Экран, как уже говорилось, трехдюймовый, а его разрешение составляет 460 000 пикселей. Это стало своего рода стандартом для беззеркалок. Но сам факт, что такой крупный экран используется в такой маленькой камере, определенно заслуживает внимания.

Защитное покрытие экрана средней маркости, не подвержено царапинам, на ярком освещении дисплей легко читается. Углы обзора хорошие, но не идеальные. В целом, экран ничем не уступает экранам других беззеркалок.

Функционал камеры

Как уже отмечалось выше, Pentax Q построен на 1/2.33” матрице, которая характерна для компактных камер среднего ценового диапазона и ультразумов. Убедиться в ее размерах очень легко, если снять объектив с байонета. При таких размерах даже маленькая пылинка способна нанести существенный вред изображению. Поэтому фотоаппарат использует механическую стабилизацию для стряхивания пылинок с матрицы. Упавшие частички остаются на специальной клейкой ленте. Но главный плюс системы стабилизации - все установленные объективы становятся автоматически стабилизированными.

Фотоаппарат поддерживает сменные объективы Pentax Q, которых на данный момент выпущено пять. В комплекте с камерой идет фикс-объектив PENTAX 01 Standard prime со светосилой F/1.9 и эквивалентным фокусным расстоянием 47 мм. Это полный миниатюрный аналог «полтинника» для зеркалок. PENTAX 02 Standard zoom F/2.8-4.5 c диапазоном фокусных 28-83 мм - китовый универсальный объектив-штатник. Также имеется рыбий глаз PENTAX 03 Fish eye и два объектива PENTAX 04 Toy Lens Wide и PENTAX 04 Toy Lens Telephoto. Последние стоят значительно дешевле, однако они темнее, и с характерным виньетированием, что само по себе может рассматриваться как художественный прием.

Все объективы очень маленькие, заключены в прочный и легкий магниевый корпус. Маленькие размеры камеры также обусловлены отсутствием механического затвора в корпусе, он электронный.

Pentax Q обладает ND-фильтром, который позволяет снимать при ярком дневном свете и добиваться малой глубины резкости даже со светосильным объективом; как вы помните, он поставляется в китовом наборе и на данный момент - вообще единственный автоматический объектив для этой системы.

Впрочем, глубина резкости даже со светосильным объективом получается не такой небольшой, как на беззеркалках с большими матрицами. Наверное, именно это и послужило причиной добавления программного размытия зоны нерезкости. Получается в основном не очень качественно, и фильтр захватывает резкие участки кадра, которые должны быть в фокусе.

Впечатления от работы

Нас очень порадовало, что вопреки всем сложившимся стереотипам (вполне обоснованным, впрочем), камера при своих маленьких размерах имеет очень развитую систему управления и функциональность. Особенно это очевидно на фоне запутанных механизмов управления беззеркалок тех же Sony NEX.

Самые нужные настройки всегда в зоне доступа, а моментальное переключение в режимы имитации пленки делает фотоаппарат сверхактуальным для определенной категории молодежи. К слову, система навигации фотоаппарата очень похожа на меню зеркалки Pentax K-5 по насыщенности настроек и широте их контроля.

По скорости работы устройство не вырывается вперед в сравнении с компактными камерами, так что здесь беззеркалкам Pentax Q ни разу не конкурент. А вот по широте настроек камера с легкостью обойдет многие беззеркалки, в особенности Olympus и Samsung.

Кстати, у Q можно обнаружить идентичное K-5 меню «панель управления», один из режимов отображения информации на дисплее. Наиболее удобен он при наличии аксессуара - оптического видоискателя.

Слегка расстроила работа аккумулятора, его хватило лишь на 180 фотографий до полной разрядки устройства. Впрочем, если не посвящать слишком много времени просмотру отснятого материала, не пользоваться вспышкой, то можно получить порядка 250-300 снимков. Что, впрочем, все равно нельзя назвать хорошим показателем.

Кроме стандартных цветовых профилей, имеется 11 цифровых фильтров-спецэффектов, и еще 6 дополнительных фильтров доступны из режимов просмотра. Их разнесли, чтобы не вносить в путаницу в работу аппарата.

Фильтры включают в себя режимы HDR, высокого контраста, виньетирования, контроля цвета и искажений. Каждый режим имеет несколько контролируемых параметров. Такая дотошность в деталях оставляет сугубо приятное впечатление.

Давняя и популярная особенность продвинутых камер Pentax - сохранение в RAW последнего кадра серии. Если он вам сильно понравится, всегда можно сохранить RAW-изображение из буфера, даже если съемка велась в JPEG.

Тестовые снимки, видео

Узнав о формате матрицы Pentax Q в момент официального анонса, мы были настроены очень скептически насчет ее «шумовых» характеристик. Однако на практике самые страшные опасения не сбылись. На высоких значениях ISO шум, конечно, сильный. Но на значениях до ISO 800 (в некоторых случаях - до ISO 1600) вполне можно снимать.

20.11.2011

Обзор Pentax Q – тест компактной беззеркальной камеры со сменной оптикой, технические характеристики, функции, отзывы и впечатления, тестовые снимки.

