Был тихий летний вечер. Дядя Максим сидел в саду. Отец, по обыкновению, захлопотался где-то в дальнем поле. На дворе и кругом было тихо; селение засыпало, в людской тоже смолк говор работников и прислуги. Мальчика уже с полчаса уложили в постель. Он лежал в полудремоте. С некоторых пор у него с этим тихим часом стало связываться странное воспоминание. Он, конечно, не видел, как темнело синее небо, как черные верхушки деревьев качались, рисуясь на звездной лазури, как хмурились лохматые «стрехи» стоявших кругом двора строений, как синяя мгла разливалась по земле вместе с тонким золотом лунного и звездного света. Но вот уже несколько дней он засыпал под каким-то особенным, чарующим впечатлением, в котором на другой день не мог дать себе отчета. Когда дремота все гуще застилала его сознание, когда смутный шелест буков совсем стихал и он переставал уже различать и дальний лай деревенских собак, и щелканье соловья за рекой, и меланхолическое позвякивание бубенчиков, подвязанных к пасшемуся на лугу жеребенку, — когда все отдельные звуки стушевывались и терялись, ему начинало казаться, что все они, слившись в одну стройную гармонию, тихо влетают в окно и долго кружатся над его постелью, навевая неопределенные, но удивительно приятные грезы. На утро он просыпался разнеженный и обращался к матери с живым вопросом: — Что это было... вчера? Что это такое?.. Мать не знала, в чем дело, и думала, что ребенка волнуют сны. Она сама укладывала его в постель, заботливо крестила и уходила, когда он начинал дремать, не замечая при этом ничего особенного. Но на другой день мальчик опять говорил ей о чем-то, приятно тревожившем его с вечера. — Так хорошо, мама, так хорошо! Что же это такое? В этот вечер она решилась остаться у постели ребенка подольше, чтобы разъяснить себе странную загадку. Она сидела на стуле, рядом с его кроваткой, машинально перебирая петли вязанья и прислушиваясь к ровному дыханию своего Петруся. Казалось, он совсем уже заснул, как вдруг в темноте послышался его тихий голос: — Мама, ты здесь? — Да, да, мой мальчик... — Уйди, пожалуйста, оно боится тебя и до сих пор его нет. Я уже совсем было заснул, а этого все нет... Удивленная мать с каким-то странным чувством слушала этот полусонный, жалобный шопот... Ребенок говорил о своих сонных грезах с такою уверенностью, как будто это что-то реальное. Тем не менее, мать встала, наклонилась к мальчику, чтобы поцеловать его, и тихо вышла, решившись незаметно подойти к открытому окну со стороны сада. Не успела она сделать своего обхода, как загадка разъяснилась. Она услышала вдруг тихие, переливчатые тоны свирели, которые неслись из конюшни, смешиваясь с шорохом южного вечера. Она сразу поняла, что именно эти нехитрые переливы простой мелодии, совпадавшие с фантастическим часом дремоты, так приятно настраивали воспоминания мальчика. Она сама остановилась, постояла с минуту, прислушиваясь к задушевным напевам малорусской песни, и, совершенно успокоенная, ушла в темную аллею сада к дяде Максиму. «Хорошо играет Иохим, — подумала она. — Странно, сколько тонкого чувства в этом грубоватом на вид „хлопе“».

Загружено с учебного портала

Странная загадка

Был тихий летний вечер. На дворе и кругом было тихо, селение уже засыпало, в людской тоже смолк говор работников и прислуги. Мальчика уже с полчаса уложили в постель.

Он лежал в полудремоте. С некоторых пор у него с этим тихим часом стало связываться странное воспоминание. Он, конечно, не видел, как темнело синее небо, как черные верхушки деревьев качались, рисуясь на звездной лазури, как хмурились лохматые стрехи стоявших кругом двора строений, как синяя мгла разливалась по земле вместе с тонким золотом лунного и звездного света. Но вот уже несколько дней он засыпал под каким-то особенным, чарующим впечатлением, в котором на другой день не мог дать себе отчета.

Когда дремота все гуще застилала его сознание, когда смутный шелест буков совсем стихал, он переставал различать и дальний лай деревенских собак, и нежное щелканье соловья за рекой, и меланхолическое позвякивание бубенчиков, подвязанных к пасшемуся на лугу жеребенку. Ему вдруг начинало казаться, что все они, слившись в одну стройную гармонию, тихо влетают в окно и долго кружатся над его постелью, навевая неопределенные, но удивительно приятные грезы. Наутро он просыпался разнеженный и обращался к матери с живым вопросом:

Что это было вчера? Что это такое?

Мать не знала, в чем дело, и думала, что ребенка волнуют какие-то сны. Она сама укладывала его в постель, заботливо

крестила и уходила, когда он начинал дремать, не замечая при этом ничего особенного. Но на другой день мальчик опять говорил ей о чем-то, приятно тревожившем его с вечера.

- Так хорошо, мама, так хорошо! Что же это такое?

В этот вечер она решилась остаться у постели любимого ребенка подольше, чтобы разъяснить себе эту странную загадку. Она сидела на стуле рядом с его кроваткой, машинально перебирая петли вязания и прислушиваясь к ровному дыханию своего Петруся. Казалось, он совсем уже заснул, как вдруг в темноте послышался его тихий голос:

Мама, ты здесь?

- Да, да, мой мальчик.

- Уйди, пожалуйста, оно боится тебя, поэтому до сих пор его нет. Я уже совсем было заснул, а этого все нет.

Удивленная мать с каким-то странным чувством слушала этот полусонный, жалобный шепот. Ребенок говорил о своих сонных грезах с такою уверенностью, будто это что-то реальное. Тем не менее мать встала, наклонилась к мальчику, чтобы поцеловать его, и тихо вышла, решившись незаметно подойти к открытому окну со стороны сада.

Не успела она сделать своего обхода, как загадка разъяснилась. Она услышала вдруг переливчатые тоны поющей свирели, которые неслись из дальней конюшни, смешиваясь с шорохом южного вечера. Она сразу поняла, что именно эти нехитрые переливы простой мелодии, совпадавшие с фантастическим часом дремоты, так приятно настраивали воспоминания мальчика.

Она сама остановилась, постояла с минуту, прислушиваясь к задушевным напевам малорусской песни, и, совершенно успокоенная, ушла в темную аллею сада.

«Хорошо играет Иохим, - подумала она. - Странно, сколько тонкого чувства в этом грубоватом на вид холопе». (452 слова)

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

По В. Короленко

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Шумели листья на дереве; в них пел ветер, идущий по свету.

Малолетний Егор сидел под деревом и слушал голос листьев, их кроткие бормочущие слова.

Егор хотел узнать, что означают эти слова ветра, о чем они говорят ему, и он спрашивал, обратив лицо к ветру:

- Ты кто? Что ты мне говоришь?

Ветер умолкал, будто он сам слушал в это время мальчика, а потом снова медленно бормотал, шевеля листья и повторяя прежние слова.

- Ты кто? - спросил еще раз Егор, не видя никого.

Никто ему не ответил более; ветер ушел, и листья уснули.

