Столетие тому назад в западной Европе и США реклама развивалась стремительными темпами, а в СССР она только зарождалась. Одним из первых и самых известных «копирайтеров» 1920-х годов стал Владимир Маяковский – автор не только замечательных стихов и пьес, но и гениальных рекламных плакатов . Его работы стали классикой советского рекламного искусства и значительной вехой в истории плаката ХХ ст.


В СССР в рекламе не было острой экономической необходимости – монополия государственных предприятий на производство товаров не предполагала конкурентной борьбы. Советская реклама существенно отличалась от западной – ее основной задачей была агитация и пропаганда. Нужно было убедить всех в том, что советские товары – самые лучшие. А других нет именно поэтому – зачем еще что-то, когда есть самое лучшее?




В. Маяковский был автором политической, коммерческой и социальной рекламы. В 1919-1921 гг., в годы Гражданской войны и военной интервенции, он работал в «Окнах сатиры РОСТА» – плакатном отделе Российского телеграфного агентства. Основной задачей сатирических плакатов было высмеять и уничтожить врагов молодой республики и поддержать «Советскую власть плюс электрификацию всей страны». Первые плакаты создавались вручную, потом – с помощью трафаретов.


С 1923 г. в сотрудничестве с художником-авангардистом А. Родченко Маяковский начинает работать над торговой рекламой. Творческий альянс «Реклам-конструктор Маяковский–Родченко» создает рекламу для ГУМа, Резинотреста, Моссельпрома, Госиздата, Чаеуправления. Тексты рекламных плакатов были максимально лаконичны и броски, легко запоминались и были предельно просты – а что еще нужно для эффективной рекламы?






Классикой, вошедшей во всенародный оборот, стал слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме». На все претензии автор отвечал: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде, кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации». И если по поводу эстетической ценности подобных стихов возникают вопросы, то в маркетинговой эффективности их нельзя усомниться.


В. Маяковский хорошо понимал экономическую необходимость рекламы, еще в 1923 г. он писал: «Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь – хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи».

Фото. В.В. Маяковский (1893-1930 гг.).

В звонких строках его стихов отразилось само время – грозное и героическое. Откройте любой том стихов В.В. Маяковского и перед Вами встанет овеянная ветром революции молодая Республика Советов в её больших и малых делах.

Собственно, не было тогда малых и незначительных дел для В.В. Маяковского. Поэт революции, он ворвался в самую гущу событий – всегда активный, непримиримый, партийно пристрастный в своих оценках. Страна воевала и строила. Строила завтрашний день. Но вчерашний мир ещё цеплялся за жизнь, и чтобы покончить с ним, нужны были не только героические дела, но и незаметная, каждодневная, порой не совсем приятная, работа. Впоследствии В.В. Маяковский скажет о ней, как всегда образно и лаконично, в своей поэме «Во весь голос» (1930 г.):

«Для вас,

которые

здоровы и ловки,

поэт

вылизывал

чахоткины плевки

шершавым языком плаката».

В.В. Маяковский, делая рифмованные подписи к санитарно-просветительным плакатам, гордился своей работой, поскольку считал, что его поэзия приносит людям реальную пользу.

1919 год. Голодная, разоренная длительной войной Республика сжата кольцом интервенции. Москва: оборванные трамвайные провода, пустынные улицы. И вдруг неожиданная толпа пред витринами пустующего магазина. В витрине «Окна сатиры РОСТА» - многорисуночные плакаты, которые начало выпускать Российское телеграфное агентство.

Острые, доходчивые, сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передаваемые агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и других городах. В «Окнах сатиры РОСТА» широко использовались традиции лубка и раёшника. Рисунки «Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчеркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2-3 цвета). Эти своеобразные сатирико-политические журналы делал небольшой коллектив, душой которого был В.В. Маяковский.

Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 года М.М. Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, И.А. Малютин, Д.С. Моор и др. В создании «Окон РОСТА» участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы.

Фото. Художники РОСТА. 1919 г. Владимир Маяковский, Иван Малютин, Михаил Черемных.

«Окна РОСТА» сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.

Подобные «Окна» выпускались также в Петрограде (Л.Г. Бродаты, В.В. Лебедев,А.А. Радаков и др.), на Украине (Б.Е. Ефимов и др.),в Баку, Саратове и других городах.

Рис. «Окна сатиры РОСТА».

Рис. Художник А.М. Нюренберг «В.В. Маяковский за работой в РОСТА».

Над «Окнами сатиры» Маяковский-поэт и Маяковский-художник работали вместе, отражая злободневные политические, хозяйственные, санитарно-гигиенические и военные задачи в стихах и рисунках. В статье «Прошу слова», написанной через десять лет после создания первых «Окон», Маяковский вспоминал, как горстка художников вручную «обслуживала стопятидесятимиллионный народище»: «Диапазон тем огромен. Агитация за Коминтерн и сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью...». Немало плакатов, созданных В.В. Маяковским, было продиктовано заботой о народном здоровье и являлись яркими образцами санитарно-просветительной агитации.

В.В. Маяковский считал свою работу в «Окнах сатиры РОСТА» политической, он живо откликался на первые декреты советской власти, касающиеся вопросов охраны здоровья:

Основные противоэпидемические меры видны на плакате – в нижней трети рисунка мужчину щедро поливают водой из ведра, ещё два человека заняты стиркой белья, на заднем плане стоит санитарный врач.

- «О снабжении бактериологических институтов и лабораторий необходимыми для их работы материалами и инвентарем» (10 апреля 1919 года);

- «О борьбе с сыпным тифом на Восточном и Туркестанском фронтах» (5 ноября 1919 года);

- «Об обеспечении Красной Армии и гражданского населения мылом» (30 декабря 1919 года);

- «Об обеспечении населения Республики банями» (30 сентября 1920 года) и многие другие.

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

На плакате изображены последствия перенесенной оспы – слепота и рубцовые дефекты кожи лица, которых можно было бы избежать с помощью оспопрививания.