Pentax Q («кью») - самая маленькая в мире системная камера со сменными объективами. Матрица с обратной подсветкой BSI-CMOS разрешения 12 Мп формата 1/2.3” (6.17x4.55 мм), новый байонет Q, корпус из магниевого сплава, монитор 3” разрешения 460000 точек, оптический стабилизатор изображения на сдвиге матрицы и очистка от пыли, встроенная вспышка и разъем для внешней вспышки (также используемый для установки оптического видоискателя), режимы PASM, диапазон чувствительности ISO 125-6400, серийная съемка 5 кадров в секунду, поддержка формата RAW (DNG 12 бит), цифровые фильтры и эффекты, съемка HDR с автосовмещением, Full HD видео (H.264), инфракрасное дистанционное управление (датчики на передней и задней панели).

КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Матрица 12.4 Мп; 4000x3000; 1/2.3” (6.17х4.55 мм)
Объектив Системы Pentax Q, к оэффициент фокусного расстояния 5.53х. На тесте был стандартный фикс-объектив 8.5 мм/1.9, а также широкоугольный 6.3 мм/7.1 Toy Lens Wide и телеобъектив 18 мм/8 Toy Lens Telephoto.
Носитель Карты памяти SD / SDHC / SDXC
Монитор 3.0", 460000 точек
Формат файлов RAW (DNG), JPEG, RAW+JPEG; видео – MPEG-4 (MOV) до 1920х1080p при 30 кадр/с, звук моно
Связь Совмещенный AV-выход/USB, мини-HDMI, ИК ДУ
Габариты

98x58x31 мм (данные производителя, корпус без объектива и выступающих частей)
104x58x35 мм (габариты корпуса, наши измерения)
104x58x57 мм (габариты с объективом 8.5/1.9, наши измерения)

Положение в линейке N/A – Pentax Q – N/A

Беззеркальные системные камеры сегодня выпускает большинство ведущих производителей фототехники – Nikon, Olympus, Panasonic, Pentax, Samsung, Sony. До недавнего времени, говоря о таких камерах, отличительными их особенностями мы называли следующие:

  • отсутствие зеркала и пентапризмы, вследствие чего габариты корпуса существенно меньше, чем у зеркальных камер, однако при этом визирование осуществляется не через оптический видоискатель, а с помощью электронных мониторов;
  • сменные объективы – а значит, возможность установить наиболее подходящий объектив для текущей задачи;
  • крупная матрица, потенциально способная обеспечить более высокое качество изображения, чем небольшие матрицы обычных компактов.

Однако появление модели Pentax Q внесло некоторую путаницу в эту стройную классификацию. Первые два из трех пунктов в отношении нее полностью справедливы; более того, по части миниатюрности Pentax Q бьет все рекорды среди системных камер со сменными объективами (на иллюстрации ниже Pentax Q приведена в одном масштабе с моделью Sony Alpha NEX-5N).

Однако в отношении третьего пункта Pentax Q занимает особое положение – матрица у нее отнюдь не «зеркального» размера. Фактически, матрицы такого формата (1/2.3") используются именно в компактных камерах, причем скорее в младших, нежели топовых, моделях.

Однако если взглянуть даже на краткий перечень технических параметров и возможностей камеры, с которого мы начали этот обзор, то нельзя не испытать к малютке Q уважения. Она уже не кажется похожей на игрушку; все выглядит более чем серьезно. Такое впечатление, что разработчики Pentax сумели уместить в крошечный корпус Q функциональную мощь зеркальной модели K-r, а местами даже и флагманской K-5. Так что давайте не будем спешить с выводами. Технологии производства светочувствительных матриц активно развиваются – быть может, и в плане качества снимков нас ждут приятные сюрпризы?.. Давайте разберемся, как же относиться к этой модели, на первый взгляд столь противоречивой – Pentax Q.

Кстати говоря, название модели Q совпадает с названием нового стандарта Q, в рамках которого на сегодняшний день компания Pentax выпускает пять объективов:

  • PENTAX 01 Standard prime – стандартный фикс 8.5 мм F/1.9 (47 экв.мм)
  • PENTAX 02 Standard zoom – стандартный зум 5-15 мм F/2.8-4.5 (28-83 экв.мм)
  • PENTAX 03 Fish eye – сверхширокоугольный «рыбий глаз» 3.2 мм F/5.6
  • PENTAX 04 Toy Lens Wide – широкоугольный фикс 6.3 мм F/7.1 (35 экв.мм)
  • PENTAX 05 Toy Lens Telephoto – телеобъектив 18 мм F/8 (100 экв.мм)

В двух первых объективах реализован межлинзовый затвор, что обеспечивает синхронизацию встроенной вспышки Pentax Q на самых коротких выдержках (до 1/2000 секунды).

Объективы 03, 04 и 05 имеют фиксированную диафрагму и только ручную фокусировку. Два последних объектива содержат в своем официальном названии слово «Toy» (игрушечный), что, надо полагать, намекает на не самое высокое оптическое качество этих объективов. Стоимость их также невысока.

Виджет от FS

PENTAX Q-S1 + 08 WIDE ZOOM

(фокусное расстояние 3.8mm,эквивалент в 35мм формате: 17mm). Выдержка: 1/30 sec., F3.7, 0.0EV, ISO100, ББ: Лампа накаливания

Исключительная оперативность

Благодаря графическому процессору Q ENGINE, а также оптимизированному алгоритму оцифровки изображений, Q-S1 обеспечивает исключительную оперативность и отзывчивость во время съемки, а время от включения до полной готовности камеры составляет менее одной секунды. Специальный управляющий диск, для которого можно назначить вызов до четырех часто используемых функций, стал еще более универсальным и функциональным. Существует возможность настроить диск на быстрое переключение во время съемки между такими режимами как «Smart Effect», изменение соотношения сторон кадра, быстрого переключения режимов фокусировки AF / MF, подсветки объекта фокусировки и включения нейтрального ND-фильтра.