Егор подождал, что будет теперь, и увидел, что уже наступает вечер. Желтый свет позднего солнца осветил старое осеннее дерево, и стало скучнее жить. Нужно было идти домой, ужинать, спать во тьме. Егор же спать не любил, он любил жить без перерыва, чтобы видеть все, что живет без него, и жалел, что ночью надо закрывать глаза, и звезды тогда горят на небе одни, без его участия.

Он поднял жука, ползшего по траве домой на ночлег, и посмотрел в его маленькое неподвижное лицо, в черные добрые глаза, глядевшие одновременно и на Егора, и на весь свет.

- Ты кто? - спросил Егор у жука.

Жук не ответил ничего, но Егор понимал, что жук знает что-то, чего не знает сам Егор. Жук только притворяется маленьким, он стал нарочно жуком и молчит, а сам не жук, а еще кто-то - неизвестно кто.

Жук молчал; он со злой силой шевелил жесткими ножками, защищая жизнь от человека и не признавая его. Егора удивила настойчивая смелость жука, он полюбил его и еще более убедился, что это не жук, а кто-то более важный и умный.

Ты врешь, что ты жук! - произнес Егор шепотом в самое лицо жука, с увлечением рассматривая его. - Ты не притворяйся, я все равно дознаюсь, кто ты такой. Лучше сразу откройся.

Жук замахнулся на Егора сразу всеми ногами и руками. Тогда Егор не стал с ним больше спорить.

- Когда я к тебе попадусь, я тоже ничего не скажу.

И он пустил жука в воздух, чтобы он улетел по своему делу.

Жук сначала полетел, а потом сел на землю и пошел пешком. И Егору стало вдруг скучно без жука. Он понял, что больше его никогда не увидит, и если увидит, то не узнает его, потому что в деревне много прочих жуков. А этот жук будет где-нибудь жить, а потом помрет, и все его забудут, один только Егор будет помнить этого неизвестного жука.

Усохший лист упал с дерева. Он когда-то вырос на этом дереве из земли, долго смотрел на небо и теперь снова возвращался I с неба в землю, как домой с долгой дороги.

На лист вполз сырой червь, отощавший и бледный.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

«Кто же это такой? - озадачился Егор перед червем. - Он без глаз и без головы, а о чем он думает?» (452 слова)

По А. Платонову

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Настала теплая прозрачная ночь. Таял снег. В бледном небе чуть заметно мерцали редкие звезды. Внизу, в деревне, один за другим гасли мутные красные огоньки.

Было тихо кругом. Из темноты доносился только легкий звон неведомо куда бегущих ручейков.

Вот послышался в вышине приближающийся свист крыльев невидимой утиной стаи. Над самой деревней прозвучал с неба звонкий трубный гогот казарки.

Во дворе на окраине деревни всполошились домашние гуси. Громко захлопали крыльями и закричали пронзительно и тоскливо. В легком сумраке ночи им померещилась неясная тень пролетающей вдаль стаи.

Через несколько времени та же неуловимая тень скользнула над другой деревней, потом над третьей. И всюду трубный голос казарки будил и волновал деревенских гусей.

Давно забывшие волю домашние птицы в смутном порыве били крыльями по воздуху.

Но отвыкшие от полета, ненужные им теперь крылья не поднимали их с земли, не могли помочь вырваться из неволи. И долго в ночной тишине не умолкал их крик, полный бессильного отчаяния.

А казарка, счастливая своей свободой, быстрыми, уверенными взмахами уносилась всё дальше и дальше. Она неслась навстречу опасностям, может быть даже смерти. Но впереди ждало ее море, Великий путь морской, и на нем - шумные стаи подоблачных странников и встреча с покинутым другом.

К концу ночи утиная стая опустилась на залитое талой водой лесное болото.

Тут было темно и тихо. Ветер сюда не проникал. Гладкая черная вода блестела, отражая светлеющее небо. Тесным кругом обступили болото мрачные ели. Их широкие ветви шатром нависли над самой водой.

Темнота птиц не пугала: в ночном мраке они различали все окружающие их предметы. Пока всё оставалось неподвижным, птицы могли быть спокойны. От их глаз не ускользала ни одна тень. Враги не могли подкрасться к ним незамеченными.

В лесу была мертвая тишина. Лишь изредка напряженный слух птиц улавливал мягкий шорох где-то в глубине темной чащи. Сейчас же одна из уток тихонько крякала и вся стая мгновенно вытягивала шеи, прислушивалась и оглядывалась. Но шорох больше не повторялся, птицы успокаивались и снова принимались за еду. Опять в ночной тишине слышался только тихий плеск погружающихся в воду тел. Стая торопилась насытиться, пока снующие кругом враги не открыли ее убежища.

Казарка ныряла у самого берега, под защитой густых еловых лап. Тут она чувствовала себя в безопасности: если б какой-нибудь хищник напал на уток, плавающих посреди открытого болота, она успела бы ускользнуть.

На дне болота росли длинные цепкие водоросли. Скоро казарка почувствовала, что запуталась в них ногой. Она порывисто рванулась вперед, но металлическое кольцо больно вонзилось ей в ногу. Крепкие водоросли зацепились за него. Казарке показалось, что она снова на привязи. В это время в чаще явственно хрустнул сучок. Казарка перестала дергать лапой и медленно повернулась всем телом к берегу.

Из мрака седой ели смотрели на нее в упор два мерцающих желтым огнем, немигающих глаза.

Казарка хотела вскрикнуть. Но судорога сдавила ей горло. Всё тело ее оцепенело от ужаса. Стоит только пошевельнуться - и невидимое чудовище всей тяжестью обрушится на нее и раздавит.

Казарка уже не чувствовала боли от впившегося ей в ногу кольца. Она и не думала бежать. Не могла оторвать взгляда от этих пронизывающих ее глаз.

Вдруг что-то резко толкнуло ее в бок. На миг глаза казарки оторвались от тех глаз. Рядом с собой она увидела утку, задевшую ее крылом. В ту же минуту спало с нее оцепенение. И казарка так сильно рванулась с места, что лопнули водоросли, державшие ее за ногу. С громким криком она бросилась бежать по воде, помогая себе крыльями. Встревоженные утки снялись с болота.

В то же время из чащи раздался злобный лай лисицы. Лай перешел в визг, потом в ворчанье. Птицы услышали затихающий в лесу треск сучьев под ногами удалявшегося зверя. Лиса знала, что напуганная стая сядет теперь в середине болота и больше уж не удастся подстеречь птиц у берега.

Утки и казарка носились над водой. Они еще не были сыты, и им не хотелось улетать отсюда.

Но кругом было много страшных врагов, прятавшихся в темноте.

дрий лее сам не зная отчего чувствовал какую-то духоту на сердце. (Г.) 6) Дорога то уходила в овраг то вилась по отко­су горы и у края земли лежали новые огромные груды об­лаков. (А. Н. Т.) 7) То скрипнет дверь то тихо отворится калитка то сгорбленная фигура плетётся от дома по огоро­дам. (Кор.) 8) В саду было тихо только птица иногда воро­чалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно и пе­чально охали древесные лягушки да плескалась рыба в пруду. (А. Н. Т.) 9) Я хотел было спросить его насчёт соба­ки да он видно не в духе был. (Т.)

