15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Матвеевича Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства»

Трудно поспорить с мнением лингвиста А.М.Пешковского о том, что «у каждой части речи свои достоинства». Ведь и в самом деле, каждая из них выражает свое, отличное от других, грамматическое значение и имеет свой смысл.

Например, деепричастие служит для того, чтобы «дорисовывать» действие, придавать ему живой, зримый вид. В тексте В.Железникова можно найти немало примеров деепричастий. Скажем, в предложении 19 говорится, что собака уткнулась в шею мальчика, «часто и преданно дыша». Сочетание деепричастия с наречиями помогает зримо представить себе эту картину. Той же цели служит и деепричастие «визжа» в предложении 17.

Служебные части речи также необходимы для ясного понимания смысла. Например, в речи инженера используется много союзов для связи предложений в тексте. Они помогают логически выстроить высказывание (предложения с 40 по 42).

Значит, любая часть речи, самостоятельная или служебная, необходима для того, чтобы наша речь была понятной и выразительной.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста « - Собаки не ошибаются, не ошибаются… - бурчал себе под нос инженер Молчанов»

Я думаю, что герой текста В.Железникова имел в виду, что собаки очень хорошо чувствуют и понимают людей, легко отличая тех, кто относится к ним с любовью.

Например, в этом тексте собачка Янка сразу бросилась с радостным визгом к Валере и стала его лизать. Инженер, ее хозяин удивился, потому что она не была очень уж дружелюбной. Но Янка сразу почувствовала, что мальчик любит собак и хочет ей помочь.

Действительно, ради того, чтобы узнать, не случилось ли чего-нибудь с животным, мальчик простоял долгое время во дворе, а потом пошел к незнакомым людям уточнить, почему собака воет, не надо ли ей помочь. А вот приятель Валеры, Юра, который жил в том же доме и целыми днями слышал вой, советует просто не обращать внимания. Сразу понятно, что свое спокойствие для него важнее, чем страдания щенка.

15.3 Как вы понимаете значение слова ПРИРОДА?

Природа - это животный и растительный мир, а также все неживое, но не созданное человеком: водоемы, горы, разные явления: снег, дождь, северное сияние и так далее.

Мы должны заботится о природе, делать что-то, что поможет сохранить ее на многие годы и века. Для этого надо быть внимательным и неравнодушным человеком, не проходить мимо страданий животных или растений. Например, если видишь, что кто-то ломает дерево или рвет цветы, занесенные в Красную книгу, его надо остановить.

Мальчик из рассказа В.Железникова принимает все близко к сердцу, он хочет помочь всем, кто нуждается в его помощи. Валеру взволновал вой собаки, хотя его одноклассник уже привык и советует не обращать внимания. Но Снегирёв так не может, он беспокоится: вдруг собаке нужна помощь? Поэтому он стоит во дворе, ожидая, когда в квартире кто-то появится, и затем идет выяснять, почему собака воет. Валеру отличает не только активная жизненная позиция, но и стремление к деятельному добру: узнав, что собака страдает, потому что ее некому выводить на прогулку, мальчик немедленно придумывает выход и предлагает свою помощь.

Каждый человек может что-то сделать для животного, нуждающегося в помощи. Например, в нашем подъезде жильцы держат бездомного кота. Никто не может взять его домой (у кого уже есть животное, у кого аллергия или малыши), но соседи совместно ему устроили домик, кормят его и носят, если надо, к ветеринару.

Каждый может что-то сделать для сохранения природы.

Вопрос: В каком варианте ответа содержится информация необходимая для обоснования ответа на вопрос: почему инженер молчанов странно посмотрел на валерия? А. инженер молчанов побоялся доверить ключи дома незнакомому человеку. Б. инженера молчанова удивила готовность мальчика взвалить чужие заботы на свои плечи. В. инженер молчанов был удивлён реакцией своей собаки на незнакомого человека. Г. инженер молчанов был расстроен жалобами соседей на вой собаки.

