 5)

Название: Синяя птица
Автор: Морис Метерлинк
Год: 1908
Жанр: Сказки, Зарубежная драматургия, Зарубежная фантастика, Зарубежные детские книги, Попаданцы

О книге «Синяя птица» Морис Метерлинк

Пьеса «Синяя птица» Мориса Метерлинка была написана более ста лет назад. Это удивительная история про путешествия двоих детей – Тильтиль и Митиль. Им предстоит найти ту самую Синюю птицу, но при этом столкнуться с удивительным миром, существами, побывать в страшных и ужасных местах, стать смелым, отважным и целеустремленным. Главная идея книги – «быть смелым, чтобы увидеть скрытое».

Многие считают, что книга «Синяя птица» Мориса Метерлинка – это сказка для взрослых, а не для детей. Да, здесь есть волшебство, фея, животные, необычные существа, но при этом это все достаточно пугающее и устрашающее. Во всей истории важно не просто путешествовать вместе с детьми, но и вникать во все происходящее, понимать суть всех вещей, и знать, почему на пути встречаются те или иные существа. Возможно, детям такое будет сложно понять и осознать.

Суть книги «Синяя птица» Мориса Метерлинка сводится к тому, что двум детям, Тильтиль и Митиль, необходимо отправиться на поиски синей птицы. Их об этом попросила фея, у которой больная внучка и ей необходимо лекарство. Синяя птица – это образ счастья, и дети об этом прекрасно знают. Им предстоит не только побывать во снах друг друга и даже в самом аду, но и столкнуться с душами собаки и кошки и даже разных бытовых предметов. Кошка и собака будут везде сопровождать детей, и эти животные имеют свои характеры. Так, кошка – коварная и хитрая, а собака – преданная и всегда радостная.

Морис Метерлинк в своей книге «Синяя птица» в образе всех персонажей и их приключениях хочет показать, что же на самом деле Счастье. Это то, что мы никак не можем получить, хотя оно находится совсем близко, это нечто недосягаемое, но если протянуть руку, можно получить желаемое. Детям пришлось пройти через сложные испытания, понять, что есть те, кто их любит, и те, кто их ненавидит. Также, они встретили души умерших родных людей. Это очень важный момент, что в некоторой степени будет полезен для маленьких читателей, которым в жизни придется когда-нибудь столкнуться со смертью домашних животных или близких людей. В итоге Счастье оказывается в совершенно неожиданном месте.

Книга «Синяя птица» Мориса Метерлинка очень атмосферная и поучительная. Каждый человек, животное или предмет играет очень важную роль во всей пьесе. Не просто так дети встречают разных героев, и не просто так они проходят через страну воспоминаний, замок блаженств. Книга рассчитана на взрослую аудиторию, а для детей есть более адаптированная версия без жестокостей. Вы сможете лучше понять детей, ведь здесь они очень реалистичные и правдивые. Вы поймете, каким именно они видят наш мир.

Книга «Синяя птица» очень увлекательная и достаточно легко читается, хотя и является пьесой. Здесь много негатива, но и много жизненной философии, которая поможет вам переосмыслить многие вещи.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Синяя птица» Морис Метерлинк в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Синяя птица» Морис Метерлинк

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

Наталия Жукова

«Синяя птица» М. Метерлинка
и Закон Перевоплощения

Наталия Спирина

Синяя птица

Ты синей птицы не убей −

Она за счастьем полетела,

Чтобы воздать в стократ тебе

За каждое благое дело.

Не отзывай её назад,

Не нарушай её полёта

Желаньем выгод и наград,

Похвал никчёмной позолоты.

Ты чашу счастья не пролей −

Не поминай даров даримых,

Забудь о них; не пожалей

Трудов и зримых и незримых.

Ты сам себя обогатил

Всем, чем другого одарил;

И синей птицы взмахи крыл

В окно открытое впустил .

В 1908 году выдающихся бельгийский поэт и писатель-символист, драматург и философ Морис Метерлинк (1862−1949) написал философскую пьесу-притчу «Синяя птица», посвящённую извечным вопросам познания Законов Бытия и поиску истинного Счастья.

Известно, что Николай Константинович Рерих хорошо знал и ценил М. Метерлинка, любил его творчество и иллюстрировал его пьесы . Морис Метерлинк поддерживал все культурные начинания Н. К. Рериха. В 1921 году он стал членом организации «Cor Ardens» («Пылающее Сердце»), основанной Н. К. Рерихом в США с целью создания международного братства деятелей искусств на широком поле Культуры.

«Всем сердцем я присоединяюсь к подписывающим Пакт Рериха. Объединимся вокруг этого благородного идеала всеми нашими моральными силами» , − писал Н. К. Рериху граф Морис Метерлинк в 1930-е годы.

После Второй мировой войны, из далёкой Индии, думая о всех, с кем «пришлось потрудиться», Н. К. Рерих вспоминал Метерлинка как друга: «Близок он был нам» . Он сравнивал его с колонной Храма, которая годится и для будущих послевоенных построений .

Пьеса М. Метерлинка «Синяя птица», по мнению современного прозаика, поэта и публициста Дмитрия Быкова, «…может быть, лучшая в XX веке. Не только потому, что она учит верить в мечту и искать Истинные Блаженства… А потому, что она − как и всё символистское искусство − учит правильному мировоззрению » .

Изучающим Учение Живой Этики эта пьеса особенно интересна тем, что чуткий дух Метерлинка, как поэта-философа, ярко отразил в ней Закон Перевоплощения, с древности широко известный на Востоке, но отвергнутый Христианской церковью в VI веке.

Автор в сказочной, символической форме описывает находящийся рядом с нашим грубо-материальным земным миром Тонкий Мир и пребывание человека в нём после, так называемой, «смерти» до своего следующего воплощения на Земле.

«В мире потеряно счастье, ибо счастье в духе» , − сказано в книге «Агни Йога». Созвучна Учению Живой Этики идея Метерлинка о поисках истинного Счастья, которое доступно лишь детски-чистым сердцам («Будьте как дети…», − сказал Христос), преодолевшим многие испытания и прельщения на Пути совершенствования.

Вспомним сюжет пьесы.