452. Прочитайте и укажите предложения, где имеется общий
второстепенный член предложения или общее придаточное пред­
ложение. Спишите, расставляя знаки препинания.

1) В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. (Ч.) 2) В это время послышался звонок и она встала. (Ч.) 3) Печорин не сводил с неё [Бэлы] глаз и она частенько исподлобья на него посматривала. (Л.) 4) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. (Ч.) 5) Вдруг в нижнем этаже под балко­ном заиграла скрипка и запели два нежных женских голо­са. (Ч.) 6) Душно стало в сакле и я вышел на воздух осве­житься. (Л.) 7) Ночь уже ложилась на горы и туман начи­нал бродить по ущельям. (Л.) 8) Справа беспрерывно вспыхивали зарницы и доносился гул канонады. (Степ.) 9) В косых лучах заходящего солнца ярко белеют камен­ные здания портового города золотятся прибрежные пески и уходя в бесконечную даль горит тихая равнина моря. (Нов.-Пр.) 10) В ветер леса глумят великим океанским гу­лом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (Пауст.) 11) Солнце пряталось за холодные вершины и бе­ловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик из­возчиков. (Л.) 12) Когда из-за туч вышла луна, всё вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка.

453. Из простого распространённого предложения образуйте
сложносочинённое предложение.

Образец. Несмотря на позднее время, в лесу ещё можно было слышать пение птиц. - Время было позднее, но в лесу ещё можно было слышать пение птиц.

1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хоте­лось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота ста­ли совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слуша­тели задали докладчику много вопросов. 4) После подроб­ного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

    Составьте сложносочинённые предложения, употребив в них союзы и, да, не то...не то, а, но, или.

    Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Ука­жите грамматическую основу каждого предложения.

I. 1) Направляясь вперёд мы скоро пересекли Певчую д..лину в северо-зап..дном направлении вдруг перед нами открылась древняя речная терраса нисходящая в другую д. .лину покрытую другой растительностью. (Пришв.) 2) Воздух чуть-чуть морозный был совершенно прозрачен и море совсем голубое охватывало туманную гору а гор­ный камыш в белых кружевах от мороза на голубом всё хорошел и хорошел. (Пришв.) 3) Гремел гром и шёл дождь сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась широ­кая радуга от края до края. В это время распускалась черёмуха и кусты дикой смородины над самой водой позе­ленели. (Пришв.) 4) Заря разгоралась за окнами и в све­те её стоял сад засыпанный цветами мокрого снега. (Па-уст.) 5) Грачи закричали за рекой в ветвях и повсюду в кустах и траве запели зачирикали птицы. (А. Н. Т.) 6) Снег истоптан смешан с грязью и только на огородах и на полях залитый сиянием холодного осеннего солнца он сверкает снежной белизной. (Нов. -Пр.) 7) За горами занималась уже вероятно заря но сюда в глубокую теснину свет чуть-чуть пр..ломился и темнота становилась молоч­ной. (Кор.)

П. 1) Со скамейки (н..)было видно берега и (от)того ощущение бесконечности и величия морского простора ещё больше увеличивалось. (Купр.) 2) На небе (н..)облачка и звёзды (не)обычайно ярко шевелят(?)ся и др..жат в своей бездонной высоте. (Купр.) 3) (Кое)где белел парус да чайки плавно махая крыльями опускаясь на воду едва к..сались её и кругами поднимались опять (в)верх а над садами высо­ко и медленно плавал коршун. (Гонч.) 4) На дворе темнеет

и в горнице заж..гают сальную свечу. (Ч.) 5) В воздухе душно и пахнет травами. (Ч.) 6) Погода отличная и к со­жалению нет дождей. (Ч.) 7) Было тепло и озимая рожь плавно в. .лновалась от полуденного ветерка. (Гонч.) 8) Трава сыра и туго п..даётся огню и (по)тому огненные змеи ползут медленно то разрываясь на части то потухая то опять вспыхивая. (Ч.) 9) Дурная погода продолжалась и (по)вид..мому нескоро кончит(?)ся и мне (по)неволе прихо-дит(?)ся торопит(?)ся с от(?)ездом в Крым где я пробуду всю осень и вероятно всю зиму. (Ч.) 10) Стало уже совсем тепло и гром рокотал ещё д..леко но уже (н..)зат..хал (н..) на мгновенье. (Купр.)

456. Объясните постановку знаков препинания перед повторяю­
щимся союзом и, определите роль многосоюзия.

1) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и на­зовёт меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук сла­вян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей кал­мык. 2) И сердце бьётся в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и лю­бовь. 3) Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей.

(А. Пушкин)

457. Спишите текст, составленный на основе воспоминаний со­
временника А. С. Грибоедова - впоследствии известного актёра
П. Каратыгина. Вставьте пропущенные буквы, недостающие зна­
ки препинания. Подготовьтесь к пересказу текста. Найдите в тек­
сте фразеологический оборот, подберите к нему синонимы, в том
числе фразеологические. Подберите синонимы к выделенному
слову, расположив их в порядке возрастания признака. Как на­
зывается такое средство выразительности языка?

В 1824 году по..вилась в рукопис. бе..мертная коме­дия Грибоедова. Мы предложили Александру Сергееви­чу раз..грать «Горе от ума» на нашем школьном театре и он был в восх..щени.. от этого предложения. В несколько дней расписали роли в неделю их выучили и дело пошло на лад.

Сам Грибоедов пр..езжал к нам на репетици.. и очень усердно учил нас. Надо было видеть с каким простодуш-

ным удовольствием он пот..рал себе руки видя своё «Го­ре от ума» на нашем ребяческом театре. Он был очень дово­лен нами и мы были в восторге что могли угодить ему. На одну из репетиций он пр..вёл с собой Александра Бес­тужева и Вильгельма Кюхельбекера и те также нас

ПОХВ..ЛИЛИ...

Наконец комедия была уже совсем пр..готовлена и на следующий день назначен был спектакль, но увы все наши хлопоты и надежды лопнули как мыльный пузырь. Нака­нуне самого представления (во)время последней репетиции..вляет(?)ся к нам инспектор Бок и об..вляет что пьесу (не)одобре..ую цензурой нельзя играть в театральном учи­лище. Мы отправились сейчас же к Грибоедову и этим ро­ковым известием сильно его ог..рчили.

Итак поэту (не)сужде..о было увидеть на сцене (даже и в таком горемычном исполнени.., как наше) своей бе..мерт-ной комедии.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

458. Произведите синтаксический разбор данных предложе­ний и укажите виды придаточных предложений. Составьте их схемы.

I. 1) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце. (Ч.) 2) Около заднего воза, где был Егорушка, шёл старик с седой бородой. (Ч.) 3) Напишите, когда вы приедете. (Ч.) 4) Кто посеял, тот и пожал. (Даль) 5) Куда пошла река, там и русло будет. (Поел.) 6) Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего человека. (Аре.) 7) По утрам, пока брат был на службе, я сидел в публичной библиотеке. (Бун.)

П. 1) Морозный воздух так обжигал, что трудно было дышать. (Н. Ник.) 2) Валя проснулась оттого, что в столо­вой мать и отец тихо позвякивали чайной посудой. (Ф.) 3) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил к Лувену. (Пришв.) 4) Гавриле всё-таки было приятно слышать человеческий голос, хотя это и говорил Челкаш. (М. Г.) 5) Всё было бы спасено, если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут. (Л.)

