Что общего у сериала «Отчаянные домохозяйки», фильма Уэса Андерсона «Семейка Тененбаум» и спортивным каналом ESPN? Как ни удивительно, все они принадлежат The Walt Disney Company - крупнейшему медиаконгломерату мира. Таких медиагигантов в мире всего шесть - ещё Comcast, Time Warner, News Corp, Sony и Viacom, - и структура их бизнеса во многом похожа. У каждого из них есть свои киностудии, телевизионные каналы, звукозаписывающие студии, издательства, магазины и тематические парки. Степень концентрации медиаресурсов усиливается ещё и тем, что все компании, принадлежащие «большой шестёрке», также постоянно взаимодействуют друг с другом. Disney может снять фильм, дистрибуцией которого будет заниматься Comcast, а права на некоторых персонажей в фильме будут принадлежать Time Warner.

Ошибкой было бы полагать, что конгломераты скупают своих мини-конкурентов исключительно для того, чтобы сделать из них своих клонов. Всё как раз наоборот, современные слияния и поглощения в индустрии развлечений зачастую не приводят к кардинальным изменениям внутренней политики «съеденных» компаний. Обычно они продолжают делать то, что делали, только имея на руках больше ресурсов. Так на рынке поддерживается иллюзия широкого выбора, а конгломераты получают выгоду от разнообразия своих владений.

Эпоха Боба Айгера

Самым агрессивным покупателем в этой индустрии в последние годы считается именно Disney Company. Начиная с 2006 года конгломерат купил несколько компаний, которые славились своим неповторимым индивидуальным стилем, - Pixar, Marvel Comics и Lucasfilm. Миллионы фанатов в ужасе следили за происходящим, ожидая, что Disney испортит всё, что купил, заберёт из их любимых произведений юмор, насилие и истинную романтику. В реальности всё оказалось не так плохо.

Общая прибыль Disney в 2014 году составила 7,5 миллиарда долларов. Своим нынешним успехом компания во многом обязана тому, что в 2005 году пост CEO занял тогда мало кому известный Боб Айгер. Гений-управленец начал свою карьеру с должности ведущего прогноза погоды на канале ABC, затем стал главой этого канала, а после поглощения ABC получил пост вице-президента компании Disney. Компания в этот момент переживала второй в своей истории кризис (первый случился после смерти Уолта Диснея). Под управлением Майкла Айснера она выпускала один провальный фильм за другим - «Пёрл Харбор», «Геракл», «Атлантида: Затерянный мир». Даже успешная трилогия «Пираты Карибского моря» вышла против воли Айснера. В результате совет директоров принял решение заменить главу компании. Пришедший ему на смену Айгер объяснил свою стратегию так: если у Disney проблема с креативностью и созданием новых прибыльных персонажей, значит, нужно купить их у других компаний.

Уолт Дисней
Боб Айгер

Несмотря на неудачи в производстве мультфильмов, доверенная ему компания всё ещё была очень богатой - она получала прибыль благодаря своим телеканалам, магазинам и тематическим паркам, которые принимали более 120 миллионов гостей ежегодно. Фундамент этой структуры, неустанно поддерживающей компанию в трудные времена, заложил ещё Уолт Дисней. Считается, что Уолт был первым голливудским продюсером, который понял, что за телевидением - будущее. Производство полнометражных мультфильмов требовало очень больших средств. Даже успешный прокат в кинотеатрах не позволял его студии по-настоящему встать на ноги. Дисней искал другие источники дохода - и в 1937 году придумал Disneyland. Чтобы найти деньги на строительство огромного парка, Дисней заключил гениальный договор с каналом ABC. Они должны были инвестировать в строительство парка, а он - вести еженедельную передачу на канале, показывая детям свои мультфильмы. Полюбившаяся детям передача так и называлась - Disneyland, она естественным образом рекламировала строящийся парк и сделала компанию Диснея синонимом американской мультипликации.

Даже сейчас парки развлечений приносят компании 20 % прибыли. Проблема в том, что, когда дети приходят в парк, они хотят увидеть не только диснеевских принцесс и Микки-Мауса, но и рыбку Немо, и Железного человека. Креативная монополия Disney на любимых персонажей закончилась в эпоху компьютерной анимации. Но, имея деньги, Боб Айгер быстро превратил этот минус в гигантский плюс.