Высококачественные снимки благодаря сенсору c форм-фактором 1/1.7”

Благодаря КМОП-сенсору размером 1/1.7” с обратной засветкой Pentax Q-S1 может похвастаться высоким качеством изображения. Новый сенсор в сочетании с высокоскоростным графическим процессором Q ENGINE реализует не только высокую чувствительность до ISO 12800 с точным воспроизведением цветовых градаций и текстур на изображениях, но и эффективно сводит к минимуму шум на всех высоких значениях чувствительности ISO. За счет повышенной чувствительности и переработанных алгоритмов в новой модели достигается более уверенная фокусировка на объекте даже при очень низком уровне освещенности EV 0.

Классический высоклассный дизайн

Q-S1 выделяется классическим дизайном, с тщательной проработкой текстуры даже мельчайших деталей, что позволило создать идеальную камеру для повседневных съемок. Индивидуальность фотокамере придают изготовленные из высококачественного алюминия детали: управляющий диск и ручка захвата камеры, в то время как их симметричное расположение обеспечивают удобное использование камеры. Впервые в дизайне фотокамер серии Q была использована синтетическая кожа для передней панели.

Эффективный механизм стабилизации изображения PENTAX SR

Усовершенствованная система стабилизации изображения PENTAX SR (Shake Reduction), снижающая влияние сотрясения камеры на качество получаемых снимков в фотокамере. оснащена самым современным гироскопом. Это позволяет получать резкие изображения без смаза даже при использовании телеобъектива или в помещении с тусклым освещением при съемке без вспышки, или во время пейзажной съемки в сумерках.

Эффективная система очистки матрицы от пыли DR II (Dust Removal II)

Система очистки матрицы от пыли DR II (Dust Removal II) в фотокамере Q-S1 эффективно предотвращает порчу отснятых изображений раздражающими следами пыли, даже если пользователь менял объективы на открытом воздухе. Как в зеркальной камере Pentax K-3 и среднеформатной Pentax 645Z здесь задействован высоэффективный механизм вибрации с частотой ультразвука, который за счет интенсивного движения матрицы стряхивает загрязнение с ее поверхности.

Легкость реализации ваших идей в фотографии


PENTAX Q-S1 + 06 TELEPHOTO ZOOM (фокусное расстояние 45mm, эквивалент в 35мм формате: 207mm). Выдержка: 1/320 sec., F2.8, +0.7EV, ISO100, ББ: Авто, Smart Effect: Яркие краски Интеллектуальный режим Auto Picture и Сюжетные программы

Q-S1 обладает оригинальным фирменным режимом интеллектуального распознавания сюжетов во время съемки - Auto Picture, который автоматически устанавливает текущему сюжету, такому как «Портрет» (Portrait), «Пейзаж» (Landscape), «Макро» (Macro) или другому, наиболее подходящие параметры экспозиции, тонального и цветового баланса. Q-S1 также предлагает использовать 21 сюжетную программу, в том числе «Ночной портрет» (Night Scene Portrait), «Домашний питомец» (Pet) и «Силуэт в контровом свете» (Backlight Silhouette), позволяя даже начинающему фотолюбителю выбрать наилучший режим экспозиции для снимаемого объекта или сцены, используя палитру пиктограмм (вызывается нажатием кнопки Mode).

Простой контроль Bokeh

Функция управления бокэ в Q-S1 позволяет вручную отделить главный объект съемки от фона - автоматика камеры определяет расстояние между объектом съемки и другими объектами в поле зрения и программно применяет эффектное размытие к каждому объекту, не являющемуся важным для сюжета. Функция контроля бокэ позволяет даже начинающему фотографу с легкостью получать снимки с красиво размытым задним или передним планом, наподобие снимкам, сделанным на цифровую зеркальную камеру с большой матрицей.

Набор инструментов для настройки изображений

Функция выбора стиля изображения (Custom Image) для придания снимкам выразительности

Каждый профиль изображения в инструментах Custom Image содержит основные настройки контраста, резкости, тонального и цветового баланса и другие, с их помощью фотограф может подчеркнуть или изменить атмосферу снимка, чтобы в полной мере реализовать свой творческий замысел. В новой модели Q-S1 доступно 11 стилей изображения. Как пример, стиль «Отбеливание» (Bleach Bypass), который часто применяется в кинематографе и придает сюжету особый драматизм.

Цифровые фильтры для создания эффектных снимков

Применение к снимкам цифровых фильтров позволяет задать характер изображения. Q-S1 предлагает пользователю применять цифровые фильтры к готовым снимкам прямо в камере, без использования ПК. При этом 11 из 17 цифровых фильтров, такие как Toy Camera, «Инверсия цвета», «Постеризация» и другие могут применяться и к видеороликам. Причем к одному изображению можно последовательно применить несколько фильтров, создавая при этом более интересные индивидуальные визуальные эффекты.