В ночь на Рождество детей крестьянина-дровосека: мальчика Тильтиль и девочку Митиль в их хижине навещает Фея. Её внучка больна, спасти её может лишь Синяя птица. Фея поручает детям её найти и даёт им зелёную шапочку с чудесным алмазом, повернув который, они могут видеть истинную природу мира и души вещей, животных и стихий, окружающих их. Повернув камень, дети видят, что всё вокруг − живое. И не только животные, язык которых стал им понятен, но всё вокруг имеет свою жизнь, свою душу − и хлеб, и молоко, и огонь, и вода, и свет…

Вместе с лучезарно-прекрасной Душой Света Тильтиль и Митиль отправляются на поиски Синей птицы. Путь проходит через разные сферы Тонкого Мира.

В «Стране воспоминаний» дети встречают своих умерших родных − бабушку и дедушку, братьев и сестёр. Там они понимают, как важно посылать добрые мысли своим ушедшим близким. Так, дедушка говорит Тильтилю: «Ваша мысль навещает нас − это для нас праздник...», «молиться значит вспоминать».

После они посещают «Дворец Ночи», где встречаются с повелительницей тьмы. Ночь не может помешать человеку познавать свои тайны. Она старается обмануть и запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в её дворце. Но бесстрашный мальчик поочерёдно открывает их, обнаружив там Призраки, Болезни и Войны. За другой дверью находятся Звёзды, Ароматы, Блуждающие Огни, Светляки, Роса и Соловьиное Пение. Следующую, большую дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Но там оказывается дивной красоты сад − сад мечты и ночного света, где среди звёзд и планет порхают волшебные синие птицы. Тильтиль ловит несколько синих птиц. Но вскоре пойманные птицы погибают, так как не выносят света дня.

Далее следует враждебный людям Лес, где дети общаются с духами деревьев. «Ты ищешь Синюю Птицу, то есть ты хочешь разгадать величайшую Тайну Бытия, Тайну счастья, − разгадать для того, чтобы Люди нас потом окончательно поработили...», − говорит Тильтилю Дуб.

Здесь проявляются предательство Кошки и верность Пса. Не любящая людей Кошка натравливает деревья на детей дровосека. Они нападают на мальчика, но Пёс бросается на защиту. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и молчание, спасает их.

Потом дети ищут Синюю птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются… Но из них появляются целые снопы волшебно прекрасных белых цветов. «Цветы… пленяют взор своей пышностью, обилием, великолепием и, заполонив в конце концов всё кладбище, превращают его в некий волшебный… сад, а в это время над садом встаёт заря. Блестит роса, распускаются цветы, в ветвях шелестит ветер, жужжат пчёлы, просыпаются птицы и наполняют пространство первыми восторженными гимнами Солнцу и Жизни. Потрясённые, ошеломлённые Тильтиль и Митиль, держась за руки, ходят среди цветов и не могут найти следы могил». «Где же мёртвые?.. − Мёртвых нет…» − удивляются дети.

Живая Этика говорит: «Как просто принимают люди непреложность ритма дня и ночи! В основу нашего человеческого цикла почему не приложить то же понятие? (…) Примем токи неутомимого движения. (…) Негодны печаль и скорбь!» «…Человек рождается вечно, в особенности же в момент так называемой смерти. (…) Поистине довольно могил, кладбищ и запугиваний! Можно знать, как светло смотрели Учителя на переход к будущим проявлениям…»

После дети посещают «Сады Блаженств». Здесь они учатся отличать истинные радости от ложных.

Вначале они встречают на роскошном пиршестве Тучные земные Блаженства: Блаженство Быть Богатым, Блаженство Быть Собственником, Блаженство Утолённого Тщеславия, Блаженство Пить, Когда Уже Не Чувствуешь Жажды, и Блаженство Есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода, Блаженство Ничего Не Знать, Блаженство Ничего Не Понимать, Блаженство Ничего Не Делать и Блаженство Спать Больше, Чем Нужно. Завершает это сборище Утробный Смех и те плотские Блаженства, которые стыдятся явиться перед детьми.

Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но Душа Света предупреждает, что стоит попробовать яства, как тут же «забудешь, что тебе поручено», так как они «расслабляют волю. Надо жертвовать всем во имя долга».

Когда же мальчик поворачивает чудесный алмаз, в его свете все Тучные Блаженства предстают в своём подлинном виде − жалком и безобразном.

Появляются светлые существа − это чистые Блаженства: Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звёзды, самое светлое среди них − Блаженство Невинных Мыслей и другие.

Душа Света говорит о чистых Блаженствах: «На Земле их гораздо больше, чем принято думать, но большинство людей не умеет их искать...»

Чистые Блаженства извещают о приходе детей Великие Радости, и вскоре приходят высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах. Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Завершённого Труда, Радость Мыслить, Радость Понимать, Радость Созерцать Прекрасное, Великая Радость Любить и самая чистая из всех − Радость Материнской Любви.

Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее… Но Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но увидеть её можно только глазами сердца. «Нет ни бедных матерей, ни некрасивых, ни старых... Их любовь неизменно пребывает прекраснейшею из всех Радостей... Когда же они грустят, стоит им поцеловать ребёнка, стоит ребёнку поцеловать их − и все слёзы, подступающие к их глазам, превращаются в звёзды...»

Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое ещё скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что «час ещё не настал», но когда-нибудь он пробьёт, и тогда она придёт открыто и смело. «Близок день нашей новой встречи...»

И наконец, Тильтиль и Митиль попадают в «Царство Будущего», где в Тонком Мире пребывают ещё нерождённые дети… Они готовятся к очередному воплощению, но на Землю им нельзя прийти с пустыми руками. Ярко описывает Метерлинк, как перед рождением дети берут с собой на Землю все свои идеи, открытия и изобретения: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, летающую по воздуху машину без крыльев и т.д. Один из малышей на Земле будет садовником, выращивающим необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой − Королём Девяти Планет, ещё один призван уничтожить на Земле Несправедливость, другой должен победить Смерть, третий − найти огонь, который будет согревать Землю, когда остынет Солнце, четвёртый принесет на Землю ничем не омрачённую радость. Но есть и те, кто возьмут с собой только преступления или болезни. Трогательны влюблённые, горюющие от близкой разлуки, так как их воплощения разделены столетиями.