Как Disney приручил Pixar

Забавно, но будущий основатель Pixar Эд Кэтмелл показал свою первую программу по 3D-анимации сотрудникам компании Disney ещё в 1973 году, там он проходил стажировку. Ему тогда сказали, что между компьютерами и анимацией нет ничего общего и, пока его программа не сможет рисовать правдоподобные пузырьки, она им абсолютно не интересна. Этими словами они выразили мнение всей киноиндустрии, которое оставалось таковым до 25 мая 1977 года. В этот день на экраны вышли первые «Звёздные войны». В отличие от остальных, Джордж Лукас относился к новым инструментам в области визуальных и звуковых эффектов с большим вниманием, в результате чего открыл в своей компании компьютерное подразделение и нанял Кэтмелла им управлять. Через некоторое время к ним присоединился аниматор Джон Лассетер, которого уволили из Disney за чрезмерную смелость во взглядах на будущее анимации. Работники компьютерного подразделения Lucasfilm не очень ладили с Лукасом.

Кто-то может подумать, что Disney прогадали, заплатив целых
7,5 миллиарда за Pixar, но цифры говорят обратное

Им хотелось создавать мультфильмы, а его их разработки интересовали только в той мере, в какой они могли улучшить картинку обычного фильма. Когда в 1983 году Лукас развёлся с женой и потерял большую часть своего состояния в результате бракоразводного процесса, ему потребовалось как-то оптимизировать свой бизнес, и он решил избавиться от компьютерного подразделения. Несколько лет он искал покупателя, которым в итоге стал недавно уволенный из Apple Стив Джобс. Он вложил в новую компанию 54 миллиона долларов. Так Pixar появился на свет.

В первые годы существования Pixar создал несколько коротких анимированных фильмов, один из которых получил «Оскар», и пару рекламных роликов, но прибыли не приносил. Трижды Стив Джобс пытался перепродать компанию кому-нибудь ещё, например Microsoft и Alias, но каждый раз в последний момент отказывался от сделки. Дела шли плохо до тех пор, пока на сцену не вышел Disney. Они предложили инвестировать в создание полнометражного мультфильма Pixar, а взамен получить права на дистрибуцию. В Disney хотели также получить права на технологии Pixar, но Джобс отверг это предложение, заявив, что секреты производства раскрывать не собирается. После оглушительного успеха первого полнометражного мультфильма Pixar «История игрушек» глава Disney Майкл Айснер с ужасом осознал, что собственными руками создал себе великого конкурента. Отношения Айснера и Джобса стали очень натянутыми.


«История игрушек»
«Университет монстров»
«Тачки»

Frozen

Всё изменилось, когда на смену Айснеру пришёл Айгер, который начал активно налаживать отношения с Джобсом. В отличие от Айснера он не собирался бороться с их компанией, он хотел им помочь и убеждал создателей Pixar, что после поглощения обещает сохранить дух и ценности их компании. В результате это вылилось в сделку стоимостью 7,4 миллиарда долларов. А ведь когда-то Microsoft предлагала Джобсу за Pixar всего 90 миллионов долларов. В договоре с Disney было оговорено право Pixar сохранять творческие принципы своей работы, которые Джобс считал основой их успеха. Когда-то уволенный из студии Disney Джон Лассетер вернулся в студию уже её руководителем.

Можно по-разному оценивать то, что случилось дальше. Pixar стали делать мультфильмы быстрее, и все они принесли большую прибыль. Так, «Университет монстров» нельзя назвать провалом, ведь он собрал 800 миллионов долларов в прокате, но всем понятно, что по гамбургскому счёту он получился довольно слабым. В ближайшем будущем Pixar планирует выпускать продолжения «Тачек», «Истории игрушек» и «Суперсемейки», и этот акцент на сиквелах немного настораживает. В то же время родная студия Disney выросла на глазах, встав вровень с современными студиями. Frozen стал самым прибыльным мультфильмом за всю историю кино, да и недавно вышедший «Город героев» явно получился очень удачным.

Кто-то может подумать, что Disney прогадали, заплатив целых 7,5 миллиарда за Pixar, но цифры говорят обратное. По результатам на 2013 год они получили 7 миллиардов благодаря одному только мерчандайзингу товаров по мотивам «Истории игрушек». Это не считая доходов от проката третьей серии, продажи дисков, книг и игр для Wii, Xbox 360 и Nintendo DS, которые принесли ещё 2 миллиарда. Эту цифру можно умножить на 10 - количество созданных Pixar мультфильмов (без учёта сиквелов).

