Fujifilm славится выпуском стильных продвинутых компактных камер, таких как X100S или X-E2 , но все они совершенно беззащитны перед каплями воды, песком и прочими внешними неприятностями. Защищенные модели у Fujifilm имеются лишь в классе бюджетных компактов, а также в классе ультразумов.

Fujifilm X-T1, официальный портрет

Беглого взгляда на спецификации Fujifilm X-T1 достаточно, чтобы понять, что очень многое было заимствовано у беззеркалки X-E2. При этом новинка позиционируется как устройство более высокого класса, стоит дороже и способна конкурировать даже с Olympus OM-D E-M1 . Прошлый год запомнился нам выпуском бюджетных беззеркалок, таких как X-M1 и X-A1, а сейчас, похоже, настало время флагманов. Впрочем, достоверной информации о замене X-Pro 1 до сих пор нет. Fujifilm X-T1 стала не только первой погодозащищенной системной камерой в семействе, но также и первой камерой с внешностью пленочной зеркалки прошлого века.

Технические характеристики, комплектация, аксессуары

Fujifilm X-T1 Olympus OM-D E-M1
Класс беззеркальная камера со сменной оптикой
Матрица X-Trans CMOS II, 16,3 Мп, APS-C (23,6 x 15,6 мм) CMOS, 16,1 Мп, Micro Four Thirds (17,3 x 13мм)
Формат снимков JPEG, RAW (максимальное разрешение 4896x3264) JPEG, RAW (максимальное разрешение 4608x3456)
Формат видео H.264 (1920х1080/60p) H.264, Motion JPEG (1920х1080/30p)
Диапазон светочувствительности ISO 100–51200 ISO 100–25 600
Байонет Fujifilm X Micro Four Thirds
Диапазон выдержек 1/4000–30 с, X sync - 1/180 с 1/8000–60 с, X sync - 1/320 c
Экран LCD, наклонная конструкция, диагональ - 3”, разрешение - 1 040 000 точек LCD, сенсорный, наклонная конструкция, диагональ - 3’’, разрешение - 1 040 000 точек
Видоискатель электронный, разрешение - 2 360 000 точек, 100% покрытие кадра, увеличение - 0,77х электронный, разрешение - 2 360 000 точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,74х
Память карты SD/SDHC/SDXC (до 64 ГБ)
Вспышка поставляется в комплекте, ведущее число 8 при ISO 100 поставляется в комплекте, ведущее число 7,4 при ISO 100
Wi-Fi встроенный модуль встроенный модуль
Интерфейсы USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI
Аккумулятор Lithium-ion, NP-W126, 1260 мАч Lithium-ion, BLN-1, 1220 мАч
Габариты и масса 129 x 90 x 47 мм, 440 г 130 x 94 x 63 мм, 430г

Компания Fujifilm не отличается богатством выбора аксессуаров для своих камер. В основном она предлагает различные чехлы, опциональные рукоятки и вспышки. С выходом X-T1 этот набор пополнился батарейной ручкой VG-XT1, пригодной для съемки в портретной ориентации, а также еще одной обычной рукояткой MGH-XT. Эта пара аксессуаров совместима только с Fujifilm X-T1. Впрочем, все последующие камеры наверняка получат их поддержку.

Комплект поставки Fujifilm X-T1

В комплекте с камерой идет зарядное устройство и аккумулятор NP-W126, набор крышек и заглушек, наплечный ремень, внешняя вспышка, USB-кабель и компакт-диск с софтом и руководством пользователя. Стоит также отметить, что Fujifilm X-T1 поставляется с продвинутым зум-объективом 18-55 мм F2.8-4.0. Правда, этот объектив не является погодозащищенным - об этом следует помнить в первую очередь.

Дизайн и эргономика

Трудно однозначно определить, на что конкретно внешне похожа Fujifilm X-T1. Скорее всего, это камера Fujica ST701 1970-го года выпуска. Однако можно усмотреть и сходство с недавними камерами Olympus. В беззеркалке Fujifilm впервые появилась более выраженная рукоятка, псевдопентапризма с блоком видоискателя и опциональная батарейная ручка. В общем, все как у классических DSLR-like камер. Фотоаппараты в таком форм-факторе уже давно имеются в коллекции Panasonic, Olympus и Samsung. В роли основного материала корпуса выступает прочный магниевый сплав, а его защита от попадания влаги и пыли обеспечивается прокладками в 80 точках. Надежный корпус также гарантирует устойчивую работу камеры в десятиградусный мороз.

Fujifilm X-T1 в паре со светосильной оптикой

Передняя панель, помимо эргономического выступа, содержит ряд важнейших элементов управления. В верхней части рукоятки находится передний скроллер. Рядом с ним находится светодиод подсветки автофокуса и одна из шести программируемых клавиш. Байонет снабжен фиксатором, а в правой части панели видна заглушка синхроконтакта для внешних вспышек и рычажок переключения режимов фокусировки, уже знакомый нам по предыдущим беззеркалкам Fujifilm. Вся передняя панель вместе с рукояткой покрыта приятным на ощупь текстурированным синтетическим материалом. Сама рукоятка не отличается особой эргономичностью, но это в любом случае лучше, чем ничего. К тому же, в продаже имеется и опциональная рукоятка, и даже увесистая батарейная ручка.

Стоит отметить, что скроллер недостаточно выпуклый - площадь соприкосновения с пальцем небольшая. Поэтому при прокрутке вам буквально приходится гладить резину корпуса. Такой же недостаток обнаружился и у заднего скроллера, но о нем мы поговорим ниже.

Fujifilm X-T1 без объектива

Верхняя панель буквально загромождена крупными селекторами и кнопками. Ни одна беззеркалка Fujifilm не могла похвастаться таким изобилием. В левой части расположен диск установки ISO, а этажом ниже встроен переключатель режимов протяжки. На левой боковине блока видоискателя посажено колесико диоптрийной коррекции, а на ее вершине - стандартный «горячий башмак». По правую сторону лежит аналогичный левому диск выбора выдержки с переключателем типа экспозамера. На правом краю панели сидит диск ввода экспокоррекции. Кнопка спуска совмещена с рычажком включения камеры, а справа от нее в корпус утоплена кнопка старта видеозаписи. Еще одна небольшая кнопка рядом с диском экспокоррекции отвечает за активацию Wi-Fi.

Все диски селекторов выполнены из алюминия, причем диски выдержки и ISO снабжены фиксаторами положения. Это вообще один из самых спорных элементов эргономики. Фиксация положения полезна в ряде случаев, но управлять таким скроллером в итоге сложнее. Это неудобство проявится особенно ярко при съемке в режиме приоритета выдержки. На наш взгляд, правильнее всего делать скроллеры достаточно тугими, чтобы избежать случайных смещений.

На верхней панели можно заметить отсутствие выделенного переключателя режимов съемки. В топовых камерах Fujifilm смена режима съемки происходит с помощью установки диафрагмы или выдержки в режим «А». На правом склоне псевдопентапризмы находится кнопка переключения экран/видоискатель. Есть возможность полностью отключить дисплей, а видоискатель включать только при срабатывании датчика приближения. Это существенно сэкономит заряд батареи, тем более что основные параметры съемки можно изменять механикой.

Верхняя панель Fujifilm X-T1

На задней панели в глаза бросается в первую очередь крупный видоискатель с внушительным резиновым наглазником. Fujifilm заявляет, что видоискатель X-T1 является самым большим по своей площади среди всех беззеркалок. По субъективным ощущениям его площадь соответствует размерам видоискателей в топовых полнокадровых камерах вроде Nikon D800/D800E . Слева от него располагаются кнопки входа в режим просмотра и удаления снимков. Справа - кнопка блокировки экспозиции, заднее управляющее колесико и отдельная кнопка блокировки автофокуса. Выступ немного мешает работе со скроллером, поскольку слабо выступает за пределы корпуса. Это, как мы уже сказали, вынуждает гладить пальцами корпус и прилагать большее усилие для прокрутки. Мелочь, но надеемся, что компания учтет этот момент при разработке следующих камер.

Справа от дисплея лежат кнопки Focus Assist, Q и Disp/Back. Первая из них запускает различные инструменты для помощи при ручной фокусировке, например, функцию focus peaking. Вторая отвечает за вызов быстрого меню, а третья переключает виды выводимой на дисплей информации. Кнопка ввода и входа в главное меню камеры окружена четырьмя навигационными клавишами без каких-либо подписей. Крайняя правая часть панели прорезинена и в месте прилегания большого пальца имеет заметный выступ для упора.

Левая боковина занята дверцей, за которой скрываются разъемы HDMI и USB, а также 2,5-миллиметровый разъем для подключения внешнего микрофона или устройства дистанционного управления. Противоположная сторона включает в себя отсек для карты памяти. Кстати, Fujifilm X-T1 стала первой цифровой камерой, поддерживающей SD-карты самого современного высокоскоростного класса UHS-II.

Слот для парты памяти на правой боковине Fujifilm X-T1

Отсек для внешних подключений на левой боковине Fujifilm X-T1

На нижней панели в области рукоятки находится батарейный отсек, а рядом с ним - штативная резьба. Для монтажа батарейной ручки имеется специальный разъем, закрытый резиновой заглушкой.

Нижняя панель Fujifilm X-T1

Фотоаппарат выпускается исключительно в черном цвете, по крайней мере, пока что. Габариты камеры составляют 129x90x47 мм, а вес - 440 граммов. Примерно такие же параметры и у ближайшего конкурента, Olympus OM-D E-M1.

Дисплей, видоискатель, интерфейс

Задняя панель Fujifilm X-T1

Отметим, что до сих пор ни одна из камер Fujifilm высшей ценовой категории не имела наклонного экрана. Такими дисплеями оснащались лишь бюджетные беззеркалки.

Видоискатель остался таким же, что и у Fujifilm X-E2, то есть полностью электронным и даже сохранил разрешение 2,36 млн. точек и 100-процентное покрытие кадра. Скорее всего, что Fujifilm приберегла свой гибридный видоискатель для более высокоранговой модели, о которой пока ничего не слышно. В меню можно отключить одновременно и видоискатель и дисплей, что бывает полезным в астрофотографии. Видоискатель снабжен колесиком диоптрийной подстройки и датчиком приближения. Это один из лучших электронных видоискателей, с которыми мы имели дело. По качеству изображения он превосходит аналог в Olympus OM-D E-M1 и субъективно выглядит лучше, чем в Sony A7/A7R. Кроме того, видоискатель в X-T1 имеет рекордно высокую степень увеличения, равную 0,77х, а также довольно небольшую задержку изображения.

Меню практически не изменилось. Были лишь добавлены новые пункты для программирования клавиш. Как уже отмечалось, шесть механических кнопок поддаются перепрограммированию.

Функциональные возможности

Fujifilm X-T1 без изменений заимствовала 16-мегапиксельный сенсор X-Trans CMOS II у Fujifilm X-E2. Такой же сенсор установлен и в Fujifilm X100S. Его главной особенностью, напомним, является не только отсутствие АА-фильтра, но и поддержка гибридной автофокусировки благодаря фазовым датчикам в структуре самой матрицы. Кроме того, RAW-файлы записываются с 14-битным разрешением для более качественной передачи полутонов.

Стандартный диапазон светочувствительности составляет ISO 200-6400, но может быть расширен до ISO 100-51200. Камера позволяет задать минимальную выдержку при работе в режиме Auto ISO, составляющую 1/500 долю секунды. Диск ввода экспокоррекции дает возможность вводить поправки в пределах от -3 до +3 EV. А при съемке видео граничным значением ISO является 6400.

Сенсор X-Trans CMOS и процессор EXR II

Никаких изменений в сравнении с X-E2 не наблюдается и в процессорной части. Здесь установлен уже знакомый чип EXR II. Частота серийной съемки составляет 8 кадров в секунду с активным автофокусом, а глубина буфера достигла 47 кадров в формате JPEG или 23 в формате RAW при условии использования карт памяти класса UHS-II. Съемка с непрерывной фокусировкой и активным Live view понижает показатель скорострельности до трех кадров за секунду, а глубина буфера в данном случае ограничивается объемами карты памяти. Лаг затвора составляет всего пять сотых секунды, а на включение и выключение камеры уходит примерно полсекунды.

Одной из важных особенностей процессора EXR II является алгоритм Lens Modulation Optimizer, устраняющий аберрации и дифракционные эффекты оптики. Реализовано это вот как - камера содержит в памяти данные по каждому совместимому объективу и программно компенсирует искажения с учетом таких данных. Эту функцию при желании можно и отключить, а все возникающие искажения править в дальнейшем вручную в RAW-конвертере.

Затвор фокального типа с вертикальными шторками способен срабатывать на выдержках вплоть до 1/4000 с, а также работать в режиме ручного определения выдержки (Bulb). Строго говоря, 1/4000 cекунды - достаточно длинная выдержка при съемке на открытой диафрагме в яркий солнечный день, причем камера не содержит встроенного нейтрального светофильтра для снижения экспозиции. Сам затвор показался нам шумным, а электронная шторка, как в Lumix GM1 , здесь не предусмотрена. Затвор синхронизируется со вспышкой на выдержках не короче 1/180 с, что является довольно скромным значением на сегодняшний день. Olympus OM-D E-M1 может синхронизироваться на выдержках до 1/320 с.

Нельзя не отметить систему фокусировки Fujifilm, которая сделала скачок вперед буквально за год. Еще недавно фотоаппараты Fujifilm ассоциировались с чрезвычайно медленным автофокусом, скромным набором видеорежимов и отсутствием Wi-Fi. Но с выходом X-E2 и бюджетной X-M1 ситуация резко выправилась. Fujifilm X-T1 имеет 49-точечную систему гибридной фокусировки с функцией слежения за объектом. Благодаря скоростному автофокусу удалось достичь вышеуказанной скорострельности. Кроме того, это одна из немногих камер, предлагающая сразу три инструмента для помощи при ручной фокусировке - функцию focus peaking, увеличение фрагмента кадра, а также инструмент Digital Split Image (подсмотренный, судя по всему, у дальномерных пленочных камер).

Стоит добавить, что скорость фокусировки сильно зависит от того, какой объектив установлен на камере. С комплектным «стеклом» 18-55 мм камера наводится на резкость очень быстро и практически не ошибается. А при использовании объектива 35 мм F1.4 фокусировка становится гораздо медленнее. Наградой за такое неудобство становится прекрасное качество картинки. Это наш любимый объектив для камер Fujifilm, кроме шуток.

Fujifilm X-T1 при своих габаритах не содержит встроенной вспышки, но она все же идет в комплекте. Ее ведущее число составляет 8 м при ISO 100. Прилагаемая вспышка крепится в стандартный «горячий башмак», а для подключения внешних стробов имеется синхроконтакт на передней панели камеры.

Для беззеркалок Fujifilm наличие функции внутрикамерной обработки RAW уже стало стандартом, от которого не отошли и в X-T1. Также здесь в полном составе такие функции, как съемка панорам (2160x9600), набор из десяти эффектов симуляции пленки, восемь художественных фильтров, брекетинг ISO, баланса белого, динамического диапазона и эффектов симуляции пленки, мультиэкспозиция, а также интервальная съемка (с ограничением серии, не более 999 кадров).

Как уже говорилось, Fujifilm X-T1 поддерживает работу с Wi-Fi благодаря встроенному модулю. С помощью смартфона или планшета можно управлять процессом съемки, принимать отснятые изображения, загружать данные в социальные сети и даже присваивать геометки. Набор беспроводных функций здесь далеко не самый богатый, зато все это реализовано интуитивно понятно и просто. Для устройств на базе Android и iOS есть целых два приложения для работы с камерой - Fujifilm Camera App и Fujifilm Camera Remote. Последнее позволяет использовать смартфон в качестве удаленного видоискателя, менять настройки, фокусироваться и даже записывать видео. По сути, Fujifilm Camera Remote включает в себя все функции более старого приложения Fujifilm Camera App. Кстати, Fujifilm X-T1 стала первой камерой, поддерживающей функции дистанционной съемки.

А теперь мы подходим к самому деликатному моменту. А именно - парку совместимой оптики. X-T1 стала первой погодозащищенной беззеркалкой Fujifilm, но выпустить хотя бы пару соответствующих объективов компания попросту не успела. Напомним, Nikon 1 AW1 поступила в продажу одновременно с двумя герметичными «стеклами». Все что осталось Fujifilm, это опубликовать свои планы по выпуску оптики на ближайшие год-два. Защищенные объективы будут иметь маркировку WR и в 2014 году таких моделей выйдет три. Вот как выглядит эта тройка: 18-135 мм F3.5-5.6 R OIS WR, 16-55 мм F2.8 R OIS WR и 50-140 мм F2.8 R OIS WR. Первый зум-объектив будет выпущен в июне нынешнего года. Но, конечно, камера полностью совместима и с обычными, незащищенными объективами, среди которых есть очень качественные экземпляры.

Тестовые снимки, видео, автономная работа

Поcкольку мы уже имели дело с матрицей X-Trans CMOS II, ожидания по поводу уровня шума были довольно высокими. Но несмотря на то, что сенсор здесь такой же, как в X-E2, мы все равно провели тестовую съемку, поскольку результат может зависеть от внутренних алгоритмов обработки изображения. Напомним, что тестовая съемка проводится в темное время суток, при искусственном освещении лампой накаливания 40 Вт. Функции шумоподавления полностью отключаются либо - при невозможности полного отключения - задействуются с минимальной мощностью.

Fujifilm X-T1 @ ISO 100

Fujifilm X-T1 @ ISO 200

Fujifilm X-T1 @ ISO 400

Fujifilm X-T1 @ ISO 800

Fujifilm X-T1 @ ISO 1600

Fujifilm X-T1 @ ISO 3200

Часть 1: знакомство с системой

Настоящая статья представляет собой первое знакомство автора как с системой, так и, по большому счету, с камерами Fujifilm. Не то чтобы автор впервые услышал об этой фирме, просто до настоящего момента его знакомство с камерами данной компании было весьма поверхностным. Теперь же, когда появилась возможность прочувствовать стиль Fujifilm, у автора сформировались личные оценки, уже не поверхностные. Но это не значит, что статья в целом и частные выводы будут субъективными, или вообще все сведется к внутреннему холивару автора из рода «Что лучше: Canon или Nikon?». Все будет сказано по возможности честно и беспристрастно. А это вступление нужно лишь затем, чтобы далее по тексту не злоупотреблять аббревиатурой «ИМХО».