Появляется бородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Доносится далёкое пение − это поют Матери, встречающие своих детей.

В конце Пути, так и не найдя Синей птицы, Тильтиль и Митиль возвращаются домой, в хижину дровосека, которая, очень изменилась − всё вокруг стало новым, радостным, светлым. Это превращение связано с внутренними изменениями самих героев, которые теперь на всё смотрят другими глазами и отличают истину от иллюзии. Бедная хижина дровосека теперь кажется им прекрасной, потому, что здесь − любящие сердца их родных и близких. Дети научились ценить истинные радости, научились любить, поэтому они счастливы…

И здесь Тильтиль видит Синюю птицу, которую он так долго искал. Это его горлица. Он дарит её больной соседской девочке, и она выздоравливает. Казалось, пришло Счастье, но в последний момент Синяя птица улетает. И Тильтиль обращается к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас её найдёт, то пусть принесёт нам − она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем…»

Драма-Феерия М. Метерлинка «Синяя птица» преисполнена глубокого философского смысла. Счастье, по мнению автора, − это награда на бесконечном жизненном Пути, где каждый преодолевает страх, ложь и чувственные прельщения, учится отличать истинные ценности от ложных и познаёт добро, сочувствие, помощь другим, преданность, жертвенность и любовь. Поиски Синей птицы будут продолжаться всегда, потому что только на Пути духовного совершенствования, пробуждается и утончается сердце человека, а без сердца найти Счастье невозможно.

Наталия Спирина

Без сердца мы шелуха погибшая.

Сердце, 389

Без сердца − только шелуха,

Без сердца нет живого мира;

И погребальная тоска −

Удел ничтожности кумира,

Которому ты отдал дань.

Опомнись и опорой стань

Любви вселенской устремленью;

И нет конца и завершенья

Тому, что двигает сердца .

Предлагаем вашему вниманию отрывок из пьесы М. Метерлинка «Синяя птица» − «Царство Будущего», ярко иллюстрирующий положения Закона Перевоплощения.

Морис Метерлинк

СИНЯЯ ПТИЦА

Феерия в шести действиях, двенадцати картинах

Тильтиль − костюм Мальчика-с-Пальчик из сказок Перро: тёмно-красные панталоны, коротенькая курточка нежно-голубого цвета, белые чулки, жёлтые башмаки.

Митиль − костюм Гретель или Красной Шапочки.

Душа Света − газовое платье лунного цвета, то есть бледно-золотистое с серебряными блёстками; от этого платья словно исходят лучи. (…) Причёска − нечто вроде диадемы или даже лёгкой короны.

Время − классический костюм бога времени: широкая чёрная или же тёмно-синяя мантия, длинная седая борода, коса, песочные часы.

Б. Н. Абрамов. Композиция. Акварель. 1941, Харбин

Картина десятая

Царство Будущего

Необъятные залы Лазоревого Дворца, где ожидают Дети, которым предстоит родиться. Бесконечные ряды сапфировых колонн, на которых держатся бирюзовые своды. Всё здесь, начиная со света, начиная с плит из ляпис-лазури и кончая еле видной глубиной сцены, в которой теряются последние арки − всё до последней мелочи ярко-голубого, сказочно голубого, волшебно голубого цвета. Только капители и цоколи колонн, замки сводов да несколько кресел и круглых скамеек сделаны из белого мрамора и алебастра. Справа, между колонн, большие опаловые двери. За этими дверями, которые в конце картины распахивает Время, находятся Земная Жизнь и Гавань Зари. Залу наполняют, образуя красивые группы, Дети в длинных лазоревых одеждах. Одни играют, другие гуляют, третьи беседуют или мечтают. Многие спят. Многие, расположившись между колонн, трудятся над своими будущими изобретениями Их орудия, инструменты, приборы, которые они делают, растения, цветы и плоды, которые они выращивают или же срывают, такого же, сверхъестественной яркости, голубого цвета, как и весь воздух Дворца. В толпе Детей скользят взад и вперёд высокие фигуры, отличающиеся величавой и строгой красотой, в одеждах тоже голубых, но только более бледного тона и более прозрачных, − они напоминают ангелов.

Слева, на переднем плане, точно прячась за колоннами, появляются Тильтиль, Митиль и Душа Света. Их приход вызывает движение среди Лазоревых Детей. Они сбегаются отовсюду, обступают нежданных гостей и с любопытством разглядывают их. (…)

Тильтиль. А мы-то где же?..

Душа Света. В Царстве Будущего, среди ещё не родившихся Детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу всё будет явственно видно, и, по всей вероятности, мы здесь-то и найдём Синюю Птицу...

Тильтиль. Синей она будет непременно − здесь всё такое синее!.. (Смотрит вокруг.) Какая красота!..

Душа Света. Смотри − отовсюду сбегаются Дети...

Тильтиль. Они недовольны, что мы пришли?..

Душа Света. Ничуть... Ты же видишь: они улыбаются, они только удивлены.

Толпа Лазоревых Детей всё растёт.

Лазоревые Дети. Маленькие Живущие Существа!.. Идите смотреть на Маленькие Живущие Существа!..

Тильтиль. Почему они нас называют Маленькими Живущими Существами?..

Душа Света. Потому что сами они ещё не живут...

Тильтиль. Что же они делают?..

Душа Света. Ждут, когда настанет час их рождения...

Тильтиль. Час их рождения?..

Душа Света. Да. Дети, которые рождаются у нас на Земле, приходят отсюда. Каждый ждёт своей очереди... Когда отцы и матери желают иметь детей, вон те большие двери, что направо, отворяются и малыши спускаются на Землю...

Тильтиль. Сколько их тут! Сколько их тут!..

Душа Света. Их гораздо больше... Всех сейчас не видно... Ты только подумай − надо же чем-нибудь наполнить Землю до конца времён... Их и не сочтёшь...

Тильтиль. А что это за высокие голубые фигуры?..

Душа Света. В точности неизвестно... Предполагают, что это Хранительницы Детей... Говорят, будто они сойдут на Землю после Людей... Но расспрашивать их не позволяется...

Тильтиль. Почему?

Душа Света. Потому что это Тайна Земли...