Супергерои оптом

Первые комиксы Marvel появились ещё в 1937 году. С тех пор компания несколько раз перепродавалась - и всегда попадала в руки каких-то странных людей. В 1968 году основатель продал её компании Perfect Film and Chemical Corporation, в которой было подразделение, продающее лекарства по почте, а также отдел печатной продукции, который наравне с комиксами Marvel издавал журнал Ladies’ Home Journal. В 1986 году они перешли во владение компании New World Entertainment, производившей телевизионные фильмы класса B. Ещё через три года их перепродали холдингу MacAndrews & Forbes, в который также входила косметическая компания Revlon. В 1996 году Marvel объявила о своём банкротстве. Спасти утопающий бренд решили владельцы компании по производству игрушек Toy Biz - Ави Арад и Айк Перлмуттер. Эти двое настолько успешно реорганизовали бизнес Marvel, что через десять лет Disney заплатил за него 4,6 миллиарда долларов.

Disney со своими принцессами всегда считался больше «компанией для девочек» , и героев, которые могли понравиться мальчикам, у них традиционно было очень мало

Что тогда придумали Ави и Айк? Во-первых, они начали продавать лицензии на использование популярных персонажей Marvel. Их покупали телевизионные и киностудии, производители одежды, товаров для школьников и игрушек. Всего было продано несколько тысяч лицензий. Особый акцент предприниматели решили сделать на фильмах и играх. Идея заключалась в том, чтобы супергерои вселенной Marvel вышли за пределы обычной для себя подростковой аудитории и стали общеизвестными. Так на свет появились фильмы о Человеке-пауке, Людях Икс и Капитане Америке.

Параллельно с этим Marvel начала снова издавать комиксы, нашла для них новые каналы сбыта, заново «переписала» свои старые истории для молодой аудитории. К 2010 году они увеличили свою долю на рынке комиксов до 50 %. В 2005 году Marvel, собрав 500 миллионов инвестиций, занялась собственным производством фильмов. Так как права на использование самых популярных героев принадлежали другим студиям, они сосредоточились на менее известных героях - Железном человеке, Торе, Халке. Фильмы, сделанные в сотрудничестве с другими студиями, разогрели рынок, публика ждала новых приключений марвеловских героев, так что новые фильмы ждал успех.


«Человек-паук»
«Люди Икс»

«Капитан Америка»

Боба Айгера в Marvel привлекало не только количество потенциально прибыльных героев, но и то, что самыми преданными поклонниками творчества этой компании были мальчики-подростки. Disney со своими принцессами всегда считался больше «компанией для девочек», и героев, которые могли понравиться мальчикам, у них традиционно было очень мало. Владельцы Marvel относительно легко согласились на сделку, так как оба были больше бизнесменами, нежели творцами. У каждого за плечами было по несколько удачно проданных компаний, и Marvel оказалась лишь одной из них. То, что приобретение стоило своих 4 миллиардов, доказал невероятный успех «Мстителей», которые собрали в мировом прокате более 1,5 миллиарда долларов и вошли в тройку самых кассовых фильмов в истории кино.

Как Джордж Лукас продал «Звёздные войны»

В 2011 году Джордж Лукас участвовал в подготовке аттракциона, сделанного по мотивам «Звёздных войн», в Диснейленде. На церемонии открытия Пол Айгер спросил его, не думает ли тот продать компанию, - и попал в точку. Лукасу на тот момент исполнилось 67 лет, и он начал задумываться о выходе на пенсию. После холодного приёма второй трилогии «Звёздных войн» ему и вовсе расхотелось снимать новые фильмы. Вопрос о том, кому оставить компанию, встал ребром. Лукас сказал Айгеру, что так как на его могиле будет написано «создатель Star Wars», то для него это не столько вопрос денег, сколько вопрос о сохранении его наследия. Ему было страшно представить, что кто-то может забрать созданную им Вселенную и начать делать с ней что захочет. Айгеру он, в принципе, доверял, потому что видел, как деликатно тот вёл себя по отношению к другой «его бывшей компании» - Pixar.

