Тема: «Зачем я убил коростеля…» (по произведению В. Астафьева «Зачем я убил коростеля…»).

Цель урока: интерпретация рассказа В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Задачи:

Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность, навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость; формировать устойчивый интерес к художественной литературе.

Совершенствовать устную и письменную речь школьников.

Включить каждого учащегося не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом.

В быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения материала (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).

Используемая технология – РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Используемые приёмы работы: "Древо предсказаний”, "Толстый и тонкий вопросы”, "Письмо по кругу”, "Чтение с остановками”.

Оборудование: мультимедиапроектор, тексты рассказа, компьютерная презентация.

Основные теоретико-литературные понятия: рассказ, сюжет, повествователь, авторская позиция, тема, основная мысль, диалог, эпическое произведение, риторический вопрос.

Ход урока

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева. Слайд 1, 2.

1 стадия – «Вызов». Фронтальная беседа: (Тонкие и толстые вопросы)

Ребята, кто такие хищники и где они встречаются?

Можно ли назвать хищником человека? Почему?

Чем отличается человек от зверей-хищников во время охоты?

Задумываются ли люди над тем, что они делают?

Можно ли оправдать жестокость?

К какому выводу мы все вместе пришли?

Вывод: Человек – самый страшный, самый беспощадный, самый умный хищник на Земле.

Прочитайте на слайде 3 название рассказа, с которым мы сегодня будем работать. Что содержится в этом названии?

В. П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

О чём говорит местоимение Я в заглавии? (Вопрос, на который не может дать ответ сам автор ).

Что содержит вопрос? (Сожаление, боль, стыд, муки совести)

Давайте составим «древо предсказаний », на каждой веточке которого запишем свои версии: что могло произойти в рассказе, который сейчас мы будем читать? (Версии ребята записывают на листочках) 3 мин .

Слово учителя: Молодцы, у вас богатая фантазия, ваши версии очень интересны, сюжет получился занимательный.

А теперь сравним ваши версии с оригиналом. Слушайте внимательно, я буду читать с остановками (у ребят на столах текст сложен не весь целиком, а фрагментами).

2 стадия – «Осмысление».

Чтение учителем первой части рассказа:

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины,(бочаг, яма с водой) поросшей тальником, увидел птицу. Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась , но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать , неуклюже заваливаясь на бок…

(ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

Что почувствовала птица? Как повела себя? Докажите словами текста. ("Присела”, "притаилась”, "пугалась”, "бросилась бежать”).

Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?

Чтение учителем второй части рассказа:

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжётся в нём дикий азарт . Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал её сырым удилищем…

(ВТОРАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

Как вы поняли фразу "дикий азарт”?

Какую информацию несёт о герое глагол "захлестал”?

Чтение учителем третьей части рассказа:

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза её были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Я узнал птицу - это был коростель . (показ слайда 4) Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её , что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. ..

(ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

Какое чувство вы испытали во время чтения?

Какие фразы особенно встревожили вас и почему? ("До того мне сделалось жалко её”).

Как объяснил писатель: почему убил? ("сдуру”, "без надобности”).

Чтение учителем четвёртой части рассказа:

С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черёмуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвёртому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостаёт ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, (Слайд 5) в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дёргает-скрипит! (Слайд 6) Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке.

И всякий год вот так. (Слайд 7) Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подаёт мне голос, прощая того несмышлёного, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,"где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза...". Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелёте через море.

Как идёт коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. (Слайд 8) На гербе города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту…

(ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

Коростель. Может, вы что-то знаете об этой птице?

Проживает ли она в нашем поселении? Какую информацию об особенностях и условиях проживания птицы даёт нам В. П. Астафьев? (Выборочный рассказ по тексту).

Чем трудна жизнь коростеля, других (перелетных)птиц?

Почему, на ваш взгляд, повествователь "с нетерпением и виной…каждое лето” ждёт домой коростелей?

Чтение учителем пятой части рассказа:

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

Вопросы учащимся :

– Вот мы подошли к финалу рассказа. Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя? - О чём же этот рассказ?

Смогли мы предсказать сюжет рассказа? (и да и нет)

Так почему герой не может забыть давний случай? (Забыть ему не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой). - О чём же этот рассказ?

О чём же этот рассказ? (Бессмысленное убийство птицы).

Работа в группах

Задания учащимся (по группам): инструкции прилагаются.

1 группа: Инструкции

Защитите героя.

От человека утаишь, от совести не утаишь.

2 группа: Инструкции

Защитите героя.

Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, а старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого человека можно говорить?

Сможете ли вы объяснить теперь, почему так говорят:

Совесть без зубов, а загрызет.