Тильтиль. А с малышами можно разговаривать?..

Душа Света. Конечно! Вам непременно надо с ними познакомиться... Вот этот, по-моему, будет занятней других... Поди, поговори с ним...

Тильтиль. О чём?

Душа Света. О чём хочешь. Говори с ним, как с товарищем...

Тильтиль. А можно с ним поздороваться за руку?

Душа Света. Разумеется, можно, он тебя не обидит... Да чего же ты стесняешься?.. Я вас оставлю вдвоём − без меня вы будете свободнее себя чувствовать... А мне, кстати, нужно побеседовать вот с этой высокой, голубой...

Тильтиль (подходит к Лазоревому Ребёнку и протягивает ему руку). Здравствуй!.. (Дотрагивается до его голубой одежды.) Что это у тебя?

Ребёнок (с серьёзным видом дотрагивается до шапочки Тильтиля). А это что?..

Тильтиль. Это?.. Это моя шапочка... А у тебя разве нет шапочки?..

Ребёнок. Нет. А для чего она?..

Тильтиль. Чтобы здороваться... И ещё от холода...

Ребёнок. А что такое холод?..

Тильтиль. Это когда вот так дрожишь − бррр! бррр! − дуешь на, руки, а потом руками вот так... (С ожесточением трёт себе руки.)

Ребёнок. На Земле холодно?..

Тильтиль. Да, зимой бывает холодно, когда нет дров...

Ребёнок. А почему нет дров?

Тильтиль. Потому что они дороги, они денег стоят...

Ребёнок. А что такое деньги?

Тильтиль. Это то, чем платят...

Ребёнок. А-а!..

Тильтиль. У одних деньги есть, а у других нет...

Ребёнок. Почему у других нет?..

Тильтиль. Потому что они небогаты... А ты богат?.. Тебе сколько лет?..

Ребёнок. Я скоро должен родиться... Я рожусь через двенадцать лет... А что, рождаться приятно?..

Тильтиль. Ещё бы!.. Очень забавно!..

Ребёнок. Как это у тебя получилось?..

Тильтиль. Не помню... Это было давно-давно!..

Ребёнок. Говорят, что и Земля, и сами Живущие это всё так красиво!..

Тильтиль. Да, там у нас неплохо... Птицы, пирожные, игрушки... У некоторых есть всё, а у кого нет, те могут на них смотреть...

Ребёнок. Нам сказали, что матери ждут нас за дверями... Правда, что они добрые?..

Тильтиль. Ещё какие добрые!.. Лучше мам никого нет на свете. Бабушки тоже добрые, только они очень скоро умирают...

Ребёнок. Умирают?.. Что это значит?..

Тильтиль. Однажды вечером они уходят и уже не возвращаются...

Ребёнок. Почему?..

Тильтиль. Неизвестно... Может быть, потому что они грустные...

Ребёнок. А твоя ушла?

Тильтиль. Кто? Бабушка?..

Ребёнок. Мама или бабушка − я почём знаю?..

Тильтиль. Это разница!.. Бабушки уходят раньше. Их тоже бывает очень жаль... Моя бабушка была такая добрая!..

Ребёнок. Что у тебя с глазами?.. Почему в них блестят жемчужины?..

Тильтиль. Это не жемчужины...

Ребёнок. А что же?..

Тильтиль. Ничего. Просто всё здесь ярко-голубое, и мне немножко режет глаза...

Ребёнок. Как это называется?..

Тильтиль. Что?..

Ребёнок. То, что у тебя падает...

Тильтиль. Пустяки! Это капельки воды...

Ребёнок. Она течёт из глаз?..

Тильтиль. Да, когда плачешь...

Ребёнок. Что значит «плачешь»?

Тильтиль. Я-то не плакал − это всё из-за голубого света... Но так бывает и когда плачешь...

Ребёнок. А часто плачут?..

Тильтиль. Мальчики − редко, зато девочки!.. А здесь не плачут?..

Ребёнок. Я не умею...

Тильтиль. Ничего, научишься... Во что это ты играешь? Что это за большие голубые крылья?..

Ребёнок. Это?.. Это для изобретения, которое я сделаю на Земле...

Тильтиль. Какое изобретение?.. Ты разве что-нибудь изобрёл?..

Ребёнок. А разве ты не знаешь?.. На Земле я должен буду изобрести Машину Счастья...

Тильтиль. Она съедобная?.. Она гремит?..

Ребёнок. Да нет, её совсем не слышно...

Тильтиль. Жаль...

Ребёнок. Я тружусь над ней каждый день... Она почти готова... Хочешь посмотреть?..

Тильтиль. Конечно... Где она у тебя?..

Ребёнок. Вон там, между колоннами, её видно отсюда...

Второй Лазоревый Ребёнок (подходит к Тильтилю и начинает тянуть его за рукав). А на моё изобретение хочешь посмотреть?..

Тильтиль. С удовольствием. А что это такое?..

Второй Ребёнок. Тридцать три способа продления жизни... Вон там, в голубых склянках...

Третий Ребёнок (выступает вперед). А я несу на Землю свет, пока ещё ей неведомый!.. (Весь сияет небывалым светом.) Правда, интересно?..

Четвёртый Ребёнок (тянет Тильтиля за руку). Поди посмотри мою машину − она летает по воздуху, как птица, только без крыльев!..

Пятый Ребёнок. Нет, нет, сперва мою − она отыскивает сокровища, спрятанные на Луне!..

Лазоревые Дети толпятся вокруг Тильтиля и Митиль и кричат все сразу: «Нет, мою!..», «Нет, моя лучше!.», «Моя − это что-то поразительное!..», «Моя вся из сахара!..», «Его машина не интересная...», «Он украл у меня идею!..» и т.д. Под эти выкрики Дети тащат Тильтиля и Митиль к лазоревым мастерским, и там каждый изобретатель приводит в движение свою идеальную машину. Поднимается голубая круговерть дисков, маховиков, шестерён, блоков, приводных ремней и каких-то странных, ещё не имеющих названия предметов, окутанных голубоватой дымкой необычайного. Множество затейливых и загадочных летательных аппаратов поднимается в воздух, кружит под самыми сводами или ползает у подножия колонн, а в это время Дети развёртывают карты и чертежи, открывают книги. снимают покровы с лазоревых статуй, приносят огромные цветы, исполинские плоды, отливающие сапфиром и бирюзой.