Лукас решил продать компанию с условием, что они снимут ещё одну трилогию по его сценарию и оставят выбранного им CEO и часть сотрудников. Он также хотел иметь право голоса во всём, что касается использования его бренда. Айгер настаивал на том, что, хотя мнение Лукаса будут учитывать, именно Disney будет принадлежать право последнего слова. Переговоры шли полгода, Лукас сомневался и нервничал, и, когда в итоге договор был подписан, Айгер, по его словам, чувствовал себя Дартом Вейдером. Он купил компанию Лукаса за 4 миллиарда долларов. В день, когда о сделке было объявлено, кто-то написал в Twitter: «Я почувствовал волнение в Силе, словно миллионы гиков одновременно вскрикнули от ужаса».

Когда Айгер только размышлял о покупке Lucasfilm, он пересмотрел все шесть серий и записал героев, права на которых может получить его компания. Только потом он узнал о существовании «Голокрона» - базе данных по Вселенной Звёздных войн, в которой содержится информация о 17 тысячах персонажей. Каждый из них теперь принадлежит Disney.

Какие франшизы теперь принадлежат «Диснею»? Получит ли студия абсолютную власть над киноиндустрией? Что будет с сериалами на Netflix? И увидим ли мы ещё брутальное кино про Людей Икс с рейтингом 18+? Анализируем!

Эта статья за 30 секунд

  • Компания Disney только что купила большую часть активов XXI Century Fox.
  • Disney займет до 40% американского кинорынка и сможет диктовать свои условия кинотеатрам и профсоюзам.
  • Из интернет-канала Hulu будут делать главного конкурента Netflix.
  • «Аватар», «Люди Икс», «Фантастическая четверка», «Дэдпул», «Симпсоны», «Футурама», «Чужой» и «Светлячок» станут собственностью Disney.
  • Нет, у Дэдпула не отберут рейтинг 18+.

Все это уже было в «Симпсонах». В одной из снятых двадцать лет назад серий Fox превратились в филиал Disney

Что купил Disney

Компания Disney только что объявила о приобретении большей части активов XXI Century Fox. В сделку вошли:

  • кино- и телестудия Fox,
  • доля в британском телеканале Sky,
  • 30% акций потокового сервиса Hulu,
  • 50% акций нидерландской телевизионно-продюсерской компании Endemol Shine Group,
  • канал Star India,
  • кабельные сети FX и National Geographic,
  • 300 международных и 22 региональных спортивных канала.

Под контролем владельцев Fox, семейства Мёрдоков, остаются каналы Fox News и Fox Sports и сети кабельных каналов FS1 и FS2.

Стоимость всех рыночных активов Fox оценивается в 68 миллиардов долларов. Клан Мёрдоков также владеет медиахолдингом News Corp, в который входят деловое издание The Wall Street Journal, британская газета The Times и ряд других СМИ

Это самая крупная сделка в истории Disney, ее стоимость составляет 52 миллиарда долларов. Покупка Pixar, Marvel и Lucasfilm вместе взятых обошлась компании всего в 16 миллиардов. Впрочем, сейчас это даже не рекорд: в прошлом году телекоммуникационный гигант AT&T приобрёл холдинг Time Warner за 108 миллиардов долларов.

Почему Fox всё это продали?

Мёрдоки сами выставили большую часть своих активов на продажу, решив оптимизировать свой бизнес. У Fox были и другие покупатели, но предложение Disney оказалось самым привлекательным.

По рассказам инсайдеров, в последнее время Fox стало тяжело справляться с конкуренцией на резко меняющемся рынке. У владельцев было два выхода из ситуации: либо расти и поглощать конкурентов, либо уменьшиться и сконцентрироваться на чем-то одном. Мёрдоки пошли по второму пути. Теперь они избавятся от обременительных активов, сохранят контроль над крайне прибыльными телеканалами, получат средства на развитие бизнеса и 25 процентов акций Disney.

А сыну Руперта Мёрдока Джеймсу, занимавшемуся развитием каналов Star и Sky, откроется дорога в высший руководящий состав Disney. Некоторые уже сватают младшего Мёрдока в преемники нынешнего руководителя Disney Боба Айгера, когда тот соберется на пенсию.

Боб Айгер должен был уйти на покой в 2019 году. Но одновременно с анонсом сделки Disney сообщили, что контракт Айгера продлён до 2021 года, чтобы тот смог регулировать процесс слияния

На завершение всех формальностей уйдет около года, если в дело не вмешаются власти - например, Министерство юстиции, которое пытается помешать схожей сделке между AT&T и Time Warner. Впрочем, анализ перешедших Disney активов показывает, что стороны предвидели возможные осложнения и свели риски к нулю. Так, поскольку Disney уже владеет каналами ABC и ESPN, компания не стала претендовать на Fox News и Fox Sports: их покупка наверняка привлекла бы внимание антимонопольного комитета.