Маяковский рисует «Окно» под названием «Новый враг»:

«Но зорко, товарищ,

беду стереги,

опять у ворот она стала:

тиф, голод и холод - лихие враги –

вот новые три генерала».

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

Рис. «Окно сатиры РОСТА».

В марте-апреле 1920 года в Москве проводилась Неделя санитарной очистки. Поэт откликнулся на это событие плакатом, который звал на борьбу с грязью и разрухой.

Следующая «агитка»- к первомайскому празднику:

«Стой, гражданин,

РОСТе внимая!

Что надо сделать

Первого мая?».

Конечно, побывать в бане, «пока не заболел заразой тифозной», а потом «май так праздновать, чтобы и пятнышка не было грязного».

О чем только не рассказывали «Окна»! Вот они предупреждают об опасности употребления сырой воды, вот предлагают советы, как уберечься от холеры, вот свой мощный огонь сатиры В.В. Маяковский обрушивает на поклонников «зеленого змия». Предельно выразительные и лаконичные тексты быстро запоминаются, передаваясь из уст в уста.


Рис. «Окно сатиры РОСТА».

Пропаганда декретов и постановлений Совета Народных Комиссаров, Совета Труда и Обороны становится главнейшей задачей коллектива художников-агитаторов во главе с В.В. Маяковским. Декреты и другие важнейшие документы Советской власти требовали подробных разъяснений. Они требовали не только увеличения словесной и образной базы плаката, но и смены обстановки для их восприятия.

В.В. Маяковский уходит из телеграфного агентства в «Главполитпросвет». «Окна Главполитпросвета» делались силами того же коллектива, что и «Окна сатиры РОСТА». В.В. Маяковский определял тематику плакатов, подбирал фактический материал, писал на его основе тексты и часто делал рисунки к ним, давал задания художникам, принимал от них выполненные плакаты. Он же занимался также вопросами их тиражирования и распространения как в Москве, так и на периферии.

С уходом из РОСТА сменилась не только мастерская. Маяковский оказался «вырванным» из неповторимой атмосферы творческого энтузиазма. Там Маяковский был в гуще жизни, в курсе всех важнейших событий, происходивших как в стране, так и за рубежом, причем самым первым получателем всех этих новостей. Такие преимущества давала уже сама специфика телеграфного агентства.

В «Главполитпросвете» Маяковскому приходилось в какой- то мере заново организовывать и налаживать местную сеть по размножению и распространению «Окон». А это, естественно, не могло не создавать своих дополнительных трудностей.

Окончательно изменилась тематика «Окон», обозначившаяся ещё в РОСТА вскоре после окончания гражданской войны. В конце 1920 начале 1921 года главной становится тема борьбы за восстановление народного хозяйства, разрушенного в годы империалистической и гражданской войн. В десятках «Окон», строившихся на конкретном фактическом материале, показывались трудовые успехи передовых коллективов, звучали призывы развертывать соревнование, укреплять трудовую дисциплину, создавать ударные группы образцового труда, проявлять творческую инициативу.

«Окна Главполитпросвета» расстаются с витринами магазинов и обосновываются в агитпунктах, клубах, красных уголках заводов и фабрик, красноармейских казарм и учреждений, в сельских избах-читальнях. Эти многокадровые, в 12-16 рисунков, плакаты рассчитаны были, как правило, на длительное существование и сближались в этом отношении с печатными пропагандистскими плакатами.


Вместе с тем, эти «Окна» продолжали сохранять свое большое агитационное значение. И здесь особенно значителен вклад В.В. Маяковского и его товарищей в дело помощи голодающим Поволжья. Эта тема становится главной, начиная с июля 1921 года и вплоть до прекращения работы над выпуском «Окон». Особое внимание уделялось помощи голодающим детям. «Окна» призывали граждан «урожайных» губерний брать на воспитание голодающих и больных детей Поволжья. Использовались «Окна Главполитпросвета» и для информации о тех мерах, которые принимало Советское правительство, прогрессивные силы мира для оказания помощи голодающим.

Мастер плаката, В.В. Маяковский, конечно же не мог пройти мимо проблем в жизни общества; жанр его искусства по своей природе был предназначен вскрывать негативные явления социального быта, давать им справедливую оценку, подвергать критике.

Вместе с тем в «Окнах» не могли не найти своё отражение также социальные и культурные завоевания.

В декабре 1921 – январе 1922 года В.В. Маяковский, занятый другими творческими планами (в том числе, работой над печатными пропагандистскими плакатами для «Главполитпросвета») уделяет «Окнам» все меньше и меньше внимания. Количество их резко сокращается. Труднее становится их тиражирование; многокадровые пропагандистские плакаты с обширным текстом усложняли работу трафаретчиков и шрифтовиков.

С начала 1922 года витрины «Окон Главполитпросвета» перестают быть политической трибуной.

«Революцией мобилизованный и призванный», поэт работал для будущего, шагая «с каждой минутой в ногу» со всей страной. В.В. Маяковский был, есть и остается современником многих и многих поколений.

В современном мире многие рекламные авторы используют в оформлении старые советские формы и изображения, иногда с изменениями, а чаще почти без переделки оригинала. Особой популярностью пользуется как раз стиль рекламы Маяковского. В своем исследовании мы проанализируем «Хозяйственные агитки» Владимира Маяковского, образы в его рекламных, а также политических плакатах «Окнах РОСТА», а также посмотрим влияние рекламного творчества поэта на рекламу наших дней.