§ 84. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНИМ ПРИДАТОЧНЫМ

1. Придаточное предложение отделяется от главного
предложения запятой, а если стоит внутри главного, то
выделяется запятыми с обеих сторон, например: 1) Когда
солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь
от радости.
(М. Г.); 2) Над долиной, где мы ехали, спус­
тились тучи.
(Пришв.)

Не отделяется запятой неполное придаточное предложе­ние, состоящее из одного союзного слова или союза: Меня спросили, куда я поеду летом. Я объяснил куда.

    Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи составного союза (потому что, от­того что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы), запятая ставится в за­висимости от смысла высказывания и интонации один раз - или до всего сочетания, или перед союзами что, чтобы, как, например: Он не явился на занятия, потому что заболел. - Мы вынуждены были сделать такой большой обход потому, что весенним половодьем снесло пешеходный мостик.

    В конце сложных предложений, включающих прида­точное с косвенным вопросом, вопросительный знак не ста­вится (если в целом предложение не является вопроситель­ным): 1) Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь. (Т.); 2) Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать. (П.) (Но: Почему ты не спросил у него, когда отходит последний поезд?)

459. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамма­тическую основу каждого предложения. Определите виды прида­точных.

1) Если бы вы знали как я жалел что застал вместо вас одну записку вашу на моём столе. (Г.) 2) Когда в окнах за­полыхал багровый закатный свет музыка оборвалась. (Па-уст.) 3) Коль нет цветов среди зимы то и грустить о них не надо. (Ее.) 4) Временами дорога прорывалась через такую гущу лещины что надо было сидеть согнувшись чтобы вет­ками не исхлестало лицо. (Пауст.) 5) Мы шли то под ста-

рыми берёзами то по широким полянам на которых вольно и свободно стояли могучие... дубы. (Бун.) 6) Пьер не отве­чал потому что ничего не слыхал и не видел. (Л. Т.) 7) Она уехала что(б) больше никогда не вернуться в Знаменское. (Л. А.) 8) (Как)будто не было зимы цветут деревья безза­ботно. (Сок.)

    Составьте сложные предложения, в которых каждое из дан­ных слов где, куда, откуда присоединяло бы следующие прида­точные предложения: 1) места, 2) определительное, 3) изъясни­тельное.

    Составьте сложные предложения, в которых союзом что присоединились бы придаточные изъяснительные и придаточные степени, а союзным словом что - определительное, изъясни­тельное, присоединительное. Составьте сложные предложения, в которых союз чтобы присоединял бы придаточное цели и прида­точное изъяснительное.

    Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамма­тическую основу каждого предложения. Устно определите виды придаточных.

1) Под вечер Беликов оделся потеплее хотя на дворе по­года стояла совсем тёплая и поплёлся к Коваленкам. (Ч.) 2) Кругом было тихо так тихо что по жужжанию кома­ра можно было следить за его полётом. (Л,) 3) Я думал о том что случилось и ничего не понимал. (Ч.) 4) Яков был прозван Турком потому что действительно происхо­дил от пленной турчанки. (Т.) 5) Егорушка задыхаясь от зноя который особенно чувствовался теперь после еды побежал к осоке и отсюда оглядел местность. (Ч.) 6) Из-за скалистого холма где тёк ручей возвышался другой поглаже и пошире. (Ч.) 7) Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плач и едва уловимая слухом слышалась то справа то слева то сверху то из-под зем­ли точно над степью носился невидимый дух и пел. (Ч.) 8) Чтобы заглушить песню он напевая и стараясь сту­чать ногами побежал к осоке. (Ч.) 9) После трудного дня такая радость охватила меня что я даже обнял своего Лувена и он старый прослезился от удовольствия. (Пришв.) 10) Жара была такая что малейшее движение утомляло. (Стан.) 11) Я опять пришёл сюда слушать при­бой долго смотрел в ту сторону куда ушёл пароход и потом

очнулся в тумане. (Пришв.) 12) Таких далёких и чистых далей какие открываются с этого холма мало в России. (Пауст.)

463. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамма­тическую основу каждого предложения.

I. 1) Он [Старцев] решил сходить к Туркиным посмот­реть что это за люди. (Ч.) 2) Я не понимал для чего и чем живут все эти шестьдесят пять тысяч людей. (Ч.) 3) Сестра и Анюта хотели спросить как мне тут живётся но обе мол­чали и только смотрели на меня. (Ч.) 4) Затем она стала расспрашивать меня где я теперь работаю. (Ч.) 5) Изредка она [Каштанка] останавливалась и плача приподнимая то одну озябшую лапу то другую старалась дать себе отчёт как это могло случиться что она заблудилась. (Ч.) 6) Кое-где по моху и лопушкам болотным запах этот был очень си­лён но нельзя было решить в какую сторону он усиливал­ся и ослабевал. (Л. Т.) 7) Искатель женьшеня приютил меня покормил не спрашивая откуда я и зачем сюда при­шёл. (Пришв.) 8) Весь простор будто затянут паутиной и не разберёшь где кончается море и начинается небо. (Нов.-Пр.) 9) Нескошенные луга так душисты что с непри­вычки туманится и тяжелеет в голове. (Пауст.) 10) Я на­чал читать и зачитался так что к огорчению взрослых поч­ти не обратил внимания на нарядную ёлку. (Пауст.) 11) Я видел счастливого человека заветная мечта которо­го осуществилась так очевидно который достиг цели в жиз­ни получил то что хотел который был доволен своею судь­бой и самим собой. (Ч.)

П. 1) В то время когда со старых осин летит пух моло­дые переодеваются из своей коричневой младенческой оде­жды в зелёную. (Пришв.) 2) Взгляд и улыбка у него были так приветливы что сразу располагали в свою пользу. (Гонч.) 3) Индейский петух подняв голову и озираясь во­круг неистово выругался по-своему точно сердитый коман­дир оборвал всю команду на ученье за беспорядок. (Гонч.) 4) Синцов с тревогой вспомнил о словах Серпилина что время дорого и заколебался задерживать ли корреспонден­та. (К. С.) 5) В то время как Райский уходил от неё [Веры] Тушин прислал спросить может ли он её видеть. (Гонч.) 6) Пишу Вам дабы предупредить Вас что фельетон бу-

дет выслан мною не сегодня в воскресенье а завтра в поне­дельник. (Л.) 7) Писатель истинно владеющий своим ремес­лом всегда лаконичен ибо всякая доработка окончатель­ная обработка произведения это прежде всего изъятие лишнего. Лев Толстой говорил что лучший вид правки это сокращение. (Наг.) 8) Маша чувствовала что он [Синцов] взволнован ещё чем-то не только их свиданием но не могла понять чем. (К. С.) 9) Приеду в Москву скоро но неизвестно когда. (Ч.)

464. Из двух простых предложений составьте сложноподчинён­
ное с одним придаточным предложением.