Не так давно в нашем разделе был опубликован обзор камеры Fujifilm X-E2 . И не так давно же серия Fujifilm X пополнилась новой интересной камерой X-T1. Рассуждать о том, что в ней изменилось по сравнению с предшественниками, бессмысленно, поскольку она по-своему уникальна - чего только стоит множество органов управления и пылевлагозащищенность! Впрочем, не будем растекаться мыслью по древу и перейдем к детальному знакомству.

Характеристики

Основные характеристики
Объектив Сменная оптика, байонет Fujifilm X-Mount
Матрица 16,3 Мп, X-Trans II CMOS с системой нерегулярного расположения цветовых фильтров, APS-C (23,6×15,6 мм); кроп-фактор - 1,5
Светочувствительность ISO 200 - 6400, расширение до 100 - 51 200
Автофокус Интеллектуальный гибридный АФ (АФ TTL по контрасту + АФ TTL с фазовой детекцией)
Экспозициия TTL-замер в 256 зонах, мульти / точечная / средняя
Экран TFT-дисплей, 3 дюйма, 1 040 000 точек, соотношение сторон 3:2, изменяемый угол наклона
Стабилизация изображения В камере - нет, возможна в объективе
Режимы съемки Авто, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы с возможностью подстройки выдержки
Формат файлов JPEG, RAF (RAW), поддержка DCF/DPOF
Видео Максимальное разрешение Full HD 1920×1080 60p; непрерывная запись до 14 минут
Память Карты памяти SD/SDHC/SDXC (UHS-II)
Разъемы Micro-USB, Mini-HDMI, разъем для внешнего микрофона
Источник питания Литий-ионная батарея NP-W126 (≈350 кадров)
Размеры, вес 129×89,8×46,7 мм, 440 г (без объектива, включая вес батареи и карты памяти)
Дополнительные характеристики
Вспышка Съемная, ведущее число: ≈7 (ISO 200)
Скорость затвора 30 с - 1/4000 с; до 60 минут в режиме Bulb
Видоискатель 0,5-дюймовый OLED, 2 360 000 точек, покрытие ≈100%
«Горячий башмак» Да
Беспроводные функции Геотегинг (при помощи смартфона), беспроводная связь Wi-Fi (передача на другие устройства и в соцсети)
Автоспуск 10 с / 2 с / проводной пульт ДУ (приобретается отдельно)
Подсветка автофокуса Да
Брекетинг По экспозиции, по имитации пленки, по динамическому диапазону, по чувствительности, по балансу белого
Серийная съемка
Форматы съемки 3:2 (4896×3264) / 16:9 (4896×2760) / 1:1 (3264×3264)

Внешний вид

Фронтальный вид камеры показывает множество органов управления. На передней панели располагаются многофункциональные диск и кнопка (их функций мы еще коснемся), глазок подсветки автофокуса, фиксатор объектива, разъем для синхронизации вспышки и переключатель режима фокусировки с тремя положениями:
М - ручная фокусировка;
С - следящая непрерывная фокусировка;
S - стандартный автофокус, однократно настраивающийся при полунажатии кнопки спуска или при помощи специальной кнопки быстрой фокусировки.
На задней панели можно найти кнопки просмотра и удаления изображений, блокировки экспозиции AE-L и фокуса AF-L, многофункциональный диск, кнопку помощника фокусировки, кнопку Q для вызова быстрого меню, четыре функциональные клавиши, расположенные вокруг кнопки меню и кнопку переключения режима дисплея.

Сверху видны два кольцевых переключателя - выбора режима и типа экспозамера, ручки которых находятся спереди. Если назначение переключателя типа экспозамера понятно, то насчет выбора режима съемки следует внести пояснение. Слева направо на нем располагаются режимы: брекетинга, быстрой и медленной серийной съемки, одиночного кадра, мультиэкспозиции, Фильтра и Панорамы.

На левом боку камеры под заглушкой находится вполне стандартный набор разъемов: микрофон, Mini-HDMI и Micro-USB.

В нижней части наглазника находится «датчик глаза», переключающий вывод изображения с дисплея на видоискатель.

С правой стороны находится только слот для карты памяти.

Обратите внимание на откидной экран (откидывающийся вверх или вниз) - это редкость для фотокамер Fuji.

Сверху хорошо видны диски настройки компенсации экспозиции, грубой настройки выдержки и выбора светочувствительности. Также здесь находятся кнопка видеозаписи, тумблер включения/выключения камеры, кнопка спуска, еще одна функциональная кнопка и разъем «горячий башмак».

На «призме» видоискателя можно увидеть кнопку переключения видоискателя и дисплея, а также регулятор диоптрийной подстройки.

Снизу расположились штативное гнездо и батарейный отсек. Заглушкой прикрыт разъем для батарейной рукоятки.

Интерфейс и особенности работы

Нечасто в руки попадает камера, взяв которую, начинаешь ощущать себя марсианином. Или наоборот: землянином, в руки которому попал марсианский прибор. И дело тут даже не столько в национальном японском колорите, который все-таки должен проступать за названием камеры, сколько в философии самой компании. Уже довольно привычные Canon, Nikon и даже Sony не вызывают такого смятения, которое способны вызвать камеры Fuji. Справедливости ради стоит отметить, что их земляк Olympus тоже порой любит удивлять весьма нестандартными «выходками».

Итак, уточню, что же меня смутило. В отличие от Canon, который, на мой взгляд, дальше всех ушел от истоков в сторону простоты, Fuji и Olympus, напротив, к ней не стремятся - оба, что интересно, названы (если не углубляться в историю названия) в честь священных гор. Немного зная японскую культуру (истинную, а не современную), можно заметить, что японцы никогда не стремились к простоте, и даже наоборот. Многие камеры Fuji и Olympus, побывавшие у меня в руках, вызывали ощущение, что творец зачерпнул горсть физических органов управления - кнопок, дисков, тумблеров - легкой рукой бросил их на корпус камеры и оставил, как они легли. Собственно, к чему это лирическое вступление? Именно к X-T1 и к ее эргономике.

Начнем, пожалуй, с того, что органов управления больше, чем нужно, что бывает достаточно редко. И все бы ничего, если бы все они находились в доступных местах. Начиная работать с камерой, утешаешь себя мыслью, что тумблеры разработаются, а пальцы утоньшатся. Но, как ни странно, ни того, ни другого не происходит. Хотя пальцы у меня достаточно тонкие (как я привык считать), кнопки «Fn» и «видеозапись» остались для меня практически недоступными, как и тумблер режима экспозамера. Впрочем, с ним чуть легче. Загадкой осталось и наличие двух дисков настройки выдержки - грубой и точной. Стиль, безусловно, сохранен, да и включение авторежима совмещением меток «А» трех дисков - выдержки, светочувствительности и диафрагмы - не вызывает вопросов. А вот наличие многочисленных «крутилок» вызывает смятение, и через некоторое время работы начинаешь в них теряться…

Но еще через некоторое время все встает на свои места - к «марсианской» камере просто надо привыкнуть. И работается с ней комфортно (хотя перечисленные труднодоступные органы так и остаются труднодоступными). Диск настройки выдержки, кстати, приходится крутить двумя пальцами даже в свободных от фиксатора положениях - он фиксирует диск только в положении «А».

Пробравшегося сквозь дебри органов управления путника встречает новое препятствие - меню. Сам внешний вид его особо не пугает. Однако обилие слоев, вкладок и просто количество пунктов создает образ, далекий от лаконичности и краткости хокку. И все бы ничего, если бы не множество сокращений. Надо думать, на японским языке меню выглядело куда симпатичнее, но русские слова просто не влезают в этот формат. Но не будем сгущать краски. Относительно опытному или просто разбирающемуся фотографу (а для кого же еще эта камера!) основные моменты будут вполне понятны.

На первый взгляд, в меню, действительно, можно потеряться. Но вскоре оно становится понятным и удобным, а нужные пункты быстро запоминаются. Хотя обилие подпунктов все равно немного пугает.

С чем-то придется посидеть и даже в инструкцию заглянуть, но в целом все не так уж плохо. Из особенностей можно выделить два не существенных момента. Во-первых, не во всех режимах можно снимать в RAW. Например, нельзя снимать в RAW на пониженных (ISO 100) и повышенных (ISO 12800, 25600) значениях светочувствительности. Во-вторых, при прогулках по выпадающим меню нужно быть аккуратным: такое, казалось бы, очевидное действие, как нажатие стрелки назад, выбирает и устанавливает пункт под курсором, а для возвращения назад без изменений необходимо нажимать кнопку Back.


Первые впечатления - самые бурные, поэтому их нельзя было просто так опустить в случае с такой камерой. А вот вторые впечатления уже на редкость скучны: через несколько часов работы с камерой практически все органы управления загадочным образом встают на свои места, а руки их находят вслепую. Интересно, что в их хаотичном расположении начинает проступать вполне понятная логика и иерархия. В итоге через день пользуешься только теми, что поближе, и лишь изредка залезаешь поглубже, при этом ни в чем не испытывая недостатка. Хотя неудобства, к которым так и не удалось привыкнуть, еще будут всплывать в тексте, однако их совсем немного.