Инструкции

Прочитайте выделенный отрывок. (3)

Определите проблему. Покажите, как эту проблему решает герой рассказа. Предложите свой способ решения проблемы.

Наша группа решала проблему

Свой способ решения проблемы (мы предлагаем)

4 группа: Инструкции

Нарисуйте образ той проблемы, которая мучила автора нашего рассказа. Объясните свой выбор.

5 группа: Инструкции

Задайте герою рассказа вопросы, которые помогут понять, почему именно так произошло с ним в детстве. Что мог бы он исправить.

3 стадия – «Рефлексия».

Рассказ небольшой по объёму, но очень ёмкий по содержанию. В форме чего он написан? (Доверительный диалог с читателем).

Почему именно эту форму, на ваш взгляд, избрал В. П.Астафьев? (40 лет мучает совесть. Автору необходимо высказаться, публично раскаяться).

Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение,

а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Задание учащимся (групповая работа):

Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на тему «После чтения рассказа В.П.Астафьева я возьму с собой в жизнь…», но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Прием «Письмо по кругу»

(групповая форма работы).

Поразмышляйте на тему: «После чтения рассказа В.П. Астафьева я возьму с собой в жизнь…»

Зачем я убил коростеля?

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать – непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу – это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края – зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.

Как идет коростель, где, какими путями – мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц – небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

ВИКТОР АСТАФЬЕВ

(1924 –2001)

Виктор Петрович Астафьев – русский писатель-эссеист.

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.

В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке.

В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку - сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В. П. Астафьев.

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро».

Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на хлеб в станке Курейка. «Детство мое осталось в далеком Заполярье, - напишет спустя годы В. П. Астафьев. - Дитя, по выражению деда Павла, „не рожено, не прошено, папой с мамой брошено“, тоже куда-то девалось, точнее - откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры». Собрав денег на билет. Виктор уезжает к Красноярск, поступает и ФЗО. «Группу и профессию в ФЗО я не выбирал - они сами меня выбрали», расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.

Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши». Несколько раз он был тяжело ранен.

Творчество Астафьева было связано в основном с военной и деревенской прозой. К первым произведениям писателя относится рассказ «Васюткино озеро». Вскоре в журнале «Смена» стали появляться его первые работы, привлекшие внимание критиков. Среди них повести «Стародуб» и «Перевал». Повествование Астафьева велось с точки зрения просто рабочего или солдата. Он также написал немало рассказов для детей. Его книги были переведены на многие языки, так как передавали самобытность русской деревни и военного дела.

ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу - это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.

Как идет коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

Размышляем о прочитанном

1 О чем говорит заголовок рассказа? Получает ли повествователь ответ на свой вопрос?

2. Когда происходят описанные события?

3.Что более всего сохранилось в детской памяти? Как в описании птицы переданы чувства повествователя?

4.Почему повествователь каждый год с нетерпением ждет коростелей? Какими языковыми средствами это подчеркивается?

5. В чем наказание за содеянное? Почему рассказ завершается вопросом?О чем заставляет задуматься?

Проблематика текста

1. Проблема взаимосвязи человека и природы. (Прав ли человек, считая себя "царем природы"?Есть ли у человека моральное право на жестокое отношение ко всему живому?)

2. Проблема влияния детских впечатлений на жизнь человека. (Как детские впечатления обусловливают дальнейшую жизнь человека? Может ли проступок быть оправдан тем, что он совершен в детстве?)

3. Проблема угрызений совести.(Можно ли оправдать поступки малым возрастом? Есть ли возраст у ответственности?)

Размышляем над проблемами…

1. Человек - часть природы. Иногда он ставит себя выше и сильнее всего живого. Вправе ли он так поступать? Ответ на этот вопрос можно получить, читая рассказ В.П.Астафьева "Зачем я убил коростеля?" Сложны отношения между человеком и природой. Инстинкт охотника движет маленьким человеком, когда он видит убегающую птицу. Догнал и уничтожил, совершив бессмысленный и жестокий поступок. Мертвая птица с одной лапкой вызывает чувство жалости и сострадания. Живое существо нуждалось в защите, а не нападении, но дикий азарт заглушил все человеческое. Повествователь осуждает себя за бездумный поступок, совершенный в детстве. Если ты человек, то должен помнить о сострадании и милосердии по отношению ко всему живому. Повествователь вспоминает убийства на войне и убийство в мирное время бедной птицы. Если первые можно оправдать тем, что человек защищает свою землю, все, что ему дорого и свято, каждую родную березку, то убийство коростеля - черное пятно на совести человека, его мука - возмездие за жестокость. Нет у человека морального права на уничтожение живого.

