На лекции Вивиан дель Рио, посвященной стрит-фотографии, побывало около ста сорока человек, из которых — семнадцати посчастливилось попрактиковаться под ее руководством на улицах Южно-Сахалинска. Такое «нашествие» стало неожиданностью и для самих организаторов. «Не думаю, что это связано с моей личностью, — пожимает плечами Вивиан. — Это говорит о большом интересе сахалинцев к фотографии. Или, может быть, у вас давно не было таких образовательных мероприятий для фотографов». Вивиан в центре в первом ряду

Вивиан дель Рио — известный российский фотограф, преподаватель Школы визуальных искусств (Москва), чьи работы вошли в коллекцию Русского музея и вызывают ассоциации с цветовыми абстракциями Марка Ротко. Для нее ничего случайного в жизни не происходит, самолетная съемка сложнее уличной, а поездка на Сахалин — эхо давних детских мечтаний, выросших из телепередачи «Клуб кинопутешествий». Кубинские корни и многолетний опыт работы художником-графиком «окрасили» творчество Вивиан дель Рио в яркие цвета, обусловив неповторимый, узнаваемый почерк.

— Вивиан, а как художник-график стал фотографом?

— Ну, мне не пришлось ради этого покидать стены офиса, потому что я работала фрилансером. Для меня очень важна свобода во всем. На работу я ходила только в кризисное время, когда совсем исчезали заказы. Работала для множества журналов, самое лучшее время — работа для журнала «Огонек», потому что заказывали по 12 иллюстраций в каждый номер, так что было на что жить и даже с шиком. Потом я начала путешествовать с фотоаппаратом, тогда еще «мыльницей». Когда я привезла в Москву очередные 15 пленок, мне вдруг в голову пришла мысль, что кто-то в это время везет из Москвы свои 15 пленок в другую страну. И я задумалась: что увидел этот «кто-то» и почему этого не видела я? И тогда я стала просто гулять с фотоаппаратом по московским улицам. Мой первый фотографический проект получился так. Я была на экскурсии по Бульварному кольцу, которую вел прекрасный экскурсовод. Все было хорошо, пока он не остановился около памятника Гоголю. А там фонари со львами, глядя на которых он сказал следующее: «Ну, про московских львов я ничего не буду вам рассказывать, какие в Москве львы? Вот в Питере…». Меня это так задело, что я сделала фотоколлекцию всех московских львов — новых, старых, включая маскароны. Может быть, когда-нибудь на пенсии сделаю книжку… Сейчас фотография полностью увела меня от иллюстрации. Свою фотографическую и дизайнерскую деятельность я объединила в книги «Бессознательная живопись», «Озеленение», «Гавана+Москва», разрабатываю макеты для других фотографов.

— А как вы перешли от фотографии к преподаванию?

— Наталья Ударцева, которая была фоторедактором в «Огоньке», когда я там работала, предложила мне преподавать в Школе визуальных искусств. Я тут же отказалась — «не умею, не хочу, не люблю», но она меня уговорила. Стала читать курс «Цвет современной фотографии» и читаю до сих пор, выпустила 22 группы в Москве и несколько по стране. При этом обнаружила для себя плюс. Ведь в процессе съемки ты не отдаешь себе отчета, как и что у тебя получается, а когда рассказываешь другим, то одновременно приводишь в стройную систему свои знания. А их не так уж и мало, ведь фотография на самом деле — это еще и литература, кино, психология, физика, химия и т. д. , которые все вместе запускают творческий процесс.

— Ваши фотографии с завидным постоянством рождают у зрителей иллюзию живописи…

— Всегда говорю на лекциях, что пришла в фотографию из другой среды, я художник. Для меня цвет и форма важнее сюжета. Среди моих зрителей — художники, искусствоведы, философы, далеко не все фотографы понимают, какие задачи я решаю. И работы Марка Ротко для них — «я так могу». На самом деле это невероятно сложно — прийти к такой чистоте и простоте, как у Ротко, Мондриана, Малевича и других мастеров, освободиться от всего лишнего и научиться видеть и отображать самую суть… Помню смешной случай. Однажды ко мне на лекцию пришел мальчик. Просидел всю лекцию и под конец сказал, что он ничего не понимает, что это все обман и т. д. Зал возроптал, а я обрадовалась. Человек потратил время и деньги, чтобы сказать мне, какие сильные эмоции у него вызывают мои фотографии. Было очень приятно.