Даже после основательного знакомства с камерой функциональную кнопку Fn так и приходилось нажимать ногтем. С кнопкой видеозаписи все оказалось одновременно проще и сложнее. Поскольку ее практически не видно, когда держишь камеру в рабочем положении, нажимать ее приходится вслепую - и контролировать нажатие по индикатору видеозаписи на экране за отсутствием ощутимой тактильной отдачи при нажатии. Так как кнопка достаточно маленькая, палец ее практически не чувствует. Со временем будто бы привыкаешь, и контролировать силу и место нажатия становится возможно, но поначалу это получается через раз.

Два диска регулировки, расположенные спереди, и сзади особых неудобств не вызывают. Диск, расположенный на передней панели, отвечает за тонкую подстройку выдержки, задний - за регулировку диафрагмы на объективах без соответствующего кольца. В режиме просмотра они отвечают за переключение и увеличение снимков соответственно. Задний диск также отвечает за навигацию по меню, что не всегда бывает удобно, особенно при использовании видоискателя. Хотя при определенной сноровке можно перенастраивать камеру, практически не отрываясь от видоискателя.

Информационный экран камеры понятный и дружелюбный. Тут даже комментировать нечего - информация на дисплее исчерпывающая. Значение светочувствительности здесь показывает верхний предел, установленный в меню, и лишь при полунажатии кнопки спуска оно меняется на реальное, при котором будет сделан снимок. Значок DR400 означает, что динамический диапазон установлен на 400%, при этом камера будет снимать минимум при ISO 800; 200% - при минимальном ISO 400. На что влияет этот параметр, установить не удалось. Хотя инструкция обещает, по сути, режим HDR, видимых различий между 100% и 400% мы не заметили.


Fujifilm X-T1 Graphite Silver Edition


11 сентября 2014 года Fujifilm о выпуске камеры X-T1 Graphite Silver Edition. От X-T1 (черной) новинка отличается не только весьма эффектным внешним видом. За счет обновленного электронного затвора камера способна снимать на выдержках до 1/32000 с, что, впрочем, заинтересует далеко не всех. Не так часто бывают в жизни ситуации, когда даже при открытой диафрагме камера не справляется со светом при ISO 100 и 1/4000 с. Но потенциальная возможность забраться в такие условия не может не греть душу. Помимо этого, к уже имевшим место фильтрам, имитирующим пленки, добавился Classic Chrome.

Интересная функция Natural Live View появилась у электронного видоискателя. Она отключает все регулировки изображения, такие как контраст и насыщенность цветов, делая картинку в электронном видоискателе максимально приближенной к реальности. Однако, несмотря на то, что суть функция ясна, смысл остается загадкой. С другой стороны, ценителям оптических видоискателей подобная имитация позволит приблизиться к идеалу.

В декабре планируется обновление ПО обеих камер, обещающее небольшие, но приятные улучшения в интерфейсе и режимах съемки.

Качество изображения

Как оказалось, дисплей камеры не совсем точен по цветопередаче и немного «охлаждает» цвета, поэтому снимки стенда вышли желтоватыми, хотя баланс белого по экрану показался вполне приемлемым. К тому же охват дисплея оказался чуть меньше 100%, поэтому скадрировать стенд «под обрез» оказалось весьма непросто.

JPEG RAW
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400

Как уже упоминалось, в расширенном диапазоне съемка в RAW невозможна, поэтому результаты представлены отдельно в формате JPEG.

Расширенный диапазон
JPEG, сильный шумодав JPEG, слабый шумодав
ISO 100
ISO 12800
ISO 25600

На графиках приведены зависимости разрешения от светочувствительности при разных условиях освещенности и шумоподавления.

В зависимости от условий съемки поведение камеры меняется порой весьма странным образом, однако все колебания разрешения происходят практически возле одного и того же значения. Как видно из графиков, наиболее хаотично ведет себя RAW, а вот поведение JPEG вполне можно назвать стабильным. К тому же среднее значение в 0,82 линии на пиксель для диапазона значений светочувствительности ISO 100-6400 - это великолепный результат, далеко не каждая зеркалка способна выдать такое высокое разрешение в таком широком диапазоне.

Расширенный диапазон светочувствительности ISO 12800 и 25600 на графиках мы приводить не стали, чтобы не загромождать их. Можно отметить, что в этом диапазоне разрешение камеры характеризуется средним значением 0,68 линии на пиксель, что тоже весьма неплохо. Рабочими называть эти значения, конечно, сложно, особенно в плане художественной съемки. Тем не менее, запечатлеть не самые мелкие детали они в состоянии. К тому же камера работает настолько аккуратно, что даже художественные снимки, сделанные при такой светочувствительности, в черно-белом варианте вполне имеют право на жизнь. С другой стороны, перфекционисты и при ISO 3200-6400 смогут разглядеть ухудшение резкости мелких деталей. Но вопрос о рабочем максимуме чувствительности каждый решает сам, исходя из своих задач и привычек. Нам же остается лишь похвалить камеру за очень хорошую работу в достаточно широком диапазоне светочувствительности.

Объектив Fujinon XF 18-55mm f/2.8-4 R LM OIS

Производитель
Подробная информация
Тип объектива с переменным фокусным расстоянием
Фокусное расстояние 18 - 55 мм
(27 - 83 мм в 35-мм эквив.)
Минимальное расстояние фокусировки 0,3 м
Диафрагма f/2,8 - f/4,0
Стабилизатор есть
Привод автофокуса линейный мотор
Диаметр резьбы для светофильтра 58 мм
Размеры, вес ∅65,0×70,4 мм, 310 г
Цена T-9239392

На объективе есть два переключателя - стабилизатора и диафрагмы, и три кольца - диафрагмы, фокусировки и трансфокатора. Все кольца, за исключением кольца трансфокатора - электронные с бесконечным ходом. Кольцо диафрагмы работает только в положении переключателя, отмеченном лепестками.

Fujinon XF 18-55mm f/2.8-4 R LM OIS
разрешение, радиальные миры
ЭФР = 27 мм
f/2,8 f/5,6 f/10,0 f/16,0
центр кадра
0,67 линии/пиксель 0,77 линии/пиксель 0,82 линии/пиксель 0,72 линии/пиксель
край кадра
0,61 линии/пиксель 0,52 линии/пиксель 0,59 линии/пиксель 0,50 линии/пиксель
f/2,8 f/5,6 f/10,0 f/16,0
край кадра

График хорошо отображает полученные результаты. На средних значениях диафрагмы камера демонстрирует относительно высокие значения разрешения. При открытой и закрытой диафрагме заметно вполне естественное ухудшение, однако результат в целом весьма неплох.

ЭФР = 54 мм
f/3,6 f/4,5 f/10,0 f/16,0
центр кадра
0,67 линии/пиксель 0,75 линии/пиксель 0,80 линии/пиксель 0,69 линии/пиксель
край кадра
0,59 линии/пиксель 0,52 линии/пиксель 0,72 линии/пиксель 0,67 линии/пиксель
f/3,6 f/4,5 f/10,0 f/16,0
край кадра

Среднее значение разрешения с увеличением фокусного расстояния закономерно падает. Тем не менее, общая картина остается достаточно хорошей. Также можно отметить заметный разброс значений в центре и на краю при открытой диафрагме, что в целом тоже вполне естественно.

ЭФР = 83 мм
f/4,0 f/8,0 f/10,0 f/16,0
центр кадра
0,67 линии/пиксель 0,67 линии/пиксель 0,72 линии/пиксель 0,69 линии/пиксель
край кадра
0,56 линии/пиксель 0,61 линии/пиксель 0,64 линии/пиксель 0,64 линии/пиксель
f/3,6 f/4,5 f/10,0 f/16,0
край кадра

Из графиков видно, что лучше всего объектив ведет себя на 18 мм. Далее максимальное значение разрешения падает. Также можно отметить, что наиболее резкую картинку объектив дает на диафрагме f/10.

Как можно заметить, объектив имеет небольшую дисторсию типа бочки, которая уменьшается с увеличением фокусного расстояния. Заметных хроматических аберраций не видно.

Стабилизация

Как это часто бывает, когда стараешься умышленно трясти камеру, имитируя «естественное» дрожание рук, движения почему-то выходят плавными, и камере этого вполне хватает для получения достаточно резкого снимка. Однако после некоторого количества тренировок руки с камерой все-таки можно «растрясти», чтобы попробовать оценить работу стабилизатора. Здесь можно немного отвлечься на спойлер и упомянуть, что камера у нас на тестировании была с тремя объективами: XF 18-55mm, XF 56mm (кстати, именно с ним проводился тест на шумы) и XF 23mm. О последних двух будет относительно подробно рассказано во второй части статьи. Собственно, это все к тому, что после перехода с XF 18-55mm на нестабилизированный фикс отсутствие стабилизатора весьма ощутимо. Но это лишь впечатления. Перейдем же к цифрам. График, построенный по уже временно устоявшейся у нас методике, дает понять, что стабилизатор позволяет с уверенностью 70% работать на выдержках до 1/10 секунды, что, в целом, неплохой результат.