1) Туристы свернули в лес; этот лес тянулся на десятки километров. 2) Посёлок находился в лощине; возле этого посёлка отряд расположился на отдых. 3) Берёзки вырос­ли и стати теперь высокими, ветвистыми деревьями; эти берёзки при мне были посажены около забора. 4) Автобус остановился на горном перевале; далеко внизу пассажиры увидели сверкающее море. 5) Болота покрылись крепким слоем льда; в начале ноября неожиданно начались сильные морозы. 6) Снегопад прекратился; регулярное движение городского транспорта возобновилось.

465. Переделайте предложения, превратив придаточные предло­
жения причины в придаточные следствия, придаточные следст­
вия - в придаточные причины.

1) За пять часов времени мы не проехали и двадцати вёрст, потому что дорога была скверная. 2) Лес стоял тём­ный и молчаливый, потому что главные певцы улетели. 3) Он сейчас же уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание. 4) Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 5) Нужно было остановить лошадь, так как наша прямая дорога обрыва­лась и уже шла вниз по крутому, поросшему кустарником скату.

466. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания.
Определите тип речи. Найдите в тексте метафоры. Какие ещё вы­
разительные средства языка используются в этом тексте?

Вдруг рванул ветер и с такой силой что едва не выхв..тил у Егорушки узелок и рогожу; встрепенувшись рогожа рв..нулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу

Егорушки. Ветер со свистом понёсся по степи беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум что из(за) него не было слышно н.. грома н.. скрипа колёс. Он дул с ч..рной тучи неся с собой обл..ка пыли и зап..х дождя и мокрой зем­ли. Лунный свет затуманился стал как будто грязнее звёзды ещё больше нахмурились и видно было как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Теперь по всей вероятности вихри кружась и увл..кая с земли пыль сухую траву и перья поднимались под самое небо, вероятно около самой ч..рной тучи летали перекати-поле и как долж­но быть им было страшно! Но сквозь пыль зал..плявшую гла­за не было видно н..чего кроме блеска молний. (А. Чехов)

§ 85. СИНОНИМИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИЧАСТНЫМИ

И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

467. Произведите замену придаточных определительных предло­
жений причастными оборотами, где это возможно. Если замена
невозможна, устно объясните почему.

1) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись ря­дами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными валами. 2) Около дома был не­большой огород, на котором росли брюква, салат и лук. 3) По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. 4) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского со­брата. 5) Хребет, по которому мы теперь шли, состоял из ряда голых вершин. 6) Кругом - в лесу и на поле - стоя­ла тишина, которую нарушает только однообразное жуж­жание комаров. 7) Енотовидная собака - животное, кото­рое занимает среднее место между собаками, куницами и енотами. 8) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в горах. 9) Сразу трудно было найти ло­дочника, который бы перевёз нас на другой берег. 10) Мы решили остановиться у первой же реки, которую встретим на пути. 11) Впереди расстилалась большая болотистая равнина, которая была покрыта изжёлта-бурой травой.

468. Произведите замену обстоятельственных придаточных пред­
ложений деепричастными оборотами, где это возможно. Если за­
мена невозможна, объясните (устно) почему.

1) Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу. 2) Охотники вздрогнули и оглянулись, потому что услышали в кустах какой то шорох. 3) Когда луна вышла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность. 4) По мере того как путешественники углублялись в горы, растительность становилась всё более дикой. 5) Когда они поднялись на горную вершину, то увидели вдали море. 6) Лес стоит молча, неподвижно, словно он всматривается куда-то своими верхушками.

469. Произведите замену причастных и деепричастных оборотов
придаточными предложениями. Запишите полученные сложно­
подчинённые предложения.

1) Перейдя через невысокий горный хребет, отряд по­пал в долину, поросшую густым лесом. 2) Большое дерево, лежащее на земле, загородило путь. 3) Вступая в лес, тя­нущийся на несколько сот километров, невольно испыты­ваешь чувство некоторой робости. 4) Сильно устав, путе­шественники всё же упорно шли вперёд. 5) Отдохнув и утолив жажду, они двинулись дальше. 6) Приближаясь к морю, мы ещё издали услышали его глухой шум.

470. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна­
ки препинания, раскрывая скобки. Определите основную мысль
текста. К какому типу речи он относится? Докажите, что струк­
тура текста соответствует этому типу речи. Подберите синонимы
к выделенным словам. Определите тип сказуемого в первом пред­
ложении. Составьте схему последнего предложения. Написание
какого слова в предпоследнем предложении зависит от правиль­
ного определения его части речи? Докажите.

Исти..ое творчество всегда народно.

У Высоцкого(поэта) слово пр..ходило с улицы и от­чистившись его талантом на улицу выходило. У него нет злых песен хотя он к..сался разных отнюдь (не)самых свет­лых сторон жизни.

Подобно Есенину Высоцкий возводил низовую культуру в культ всего общества и подобно Зощенко в своих сатири­ческих ц..клах он очень точно определял тип людей от ли­ца которых пел. Он ввёл в большую поэзию человека со ста­рого московского двора пел от им..ни разных людей строи­телей фронтовиков боксёров моряков альпинистов шофёров спортсменов.

Он часто говорил о той стороне жизн.. о которой «офи­циальная» поэзия (не)говорила о человеческой дол., об оби­дах о том что в жизн.. (не)получает(?)ся о людях которых вроде бы списали со счетов но они живут и хотят жить. Причём он как(будто) входил во внутре..ее состояние пер­сонажа о котором пел и может (по)этому кстати у слушате­лей возникало убеждение что Высоцкий каждый раз пел про себя.

Высоцкий как исти..ый поэт пропустил время через своё сер(?)це. Его творчество нравстве..о потому что чес(?)но. Его интерес - ситуация внутре..его состояния когда чело­век оказывает(?)ся перед выбором на грани излома надры­ва и ему нужны мужество воля одержимость что(бы) высто­ять победить.

Кажется нет темы в нашей жизни за двадцатиле­тие) 60-80-х гг., которой бы он не к..снулся. (По А. Деми­довой)

§ 86. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколь­кими придаточными предложениями бывают двух основ­ных типов: 1) все придаточные присоединяются непосред­ственно к главному; 2) первое придаточное присоеди­няется к главному, второе - к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредст­венно к главному, могут быть однородными и парал­лельными (неоднородными).

1. Однородные придаточные имеют одинаковое значение и, как и однородные члены, произносятся тоном перечисления; между ними могут быть сочинительные сою­зы. Связь однородных придаточных с главным называется соподчинением, поэтому придаточные однородные на­зываются соподчинёнными.

Если соподчинённые предложения соединяются сочини­тельными союзами, то запятая между ними ставится по тем же правилам, что и при однородных членах: Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я на-

прасно оскорбил его упрёком и подозрением. (П.) При глав­
ном предложении имеются два однородных (сопод­
чинённых) предложения (изъяснительные), которые связа­
ны одиночным союзом и, перед которым запятая не
ставится:

> (что...) и (что...).

Если же однородные придаточные не соединяются со­чинительным союзом, между ними ставится запятая: Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле про­хлада. (Ч.) При главном предложении имеются два одно­родных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны интонацией перечисления, между ними

стоит запятая: . ,

, (как...), (как...).