Функция «Smart Effect» для быстрого доступа к стилям изображений с помощью управляющего диска

Используя специальный управляющий диск, который расположен на передней панели камеры, можно легко и быстро активировать желаемый стиль изображения и мгновенно наблюдать результат будущего снимка или видеоролика на ЖК-экране. Пользователь может выбрать 4 из 9 режимов «Smart Effect» и назначить наиболее понравившиеся ему на управляющий диск. Среди них отметим уникальный эффект «Сияющий цвет» (Brilliant Color), который придает снимкам яркий насыщенный цвет, и «Кросс-процесс» (Cross Process) с ярким и драматичным тонированием.

Функционал для требовательных пользователей

Серьезные творческие режимы управления экспозицией

Кроме автоматических сюжетных программ съемки Q-S1 предлагает и более серьезные режимы съемки, которые используют пользователи больших зеркальных камер. Q-S1 имеет четыре режима управления экспозицией для профессионалов: Программный режим (P), в котором автоматически устанавливается оптимальная комбинация выдержки и диафрагмы; режимы приоритета выдержки (Tv) и приоритета диафрагмы (Av), которые позволяют фотографу самостоятельно управлять выдержкой или диафрагмой; и ручной режим (M) с вспомогательной функцией замера экспозиции дополнительным нажатием «зеленой» кнопки. Q-S1 так же позволяет оперативно переключаться из режима P в режим Av или Tv легким поворотом управляющего диска режимов (фирменный гиперпрограммный режим).

Качественная запись FULL HD видео

Q-S1 способна записывать красочные видеоролики в формате высокой четкости FULL HD (1920 х 1080 пикселей, с частотой 30 кадров в секунду с кодеком H.264) с минимальным уровнем шума. Функция интервальной видеосъемки в HD формате расширяет возможности пользователя и позволяет разнообразить ролики. В распоряжении фотолюбителя расширенный набор инструментов обработки изображений, такие как «Smart Effect»*, редактирование видеозаписей прямо в камере, а также автоматическая** фокусировка во время видеосъемки.

*Частота кадров может меняться в зависимости от выбранных режимов «Smart Effect», требующих нестандартной обработки изображения. ** Этот режим не совместим с серий объективов UNIQUE LENSand и объективом 06 TELEPHOTO ZOOM.

Большой, 3,0” ЖК-экран с широким углом обзора

Q-S1 оснащена ярким ЖК-экраном 3,0” с соотношением сторон 3:2, приблизительно 460 000 точек. Яркий дисплей имеет дополнительное антибликовое покрытие для того, чтобы отчетливо показывать изображения даже в условиях чрезмерного солнечного света, при этом эффективно снижая бликование и отражения на поверхности дисплея. Конструкция экрана изготовлена таким образом, чтобы без труда визировать или просматривать снимки, при этом иметь четкое представление об изображении даже под углом около 170 градусов по горизонтали, вертикали, и диагонали.

Свобода в выборе цветового решения фотоаппарата

Также Pentax Q-S1 предоставляет фотографам замечательную возможность персонализировать свою камеру, заказав на выбор одну из 40 возможных цветовых комбинаций фотоаппарата (из них 4 стандартных). В качестве комбинации можно использовать 5 различных цветов корпуса и 8 возможных цветов ручки.

Цвет корпуса: черный, бронзовый, кристально белый, шампань золотой, светло серебряный. Цвет ручки: черный древесный уголь, кремовый, кармин красный, ярко-желтый, хаки зеленый, королевский синий, бургунди, нежно-розовый.

Спецификации корпуса камеры и объективов идентичны стандартным моделям. Линейка продукции: Комплект с зум-объективом (с 02 STANDARD ZOOM) - цвет объектива черный, а цвет корпуса камеры черный или бронзовый.

Другие особенности


PENTAX Q-S1 + 02 STANDARD ZOOM (фокусное расстояние 5.0mm, эквивалент в 35мм формате: 23mm). Выдержка: 1/13 sec., F2.8, +0.7EV, ISO100, ББ: Ручной 1. Совместимость с SD картами памяти Eye-Fi с беспроводной передачей данных. 2. Высокоскоростная непрерывная съемка до 5 кадров в секунду. 3. Режим HDR с очень широким динамическим диапазоном, с объединением трех фотографий с различной экспозицией в одну. 4. Режим управления балансом белого CTE подчеркивает цветовую доминанту источника освещения в кадре, например, при съемке заката. 5. Режим мультиэкспозиции (до 9 экспозиций в одном кадре) с функцией автоматической компенсации экспозиции 6. ИК-приемники для беспроводного управления спуском затвора с ПДУ расположены на передней и задней панелях камеры. 7. Функция электронного цифрового уровня для проверки горизонтального и вертикального наклона камеры во время съемки со штатива. 8. В комплект поставки входит программное обеспечение Digital Camera Utility 5.

Являются самыми маленькими «беззеркалками». По габаритам их «тушки» соизмеримы с продвинутыми ультракомпактами, да и размеры объективов невелики. Последнее является следствием использования крохотных сенсоров, размером 1/2,3 дюйма, тогда как многие продвинутые «компакты» оборудованы матрицами 1/1,7 либо вовсе 2/3 дюйма. Собственно, именно крохотный сенсор стал причиной неприятия камер многими потенциальными покупателями. Хотя у себя на родине, в Японии, камеры Pentax Q чрезвычайно популярны, но в Стране восходящего солнца имеет место особая любовь к минимализму, которая в остальных частях мира проявляется не слишком-то сильно. Осознав минусы серии, производитель модифицировал свою камеру и увеличил размер сенсора до 1/1,7 дюйма, сохранив при этом ее габариты и тип байонета, а также совместимость со старыми объективами. Стоит отметить, что дальнейший рост сенсора фактически уже невозможен из-за физических ограничений байонета. Площадь сенсора пусть немного, но всё же выросла. Это должно привести не только к уменьшению количества шумов, но и к расширению динамического диапазона. В общем, посмотрим, на что способна окрепшая малышка Pentax Q7 .

⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

Pentax Q7
Сенсор изображения 1/1,7-дюйма, КМОП с обратной засветкой, 12,76 Мп
Эффективное количество точек, Мп 12,4
Формат сохранения изображения Фотокадр : JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (DNG), RAW + JPEG
Видео : MOV (MPEG-4 AVC/H.264)
Диапазон фокусных расстояний Сменный объектив SMC Pentax 1:2.8-4,5 5-15 mm
Размер кадра в пикселях Фотокадр :
до 4000x3000
Видео :
1920x1080, 1280x720, 640x480
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте Автоматическая, 100-12800 с шагом в 1/3 и 1 EV
Диапазон выдержек Минимальное значение при включенном электронном затворе матрицы: 1/8000 с
Минимальное значение при работе затвора объектива: 1/2000 с
Максимальное значение при использовании только электронного затвора матрицы: 2 с
Максимальное значение при работе затвора объектива: 30 с
Длительная выдержка от руки (Bulb) возможна только при работе с затвором объектива
Экспозамер TTL-замер при полностью открытой диафрагме, многосегментный, центрально-взвешенный и точечный режимы экспозамера
Экспокоррекция +/- 3 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка P-TTL выдвижная вспышка, ведущее число 4,9 (при чувствительности 100)
Автоспуск, с 2, 12
Устройство хранения информации SD/SDHC/SDXC
ЖК-дисплей ЖК-дисплей, 7,6 см (3,0 дюйма), разрешением 460 тыс. точек
Видоискатель Нет
Интерфейсы HDMI, USB, AV-выход
Дополнительно Поддержка Eye-Fi
Питание Литий-ионный аккумулятор D-LI68, 3,7 Вт·ч
Габариты, мм 102x58x34
Масса, г 200 (с батареей и картой памяти)
180 (только корпус)

⇡ Комплект поставки и дополнительные опции

Стандартный комплект поставки включает объектив Pentax 02 Standart Zoom 1:2.8-4,5 5-15 mm, USB-кабель, аккумулятор, зарядное устройство, руководство пользователя, диск с программным обеспечением, крышку байонета, две крышки объектива, заглушку «горячего башмака», а также наплечный ремень, простроченный по краям красной ниткой. Последний вызывает небольшое удивление, ведь предусмотрено более ста цветовых решений корпуса, а прострочка ремня во всех модификациях красная. Опционально доступны большой чехол и сумка Multibag для серии Q (белого или чёрного цвета), оптический видоискатель, переходник для установки «взрослых» объективов Pentax K, пульт дистанционного управления Pentax F и HDMI-кабель. Разумеется, также доступны все внешние вспышки Pentax.

⇡ Внешний вид и удобство использования

Внешне Q7 совершенно не отличается от Q10. У них идентичны не только корпусные панели, но и расположение, а также форма всех органов управления. В общем, при схожем цветовом оформлении даже опытный пользователь не отличит новинку от предыдущей модели. А собственно цветовых решений 120, как и у младших зеркалок Pentax K-500 и K-50. Расцветок настолько много, что на сайте производителя даже предусмотрен конфигуратор , где можно выбрать и основной цвет корпуса, и цвет резиновой накладки. Стоит отметить, что для некоторых конфигураций предусмотрена окраска комплектного объектива в основной цвет корпуса, а именно: ярко-жёлтый, чёрный и серебристый. В остальных случаях объектив из комплекта поставки серебристый. Нам же на тестирование была предоставлена ярко-жёлтая камера с чёрными накладками. И, разумеется, с таким же ярко-жёлтым объективом.

В данной расцветке, учитывая миниатюрный размер, камера смотрится особенно забавно. Тем не менее Pentax Q7 довольно удобно лежит в руке, да и объективы очень легкие, так что запястье совершенно не устаёт даже при чрезвычайно длительной работе с камерой. А вот россыпь мелких клавиш может стать большой проблемой для обладателей крупных пальцев. К тому же с камерой совершенно невозможно работать в перчатках, что при съёмке на морозе является существенным недостатком. Камеры серии Q чрезвычайно популярны в Японии, но производятся они всё-таки на Филиппинах.

Спереди находятся байонет объектива, лампа подсветки автофокуса, лицевой приёмник сигналов ИК-пульта дистанционного управления, монофонический микрофон, круглый 4-позиционный переключатель, а также вспышка, которая функционирует и будучи утопленной в корпус, и в выдвинутом положении.

Большую часть тыльной поверхности камеры занимает дисплей, правее которого расположены ещё один приёмник сигналов пульта дистанционного управления, клавиша коррекции экспозиции, а также привычная всем пользователям камер Pentax зелёная клавиша. Там же находятся индикатор готовности камеры и четыре многофункциональные клавиши навигации, объединённые в схематическое кольцо с кнопкой ввода по центру. В нижнем правом углу расположены клавиши смены режима отображения дисплея и входа в основное меню.

