Джо́зеф А́ддисон (англ. Joseph Addison; 1 мая 1672 - 17 июня 1719) - публицист, драматург, эстетик, политик и поэт, который стоял у истоков английского Просвещения. Аддисон оспаривает у Ричарда Стила и Даниэля Дефо звание первого журналиста в истории Европы. Помимо журнальных статей и политических стихов, его перу принадлежит популярная в XVIII веке трагедия «Катон» (1713).

Молодые годы
Отличие Аддисона от других литераторов начала XVIII века состояло в том, что он принадлежал к элите английского общества не только по дарованию, но и по рождению и воспитанию. Его отец Ланселот Аддисон - настоятель соборов в Личфильде и Ковентри. В школе Аддисон близко сошёлся со сверстником, Ричардом Стилом, который станет его соавтором на протяжении большей части жизни.
Последние годы XVII столетия Аддисон провёл в Оксфорде, где сначала учился, а потом преподавал сам. Там сохранилась аллея Аддисона, по которой любил прогуливаться литератор. Его стихотворное послание к королю Вильгельму (1695) обратило на него внимание лорда-хранителя печати и графа Галифакса - двух влиятельных представителей партии вигов.
При финансовой поддержке своих покровителей Аддисон предпринял в 1699-1704 гг. продолжительное путешествие по Европе. Во время пребывания в Италии Аддисон направлял на родину стихотворные послания и заметки в прозе. Опубликованному в 1697 г. драйденовскому переводу «Георгик» Вергилия было предпослано вступительное слово Аддисона.

На правительственной службе
По возвращении в Лондон (1704) Аддисон был принят в члены литературно-политического кружка вигов (Kit-Cat Club), в который помимо его покровителей входили видные драматурги Уильям Конгрив и Джон Ванбру. В августе до Лондона дошли новости о великой победе герцога Мальборо под Бленгеймом. Аддисон отозвался на известие восторженной одой, которая получила высокую оценку в кругах вигов и доставила автору лестное предложение занять в правительстве синекуру, ставшую вакантной после смерти Джона Локка.
Когда в мае 1705 г. виги одержали победу на выборах, перед Аддисоном открылись новые перспективы. Он занял пост заместителя государственного секретаря и возобновил знакомство со Стилом. Последнему он не только помогал при написании пьесы «Нежный муж», но и обеспечил для него место издателя правительственной «Лондонской газеты». В 1708 г. он избрался в парламент, однако на исходе года отбыл в Ирландию в качестве секретаря ирландского наместника графа Уортона.

«Tatler» и «Spectator»
Во время пребывания Аддисона в Ирландии его товарищ Стил стал трижды в неделю выпускать сатирико-нравоучительный журнал «Tatler» («Болтун»), призванный представлять лондонской публике наглядные примеры джентельменского поведения и хорошего вкуса. Аддисон время от времени пересылал Стилу для публикации собственные материалы, а после возвращения в Лондон зимой 1709 г. взял на себя бремя сочинения всех публиковавшихся в «Татлере» статей.
Издание журнала продолжалось до конца 1710 года. После поражения вигов на выборах Аддисон распределял своё время между парламентской деятельностью и общением с завсегдатаями клуба «Кит-кэт», среди которых ему в этот период был особенно близок Джонатан Свифт (впоследствии он перешёл в стан тори). Успех «Татлера» вдохновил Стила и Аддисона на издание нового журнала в том же духе. На этот раз инициатива принадлежала Аддисону, который видел задачу издания в том, чтобы «вывести Просвещённость из чуланов и библиотек, школ и университетов и поселить её в клобах и ассамблеях, в кофейнях и за чайными столиками».
Этот модный журнал, выходивший под названием «Spectator» («Наблюдатель», «Зритель») практически ежедневно с марта 1711 по декабрь 1712 г., представлял читателям не только политические новости, литературные новинки, обзоры последних веяний в мире моды, но и серьёзные критические разборы. Издатели стремились не столько потакать вкусам публики, сколько возвышать их уровень. Перед читателями «Наблюдателя» проходили галереи модных чудаков, сопровождаемые забавными карикатурами. Особенным успехом пользовались еженедельные эссе Аддисона о мильтоновском «Потерянном рае» - произведении, в то время почти забытом.
Ежедневно по Лондону расходилось до 3000 экземпляров «Наблюдателя», что по тем временам было рекордом, а после закрытия журнала его 555 номеров были переизданы в семи книжках. В 1714 г. Аддисон при содействии двух помощников сочинил и издал ещё 80 номеров «Наблюдателя». На протяжении всего XVIII века издание Аддисона и Стила оставалось образцом общественно-публицистического журнала - ему подражали во Франции, России и других уголках Европы.