Если однородных придаточных несколько, то знаки пре­пинания ставятся по тем же правилам, что и при однород­ных членах, ср.: Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они, за­снеженные, спокойно спят под холодным светом луны. При главном предложении имеются два однородных (со­подчинённых) придаточных (времени); перед каждым при­даточным стоит союз язык . 2 ... к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире...

  • Методика русского языка как наука предмет и задачи методики преподавания русского языка

    Документ

    Сведения, дополнит их новыми. Прекрасным предисловием к теме «Дорога к счастью... обложка» титульный лист, оглавление, предисловие , иллюстрации и пр.), в ведении... материала, включенного в школьные учебники русского языка и учебные пособия для учителей...

  • Рец.: Д. Гелюк, М. Гиршман. Вопросы литературы. 1968. № С. 225-227; А. Н. Васильева. Русский язык за рубежом. 1968. № С. 119

    Документ

    Слов, трудных по орфографии в стабильном учебнике русского языка (в соавт. с М.А.Генкель) // Там... русского языка . М.: Наука:Флинта, 2003. Гл. редактор и автор словарных статей: Предисловие ... Там же. С. 290-291. 218. Предисловие . // Там же. С. 4-9. 219. ...

  • Словарь паронимов русского языка

    Литература

    Преподавателям русского языка в стране и за рубежом, составителям учебников русского языка и пособий по русскому языку . Лексикографам... § 1. Словарь включает: а) предисловие ; б) список условных сокращений; в) русский алфавит; г) корпус словаря, ...


  • теплоту, заменяя ее свежею прохладой. В воздухе носилось что-то опьяняющее

    До неги, до истомы.

    Мать почувствовала, что в ее руке крепко сжалась маленькая ручка

    Ребенка, но опьяняющее веяние весны сделало ее менее чувствительной к этому

    Проявлению детской тревоги. Она вздыхала полной грудью и шла вперед, не

    Оборачиваясь; если бы она сделала это, то увидела бы странное выражение на

    Лице мальчика. Он поворачивал открытые глаза к солнцу с немым удивлением.

    Губы его раскрылись; он вдыхал в себя воздух быстрыми глотками, точно рыба,

    Которую вынули воды; выражение болезненного восторга пробивалось по

    Временам на беспомощно-растерянном личике, пробегало по нем какими-то

    Нервными ударами, освещая его на мгновение, и тотчас же сменялось опять

    Выражением удивления, доходящего до испуга и недоумелого вопроса. Только

    Одни глаза глядели все тем же ровным и неподвижным, незрячим взглядом.

    Дойдя до холмика, они уселись на нем все трое. Когда мать приподняла

    Мальчика с земли, чтобы посадить его поудобнее, он опять судорожно схватился

    За ее платье; казалось, он боялся, что упадет куда-то, как будто не чувствуя

    Под собой земли. Но мать и на этот раз не заметила тревожного движения,

    Потому что ее глаза и внимание были прикованы к чудной весенней картине.

    Был полдень. Солнце тихо катилось по синему небу. С холма, на котором

    Они сидели, виднелась широко разлившаяся река. Она пронесла уже свои льдины,

    И только по временам на ее поверхности плыли и таяли кое-где последние

    Них, выделяясь белыми пятнышками, На поемных лугах [Поемные луга - луга,

    Заливаемые водой во время разлива реки] стояла вода широкими лиманами [Лиман

    Залив]; белые облачка, отражаясь в них вместе с опрокинутым лазурным

    Сводом, тихо плыли в глубине и исчезали, как будто и они таяли, подобно

    Льдинам. Временами пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце. Дальше

    За рекой чернели разопревшие нивы и парили, застилая реющею, колеблющеюся

    Дымкой дальние лачуги, крытые соломой, и смутно зарисовавшуюся синюю полоску

    Леса. Земля как будто вздыхала, и что-то подымалось от нее к небу, как клубы

    Жертвенного фимиама [Жертвенный фимиам - дым ароматных веществ, сжигаемых

    При приношении жертвы божеству по обрядам некоторых религий].

    Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный к

    Празднику. Но для слепого это была только необъяснимая тьма, которая

    Необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь к

    Нему, прикасаясь к его душе со всех сторон неведанными еще, необычными

    Впечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце.

    С первых же шагов, когда лучи теплого дня ударили ему в лицо, согрели

    Нежную кожу, он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, как

    Будто чувствуя, к какому центру тяготеет все окружающее. Для него не было ни

    Этой прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горонта.

    Он чувствовал только, как что-то материальное, ласкающее и теплое касается

    Его лица ножным, согревающим прикосновением. Потом кто-то прохладный и

    Легкий, хотя и менее легкий, чем тепло солнечных лучей, снимает с его лица

    Эту негу и пробегает по нем ощущением свежей прохлады. В комнатах мальчик

    Привык двигаться свободно, чувствуя вокруг себя пустоту. Здесь же его

    Охватили какие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, то

    Щекочущие и опьяняющие. Теплые прикосновения солнца быстро обмахивались

    Кем-то, и струя ветра, звеня в уши, охватывая лицо, виски, голову до самого

    Затылка, тянулась вокруг, как будто стараясь подхватить мальчика, увлечь его

    Куда-то в пространство, которого он не мог видеть, унося сознание, навевая

    Забывчивую истому. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его

    Сердце замирало и, казалось, вот-вот совсем перестанет биться.

    Когда его усадили, он как будто несколько успокоился. Теперь, несмотря

    На странное ощущение, переполнившее все его существо, он все же стал было

    Различать отдельные звуки. Темные ласковые волны неслись по-прежнему

    Неудержимо, ему казалось, что они проникают внутрь его тела, так как удары

    Его всколыхавшейся крови подымались и опускались вместе с ударами этих волн.

    Но теперь они приносили с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест

    Распустившейся березки, то чуть слышные всплески реки. Ласточка свистела

    Легким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенели мошки, и над

    Всем этим проносился порой протяжный и печальный окрик пахаря на равнине,

    Понукавшего волов над распахиваемой полоской.

    Но мальчик не мог схватить этих звуков в их целом, не мог соединить их,

    Расположить в перспективу [То есть не мог уяснить себе степень отдаленности

    Или блости долетавших до него звуков]. Они как будто падали, проникая в

    Темную головку, один за другим, то тихие, неясные, то громкие, яркие,

    Оглушающие. По временам они толпились одновременно, неприятно смешиваясь в

    Непонятную дисгармонию [Дисгармония - несозвучность, разноголосица]. А ветер

    С поля все свистел в уши, и мальчику казалось, что волны бегут быстрее и их

    Рокот застилает все остальные звуки, которые несутся теперь откуда-то о

    Другого мира, точно воспоминание о вчерашнем дне. И по мере того как звуки

    Тускнели, в грудь мальчика вливалось ощущение какой-то щекочущей истомы.

    Лицо подергивалось ритмически пробегавшими по нем переливами; глаза то

    Закрывались, то открывались опять, брови тревожно двигались, и во всех

    Чертах пробивался вопрос, тяжелое усилие мысли и воображения. Не окрепшее

    Еще и переполненное новыми ощущениями сознание начинало немогать: оно еще

    Боролось с нахлынувшими со всех сторон впечатлениями, стремясь устоять среди

    Них, слить их в одно целое и таким образом овладеть ими, победить их. Но

    Задача была не по силам темному мозгу ребенка, которому недоставало для этой

    Работы зрительных представлений.

