Артемий Лебедев

Ководство

Издание третье, исправленное и дополненное

Версия для электрочиталок


Издательство Студии Артемия Лебедева

Посвящается М.

Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо.

Артемий Лебедев, март 2011

§ 0. Предисловие

– Оспоривать с дубиной в руках! – перебил дядя, – мы не в Киргизской Степи. В образованном мире есть другое орудие.

И. А. Гончаров. Обыкновенная история

Первые параграфы были написаны в качестве глав книги про веб-дизайн в 1997 году. Уже на следующий год стало понятно, что природная лень не позволит автору быстро довести дело до публикации на бумаге, поэтому был открыт одноименный сайт.


Электронные издания


Бумажные издания


В разные годы проект менял название. Изначально планировалось писать только про интернет, однако интересы автора несколько шире, поэтому «Ководство» плавно превратилось в заметки о дизайне, истории важных изобретений, интерфейсах, семиотике и т. д. В 2002 году началась переделка проекта с нуля, в результате чего летом 2003 года появилась исправленная и дополненная версия. В конце 2006 года специально для настоящего издания все параграфы были еще раз переписаны, а большинство иллюстраций заменено. Неактуальные и морально устаревшие параграфы составляют пропуски в нумерации, чему удивляться не надо.

«Ководство», являясь отражением мировоззрения и личного мнения автора, посвящено дизайну как образу жизни и мысли. Дизайнер, вопреки превратному представлению большинства, не только водит мышью по столу, он живет своей профессией, делая из хаоса порядок. Он владеет умами и создает настроения. Хороший дизайнер управляет людьми с помощью своих произведений, плохому нужна плетка-семихвостка.

В «Ководстве» нет готовых рецептов дизайнерского успеха, потому что их вообще никто не знает. А как употреблять пищу для ума – за столом с хорошим вином или глотая кусками с картонной тарелочки – дело читателя.


§ 8. Простой секрет ГИФа


ГИФ – это сокращение от Graphics Interchange Format (формат обмена изображениями). Его придумали в компании «Компьюсерв», когда представления о том, что такое картинка на экране, были далеки от сегодняшних, как «Пентиум II» от 286-го. Если бы создатели ГИФa знали, что будет твориться в 1998 году, они бы не придумали такой кривости. Впрочем, в середине восьмидесятых не считали, что кому-нибудь всерьез понадобится больше 256 цветов. И не знали о том, что кому-то захочется делать анимацию.


Лирическое отступление

Вообще, вполне могли изобрести формат, который поддерживал бы 24 бита (но мог жить и при одном), хорошо сжимался (и имел несколько видов компрессии), позволял устанавливать уровень потери качества, умел проявляться постепенно и при этом изображение занимало бы мало места. Впрочем, формат ПНГ почти приближен к идеалу, но, поскольку придуман он всего года три назад, его никто серьезно не поддерживает. А жаль.


Совершенно понятно, для чего нужен ГИФ. Для простой графики, не для фотографий. Весь текст, линии, однотонные поверхности должны сохраняться в этом формате.


Сослагательное наклонение

Ветераны помнят, что довольно долго все эротические картинки существовали только в формате ГИФ. Собственно, именно благодаря желанию масс передавать подобные картинки формат и сделали. Отнять популярность у него смог только джипег, который лучше справлялся с задачей. Создатель же ПНГ не додумался в свое время перевести пару сотен баб в свой формат и заслать их в соответствующие конференции. Тогда всем пришлось бы обзавестись новинкой и популярность была бы обеспечена раз и навсегда. Было бы у нас три формата.


Чтобы понять, как работает ГИФ, рассмотрим простой пример. Возьмем картинку и сохраним ее в ГИФе:



Потом возьмем ее же и повернем на 90 градусов:



Графическая информация осталась та же. Ни один пиксель не пропал. На что же нужно обратить внимание? На размеры этих картинок. Первая занимает 563 байта, а вторая – 196. То есть почти в три раза меньше.

Пока те, кто впервые такое видит, собирают с пола выпавшие глаза, раскроем секрет: ГИФ сжимает (а компрессия происходит всегда) изображение горизонтально. Поэтому во втором примере было потрачено гораздо меньше места на запись информации. Рассмотрим под микроскопом то, с чем пришлось иметь дело компрессору.

Представьте, что формат ГИФ – живой человек. Ему нужно записать изображение словами так, чтобы потом воспроизвести увиденное в любое время и без ошибок. Он берет верхний ряд картинки – высотой в пиксель – и смотрит на него (показано в увеличении):



Сколько слов нужно потратить на описание? «Восемь пикселей черного цвета, тринадцать белого, восемь черного…» и так далее. Целую тетрадку за три копейки займет. А что мы видим во втором случае?



«Линия черного цвета длиной в девяносто два пикселя» – и все.

Зная, как себя ведет ГИФ, можно контролировать процесс создания изображений. Стараться делать побольше линий одного цвета. Поменьше вертикальных картинок.

Но самое главное – не поддаваться на простоту и очевидность этого примера. В жизни всё всегда сложнее. Сегодняшний трюк – лишь часть того, что надо знать, чтобы у заказчиков лица были добрыми, а улыбки – широкими.



Встречаемые знаки

® – Registered trademark, зарегистрированный товарный знак

– Phonorecord, звукозапись (знак охраны смежных прав на пластинках и компакт-дисках)

TM – Trademark, товарный знак (встречается в Америке)

SM – Service mark, знак обслуживания (встречается в Америке)


Хозяйке на заметку

Надо помнить, что наличие любого из этих символов рядом с произведением, текстом, картинкой, товарным знаком, слоганом и т. п. не значит ровным счетом ничего, кроме напоминания. Отсутствие символа не отменяет законов об охране прав. В нашей прекрасной стране эти символы приобрели мистическое значение: знаком копирайта отпугивают, как черта крестом.


Многие просто не знают, в каких случаях писать тот или иной символ. Довольно часто можно встретить такое употребление:



Когда нет возможности использовать символы стандартного вида, пишут (c), (r), (TM) и т. д., хотя при сегодняшнем развитии наборного дела это плохой тон.

§ 20. Молодой и бывалый


Иногда оказываешься в затруднительном положении. Не знаешь, как объяснить, что вот этот дизайн – хороший, этот – отвратительный, а человек, создавший его, лучше бы работал в котельной.

Сталкиваешься с чем угодно, только не с грамотной оценкой. Плохой дизайн защищают самыми разными аргументами: автор – хороший человек, картинка красивая и т. п.

Непрофессионализм оценки возникает от неумения видеть. Неумение видеть, в свою очередь, происходит от бедного опыта. Приобрести опыт несложно – нужно лишь несколько лет внимательно изучать предмет.

Умение оценивать хороший дизайн является не меньшим достижением, чем умение его создавать. Эту нехитрую истину совсем не знают те, кто принимает готовую работу.

Как же случается, что хорошие, качественные, потрясающие вещи все-таки появляются на свет? По ошибке. Заказчик, не разбираясь в тонкостях и деталях, принимает все что угодно, только не дизайн. Он радуется соблюденным срокам, вежливости, цене. Ему нравятся яркий образ, смешная фраза, удачное решение, глянец. Но он не видит того, ради чего все создавалось.