Скорость съемки

Обвинить камеру в медленной фокусировке нельзя. Фокусируется и перефокусируется она достаточно быстро. Конечно, до зеркальных камер в этом плане ей по-прежнему далеко, но ведет себя она очень достойно - задумывается только в действительно трудных ситуациях. Однако этот параметр довольно трудно измерить подручными средствами, поэтому приходится полагаться лишь на относительные впечатления. Зато можно измерить скорость серийной съемки.

Методика измерения скорости съемки предельно проста и понятна. И, что немаловажно, достаточно точна. Камера ставится на ноутбук или кладется на стол рядом со смартфоном, на котором работает диктофон. Затем диктофон включается, а на камере запускается серийная съемка продолжительностью до двух минут. Полученный звуковой файл загружается в аудиоредактор, где по временно́й шкале считается целое количество спусков затвора за целое число секунд, после чего можно рассчитать среднее число кадров в секунду.

В таблице приведены значения средней скорости съемки для разных режимов. С картой UHS-II, к сожалению, протестировать камеру не удалось за неимением таковой, поэтому тесты проводились с картой UHS-I (SanDisk Extreme SDHC UHS-I 16 ГБ 45 МБ/с). Первой скоростью назовем ту, с которой серийная съемка стартует. Ее предел - время, после которого съемка замедляется и продолжается со второй скоростью. Единицы измерения - кадры в секнду и секунды соответственно. Символ бесконечности означает, что в течение двух минут скорость не изменилась.

Как мы видим, в режиме RAW+JPEG камера какое-то время в пределах погрешности измерения соответствует заявленным характеристикам.

Режим Первая скорость, к/с Предел первой скорости, с Вторая скорость, к/с Предел второй скорости, с Примеры временно́й зависимости спуска затвора
JPEG High 7

Относительно высокую стоимость также нельзя однозначно записать в минусы. Очевидно, что данная камера в некотором роде имиджевая, а не рядовая беззеркалка. К тому же рассуждения об адекватности ее цены попросту бессмысленны, ведь в данном случае даже не от чего оттолкнуться. Можно, конечно, сравнить ее с конкурентами, но их сначала надо найти - в конце концов, не сравнивать же ее с Sony Alpha A7 и Olympus OM-D E-M1. С другой стороны, если абстрагироваться от «религиозных» вопросов и формата сенсора, эти три камеры вполне можно поставить на одну ступень. В любом случае рассуждения о стоимости мы оставим любителям и энтузиастам.

Пожалуй, от камеры нет смысла желать большего, чем хорошее качество снимков. Ведь когда со своей основной задачей она справляется хорошо, мелкие минусы отходят далеко на второй план. Тем не менее, большего желать от камеры можно, поскольку возможности ее очень широки. Некоторых из них мы обязательно коснемся во второй части обзора. Именно коснемся, поскольку если разбирать все подробно, получится не одна часть, а несколько.

А пока сделаем следующий вывод: камера нам понравилась. Она не идеальна, дороговата, но безусловно хороша.

Галерея

Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T1

Солидную прибавку получил по сравнению с по части серийной съемки. «Максималка» выросла не очень сильно, до 8 кадров в секунду, зато автофокус может работать во время всех восьми. Это приличный показатель даже для профессиональной репортажной камеры. На уровне оказался и буфер. В самом прожорливом формате RAW+JPEG камера может сделать 23 фотографии. Это, конечно, не 50 снимков , но все равно очень прилично.

Сравнение с топовым возникает и при разговоре об электронном видоискателе. Мы восхищались ЭВИ «олика», а у он не хуже. Инженеры Fuji сделали ставку на размер - видоискатель реально огромен, даже чуть больше, чем оптические «телевизоры» полнокадровых зеркалок. Людям в очках, которые не могут поднести глаз вплотную к окуляру, сложно увидеть весь кадр целиком, но для них есть специальный режим, когда картинка занимает не всю площадь ВИ. Дополнением к размеру стало высокое разрешение в почти 2,5 млн пикселей, рекордно низкий, по заявлениям самой компании, лаг, а также хитрая система, работающая при съемке в вертикальном положении. Камера не только переворачивает картинку, но и переориентирует дополнительную информацию. Очень удобно.

Тем, кто таким чудным видоискателем пользоваться не желает, аппарат предлагает трехдюймовый дисплей. Он весьма неплох, а главное, наконец-то получил поворотную конструкцию. В топовых Fuji это первый такой случай.

Наконец-то нормальный Wi-Fi

Встроенной вспышки аппарат лишился, при этом в комплекте идет простенькая внешняя, которая работает через «горячий башмак». Звезд с неба она не хватает, но в критической ситуации немного света даст. Естественно, через «горячий башмак» камера может работать и с более продвинутыми осветительными приборами. Для студийной съемки предусмотрен отдельный синхроразъем, который решает проблему совместимости.

Не прошло и трех лет, как в аппарате Fuji появился полноценный Wi-Fi. Наши постоянные читатели помнят, что модули в , и получились очень ограниченными по возможностям - через них нельзя было удаленно управлять камерой. С это, наконец, возможно. Скачай специальное приложение на смартфон или планшет и получи отличный пульт ДУ с широкими возможностями настройки. GPS, впрочем, в камере так и не появился.

Видеовозможности полностью повторяют таковые у . Если коротко - для профессионала видеографии инструментария маловато, а вот для любительской съемки возможностей даже избыток.

Работа с камерой

По части электронных функций и работе с аппаратом вобрал в себя все, что могли предложить более простые модели, начиная от фильтров, эффектов и модуляции пленок, которые мы рассмотрели в , и заканчивая системой модуляции света, которая появилась в . Пять видов брекетинга, склейка панорам, автоISO и многое другое, о чем мы уже писали. Кроме склейки HDR у , пожалуй, есть все электронные функции, которые можно пожелать. Даже цейтраферная съемка, которая позволяет с гибкой настройкой снимать серии снимков для time-lapse.

Карта памяти всего одна

Отдельно хотелось бы сказать о системах помощи ручной фокусировки. Их в камере аж три. Первый режим стандартен и заключается в увеличении центрального фрагмента изображения. Второй - focus peaking, и мы про него уже тоже рассказывали в . Но у появился и третий, эксклюзивный помощник. Официального названия у него нет, в Интернете эту систему прозвали «цифровые клинья», потому что она имитирует эффект от аналоговых фокусировочных экранов (которые как раз «клинья» и зовут). Принцип работы хорошо известен фотографам старших поколений, которые пользовались дальномерными камерами. Изображение, которое не находится в фокусе, как бы раздваивается, а когда фотограф наводится на объект, оно становится резким. Это весьма удобная и точная система наведения фокуса.

Очевидно, что очень хорошо приспособлена для объективов с ручной фокусировкой. Учитывая короткий рабочий отрезок самой камеры, на нее через специальные переходники можно установить массу различной оптики, начиная от ретрообъективов и заканчивая современными «стеклами» от зеркалок и Canon. Пригодится это фотографам, у которых уже есть зеркальный набор и которые ищут легкий и компактный второй аппарат.

Выводы

С учетом всего вышесказанного цена в 55 тысяч рублей за без объектива не выглядит фантастической. Это, конечно, немало, но не стоит забывать, что аппарат конкурирует с начальными полноформатными камерами типа или , которые стоят не дешевле. Да и другой тип конкурентов, топовые беззеркалки, тоже не дешевые.

Пожалуй, в Fuji не лукавили, называя профессиональной моделью. Все в аппарате на самом высоком уровне - качество изображения, удивительная эргономика, надежный, всегоподный корпус, широкая функциональность и масса дополнительных аксессуаров. Нельзя пожаловаться и на узость модельного ряда объективов - Fuji в последнее время сделала свою линейку весьма широкой.

Конечно, мелкие вопросы остаются. Например, почему нет GPS и HDR, выдержка ограничена 1/4000 с, а карта памяти только одна? Но это частности. Представить репортера с все-таки не получается (автофокус слабоват для такой работы), но вот пейзажиста, портретиста или студийщика - вполне. Осталось преодолеть стереотип, что камерой профессионала должна быть зеркалка. Это для будет самой сложной задачей.

Компания Fujifilm продолжает последовательно развивать линейку своих беззеркальных камер X-серии. И сегодня мы познакомим вас с топовой (на сегодняшний день) моделью под названием Fujifilm X-T1.