Последние годы
В апреле 1713 г. королевский театр Друри-Лейн поставил трагедию Аддисона «Катон». Постановка наделала много шума и не сходила с английских подмостков до конца столетия. «Катона» подняли на свой щит как тори, так и виги: первые видели в выведенной Аддисоном фигуре Цезаря воплощение удачливого, но опасного для страны полководца, то есть Мальборо; вторые восхваляли фигуру Катона как защитника национальных свобод от тирании иноземных нравов.
Смерть королевы Анны в 1714 году создала предпосылки для возвращения Аддисона к государственной деятельности. До приезда из Ганновера будущего Георга I Аддисон исполнял обязанности секретаря при регентах, а в 1717 г. был назначен государственным секретарём. Женившись на вдове графа Уорика, Аддисон водворился в её роскошной кенсингтонской резиденции Холланд-хаус.
В связи с новыми обязанностями литературная деятельность Аддисона пошла на спад, а его отношения с соратниками по издательской деятельности стали портиться. Комедия «Барабанщик» была поставлена в Друри-Лейн на условиях анонимности автора. В первой половине 1716 г. Аддисон публиковал свои эссе на политические темы. Со Стилом он рассорился из-за билля о правах пэрства, меж тем как язвительный сатирик Поуп вывел его в самом неприглядном виде в своём стихотворном «Послании доктору Арбутноту» (известном русскому читателю по переложению И. И. Дмитриева).
Джозеф Аддисон умер в Лондоне в возрасте 47 лет. Похоронили его в Вестминстерском аббатстве подле могилы лорда Галифакса. Похвалы доктора Джонсона, которых удостоились эссе Аддисона, посмертно возвели его в число самых авторитетных и, по оценке Британской энциклопедии, влиятельных мастеров англоязычной прозы.

Цитаты:

Самое важное и самое трудное для мощного духа - это уметь сдерживать себя: пруд спокойно стоит в долине, но чтобы сдерживать его, нужны горы.

Скромность - это не только орнамент, но и страж добродетели.

Титулы и слава предков придают блеск имени, носимому с достоинством, но делают еще более презренным опозоренное имя.

Нескромный человек часто опасней, чем злой, ибо последний нападает только на своих врагов, тогда как первый причиняет вред своим врагам и своим друзьям.

Неудивительно, что большое количество знаний, не будучи в силах сделать человека умным, часто делает его тщеславным и заносчивым.

Ничего люди не принимают с таким отвращением, как советы.

Павлин в своем блеске не выставляет напоказ столько цветов, сколько можно насчитать в праздничном наряде англичанки.

При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.

Уверенность в том, что ты любим, смягчает страдания разлуки. Последнее «прости» даже теряет свою горечь, когда в нем еще слышится отзвук любви.

Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться.

Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела.

Когда я вижу эти столы, покрытые яствами, мне чудится, что за каждым из них прячется, как в засаде, подагра, водянка, лихорадка и множество других болезней.

Молчание иногда более многозначительно и возвышенно, чем самое благородное и самое выразительное красноречие, и во многих случаях свидетельствует о высоком уме.

Наименее шумливая, наиболее скромная дружба часто наиболее полезная. Поэтому я предпочел бы сдержанного друга не в меру усердному.

Гордость происходит от недостаточного размышления и незнания самого себя.

Зачем говорить мне, что мое счастье не более как греза? Если даже оно греза, пусть дадут мне ею насладиться.

Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели.

Брак отличается той особенностью, что с ним прекращается поклонение идолу. Когда мужчина ближе присматривается к своей богине, она снова становится простой женщиной.

В беседах с глазу на глаз между близкими друзьями мудрейшие люди очень часто высказывают весьма слабые суждения, потому что разговор с другом - это то же самое, что мысли вслух.