По бокам корпуса находятся подпружиненные дверцы — по одной с каждой стороны. Под левой скрывается аккумуляторный отсек, а под правой — слот для карты памяти. Стоит отметить, что у большинства «беззеркалок» этот слот находится на днище камеры под единой дверцей, а отдельный отсек для карт памяти обычно является прерогативой только топовых решений. Впрочем, плюс у такого решения только один — возможность быстрого изъятия карты памяти из установленной на штатив камеры, но, тем не менее, данное достоинство иногда оказывается весьма значимым.

Современную фототехнику Pentax трудно причислить к фотографическому мэйнстриму. Не сумев завоевать популярность среди народных масс, Pentax, тем не менее, регулярно вторгается на рынок фототехники с продуктами и решениями смелыми, но далеко не всегда находящими понимание у потребителя. Одним из таких неоднозначных продуктов по праву можно считать фотоаппарат Pentax Q7, которому и суждено было стать главным героем данного обзора.

Заранее предупреждаю, что вышеназванная камера самим своим существованием попирает традиционные ценности фотографического фетишизма, а обзор содержит элементы хтонического программирования, двусмысленные изображения, снимки небесных тел крупным планом, и - по традиции - ужасающее количество печатных символов. Для наиболее нетерпеливых читателей сообщу: главную задачу, ради которой я рискнул потратить 279 условно-зелёных единиц, камера решила в полном объёме и наилучшим образом, за прочими же подробностями добро пожаловать в обзор.

Что интересно, к видео можно применять те же визуальные эффекты, что и к фотоснимкам, поэтому ничто не мешает снимать видео, к примеру, в чёрно-белом режиме.

Гораздо больший интерес представляет режим цейтраферной съёмки, в новомодных источниках именуемой «таймлапс». Цейтраферная съёмка, конечно же, может быть выполнена и в «обычных» фотографических режимах, однако если вы хотите просто получить видеоролик, не углубляясь ради этого в изучение стороннего ПО, данный режим вполне может вам пригодиться. Для его активации нужно нажать кнопку выбора режима протяжки, активировать последний пункт, задать задержку съёмки, промежуток между кадрами и продолжительность съёмки (не итогового ролика!), после чего можно нажимать на кнопку спуска. После окончании съёмки камера выключается автоматически.

Съёмка цейтраферного видео производится в формат MotionJPEG и с существенно более высоким качеством, чем у обычного видео: если «разобрать» ролик на кадры, их вполне можно использовать как отдельные фотоснимки. К сожалению, режим цейтраферной съёмки тоже не лишён недостатков. Прежде всего, это невозможность управлять выдержкой, диафрагмой и чувствительностью. Из всех инструментов вам доступна лишь экспокоррекция в пределах ±2Ev. В результате при изменении яркости сцены неизбежно появляется «мерцание», которое приходится устранять в видеоредакторе.

Стоп-кадр из цейтраферного видео (без пережатия)


Кроме того, видео в данном режиме записывается с частотой 15 кадров, причём каждый из кадров дублируется три раза. То есть реальная частота кадров видеоролике - 5 кадров в секунду, отчего любое движение в кадре становится «дёрганым». Пришлось взять VirtualDub и поднять fps до 60 к/с, после чего видео стало выглядеть более плавным.

Третий недостаток этого режима - слишком длинный минимальный интервал между кадрами. Три секунды в некоторых случаях (например, при съёмке оживлённой улицы) это почти вечность, и если бы были доступны интервалы в 0.5 и 1 секунду, область применения этого режима бы значительно расширилась.

Теперь поговорим о главном, то есть о том, как эта фотокамера снимает. Доставшийся мне с камерой объектив «02 Standard Zoom 5-15» продемонстрировал обычную для объективов этого уровня резкость, немного уступив комбинации Sony NEX-5 + SEL-1855. При этом объектив страдает обычной для недорогой оптики проблемой с неравномерностью разрешения по полю: в центре она вполне хорошая, но по краям заметно проседает. Кроме того, объектив обладает отрицательной (бочкообразной) дисторсией, которая сильно выражена на минимальном фокусном расстоянии, присутствует на средних и исчезает только когда кольцо зума выкручено на максимум.

Демонстрация дисторсии и разрешения по полю. ISO 100, диафрагма 2.8, F=5мм (широкий угол), конвертация из RAW в Capture One 9.0.3, шумоподавление отключено.


Если мерилом качества считать зашумлённость изображения, то «водораздел» проходит по границе ISO 400. На ISO 100 и 200 картинка с камеры чистая и не вызывает отторжения, на ISO 800 цифровой шум уже трудно игнорировать и для улучшения визуального восприятия такие снимки желательно уменьшить в 2 раза, а чувствительности выше ISO 1600 я считаю непригодными к употреблению.

ISO 1600, выкадровка из центра. Конвертация из RAW в Capture 9.0.3, шумоподавление отключено.

Внутрикамерный JPEG на низких значениях ISO удовлетворителен, на высоких - ужасен. Однако если снимать в формате RAW, не поднимать чувствительность выше ISO 200 и подвергнуть отснятые кадры минимальной обработке, их вполне реально печатать форматом А4, чего для домашнего фотоальбома или демонстрации в интернете (за исключением фотофетишистских сайтов) более, чем достаточно.

Единственным достоинством камерного JPEG"а можно считать размер файла и скорость записи на карту памяти. Снимок в формате JPEG, в зависимости от сюжета, имеет объём 3-5 мегабайта, в то время, как каждый кадр с «сырыми» данными тянет на 18 мегабайт. RAW-файлы у Pentax Q7 несжатые и записываются в формате DNG, понятном большинству современных конвертеров. Лично я для обработки «сырых» файлов с этой камеры остановился на Capture One 9, «выжимающем» из снимка максимум резкости и детализации и обеспечивающем реалистичную цветопередачу.

На этом краткий рассказ о самой камере я закончу и перейду к самой главной части обзора, повествующей о том, как я применил камеру для лунно-солнечной астрофотографии и насколько хорошо она себя показала в тех задачах, ради решения которых была приобретена.

Разумеется, нельзя просто взять, прикрутить фотоаппарат к телескопу и тут же начать снимать. Для этого одновременно с камерой был заказан ИК-пульт дистанционного управления JJC ценой 9.99 австралийских долларов и переходник Kipon T2-PQ за $15. Переходник, как вы понимаете, был необходим, чтобы сопрячь камеру с телескопом, а дистанционка используется для того, чтобы избежать сотрясения камеры, неизбежно возникающего при нажатии на кнопку спуска.

Пульт приехал на следующий же день после камеры и в жизни оказался даже симпатичнее, чем на фото продавца.

Пульт JJC IR-p1 в упаковке...

… и без неё

Изготовлен он из пластика с покрытием софт-тач, кнопки пульта работают с чётким кликом, что выгодно отличает его от дешёвых пультов «мембранным» механизмом, где факт нажатия не ощущается. Та из кнопок, что отмечена буквой «S», спускает затвор; назначение второй, маркированной как «W/T» установить не удалось, поскольку камера на её нажатие никак не реагирует.

Питается пульт от батарейки CR2032, входящей в комплект поставки. «Дальнобойность» пульта со свежей батарейкой - не менее 6 метров, когда пульт находится спереди камеры, и всего 5-10 сантиметров, если используется датчик на задней стороне камеры. Кроме того, к пульту прилагался пластиковый держатель и карабинчик, чтобы закрепить пульт на поясе или повесить на фоторюкзак.

Переходник задержался в пути, что было очень печально: из-за неторопливости китайской почты я пропустил съёмку молодого месяца и появление гигантского пятна на Солнце. Прождав четыре недели, я уже начал беспокоиться, что мой переходник и вовсе затерялся где-то среди бескрайних российских просторов. Однако спустя пять недель со дня заказа, я всё же обнаружил в почтовом ящике долгожданное извещение и уже назавтра последняя из деталей, необходимых для осуществления грандиозного плана, была в моих руках.

Переходник KIPON T2-P/Q

Далее из подручных средств, а именно - переходника с «окулярной» посадки 2" на резьбу T2, трубки от набора для окулярной проекции и свежеприбывшего переходника была собрана конструкция вопиюще фаллической наружности:

Без комментариев

Несмотря на вызывающий внешний вид, назначение агрегата самое что ни на есть безобидное: нижняя часть вставляется в фокусер телескопа, а на верхнюю, оборудованную байонетом PQ, надевается фотокамера.

По издавна сложившейся традиции приобретение и получение любых астрономических аксессуаров у нас неизбежно ознаменовано плохой погодой. Так случилось и на этот раз, поэтому испытания новой астрофотографической конструкции пришлось проводить по наземным объектам, то есть по крыше соседнего дома.

Демонстрация недостаточного контраста. Исходный снимок уменьшен в три раза.

Первые же эксперименты показали, что, во-первых, кривизна поля телескопа, отмеченная мною ранее, при съёмке на маленькую матрицу никак себя не проявляет. Во-вторых, колебания воздуха влияют на качество изображения ещё сильнее, чем при съёмке на NEX-5, однако в моменты максимального успокоения атмосферы резкость изображения становится вполне удовлетворительной. И, в-третьих, контраст изображения оказался понижен; на снимке этого не видно, но лишь потому, что я принудительно подтянул контраст в Photoshop"е. А вот когда я попытался снять дрозда, усевшегося на ветку метрах в тридцати от моей лоджии, не помог и Фотошоп.

Дрозд-рябинник

Осмотрев конструкцию на просвет, я нашёл вероятный источник проблемы: гладкие внутренние поверхности переходников блестят, отражая часть падающего света на сенсор камеры, поэтому следующим усовершенствованием будет приобретение чёрной бархатной самоклеящейся ленты и оклеивание ей переходников изнутри.

Однако борьбой за контраст я решил заняться позже, а до тех пор снимать тем, что есть. И ближайшая возможность осуществить это представилась мне 20 апреля, за день до полнолуния. Вечер обещал быть безоблачным, поэтому я заранее проветрил лоджию и охладил телескоп до наружной температуры. Оставалось лишь выждать, когда Луна поднимется на 40 градусов над горизонтом и можно было приступать к съёмкам.

Перед астросъёмкой

В процессе фокусировки обнаружился неприятный эффект, о котором инструкция к фотоаппарату умалчивала: при выводе изображения на экранчик камера использует не те настойки, которые выставлены на камере, а включает «искусственный интеллект», пытающийся подогнать яркость картинки под какие-то одному Пентаксу ведомые критерии. Лишь выставив точечный экспозамер и привязав его к центру кадра, я смог привести картинку к более-менее реалистичному виду (то, что экспозамер вообще влияет на картинку в ручном режиме это, конечно, нонсенс) и навестись на резкость.

Кроме того, более пяти лет пользуясь камерами с поворотным экранчиком, я успел позабыть, как может быть неудобно, когда его нет. Однако Pentax Q7 напомнил мне об этом: когда Луна поднялась над горизонтом на нужную высоту, мне пришлось сесть на пол, чтобы смотреть на экранчик, не изгибая шею буквой «зю».

Зато режим скоростной съёмки по команде с пульта показал себя с лучшей стороны. Первые несколько кадров камера снимала со скоростью 1.5 кадра в секунду, после чего «захлёбывалась» и снижала темп примерно в два раза. Причём со старинной двухгигабайтной картой Transcend 6-го класса камера успевала сделать 7 кадров прежде, чем снизить скорость съёмки, а на новой 32-гигабайтной SanDisk с заявленной скоростью записи 45 мегабайт в секунду начинала «тормозить» уже после шестого кадра.

В итоге я приноровился снимать серии по 7-8 кадров, после чего поворачивал телескоп вслед за Луной, которая за это время успевала заметно сместиться в кадре. Расход энергии при скоростной съёмке оказался значительно ниже ожидаемого: с полностью заряженным аккумулятором мне удалось за три сессии отснять более 600 кадров, и после этого камера показывала, что в батарее осталась ещё примерно треть заряда.

«Просеяв» вручную 220 кадров с Луной, я отобрал из них 25 лучших, сложил в Autostakkert 2 и подверг тщательной обработке. Результатом моих трудов стало следующее фото:

Луна. Такой я её ещё не фотографировал.


Получив весьма положительные результаты лунной съёмки, я решил взяться за съёмку солнечную. Однако, надев на телескоп и наведя его на Солнце утром 22 апреля, я обнаружил, что снимать совершенно нечего - на всей видимой поверхности Солнца не было ни единого пятнышка. Однако уже 23 апреля в левой части солнечного диска появилось средних размеров одиночное пятно, а 24 апреля к нему добавилась цепочка мелких пятен справа. Упустить такую возможность я, конечно, не мог, и снова взялся за телескоп.

Оказалось, что съёмка Солнца тоже имеет свои хитрости, связанные с всё тем же «искусственным интеллектом» камеры, пытающимся улучшить изображение на экране до полной непригодности. На этот раз камера превратила Солнце в блеклый красный диск, на котором солнечные пятна выглядели неконтрастно, и фокусироваться по ним было сущим мучением.

Тут на помощь пришли те самые «художественные фильтры», которые на изображение в RAW никак не влияют, зато картинку на экране камеры меняют кардинально. Стоило мне назначить на «единичку» фильтр «Bold Monochrome» и активировать его, как диск Солнца сразу стал ярче, а пятна - контрастнее. После этого наведение на резкость перестало быть проблемой.

Отсняв 330 кадров с Солнцем, я привычно отправил 300 из них в корзину, а оставшиеся подверг выравниванию, обрезке, сложению и постобработке. И в итоге получил вот такую симпатичную картинку, показывающая солнечные пятна во всей их скромной красе:

Из Солнца выползал червячок...


Несколько дней спустя я повторил солнечную съёмку. За это время большое одиночное пятно успело сместиться, на солнечном диске высыпало множество мелких пятнышек, а кое-где по краям вполне отчётливо наблюдались факельные поля.


Солнечные съёмки также определённо увенчались успехом, поэтому я счёл возможным от экспериментов и опытной эксплуатации перейти к подведению итогов. Главные достоинства и недостатки камеры распределились следующим образом:

  • Компактность и малый вес
  • Возможность смены объектива
  • Стабилизация изображения сдвигом сенсора
  • Съёмка в формате RAW
  • Развитые возможности скоростной и цейтраферной съёмки
«ПРОТИВ»
  • Заметный цифровой шум на ISO 800 и выше
  • Низкое качество съёмки видео
  • Отсутствие поворотного экрана
  • Малый выбор «родной» оптики и сомнительные перспективы системы Pentax Q
В общем, Pentax Q7 - одна из самых неоднозначных камер, которыми мне доводилось пользоваться. С одной стороны, размеры корпуса и матрицы неизбежно приводят к не самой удачной эргономике, малому количеству снимков с одной зарядки, цифровому шуму на снимках и необходимости тщательно контролировать кадр, поскольку размазать ненужные детали в полное бокэ здесь не получится.

С другой стороны, в Q7 присутствуют функции, характерные для «продвинутых» камер: сменные объективы, съёмка в формат RAW и внутрикамерная его обработка, «горячий башмак» для внешней вспышки, питание от сети, два датчика дистанционного управления, широкие возможности в плане автоматизации цейтраферной съёмки.

Лично я приобретал Pentax Q7 прежде всего для целей астрофотографии, и в этой области обозреваемая камера мои ожидания полностью оправдала. Поэтому я могу рекомендовать его любителям фотографических экспериментов и тем, кому необходима недорогая камера для установки на телескоп, подзорную трубу, микроскоп или другой оптический прибор. И, конечно же, его можно использовать в качестве продвинутой компактной камеры, позволяющей получить более качественные снимки по сравнению с обычными «мыльницами».

Планирую купить +16 Добавить в избранное Обзор понравился +162 +267