Технические характеристики Fujifilm X-T1

Fujifilm X-T1
Байонет Fujifilm X mount, поддержка объективов Fujifilm XF и XC
Сенсор 16.3 Мп X-Trans II APS-C (23.6х15.6 мм)
Светочувствительность матрицы ISO200-6400 (RAW/JPG), расширенная ISO100/12800/25600 (только JPG), AutoISO (200-6400)
Замер экспозиции мультизонный, центровзвешенный, точечный
Компенсация экспозиции -3.0EV - +3.0EV, шаг 1/3EV
Выдержка 1/30–1/4000 с (в режиме P - 1/4-1/4000 с), длительная (ручная) до 60 минут
Серийная съемка 8 или 3 кадра в секунду
Буфер серийной съемки RAW/RAW+JPG - 8 кадров, JPG – до 28 кадров при скорости 8 к/с и до заполнения карты памяти при 3 к/с
Баланс белого несколько предустановок с ручной коррекцией, цветовая температура в кельвинах, ББ по образцу
Автоспуск 2 или 10 с
Вспышка встроенная отсутствует, в комплекте внешняя вспышка с ручным подъемом и ведущим числом 8 (ISO200); башмак для внешней вспышки (TTL)
Выдержка синхронизации вспышки 1/180 и медленнее
Фокусировка ручная/покадровая/непрерывная; TTL-автофокусировка по контрасту и АФ TTL с фазовой детекцией
Максимальный размер изображения 4896 x 3264 (3:2), 4896 x 2760 (16:9), 3264 x 3264 (1:1)
ЖК-дисплей 3" TFT, 1 040 000 точек, соотношение сторон 3:2, откидной
Видоискатель 0,5" OLED, 2 360 000 точек, соотношение сторон 3:2, покрытие примерно 100% кадра
Запись видео 1920 x 1080 60/30p, непрерывная запись до 14 мин; 1280x720 60/30p, непрерывная запись: до 27 мин.
Носители записи Карты памяти SD/SDHC/SDXC (поддержка стандарта UHS-I)
Формат записи фото: JPEG (Exif 2.3), RAW (формат RAF), видео: MOV (H.264, Linear PCM Stereo)
Коммуникации USB 2.0, HDMI, разъем для внешнего микрофона/пульта ДУ (стерео мини-джек 2,5 мм)
Прямая печать совместимость с PictBridge
<Беспроводные функции Геотеггинг, беспроводная связь (передача изображений), просмотр и получение изображений, автосохранение на ПК
Другие функции PictBridge, печать Exif, разница во времени, режим быстрого запуска, бесшумный режим
Питание Литий-ионный аккумулятор (7,2 В, 1260 мА/ч)
Размеры 129 x 90 x 47 мм
Масса 440 г с аккумулятором и картой памяти

С технической точки зрения X-T1 представляет собой немного улучшенную версию камеры Fujifilm X-E2 , о которой мы уже писали . Отличий на самом деле немного: электронный видоискатель с более высоким увеличением (но тем же разрешением), пыле- и влагозащищённый корпус, большее количество органов управления, откидной экран и чуть более высокая скорость серийной съёмки (8 к/с против 7).

Внешне X-T1 заметно отличается от X-E2: если вторая сделана в дальномерном стиле с расположением электронного видоискателя в углу камеры, то X-T1 - это «закос» под классическую плёночную зеркалку. Качество изготовления корпуса очень высокое, камера ощущается этаким «монолитом» и прекрасно лежит в руке. Размеры у X-T1 практически такие же, как у X-E2, а вот «масса тела» выросла на 90 граммов и составляет 440 г.

Визуально видоискатель в этой модели просто огромный, даже больше, чем в полнокадровой зеркалке Canon EOS 6D. Оборотной стороной медали является небольшой вынос окулярной точки, так что очкарикам вроде меня пользоваться камерой будет нелегко. Видоискатель имеет очень гладкую картинку и отображает 100% площади кадра, а частота обновления даже при плохом освещении не падает ниже 50 Гц.

За счёт центрального расположения видоискателя на корпусе камеры, слева появилось место для ещё одного диска-переключателя, который отвечает за чувствительность ISO. Два аналогичных диска, расположенных справа, как и раньше, отвечают за выдержку и экспокоррекцию. Кстати, обратили внимание на круглые «пимпочки» в центре переключателей чувствительности и выдержки? Это кнопки разблокировки. Причём если для вращения диска чувствительности кнопку надо нажимать в любом случае, то в случае с выдержкой она нужна только для перехода между ручным и автоматическим режимами. Диск экспокоррекции подобного замка лишён, но он в любом случае вращается очень туго (видимо, это сделано для того, чтобы он случайно не сбивался в сумке).

На одной оси с дисками чувствительности и выдержки расположены переключатели режима протяжки (единичная и серийная съёмка, брекетинг, автоспуск и т.п.) и экспозамера соответственно. В более ранних камерах Fujifilm эти параметры настраивались через меню.

Сзади также есть изменения: из-за откидного экрана исчез столбец клавиш слева от экрана. Частично нужда в них отпала из-за новых органов управления, частично они были раскиданы по другим местам. Наконец, появилась и новая клавиша, вызывающая режим помощи при ручной фокусировке. Навигационным кнопкам в меню можно присвоить ярлыки для быстрого доступа к часто используемым функциям, то же самое справедливо и для кнопок Fn1 и Fn2, расположенных на передней и верхней панелях камеры.

В X-T1 наконец-то исправили переключатель автофокуса: теперь самые часто используемые режимы (ручной и одиночный фокус) находятся в крайних положениях. Раньше одиночный фокус был расположен посередине, из-за чего я постоянно «пролетал» мимо него. Кстати, обратите внимание на заметный на этой же фотографии синхроконтакт для подключения студийных вспышек.

Конструкция откидного экрана в Fujifilm X-T1 аналогична ранним Sony NEX: экран можно откинуть на 90 градусов вверх или на 45 градусов вниз. Этого более чем достаточно для съёмки «от бедра» или, напротив, над головой.

Встроенная вспышка в X-T1 отсутствует, но в коробке с камерой покупатель найдёт маленькую внешнюю (модель EF-X8). Эта вспышка не имеет отсека для батарей и питается от камеры. Управляется она также очень просто: в опущенном положении вспышка выключена, в поднятом - включена.

С точки зрения меню каких-либо существенных отличий от Fujifilm X-E2 мы не обнаружили.

Камера в работе

С чувством глубокого удовлетворения могу сообщить, что X-T1, как и X-E2, может похвастаться вполне шустрым автофокусом. До новейших камер Micro 4/3 или Nikon 1 по-прежнему далеко, но вот Samsung NX или относительно старые модели Sony NEX догнать уже удалось. Если серьёзно - за то время, что я общался с камерой, автофокус меня ни разу не подвёл, то есть не было такого, что камера просто не наводилась на резкость по непонятным причинам.

Как и другие камеры Fujifilm текущего поколения, X-T1 отлично подходит для съёмки старой неавтофокусной оптикой. Пользователю предлагается на выбор три типа помощи при ручной фокусировке: увеличение выбранной области кадра, фокус-пикинг (выделение контрастных переходов цветом) и Digital Split Image. Последний вариант наиболее интересен с точки зрения удобства и скорости ручной фокусировки, при этом задействуются интегрированные в матрицу датчики фазового АФ.

Кроме того, камеры Fujifilm позволяют указать в меню фокусное расстояние установленного на камеру неавтофокусного объектива. На процесс съёмки это не влияет, но указанное фокусное расстояние записывается в EXIF, что позволяет потом понять, каким объективом был сделан тот или иной кадр.

С качеством изображения всё очень просто: в X-T1 используется уже хорошо нам знакомая 16-мегапиксельная матрица X-Trans II с интегрированными фазовыми датчиками автофокуса. Поэтому не вызывает ни малейшего удивления тот факт, что качество изображения у X-T1 целиком и полностью аналогично X-E2. Вкратце: весь диапазон чувствительности (от 200 до 6400 единиц ISO) можно считать рабочим, особенно если вы готовы слегка повозиться с настройкой параметров изображения в RAW-конвертере.

Уровень шумов при съёмке в JPEG ():

Уровень шумов при съёмке в RAW (галерея):

Мне очень понравился динамический диапазон камеры. Хотя пересветы довольно легко «выбиваются», колодец теней необычайно глубок и позволяет с лёгкостью восстановить полезную информацию без существенного увеличения уровня шумов. Так что в случае съёмки излишне контрастных сцен смело ставьте экспокоррекцию в минус, а затем вытягивайте тени в графическом редакторе.

Отмечу также, что линейка объективов Fujifilm продолжает пополняться весьма интересными экземплярами. Ко мне на тест камера попала со сверхширокоугольным зумом Fujinon XF 10-24mm f/4 R OIS и светосильным портретником Fujinon XF 56mm f/1.2. Оба отличаются прекрасным качеством изображения даже на открытой диафрагме, минимальной дисторсией и практически полным отсутствием хроматических аберраций. На мой взгляд, Fujinon 56/1.2 настолько хорош, что ради него можно и сменить систему (при условии, разумеется, что вам интересен объектив такого типа).

В целом Fujifilm X-T1 снимает как-то так (галерея с полноразмерными файлами):

Как и у прежних камер линейки Fujifilm X, запись видео в X-T1 реализована чисто «для галочки»: и предоставляемые камерой сервисные функции, и качество итогового результата явно уступают любым конкурентам, так что если вы заинтересованы в видео, то эта камера не для вас.

В сухом остатке

Лично мне Fujifilm X-T1 очень понравилась. Камера позиционируется как топовая в линейке, что подтверждается отличным видоискателем, а также пыле- и влагозащищённым корпусом. Очевидных минусов у неё, на мой взгляд, всего два: ужасный видеорежим и минимальная выдержка 1/4000 секунды, что в сочетании с минимальной чувствительностью ISO 200 серьёзно ограничивает возможности управления глубиной резкости при съёмке в условиях хорошего освещения.

Если сравнивать X-T1 с X-E2, то первая предлагает ряд несущественных улучшений: откидной экран, видоискатель с более высоким увеличением, чуть большее количество органов управления, пыле- и влагозащиту. С точки зрения качества фотографий и электронной начинки эти камеры совершенно идентичны. При этом разница в стоимости между китовыми наборами X-T1 и X-E2 (оба - с объективом 18-55 мм f/2.8-4) составляет порядка 8 тысяч гривен. Стоят ли перечисленные выше изменения такой разницы в цене - решать вам.