Лазоревый Малыш (согнувшись под тяжестью громадных голубых маргариток). Посмотрите, какие у меня цветы!..

Тильтиль. Что это за цветы?.. Я таких никогда не видел...

Лазоревый Малыш. Это маргаритки!..

Тильтиль. Не может быть!.. Они величиной с колесо...

Лазоревый Малыш. Как они хорошо пахнут!..

Тильтиль (нюхает). Чудесно!..

Лазоревый Малыш. Вот такие-то я буду выращивать на Земле...

Тильтиль. А когда ты будешь на Земле?..

Лазоревый Малыш. Через пятьдесят три года четыре месяца и девять дней...

Двое Лазоревых Детей несут на шесте похожую на люстру кисть винограда невероятной величины; каждая её виноградинка больше груши.

Один из Детей, несущих кисть винограда. Как тебе нравится мой виноград?..

Тильтиль. Целая ветка груш!..

Ребёнок. Да нет же, это виноград!.. Когда мне минет тридцать лет, он будет точно такой... Я нашёл способ...

Второй Ребёнок (сгибаясь под тяжестью корзины, наполненной голубыми яблоками величиной с дыню). А вот и я!.. Посмотри, какие у меня яблоки!..

Тильтиль. Да это дыни!..

Ребёнок. Нет, не дыни!.. Это яблоки, да ещё не самые крупные!.. Когда я буду жить на Земле, яблоки будут такими... Я открыл систему...

Третий Ребёнок (везёт на голубой тачке голубые дыни больше тыквы). Ну как мои дыньки?..

Тильтиль. Да это же тыквы!..

Ребёнок (с дынями). Когда я сойду на Землю, моим дыням будет чем гордиться!.. Меня возьмёт в садовники Король Девяти Планет...

Тильтиль. Король Девяти Планет?.. А где он?..

Король Девяти Планет гордо выступает вперёд. На вид ему года четыре, он еле держится на своих кривых ножках.

Король Девяти Планет. Вот он я!

Тильтиль. Ну, ростом ты невелик...

Король Девяти Планет (важно и многозначительно). Зато я совершу великие дела.

Тильтиль. Какие же такие дела?

Король Девяти Планет. Я создам Всеобщую Конфедерацию Планет Солнечной Системы.

Тильтиль (не поняв). Ах вот оно что!

Король Девяти Планет. В её состав войдут все Планеты, за исключением Сатурна, Урана и Нептуна, нас с ними разделяет огромное, бесконечное пространство. (С достоинством удаляется.)

Тильтиль. Забавный!..

Лазоревый Ребёнок. А вон тот?

Тильтиль. Который?

Ребёнок. Вон тот малыш, что стоит у колонны...

Тильтиль. Ну так что же?

Ребёнок. Он принесёт на Землю ничем не омрачённую радость...

Тильтиль. Каким образом?..

Ребёнок. Через мысли, которые ещё никому не приходили в голову...

Тильтиль. А что сделает тот бутуз, который ковыряет в носу?..

Ребёнок. Он должен найти огонь, который будет согревать Землю, когда остынет Солнце...

Тильтиль. А те двое, что держатся за руки и поминутно целуются, − это брат и сестра?..

Ребёнок. Да нет!.. Они очень смешные... Это влюблённые...

Тильтиль. А что это значит?..

Ребёнок. Понятия не имею... Это старик Время дал им такое шутливое прозвище... Они не могут наглядеться друг на друга, всё целуются и прощаются...

Тильтиль. Зачем?

Ребёнок. Кажется, им нельзя будет уйти отсюда вместе...

Тильтиль. А кто тот румяный карапуз, который с таким серьёзным видом сосёт палец?..

Ребёнок. Насколько мне известно, он должен уничтожить на Земле Несправедливость...

Тильтиль. Ах вот как!..

Ребёнок. Говорят, что это ужасно трудно...

Тильтиль. А тот рыжий мальчуган, который ходит так, как будто он не видит, − он что, слепой?..

Ребёнок. Пока ещё нет, но потом ослепнет. Приглядись к нему повнимательнее... Кажется, он должен победить Смерть...

Тильтиль. Что это значит?

Ребёнок. Толком не знаю, но говорят, что это очень важно...

Тильтиль (указывая на множество Детей, спящих возле колонн, на ступенях, на скамьях и т. д.). А те, что спят, − ой, сколько их! − они ничего не изобретут?..

Ребёнок. Они думают...

Тильтиль. О чём?..

Ребёнок. Они сами этого пока ещё не знают, но они непременно должны с чем-нибудь прийти на Землю с пустыми руками туда не пускают...

Тильтиль. Кто не пускает?..

Ребёнок. У дверей стоит старик по имени Время... Когда он отворит двери, ты его увидишь... Он такой упрямый...

Ещё один Лазоревый Ребёнок (протиснувшись, подбегает к Тильтилю). Здравствуй, Тильтиль!..

Тильтиль. Вот тебе раз!.. Почём он знает, как меня зовут?..

Ребёнок, который только что подбежал, крепко целует Тильтиля и Митиль.

Ребёнок. Здравствуй!.. Как поживаешь?.. Да поцелуй же меня! И ты тоже, Митиль!.. Ничего нет удивительного, что я знаю, как тебя зовут: ведь я твой будущий брат... Мне сейчас только сказали, что ты здесь... Я был в глубине залы, собирал свои мысли... Скажи маме, что я готов...

Тильтиль. А ты что, хочешь к нам прийти?..

Ребёнок. Ну конечно! На будущий год, в вербное воскресенье... Не дразни меня, когда я буду маленький... Я очень рад, что заранее расцеловал вас... Скажи отцу, чтобы он починил колыбельку... Ну как у вас там, хорошо?..

Тильтиль. Да неплохо... Мама у нас такая добрая!..

Ребёнок. А кормят хорошо?..

Тильтиль. Как когда... Иной раз бывают даже пирожные. Правда, Митиль?..

Митиль. На Новый год и четырнадцатого июля... Мама сама делает...

Тильтиль. А что у тебя в мешке?.. Ты нам что-нибудь несёшь?..