Анализ «Хозяйственных агиток» как нового жанра торгово-промышленной рекламы

В начале июля 1923 года на обложке журнала "Красная нива" появляются рисунок и стих Маяковского, рекламирующего продукцию Мосполиграфа, а в скором времени в газете "Известия" печатается реклама Государственного Универсального Магазина, созданная Маяковским: " Все, что требует сердце, тело и ум,- все человеку предоставляет ГУМ". Именно с того момента и началась его активная рекламная деятельность, направленная на торгово-промышленные предприятия. Этой работе он придает очень большое значение. Повышенный интерес Маяковского к такой рекламе был обусловлен, прежде всего, тем, что перед страной в первые годы Новой Экономической Политики стояли большие народнохозяйственные и партийно-политические задачи. Маяковский же поставил себе цели улучшения и совершенствования торговли, и в его агитационно-художественной деятельности появляется новая страница- торгово-промышленная реклама.. Итак, Маяковский разработал такой рекламный жанр, как «хозяйственные агитки». Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8. Агитплакаты, лозунги, реклама. 1919-1930.-М.:Правда,1978, стр.173

В статье Маяковского под названием «Агитация и реклама» Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Том 12.Статьи,заметки и выступления. Ноябрь 1917-1930.-М.:Правда,1978,стр.184.большое значение поэт придает как раз "хозяйственной агитке".

В данной статье Маяковский призывает рабочий класс, лишенных орудий и средств труда, брать пример с буржуазии, то есть с господствующего класса, которые в своей деятельности активно используют рекламу в качестве агитационного эффективного средства, которое порождает конкуренцию. «Мы не должны оставить это оружие, эту агитацию торговли в руках нэпача, в руках буржуа-иностранца. В СССР вс? должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!».- говорит Маяковский и с головой погружается в это дело, создавая потрясающие образцы рекламы. Работа Маяковского над торгово-промышленной рекламой продолжалась до 1930 года, но особенно интенсивно она ведется в первые два с половиной года (1923-1924). По его мнению, реклама должна быть разнообразной, интересной и занимательной, она должна делаться с умом, с креативом и юмором. В рассматриваемой автором статье Маяковского «Агитация и реклама» поэт рассуждает о том, что в нашей стране практически нет учреждений, которые бы занимались выпуском листовок, объявлений, и что вообще в Советской России официально не взялись за рекламу. В качестве примера он приводит такие рекламные сообщения той поры: «…Московское коммунальное хозяйство извещает…», «Уполномоченный доводит до сведения». Поэт комментирует: «…Какая канцелярщина - извращает, доводит до сведения, объявляет! Кто ж на эти призывы пойд?т?! Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!» Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Том 12.Статьи,заметки и выступления. Ноябрь 1917-1930.-М.:Правда,1978,стр.82. Вот, что думает Маяковский о рекламе. Она должна привлекать внимание публики и воздействовать на чувства и разум человека.

Маяковский разрабатывал рекламу для таких предприятий, как Мосполиграф, ГУМ, Моссельпром, Чаеуправление, Резинотрест и так далее. Сам поэт воспринимал свою рекламную деятельность как продолжение своего творчества. В статье Е.О. Сафроновой «В. Маяковский как отец русского копирайтинга» упоминалось о том, что некоторые рекламные тексты объединялись в целые «сюжеты» для продвижения бренда.

Возьмем, к примеру, цикл, посвященный галошам «Резинотрест». Эти юмористические рекламные тексты в виде стихов в соответствии с аудиторией можно поделить на несколько типов.

1. Одни тексты отличаются детскостью, простотой и эмоциональной направленностью:

Дождик, дождь, впустую льешь,

я не выйду без галош.

С помощью Резинотреста

мне везде сухое место. Маяковский В.В. собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8. Агитплакаты, лозунги, реклама. 1919-1930.-М.:Правда,1978,стр.277

Раскупай,

восточный люд, --

лучшие галоши

привез верблюд. Там же (Приложение 5)

Без галош элегантнее» --

это ложь.

Вся элегантность

от наших галош. Там же

Третьи направлены на продвижение Резинотреста как мирового бренда. Главный продукт галоши - позиционируются как спасение Европы и одно из чудес света. Таким рекламным стихам присуща метафоричность. Например, на одном из рекламных плакатов изображена планета Земля, а над ней галоша Резинотреста, которая защищает СССР и Европу от дождя:

Резинотрест --

защитник в дождь и слякоть.

Без галош

сидеть и плакать. Маяковский В.В. собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8. Агитплакаты, лозунги, реклама. 1919-1930.-М.:Правда,1978,стр.278(приложение 6)

На другом плакате изображено множество пар галош, которые держат два восточных мужчины. Надпись гласит:

Галоши Резинотреста --

просто восторг.

и восток. Там же

Еще одна интересная страница в рекламной деятельности Маяковского- это работа по рекламе Моссельпрома. Что же это такое? Моссельпром - это Московское объединение предприятий. Работа над рекламой Моссельпрома продолжалась около двух лет, и именно она занимает главную роль по своему масштабу и креативности не только в жизни Маяковского, но и группы художников, которые также работали над этим делом. Этот коллектив Маяковский возглавил как и идейно, так и организационно.

Следует заметить, что реклама Моссельпрома была очень разнообразна по своей тематике. Покупателям предлагалось приобрести разнообразную продукцию государственных предприятий, например столовое масло и дешевый хлеб, макароны и вермишель, ветчину и колбасу, фруктовые воды и сухой квас, специи и шоколад, конфеты разных сортов, а особенно дешевую карамель, распространявшуюся в деревне. Рекламировалось пиво московских заводов, трубочный табак и многочисленные сорта папирос. Многообразной являлась и сама реклама, и источники, в которых она печаталась. Рекламу Моссельпрома можно было увидеть в газетах, на плакатах, витринах и транспарантах, на вывесках киосков и магазинов, на обертках печенья и конфет, на всевозможных упаковках, этикетках, вкладышах. Вся эта продукция была под «общим» рекламный лозунгом, который придумал Маяковский: «Нигде кроме как в Моссельпроме», который пробрел большую популярность в стране. В Москве в самом центре, рядом с Арбатом, находится уникальное здание - дом Моссельпрома, являющийся памятником советскому конструктивизму и авангарду. Сейчас на здании можно увидеть восстановленные в 1997 году надписи «Моссельпром», «МСНХ», «Папиросы», «Дрожжи», «Пиво и воды», а знаменитый слоган Маяковского повторяется несколько раз. (приложение 7).Сам автор высоко оценивал свою рекламную работу как в Моссельпроме, так и над всеми «хозяйственными агитками».

В своей автобиографии «Я сам» Маяковский пишет: «…Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации». Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Том первый. Автобиография «Я сам».1912-1917.-М.:Правда,1978,стр.67 Своеобразные конструктивистские изображения и шрифт становились главными средствами выражения его рекламной идеи.

Стоит заметить, что в рекламных плакатах Маяковского образом советского человека всегда служили простые, рабочие люди в повседневной одежде. В первом собрании сочинений Владимира Маяковского, издававшийся в 1934-1937 годах, были объединены иллюстрации Александра Родченко и текст поэта. Можно сказать, что это собрание является книжным шедевром, где использованы достижения рекламы, иллюстрации и поэзии. Например, возьмем в нем рекламный плакат журнала «Молодая гвардия». На нем изображена фигура красного рабочего, в поднятых руках у которого находятся эти журналы. Такие фигуры можно наблюдать в политических плакатах «Окна РОСТА», где Маяковский посредством таких персонажей обозначал положительных героев. (подробнее см. 3.2.) Можно сказать, что взявшись за рекламную работу, «Окна РОСТА» послужили ему примером создания коммерческой рекламы. Или, возьмем, к примеру, плакат Госиздата, где изображена модель Лиля Брик в красной рабочей косынке, которая передает всем смотрящим на этот плакат свою энергию и оптимизм. Тем самым Владимир Маяковский показывал, что реклама приближена к действительности и что на этом плакате может быть изображен любой советский гражданин двадцатых годов: оптимистичный, красивый, «строящий социализм».

Тексты для об?рток, рекламных плакатов, коробок, вывесок и т.п. Маяковского носили острозлободневный и агитационный характер и можно заметить, что впервые в его творчестве он начал использовать непрямую (скрытую) рекламу. Рассмотрим рекламный текст такого продукта, как карамели.

1. Карамель «Красная Москва».

Тексты для конфетных оберток написаны Маяковским во второй половине ноября 1923 года. На каждой обертке конфет этой серии изображены самые примечательные для советской Москвы здания, сооружения, монументы.

Серия состояла из 12 рисунков с текстами. Например:

Третьяковская галерея

Купцы обдирали год от году,

потом картинки вешали в зале.

Клич коммунистов:

Искусство народу! -

Свои богатства обратно взяли. Маяковский В.В. собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8. Агитплакаты, лозунги, реклама. 1919-1930.-М.:Правда, 1978,стр.203

2. Карамель «Красноармейская звезда».

О работе Маяковского над серией этих конфет было написано в печати: «Владимир Маяковский занят композицией рисунков оберточных «бумажек» для карамели дешевых сортов, покупаемых деревней. Помимо рисунка, обертки-агитки будут содержать двустишие» («Последние новости», 14 апреля 1924 года)Маяковский В.В. собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8. Агитплакаты, лозунги, реклама. 1919-1930.-М.:Правда, 1978,стр.204. Например:

Если на фронте опасность имеется,

наша защита - красноармейцы. (приложение 8)

Шире открой на Запад глаза,

с запада может прийти гроза. (приложение 9)

Обратим внимание, что в этих стихах и рисунках Маяковский славит подвиги Красной Армии в гражданскую войну, призывая крепить обороноспособность Страны Советов, чтобы быть готовым к защите от новых врагов.

3. Карамель «Наша индустрия».

На обертках карамели этой серии изображены изделия тяжелой промышленности, которые выпускались в СССР. Эти рисунки иллюстрировали текст (как обычно в стихах), который отличался своей пафосностью.

Вид такой рекламы воспитывал народ в духе советского патриотизма и заставлял гордиться своей страной за трудовые успехи. Так же, как карамель «Красная Москва», серия рекламы карамели «Наша индустрия» состояла из 12 рисунков с текстами. К примеру:

Ты не стой у реки

до седого веку -

лучше мост перекинь

через эту реку. (приложение 10)

Взялся пан за виски:

безобразие, -

защемилась в тиски

буржуазия. (приложение 11)

4. Карамель «Новый вес» и «Новые меры»

Тексты для конфетных коробок и об?рток конфет написаны Маяковским в период с декабря 1923 года по апрель 1924 года и проиллюстрированы им же. Тексты и рисунки этой серии «Новый вес» пропагандировали новые метрические меры веса и объема, разъясняли их соотношение. Обертки конфет серии «Новые меры» были пронумерованы и подразделены на две серии» серию «А» и серию «Б». В первой пропагандировалась новая метрическая мера длины, во второй - площади. Несколько примеров карамели «Новый вес»:

Килограмм

Не понимать то - было б срам:

тысяча граммов - килограмм.

Глянь, килограмм нарисован там,

двум с половиною равен фунтам. (приложение 12)

Тоже быть не нужно хитрым,

чтоб измерить жидкость литром.

Для простоты запомнить нужно:

в одном ведре литров - дюжина. (приложение 13)

Карамель «Новые меры». Серия «А»:

Сантиметры тож.

Легко измерит с помощью ладош.

Чтоб 10 сантиметров отмерить мог,

отложи ладонь не вдоль, а попер?к.

Запомни также (трудности нет):

10 сантиметров - один дециметр.

Серия «Б»:

Запомни сразу, разиней не стой:

километр приблизительно равен с верстой.

Те, которые точности ищут,

в километре - метров тыщу.