Хорошего дизайнера хвалят, но он равнодушен к этому. Хвалят обычно не за то . И ругают тоже не за то. Молодой дизайнер, впервые столкнувшийся с тем, что его критикуют не по делу, как бы обращается к заказчику:


Бывалый дизайнер произносит эту же фразу, только наоборот.

§ 25. Явление формата


Существует клонирование. Это когда просто берут чужую структуру, картинки и (иногда) меняют текст.

С другой стороны, существует формат. Это набор правил, свойств и функций, присущих (в нашем случае – визуально) какому-либо виду. Например, мы всегда отличим газету от других печатных изданий. Ее типичные признаки – особая бумага, черно-белая печать, крупный логотип на первой полосе, верстка колонками, разные размеры заголовков, мелкий наборный шрифт, отсутствие скрепок и т. д. Нельзя утверждать, что «Известия» – это клон «Правды».

Практически все веб-каталоги похожи на «Яху», создатели которого придумали самый удобный способ подачи рубрикатора: две колонки со ссылками на основные подрубрики. Остальные каталоги похожи на «Яху» не потому, что являются клонами, а потому, что они выглядят как каталоги. А «Яху» просто был первым.

Трудно сделать рояль, не похожий на рояль, или сотовый телефон, в котором сложно узнать сотовый телефон. Разница в удобстве, качестве, красоте и пр. Все брюки похожи, но никому в голову не придет назвать их клонами.



В какой-то момент кто-то создает дизайн, настолько хорошо отвечающий поставленной задаче, что последователи вынуждены его повторять с минимальными изменениями. Это формат.

Нужно не бояться повторить чью-то схему, а уметь придумать каждый раз что-то новое.

§ 27. Цитата


В книге «Краткие сведения по типографскому делу» П. Коломнина обнаружен прекрасный пассаж:

«Я вовсе не укоряю наборщиков за их плохое знание дела и безграмотность: им негде учиться. Общедоступных школ для наборщиков почти не существует, а в типографиях мальчики решительно никаких научных познаний не приобретают, знакомятся крайне поверхностно и неудовлетворительно лишь с одной технической стороной набора и прекрасно выучиваются… пить водку.

Если я добавлю к этому, что, в большинстве случаев, все научное образование наборщика ограничивается на всю жизнь теми обрывками сведений, которые вынесены им, еще до поступления в типографию, из начального двухклассного училища, то, мне кажется, всякому станет понятно, что если к наборщикам и можно применить эпитет „интеллигентный рабочий“, то разве в ироническом смысле».


Книга издана в Санкт-Петербурге в 1899 году.


ИЗДАЛ выпустил репринт книги в 2008 году.

§ 33. Панграммы


Чтобы понять всю прелесть того или иного шрифта, необходимо иметь представление обо всех знаках, которые в этом шрифте содержатся. Скажем, почти все русские шрифты страдают от чудовищных форм букв Ф, Д, Л. Другие знаки тоже кривые, но это не так заметно с первого взгляда.

Чтобы увидеть все буквы сразу, используют специальные предложения, состоящие из всех букв алфавита, – панграммы.

Набрав любым шрифтом панграмму, мы сразу получаем представление обо всех буквах.

Часто при переводе панграмм, исключительно по непониманию, пишут что-то типа: «А это просто русский текст».

Приведем панграммы на разных языках, присланные читателями «Ководства» за несколько лет.


Русские панграммы

Экс-граф? Плюш изъят. Бьём чуждый цен хвощ!

33 буквы. Из журнала «Наука и жизнь»


Эй, жлоб! Где туз? Прячь юных съёмщиц в шкаф.

33 буквы. По преданию, придумана профессором комбинаторики Санкт-Петербургского государственного университета. Прислал Виктор Баргачев


– Любя, съешь щипцы, – вздохнёт мэр, – кайф жгуч.

33 буквы. Прислал Аркадий Чубрик


В чащах юга жил-был цитрус… – да, но фальшивый экземпляръ!

Классика-переклассика. Прислал Максим Жуков


Южно-эфиопский грач увёл мышь за хобот на съезд ящериц.


Аэрофотосъёмка ландшафта уже выявила земли богачей и процветающих крестьян.


Шифровальщица попросту забыла ряд ключевых множителей и тэгов.

Присутствуют все буквы алфавита, кроме ё и ъ. Автор – Роман Волков


Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей [же] чаю. 1234567890.

Из «Виндоуса-95» (fontview.exe)


Подъём с затонувшего эсминца легко бьющейся древнегреческой амфоры сопряжён с техническими трудностями.


Завершён ежегодный съезд эрудированных школьников, мечтающих глубоко проникнуть в тайны физических явлений и химических реакций.


Всё ускоряющаяся эволюция компьютерных технологий предъявила жёсткие требования к производителям как собственно вычислительной техники, так и периферийных устройств.

Присутствуют все буквы алфавита, кроме ш. Автор – Андрей Николаев (Легостаев)


Шалящий фавн прикинул объём горячих звезд этих вьюжных царств.

Фраза, которую использовал для проверки гарнитур некто Дмитрий Осипов в те далекие времена, когда еще можно было зарабатывать деньги аппаратной русификацией матричных принтеров


Эх, жирафы честно в цель шагают, да щук объять за память ёлкой…


Расчешись! Объявляю: туфли у камина, где этот хищный ёж цаплю задел.


Лингвисты в ужасе: фиг выговоришь этюд: «подъём челябинский, запах щец».


Съел бы ёж лимонный пьезокварц, где электрическая юла яшму с туфом похищает.


Официально заявляю читающим: даёшь подъем операции Ы! Хуже с ёлкой бог экспериментирует.


Эти ящерицы чешут вперёд за ключом, но багаж в сейфах, поди подъедь…


Бегом марш! У месторождения кварцующихся фей без слёз хочется электрическую пыль.


Хрюкнул ёж «Тыща», а ведь село Фершампенуаз – это центр Нагайбакского района Челябинской области.

Присутствуют все буквы алфавита, кроме ъ. Автор – Александр Сапожников


Эх, взъярюсь, толкну флегматика: «Дал бы щец жарчайших, Пётр!»

Из журнала «Наука и жизнь»


Здесь фабула объять не может всех эмоций – шепелявый скороход в юбке тащит горячий мёд.


Художник-эксперт с компьютером всего лишь яйца в объёмный низкий ящик чохом фасовал.

Из книги В. В. Шахиджаняна «Соло на клавиатуре»


Юный директор целиком сжевал весь объём продукции фундука (товара дефицитного и деликатесного), идя энергично через хрустящий камыш.

Из книги В. В. Шахиджаняна «Соло на клавиатуре»


Мюзикл-буфф «Огнедышащий простужается ночью» (в 12345 сценах и 67890 эпизодах).


Обдав его удушающей пылью, множество ярких фаэтонов исчезло из цирка.

Присутствуют все буквы алфавита, кроме ё и ъ


Безмозглый широковещательный цифровой передатчик сужающихся экспонент.

Присутствуют все буквы алфавита, кроме ё и ъ


Однажды съев фейхоа, я, как зацикленный, ностальгирую всё чаще и больше по этому чуду.