В каком варианте ответа содержится информация необходимая для обоснования ответа на вопрос: почему инженер молчанов странно посмотрел на валерия? А. инженер молчанов побоялся доверить ключи дома незнакомому человеку. Б. инженера молчанова удивила готовность мальчика взвалить чужие заботы на свои плечи. В. инженер молчанов был удивлён реакцией своей собаки на незнакомого человека. Г. инженер молчанов был расстроен жалобами соседей на вой собаки.

Ответы:

Инженер Молчанов был удивлён реакцией своей собаки на незнакомо- го человека.

инженер молчанов побоялся доверить ключи дома незнакомому человеку.

Похожие вопросы

  • Найти значение выражения 7log(6;)(6^2)
  • Напишите сочинение-рассуждение.Объясните как вы понимаете смысл финала текста: "Собаки не ошибаются,не ошибаются...-бурчал себе под нос инженер Молчанов..." Приведите в сочинении два аргумента,подтверждающие ваши рассуждения. У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. Из-за этой коллекциии отправился Валерка Снегирёвк своему однокласснику в гости. Юриных папы с мамой дома не было. Сам Хлопотов был занят делом: бросал в цель пластмассовый дротик с присоской на конце. Валеркиному приходу он обрадовался, сразу начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные, в толстых кожаных обложках и почему-то пыльные альбомы. - Вот они, мои марочки… ма-арочки… Юрка почти пропел это самое «ма-арочки». И в тот же момент, как будто откликаясь, прямо над головами мальчишек раздался вдруг протяжный и жалобный вой… - Что это? - тихо спросил Валерка, когда вой оборвался на немыслимо высокой и тоскливой ноте. - Не обращай внимания! - махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы. - Собака у соседа! Воет и воет, понимаешь!… Дядя Володя из квартиры напротив сказал, что прибьёт её когда-нибудь. - Как это - прибьет? - А так, говорит, выпустят её погулять, а он… Но мы, например, с папой считаем, что к чужим недостаткам терпеливо относиться надо. Конечно, папа с соседом поговорит… - Почему же она воет? - Откуда я знаю? Я и в глаза не видел ни собаку, ни соседа. Они всего неделю, как переехали. - Может, голодная? - Может, и голодная. Снегирь, идея!… Мы её покормим! Чтобы перестала выть! Значит, так! Проводим разведку: цель - установление, открыта ли форточка у соседа. Затем - операция «Бумеранг»! - «Бумеранг»? - Нет, лучше «Томагавк»! Проводим операцию «Томагавк». Мы с тобой набираем кусков хлеба и колбасы, выходим на улицу и забрасываем провиант в открытую форточку! У Юрки Хлопотова от возбуждения засверкали глаза. - Юр, форточка-то на девятом этаже, - напомнил ему Валерий. - Не добросить… - Скучный ты человек, Снегирь! Такой план погубил… Да ладно, что-нибудь придумаем! Давай смотреть марки, потом придумаем… - Марки? - Вот чудак! А зачем же ты пришёл? - Слушай, может, там что-то случилось? В квартире, где собака… - Да нет, она каждый день воет. До пяти часов. В пять перестает. Мой папа говорит, не умеешь ухаживать, не заводи собак… - А сейчас сколько? - Чего - сколько? - Времени сколько? - Времени… пятнадцать пятого. Валерка начал одеваться, торопливо намотал шарф, застегнул пальто. Затем мальчишка быстро выскочил на улицу, перевел дух и стал искать на фасаде дома Юркины окна. Три окошка на девятом этаже, сразу над квартирой Хлопотовых, неуютно темнели. Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. Ждать пришлось недолго. Крайнее из окон тускло засветилось: видимо, включили свет в прихожей… Дверь открылась сразу, словно Валерку ждали. На пороге стоял… Но Валерка не успел увидеть, кто стоял на пороге. Откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги. Валерка почувствовал на своем лице влажные прикосновения теплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша. - Чу-деса! - раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. - Чудеса! Ну и Янка! Валерка поднял голову. Голос принадлежал щуплому, невысокому человеку с бутербродом в руке. - Ты ко мне? - спросил человек, опуская руку, чтобы бутерброд не очень бросался в глаза. - Странное, понимаешь, дело… Янка с чужими… не особенно. А к тебе - вон как! Заходи. Валерка, не отпуская с рук собаки, вошел в квартиру. Всё вокруг было заставлено как попало шкафами, столами, чемоданами. - Понимаешь, только перебираемся… Жена ещё не приехала, так что извини. - Я на минутку, - Валерка знал, что так принято говорить у взрослых. - По делу. - По делу? Слушаю. - Человек стал серьезным. - Собака ваша… Яна… Воет целыми днями. - Так… - человек из серьезного стал грустным. - Мешает, значит. Тебя родители прислали? Из какой квартиры? - Я сам пришёл… - Валерка разволновался, что его неправильно поняли… - И я не из этого дома, из соседнего! - Неужели и там слышно? - Нет, там не слышно! Я просто хотел узнать, почему она воет. Ей плохо, да? Человек повертел в руках свой бутерброд, сунул его на какую-то пыльную полку. - Ты прав, ей плохо. Янка привыкла днем гулять, а я на работе. На работе, понимаешь? Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. Но собаке ведь не объяснишь! Тоскует она. - А если я… Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошенного гостя, словно спрашивая - да ты-то здесь вообще при чём?!… - Я прихожу из школы в два часа… Я бы мог гулять с ней после школы! Человек теперь уже скептически посмотрел на Валерку Снегирева, а затем вдруг подошел к пыльной полке, протянул руку, но достал не бутерброд, а маленький английский ключик. - Держи. Поворачивать вправо. Пришло время удивляться Валерке. - Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете? - Ох, извини, пожалуйста, - мужчина протянул руку. - Давай знакомиться! Молчанов Валерий Алексеевич, инженер. - Снегирев Валерий, ученик 6-го «Б», - с достоинством ответил мальчишка. - Очень приятно! Теперь порядок? - Порядок, - Валерка спрятал ключ, - значит, завтра?… Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, она бежала за Валеркой до самой двери. - Собаки не ошибаются, не ошибаются… - бурчал себе под нос инженер Молчанов.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского

журналиста Андрея Александровича Мирошниченко: «Язык - это то, что человек

знает. Речь - это то, что человек умеет». Аргументируя свой ответ, приведите

2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование .

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему

на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами

А.А. Мирошниченко.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно,

разборчивым почерком.

С 2.

© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается

ВАРИАНТ 34 Часть 1

Прослушайте те,:ст и выполните задание С1. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и нг пишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так

и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение акк -ратно, разборчивым почерком.

@ 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение i использование без письменного разрешения правообладателей не допускается

БЛОК IX. ВАРИАНТЫ 33-36

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

(1)У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. (2)Из-за этой (...) коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему однокласснику в гости.

(З)Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...

    (4)Не обращай внимания! - махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы. - (5)Собака у соседа!

    (б)Почему же она воет?

    (7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

(12)Взглянув на часы и махнув-рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлопотовых неуютно темнели.

(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей...

(17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги.

(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.

- (20)Чудеса! - раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.

- (22)Ты ко мне? (23)Странное, понимаешь, дело... (24)Янка с чужими... не особенно любезна. (25)А к тебе - вон как! (26)Заходи.

    (27)Я на минутку, по делу. (28)Человек сразу стал серьёзным.

    (29)По делу? (ЗО)Слушаю.

    (31)Собака ваша... Яна... (32)Воет целыми днями. (ЗЗ)Человек погрустнел.

    (34)Так... (Зб)Мешает, значит. (Зб)Тебя родители прислали?

    (37)Я просто хотел узнать, почему она воет. (38)Ей плохо, да?

- (39)Ты прав, ей плохо. (40)Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41)Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. (42)Но собаке ведь не объяснишь!

- (43)Я прихожу из школы в два часа... (44)Я бы мог гулять с ней после школы! (45)Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошеного гостя, затем вдруг

подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал ключ.

- (46)Держи.

(47)Пришло время удивляться Валерке.

- (48)Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?