— Как вы находите сюжеты?

— Я когда иду, всегда сканирую окружающее пространство на все 360 градусов. И не для того, чтобы снять как можно больше, а прежде всего безопасности ради. Москва такой беспокойный город — тут кирпич на голову может упасть, там сосулька, тут скользкую плитку постелили, там толкнут, ограбят, задавят. Поэтому надо быть очень внимательным, ну, а попутно попадаются сюжеты. Я на улицу без фотоаппарата не выхожу. Раньше, когда у меня был Сanon, это было тяжело физически. А сейчас я перешла на Fuji, и для уличной фотографии это просто сказка. Мне сейчас так легко, что иногда проверяю, выходя из дома, не забыла ли я его.

Существуют разные направления в фотографии. Есть люди, которые снимают определенную историю. Приезжают в конкретное место с готовым планом съемки, конечно, неизбежны какие-то изменения, но по большому счету они делают то, что задумали заранее. Мне так не нравится. В Гаване есть набережная (malecón), кажется, самая длинная в мире. Солнце садится всегда в одно и то же время, в 7 часов вечера падает в море. А за полчаса до этого люди выходят любоваться закатом. И там происходят всякие действия: пьют пиво, целуются, ловят рыбу, пеленают младенцев, прыгают в воду, спят и т. д. И я подумала: вот здорово, надо пойти, собрать эти готовые сюжеты в серию. И когда зритель будет на выставке ее рассматривать, возникнет ощущение, что он совершает прогулку вдоль малекона. И вот я вышла, снимаю людей, одних, вторых, пока солнце не ушло. И так мне скучно вдруг стало… Почувствовала себя Брежневым, которому белые грибы в лесу подсаживали, чтобы он их «нашел»…

— Мне кажется, по большому счету ваша история с фотографией — это про то, как человек позволяет себе жить с удовольствием…

— Москва — удивительный город. Как птица Феникс, который бесконечно умирает и возрождается, очень живой, напряженный и злой. Даже по сравнению с моим детством она очень изменилась, стала более агрессивной. Не могу смотреть новости, поскольку очень нервничаю по любому поводу, выбросила однажды и навсегда телевизор. Не будь я фотографом, быстрее бы сбежала из Москвы. А фотоаппарат смиряет меня с этим городом. Я ищу в нем какие-то яркие картинки, пазлы и складываю из них мозаику собственного мира. Поскольку я постоянно нахожусь в поиске этих картинок, то уже не обращаю внимания на все остальное. Например, я полетела на спортивном самолете, потому, что очень хотелось поснимать сверху. А меня укачивает даже на качелях. Но я решила провести эксперимент над собой, сумеет ли фотоаппарат победить человека. К сожалению, человек победил фотографа, который продержался минут десять. Видимо, придется тренироваться… Кстати, спасибо ребятам из ЦТВС за мой полет.








— Ваши добрые слова о Южно-Сахалинске в плане цветовой гаммы было слышать неожиданно, потому что многим горожанам такое сочетание — красное, синее, желтое кажется аляповатым. Я говорю об улице Ленина.

— Ну, а у меня поднимается настроение. Цвет очень сильно на него влияет. Южно-Сахалинск однозначно не серый город, но мне не хватает в нем истории, тут все «одного времени». Вот природа мне показалась «сдержанной». То ли я мало поездила, то ли не там была, то ли не в тот сезон, но я пока не впечатлилась пейзажами. Видимо, надо вернуться еще раз. Зато сахалинцы очень доброжелательные люди. На улице я успевала сделать только один кадр, второй дубль уже «испорчен» улыбкой. Ведь уличный фотограф обычно снимает эмоции «как есть», не должен вмешиваться в ход события. А тут все смотрят и улыбаются. Такого ни в одном городе не было. В Тюмени например, бывало, чуть матом не посылали, а здесь если и спрашивали, то только в таком ключе: «Ух ты, а как попасть на ваш мастер-класс?».

— А нравится, как снимают лично вас?

— Честно говоря, очень редко. Хорошо меня фотографируют моя подруга Лена Ростунова в Москве и друг Алексей Мартынов в Питере. Я думаю, интересные портреты делают те, кто любит человечество или конкретного человека — тебя. Здесь меня снимал Саша Гайворон, когда мы ездили на маяк. Мне очень понравились снимки.

— Существуют ли какие-то правила в фотографии, которые вы позволяете себе нарушать?

— Во-первых, любые правила прежде всего надо знать, во-вторых, надо знать, зачем ты их нарушаешь. Фотограф — тот же водитель, который должен просчитать последствия маневра, если он нарушит ПДД. Если у тебя горизонт завален, то с умыслом и смыслом — например, для того чтобы усилить экспрессию.

— Сегодня некоторые фотографы возвращаются к пленке, с умилением возятся с ФЭДом, «Зенитом». Разделяете такую ностальгию?

— Ну, просто для них это ново. Если вам дадут прокатиться в настоящей карете сегодня, неужели вы откажетесь? Интересно же. Но если я всю жизнь проездила в карете, а мне дали автомобиль, понятно, что я выберу. Пленка меня сковывает, надо постоянно помнить, что вот она скоро закончится, ее надо менять… Цифровая фотография дала мне эту свободу. Если бы ее не изобрели, возможно, я бы и не стала фотографом.

— Что вы посоветуете начинающим фотографам?

— Снимать, снимать, снимать. Много смотреть чужого. Ходить на художественные и фотовыставки, мастер-классы, копаться в Интернете, пересмотреть весь сайт Magnum, всех классиков, ездить на биеннале, фестивали… Все эти «кубики» закладывать себе на полочки, потом из них вы сможете что-то сложить. А если у вас нет кубиков, что вы сложите?

Для фотографа очень важен личный опыт — это самое ценное, что может быть. Но все же главнее опыта желание. У каждого человека есть бэк-граунд — то, что он читал в детстве, какое кино смотрел, куда его родители возили отдыхать, где он учился и т. д. Все эти компоненты начинают работать, только их надо «запустить». Я стараюсь помочь человеку, который, может быть, на минуту растерялся, засомневался, а есть ли у него талант. Да, некоторым помочь, к сожалению, нельзя — тем, кто прошел множество обучающих программ и все равно ничего не делает. А когда у человека открыты глаза, но он не знает, куда двигаться, надо показать дорогу. А дальше — сам. Если он не останавливается в движении, значит, куда-нибудь придет.

Преподаватель «Школы визуальных искусств» о своих авторских курсах «Цвет и форма в фотографии» и «Полиграфический проект: от идеи до реализации»

Вивиан дель Риo — художник, фотограф, член Московского союза художников и Союза фотохудожников России. Родилась в Москве. Детство провела с родителями на Кубе. Образование получила в Московском полиграфическом институте на художественном отделении по специальности художник-график. Автор книг «Бессознательная живопись», «Озеленение», «Гавана+Москва». Преподаватель Школы визуальных искусств. Неоднократно выставлялась на персональных и групповых выставках. Работы в частных коллекциях и коллекции “Русского музея” в Санкт-Петербурге, Калужского музея изобразительных искусств и Мультимедиа Арт Музея в Москве (МАММ). Живет и работает в Москве.

Вивиан дель Рио. Фото: Elya Yalonetski

Bleek Magazine: Вивиан, начнем с уже традиционного для нашей рубрики об авторских курсах вопроса: как и почему художник, дизайнер, известный фотограф вдруг становится преподавателем? И вдруг ли это? В какой момент появляется понимание, что хочешь и способен учить других? Вообще, можно ли просто взять и научить человека делать классную фотографию? Или тут необходимо специальное образование, какой-то особый врожденный дар — у наставника и у студентов?

Вивиан дель Рио: Честно говоря, я никогда не думала, что буду преподавать, хотя когда-то училась в педагогическом институте. Но однажды Наталья Ударцева пригласила меня в Школу визуальных искусств и уговорила попробовать. Ей было важно, что я художник и могу показать другие пути развития в фотографии, не только традиционные. Я согласилась и обнаружила, что это очень захватывающее занятие, полезное не только для студентов, но и для меня самой. Когда что-то делаешь, не отдаешь себе отчет, как и почему. А вот когда начинаешь свои знания систематизировать, то вдруг понимаешь что и откуда взялось. Я даже написала письмо с благодарностью своему преподавателю по рисунку, Андрею Бисти, который сильнее других на меня повлиял.

Теперь, когда я уже выпустила почти 20 курсов, я понимаю, что научить можно только того, кто хочет научиться. Без этого ничего не получится. Кто хочет взять — возьмет. А кто думает, что он будет сидеть, ничего не делать, а его «нагрузят» знаниями и умениями, тот скорее всего ничего не получит.

Я стараюсь выстроить занятия в логичном порядке, так, что студенты и не замечают, как начинают выполнять очень сложные упражнения. В моем курсе все связано, все задания так построены, что работают сразу в нескольких направлениях. И я считаю важным помочь каждому обрести свой стиль и свой путь. Плохо, когда студенты начинают подражать преподавателю, таким образом труднее найти себя.

Дарья Жигалина, Школа Визуальных Искусств. Предоставлено автором

Bleek Magazine: Раньше ваш курс в ШВИ назывался «Цвет в современной фотографии», сегодня это «Цвет и форма в фотографии». Что изменилось?

Вивиан дель Рио: Я сделала более серьезный акцент на композицию. Появились новые задания. Старые немного усложнились. В конце курса студенты показывают две серии вместо одной и, конечно, все удачные снимки с практического занятия тоже.

Bleek Magazine: В одном из прошлых интервью вы говорили, что учите людей «видеть цвет». Свет, цвет, форма – у кого все-таки «первая скрипка» в фотографии? Говорите ли вы на занятиях о черно-белой фотографии?

Вивиан дель Рио: На первом месте СВЕТ. Без света не было бы ничего, ни жизни, ни, тем более, фотографии. Ведь фотография - это искусство рисования светом. Цвет и форма неотделимы друг от друга и одинаково важны. Вообще, в изображении важно абсолютно все, что его составляет.

Что касается черно-белого, этой теме отведена очень большая часть времени, так как чрезвычайно важно понимать, когда и почему надо делать цветное изображение, а когда черно-белое. У многих фотография становится черно-белой оттого, что цветная не удалась… Необходимо ко всему подходить осознанно. И это то, о чем я постоянно говорю.

Андрей Радченков, Школа Визуальных Искусств. Предоставлено автором

Bleek Magazine: Ваши работы очень живописны. Вы — дизайнер, художник — в итоге выбрали фотографию, почему? Чем фотоаппарат как инструмент отличается от кистей и красок в контексте создания художественного образа, и есть ли у фотокамеры какие-то особые для вас преимущества?

Вивиан дель Рио: Все произошло постепенно и само собой. Интерес к фотографии возник давно, но, как я сейчас понимаю, не было подходящего для меня инструмента. Пришлось ждать, пока его изобретут. Я говорю о цифровой камере в совокупности с Интернетом.

Живописью я занималась, пока была возможность. Но, похоже, есть какая-то задумка у судьбы, потому как обстоятельства буквально выставили меня на улицу с камерой в руках. И каждый раз, когда я пытаюсь сопротивляться и хочу заняться чем-то еще, меня будто разворачивают и говорят: «иди и снимай». Так что это не я выбрала фотографию, а она меня.

Что касается создания образа - важно найти свой инструмент и понимать, что хочешь сказать. Потому что дело не в инструменте как таковом, а в человеке, который его использует.

Даже с фотоаппаратом в руках я все равно остаюсь художником и решаю художественные задачи.

Кристина Королева, Школа Визуальных Искусств. Предоставлено автором

Bleek Magazine: Последние годы фотографов все больше увлекает возможность создания авторской книги — и как альбома тематических фотографий, и как самостоятельного художественного объекта. Что значит фотокнига для Вивиан дель Рио, и почему возникла мысль о создании нового курса «Полиграфический проект: от идеи до реализации», который с этого года вы преподаете в Школе визуальных искусств?

Вивиан дель Рио: Мне кажется, что итогом деятельности любого фотографа становится книга, выставка или каталог, реже — передача, фильм. И хорошо, когда рядом есть профессионалы, готовые помочь: куратор, редактор, дизайнер. Но, как правило, автор должен решать все вопросы самостоятельно. И очень часто непрофессиональное исполнение портит впечатление от проекта в целом. Это может выражаться во всем: в отборе, в развеске, в выборе размеров, в подборе паспарту и окантовки, в дизайне, в печати. Вроде бы мелочи, но из них складывается представление об авторе в целом.

Ольга Титова, Школа Визуальных Искусств. Предоставлено автором

Дело в том, что, когда вы чем-то серьезно занимаетесь, у вас развиваются навыки, умения и привычки, которые потом влияют на всю вашу жизнь. Опыт работы дизайнером повлиял на мое восприятие действительности и, конечно, на мой вкус. Я не могу, например, купить книгу с плохой обложкой, не могу держать ее в руках и тем более читать. Это касается всех вещей в моем доме. Мне невыносимо видеть даже плохую упаковку в холодильнике. Для меня стали спасением электронные книги, где я сама могу выбрать шрифт, где нет иллюстраций и прочего оформления. И наоборот, я могу купить книгу просто потому, что мне нравится, как она сделана. Так вот, когда я готовилась к курсу, я пересмотрела тонны фотоальбомов, благо в Школе визуальных искусств шикарная коллекция. У меня образовалось две стопки: «как надо» и «как не надо» делать книги. В стопке «как надо» буквально три экземпляра, остальные — в другой. На курсе мы будем анализировать, что и почему «не так» или «так». Это касается не только дизайна, но и содержания книг.

Темы книг, я надеюсь, будут разнообразными. И я совершенно уверена, что даже школьный альбом можно сделать очень хорошо, а большой и серьезный проект легко испортить плохим исполнением. Моя же цель – научить делать не просто хорошо, а очень хорошо. Чтобы подойти к книжному проекту уже с некоторым опытом, мы начнем с малых форм — открыток и календарей.

Конечно, студенты должны принести свои материалы. Я помогу продумать концепцию каждого издания и, что особенно важно, — работа в группе, потому что, когда смотришь на чужие ошибки, легче понять свои. В конце курса нас ждет очень серьезное жюри из журналистов, издателей, дизайнеров, известных фотографов и фоторедакторов. И это будет экзамен не только для слушателей, но и для меня.

Дмитрий Михайличенко, Школа Визуальных Искусств. Предоставлено автором

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.

Художник и фотограф Вивиан дель Рио, известный преподаватель и автор нескольких книг, член Московского союза художников и Союза фотохудожников России, рассказала о себе журналу «Российское фото». Вивиан считает, что фотографа можно назвать профессионалом, когда его снимок узнаваем без подписи. Судить о профессионализме самой Вивиан нет необходимости: ее работы в представлении не нуждаются.