Вопрос футбольных энциклопедий замещая чушью: эй, где съеден ёж?


Борец за идею Чучхэ выступил с гиком, шумом, жаром и фырканьем на съезде – и в ящик.


Твёрдый, как ъ, но и мягкий, словно ь, юноша из Бухары ищет фемину-москвичку для просмотра цветного экрана жизни.


Блеф разъедает ум, чаще цыгана живёшь беспокойно, юля – грех это!


Пиши: зять съел яйцо, ещё чан брюквы… эх! Ждём фигу!

Из книги Олега Шишкина «Развивающие игры: знания и сообразительность»


БУКВОПЕЧАТАЮЩЕЙ СВЯЗИ НУЖНЫ ХОРОШИЕ Э/МАГНИТНЫЕ РЕЛЕ. ДАТЬ ЦИФРЫ (1234567890+= .?-)

Предложение, которое выдает телеграфный аппарат F-2000 при самотестировании. Прислал Роман Благов


Флегматичная эта верблюдица жует у подъезда засыхающий горький шиповник.


Вступив в бой с шипящими змеями – эфой и гадюкой, – маленький, цепкий, храбрый ёж съел их.

Прислал Дима (по памяти из журнала «Пионер»)


Подъехал шофёр на рефрижераторе грузить яйца для обучающихся элитных медиков.

Прислал Дима (по памяти из журнала «Пионер»)


Широкая электрификация южных губерний даст мощный толчок подъёму сельского хозяйства.

Прислал Дима (по памяти из журнала «Пионер»)


Государев указ: душегубцев да шваль всякую высечь, да калёным железом по щекам этих физиономий съездить!


Английские панграммы

Brick quiz whangs jumpy veldt fox!

Quick wafting zephyrs vex bold Jim.

Sphinx of black quartz judge my vow!

The five boxing wizards jump quickly.

Mr. Jock, TV quiz Ph.D., bags few lynx.

Pack my box with five dozen liquor jugs.

Jackdaws love my sphinx of black quartz.

Sympathizing would fix Quaker objectives.

Five big quacking zephyrs jolt my wax bed.

The quick brown fox jumps over the lazy dog.

Many-wived Jack laughs at probes of sex quiz.

Mix Zapf with Veljovic and get quirky Beziers.

Dumpy kibitzer jingles as exchequer overflows.

Puzzled women bequeath jerks very exotic gifts.

Brawny gods just flocked up to quiz and vex him.

Viewing quizzical abstracts mixed up hefty jocks.

Playing jazz vibe chords quickly excites my wife.

Jim just quit and packed extra bags for Liz Owen.

Five wine experts jokingly quizzed sample chablis.

William Jex quickly caught five dozen Republicans.

A large fawn jumped quickly over white zinc boxes.

Cozy lummox gives smart squid who asks for job pen.

Turgid saxophones blew over Mick’s jazzy quiff.

Big July earthquakes confound zany experimental vow.

Exquisite farm wench gives body jolt to prize stinker.

Six big devils from Japan quickly forgot how to waltz.

The vixen jumped quickly on her foe barking with zeal.

Five or six big jet planes zoomed quickly by the tower.

Crazy Fredericka bought many very exquisite opal jewels.

My grandfather picks up quartz and valuable onyx jewels.

Six crazy kings vowed to abolish my quite pitiful jousts.

Sixty zippers were quickly picked from the woven jute bag.

The job of waxing linoleum frequently peeves chintzy kids.

Jack amazed a few girls by dropping the antique onyx vase!

How razorback-jumping frogs can level six piqued gymnasts!

We have just quoted on nine dozen boxes of gray lamp wicks.

May Jo equal the fine record by solving six puzzles a week?

West quickly gave Bert handsome prizes for six juicy plums.

Jay visited back home and gazed upon a brown fox and quail.

Fred specialized in the job of making very quaint wax toys.

Just picture examining every low bid quoted for zinc etchings.

Freight to me sixty dozen quart jars and twelve black pans.

Verily the dark ex-Jew quit Zionism, preferring the cabala.

A quick movement of the enemy will jeopardize six gunboats.

Jeb quickly drove a few extra miles on the glazed pavement.

All questions asked by five watch experts amazed the judge.

Grumpy wizards make toxic brew for the evil Queen and Jack.

The exodus of jazzy pigeons is craved by squeamish walkers.

We promptly judged antique ivory buckles for the next prize.

Back in June we delivered oxygen equipment of the same size.

Lazy movers quit hard-packing of papier-mache jewelry boxes.

While waxing parquet decks, Suez sailors vomit jauntily abaft.

How vexing a fumble, to drop a jolly zucchini in the quicksand!

Astronaut Quincy B. Zack defies gravity with six jet fuel pumps.

My help squeezed back in again and joined the weavers after six.

New farm hand (picking just six quinces) proves strong but lazy.

Alfredo just must bring very exciting news to the plaza quickly.

Back in my quaint garden jaunty zinnias vie with flaunting phlox.

Jaded zombies acted quaintly but kept driving their oxen forward.

Hark! Toxic jungle water vipers quietly drop on zebras for meals!

Six jabbering pacifist vultures were ambushed by the zany quagmire.

Six big juicy steaks sizzled in a pan as five workmen left the quarry.

Will Major Douglas be expected to take this true-false quiz very soon?

The juke box music puzzled a gentle visitor from a quaint valley town.

Just work for improved basic techniques to maximize your typing skill.

A mad boxer shot a quick, gloved jab to the jaw of his dizzy opponent.

Verbatim reports were quickly given by Jim Fox to his amazed audience.

When we go back to Juarez, Mexico, do we fly over picturesque Arizona?

Questions of a zealous nature have become by degrees petty waxen jokes.

About sixty codfish eggs will make a quarter pound of very fizzy jelly.

Murky haze enveloped a city as jarring quakes broke fourty-six windows.

King Alexander was just partly overcome after quizzing Diogenes in his tub.

The July sun caused a fragment of black pine wax to ooze on the velvet quilt.

Two hardy boxing kangaroos jet from Sydney to Zanzibar on quicksilver pinions.

Perhaps President Clinton’s amazing sax skills will be judged quite favorably.

Was there a quorum of able whizzkids gravely exciting the jaded fish at ATypI?

Ebenezer unexpectedly bagged two tranquil aardvarks with his jiffy vacuum cleaner.

Fabled reader with jaded, roving eye seized by quickened impulse to expand budget.

For only $49, jolly housewives made “inexpensive” meals using quick-frozen vegetables.

The sex life of the woodchuck is a provocative question for most vertebrate zoology majors.

Breezily jangling $3,416,857,209 wise advertiser ambles to the bank, his exchequer amplified.

Jimmy and Zack, the police explained, were last seen diving into a field of buttered quahogs.

Typography is known for two-dimensional architecture and requires extra zeal within every job.

William said that everything about his jacket was in quite good condition except for the zipper.

The vegetarian menu included gazpacho, piquant julienne beets, rusk rounds with yogurt, and excellent flan.

Jelly-like above the high wire, six quaking pachyderms kept the climax of the extravaganza in a dazzling state of flux.