    И звуки летели и падали один за другим, все еще слишком пестрые,

    Слишком звонкие... Охватившие мальчика волны вздымались все напряженнее,

    Налетая окружающего звеневшего и рокотавшего мрака и уходя в тот же мрак,

    Сменяясь новыми волнами, новыми звуками... быстрее, выше, мучительнее

    Подымали они его, укачивали, баюкали... Еще раз пролетела над этим

    Тускнеющим хаосом длинная и печальная нота человеческого окрика, и затем все

    Сразу смолкло.

    Мальчик тихо застонал и откинулся назад на траву. Мать быстро

    Повернулась к нему и тоже вскрикнула: он лежал на траве, бледный, в глубоком

    Обмороке.

    Дядя Максим был очень встревожен этим случаем. С некоторых пор он стал

    Выписывать книги по фиологии [Фиология - наука, учающая функции

    Отправления органма человека и животных], психологии [Психология - наука,

    Учающая психику человека, то есть его душевную органацию, процессы

    Ощущения, восприятия, мышления, чувства] и педагогике [Педагогика - наука о

    Методах воспитания и обучения] и с обычною своей энергией занялся учением

    Всего, что дает наука по отношению к таинственному росту и развитию детской

    Эта работа завлекала его все больше и больше, и поэтому мрачные мысли о

    Непригодности к житейской борьбе, о "червяке, пресмыкающемся в пыли", и о

    "фурштате" давно уже незаметно улетучились квадратной головы ветерана

    [Ветеран - престарелый, испытанный в боях воин]. На их месте воцарилось в

    Этой голове вдумчивое внимание, по временам даже розовые мечты согревали

    Стареющее сердце. Дядя Максим убеждался все более и более, что природа,

    Отказавшая мальчику в зрении, не обидела его в других отношениях; это было

    Существо, которое отзывалось на доступные ему внешние впечатления с

    Замечательною полнотой и силой. И дяде Максиму казалось, что он прван к

    Тому, чтобы развить присущие мальчику задатки, чтоб усилием своей мысли и

    Своего влияния уравновесить несправедливость слепой судьбы, чтоб вместо себя

    Поставить в ряды бойцов за дело жни нового рекрута [Рекрут - новобранец;

    Здесь: новый борец за социальную справедливость], на которого, без его

    Влияния, никто не мог рассчитывать.

    "Кто знает, - думал старый гарибальдиец, - ведь бороться можно не

    Только копьем и саблей. Быть может, несправедливо обиженный судьбою подымет

    Со временем доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жнью, и

    Тогда я недаром проживу на свете, увеченный старый солдат... "

    Даже свободным мыслителям сороковых и пятидесятых годов не было чуждо

    Суеверное представление о "таинственных предначертаниях" природы. Не мудрено

    Поэтому, что по мере развития ребенка, выказывавшего недюжинные способности,

    Дядя Максим утвердился окончательно в убеждении, что самая слепота есть лишь

    Одно проявлений этих "таинственных предначертаний". "Обездоленный за

    Обиженных" - вот дев, который он выставил заранее на боевом знамени своего

    Питомца.

    После первой весенней прогулки мальчик пролежал несколько дней в бреду.

    Он то лежал неподвижно и безмолвно в своей постели, то бормотал что-то и к

    Чему-то прислушивался. И во все это время с его лица не сходило характерное

    Выражение недоумения.

    Право, он глядит так, как будто старается понять что-то и не может, -

    Говорила молодая мать.

    Максим задумывался и кивал головой. Он понял, что странная тревога

    Мальчика и внезапный обморок объяснялись обилием впечатлений, с которыми не

    Могло справиться сознание, и решился допускать к выздоравливавшему мальчику

    Эти впечатления постепенно, так сказать, расчлененными на составные части. В

    Комнате, где лежал больной, окна были плотно закрыты. Потом, по мере

    Выздоровления, их открывали на время, затем его водили по комнатам, выводили

    На крыльцо, на двор, в сад. И каждый раз, как на лице слепого являлось

    Тревожное выражение, мать объясняла ему поражавшие его звуки.

    Рожок пастуха слышен за лесом, - говорила она. - А это -за

    Колесе [В Малороссии и Польше для аистов ставят высокие столбы и надевают на

    Них старые колеса, на которых птица завивает гнездо. (Примеч. автора)]. Он

    Прилетел на днях далеких краев и строит гнездо на старом месте.

    И мальчик поворачивал к ней свое лицо, светившееся благодарностью, брал

    Ее руку и кивал головой, продолжая прислушиваться с вдумчивым и осмысленным

    Вниманием.

    Он начинал расспрашивать обо всем, что привлекало его внимание, и мать

    Или, еще чаще, дядя Максим рассказывали ему о разных предметах и существах,

    Дававших те или другие звуки. Рассказы матери, более живые и яркие,

    Проводили на мальчика большее впечатление, но по временам впечатление это

    Бывало слишком болезненно. Молодая женщина, страдая сама, с растроганным

    Лицом, с глазами, глядевшими с беспомощною жалобой и болью, старалась дать

    Своему ребенку понятие о формах и цветах. Мальчик напрягал внимание, сдвигал

    Брови, на лбу его являлись даже легкие морщинки. Видимо, детская головка

    Работала над непосильною задачей, темное воображение билось, стремясь

    Создать косвенных данных новое представление, но этого ничего не

    Выходило. Дядя Максим всегда недовольно хмурился в таких случаях, и, когда

    На глазах матери являлись слезы, а лицо ребенка бледнело от сосредоточенных

    Усилий, тогда Максим вмешивался в разговор, отстранял сестру и начинал свои

    Рассказы, в которых, по возможности, прибегал только к пространственным и

    Звуковым представлениям. Лицо слепого становилось спокойнее.

    Ну, а какой он? большой? - спрашивал он про аиста, отбивавшего на

    Своем столбе ленивую барабанную дробь.

    И при этом мальчик раздвигал руки. Он делал это обыкновенно при

    Подобных вопросах, а дядя Максим указывал ему, когда следовало остановиться.

    Теперь он совсем раздвинул свои маленькие ручонки, но дядя Максим сказал:

    Нет, он еще гораздо больше. Если бы привести его в комнату и

    Поставить на полу, то голова его была бы выше спинки стула.

    Большой... - задумчиво пронес мальчик. - А малиновка - вот! - и он

    Чуть-чуть развел сложенные вместе ладони.

    Да, малиновка такая... Зато большие птицы никогда не поют так хорошо,

    Как маленькие. Малиновка старается, чтобы всем было приятно ее слушать. А

    Аист - серьезная птица, стоит себе на одной ноге в гнезде, озирается кругом,

    Точно сердитый хозяин на работников, и громко ворчит, не заботясь о том, что

    Мальчик смеялся, слушая эти описания, и забывал на время о своих

    Тяжелых попытках понять рассказы матери. Но все же эти рассказы привлекали

    Его сильнее, и он предпочитал обращаться с расспросами к ней, а не к дяде

    Максиму.