Что сделка дает Disney

Монополия

Доля кассовых сборов в США по студиям за 2016 год. Disney и так был лидером, а теперь сложите его с третьим местом Fox!

В прошлом году на Disney пришлось более четверти кассовых сборов на американском кинорынке, еще 13% принадлежало Fox. В этом году доля Disney пока составляет 18%, но в последние недели копилка резко пополнится за счет «Последних джедаев», которым под силу заработать в Штатах 700-800 миллионов долларов. Fox держится на уровне прошлого года. То есть после завершения сделки доля Disney на рынке вырастет почти до 40%.

С ростом доли рынка у Disney появится больше рычагов давления на индустрию. Чем меньше в Голливуде независимых студий, тем важнее отношения с самыми крупными. Disney получит козыри на переговорах с профсоюзами, сможет устанавливать минимальные зарплаты, указывать, какие фильмы и в каком объеме показывать в кинотеатрах, поднимать цены на билеты - и многое другое.

Disney и сейчас использует своё положение лидера. В начале ноября издание Wall Street Journal рассказало , какие требования студия выдвигает кинотеатрам, желающим прокатывать « ». Disney объявили, что оставят себе 65% от сборов восьмого эпизода вместо привычных 50%, причем кинотеатры должны показывать картину в главном зале минимум четыре недели, иначе доля Disney вырастет до 70%. Не согласны - вообще не получите в прокат один из самых прибыльных фильмов года.

Влияет Disney и на прессу. В ноябре журналисты Los Angeles Times опубликовали расследования об отношениях компании с администрацией города Анахайма, где расположен один из крупнейших «Диснейлендов». В ответ пиар-служба Disney закрыла журналистам этого издания доступ на пресс-показы. История всколыхнула журналистские круги, возмущенные работники «Нью-Йорк Таймс» и других крупных СМИ сами объявили бойкот пресс-показам Disney. Студии пришлось пойти на попятную и снять бан . Не последнюю роль в этом сыграла премьера « », которой требовалось внимание прессы.

Журналисты обвинили Disney в том, что компания якобы недоплачивает налоги в бюджет Анахайма и лоббирует в городской администрации выгодные для себя решения

Hulu - ответ Netflix

В руки Disney переходит 30% акций сервиса потокового видео Hulu. Студия уже владеет другими 30%, так что теперь у неё контрольный пакет - Disney сможет решать дальнейшую судьбу ресурса. Вариантов у компании хватает.

Многое будет зависеть от остальных акционеров: телекоммуникационного гиганта Comcast, которому принадлежит еще 30%, и медиахолдинга Time Warner, владеющего 10%. Time Warner пока не до того: компания сейчас проходит процедуру продажи другому медиагиганту AT&T и ждет суда, способного разрешить или запретить сделку. А вот Comcast может как остановить поставку нового контента, так и продать свою долю Disney - или же добиваться решения властей, которые могут заставить новых владельцев продать свою долю в Hulu ради одобрения остальной сделки.

По рассказам инсайдеров, все акционеры Hulu в последние два года безрезультатно пытались выкупить полный пакет акций ресурса

Но Disney, скорее всего, будет держаться за Hulu обеими руками. Компания уже объявила, что намерена открыть собственный стриминговый сервис и к 2019 году вывести свои сериалы с Netflix (а это, среди прочего, телевселенная « »). Но развиваться с нуля сложно: аудитория вряд ли захочет оформлять еще одну подписку. Проще сделать ставку на уже успешный сервис с растущей аудиторией в 12 миллионов человек и 250 тысяч зрителей нового кабельного канала Hulu Live TV. Сам Айгер упомянул, что Disney планирует превратить Hulu в дом для своего контента, ориентированного на взрослую аудиторию, - а это в первую очередь фильмы и сериалы от Fox.

Пока что Hulu убыточен: его потери за первые девять месяцев года составили 560 миллионов долларов. Но за это время сервис добился успехов в производстве собственного контента. Сериал « » даже удостоился премии «Эмми» в номинации «Лучшая драма».

Классические франшизы

Секретные материалы », «Как я встретил вашу маму», «МЭШ», «Баффи», «Светлячок».