No kidding, Lorenzo called off his trip to visit Mexico City just because they told him the conquistadores were extinct.

Forsaking monastic tradition, twelve jovial friars gave up their vocation for a questionable existence on the flying trapeze.

An inspired calligrapher can create pages of beauty using stick ink, quill, brush, pick-axe, buzz saw, or even strawberry jam.


Голландские панграммы

Sexy qua lijf, doch bang voor ’t zwempak.


M’n chique juf zwiert langs de vip-skybox.


De lompe gifbak choqueert zijn sexy vrouw.


Filmquiz bracht knappe ex-yogi van de wijs.


De quizmaster gaf zijn bleke ex-vrouw chips.


Qua type blijft m’n ex-vrouw de logische keuze.


Bas wil zelf gympjes kopen van de extra cheque.


Pa’s wijze lynx bezag vroom het fikse aquaduct.


Zweedse ex-VIP, behoorlijk gek op quantumfysica.


Ex-quizmaster verkwanselde copyrightbriefjes.


Qua sex is de ex van mijn zwager beter typt de chef koel.


Quasi xenofobisch zag de verwijtende pater een lome yank.


Ex-zakenvrouw geeft bijna acht smalle qwerty keyboards op.


Немецкие панграммы

Zwei Boxkampfer jagen Eva quer durch Sylt.


Mylord Schwejk quizt Express ab Ravigsfen.


Franz jagt im komplett verwahrlosten Taxi quer durch Bayern.


Typographie ist zweidimensionale Architektur und bedingt extra Qualitat in jeder vollkommenen Ausfuhrung.


Французские панграммы

Portez ce vieux whisky au juge blond qui fume.

Moi, je veux quinze clubs a golf et du whisky pur.


Испанские панграммы

Quiere la boca exhausta vid, kiwi, pina y fugaz jamon.

42 буквы


Fabio me exige, sin tapujos, que anada cerveza al whisky.

45 букв


El veloz murcielago hindu comia feliz cardillo y kiwi. La ciguena tocaba el saxofon detras del palenque de paja.

92 буквы. Из испанской версии «Виндоус»


Чешская панграмма

Prilis zlutoucky kun upel dabelske ody!

Прислал Владимир Котуза


Страница с образцом шрифта до изобретения панграмм. Каталог словолитни О. И. Лемана. Санкт-Петербург, 1908(?)

§ 34. Как завещал великий

Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк.

Приписывается В. И. Ленину

Всякое творчество подразумевает зрителя, слушателя, читателя, ценителя. Коммерческое творчество (например, дизайн) – особенно. Чтобы потребитель не убежал прочь при первых звуках/строчках/взглядах, творчество должно быть эффективным.

Западная индустрия за много лет отладила контакт со своим потребителем. Используя наработки академика Павлова, реклама звонила в колокольчик, и у потребителя капала денежка из фистулы, вставленной в кошелек. Звякнешь рекламкой – и тут же, словно эхо, звучит монетка: подействовало.

В результате мы наблюдаем почти идеальное общество: с одной стороны – отличная, профессиональная реклама, составленная с помощью толп психологов, дизайнеров, копирайтеров, с другой – потребители, готовые все купить.

В основе этого гармоничного союза лежит простая истина – продукт должен соответствовать запросу. В первую очередь эстетически. И индустрия выбрала самый сложный путь – стараться делать красиво и хорошо.

Переберемся на эту сторону Атлантики. И пройдем немного на восток, пока не окажемся дома. Что мы видим? Какие вкусы воспитал в себе народ? Что ему любо и за что он готов платить?

Народ по умолчанию является тайным хранителем эталонов безвкусия, безграмотности, пошлости, китча и полного непонимания. Чтобы изменить эти настройки, нужно тратить годы на воспитание. Делать это нужно ненавязчиво, но настойчиво.


Хозяйке на заметку

Каждый человек нуждается в йоде. Без йода можно легко отрастить щитовидку и поставить кеды в угол. Как заставить людей его употреблять? Всех в аптеку не погонишь, все равно не пойдут. Решается проблема довольно просто – на государственном уровне всех стран давно принято решение подсыпать йод в поваренную соль (в некоторых странах – в сливочное масло). Так как соль все едят пудами, то и здоровье у народа в результате не так сильно портится. Это хороший пример ненавязчивого, но настойчивого решения проблемы. Купить соль без йода, кстати, проблематично (а огурцы надо солить только простой солью).

Впрочем, добавляемые соединения йода распадаются через пару месяцев, поэтому соль в магазине иногда стоит обычная.


В советские времена в головах людей, получивших образование до революции, еще была жива идея о том, что народ нуждается в эстетическом развитии. Московское метро, например, строилось с привлечением лучших архитекторов, и почти все первые станции получали гран-при на международных выставках. Обдумывалась каждая деталь – ведь через метро должны проходить миллионы людей. Таким образом планировалось воспитывать общественный вкус: если знать, как выглядит хорошее, плохого не захочешь.

Вот как описывали будущий вагон для московского метрополитена:

«Намечаемые архитектурные детали и членения необходимо осуществить из полированного дерева, все металлические части должны быть никелированы, стекло должно быть обязательно зеркальным, диваны, если будут жесткими, лучше всего сделать из дуба, чтобы избежать соблазна окраски (что всегда дешевит впечатление) и для меньшей амортизации».

С. М. Кравец Архитектура вагона метро // Метрострой. 1933. № 7. С. 20


Для того чтобы формировать вкус и воспитывать поколения, нужно иметь как минимум соответствующую государственную программу.

Но государственная программа по прививанию вкуса – вещь бесприбыльная и требует десятков лет для достижения результата.


Лирическое отступление

В нашей стране даже деньги – самый распространенный пример графического дизайна – выглядят так, будто их рисовали для завертывания монпансье. Достаточно взять 50-рублевую купюру и посчитать количество пальцев на ноге у женщины.



Чтобы покупали, нужно делать дизайн, соответствующий современным вкусам.


§ 35. Разнообразие видов – профессии на букву К


Руководитель веб-студии часто сталкивается с тем, что люди, которые хотят прийти на работу, совершенно не понимают простых законов устройства всего на свете. Или думают, что веб – это такое казино, где при входе бесплатно выдают фишек на тысячу долларов, а проигрыши не засчитывают.

Типичный случай. По электропочте приходит письмо:


Subject: Работа

To: [email protected]

Здраствуй, уважаемая Студия Артемия Лебедева! Меня зовут Василий Пупкин. Я студент ФизТеха. Очень хотелось бы работать в вашей команде:))))!

За два месяца работы в Internet я в совершенстве научился программировать на HTML. До этого професионально работал в таких пакетах как CorelDraw! 8.0.1, Word 97 Russian Edition, MicroSoft Windows 98. В первый день я нарисовал анимимированый баннерик размером 88*31. Сидел до утра и теперь я чуствую, что Internet и WWW – мой призвание:)))))

Пожелания по зарплате – скока не жалко:)))))), но хотя бы не меньше чем $1000.

С уважением:))))

В.И. Пупкин


Ради развлечения можно даже иногда пригласить человека на интервью. Но, как правило, такие люди не врут. Все, что написано в письме, – правда. Они действительно ничего не умеют и действительно хотят получать большие деньги. Ведь они знают технологию XXI века. Они видали интернет!