Джозеф Аддисон - английский писатель и государственный деятель.


Джозеф Аддисон родился 1 мая 1672 в Милстоне (графство Уилтшир), в семье священника. В 1683 его отец стал настоятелем собора в Личфилде, и Джозеф поступил в местную школу латинской грамматики.

В 1686 был принят в Чартерхаус-скул в Лондоне, где познакомился с Р.Стилом. С 1687 по 1699 учился в Оксфордском университете, сначала в Куинз-колледже, затем в Модлин-колледже. В 1691 стал бакалавром, в 1693 магистром. В 1698 поступил в аспирантуру Модлин-колледжа.

Аддисон приобрел известность как ученый и поэт, завязал дружбу с Д.Драйденом и У.Конгривом. В 1699, готовясь к дипломатической службе, получил королевский грант в 200 фунтов для поездки на континент и с 1699 по 1703 путешествовал по Европе.

В 1704, вернувшись в Англию, сочинил по заказу правительства поэму Поход (Campaign) в честь победы в Бленхеймском сражении. В том же году был назначен в комиссию по апелляциям, а годом позже занял место помощника государственного секретаря и опубликовал Путешествие по Италии (Travels in Italy). В 1706 сопровождал графа Галифакса в Ганновер с важной дипломатической миссией. В 1707 на сцене была поставлена опера Аддисона Розамунда (Rosamond), не имевшая успеха.

В 1708 Аддисон был избран в парламент и с 1708 по 1710 занимал пост главного секретаря ирландского наместника. К этому же времени относятся его статьи в журнале «Болтун» («The Tatler»), который с апреля 1709 стал выпускать его друг Стил. «Болтун» выходил трижды в неделю и оставался преимущественно журналом Стила, хотя Аддисон написал для него более 40 очерков.

После закрытия «Болтуна» Аддисон и Стил начали с 1 марта 1711 выпускать гораздо более известный журнал «Зритель» («The Spectator»), выходивший шесть раз в неделю. Пожалуй, наибольшим успехом в «Зрителе» пользовались очерки, посвященные сэру Роджеру де Коверли и его друзьям, при этом оба автора затрагивали самые разные темы: литературную критику, общественные нравы, религию, мораль и даже моду. До 6 декабря 1712, когда журнал прекратил существование, вышло 555 его номеров. Аддисон сочинил для «Зрителя» 274 очерка, которые подписывал одной из четырех букв C.L.I.O., составлявших имя музы истории. 18 июня 1714 он возобновил выпуск «Зрителя» уже без участия Стила, журнал выходил дважды в неделю до 20 декабря, однако прежним успехом не пользовался.

В 1713 Аддисон написал 53 очерка для журнала «Опекун» («Guardian»), который Стил начал выпускать вместо «Зрителя». В апреле того же года была поставлена классическая трагедия Аддисона Катон (Cato), которая шла с огромным успехом отчасти из-за содержавшихся в ней политических намеков. В 1715, после якобитского мятежа, Аддисон основал выходивший дважды в неделю журнал «Фригольдер» («Freeholder», 23 декабря 1715 29 июня 1716), высмеивавший якобитов. В 1716 в театре «Друри-Лейн» была анонимно поставлена его комедия Барабанщик (The Drummer), не имевшая успеха. В том же году он женился на Шарлотте, графине Уорик, за которой ухаживал почти двенадцать лет.

В 1717 Аддисон достиг вершины политической карьеры, став министром и членом Тайного совета. Незадолго до смерти он вступил в злополучный спор со Стилом по поводу проходившего в парламенте билля о пэрстве. Стил сочинил против билля памфлет Плебей (The Plebeian), Аддисон ответил памфлетом Старый виг (The Old Whig).

Умер Аддисон у себя в Холланд-Хаусе (Лондон) 17 июня 1719. Похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Молодые годы

Отличие Аддисона от других литераторов начала XVIII века состояло в том, что он принадлежал к элите английского общества не только по дарованию, но и по рождению и воспитанию. Его отец Ланселот Аддисон - настоятель соборов в Личфильде и Ковентри . В школе Аддисон близко сошёлся со сверстником, Ричардом Стилом , который станет его соавтором на протяжении большей части жизни.