    Глава вторая

    Темная голова ребенка обогащалась новыми представлениями; посредством

    Над ним и вокруг него по-прежнему стоял глубокий, непроницаемый мрак; мрак

    Этот навис над его мозгом тяжелою тучей, и хотя он залег над ним со дня

    Рождения, хотя, по-видимому, мальчик должен был свыкнуться с своим

    Несчастьем, однако детская природа по какому-то инстинкту беспрестанно

    Силилась освободиться от темной завесы. Эти не оставлявшие ребенка ни на

    Минуту бессознательные порывы к незнакомому ему свету отпечатлевались на его

    Лице все глубже и глубже выражением смутного страдающего усилия.

    Тем не менее бывали и для него минуты ясного довольства ярких детских

    Восторгов, и это случалось тогда, когда доступные для него внешние

    Впечатления доставляли ему новое сильное ощущение, знакомили с новыми

    Явлениями невидимого мира. Великая, могучая природа не оставалась для

    Слепого совершенно закрытою. Так, однажды, когда его свели на высокий утес

    Над рекой, он с особенным выражением прислушивался к тихим всплескам реки

    Далеко под ногами и с замиранием сердца хватался за платье матери, слушая,

    Как катились вн обрывавшиеся -под ноги его камни. С тех пор он

    Представлял себе глубину в виде тихого ропота воды у подножия утеса или в

    Виде испуганного шороха падавших вн камешков.

    Даль звучала в его ушах смутно замиравшею песней; когда же по небу

    Гулко перекатывался весенний гром, заполняя собой пространство и с сердитым

    Рокотом теряясь за тучами, слепой мальчик прислушивался к этому рокоту с

    Благоговейным испугом, и сердце его расширялось, а в голове возникало

    Величавое представление о просторе поднебесных высот.

    Таким образом, звуки были для него глазным непосредственным выражением

    Внешнего мира; остальные впечатления служили только дополнением к

    Впечатлениям слуха, в которые отливались его представления, как в формы.

    По временам, в жаркий полдень, когда вокруг все смолкало, когда

    Затихало людское движение и в природе устанавливалась та особенная тишина,

    Под которой чуется только непрерывный, бесшумный бег жненной силы, на лице

    Слепого мальчика являлось характерное выражение. Казалось, под влиянием

    Внешней тишины глубины его души подымались какие-то ему одному доступные

    Звуки, к которым он будто прислушивался с напряженным вниманием. Можно было

    Подумать, глядя на него в такие минуты, что зарождающаяся неясная мысль

    Начинает звучать в его сердце, как смутная мелодия песни.

    Ему шел уже пятый год. Он был тонок и слаб, но ходил и даже бегал

    Свободно по всему дому. Кто смотрел на него, как он уверенно выступал в

    Комнатах, поворачивая именно там, где надо, и свободно разыскивая нужные ему

    Предметы, тот мог бы подумать, если это был незнакомый человек, что перед

    Ним не слепой, а только странно сосредоточенный ребенок с задумчивыми и

    Глядевшими в неопределенную даль глазами. Но уже по двору он ходил с большим

    Трудом, постукивая перед собой палкой. Если же в руках у него не было палки,

    То он предпочитал ползать по земле, быстро исследуя руками попадавшиеся на

    Пути предметы.

    Был тихий летний в Дядя Максим сидел в саду. Отец, по обыкновению,

    Захлопотался где-то в дальнем поле. На дворе и кругом было тихо; селение

    Засыпало, в людской тоже смолк говор работников и прислуги. Мальчика уже с

    Полчаса уложили в постель.

    Он лежал в полудремоте. С некоторых пор у него с этим тихим часом стало

    Связываться странное воспоминание. Он, конечно, не видел, как темнело синее

    Небо, как черные верхушки деревьев качались, рисуясь на звездной лазури, как

    Хмурились лохматые "стрехи" ["Стреха" - крыша, кровля] стоявших кругом двора

    Строений, как синяя мгла разливалась по земле вместе с тонким золотом

    Лунного и звездного света. Но вот уже несколько дней он засыпал под каким-то

    Особенным, чарующим впечатлением, в котором на другой день не мог дать себе

    Когда дремота все гуще застилала его сознание, когда смутный шелест

    Буков совсем стихал и он переставал уже различать и дальний лай деревенских

    Собак, и щелканье соловья за рекой, и меланхолическое [Меланхолическое -

    Унылое, тоскливое] позвякивание бубенчиков, подвязанных к пасущемуся на лугу

    Жеребенку, - когда все отдельные звуки стушевывались и терялись, ему

    Начинало казаться, что все они, слившись в одну стройную гармонию [Гармония

    Благозвучие, стройность звуков], тихо влетают в окно и долго кружатся над

    Его постелью, навевая неопределенные, но удивительно приятные грезы. Наутро

    Он просыпался разнеженный и обращался к матери с живым вопросом:

    Что это было... вчера? Что это такое?..

    Мать не знала, в чем дело, и думала, что ребенка волнуют сны. Она сама

    Укладывала его в постель, заботливо крестила и уходила, когда он начинал

    Дремать, не замечая при этом ничего особенного. Но на другой день мальчик

    Опять говорил ей о чем-то приятно тревожившем его с вечера.

    Так хорошо, мама, так хорошо! Что же это такое?

    В этот вечер она решилась остаться у постели ребенка подольше, чтобы

    Разъяснить себе странную загадку. Она сидела на стуле, рядом с его

    Кроваткой, машинально перебирая петли вязанья и прислушиваясь к ровному

    Дыханию своего Петруся. Казалось, он совсем уже заснул, как вдруг в темноте

    Мама, ты здесь?

    Да, да, мой мальчик...

    Уйди, пожалуйста, оно боится тебя, и до сих пор его нет. Я уже совсем

    Было заснул, а этого все нет...

    Удивленная мать с каким-то странным чувством слушала этот полусонный,

    Жалобный шепот... Ребенок говорил о своих сонных грезах с такою

    Уверенностью, как будто это что-то реальное. Тем не менее мать встала,

    Наклонилась к мальчику, чтобы поцеловать его, и тихо вышла, решившись

    Незаметно подойти к открытому окну со стороны сада.

    Не успела она сделать своего обхода, как загадка разъяснилась. Она

    Услышала вдруг тихие, переливчатые тоны свирели, которые неслись конюшни,

    Смешиваясь с шорохом южного вечера. Она сразу поняла, что именно эти

    Нехитрые переливы простой мелодии, совпадавшие с фантастическим часом

    Дремоты, так приятно настраивали воспоминания мальчика.

    Она сама остановилась, постояла с минуту, прислушиваясь к задушевным

    Напевам малорусской [Малорусская - украинская. Малороссия - дореволюционное

    Название Украины] песни, и, совершенно успокоенная, ушла в темную аллею сада

    К дяде Максиму.

    "Хорошо играет Иохим, - подумала она. - Странно, сколько тонкого

    Чувства в этом грубоватом на вид "хлопе" ["Хлоп" (польск.) - крестьянин].

    А Иохим действительно играл хорошо. Ему нипочем была даже и хитрая

    Скрипка, и было время, когда в корчме, по воскресеньям, никто лучше не мог

    Сыграть "казака" ["Казак" - здесь: украинский танец "казачок"] или веселого

    Польского "краковяка" ["Краковяк" - польский танец]. Когда, бывало, он,