- (49)Ох, извини, пожалуйста, - мужчина протянул руку. - (50)Давай знакомиться! (51)Молчанов Валерий Алексеевич, инженер.

© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается

"ИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ

    (52)Снегирёв Валер] й, ученик 6-го «Б», - с достоинством ответил мальчишка.

    (53)Очень приятно! (54)Теперь порядок?

(55)Собаке Яне не хот> лось спускаться на пол, она бежала за Валеркой до самой двери.

- (56)Собаки не ошибаются, не ошибаются... - бурчал себе под нос инженер Молчанов.

(По В. Железникову)*

* Железников Влади нир Карпович (род. в 1925 г.) - современный детский писатель, кинодраматург. Его произведения, посвященные проблемам взросления, стали классикой отечественной детской литературы и переведены на многие языки мира.

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому зчданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правилыый. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

В каком варианте ответ а содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему инженер Молчанов «странно посмотрел» на Валерку?»

1) Инженер Молчанов побоялся доверить ключи от квартиры незнакомому человеку.

£) Инженера Молчанова удивила готовность мальчика взвалить чужие забо­ты на свои плечи.

Инженер Молчанов был удивлён реакцией своей собаки на незнакомого че­ловека.

4) Инженер Молчанов был расстроен жалобами соседей на вой собаки.

Укажите, какое слово ^элжно стоять на месте пропуска в предложении 2.

    необыкновенной 3) странной

    причудливой 4) небольшой

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

    Когда Юра начал ^ ытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыль? ые альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жал >бный вой...

    Мой папа говорит, если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

    Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.

    Пришло время уди шятъся Валерке.

Укажите ошибочное су: кдение.

    В слове ОБЪЯВИТ количество букв и звуков совпадает.

    В слове ЩУПЛОМУ все согласные звуки имеют пару по твёрдости - мягкости.

    В слове РАДОСТНО звуков меньше, чем букв.

    В слове СЕРЬЁЗНЫМ буква Ё обозначает 2 звука.

© 2012 Федеральный институт едагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается

БЛОК IX. ВАРИАНТЫ 33-36

А 5

А 6

А 7

В 4

В 5

В 6

Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) протянуть 2) коллекция 3) выскочить 4) родители

В каком слове правописание приставки определяется её значением - « приближение*?

1) засветилось 2) выскочил 3) погрустнел 4) приедет

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько и в полной форме этого прилагательного » ?

1) интересная 2) неуютно 3) любезна 4) влажные

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «собачьего языка» (предложение 18), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 14. Ответ: .

Среди предложений 18-21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Валерка/ 1 * прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба/ 2 * решил ждать/ 3 * сколько понадобится. И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет/ 4 * видимо/ 5 * в прихожей...

Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.

© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается

ИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ

В приведённых ниже п] >едложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите ци рры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанным и сочинительной связью.

    Я просто хотел у гнать/ 1 * почему она воет. Ей плохо/ 2 * да?

    Ты прав/ 3 * ей пло ко. Янка привыкла днём гулять/ 4 * а я на работе. Вот приедет моя жена/ 5 * и всё будет в порядке.