Последние годы XVII столетия Аддисон провёл в Оксфорде , где сначала учился, а потом преподавал сам. Там сохранилась аллея Аддисона , по которой любил прогуливаться литератор. Его стихотворное послание к королю Вильгельму (1695) обратило на него внимание лорда-хранителя печати и графа Галифакса - двух влиятельных представителей партии вигов .

При финансовой поддержке своих покровителей Аддисон предпринял в 1699-1704 гг. продолжительное путешествие по Европе . Во время пребывания в Италии Аддисон направлял на родину стихотворные послания и заметки в прозе. Опубликованному в 1697 г. драйденовскому переводу «Георгик » Вергилия было предпослано вступительное слово Аддисона.

На правительственной службе

По возвращении в Лондон (1704) Аддисон был принят в члены литературно-политического кружка вигов (Kit-Cat Club ), в который помимо его покровителей входили видные драматурги Уильям Конгрив и Джон Ванбру . В августе до Лондона дошли новости о великой победе герцога Мальборо под Бленгеймом. Аддисон отозвался на известие восторженной одой, которая получила высокую оценку в кругах вигов и доставила автору лестное предложение занять в правительстве синекуру , ставшую вакантной после смерти Джона Локка .

Когда в мае 1705 г. виги одержали победу на выборах, перед Аддисоном открылись новые перспективы. Он занял пост заместителя государственного секретаря и возобновил знакомство со Стилом. Последнему он не только помогал при написании пьесы «Нежный муж», но и обеспечил для него место издателя правительственной «Лондонской газеты». В 1708 г. он избрался в парламент, однако на исходе года отбыл в Ирландию в качестве секретаря ирландского наместника графа Уортона.

«Tatler» и «Spectator»

Во время пребывания Аддисона в Ирландии его товарищ Стил стал трижды в неделю выпускать сатирико-нравоучительный журнал «Tatler » («Болтун»), призванный представлять лондонской публике наглядные примеры джентельменского поведения и хорошего вкуса. Аддисон время от времени пересылал Стилу для публикации собственные материалы, а после возвращения в Лондон зимой 1709 г. взял на себя бремя сочинения всех публиковавшихся в «Татлере» статей.

Издание журнала продолжалось до конца 1710 года. После поражения вигов на выборах Аддисон распределял своё время между парламентской деятельностью и общением с завсегдатаями клуба «Кит-кэт», среди которых ему в этот период был особенно близок Джонатан Свифт (впоследствии он перешёл в стан тори). Успех «Татлера» вдохновил Стила и Аддисона на издание нового журнала в том же духе. На этот раз инициатива принадлежала Аддисону, который видел задачу издания в том, чтобы «вывести Просвещённость из чуланов и библиотек, школ и университетов и поселить её в клобах и ассамблеях, в кофейнях и за чайными столиками».

Этот модный журнал, выходивший под названием «Spectator» («Наблюдатель», «Зритель») практически ежедневно с марта 1711 по декабрь 1712 г., представлял читателям не только политические новости, литературные новинки, обзоры последних веяний в мире моды, но и серьёзные критические разборы. Издатели стремились не столько потакать вкусам публики, сколько возвышать их уровень. Перед читателями «Наблюдателя» проходили галереи модных чудаков, сопровождаемые забавными карикатурами . Особенным успехом пользовались еженедельные эссе Аддисона о мильтоновском «Потерянном рае » - произведении, в то время почти забытом.

Ежедневно по Лондону расходилось до 3000 экземпляров «Наблюдателя», что по тем временам было рекордом, а после закрытия журнала его 555 номеров были переизданы в семи книжках. В 1714 г. Аддисон при содействии двух помощников сочинил и издал ещё 80 номеров «Наблюдателя». На протяжении всего XVIII века издание Аддисона и Стила оставалось образцом общественно-публицистического журнала - ему подражали во Франции, России и других уголках Европы.

Последние годы

Холланд-хаус, где умер Аддисон.

В апреле 1713 г. королевский театр Друри-Лейн поставил трагедию Аддисона «Катон». Постановка наделала много шума и не сходила с английских подмостков до конца столетия. «Катона» подняли на свой щит как тори, так и виги: первые видели в выведенной Аддисоном фигуре Цезаря воплощение удачливого, но опасного для страны полководца, то есть Мальборо; вторые восхваляли фигуру Катона как защитника национальных свобод от тирании иноземных нравов.