5 причин купить Fujifilm X-T1

  • отличное качество фото, в том числе и на высоких ISO
  • откидной экран
  • пыле- и влагозащита
  • лучший в своём классе видоискатель
  • стильный внешний вид

1 причина не покупать Fujifilm X-T1

  • посредственное качество записи видео

Fujifilm славится выпуском стильных продвинутых компактных камер, таких как X100S или X-E2 , но все они совершенно беззащитны перед каплями воды, песком и прочими внешними неприятностями. Защищенные модели у Fujifilm имеются лишь в классе бюджетных компактов, а также в классе ультразумов.

Fujifilm X-T1, официальный портрет

Беглого взгляда на спецификации Fujifilm X-T1 достаточно, чтобы понять, что очень многое было заимствовано у беззеркалки X-E2. При этом новинка позиционируется как устройство более высокого класса, стоит дороже и способна конкурировать даже с Olympus OM-D E-M1 . Прошлый год запомнился нам выпуском бюджетных беззеркалок, таких как X-M1 и X-A1, а сейчас, похоже, настало время флагманов. Впрочем, достоверной информации о замене X-Pro 1 до сих пор нет. Fujifilm X-T1 стала не только первой погодозащищенной системной камерой в семействе, но также и первой камерой с внешностью пленочной зеркалки прошлого века.

Технические характеристики, комплектация, аксессуары

Fujifilm X-T1 Olympus OM-D E-M1
Класс беззеркальная камера со сменной оптикой
Матрица X-Trans CMOS II, 16,3 Мп, APS-C (23,6 x 15,6 мм) CMOS, 16,1 Мп, Micro Four Thirds (17,3 x 13мм)
Формат снимков JPEG, RAW (максимальное разрешение 4896x3264) JPEG, RAW (максимальное разрешение 4608x3456)
Формат видео H.264 (1920х1080/60p) H.264, Motion JPEG (1920х1080/30p)
Диапазон светочувствительности ISO 100–51200 ISO 100–25 600
Байонет Fujifilm X Micro Four Thirds
Диапазон выдержек 1/4000–30 с, X sync - 1/180 с 1/8000–60 с, X sync - 1/320 c
Экран LCD, наклонная конструкция, диагональ - 3”, разрешение - 1 040 000 точек LCD, сенсорный, наклонная конструкция, диагональ - 3’’, разрешение - 1 040 000 точек
Видоискатель электронный, разрешение - 2 360 000 точек, 100% покрытие кадра, увеличение - 0,77х электронный, разрешение - 2 360 000 точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,74х
Память карты SD/SDHC/SDXC (до 64 ГБ)
Вспышка поставляется в комплекте, ведущее число 8 при ISO 100 поставляется в комплекте, ведущее число 7,4 при ISO 100
Wi-Fi встроенный модуль встроенный модуль
Интерфейсы USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI
Аккумулятор Lithium-ion, NP-W126, 1260 мАч Lithium-ion, BLN-1, 1220 мАч
Габариты и масса 129 x 90 x 47 мм, 440 г 130 x 94 x 63 мм, 430г

Компания Fujifilm не отличается богатством выбора аксессуаров для своих камер. В основном она предлагает различные чехлы, опциональные рукоятки и вспышки. С выходом X-T1 этот набор пополнился батарейной ручкой VG-XT1, пригодной для съемки в портретной ориентации, а также еще одной обычной рукояткой MGH-XT. Эта пара аксессуаров совместима только с Fujifilm X-T1. Впрочем, все последующие камеры наверняка получат их поддержку.

Комплект поставки Fujifilm X-T1

В комплекте с камерой идет зарядное устройство и аккумулятор NP-W126, набор крышек и заглушек, наплечный ремень, внешняя вспышка, USB-кабель и компакт-диск с софтом и руководством пользователя. Стоит также отметить, что Fujifilm X-T1 поставляется с продвинутым зум-объективом 18-55 мм F2.8-4.0. Правда, этот объектив не является погодозащищенным - об этом следует помнить в первую очередь.

Дизайн и эргономика

Трудно однозначно определить, на что конкретно внешне похожа Fujifilm X-T1. Скорее всего, это камера Fujica ST701 1970-го года выпуска. Однако можно усмотреть и сходство с недавними камерами Olympus. В беззеркалке Fujifilm впервые появилась более выраженная рукоятка, псевдопентапризма с блоком видоискателя и опциональная батарейная ручка. В общем, все как у классических DSLR-like камер. Фотоаппараты в таком форм-факторе уже давно имеются в коллекции Panasonic, Olympus и Samsung. В роли основного материала корпуса выступает прочный магниевый сплав, а его защита от попадания влаги и пыли обеспечивается прокладками в 80 точках. Надежный корпус также гарантирует устойчивую работу камеры в десятиградусный мороз.

Fujifilm X-T1 в паре со светосильной оптикой

Передняя панель, помимо эргономического выступа, содержит ряд важнейших элементов управления. В верхней части рукоятки находится передний скроллер. Рядом с ним находится светодиод подсветки автофокуса и одна из шести программируемых клавиш. Байонет снабжен фиксатором, а в правой части панели видна заглушка синхроконтакта для внешних вспышек и рычажок переключения режимов фокусировки, уже знакомый нам по предыдущим беззеркалкам Fujifilm. Вся передняя панель вместе с рукояткой покрыта приятным на ощупь текстурированным синтетическим материалом. Сама рукоятка не отличается особой эргономичностью, но это в любом случае лучше, чем ничего. К тому же, в продаже имеется и опциональная рукоятка, и даже увесистая батарейная ручка.

Стоит отметить, что скроллер недостаточно выпуклый - площадь соприкосновения с пальцем небольшая. Поэтому при прокрутке вам буквально приходится гладить резину корпуса. Такой же недостаток обнаружился и у заднего скроллера, но о нем мы поговорим ниже.

Fujifilm X-T1 без объектива

Верхняя панель буквально загромождена крупными селекторами и кнопками. Ни одна беззеркалка Fujifilm не могла похвастаться таким изобилием. В левой части расположен диск установки ISO, а этажом ниже встроен переключатель режимов протяжки. На левой боковине блока видоискателя посажено колесико диоптрийной коррекции, а на ее вершине - стандартный «горячий башмак». По правую сторону лежит аналогичный левому диск выбора выдержки с переключателем типа экспозамера. На правом краю панели сидит диск ввода экспокоррекции. Кнопка спуска совмещена с рычажком включения камеры, а справа от нее в корпус утоплена кнопка старта видеозаписи. Еще одна небольшая кнопка рядом с диском экспокоррекции отвечает за активацию Wi-Fi.

Все диски селекторов выполнены из алюминия, причем диски выдержки и ISO снабжены фиксаторами положения. Это вообще один из самых спорных элементов эргономики. Фиксация положения полезна в ряде случаев, но управлять таким скроллером в итоге сложнее. Это неудобство проявится особенно ярко при съемке в режиме приоритета выдержки. На наш взгляд, правильнее всего делать скроллеры достаточно тугими, чтобы избежать случайных смещений.

На верхней панели можно заметить отсутствие выделенного переключателя режимов съемки. В топовых камерах Fujifilm смена режима съемки происходит с помощью установки диафрагмы или выдержки в режим «А». На правом склоне псевдопентапризмы находится кнопка переключения экран/видоискатель. Есть возможность полностью отключить дисплей, а видоискатель включать только при срабатывании датчика приближения. Это существенно сэкономит заряд батареи, тем более что основные параметры съемки можно изменять механикой.

Верхняя панель Fujifilm X-T1

На задней панели в глаза бросается в первую очередь крупный видоискатель с внушительным резиновым наглазником. Fujifilm заявляет, что видоискатель X-T1 является самым большим по своей площади среди всех беззеркалок. По субъективным ощущениям его площадь соответствует размерам видоискателей в топовых полнокадровых камерах вроде Nikon D800/D800E . Слева от него располагаются кнопки входа в режим просмотра и удаления снимков. Справа - кнопка блокировки экспозиции, заднее управляющее колесико и отдельная кнопка блокировки автофокуса. Выступ немного мешает работе со скроллером, поскольку слабо выступает за пределы корпуса. Это, как мы уже сказали, вынуждает гладить пальцами корпус и прилагать большее усилие для прокрутки. Мелочь, но надеемся, что компания учтет этот момент при разработке следующих камер.

Справа от дисплея лежат кнопки Focus Assist, Q и Disp/Back. Первая из них запускает различные инструменты для помощи при ручной фокусировке, например, функцию focus peaking. Вторая отвечает за вызов быстрого меню, а третья переключает виды выводимой на дисплей информации. Кнопка ввода и входа в главное меню камеры окружена четырьмя навигационными клавишами без каких-либо подписей. Крайняя правая часть панели прорезинена и в месте прилегания большого пальца имеет заметный выступ для упора.