О творческом пути

Мне всегда хотелось снимать, но у меня не было фотоаппарата. Я одалживала камеры у друзей, но чужой аппарат нельзя было выносить на улицу, поэтому я в основном снимала портреты. Потом появилась пленочная мыльница Fuji, и я стала брать ее в путешествия. В какой-то момент я купила пленочный Canon, но это ни к чему не привело, потому что пленка все время кончалась, и мне постоянно ее не хватало. Так что начало своей фотографической деятельности я отсчитываю от первой цифровой камеры, которая попала мне в руки. Я почувствовала необыкновенную свободу, смогла экспериментировать, и мне тут же предложили сделать выставку.

Фотография для меня - это способ рассказать о своих чувствах, мыслях, переживаниях. Иногда я это делаю бессознательно. Поэтому натура для меня не реалистична. Я не просто фиксирую места и события, я выстраиваю свой собственный мир. Люди на моих снимках - всего лишь актеры, а город - декорация.



Об уличной фотографии

Я 25 лет занималась дизайном и журнальной иллюстрацией. Конечно, это не могло не повлиять на увлечение уличной фотографией. Во-первых, мне надоело сидеть за компьютером, хотелось выйти на улицу и пойти куда глаза глядят. Во-вторых - выработалось большое внимание к деталям.

Я много ездила с фотоаппаратом и привозила тонны снимков, пока однажды не задумалась о том, что люди из тех стран приезжают к нам за тем же. Мне стало интересно, а что они здесь видят, что снимают? Я стала бродить с фотоаппаратом по Москве, заходить во дворы, в подворотни. Я исходила весь центр вдоль и поперек. Но еще так много мест, за садовым кольцом, где я не была! К тому же Москва постоянно меняется. Очень живой город.

О творческих ориентирах

У меня много любимых фотографов. Но я не могу сказать, что беру с кого-то пример. Я делаю то, что хочется, ни на кого не оглядываясь.

О «решающем моменте»

«Решающий момент» подождать стоит. Но недолго. Он может не наступить, а в это время в другом месте можно упустить что-то интересное. Поэтому я никогда не задерживаюсь надолго.

О преподавании

Я стараюсь научить мыслить визуальными образами. Стараюсь подтолкнуть каждого студента к поиску своего собственного пути.



О преодолении неуверенности

Во-первых, надо больше снимать. Самое ценное - это личный опыт. Во-вторых, надо выходить из дома с ощущением: «Мне это надо, и неважно, кто и что про меня подумает». Когда вы сами уверены в своих действиях, вопросов со стороны не возникает.
Да, конфликтные ситуации в моей практике случались. По моему опыту, агрессивно ведут себя люди, которые делают что-то незаконное и боятся, что это откроется.



О фотокнигах

Результат работы фотографа - книга, выставка и кино о нем. У меня вышли две книги небольшими тиражами: «Бессознательная живопись» (первое издание всего 50 экземпляров, второе - 100). «Озеленение» - 50 экземпляров. Книга «Habana+Москва» вышла тиражом 1500 экземпляров. Сейчас я работаю над книгой «Москва-Paris».

О цвете

Цвет для меня - чувственное наслаждение.

О критериях хорошей фотографии.

Все должно сложиться. Важно абсолютно все: и задумка, и сюжет, и композиция. Все детали, все формы имеют значение. Ритмы, рифмы, цвет...



О кино

Любимые режиссеры - Вуди Аллен, Феллини, Альмодовар, Антониони, братья Коэны, Аки Каурисмяки, Бертолуччи... Фильмы долго перечислять. Их много.

О профессионализме

Профессионализм фотографа - это когда без подписи понятно, чей снимок.

О технике

Я сейчас перешла на Fuji XT2. Конечно, в уличной фотографии важна компактность. Чем меньше груза, тем лучше. Надо много пройти. До 20 км в день. Иногда приходится пробежаться или куда-нибудь забраться. Именно из этих соображений я искала камеру полегче.

О планах

Я очень люблю путешествовать и еще много где не была. Хочу на Дальний Восток, в Японию, в Америку, в Мексику, в Антарктиду, на Крайний Север, в Португалию, Скандинавию... Но еще столько всего не снято в Москве!