Джозеф Аддисон умер в Лондоне в возрасте 47 лет. Похоронили его в Вестминстерском аббатстве подле могилы лорда Галифакса. Похвалы доктора Джонсона , которых удостоились эссе Аддисона, посмертно возвели его в число самых авторитетных и, по оценке Британской энциклопедии , влиятельных мастеров англоязычной прозы.

Литература

  • Peter Smithers, The Life of Joseph Addison , 2nd ed. (1968).
  • Robert M. Otten, Joseph Addison (1982).
  • Edward A. Bloom and Lillian D. Bloom (eds.), Addison and Steele: The Critical Heritage (1980).
  • Лазурский В., Сатирико-нравоучительные журналы Стиля и Аддисона , т. I, Одесса, 1909.
  • Вильям Джон Куртоп , Addison (1884)

Категории:

  • Драматурги Великобритании
  • Журналисты Великобритании
  • Английские поэты
  • Эссеисты Великобритании
  • Родившиеся в 1672 году
  • Умершие в 1719 году
  • Выпускники Оксфордского университета
  • Похороненные в Вестминстерском аббатстве

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аддисон, Джозеф" в других словарях:

    - (Addison) Аддисон, Джозеф (Addison, Joseph) (1672 1719) Английский поэт, сатирик, ученый, политик. Родился 1 мая 1672 в Эймсбери. В 1709 1711 принимал участие в издании просветительского журнала Болтун (Tattler). В 1711 14 совместно с Р. Стилом …

    - (Addison, Joseph) ДЖОЗЕФ АДДИСОН (1672 1719), английский писатель и государственный деятель, соавтор Р.Стила по журналу Зритель. Родился 1 мая 1672 в Милстоне (графство Уилтшир), в семье священника. В 1683 его отец стал настоятелем собора в… … Энциклопедия Кольера

    - (Addison) (1672 1719), английский писатель. Принимал участие в издании просветительского журнала «Болтун» (1709 1711), «Зритель» (1711 1714); заложил основы нравоописательского эссе и реалистического романа XVII в. «Катон» (1713) единственная в… … Энциклопедический словарь

    Аддисон (Addison) Джозеф (1.5.1672, Эймсбери, ‒ 17.6.1719, Лондон), английский писатель, просветитель. Автор трагедии в стиле классицизма «Катон» (1713). Совместно с Р. Стилом издавал журнал «Спектейтор» («The Spectator»), «Гардиан» («The… … Большая советская энциклопедия

    АДДИСОН Джозеф - АДДИСОН (Addison) Джозеф (1672—1719), английский писатель просветитель. Классицистич. трагедия «Катон» (1713).● Рак В.Д., Сатирико нравоучит. журналы Аддисона и Стила и лит. полемика их времени, Л., 1967 … Литературный энциклопедический словарь

    Англ. писатель, поэт и государствен. человек, род. 1 мая 1672 г., сын священника, 15 л. поступил в Оксфордский университет, где его латинские стихи, а также перевод одной из частей Вергил. Georgica доставили ему громкую известность. По окончании… …

    Английская фамилия. Известные носители: Аддисон, Джозеф (1672 1719) английский поэт и эссеист. Аддисон, Томас (1793 1860) английский врач. Аддисон, Уильям (1933 2008) американский шахматист; международный мастер (1967) … Википедия

    - (1672 1719) английский писатель. Принимал участие в издании просветительских журналов Болтун (1709 11), Зритель (1711 14); заложил основы нравоописательного эссе и реалистического романа 18 в … Большой Энциклопедический словарь

    - (1672 1719 гг.) писатель Мужчины, которые относятся к женщинам с наибольшим почтением, редко пользуются у них наибольшим успехом. Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. Болезнь ревнивца столь злокачественна, что… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Джозеф) английский писатель, поэт и государственный человек; род. 1 мая 1672 г., сын священника; 15 ти лет поступил в Оксфордский университет, где его латинские стихи, а также перевод одной из частей Вергил. Georgica доставили ему громкую… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Будущий известный политический и государственный деятель, публицист, драматург, поэт, один из первых европейских журналистов, предтеча английского Просвещения появился на свет 1 мая 1672 г. в Милстоне (Уилтшир). Будучи сыном священника-настоятеля двух соборов, получал образование в лондонской Чартерхаус-скул. Этот период примечателен судьбоносным знакомством с Ричардом Стилом – будущим другом, соратником и соавтором. С 1687 по 1699 гг. биография Джозефа Аддисона связана с Оксфордским университетом, где он, получив степени бакалавра и магистра, продолжил карьеру поступлением в аспирантуру и преподаванием.

В 1695 г. одаренный молодой ученый написал в стихотворной форме послание королю Вильгельму, чем привлек к себе благосклонное внимание двух видных политиков, членов партии вигов. При их содействии в 1699 г. Аддисону достался королевский грант, благодаря которому состоялось его путешествие по Европе, откуда он присылал заметки, послания в прозе и стихах. В 1704 г., возвратившись на родину, вступил в литературно-политический кружок вигов, где познакомился с известными драматургами Дж. Ванбру и У. Конгривом. Полная восхвалений ода по случаю Бленхеймской победы герцога Мальборо, сочиненная Аддисоном по правительственному заказу, была воспринята вигами на ура и позволила ему оказаться на должности в комиссии по апелляциям. После прихода этой партии к власти в мае 1705 г. Аддисона назначили помощником государственного секретаря.

Это было время его становления не только в качестве политика, общественного деятеля, но и публициста. Аддисон помог своему старинному приятелю Ричарду Стилу стать издателем правительственной газеты, участвовал в создании его пьесы «Нежный муж», опубликовал собственное «Путешествие по Италии». В 1707 г. состоялась премьера оперы «Розамунда», автором либретто которой выступил Аддисон, но публика отнеслась к ней с прохладцей.

В 1709 г. политик стал членом парламента и отправился в Ирландию в должности секретаря вице-короля этой страны. В это время в Лондоне увидел свет журнал «Болтун» – детище Стила, в создании которого принял участие и Аддисон – сначала пересылая очерки товарищу время от времени, а по возвращении на родину зимой 1709 г. превратившись в единственного автора. За его подписью было опубликовано более четырех десятков очерков. В конце 1710 г. журнал был закрыт, но, приободренные его успехом, соратники решились выпускать с 1 марта 1711 г. новое издание – «Зритель». Перед собой они ставили цель не просто подстраиваться под публику, а подтягивать ее на более высокий уровень просвещения, поэтому наряду с развлекательными в «Зрителе» публиковались серьезные аналитические материалы.

Журнал стал модным во всех смыслах: издавался рекордным по тем временам тиражом, переиздавался после закрытия в виде книг. В 1713 г. Стил занялся новым детищем – журналом «Опекун», и Аддисон написал для него более 50 очерков, а в 1714 г. последний предпринял самостоятельную попытку реанимировать «Зрителя», но после 80 номеров отказался от этой затеи ввиду утраты его былой популярности. Всего же для «Зрителя» им было написано без малого три сотни очерков.

В апреле 1713 г. Аддисон прославился как драматург: его трагедия «Катон» была поставлена королевским театром «Друри-Лейн», стала настоящим событием и, будучи переведенной на многие европейские языки, вплоть до конца XVIII в. пользовалась большим успехом. Во многом он объяснялся не столько художественной ценностью произведения, сколько наличием параллелей в политической жизни страны.

Изменение ситуации (смерть в 1714 г. королевы Анны, приезд будущего Георга I и др.) привело к тому, что дальнейшая биография Аддисона в меньшей степени связана с его литературной деятельностью, и в большей – с общественной, политической, а также с событиями в личной жизни. С декабря 1715 г. по 29 июня 1716 г. публицист издавал журнал антиякобинской направленности «Фригольдер». В 1716 г. он повел под венец женщину, благосклонности которой добивался больше 11 лет, – графиню Уорик. Представленная театром «Друри-Лейн» в этом же году пьеса Аддисона «Барабанщик» осталась практически незамеченной: публика ее не приняла, а привлечь к себе именем известного автора она не могла, поскольку ставилась как анонимная.