Среди предложений 11 -19 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 6- 4 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Напишите сочинение-рассуждение.Объясните как вы понимаете смысл финала текста: "Собаки не ошибаются,не ошибаются...-бурчал себе под нос инженер Молчанов..." Приведите в сочинении два аргумента,подтверждающие ваши рассуждения. У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. Из-за этой коллекциии отправился Валерка Снегирёвк своему однокласснику в гости. Юриных папы с мамой дома не было. Сам Хлопотов был занят делом: бросал в цель пластмассовый дротик с присоской на конце. Валеркиному приходу он обрадовался, сразу начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные, в толстых кожаных обложках и почему-то пыльные альбомы. - Вот они, мои марочки… ма-арочки… Юрка почти пропел это самое «ма-арочки». И в тот же момент, как будто откликаясь, прямо над головами мальчишек раздался вдруг протяжный и жалобный вой… - Что это? - тихо спросил Валерка, когда вой оборвался на немыслимо высокой и тоскливой ноте. - Не обращай внимания! - махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы. - Собака у соседа! Воет и воет, понимаешь!… Дядя Володя из квартиры напротив сказал, что прибьёт её когда-нибудь. - Как это - прибьет? - А так, говорит, выпустят её погулять, а он… Но мы, например, с папой считаем, что к чужим недостаткам терпеливо относиться надо. Конечно, папа с соседом поговорит… - Почему же она воет? - Откуда я знаю? Я и в глаза не видел ни собаку, ни соседа. Они всего неделю, как переехали. - Может, голодная? - Может, и голодная. Снегирь, идея!… Мы её покормим! Чтобы перестала выть! Значит, так! Проводим разведку: цель - установление, открыта ли форточка у соседа. Затем - операция «Бумеранг»! - «Бумеранг»? - Нет, лучше «Томагавк»! Проводим операцию «Томагавк». Мы с тобой набираем кусков хлеба и колбасы, выходим на улицу и забрасываем провиант в открытую форточку! У Юрки Хлопотова от возбуждения засверкали глаза. - Юр, форточка-то на девятом этаже, - напомнил ему Валерий. - Не добросить… - Скучный ты человек, Снегирь! Такой план погубил… Да ладно, что-нибудь придумаем! Давай смотреть марки, потом придумаем… - Марки? - Вот чудак! А зачем же ты пришёл? - Слушай, может, там что-то случилось? В квартире, где собака… - Да нет, она каждый день воет. До пяти часов. В пять перестает. Мой папа говорит, не умеешь ухаживать, не заводи собак… - А сейчас сколько? - Чего - сколько? - Времени сколько? - Времени… пятнадцать пятого. Валерка начал одеваться, торопливо намотал шарф, застегнул пальто. Затем мальчишка быстро выскочил на улицу, перевел дух и стал искать на фасаде дома Юркины окна. Три окошка на девятом этаже, сразу над квартирой Хлопотовых, неуютно темнели. Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. Ждать пришлось недолго. Крайнее из окон тускло засветилось: видимо, включили свет в прихожей… Дверь открылась сразу, словно Валерку ждали. На пороге стоял… Но Валерка не успел увидеть, кто стоял на пороге. Откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги. Валерка почувствовал на своем лице влажные прикосновения теплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша. - Чу-деса! - раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. - Чудеса! Ну и Янка! Валерка поднял голову. Голос принадлежал щуплому, невысокому человеку с бутербродом в руке. - Ты ко мне? - спросил человек, опуская руку, чтобы бутерброд не очень бросался в глаза. - Странное, понимаешь, дело… Янка с чужими… не особенно. А к тебе - вон как! Заходи. Валерка, не отпуская с рук собаки, вошел в квартиру. Всё вокруг было заставлено как попало шкафами, столами, чемоданами. - Понимаешь, только перебираемся… Жена ещё не приехала, так что извини. - Я на минутку, - Валерка знал, что так принято говорить у взрослых. - По делу. - По делу? Слушаю. - Человек стал серьезным. - Собака ваша… Яна… Воет целыми днями. - Так… - человек из серьезного стал грустным. - Мешает, значит. Тебя родители прислали? Из какой квартиры? - Я сам пришёл… - Валерка разволновался, что его неправильно поняли… - И я не из этого дома, из соседнего! - Неужели и там слышно? - Нет, там не слышно! Я просто хотел узнать, почему она воет. Ей плохо, да? Человек повертел в руках свой бутерброд, сунул его на какую-то пыльную полку. - Ты прав, ей плохо. Янка привыкла днем гулять, а я на работе. На работе, понимаешь? Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. Но собаке ведь не объяснишь! Тоскует она. - А если я… Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошенного гостя, словно спрашивая - да ты-то здесь вообще при чём?!… - Я прихожу из школы в два часа… Я бы мог гулять с ней после школы! Человек теперь уже скептически посмотрел на Валерку Снегирева, а затем вдруг подошел к пыльной полке, протянул руку, но достал не бутерброд, а маленький английский ключик. - Держи. Поворачивать вправо. Пришло время удивляться Валерке. - Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете? - Ох, извини, пожалуйста, - мужчина протянул руку. - Давай знакомиться! Молчанов Валерий Алексеевич, инженер. - Снегирев Валерий, ученик 6-го «Б», - с достоинством ответил мальчишка. - Очень приятно! Теперь порядок? - Порядок, - Валерка спрятал ключ, - значит, завтра?… Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, она бежала за Валеркой до самой двери. - Собаки не ошибаются, не ошибаются… - бурчал себе под нос инженер Молчанов.