Левая боковина занята дверцей, за которой скрываются разъемы HDMI и USB, а также 2,5-миллиметровый разъем для подключения внешнего микрофона или устройства дистанционного управления. Противоположная сторона включает в себя отсек для карты памяти. Кстати, Fujifilm X-T1 стала первой цифровой камерой, поддерживающей SD-карты самого современного высокоскоростного класса UHS-II.

Слот для парты памяти на правой боковине Fujifilm X-T1

Отсек для внешних подключений на левой боковине Fujifilm X-T1

На нижней панели в области рукоятки находится батарейный отсек, а рядом с ним - штативная резьба. Для монтажа батарейной ручки имеется специальный разъем, закрытый резиновой заглушкой.

Нижняя панель Fujifilm X-T1

Фотоаппарат выпускается исключительно в черном цвете, по крайней мере, пока что. Габариты камеры составляют 129x90x47 мм, а вес - 440 граммов. Примерно такие же параметры и у ближайшего конкурента, Olympus OM-D E-M1.

Дисплей, видоискатель, интерфейс

Задняя панель Fujifilm X-T1

Отметим, что до сих пор ни одна из камер Fujifilm высшей ценовой категории не имела наклонного экрана. Такими дисплеями оснащались лишь бюджетные беззеркалки.

Видоискатель остался таким же, что и у Fujifilm X-E2, то есть полностью электронным и даже сохранил разрешение 2,36 млн. точек и 100-процентное покрытие кадра. Скорее всего, что Fujifilm приберегла свой гибридный видоискатель для более высокоранговой модели, о которой пока ничего не слышно. В меню можно отключить одновременно и видоискатель и дисплей, что бывает полезным в астрофотографии. Видоискатель снабжен колесиком диоптрийной подстройки и датчиком приближения. Это один из лучших электронных видоискателей, с которыми мы имели дело. По качеству изображения он превосходит аналог в Olympus OM-D E-M1 и субъективно выглядит лучше, чем в Sony A7/A7R. Кроме того, видоискатель в X-T1 имеет рекордно высокую степень увеличения, равную 0,77х, а также довольно небольшую задержку изображения.

Меню практически не изменилось. Были лишь добавлены новые пункты для программирования клавиш. Как уже отмечалось, шесть механических кнопок поддаются перепрограммированию.

Функциональные возможности

Fujifilm X-T1 без изменений заимствовала 16-мегапиксельный сенсор X-Trans CMOS II у Fujifilm X-E2. Такой же сенсор установлен и в Fujifilm X100S. Его главной особенностью, напомним, является не только отсутствие АА-фильтра, но и поддержка гибридной автофокусировки благодаря фазовым датчикам в структуре самой матрицы. Кроме того, RAW-файлы записываются с 14-битным разрешением для более качественной передачи полутонов.

Стандартный диапазон светочувствительности составляет ISO 200-6400, но может быть расширен до ISO 100-51200. Камера позволяет задать минимальную выдержку при работе в режиме Auto ISO, составляющую 1/500 долю секунды. Диск ввода экспокоррекции дает возможность вводить поправки в пределах от -3 до +3 EV. А при съемке видео граничным значением ISO является 6400.

Сенсор X-Trans CMOS и процессор EXR II

Никаких изменений в сравнении с X-E2 не наблюдается и в процессорной части. Здесь установлен уже знакомый чип EXR II. Частота серийной съемки составляет 8 кадров в секунду с активным автофокусом, а глубина буфера достигла 47 кадров в формате JPEG или 23 в формате RAW при условии использования карт памяти класса UHS-II. Съемка с непрерывной фокусировкой и активным Live view понижает показатель скорострельности до трех кадров за секунду, а глубина буфера в данном случае ограничивается объемами карты памяти. Лаг затвора составляет всего пять сотых секунды, а на включение и выключение камеры уходит примерно полсекунды.

Одной из важных особенностей процессора EXR II является алгоритм Lens Modulation Optimizer, устраняющий аберрации и дифракционные эффекты оптики. Реализовано это вот как - камера содержит в памяти данные по каждому совместимому объективу и программно компенсирует искажения с учетом таких данных. Эту функцию при желании можно и отключить, а все возникающие искажения править в дальнейшем вручную в RAW-конвертере.

Затвор фокального типа с вертикальными шторками способен срабатывать на выдержках вплоть до 1/4000 с, а также работать в режиме ручного определения выдержки (Bulb). Строго говоря, 1/4000 cекунды - достаточно длинная выдержка при съемке на открытой диафрагме в яркий солнечный день, причем камера не содержит встроенного нейтрального светофильтра для снижения экспозиции. Сам затвор показался нам шумным, а электронная шторка, как в Lumix GM1 , здесь не предусмотрена. Затвор синхронизируется со вспышкой на выдержках не короче 1/180 с, что является довольно скромным значением на сегодняшний день. Olympus OM-D E-M1 может синхронизироваться на выдержках до 1/320 с.

Нельзя не отметить систему фокусировки Fujifilm, которая сделала скачок вперед буквально за год. Еще недавно фотоаппараты Fujifilm ассоциировались с чрезвычайно медленным автофокусом, скромным набором видеорежимов и отсутствием Wi-Fi. Но с выходом X-E2 и бюджетной X-M1 ситуация резко выправилась. Fujifilm X-T1 имеет 49-точечную систему гибридной фокусировки с функцией слежения за объектом. Благодаря скоростному автофокусу удалось достичь вышеуказанной скорострельности. Кроме того, это одна из немногих камер, предлагающая сразу три инструмента для помощи при ручной фокусировке - функцию focus peaking, увеличение фрагмента кадра, а также инструмент Digital Split Image (подсмотренный, судя по всему, у дальномерных пленочных камер).

Стоит добавить, что скорость фокусировки сильно зависит от того, какой объектив установлен на камере. С комплектным «стеклом» 18-55 мм камера наводится на резкость очень быстро и практически не ошибается. А при использовании объектива 35 мм F1.4 фокусировка становится гораздо медленнее. Наградой за такое неудобство становится прекрасное качество картинки. Это наш любимый объектив для камер Fujifilm, кроме шуток.

Fujifilm X-T1 при своих габаритах не содержит встроенной вспышки, но она все же идет в комплекте. Ее ведущее число составляет 8 м при ISO 100. Прилагаемая вспышка крепится в стандартный «горячий башмак», а для подключения внешних стробов имеется синхроконтакт на передней панели камеры.

Для беззеркалок Fujifilm наличие функции внутрикамерной обработки RAW уже стало стандартом, от которого не отошли и в X-T1. Также здесь в полном составе такие функции, как съемка панорам (2160x9600), набор из десяти эффектов симуляции пленки, восемь художественных фильтров, брекетинг ISO, баланса белого, динамического диапазона и эффектов симуляции пленки, мультиэкспозиция, а также интервальная съемка (с ограничением серии, не более 999 кадров).

Как уже говорилось, Fujifilm X-T1 поддерживает работу с Wi-Fi благодаря встроенному модулю. С помощью смартфона или планшета можно управлять процессом съемки, принимать отснятые изображения, загружать данные в социальные сети и даже присваивать геометки. Набор беспроводных функций здесь далеко не самый богатый, зато все это реализовано интуитивно понятно и просто. Для устройств на базе Android и iOS есть целых два приложения для работы с камерой - Fujifilm Camera App и Fujifilm Camera Remote. Последнее позволяет использовать смартфон в качестве удаленного видоискателя, менять настройки, фокусироваться и даже записывать видео. По сути, Fujifilm Camera Remote включает в себя все функции более старого приложения Fujifilm Camera App. Кстати, Fujifilm X-T1 стала первой камерой, поддерживающей функции дистанционной съемки.

А теперь мы подходим к самому деликатному моменту. А именно - парку совместимой оптики. X-T1 стала первой погодозащищенной беззеркалкой Fujifilm, но выпустить хотя бы пару соответствующих объективов компания попросту не успела. Напомним, Nikon 1 AW1 поступила в продажу одновременно с двумя герметичными «стеклами». Все что осталось Fujifilm, это опубликовать свои планы по выпуску оптики на ближайшие год-два. Защищенные объективы будут иметь маркировку WR и в 2014 году таких моделей выйдет три. Вот как выглядит эта тройка: 18-135 мм F3.5-5.6 R OIS WR, 16-55 мм F2.8 R OIS WR и 50-140 мм F2.8 R OIS WR. Первый зум-объектив будет выпущен в июне нынешнего года. Но, конечно, камера полностью совместима и с обычными, незащищенными объективами, среди которых есть очень качественные экземпляры.

Тестовые снимки, видео, автономная работа

Поcкольку мы уже имели дело с матрицей X-Trans CMOS II, ожидания по поводу уровня шума были довольно высокими. Но несмотря на то, что сенсор здесь такой же, как в X-E2, мы все равно провели тестовую съемку, поскольку результат может зависеть от внутренних алгоритмов обработки изображения. Напомним, что тестовая съемка проводится в темное время суток, при искусственном освещении лампой накаливания 40 Вт. Функции шумоподавления полностью отключаются либо - при невозможности полного отключения - задействуются с минимальной мощностью.

Fujifilm X-T1 @ ISO 100

Fujifilm X-T1 @ ISO 200

Fujifilm X-T1 @ ISO 400

Fujifilm X-T1 @ ISO 800

Fujifilm X-T1 @ ISO 1600

Fujifilm X-T1 @ ISO 3200