Зато не остались без внимания его политические эссе. Обсуждаемый парламентом билль о пэрстве, а точнее, занятая Аддисоном по отношению к нему негативная позиция, которую он выразил в обличительном памфлете «Плебей», положила конец его многолетним дружеским и деловым отношениям с Ричардом Стилом. 1717-ый стал годом расцвета Аддисона как политика: он занял пост министра, стал членом Тайного совета, однако долго почивать на лаврах ему помешала болезнь. В 1719 г., 17 июня, Джозеф Аддисон скончался в возрасте 47 лет и был похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Эссе Аддисона позволили отнести его к наиболее авторитетным личностям в англоязычной прозе. Журналы, издаваемые Аддисоном, «проложили дорогу» английскому реалистическому роману и роману в письмах; с ними сотрудничали Джонатан Свифт , Берли Поуп. «Зритель» все XVIII ст. оставался культовым общественно-публицистическим журналом, образцом для подражания, оказал в том числе немалое влияние на русскую журналистику того времени.

Аддисон Джозеф (1672-1719), английский писатель и государственный деятель, соавтор Р.Стила по журналу «Зритель». Родился 1 мая 1672 в Милстоне (графство Уилтшир), в семье священника. В 1683 его отец стал настоятелем собора в Личфилде, и Джозеф поступил в местную школу латинской грамматики.

В 1686 был принят в Чартерхаус-скул в Лондоне, где познакомился с Р.Стилом. С 1687 по 1699 учился в Оксфордском университете, сначала в Куинз-колледже, затем в Модлин-колледже. В 1691 стал бакалавром, в 1693 - магистром. В 1698 поступил в аспирантуру Модлин-колледжа.

Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели.

Аддисон Джозеф

Аддисон приобрел известность как ученый и поэт, завязал дружбу с Д.Драйденом и У.Конгривом. В 1699, готовясь к дипломатической службе, получил королевский грант в 200 фунтов для поездки на континент и с 1699 по 1703 путешествовал по Европе.

В 1704, вернувшись в Англию, сочинил по заказу правительства поэму Поход (Campaign) в честь победы в Бленхеймском сражении. В том же году был назначен в комиссию по апелляциям, а годом позже занял место помощника государственного секретаря и опубликовал Путешествие по Италии (Travels in Italy). В 1706 сопровождал графа Галифакса в Ганновер с важной дипломатической миссией.

В 1707 на сцене была поставлена опера Аддисона Розамунда (Rosamond), не имевшая успеха. В 1708 Аддисон был избран в парламент и с 1708 по 1710 занимал пост главного секретаря ирландского наместника. К этому же времени относятся его статьи в журнале «Болтун» («The Tatler»), который с апреля 1709 стал выпускать его друг Стил. «Болтун» выходил трижды в неделю и оставался преимущественно журналом Стила, хотя Аддисон написал для него более 40 очерков.

После закрытия «Болтуна» Аддисон и Стил начали с 1 марта 1711 выпускать гораздо более известный журнал - «Зритель» («The Spectator»), выходивший шесть раз в неделю. Пожалуй, наибольшим успехом в «Зрителе» пользовались очерки, посвященные сэру Роджеру де Коверли и его друзьям, при этом оба автора затрагивали самые разные темы: литературную критику, общественные нравы, религию, мораль и даже моду.

До 6 декабря 1712, когда журнал прекратил существование, вышло 555 его номеров. Аддисон сочинил для «Зрителя» 274 очерка, которые подписывал одной из четырех букв C.L.I.O., составлявших имя музы истории. 18 июня 1714 он возобновил выпуск «Зрителя» уже без участия Стила, журнал выходил дважды в неделю до 20 декабря, однако прежним успехом не пользовался.

В 1713 Аддисон написал 53 очерка для журнала «Опекун» («Guardian»), который Стил начал выпускать вместо «Зрителя». В апреле того же года была поставлена классическая трагедия Аддисона Катон (Cato), которая шла с огромным успехом - отчасти из-за содержавшихся в ней политических намеков. В 1715, после якобитского мятежа, Аддисон основал выходивший дважды в неделю журнал «Фригольдер» («Freeholder», 23 декабря 1715 - 29 июня 1716), высмеивавший якобитов. В 1716 в театре «Друри-Лейн» была анонимно поставлена его комедия Барабанщик (The Drummer), не имевшая успеха. В том же году он женился на Шарлотте, графине Уорик, за которой ухаживал почти двенадцать лет.