Проблема шире, чем кажется. Дело в том, что для создания сайта требуются не только высококвалифицированные специалисты. Еще нужны «мексиканцы» – люди, которые должны разгребать мегабайты исходных текстов, присылаемых заказчиком. Их зарплата редко превышает сто – двести долларов .

И, как выясняется, таких людей практически нет. Каждый приходящий, пишущий и звонящий меньше чем на пять сотен не рассчитывает. То есть российский интернет совершенно не сформировал рынок «мексиканцев». Потому что все хотят ездить на лимузинах и курить сигары, расслабленно облокотившись на свою недвижимость.

В качестве иллюстрации к этому параграфу прилагается список профессий на букву К из всероссийского классификатора.

Кстати, хочется взять на работу калибровщика карандашных дощечек. А то как-то душно уже в обществе высокооплачиваемых профессионалов.


Код и название профессии

12624000 Кабельщик-спайщик

12626000 Кабестанщик

12628000 Кабинщик-кантовщик

12630000 Каландровщик

12632000 Каландровщик на обрезинке металлокорд. п.

12634000 Каландровщик резиновых смесей

12636000 Каландровщик целл.-бум. производства

12638000 Калибровщик гипсовых форм

12640000 Калибровщик изд. лечебного назначения

12642000 Калибровщик карандашных дощечек

12644000 Калибровщик катушек электроприборов

12646000 Калибровщик коконов

12648000 Калибровщик магнитопроводов

12650000 Калибровщик набивок

12652000 Калибровщик нитеобразователей

12654000 Калибровщик пищевых продуктов

12656000 Калибровщик-прец. в произв. масок цв. кин.

12658000 Калибровщик-раскройщик

12660000 Калибровщик слюды

12662000 Калибровщик стеклоизделий

12664000 Калибровщик труб на прессе

12666000 Калибровщик трубок из пласт. масс

12668000 Калибровщик форм

12669000 Калибровщик цепей

12671000 Калибровщик электроугольных изделий

12673000 Калильщик

12675000 Калильщик чепрака и технической кожи

12676000 Калильщик янтаря

12678000 Камбузник

12680000 Каменщик

12682000 Каменщик (печник) дежурный у печей

12684000 Камеронщик

12686000 Камневар

12688000 Камнераспиловщик

12690000 Камнетес

12692000 Канавщик

12694000 Канилировщик проволоки

12696000 Кантователь керамических труб

12698000 Кантовщик-укладчик

12700000 Капиллярщик

12702000 Каптажист

12704000 Карамельщик

12706000 Карбидировщик

12708000 Карбонизатор

12710000 Карбонизаторщик

12712000 Кардовщик

12714000 Каротажник

12716000 Картонажник

12718000 Карьерщик

12718001 Кассетчик

12719000 Кассир билетный I, II категории

12720000 Кастелянша

12721000 Кассир торгового зала

12722000 Катализаторщик

12724000 Катафальщик

12726000 Катодчик

12728000 Кашировальщик-красильщик фольги

12730000 Каюр

12732000 Кварцедув

12734000 Кварцеплавильщик

12736000 Кессонщик-аппаратчик

12738000 Кессонщик-проходчик

12740000 Кессонщик-слесарь

12741000 Кессонщик-электромонтажник

12743000 Кеттельщик

12745000 Киномеханик III, II, I категории

12747000 Киоскер «Союзпечати»

12749000 Кисловщик

12751000 Кислотоупорщик-винипластчик

12753000 Кислотоупорщик-гуммировщик

12755000 Кислотчик

12757000 Клавиатурщик

12759000 Кладовщик

12761000 Кладчик стекла на поливную машину

12763000 Классировщик шерсти и пуха

12765000 Классификаторщик дробленного камня

12767000 Классификаторщик крокуса и наждака

12769000 Классификаторщик песка и пемзы

12771000 Классификаторщик пор. из алм. и сверхтв. м.

12773000 Классификаторщик слюды

12774000 Классификаторщик шлифпорошков

12776000 Клеевар

12778000 Клеильщик

12780000 Клеймовщик горячего металла

12782000 Клейщик

12784000 Клейщик бумаги, картона и изделий из них

12786000 Клейщик изделий из металла

12788000 Клейщик миканитов

12790000 Клейщик-опрессовщик

12792000 Клейщик пленкоэлектрокартона

12794000 Клейщик резиновых, полимерных дет. и изд.

12796000 Клейщик силовой арматуры и мягких баков

12797000 Клейщик фибры и литых бумажных изделий

12799000 Клейщик эбонитовых изделий

12801000 Клепальщик

12803000 Клеровщик сахара

12805000 Клишист

12807000 Коагулировщик пектина

12809000 Коагулянщик

12811000 Ковровщик

12813000 Ковровщица

12815000 Ковшевой

12817000 Кокильщик-сборщик

12819000 Кокономотальщик

12821000 Коконосмесчик

12823000 Коксоочиститель

12825000 Коксоразгрузчик

12827000 Коллекционер образцов тканей

12829000 Колорист

12831000 Кольщик плит и блоков

12833000 Кольщик слюды

12835000 Командир воздушного судна

12836000 Коммерсант

12837000 Комплектовщик

12839000 Комплектовщик авиационной техники

12841000 Комплектовщик белья

12843000 Комплектовщик гипсовых форм

12845000 Комплектовщик деталей игрушек

12847000 Комплектовщик деталей и изделий из бум.

12849000 Комплектовщик деталей муз. инструментов

12851000 Комплектовщик изделий

12853000 Комплектовщик изделий и инструмента

12855000 Комплектовщик изд., полуфабр. и материалов

12857000 Комплектовщик карандашей и стержней

12859000 Комплектовщик костей

12861000 Комплектовщик материалов, кроя и изделий

12863000 Комплектовщик мебели

12865000 Комплектовщик микромодулей

12867000 Комплектовщик моделей

12869000 Комплектовщик моделей

12871000 Комплектовщик полуфабрикатов мед. изделий

12873000 Комплектовщик проводов

12875000 Комплектовщик пряжи, ткани и изделий

12876000 Комплектовщик пьезотехнических изделий

12878000 Комплектовщик стекла и стеклоизделий

12880000 Комплектовщик сухих зоопрепаратов

12882000 Комплектовщик товаров

12884000 Комплектовщик туб

12886000 Комплектовщик фарф. и фаянсовых изделий

12887000 Комплектовщик фильмокопий

12889000 Комплектовщик форм

12891000 Комплектовщик форм сусальных металлов

12893000 Комплектовщик шрифтовой продукции

12895000 Конвертерщик

12897000 Конвертчик

12899000 Конденсаторщик

12901000 Кондитер

12903000 Кондиционерщик зерна и семян

12905000 Кондуктор главный грузовых поездов

12907000 Кондуктор грузовых поездов

12907002 Кондуктор автобуса

12907003 Кондуктор трамвая

12907004 Кондуктор троллейбуса

12909000 Коневод

12911000 Конопатчик электрощеточного производства

12913000 Консервировщик кожев. и пуш. -мех. сырья

12914000 Консервировщик кожевенно-мехового сырья

12916000 Консервировщик оборуд. и металлоизделий

12918000 Консервировщик пантов

12920000 Контролер

12922000 Контролер абразивных материалов и изд.

12924000 Контролер авт. проп. пунктов метрополитена

12926000 Контролер асбоцементных изделий

12928000 Контролер бетонных и ЖБИ и конструкций

12930000 Контролер в аккумулят. и элемент. произв.

12932000 Контролер-весовщик

12934000 Контролер-визитажник

12936000 Контролер в литейном производстве

12938000 Контролер водопроводного хозяйства

12940000 Контролер в произв. алм. и сверхтв. мат.

12942000 Контролер в производстве черных металлов

12944000 Контролер в произв. электроизоляц. мат.

12946000 Контролер газового хозяйства

12948000 Контролер деревообрабат. производства

12950000 Контролер деталей и приборов

12951000 Контролер игольно-платинных изделий

12953000 Контролер изделий из камня

12955000 Контролер изделий из слюды

12957000 Контролер измерения продукции

12958000 Контролер изделий, полуфабр. и материалов

12959000 Контролер изм. приборов и спец. инстр.

12961000 Контролер кабельных изделий

12963000 Контролер-кассир непродовольств. товаров

12966000 Контролер-кассир продовольств. товаров

12968000 Контролер качества

12970000 Контролер качества обработки изделий

12972000 Контролер кач. обработки одежды и белья

12974000 Контролер кач. продукции и технол. проц.

12976000 Контролер кип

12978000 Контролер кот., холодноштамп. и дав. работ

12980000 Контролер гидроиз. и кровельных работ

12981000 Контролер кузнечно-прессовых работ

12982000 Контролер лесозоготов. пр-ва и лесосплава

12983000 Контролер лома и отходов металла

12985000 Контролер малярных работ

12987000 Контролер материалов, изделий и лекал

12989000 Контролер материалов и изделий

12991000 Контролер мат. мет. полуфаб. и изделий

12993000 Контролер мед. оборудования и изделий

12995000 Контролер мех. сырья и полуфаб. в скор. пр.

12997000 Контролер мех. сырья и полуфаб. в с.-к. пр.

12999000 Контролер монетно-орденского произв.

13001000 Контролер музыкальных инструментов

13003000 Контролер наглядных пособий

13005000 Контролер на КПП

13007000 Контролер оптических деталей и приборов

13009000 Контролер печного хозяйства

13011000 Контролер пищевой продукции

13013000 Контролер пленки, раств. и фильмовых мат.

13015000 Контролер по драгоценной продукции

13016000 Контролер по звучанию

13018000 Контролер по кач. нефти и нефтепродуктов

13022000 Контролер полимерных строительных мат.

13024000 Контролер полуфабрикатов и готовой прод.

13026000 Контролер по термообработке

13028000 Контролер-приемщик

13034000 Контролер-приемщик микроэлементов

13036000 Контролер-приемщик фарф., фаян. и кер. изд.

13038000 Контролер продукции мед. назначения

13040000 Контролер продукции обогащения

13041000 Контролер продукции цветной металлургии

13043000 Контролер произв. стекловол. и стеклоплас.

13045000 Контролер работ по металлопокрытиям

13047000 Контролер радиоэлектронной апп. и приб.

13049000 Контролер режимов раб. техологич. оборуд.

13051000 Контролер ремизобердочного производства

13053000 Контролер сборки эл. маш., апп. и приборов

13055000 Контролер сборочно-монтажных и рем. работ

13057000 Контролер сварочных работ

13059000 Контролер светочувствительных изделий

13061000 Контролер сетеизделий

13063000 Контролер станочных и слесарных работ

13065000 Контролер стекольного производства

13066000 Контролер стеновых и вяжущих материалов

13068000 Контролер струн и сшивок

13070000 Контролер судокорп., судомонт. и труб. раб.

13072000 Контролер суспензии

13074000 Контролер сырья и полуфабрикатов

13076000 Контролер теплоизоляционных изделий

13078000 Контролер тех. сост. автомототранс. средств

13080000 Контролер технологического процесса

13081000 Контролер углеприема

13083000 Контролер художественных изделий

13085000 Контролер целлюлозно-бумажного произв.

13087000 Контролер цехов плав. дроб. рег. и рассева

13089000 Контролер часового и камневого произв.

13091000 Контролер шинного производства

13093000 Контролер электродного производства

13095000 Контролер электромонтажных работ

13097000 Контролер эмалевого покрытия

13098000 Контролер энергонадзора

13100000 Контуровщик

13102000 Контуровщик стеклопластиковых изделий

13104000 Конфетчик

13106000 Концентраторщик

13108000 Конюх

13110000 Координатографист прециз. фотолитографии

13113000 Копировщик

13115000 Копировщик печатных форм

13117000 Копировщик рисунков и карт

13119000 Копировщик фильмовых материалов

13121000 Копровщик

13123000 Копировщик по разделке лома и отх. металл

13125000 Коптильщик колбасного сыра

13125001 Коптильщик колбас

13127000 Кормач

13131000 Корректировщик ванн

13132000 Корректировщик шлама

13134000 Корректор

13136000 Корчевщик

13138000 Косметичка

13138001 Косметик (массажист)

13140000 Костюмер

13144000 Котельщик

13146000 Котельщик судовой

13148000 Котлочист

13150000 Кочегар-обжигальщик

13152000 Кочегар паровозов в депо

13154000 Кочегар производственных печей

13156000 Кочегар судна

13158000 Кочегар сушильных барабанов

13160000 Кочегар сушильных печей и барабанов

13162000 Кочегар технологических печей

13168000 Крановый электрик

13170000 Красильщик

13172000 Красильщик волоса

13174000 Красильщик в пастижерском производстве

13176000 Красильщик зеркал

13178000 Красильщик карандашей

13180000 Красильщик кож

13182000 Красильщик материалов для игрушек

13184000 Красильщик меха и шубной овчины

13186000 Красковар

13188000 Краскосоставитель

13191000 Краскотер

13193000 Крепильщик

13195000 Крепильщик деталей

13197000 Крепильщик мандрен

13201000 Кровельщик по рул. кр. и по кр. из шт. мат.

13201001 Кровельщик

13203000 Кровельщик по стальным кровлям

13205000 Кроликовод

13207000 Круговоротчик

13209000 Кружевница

13211000 Крутильщик

13213000 Крутильщик жгутов

13215000 Крутильщик сеточника

13217000 Крутильщик шнуров

13219000 Кубовщик

13221000 Кузнец-бурозаправщик

13223000 Кузнец драгоценных металлов

13225000 Кузнец на молотах и прессах

13227000 Кузнец ручной ковки

13229000 Кузнец-штамповщик

13231000 Кузнец-штамповщик на ротационных машинах

13233000 Кулинар изделий из рыбы и морепродуктов

13235000 Кулинар мучных изделий

13237000 Кумысодел

13239000 Купажист

13241000 Купажист пектинового экстракта

13243000 Купажист по табакам

13245000 Купажист по чаю

13247000 Курьер

13249000 Кухонный рабочий

13251000 Кучер

§ 36. Убитое поколение

Иных уж нет…

А. С. Пушкин

Старые предметы – будь то сберкнижка тридцатых годов или вывеска пятидесятых – бесконечно приятны. Совсем не тем, что они стары. А тем, что в них видна рука автора, обладавшего представлением о прекрасном.