По этому километру

вези товар, засвистывая по ветру. Маяковский В.В. собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8. Агитплакаты, лозунги, реклама. 1919-1930.-М.:Правда,1978,стр.205

Читая тексты Владимира Маяковского для конфетных об?рток серии «Новый вес» и «Новые меры» невольно вспоминаешь государственную программу Советской России - «Ликвидация безграмотности», начало которой положил декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать или писать, обязано учились грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Библиотека сибирского краеведения.(Электронный ресурс).Режим доступа: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/likvidaciya-negramotnosti-likbez(Последняя дата обращения: 10.02.15)

Из этого следует сказать, что Маяковский, боролся с неграмотностью путем своих рекламных текстов. Карамель серии «Новый вес» и «Новые меры» стала своеобразным источником информации о новых метрических мерах веса, объ?ма, длины, площади, принятых взамен старых мер. Реклама Маяковского предоставляет сведения об окружающем мире и протекающих в н?м процессах широкой аудитории понятным языком, носит ненавязчивый характер. Поэт понимал силу торгово-промышленной агитации и важность для ее страны. Создавая свои рекламные тексты, он не просто рекламировал товар, но информировал граждан и жителей страны о мощи и силе государства, его реклама шла в духе того времени.


Санплакат
[Лозунги для журнала "Даешь"]
[Лозунги "Трудовая дисциплина" и "Агитационно-производственные"]
[Лозунги к плакату "На трудовом фронте"]
Лозунги Электрозаводу
[Лозунги для выставки "20 лет работы Маяковского"]
Исцеление угрюмых
Дополнения
"Распрабабкиной техники скидывай хлам…"
"300 миллионов в год уходит в дым, в потери…"

САНПЛАКАТ


Убирайте комнату, чтоб она блестела.
В чистой комнате – чистое тело.

2


Воды – не бойся, ежедневно мойся.

3


Зубы чисть дважды, каждое утро и вечер каждый.

4


Курить – бросим.
Яд в папиросе.

5


То, что брали чужие рты, в свой рот не бери ты.

6


Ежедневно обувь и платье чисть и очищай от грязи и пятен.

7


Культурная привычка, приобрети ее – ходи еженедельно в баню и меняй белье.

8


Долой рукопожатия!
Без рукопожатий встречайте друг друга и провожайте.

9


Проветрите комнаты, форточки открывайте перед тем как лечь в свои кровати.

10


Не пейте спиртных напитков.
Пьющим – яд, окружающим – пытка.

11


Затхлым воздухом – жизнь режем.
Товарищи, отдыхайте на воздухе свежем.

12


Товарищи люди, на пол не плюйте.

13


Не вытирайся полотенцем чужим, могли и больные пользоваться им.

14


Запомните – надо спать в проветренной комнате.

15


Будь аккуратен, забудь лень, чисть зубы каждый день.

16


На улице были?
Одежду и обувь очистьте от пыли.

17


Мойте окна, запомните это, окна – источник жизни и света.

18


Товарищи, мылом и водой мойте руки перед едой.

19


Запомните вы, запомни ты – пищу приняв, полощите рты.

20


Грязь в желудок идет с едой, мойте посуду горячей водой.

21


Фрукты и овощи перед едой мойте горячей водой.

22


Нельзя человека закупорить в ящик, жилище проветривай лучше и чаще.

23


Вытрите ноги!!! забыли разве, – несете с улицы разную грязь вы.

24


Хоть раз в неделю, придя домой, – горячей водой полы помой.

25


Болезни и грязь проникают всюду.
Держи в чистоте свою посуду.

26


Во фруктах и овощах питательности масса.
Ешьте больше зелени и меньше мяса.

27


Лишних вещей не держи в жилище – станет сразу просторней и чище.

28


Чадят примуса, – хозяйки, запомните: нельзя обед готовить в комнате.

29


Держите чище свое жилище.

30


Каждое жилище каждый житель помещение в сохранности держите.

31


Товарищ! да приучись ты держать жилище опрятным и чистым.

32


С одежды грязь доставляется на дом.
Одетому лежать на кровати не надо.

33


Хозяйка, помни о правиле важном:
Мети жилище способом влажным.

34


Раз в неделю, никак не реже, белье постельное меняй на свежее.

35


Не стирайте в комнате, могут от сырости грибы и мокрицы в комнате вырасти.

ЛОЗУНГИ

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

1


Товарищи, бросьте раскидывать гвозди!
Гвозди многим попортили ноги.

2


Не оставляй на лестнице инструменты и вещи.
Падают и ранят молотки и клещи.

3


Работай только на прочной лестнице.
Убьешься, если лестница треснется.

4


Месим руками сталь, а не тесто, храни в порядке рабочее место.
Нужную вещь в беспорядке ищешь, никак не найдешь и ранишь ручища.

5


Пуская машину, для безопасности надо предупредить товарища, работающего рядом.

6


На работе волосы прячьте лучше: от распущенных волос – несчастный случай.

7


Электрический ток – рабочего настиг.
Как от смерти рабочего спасти?
Немедленно еще до прихода врача надо искусственное дыхание начать.

8


Нанесем безалаберности удар, образумим побахвалиться охочих.
Дело безопасности труда – дело самих рабочих.

[ЛОЗУНГИ

ДЛЯ ЖУРНАЛА "ДАЕШЬ"]

1


Кузница коммунизма, раздувай меха!
Множьтесь, энтузиастов трудовые взводы: за ударными бригадами – ударные цеха, за ударными цехами – ударные заводы!

2


Нефть не добудешь из воздуха и ветра.
Умей сочетать практику и разум.
Пролетарий, даешь земным недрам новейшую технику и социалистический энтузиазм.

3


Верхоглядство – брось!
"Д_а_е_ш_ь" зовет знать наскрозь свой завод!
Кто стоит за станком?
Как работает рабочий?
Чем живут рабочие?
Какие интересы у рабочих?

4


Профессорская братия вроде Ольденбургов князьям служить и сегодня рада.
То, что годилось для царских Петербургов, мы вырвем с корнем из красных Ленинградов.

5


Чтоб фронт отстоять, белобанды гоня, пролетариат в двадцатом сел на коня.
Чтоб видеть коммуну, расцветшую в быль, садись в двадцать девятом на трактор и автомобиль.

[ЛОЗУНГИ

"ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА"

И "АГИТАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ"]

1


Из-за неполадок на заводе несознательный рабочий драку заводит.
Долой с предприятий кулачные бои!
Суд разберет обиды твои.

2


Притеснения на заводе и непорядок всякий выясняй в месткоме, а не заводи драки.

3


Опытные рабочие, не издевайтесь над молодыми.
Молодого рабочего обучим и подымем.

4


Долой безобразников по женской линии.
Парней-жеребцов зажмем в дисциплине.

5


Антисемиту не место у нас – все должны работой сравняться.
У нас один рабочий класс и нет никаких наций.

6


Хорошего спеца производство заботит.
Товарищ спецу помоги в работе.

7


Надо квалификацию поднять рабочему.
Каждый спец обязан помочь ему.

8


Не спи на работе!
Работник этакий может продрыхнуть все пятилетки.

9

Долой того, кто на заводе частную мастерскую себе заводит.

10


Заводы – наши.
Долой кражи!
У наших заводов встанем на страже.

11


Болтливость – растрата рабочих часов!
В рабочее время – язык на засов!

12


Прогульщика-богомольца выгоним вон!
Не меняй гудок на колокольный звон!

13


Долой пьянчуг!
С пьянчугой с таким перержавеют и станут станки.

14


В маленьком стакане, в этом вот, может утонуть огромный завод.
Из рабочей гущи выгоним пьющих.

15


Разгильдяев с производства гони.
Наши машины портят они.

16


Чтоб работа шла продуктивно и гладко, выполняй правила внутреннего распорядка.

17


Перед машиной храбриться нечего – следи за безопасностью труда человечьего.

18


В общей работе к дисциплине привыкни.
Симулянта разоблачи и выкинь.

19


Не опаздывай ни на минуту.
Злостных вон!
Минуты сложатся – убытку миллион.

20


Долой хулиганов!
Один безобразник портит всем и работу и праздник.

21


Непорядки надо разбирать по праву, долой с предприятий кулачную расправу.

22


Каждый должен помочь стараться техническому персоналу и администрации.

23


Не издевайся на заводе над тем, кто слаб,
Оберегайте слабого от хулиганских лап.

24


Вызов за вызовом, по заводам лети!
Вступай в соревнование, за коллективом коллек тив!
Встают заводы, сильны и стройны.
Рабочий океан всколыхнулся низом.
Пятилетка – это рост благосостояния страны.
Это пять километров по пути в коммунизм.

25


Хулиганство на производстве наносит удар всей дисциплине нашего труда.

26


Больше дела!
Меньше фраз!
Напряжем в соревнованьи силищу масс!
Но мало одних человеческих сил – рационализацию в производство вноси!

27


Поднять квалификацию требует пятилетка!
Учись работать – точно и метко!

28


Праздник прошел – настал понедельник.
Работать пора!
Вставай, бездельник!

29


Идут рабочие кадры молодежи на смену уставшим в трудовом бою.
Отдохни, если ты до старости дожил, государство обеспечит старость твою.

30


На заводе симулянт-ловкач работу гонит чуть не вскачь.
Заработав побольше, открывает склянку, кислотой растравляет пустяковую ранку.
Калека такой, получив бюллетень, правит для себя и хату и плетень.
Симулянта-бюллетенщика с предприятия вон!
Нашу страхкассу обкрадывает он!

31


Заметил неправильность – не трепли языком.
Кончил работу – сообщи в завком.

32


Увидел недостатки – про себя не таи.
Недостатки товарища – недостатки твои.
Дружбу – так понимать нужно: общие недостатки исправим дружно.

33


Долой пьяниц!
– заявим громко. -
От пьяниц только хулиганство и поломка.

34


Где прогульщик?
Жив Курилка!
В табачной гуще сидит в курилке.
Без лишних слов бросайте курево,
Миллионы часов за зря не прокуривай!

35


Видишь этих ждущих кучки?
Это рабочие ждут получки.
Требуй каждый, кто с этим знаком, чтоб лучше получки наладил завком!

36


Только белогвардейской своре выгодно рабочий класс поссорить.
Грязные пятна, погромщики и антисемиты будут с предприятий счищены и смыты.

37


Без техники втрое над работой потеем.
Товарищ, и в технике будь грамотеем.

[ЛОЗУНГИ К ПЛАКАТУ

"НА ТРУДОВОМ ФРОНТЕ"]

1


А
Коммунизм без учебы не выстроишь никак.
Даешь обученного кадровика.
Б
С неграмотным социализма не построишь и в века, даешь обученного кадровика.

2


В хвосте у техники не волочись для стройки великой учись и учись!

ЛОЗУНГИ ЭЛЕКТРОЗАВОДУ

1


Следи за временем, за материалом, за собой!
На все – экономии отсвет .
И это будет последний и решительный бой с потерями в производстве.

2


Каждая работница, каждый рабочий – береги материалы! борись с порчей!

3


Где прогульщик?
Жив Курилка!
В дымной гуще торчит в курилке.

4


Лентяев и разгильдяев сметайте начисто!
Даешь работу высшего качества!

5


Того, кто любит водкой нализаться, не проймет никакая рационализация.

6


Богомольных прогульщиков с Электрозавода вон.
Не меняй гудок на колокольный звон.

7


Смотри, чтоб время болтовней не тратили.
После работы наговоришься с приятелем.

8


Болтливость – растратчик рабочих часов.
В рабочее время – язык на засов.

[ЛОЗУНГИ ДЛЯ ВЫСТАВКИ

"20 ЛЕТ РАБОТЫ МАЯКОВСКОГО"]

1


Помните – мы работали без красок, без бумаги и без художественных традиций в десятиградусном морозе

10 и


в дыму "буржуек" с единственной целью – отстоять Республику советов, помочь обороне, чистке, стройке.

2


Чтоб эта выставка
20 стала полной – надо перенести сюда трамваи и поезда, расписанные боевыми строками.
Атаки, горланившие
30 частушки.
Заборы
Стены и флаги, проходившие под
Кремлем, раскидывая огонь
40 лозунгов.

ИСЦЕЛЕНИЕ УГРЮМЫХ

Хочется посмеяться.
Но где да как?
Средство для бодрости – подписка на Чудак .
Над кем смеетесь?
Смеетесь над кем?
Это подписчики
10 узнают в Чудаке .
В бюрократа, рифма, вонзись, глубока!
Кто вонзит?
Сотрудники Чудака .
Умри, подхалим, с эпиграммой в боку!
Подхалима
20 сатирой распнем по Чудаку .
Протекция держится где и на ком?
Эту протекцию бомбардируем
Чудаком .
Иди
30 на вредителя лавой атак.
Кто застрельщик?
Застрельщик -
Чудак .
В поезде, в трамвае, на лыжах, на коньках, тысячи
40 угрюмых читателей и читах, спешите!
Просите контору "Огонька":
"Скорей подпишите нас на Чудака! "

ВАРИАНТЫ, РАЗНОЧТЕНИЯ и ЧЕРНОВЫЕ НАБРОСКИ
Санплакат
Беловой автограф:
Лозунг 1 Строфа, не вошедшая в текст плаката:
За целостью комнат – сами следите.
Не будешь следить, будешь вредитель.
Лозунг 2 Воды – не бойся.
Мойся ежедневно, хотя бы до пояса.
Лозунг 5 Никогда не берите в рот того, что в рот и другой берет.
Лозунг 8 Долой рукопожатья
Лозунги по безопасности труда
Черновой автограф:
Порядок записи: лозунги – 1, 3, б, 5, 7, 2, 8, 4
После лозунга 4 записаны две относящиеся к нему строки, не вошедшие в окончательный текст.
Лозунг 4
I Нужную вещь по ящикам ищешь
II Нужную вещь в беспорядке ищешь
I Вещь не найдешь а ранишь ручища
II Никак не найдешь и ранишь ручища
Строки, не вошедшие в окончательный текст:
Если вещи беспорядочно валятся
Можно лишиться руки и пальца
Лозунг 6
I На работе волосы прячьте лучше
II На работе волосы прячь лучше
Лозунг 8
I Нанесите безалаберности удар
Образумьте бахвалиться охочих
II Нанесем безалаберности удар
Образумим побахвалиться охочих

ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИЖИЗНЕННЫЕ ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. МАЯКОВСКОГО,

ВОШЕДШИХ В ДЕСЯТЫЙ ТОМ

Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий. М. изд. "Московский рабочий", 1925, 25 стр. Рисунки Н. Купреянова.
Что такое хорошо и что такое плохо? Л. изд. "Прибой", 17 стр. Рисунки Н. Денисовского.
Гуляем. Л. изд. "Прибой", 1926, 14 стр. Рисунки И. Сундерлан.
Эта книжечка моя про моря и про маяк. М. изд. "Молодая гвардия", 1927, 11 стр. Рисунки Б. Покровского.
Конь-огонь. Детская сказка. Л. ГИЗ, 1928, 10 стр. Рисунки Л. Поповой.
Что ни страница, – то слон, то львица. Тифлис, изд. "Заккнига", 1928, 12 стр. Рисунки К. Зданевич.
Прочти и катай в Париж и Китай. М. Госиздат, 1929, 15 стр. Рисунки П. Алякринского.
Кем быть? М. Госиздат, 1929, 20 стр. Рисунки Н. Шифрина.
Сочинения, т. 4, ГИЗ, М.-Л. 1929, 325 стр.
Сочинения, т. 6, ГИЗ, М.-Л. 1930, 253 стр. (Вышел в свет в январе 1930 г.)
Сочинения, т. 8, ГИЗ, М.-Л. 1931, 333 стр. (Сдан в издательство 16 декабря 1929 г. Вышел после смерти Маяковского в 1931 г.)
Туда и обратно. М. изд. "Федерация", 1930, 95 стр. (Вышел в декабре 1929 г.)
Без доклада не входить. М.-Л. Госиздат, 1930, 112 стр. (Сдан в издательство 12 февраля 1929 г., вышел после смерти Маяковского в конце апреля 1930 г.)

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

1929.


Печатаются по текстам плакатов с разбивкой строк по автографу.
Лозунг 11. Беловой автограф с поправками (ЦГАЛИ); плакат без номера работы худ. Янга, Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", 1929.
Лозунг 12. Беловой автограф с поправками (ЦГАЛИ); плакат без номера работы худ. Янга, Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", 1929.
Печатается по тексту плаката.
Лозунг 13. Беловой автограф с поправками (ЦГАЛИ). Был ли текст использован для плаката – не установлено.
Лозунг 14. Беловой автограф строк 1-4 (ЦГАЛИ); плакат без номера работы художников Я.Ч.В. (Янга, Черномордика, Волхонского), М. "Гострудиздат",

1929.


Печатается по тексту плаката.
Лозунг 15. Беловой автограф (ЦГАЛИ); плакат No 9 работы худ. Яна Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина", 1929.
Печатается по тексту плаката с разбивкой строк по автографу.
Лозунг 16. Беловой автограф (ЦГАЛИ), Был ли текст использован для плаката – не установлено.
Печатается впервые, по автографу.
Лозунг 17. Беловой автограф (ЦГАЛИ); плакат No 11 работы худ. Яна Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина", 1929.
Печатается по тексту плаката.
Лозунг 18. Беловой автограф с поправками (ЦГАЛИ); плакат No 12 работы худ. Янга, Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина", 1929.
Печатается по тексту плаката.
Лозунг 19. Беловой автограф с поправками (ЦГАЛИ); плакат No 13 работы худ. Янга, Черномордика; М. изд. "Вопросы труда"* "Гострудиздат", 1929.
Печатается по тексту плаката.
Передавался по радио (в "Рабочей радиогазете") 17 июля 1929г.
Лозунги 20, 21, 22, 23. Беловой автограф с поправками к лозунгам 21, 23 (ЦГАЛИ). Были ли тексты использованы для плакатов – не установлено.
Печатаются впервые, по автографу.
Лозунг 24. Беловой автограф с поправками (ЦГАЛИ); беловой автограф (БММ); плакат No 17 работы худ. Янга, Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина", 1929.
Печатается по тексту плаката.
Лозунг 25. Беловой автограф с поправками (ЦГАЛИ). Был ли текст использован для плаката – не установлено.
Печатается впервые, по автографу.
Лозунги 26, 27. Передавались по радио (в "Рабочей радиогазете") 17 июля 1929 г. Приведены в воспоминаниях бывшего начальника Московского радиоцентра А. Садовского "Поэт у микрофона" (БММ), на основании которых они были впервые опубликованы в Полном собрании сочинений В. В. Маяковского в 12 томах, т. 12, М., ГИХЛ, 1949. Были ли тексты использованы для плакатов – не установлено.
Лозунг 28. Плакат без номера работы худ. Янга, Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", 1929.
Лозунг 29. Плакат No 19 работы неизвестного художника, М. изд. "Вопросы труда", "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина", 1929.
Лозунг 30. Плакат No 20 работы худ. Яна Черномордика, М. изд. "Вопросы труда", "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина", 1929.
Лозунги 31, 32, 33. Плакаты без номеров работы неизвестного художника, М. "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина", 1930.
Лозунг 34. Беловой автограф (БММ); плакат без номера работы неизвестного художника, М. "Гострудиздат", серия "Трудовая дисциплина",

1930.


Печатается по тексту плаката.
Лозунг 35. Беловой автограф (БММ); плакат No 1, работы худ. В. Кост, М. "Гострудиздат", серия "Агитационно-производственная", 1930.
Лозунги 36, 37. Плакаты No 6, 7 работы худ. В. Кост, М. "Гострудиздат", серия "Агитационно-производственная", 1930.
Перепечатываются впервые, по текстам плакатов.
[Лозунги к плакату "На трудовом фронте"] (стр. 208). Беловой автограф (БММ). Лозунги написаны для "Гострудиздата" (бывшее издательство "Вопросы труда"). Первый лозунг представлен в двух вариантах (А и Б), сверху рукой Маяковского написано: "или или". Был ли текст использован для плакатов – не установлено.
Печатаются впервые.
Лозунги Электрозаводу (стр. 209). Лозунги 2, 3, 4, 5 – беловой автограф (БММ); беловой автограф (полный список) (ЦГАЛИ). Впервые опубликованы в "Литературной газете", М. 1936, No 22, 14 апреля и одновременно в газете "Литературный Ленинград", Л. 1936, No 18, 14 апреля.
Печатаются по автографу (ЦГАЛИ).
Лозунги написаны для Электрозавода в январе 1930 г., по-видимому в то же время, что и стихотворение "Марш ударных бригад" (см. стр. 162 наст. тома).
В "Обращении рабочих электрозаводцев", напечатанном в "Правде" после смерти Маяковского, сообщалось: "Рабочие Электрозавода знают Маяковского как упорного борца за новую жизнь. Электрозаводцы в январе этого года решили начать рационализаторский поход десятидневником борьбы с потерями. Целый ряд толстых журналов на просьбу завода помочь художественно оформить десятидневник ответил молчанием. Но достаточно было одного звонка к Маяковскому, чтобы получить ответ: "С удовольствием приду на помощь заводу. Не смотрите на мой отдых или сон, тяните с постели" ("Правда", 1930, No 105, 16 апреля).

Мы знаем прекрасно силу агитации. В каждой военной победе, в каждой хозяйственной удаче на 9 / 10 сказывается уменье и сила нашей агитации.

Наша агитация выросла в подполье; до нэпа, до прорыва блокады нам не приходилось конкурировать.

Мы идеализировали методы агитации. Мы забросили рекламу, относясь пренебрежительно к этой "буржуазной штучке".

При нэпе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор, продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой.

Здесь еще мы щенки. Надо поучиться.

Но до чего это неумело.

Вот передо мной случайный клочок объявлений из "Известий":

"Московское коммунальное хозяйство извещает..."

"Правление треста "Обновленное волокно" объявляет..."

"Уполномоченный доводит до сведения..."

"Правление "Боркомбинат" извещает", и т. д. и т. д. до бесконечности.

Какая канцелярщина - извещает, доводит до сведения, объявляет!

Кто ж на эти призывы пойдет?!

Вспоминается европейская реклама. Напр., какая-то фирма рекламирует замечательные резины для подтяжек: в Ганновере человек торопится на берлинский поезд и не заметил, как в вокзальной уборной зацепился за гвоздь подтяжками. Доехал до Берлина, вылез, - бац, и он опять в Ганновере, его притянули обратно подтяжки.

Это самое неверное мнение.

Реклама - это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Увидев на обложке журнала "знаменитое" имя, останавливаются купить. Будь та же вещь без фамилии на обложке, сотни рассеянных просто прошли бы мимо.

Даже "Правда", конечно, не нуждающаяся ни в каких рекомендациях, рекламирует себя все-таки: "Каждый рабочий должен читать свою газету" и т. д. На первой странице "Правды" - ежедневная реклама - объявление о журнале "Прожектор".

К Всероссийской с.-х. выставке в Москве выйдет под редакцией т. Брик специальная книга о рекламе, первая в РСФСР.

Мы не должны оставить это оружие, эту агитацию торговли в руках нэпача, в руках буржуа-иностранца. В СССР всё должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!

Примечание