После первого чтения текста

Определите тему текста (о чем текст?).

Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

Определите:

1. стиль текста и тип речи

2. особенности построения текста

3.составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Совет:

1.Работая с подробным планом текста, отметьте в нем главное,а также подробности в каждой части.

2.Выберите способ сокращения текста (исключение, обобщение, сжатие).

3.Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

Пишем черновик.

1.Напишите сжатое изложение каждой части.

2.Перечитайте написанное, свяжите части между собой, чтобы получился текст.

3. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как готовиться к изложению:

После первого чтения текста

Определите тему текста (о чем текст?).

Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

Определите:

1. стиль текста и тип речи

2. особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый кульминация, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

3.составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Совет:

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

1.Работая с подробным планом текста, отметьте в нем главное,а также подробности в каждой части.

2.Выберите способ сокращения текста (исключение, обобщение, сжатие).

3.Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

Пишем черновик.

1.Напишите сжатое изложение каждой части.

2.Перечитайте написанное, свяжите части между собой, чтобы получился текст.

3. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


Как научиться писать сжатое изложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать?

Содержательные приемы компрессии текста: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Основные языковые приемы компрессии исходного текста: 1. Замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; . замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения простым.

2. Исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов.

Упражнение 1 Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию. А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Проверь себя

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Проверь себя

Упражнение 2 Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется необязательной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов. Проверь себя

1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Ответ: 1. Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (20 слов) Используется прием исключения ненужной информации (3 -е предложение, второстепенные члены в 4 -м предложении исходного текста).

Языковая компрессия текста Упражнение 3 а) Трансформация словосочетаний Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и емкие, «экономичные» . Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование -. . . ; совершать вращение -. . . ; проявлять интерес -. . . ; выдвинуть предположения -. . . Процесс реакции - реакция; свойство упругости -. . . ; месяц март -. . .

Упражнение 4 б) Трансформация предложений Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией. Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - …; для того чтобы изменить -. . . ; для того чтобы соединить -. . . ; для того чтобы распределить - . . . ; для того чтобы рассмотреть -. . . В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Проверь себя

Ответ: В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели.

Упражнение 5 Замените придаточное условия предложнопадежной конструкцией или деепричастным оборотом. Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. Проверь себя

Задания, направленные на сжатие текста: 1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти. . .). 2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях. 3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения. 4. Составьте на основе текста «телеграмму» , т. е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

Правила построения абзаца: 1) В одном абзаце, как правило, излагается только одна микротема. 2) Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка. 3) Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или в конце абзаца. 4) Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих, способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса.

«Как писать сжатое изложение» 1. Выделите в тексте существенные (т. е. важные, необходимые) мысли. 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы. 4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. 9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки. 10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

Прежде чем приступить к написанию изложения, следует внимательно прочитать формулировку самого задания и постараться понять, что необходимо сделать для его выполнения.

Для написания сжатого изложения текст читают два раза с перерывом в 5-10 минут. За это время нужно определить и сформулировать основную тему текста, записать ключевые слова и постараться структурировать последовательность событий или рассуждений, т. е. схематично, тезисно записать микротемы или абзацы прослушанного (или прочитанного во время подготовки) текста.

Необходимые термины

Текст — это несколько последовательно расположенных предложений, которые связаны общей темой, одной мыслью и характеризуются смысловой завершённостью.

Тема — это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста — отражённое в тексте отношение автора к предмету, явлению или содержанию речи, это то, что он доказывает, в чём хочет убедить читателя.

Микротема — это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью, которые формально отражены в одном абзаце. Обычно каждая микротема при прочтении вслух отделяется интонационной паузой.

Тезис — это группа нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью, заключённой в одном абзаце.

Абзац — часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Иными словами, это часть текста между двумя красными строками.

Как подготовиться к написанию изложения

Под изложением принято понимать воспроизведение основного содержания или главных идей текста с одновременным исключением второстепенных деталей.

Как же следует писать краткое изложение? Для того чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте критерии, по которым будет оцениваться подобная работа.

Чтобы правильно написать краткое изложение, необходимо уметь:

1) выделять в исходном тексте самое существенное, важное, т. е. главные мысли и идеи;

2) используя различные приёмы сжатия текста, сокращать текст, не меняя при этом его тему и не пропуская микротемы;

3) находить в тексте средства выразительности речи, отражающие характеристики предмета или явления и служащие аргументацией для выражения отношения автора.