Ребёнок (с гордостью). Я несу три болезни; скарлатину, коклюш и корь...

Тильтиль. Только и всего?.. А потом что ты сделаешь?..

Ребёнок. Потом?.. Потом я от вас уйду...

Тильтиль. Стоило приходить!..

Ребёнок. Разве это от нас зависит?..

Внезапно возникает и распространяется по зале долгий, сильный, хрустально чистый звон, как бы исходящий от колонн и опаловых дверей, которые в эту минуту начинают светиться более ярким светом.

Тильтиль. Что это?..

Ребёнок. Это Время!.. Сейчас оно отворит двери!..

Среди Лазоревых Детей тотчас поднимается переполох. Большинство бросают свои приборы, свою работу, спящие пробуждаются, и все, устремив взор на опаловые двери, направляются к ним.

Душа Света (подходит к Тилетилю). Станем за колонны... А то нас увидит Время...

Тильтиль. Что это за звон?..

Ребёнок. Это занимается Заря − час, когда Дети, которым предстоит родиться сегодня, спускаются на Землю...

Тильтиль. А как же они спустятся?.. По лестнице?..

Ребёнок. Сейчас увидишь... Время уже отодвигает засовы...

Тильтиль. А что такое Время?..

Ребёнок. Это старик, который вызывает тех, кому пора уходить...

Тильтиль. Он сердитый?..

Ребёнок. Нет, он только несговорчивый... Проси не проси − вне очереди никого не пустит...

Тильтиль. А Детям хочется уйти отсюда?..

Ребёнок. Кто остаётся − те недовольны, но и уходить отсюда грустно... Смотри, смотри!.. Отворяет!..

Большие опаловые двери медленно отворяются. С Земли, точно далёкая музыка, доносится неясный гул. В залу вливается зелёный и красный свет, и на пороге вырастает Время, высокий бородатый старик с косой и песочными часами, а вдали виднеются белые и золотые паруса корабля, стоящего в гавани, которую образует предутренний розовый туман.

Время (на пороге). Те, чей пробил час, готовы?..

Лазоревые Дети (сбегаются отовсюду и пробиваются вперёд). Мы здесь!.. Мы здесь!.. Мы здесь!..

Время (проходящим мимо него Детям, ворчливо). По одному!.. Всегда вас больше, чем нужно!.. Опять та же история!.. Ну, да меня не проведёшь!.. (Отталкивает Ребёнка) Твоя очередь ещё не пришла!.. Приходи завтра... А ты приходи через десять лет... Ты уже тринадцатый пастух. А требуется всего только двенадцать − времена Феокрита и Вергилия давно прошли... Опять врачи?.. На Земле, жалуются, что их и так девать некуда... А инженеры есть?.. Ещё требуется честный человек, хотя бы один, в качестве необычайно редкого явления... Есть честный человек?.. Кто, ты?..

Ребёнок утвердительно кивает головой.

Уж больно ты чахлый... Долго не протянешь!.. Эй, вы там, спокойно, спокойно!.. А ты что несёшь?.. Ничего? С пустыми руками?.. Так не пройдёшь... Приготовь хоть что-нибудь − ну, скажем, крупное преступление или болезнь, мне всё равно... Только что-нибудь непременно надо... (Замечает, что одного Малыша другие подталкивают, а он упирается.) Ну, ну, что там такое?.. Ты же знаешь, что твой час пришёл!.. Требуется герой, чтобы побороть Несправедливость. Это ты. Значит, надо идти...

Лазоревые Дети. Он не хочет, дедушка!..

Время. Как так − не хочет?.. Ты что это выдумал, недоносок?.. А ну без разговоров! Время не ждёт...

Малыш (которого толкают). Нет, нет!.. Не хочу!.. Я не хочу рождаться!.. Я лучше здесь останусь!..

Время. Тебя никто не спрашивает... Пора − значит, пора!.. Ну, живо, вперёд!..

Ещё один Ребёнок (пробравшись вперёд). Пропустите меня!.. Вместо него!.. Говорят, мои родители старые и они заждались меня!..

Время. Ничего, ничего!.. Всему свой черёд и своё время... С вами так никогда не кончишь... Один хочет, другой не желает, этому слишком рано, другому слишком поздно... (Отталкивает Детей, сгрудившихся у порога) Не напирать, детвора!.. Пошли отсюда, любопытные!.. Кто не уходит на Землю, тому здесь делать нечего... Когда вас не зовут, вы все лезете вперёд, а как до дела, так вас нет: струсили... А эти четверо дрожат словно осиновый лист... (Одному из четверых, который совсем было собрался перешагнуть через порог и вдруг пятится назад.) Ну, ну?.. Что с тобой?

Ребёнок. Я забыл коробку с двумя преступлениями, которые мне предстоит совершить...

Второй Ребёнок. А я забыл пузырёк с идеей, которая должна просветить народы...

Третий Ребёнок. А я забыл черенок от моей лучшей груши!..

Время. Сбегайте!.. Нам осталось всего шестьсот двенадцать секунд... Уж плещут паруса на корабле Зари − это знак, что вас там ждут... Опоздаете − тогда уже не родитесь... Скорей, скорей на корабль!.. (Схватывает Ребёнка, который хотел прошмыгнуть у него между ног и выбежать на пристань.) Ты куда?.. Третий раз пытаешься родиться не в очередь... Смотри, больше не попадайся, не то будешь вечно ждать в царстве сестры моей − Вечности, а это, знаешь ли, не очень весело... Ну как, все готовы?.. Все на своих местах?.. (Окидывает взглядом Детей, собравшихся на пристани и занявших места на корабле) Одного не хватает... Не прячься, не прячься, я всё равно тебя вижу!.. Меня не проведёшь... Ну, так называемый Влюблённый, прощайся со своей красоткой!..

Двое Детей, которых зовут Влюблёнными, с помертвевшими от горя лицами, нежно обнявшись, подходят к Времени и бросаются ему в ноги.

Первый Ребёнок. Дедушка Время, позволь мне остаться с ней!..

Второй Ребёнок. Дедушка Время, позволь мне уйти с ним!..

Время. Нельзя!.. В вашем распоряжении всего триста девяносто четыре секунды...