Инженера Молчанова удивила готовность мальчика взвалить чужие заботы на свои плечи.

Инженер Молчанов был удивлён реакцией своей собаки на незнакомого человека.

Инженер Молчанов был расстроен жалобами соседей на вой собаки.

А2. Укажите, какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 2.

1) необыкновенной

2) причудливой

3) странной

4) небольшой

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .

1) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...

2) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.

Пришло время удивляться Валерке.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ОБЪЯВИТ количество букв и звуков совпадает.

2) В слове ЩУПЛОМУ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.

3) В слове РАДОСТНО звуков меньше, чем букв.

4) В слове СЕРЬЁЗНЫМ буква Ё обозначает 2 звука.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) протянуть

2) коллекция

3) выскочить

4) родители

А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) засветилось

2) выскочил

3) погрустнел

4) приедет

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько и в полной форме этого прилагательного»?

1) интересная

2) неуютно

4) влажные

В1. Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «собачьего языка» (предложение 18), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 14.

В4. Среди предложений 18–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Валерка,(1) прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба,(2) решил ждать,(3) сколько понадобится. И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет,(4) видимо,(5) в прихожей...

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

– Я просто хотел узнать,(1) почему она воет. Ей плохо,(2) да?

– Ты прав,(3) ей плохо. Янка привыкла днём гулять,(4) а я на работе. Вот приедет моя жена,(5) и всё будет в порядке.

В8. Среди предложений 15–19 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 6–14 найдите сложное предложение с бессоюзной исоюзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Б. В. Шергина: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б. В. Шергина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.



Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант № 6. По Ю. Домбровскому. В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба.

Часть 1

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой

микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

(1)В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3)Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир!

(4)Краб неделю просидел под кроватью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой задвинул краба к самой стене – вот он там и сидел сначала, а потом лежал. (8)На пятый день его глаза подёрнулись белой плёнкой, но только Зыбин притронулся к нему, как он выбросил вперёд всё ту же страшную и беспомощную клешню.

(9)На панцире тоже появилось что-то вроде плесени.

(10)На седьмой день Зыбин утром сказал Лине:

– (11)Всё, больше я не могу – вечером я его выпущу.

(12)Она ответила:

– (13)И я пойду с вами.

(14)Они договорились встретиться на набережной.

(15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал:

– (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать...

– (24)Слушай, – прервала его Лина, наклоняясь над шляпой. – (25)Ещё бы день, и он был бы готов.

(26)Он закатал до колен брюки и вошёл в воду.

– (27)Да, – сказал он. – (28)Конечно! (29)Но больше я уже не могу. (30)У каждого скотства есть какой-то естественный предел. (31)А я перешёл его.

(32)Он наклонился над водой и опрокинул шляпу. (33)Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн. (34)Краб упал на спину да так и остался.

– (35)Мёртв, – сказала Лина, подняв на Зыбина обескураженный взгляд.

– (36)Да, – тяжело согласился он. – (37)Поздно. (38)Ещё вчера... – (39)Смотри, смотри!

(40)Сперва заработали ноги. (41)Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42)Встал, отдыхая и отходя. (43)Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался сил. (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.

– (45)Будет жить, – сказал Зыбин твёрдо.

(46)Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

(47)Тогда краб двинулся. (48)Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк. (49)Шёл и слегка шатался. (50)Прошёл немного и остановился.

– (51)Будет жить, – повторил Зыбин. – (52)Будет жить!

(По Ю. Домбровскому)*

* Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – русский прозаик, поэт, литературный критик.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Зыбин решил выпустить краба в море?»