При написании изложения необходимо учитывать следующие требования и принципы:

  1. Сохранять композицию текста , т. е. построение, соотношение и взаимное расположение частей, а также учитывать, что композиция включает три части: вступление, основную часть и заключение.
  2. Не допускать логических ошибок , т. е. ошибок, связанных с нарушением или несоблюдением законов логики. Например, это могут быть какие-либо противоречивые или бездоказательные суждения, в результате которых происходит нарушение причинно-следственных связей или наблюдается отсутствие достаточного основания для приведённого вывода, это может быть нарушение последовательности изложения, лексические или смысловые повторы, а также пропуски чего-то важного.
  3. Речевая связность — один из необходимых признаков текста, который заключается в том, что пишущий выражает свои мысли и оформляет их на письме таким образом, что адресату становится важной и понятной связь между отдельными частями речи или отрезками текста.
  4. Фактическая точность — это приведение точных фактов, соответствующих действительности, т. е. тексту, во время изложения которых любое искажение мысли автора при интерпретации текста во время написания краткого изложения, а также при приведении иллюстраций, подкрепляющих аргументацию, недопустимо и рассматривается как ошибка.
  5. Лицо в изложении менять нельзя . Изложение следует вести от того лица, от которого написан текст.

Приёмы сжатия текста

Способы сжатия текста

Исключение

Обобщение

Упрощение

Можно опустить подробности, детали

Исключить повторы, примеры, иллюстрации, числовые данные, отступления

Не упоминать цитаты

Не использовать причастные обороты

Сократить число определений

Сократить количество однородных членов или синонимов

Исключить предложения с описаниями или рассуждениями

Вместо ряда однородных членов можно использовать лишь одно обобщающее слово

Образовать сложное предложение из двух предложений, связанных по смыслу

Заменить прямую речь косвенной

Разбить сложное предложение на сокращённые простые предложения

Заменить придаточное предложение причастным оборотом

Заменить сложноподчинённое предложение на простое

Заменить часть текста кратким синонимичным выражением

Сформулировать какую-либо идею текста своими словами

Выбор каждого способа компрессии в конкретном случае всегда зависит от коммуникативной задачи, а также от особенностей текста и уровня готовности учащихся. При сжатии текста следует помнить, что все предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически, иначе получится просто набор самостоятельных предложений. Следует обязательно сохранять членение текста на абзацы.

Кроме того, выделяют комбинированный и сочетаемостный приёмы. Под комбинаторным приёмом мы понимаем приём, основанный на комбинировании фрагментов текста с возможной перестановкой его отдельных частей.

Сочетаемостный приём основан на комбинации или сочетании отдельных частей текста, полученных в результате компрессии или сжатия.

Примеры поэтапного сжатия текста

Приведём конкретный пример поэтапного сжатия художественного текста:

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

(К. Паустовский)

Пример 1

1. Сначала выделим микротемы:

2. Затем добавим комментарии и ключевые слова:

3. Дополним микротему:

Микротемы
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить теоретический материал по теме: “Приемы сжатия текста”;
  • отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.

Развивающие:

  • развивать у обучающихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
  • работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному русскому языку;
  • формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, карточки для практической работы.

Конспект урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

2. Сообщение цели и задач предстоящей работы.

Слово учителя:

ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста . В этом нам помогут специальные упражнения.

3. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

Фронтальный опрос учащихся.

Беседа по вопросам:

Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации, 2 cлайд)

(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?

(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно )

Что такое микротема? (3 слайд)

(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)

Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них? (4 слайд)

(Основных приемов сжатия информации – два: обобщение частной информации и исключение второстепенной. Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме )

Каков алгоритм сжатия текста на экзамене? (5 слайд)

(- Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).

Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.

Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка “ершом”: от последнего к первому.

Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить)

Давайте вспомним этапы работы с текстом. (6 слайд)

  1. Определение темы текста
  2. Формулировка идеи текста
  3. Определение структуры текста
  4. Выделение микротем текста как частей общей темы
  5. Моделирование сжатого изложения

4. Выполнение обучающимися различных заданий, задач, упражнений.

Закрепление материала с помощью лингвистических упражнений.

Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами. Обучающимся раздаются листы с текстом.

Задание 1. Прочитайте текст. О чем этот текст? Определите стиль и тип речи.

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье...Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку - значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

250 слов (По Л. Корочкину)

(Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи: рассуждение)

Задание 2. Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

(Л. Корочкин рассуждает о кошке, как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.)

Задание 3. Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.