Возможности тут безграничны. Показы на Hulu, аттракционы в «Диснейленде», возрождения закрытых шоу, или «Футурамы», новые полнометражные «Симпсоны»… Скорее всего, Disney не будет вмешиваться в производство, и вся продукция Fox станет выходить под отдельным брендом, как и у Marvel, Pixar и Lucasfilm.

Хью Джекман намекнул, что не против камео в «Мстителях». Но большую (кроме Дэдпула) часть мутантов в ближайшем будущем наверняка ждёт рекаст и рестарт

Но главное - Disney получает права на « » и «Фантастическую четверку». « », «Новые мутанты», «Темный Феникс», «Гамбит» и «Сила Икс» выйдут уже при новой власти. В перспективе это сулит расширение супергеройской линейки, появление мутантов в «Мстителях» и один из самых масштабных кроссоверов всех времён - эпическое противостояние «Мстители против Людей Икс».

Многие тут же начали опасаться, что «семейный» Disney запретит съёмки фильмов с рейтингом «18+». Но на сегодняшнем выступлении перед инвесторами Боб Айгер специально это опроверг: компания не против такого контента, если он пользуется спросом.

[«Дэдпул»], очевидно, всегда был и будет под брендом Marvel. Мы считаем, что для фильмов Marvel с рейтингом R вроде «Дэдпула» можно создать отдельный бренд. Если мы заранее дадим понять зрителям, чего им ждать [от фильмов], то, мне кажется, у нас всё будет отлично.

Помимо прочего, Disney получает около трех с половиной сотен международных и региональных каналов. Налицо планы компании нарастить глобальное присутствие на экранах телевизоров.

Два крупных слияния за последний год намекают на то, что новые подобные сделки неизбежны: в конкурентной борьбе другие крупные компании будут либо сливаться, либо гибнуть. Медиарынок ждут серьезные перемены - и Disney будет на нём одним из главных игроков.

Несмотря на то, что недавно Marvel Studios приобрели права на фильмы «Фантастическая четверка» и «Люди Икс» , киновселенная Marvel все еще не может представить на большом экране всех персонажей Marvel Comics.

В данный момент Marvel владеет более чем 7000 персонажами. Хотя приобретение Fox считалось последним шагом студии для собрания полной библиотеки героев, у Marvel все еще нет полного контроля над своим реестром. Вот персонажи, про которые Marvel до сих пор не может снимать кинокомиксы.

ХАЛК

Марк Руффало неоднократно играл Халка в MCU. тем не менее, права на персонажа принадлежат Universal, поэтому Marvel не может сделать сольный фильм про героя.

Всегда есть шанс, что Disney может прийти к своего рода взаимовыгодному дистрибьюторскому соглашению с Universal, или что им удастся восстановить права на Халка. Однако, по словам Руффало, Universal не хочет идти на подобные сделки.

Что важно, проблемы с правами распространяются на многих из его самых известных противников.

ЖЕНЩИНА-ХАЛК

Права на фильм о Женщине-Халке, кузины Брюса Бэннера, также принадлежат Universal. Она известна как один из самых инетресных героев в мире Marvel Comics, и она более чем заслуживает сольника.

Проведя время в качестве члена почти всех команда Marvel (включая Мстителей, Фантастическую четверку, Защитников и Героев по найму), героиню можно легко включить в MCU... если Marvel когда-либо удастся уладить дела с Universal.

НЭМОР

Король Атлантиды вселенной Marvel уходит корнями ко временам Timely Comics, дебютировав еще в 1939 году. Тут тоже все сложно с правами, и они снова принадлежат Universal.

В то время как у Marvel, похоже, есть права на персонажа в определенной степени, считается, что Universal по-прежнему принадлежит право на распространение фильма. Студия сделала несколько попыток выпустить адаптацию на большой экран, но сценарий так и не был написан.

ЧЕЛОВЕК-ПАУК И ВСЕ-ВСЕ

Хотя Человек-паук Тома Холланда и некоторые другие персонажи из мира Питера Паркера появились в киновселенной Marvel, права на них до сих пор у Sony. У Marvel Studios есть права на использования героя, но последнее слово всего на Sony.

Тем временем, Sony разрабатывает свою собственную киновселенную Marvel, независимую от MCU. Она начнется с фильма «Веном» с Томом Харди, который выйдет в конце этого года. А это значит, что Marvel Studios не скоро сможет получить права на персонажей.

Какой фильм из вышеперечисленных хотели бы увидеть вы? Напишите в комментариях.