Что мешает нашим современникам делать так же хорошо, думать перед публикацией, видеть перед собой не малограмотного заказчика, а понимающего ценителя? Воспитание.

В этом нет вины родителей, нянь, учителей и профессоров. Виновато само окружение. Именно оно воспитывает одно из самых важных качеств человека – чувство вкуса и способность отличать эстетическое от плебейского.

Все, кто создавал стиль эпохи двадцатых – тридцатых годов, получили свои знания и представления о прекрасном не в трудовой вечерней школе. Графическая легкость тридцатых заменилась «имперскостью» образов, но никто не может упрекнуть пятидесятые в отсутствии значимости для культуры.

С момента прихода к власти Хрущева мы вдруг видим резкий перепад в другую сторону. В сторону полного отсутствия творческого начала. Связано это с тем, что Никита Сергеевич был приверженцем максимального сокращения всех трат. Именно ему мы обязаны «хрущобами» с потолками два пятьдесят.


Лирическое отступление

Низкие потолки придумал не Госплан, а господин Ле Корбюзье. Последний является автором модулора – набора пропорций, основанных на пропорциях человека. Ключевыми точками были пупок, грудь, голова, вытянутая вверх рука и так далее. Подо все это подводилась теоретическая база, доказывающая приятность этих пропорций для человеческого существования и восприятия. Следующей точкой по модулору была высота потолка два пятьдесят, которую якобы человеку было любо над собой видеть…

А человек всегда хотел иметь потолки никак не меньше трех метров высотой.


Хрущев велел удешевить вообще все. Каждая лишняя потраченная копейка тянула на должностное преступление. Именно поэтому в шестидесятые годы мы довольно быстро распрощались с хорошей архитектурой, дизайном и вообще подходом к творчеству как к затратному процессу.

С тех пор нас сопровождают ценники в магазинах, сделанные при помощи трафарета из полимерной пленки. С тех пор наши деньги похожи на временные банкноты оккупационного правительства. С тех пор мы не видим ни новых шрифтов, ни качественных книг.

Брежневские времена не подарили миру блестящих творцов.

Политика удешевления и экономии привела к тому, что все те, кто сегодня моложе сорока – пятидесяти, выросли в однообразно-сером, шаблонно-стандартном пейзаже. Монотонные бойлерные, панельные дома, мозаики из серии «Покорители космоса», три шрифта и один трафарет для любых целей привели к тому, что у молодых и дееспособных людей атрофировалось чувство прекрасного.


Типичный российский пейзаж. Тюмень, 2004


Периодические попытки этого поколения заняться творчеством приводят к тому, что мы видим вокруг – «мир глазами пигмея».

Редкие люди смогли увидеть, что за серой стеной есть красочный мир, в котором хочется жить. Остальные так и остались малярами по бетону.

§ 40. Цветовые теории


Первобытные общества выделяли три основных цвета – красный (кровь, огонь), белый (молоко, день), черный (земля, ночь). Чем сложнее и утонченнее общество, тем более широкая цветовая гамма существует в его культуре.


Лирическое отступление

Сколько цветов в радуге? «Семь», – ответит читатель. Для представителей некоторых африканских племен цветов в радуге два – темный и светлый. Немец сочтет вопрос некорректным – для него в радуге представлен полный спектр, то есть бесконечное количество цветов.


Сегодня нет разделения цветов на главные и второстепенные. Есть набор упорядоченных и закономерных чисел. Цветовые системы различаются теперь не столько цветами, взятыми за основу, сколько детализацией разбивки и способностью описать и передать любой цвет.

Выбор цветовой модели оправдывается лишь областью применения. CMYK – в полиграфии, RGB – на экране, LAB – для описания и хранения любого цвета, который нельзя передать ни на бумаге, ни на мониторе.


Хозяйке на заметку

В теории смешение C, M и Y должно дать черный цвет, но на практике дает грязно-коричневый. Поэтому четвертой краской часто добавляют черную.

Многие полиграфисты убеждены, что в аббревиатуре CMYK буква K – последняя от слова black, которую якобы взяли для избежания путаницы с буквой B, обозначающей blue в цветовой модели RGB. На самом деле CMYK расшифровывается как cyan, magenta, yellow, key color. Причем key color (ключевой цвет) может быть любым: хочешь – черным, а хочешь – серебряным.


Современный дизайнер не испытывает затруднений с нахождением того или иного цвета – доступны все. Именно тут возникает вопрос: какие выбрать? Многие специально формализуют доступные им цветовые модели математически, беря за основу некоторые цифровые показатели. Скажем, черно-белую шкалу (256 градаций) можно разбить на 20 градаций:


256 цветов


При этом у зрителя остается впечатление полной гаммы.

Этот маленький пример – упрощенная модель восприятия сегодняшних зрителей. Никто не пытается изобрести свою цветовую модель, достаточно придумать числовую закономерность в существующих цветовых пространствах. Никакой тайны в последовательности цифр нет. Просто многим удобнее таким образом находить гармонию среди бесконечного количества цветов.

§ 43. Открывание новых окон


Открывать новые окна против желания пользователя – смертный грех.

Монитор – это центральный пульт управления компьютером. Только при помощи монитора человек имеет возможность взаимодействовать с компьютером и получает адекватную отдачу от своих действий. Без монитора нельзя узнать – набрался ли текст, открылась ли программа, перемещается ли курсор, работает ли компьютер.


Хозяйке на заметку

Средний пользователь кнопкой «вперед» пользуется во много раз реже, чем кнопкой «назад». Более того, постоянная необходимость в кнопке «назад» говорит о том, что «домоцентризм» веба (то есть принятие людьми модели «дома» в качестве отправной точки) ничуть не устарел. Начиная навигацию с определенной страницы, человек будет постоянно к ней возвращаться. Было бы удобно, если бы кнопка «домой», используемая сегодня не по назначению, вела на главную страницу сайта, на котором человек сейчас находится.

Примечания

В ценах 2011 года – около пятисот долларов.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента.

Ководства Артемий Лебедев

(Пока оценок нет)

Название: Ководства

О книге «Ководства» Артемий Лебедев

Артемий Лебедев – выдающийся российский дизайнер, предприниматель, а также автор «Ководства» – практического руководства по веб-дизайну. Его книга с одноименным названием предназначена для широкой читательской аудитории, проявляющей интерес к проектированию интерфейсов, типографике, визуализации и разного вида дизайнам. Кроме того, данный труд представляет собой подборку уникальных в своем роде постулатов о здравом смысле, логическом мышлении, житейской мудрости и проницательности. Это не систематизированное пособие, а совокупность идей, касающихся различных вопросов организации нашего жизненного пространства, поэтому читать данное произведение будет интересно всем и каждому.

Артемий Лебедев в своей книге «Ководство» акцентирует наше внимание на том, что все в окружающем мире имеет значение. Каждая вещь, каждый элемент или частица – это продукт чьей-то умственной или физической деятельности. При этом даже небольшое проявление халатности или незначительная недоработка может повлечь за собой поистине катастрофические последствия. Именно в этом заключается основная мысль произведения: необходимо обращать внимание на то, что происходит вокруг. Такой подход можно даже превратить в оригинальную игру. Как только начинаешь подмечать разного рода ошибки или нелепости, сразу приходит в действие механизм осмысления, предлагающий свои собственные варианты исправления неточности или же ее потенциального избежания в будущем. Это действительно отличное упражнение для мозга, читать о котором с целью более детального ознакомления будет полезно каждому.

Помимо рассуждений о дизайне и приведении примеров как с собственной, так и с чужой практики, Артемий Лебедев в своей книге «Ководство» также затрагивает такие незыблемые жизненные темы как культура, проблемы современного общества, свержение авторитетов и многие другие. Он призывает своего читателя критически мыслить, подвергать сомнению любую полученную информацию и всегда думать исключительно собственной головой. В произведении отсутствует четкая структура, однако разрозненность разделов расценивается как нечто самой собой разумеющееся по той причине, что многообразные рассуждения автора естественным образом воспринимаются как единое целое. «Ководство» не следует рассматривать как сборник безапелляционных инструкций, это скорее личное мнение великого человека и профессионала в своей области.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Ководства» Артемий Лебедев в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Артемий Лебедев

Ководство

§ 0. Предисловие

Оспоривать с дубиной в руках! - перебил

дядя, - мы не в Киргизской Степи.

В образованном мире есть другое орудие.

И. А. Гончаров. Обыкновенная история

Первые параграфы были написаны в качестве глав книги про веб-дизайн в 1997 году. Уже на следующий год стало понятно, что природная лень не позволит автору быстро довести дело до публикации на бумаге, поэтому был открыт одноименный сайт.

В разные годы проект менял название. Изначально планировалось писать только про интернет, однако интересы автора несколько шире, поэтому «Ководство» плавно превратилось в заметки о дизайне, истории важных изобретений, интерфейсах, семиотике и т. д. В 2002 году началась переделка проекта с нуля, в результате чего летом 2003 года появилась исправленная и дополненная версия. В конце 2006 года специально для настоящего издания все параграфы были еще раз переписаны, а большинство иллюстраций заменено. Неактуальные и морально устаревшие параграфы составляют пропуски в нумерации, чему удивляться не надо.

Каждый абзац каждого параграфа пронумерован. Это, с одной стороны, дисциплинирует изложение, а с другой, помогает ссылаться на нужное место в тексте (вы только что прочитали третий абзац нулевого параграфа).

«Ководство», являясь отражением мировоззрения и личного мнения автора, посвящено дизайну как образу жизни и мысли. Дизайнер, вопреки превратному представлению большинства, не только водит мышью по столу, он живет своей профессией, делая из хаоса порядок. Он владеет умами и создает настроения. Хороший дизайнер управляет людьми с помощью своих произведений, плохому нужна плетка- семихвостка.

В «Ководстве» нет готовых рецептов дизайнерского успеха, потому что их вообще никто не знает. А как употреблять пищу для ума - за столом с хорошим вином или глотая кусками с картонной тарелочки - дело читателя.

§ 8. Простой секрет ГИФа

ГИФ - это сокращение от Graphics Interchange Format (формат обмена изображениями). Его придумали в компании «Компьюсерв», когда представления о том, что такое картинка на экране, были далеки от сегодняшних, как «Пентиум II» от 286-го. Если бы создатели ГИФa знали, что будет твориться в 1998 году, они бы не придумали такой кривости. Впрочем, в середине восьмидесятых не считали, что кому-нибудь всерьез понадобится больше 256 цветов. И не знали о том, что кому-то захочется делать анимацию.

Лирическое отступление

Вообще, вполне могли изобрести формат, который поддерживал бы 24 бита (но мог жить и при одном), хорошо сжимался (и имел несколько видов компрессии), позволял устанавливать уровень потери качества, умел проявляться постепенно, и при этом изображение занимало бы мало места. Впрочем, формат ПНГ почти приближен к идеалу, но, поскольку придуман он всего года три назад, его никто серьезно не поддерживает. А жаль.

Совершенно понятно, для чего нужен ГИФ. Для простой графики, не для фотографий. Весь текст, линии, однотонные поверхности должны сохраняться в этом формате.

Сослагательное наклонение

Ветераны помнят, что довольно долго все эротические картинки существовали только в формате ГИФ. Собственно, именно благодаря желанию масс передавать подобные картинки формат и сделали. Отнять популярность у него смог только джипег, который лучше справлялся с задачей. Создатель же ПНГ не додумался в свое время перевести пару сотен баб в свой формат и заслать их в соответствующие конференции. Тогда бы всем пришлось обзавестись новинкой и популярность была бы обеспечена раз и навсегда. Было бы у нас три формата.

Чтобы понять, как работает ГИФ, рассмотрим простой пример. Возьмем картинку и сохраним ее в ГИФе:

Потом возьмем ее же и повернем на 90 градусов:

Графическая информация осталась та же. Ни один пиксель не пропал. На что же нужно обратить внимание? На размеры этих картинок. Первая занимает 1,5 килобайта, а вторая - 400 байтов. То есть почти в четыре раза меньше.

Пока те, кто впервые такое видит, собирают с пола выпавшие глаза, раскроем секрет: ГИФ сжимает (а компрессия происходит всегда) изображение горизонтально. Поэтому во втором примере было потрачено гораздо меньше места на запись информации. Рассмотрим под микроскопом то, с чем пришлось иметь дело компрессору.

Представьте, что формат ГИФ - живой человек. Ему нужно записать изображение словами так, чтобы потом воспроизвести увиденное в любое время и без ошибок. Он берет верхний ряд картинки - высотой в пиксель - и смотрит на него (показано в увеличении):

Сколько слов нужно потратить на описание? «Восемь пикселей черного цвета, тринадцать белого, восемь черного…» и так далее. Целую тетрадку за три копейки займет. А что мы видим во втором случае?

«Линия черного цвета длиной в девяносто два пикселя», - и все.

Известный дизайнер Артемий Лебедев делится с читателями своими знаниями и рассуждениями в книге «Ководство». В книге нет чёткой структуры, плана действий, как достичь успеха в дизайнерской деятельности, потому что такого секрета не знает никто, как говорит сам автор.

В книге не раз можно увидеть мысли о том, что не нужно подстраиваться под какие-то правила и условности. Можно подвергать сомнению услышанное и искать иные пути, придумывать нечто новое. В повседневной жизни нужно обращать внимание на любые мелочи. Если что-то не вписывается в окружающее пространство или усложняет доступ, то эти знания можно будет использовать в своей работе.

В книге приводятся примеры успешных и неудачных проектов. Можно выявить некоторые типичные ошибки, а вот удачные решения чаще всего уникальны. Автор рассказывает не только о дизайне, визуализации, семиотике, но и рассуждает о современном мире, о культуре. Его мысли могут пригодиться тем, кто интересуется дизайном и всем, что с этим связано.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Ководство" Лебедев Артемий Андреевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.