(Каждый ученик работает самостоятельно)

5. Проверка выполненных работ

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное . Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. (20 слов)
Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость , хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину . Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок . Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести , как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье...(81 слово)
Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека , который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы . Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. (102)
И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама , что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. (19 слов)
Любить кошку - значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным . (27 слов)

(По Л. Корочкину)

1 микротема:

Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.

2 микротема:

Кошки доставляют радость. Самостоятельные, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны, загадочны.

3 микротема:

Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней.

4 микротема:

Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама.

5 микротема:

Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением.

Прием активизации познавательной активности учащихся на уроке

Ребята, давайте составим синквейн по тексту (8 слайд)

(Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение);
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – описание действия (три глагола или деепричастия);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

Вариант ответа: (9 слайд)

Кошка
Загадочная, таинственная,
Привлекает, радует, успокаивает,
Нужно завоевать доверие кошки,
Животное.

Ребята, на экзамене вы должны будете продемонстрировать практический навык сокращения текста, поэтому сейчас мы обратимся к упражнениям, которые помогут нам правильно сократить текст.

Коллективная практическая работа

Упражнения на исключение второстепенной информации (10 слайд)

1) В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.

Дикость и самостоятельность; самостоятельные, независимые; ласковы и привязчивы; характер их полон тайн и загадок; грациозны и пластичны её движения; внимание и отношение к ним человека, они испытывают доверие и подчиняются командам, относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы; кошка боится человека или неприязненно относится к нему; поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь; относиться с уважением и терпением.

2) Подчеркните предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста: (11 слайд)

Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её.

Самостоятельная практическая работа в группах с последующей проверкой.

Упражнения на обобщение частной информации. (12 слайд)

1) Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Укажите, что именно вы обобщили

Ответы учащихся:

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (Объединение 3 простых предложений в одно – простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет настоящую радость (замена 2 предложений одним сложноподчиненным)

Кошки умны. Характер их полон загадок. – Кошки умны и загадочны. (Слияние 2 предложений в одно - простое с однородными сказуемыми)

2) Замените ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием:

Ответы учащихся: (13 слайд)

(Любить кошку - значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты. – Любить кошку – значит знать про неё всё ;

Не всегда легко идут на контакт с человеком контактируют ;

Очень явно – чутко , сильно ;

Это животное – её ;

самым элементарным вещам – самому элементарному ;

К одному они испытывают полное доверие - доверяют)

Индивидуальная самостоятельная работа (дифференцированные задания)

(в 9 классе имеются сильные и слабые ученики, 1 ученик занимается по коррекционно-развивающей программе 7 вида, поэтому сильным ученикам нужно записать сокращенный вариант всего текста, слабому ученику – сокращение 1,2,3 абзацев, ученику-коррекционнику – 4,5 абзацы)

В результате работы над сжатием получился текст:

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (9 слов)

Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет радость. Независимые, они не всегда легко контактируют с человеком. Они больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны и загадочны. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести. (43 слов)

Кошки чутко реагируют на отношение человека, который с ними занимается. Одному они доверяют и подчиняются его командам, а приказы другого игнорируют. Если кошка боится человека, он никогда не научит её самому элементарному. Только добрым отношением к ней можно завоевать её любовь. (40 слов)

И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама. (11 слов)

Любить кошку - значит знать о ней всё и с уважением относиться к этим удивительным животным. (15 слов)

Всего 118 слов

6. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель : Ребята, давайте посмотрим, все ли ключевые слова в сокращенном тексте мы употребили?

  • Точно ли передано содержание всех микротем? (7 слайд)
  • Из скольких слов состоит исходный текст? (250 слов)
  • Сколько слов получилось в сжатом нами тексте? (118 слов, текст сокращен почти вдвое, сжатию подвергся каждый абзац)
  • Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями (14 слайд) (Обучающимся раздаются листы “Бланк ответов”, куда они ставят баллы, выполняя роли экспертов) - (Рисунок 1)

ИК-1 Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2)

ИК-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)

ИК-3 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

Логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2)

Итак, мы успешно справились с заданием. Наша работа может быть оценена максимальными баллами и за содержание (ИК1), и за сжатие (ИК2), и за логику и связность (ИК3): 2+3+2=7

На следующем занятии мы обязательно обратимся к результатам рефлексии и разберем то, что для вас осталось не вполне понятным, и обратим внимание на то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее.

8. Домашнее задание.

Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему (Приложение 2)

Используемая литература.

1. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса “Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика”: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010;

2. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса “Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика”: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.

Изложение - это творческая работа, которая подразумевает краткий письменный пересказ прочитанного или прослушанного материала. Такой вид деятельности проверяет память человека, умение правильно формулировать мысли, грамотность и уровень умственной подготовки. Именно поэтому вопрос о том, интересует как школьников, так и студентов.

Можно ли научить ребенка писать изложение

Бесспорно, научить младшего школьника писать изложение можно, но вам придется найти для него подходящую мотивацию. Если ребенок хочет освоить этот навык, то вы быстро найдете подход к обучению.

Чтобы вам было проще научить школьника писать изложение, развивайте его память с самого детства. Для этого вместе читайте книги, играйте в познавательные игры и работайте над логическим мышлением. Если в дошкольном возрасте малыш будет активно развиваться умственно, то объяснить ему, как писать изложение, не составит для вас труда.

Когда пришло время осваивать этот навык, запаситесь терпением. Регулярные тренировки приведут к успеху достаточно быстро. Занимайтесь с ребенком, чтобы уже через несколько дней он без труда смог написать работу в школе на высокую оценку. Дети быстро запоминают новый материал, поэтому не беспокойтесь, что вам придется потратить много времени.

Как научить ребенка писать изложение

Чтобы объяснить ребенку, запаситесь терпением. Чтобы добиться быстрого результата, следуйте инструкции:

  • Объясните ребенку, что вы сейчас зачитаете текст, а он должен постараться запомнить его суть.
  • Прочитайте текст выразительно, соблюдая паузы и интонационно выделяя важные моменты.
  • Прочитайте текст еще раз, но уже более быстро.
  • Пока вы читаете, ребенок должен записывать для себя главные моменты из текста.
  • Попросите ребенка написать текст своими словами, пользуясь набросками, которые он сделал самостоятельно.

Как писать ребенок поймет с первого раза. Но ему понадобится время, чтобы он освоил технику написания и приспособился к новому для него занятию. Поэтому занимайтесь вместе с малышом несколько раз в неделю. Начинать нужно с коротких и простых текстов, постепенно переходя к более сложным.

Таков план работы с детьми, но как научиться писать изложение взрослому человеку? Если вам нужно сдать экзамен, тест или контрольную работу, в которую будет входить этот вид проверки, то вам придется научиться пересказывать текст.

Если вы хотите научиться писать изложение, поймите, что нет более быстрого и качественного способа обучения, чем постоянные тренировки. Попросите близкого человека или друга диктовать вам текст, который вы будете пересказывать в письменном виде. Помните о таких правилах:

  • Изначально определите тему текста и выделите его главную мысль.
  • Определите стиль текста.
  • Мысленно разбейте текст на вступление, основную часть и заключение.
  • Составьте план текста, если вам разрешается пользоваться своими черновиками.
  • Когда вы слушаете текст второй раз, выделяйте для себя некоторые детали, которые помогут вам восстановить в памяти определенные моменты из повествования.
  • Напишите пересказ каждой части на черновике, после чего свяжите их между собой.
  • Когда вы будете готовы, перепишите изложение на чистовик.

Если вы попрактикуетесь несколько раз, то уже через 3-4 дня вы сможете без труда писать изложение любой сложности. Не бойтесь допустить ошибку в повествовании или слишком сильно перефразировать текст. Изложение не требует точного пересказа. Вам поставят высокую оценку, если вы сможете выразить основную мысль своими словами.

Как писать изложение, мы разобрали. Теперь перейдем к особым моментам, которые значительно облегчат вам процесс написания:

  • Когда составляете план или выписываете важные моменты, сокращайте слова, чтобы не тратить время на записи.
  • Сосредоточьтесь на том, что вы должны запомнить основную мысль, не рассеивайте внимание на весь текст.
  • Следите за грамотностью, ваша оценка будет зависеть и от нее тоже.

Теперь вы знаете, что делать, если вам предстоит срочно подготовиться к экзамену или контрольной работе. Но помните, что вряд ли вам удастся быстро вникнуть в суть этого метода проверки знаний, если ранее вы никак не развивали свою память.

Тренируем память

Только человек с хорошей памятью сможет написать грамотное изложение. Чтобы ее тренировать, читайте книги, решайте логические задачи, смотрите познавательные фильмы и обсуждайте их с друзьями. Кроме того, помните о том, что нужно работать над собой не только перед проверочной работой, но и на протяжении всей жизни.

Таким образом, написать изложение - нетрудная задача. Подойдите к ее решению со всей ответственностью, чтобы через небольшой отрезок времени уметь применять свои навыки на практике.