Первый Ребёнок. Лучше бы мне вовсе не родиться!..

Время. Это не от тебя зависит...

Второй Ребёнок (умоляюще). Дедушка Время, я приду слишком поздно!..

Первый Ребёнок. Когда она спустится на Землю, меня уже не будет!..

Второй Ребёнок. Я его там не увижу!..

Первый Ребёнок. Мы будем так одиноки!..

Время. Это меня не касается... Обращайтесь к Жизни... Я соединяю и разлучаю, как мне приказано... (Хватает Первого Ребёнка) Ступай!..

Первый Ребёнок (отбиваясь). Не хочу, не хочу, не хочу!.. Только с ней!..

Второй Ребёнок (вцепившись в Первого). Не отнимай его у меня!.. Не отнимай его у меня!..

Время. Да ведь он идёт не умирать, а жить!.. (Подталкивает Первого Ребёнка) Иди, иди!..

Второй Ребёнок (в отчаянии простирает руки к Первому). Подай мне знак!.. Хоть какой-нибудь знак!.. Скажи, как тебя найти!..

Первый Ребёнок. Я всегда буду любить тебя!..

Второй Ребёнок. А я буду печальнее всех!.. Так ты меня и узнаешь... (Падает без чувств.).

Время. Вместо того чтобы предаваться отчаянию, вы бы лучше надеялись... Ну, всё... (Смотрит на, часы.) Остаётся шестьдесят три секунды...

Последний сильный трепет волнения пробегает по толпе уходящих и остающихся Детей. Слышно, как они второпях прощаются: «Прощай, Пьер!.. Прощай, Жан!.. Ты всё взял?.. Возвести мою идею!.. Ты ничего не забыл?.. Постарайся узнать меня!.. Я тебя отыщу!.. Не растеряй своих идей!.. Не наклоняйся слишком низко над бездной Бесконечности!.. Дай о себе знать!.. Говорят, нельзя!.. Можно, можно, ты уж постарайся!.. Сообщи, хорошо ли там!.. Я выйду к тебе навстречу!.. Мне суждено родиться на троне!» − и т.д. и т.д.

Время (размахивая ключами и косой). Довольно! Довольно!.. Якорь поднят!..

Паруса проплывают и скрываются. Слышны удаляющиеся крики Детей: «Земля!.. Земля!.. Вот она!.. Какая она красивая!.. Какая она светлая!.. Какая она большая!..» Затем, точно из недр земли, доносится далёкое-далёкое пение, и в нём звучит радость скорой встречи.

Тильтиль (Душе Света). Кто это поет?.. Это не Дети... У них не такие голоса...

Душа Света. Их встречают Матери, это они и поют... (…)

Примечания:

1. Спирина Н. Д. Синяя птица / Спирина Н. Д. Перед Восходом: Сб. стихов: http://spirina.info/poetry/105/2352

2. Метерлинк М. Сочинения. В трёх томах / В переводе Л. Вилькиной. С рисунками Н. К. Рериха. С предисловиями Н. Минского, З. Венгеровой, В. Розанова. Петербург, 1906−1907.

3. Рерих Н. К. Продвижение.1935 / Рерих Н. К. Листы Дневника. Т. 1. М., 1995.

4. Рерих Н. К. Дела! 1945 / Рерих Н. К. Листы Дневника. Т. 3. М., 1995.

5. Рерих Н. К. Преодолеваем. 1947 / Рерих Н. К. Листы Дневника. Т. 3. М., 1995.

6. Быков Д. Вперёд, к победе символизма! / Календарь. Разговоры о главном. М., 2011. С. 501−505.

7. Агни Йога, 16.

8. Беспредельность, 13.

9. Листы Сада М. Озарение, 3−V−13.

10. Спирина Н. Д. Перед Восходом: Сб. стихов: http://spirina.info/poetry/96/1832

11. Метерлинк М. Синяя птица / Перевод Н. Любимова. М.: Изд-во «Художественная литература», 1972. Серия «Библиотека всемирной литературы».

Феерия (1908). М. Метерлинк. Краткое содержание произведения «Синяя птица».

Канун Рождества. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, спят в своих кроватках.
Вдруг они просыпаются. Привлеченные звуками музыки, дети подбегают к окну и
смотрят на рождественское празднество в богатом доме напротив. Слышится стук в
дверь. Появляется старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата,
хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Это Фея Берилюна. Она велит
детям отправиться на поиски Синей Птицы, Ее раздражает, что дети не различают
вещей очевидных. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит Берилюна и
дает Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть
«душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все
окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную
принцессу, бедная обстановка хижины оживает. Появляются Души Часов, Души
Караваев, Пламя возникает в виде стремительно двигающегося человека в красном
трико. Пес и Кошка тоже приобретают человеческий облик, но остаются в масках
бульдога и кошки. Пес, обретя возможность облечь свои чувства в слова, с
восторженными криками «Мое маленькое божество!» прыгает вокруг Тильтиля. Кошка
жеманно и недоверчиво протягивает руку Митиль. Из крана начинает бить сверкающим
фонтаном вода, а из ее потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как
бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это Душа Воды.
Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается
белая фигура. Это робкая и стыдливая Душа Молока. Из сахарной головы, разорвав
синюю обертку, выходит слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде. Это
Душа Сахара. Пламя упавшей лампы мгновенно превращается в светозарную девушку
несравненной красоты под сверкающим прозрачным покрывалом. Это Душа Света.
Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком
быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб,
Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание,
фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель
в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее,
пообещав подобрать каждому подходящий наряд, фея уводит их всех через окно. И
заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.
Во дворце Феи Берилюны, переодевшись в роскошные сказочные костюмы, души
животных и предметов пытаются составить заговор против детей. Руководит ими
Кошка. Она напоминает всем, что раньше, «до человека», которого она именует
«деспотом», все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей
Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно
поработит их. Пес яростно возражает. При появлении Феи, детей и Души Света все
затихает. Кошка лицемерно жалуется на Пса, и тому попадает от Тильтиля. Перед
дальней дорогой, чтобы покормить детей, Хлеб отрезает от своего брюха два ломтя,
а Сахар отламывает для них свои пальцы (которые тут же отрастают вновь, поэтому
у Сахара всегда чистые руки). Прежде всего Тильтилю и Митиль предстоит посетить
Страну Воспоминаний, куда они должны отправиться одни, без сопровождения. Там
Тильтиль и Митиль гостят у покойных дедушки и бабушки, там же они видят и своих
умерших братцев и сестриц. Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а
когда близкие вспоминают о них, пробуждаются. Повозившись с младшими детьми,
пообедав вместе со всем семейством, Тильтиль и Митиль торопятся уйти, чтобы не
опоздать на встречу с Душой Света. По просьбе детей дедушка с бабушкой отдают им
дрозда, который показался им абсолютно синим. Но когда Тильтиль и Митиль
покидают Страну Воспоминаний, птица становится черной.
краткое изложение, пересказ кратко
Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей
опасности — приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку
распахнуть врата ее тайн. Кошке и Ночи остается только надеяться, что человек не
поймает настоящую Синюю Птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети
в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом
запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в ее дворце. Но Тильтиль поочередно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся
болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу
войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды,
свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение.
Следующую, большую среднюю дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что
за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники
Тильтиля — все, кроме Пса, — в испуге прячутся. Тильтиль и Пес, борясь с
собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад
— сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают
волшебные синие птицы. Тильтиль зовет своих спутников, и, поймав каждый по
нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но довольно скоро пойманные птицы погибают —
дети не смогли найти ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.
Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает
их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль
повержен наземь, а Пес еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить
хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая
велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и
молчание, спасает их. Кошке удается скрыть свою причастность к бунту.
Дети ищут Синюю Птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает
алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных,
волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни.
«Где же мертвые?.. — Мертвых нет...» — обмениваются репликами Тильтиль и
Митиль.
В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказываются в Садах Блаженств.
Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но
мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства
жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что
Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым,
Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных
Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое
Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и
вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих
одеждах, Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым,
Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви.
Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее... Материнская
Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя
увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие
Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие
Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое еще скрывает непознанные
Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь
плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час еще не настал, и обещая прийти
когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстается с Великими
Радостями.
Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце
Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь
родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей
собирается принести туда какое-нибудь свое изобретение: Машину Счастья,
тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху
машину без крыльев. Один из малышей — удивительный садовник, выращивающий
необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой — Король Девяти Планет,
еще один призван уничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек
стоят, обнявшись. Это влюбленные. Они не могут наглядеться друг на друга и
беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены
столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре
должен появиться на свет. Занимается Заря — час, когда рождаются дети.
Появляется бородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех,
кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везет их на Землю,
проплывает и скрывается. Доносится далекое пение — это поют Матери, встречающие
детей. Время в изумлении и гневе замечает Тильтиля, Митиль и Душу Света. Они
спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю Птицу.
У ограды с зеленой калиткой — Тильтиль не сразу узнает родной дом — дети
расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей
Птицы, так и оставшуюся пустой. «Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не
существует, или меняет окраску, как только ее сажают в клетку...» — говорит Душа
Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их
бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и
слащавые слова. Пес порывисто бросается к детям, его ужасает мысль о том, что он
не сможет больше говорить со своим обожаемым хозяином. Дети уговаривают Душу
Света остаться с ними, но это не в ее власти. Она может лишь пообещать им
быть с ними «в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей <...>
звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе», в каждом их
чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же
захлопывается за детьми.
Хижина дровосека волшебно преобразилась — все здесь стало новее, радостнее.
Ликующий дневной свет пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль и Митиль
сладко спят в своих кроватках. Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают
рассказывать об увиденном во время путешествия, и их речи пугают мать. Она
посылает отца за доктором. Но тут появляется Соседка Берленго, очень похожая на
фею Берилюну. Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел найти Синюю Птицу.
Соседка догадывается, что детям что-то пригрезилось, возможно, когда они спали,
на них падал лунный свет. Сама же она повествует о своей внучке — девочка
нездорова, не встает, доктор говорит — нервы... Мать уговаривает Тильтиля
подарить девочке горлицу, о которой та мечтает. Тильтиль смотрит на горлицу, и
та кажется ему Синей Птицей. Он отдает клетку с птицей соседке. Дети новыми
глазами видят родной дом и то, что в нем находится, — хлеб, воду, огонь, кошку и
пса. Раздается стук в дверь, и входит Соседка Берленго с белокурой
необыкновенно красивой Девочкой. Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля.
Тильтилю и Митиль соседская внучка кажется похожей на Душу Света. Тильтиль хочет
объяснить Девочке, как кормить горлицу, но птица, воспользовавшись моментом,
улетает. Девочка в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать птицу. Затем
он обращается к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас ее
найдет, то пусть принесет нам — она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми
в будущем...»

В преддверии Рождества, дети дровосека просыпаются ночью от чудной музыки дома напротив. Тильтиль и Митиль встречают старую женщину. Это фея Берилюна. Он дает задание детям найти Синюю птицу. Тильтиль получает подарок - шапочку с алмазов. Повернув его можно видеть скрытые души всего окружающего. Вначале дети идут в Страну Воспоминаний, где видят много умерших родственников. И хотя там они получили синего дрозда - по уходу птица сменила окрас на черный. Митиль и Тильтиль отправились во дворец Ночи. Но и там не было птицы, способной выдержать дневной свет. В лесу дети едва не погибли от деревьев, которые были в обиде на отца дровосека. Душа Света посоветовала чуть повернуть алмаз для обезвреживания деревьев и это послужило спасением. Посещение кладбища и Дворца блаженств не дало желаемых результатов. В Царстве Будущего только много детей. Найти птицу не удалось. Дети проснулись и рассказали маме о путешествии. Пришла соседка Берленго очень похожа на фею. Её больной дочке Тильтиль дарит «Синюю птицу» - горлицу, но та улетает. Мальчик обещает вернуть ее.

Вывод (мое мнение)

Важно на миг остановиться и понять, зачем ты живешь, что можешь принести на землю. Смотря в глубину происходящего можно изменить восприятие мира. Просто так найти и удержать счастье невозможно. Нужен упорный труд и целеустремленность. Пьеса побуждает не опускать рук.