2. Прошлое встает кричащим укором для взрослого человека в рассказе В.П.Астафьева "Зачем я убил коростеля?" Потрясение, полученное в детстве, так велико, что перед глазами даже через сорок лет возникает образ убитой птицы. Осмысливая содеянное, повествователь объясняет свой поступок мальчишеством, азартом охотника, игрой. Но от этой игры мальчик внезапно очнулся, держа перед собой невесомое тельце своей жертвы. Беззащитная птица, да еще и без одной лапки, вызывает непреодолимое чувство вины. Пытаясь избавиться от ощущения преступления, мальчик спешно закапывает птицу. Птицы нет в руках, но она так и осталась в его памяти, заставляя ежегодно смотреть в небо и ждать коростелей, тайно надеясь на прощение.

    Нужно ли терпеть муки совести или проще забыть то, что совершено в неразумном возрасте? "Зачем я убил коростеля?" - рассказ В.П.Астафьева неслучайно содержит вопрос в заголовке. Есть в жизни человека поступки, за которые ему приходится отвечать в течение всей своей жизни, а иногда так и не получать ответы на вопросы своей совести. Бессмысленно убитая в детстве птица заставляет повествователя постоянно задаваться этим вопросом. Он проживает долгую жизнь, проходит военные испытания, но не прощает себя именно за тот мальчишеский поступок, который мог быть объяснимым, но не может быть прощенным самому себе. Зная подробности жизни этих птиц, повествователь говорит о справедливом возмездии, которое было бы возможно, живи он в другое время и в другом месте. Каждую весну он с нетерпением ждет прилета коростелей, как будто этим нетерпеливым ожиданием он может искупить свою вину, чувствуя свою ответственность за поступок, совершенный в далеком детстве.

«Зачем я убил коростеля».

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже завалилась на бок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать -- непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа.

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руки птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу -- это был коростель. Дергач, по-нашему. Все другие его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края -- зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки -- в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы, нехитрая ли окраска, а может, и то и другое, и что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника, и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая несмышленого, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, "где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза...". Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полету, но быстрая на ногу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.

Как идет коростель, где, какими путями -- мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц -- небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает, все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас на Руси пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

Виктор Астафьев

Белогрудка

Виктор Астафьев

Белогрудка

Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома - Зуяты.

Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти никогда и не суются туда. Да и как сунешься? Стоит отойти несколько шагов от клеверного поля, которое на горе, - и сразу покатишься кубарем вниз, ухнешь в накрест лежащий валежник, затянутый мхом, бузиною и малинником.

Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих - птиц, барсуков, белок, горностаев. Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный.

А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек - белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.

На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.

Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли - они ведь часто мимо косогора проходят, - вернулась к гнезду.

За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, - и вымахнула из гнезда.

Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.

Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать - закричала бы.

Пропали котята, исчезли.

Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.

К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.

До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала - не запищат ли котятки.

Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе.

Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе.

Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

Э, подох один…

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.

В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.

Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:

Это ж сатана! Накликали напасть!

Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.

Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.

Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса.

Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.

Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

Так вот ты где, сатана! - всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.

Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.

Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.

Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, - и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.

На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.

Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка.

До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.

Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же:

«Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»


Что такое природа? Какое должно быть отношение человека к ней? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста В.П. Астафьева. Автор поднимает проблему отношения человека к природе.

Размышляя над этой проблемой, автор вспоминает случай, как ходил с сыном на охоту. Мальчик убивает одну из птиц и жалеет об этом. Этот случай заставляет автора вспомнить о том, как он в молодом возрасте убивал не задумываясь. Писатель говорит, что боль пришла к нему только к седому, а мальчик почувствовал ее уже сейчас. Мысли автора приводят нас к выводу, что чем раньше к человеку приходит осознание, что он часть природы, тем лучше для природы и самого человека, потому что он перестанет уничтожать ее ради забавы.

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы прекрасно понимаем, что он не считает сына слабым за его эмоции, а наоборот, думает, что добрые люди никогда бы не получили удовольствия от убийства.

Я полностью разделяю позицию В.П. Астафьева. Действительно, только жестокие люди могут убить без эмоций. Я думаю, писатель должен гордиться, что вырастил милосердного и гуманного человека. Не каждому дано полюбить природу, и такие люди могут оказаться злыми, и относящимися ко многому холодно.

Чтобы доказать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к произведению И.С. Тургенева "Отцы и дети". Главный герой Базаров-нигилист. Он отрицает красоту природы и считает ее "мастерской", а человека в ней "работником". Его друг, Аркадий, наоборот, видит всю красоту природы, она его успокаивает. Эти два героя противоположны друг другу. Аркадий общительный, а Базаров холоден и груб ко всем.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме