Фотография для меня — возможность наблюдать и удивляться, но, по большому счету, возможность смириться с этим миром, найти в нем какие-то привлекательные моменты и сложить из них свою мозаику. Каждый раз удивительно, что кому-то созданный мною мир близок, что люди находят в нем что-то созвучное их мыслям и чувствам, и это не может не радовать.

Текст и фото: Вивиан Дель Рио

1. «Графика». Москва. Декабрь, 2011

Цвет повсюду, его просто надо увидеть

Сразу должна признаться в том, что я очень ленивый художник. Вместо того, чтобы натягивать холсты, выдавливать краски, я просто беру фотоаппарат, нажимаю на кнопочку — и сразу получаю результат. Я очень люблю прогресс, все, что придумано такими же ленивыми людьми, как я: посудомоечные и стиральные машины, роботы-пылесосы и прочие компьютеры — сколько времени освобождается, только снимай! Я так и делаю. Особенно когда светит солнце, тогда краски окружающего мира становятся особенно яркими, а для меня это очень важно. Я выхожу на улицу и прохожу иногда до двадцати километров в день в поисках удачных кадров. Стараюсь, чтобы камера была всегда с собой, даже если иду в аптеку или на деловую встречу.

Все, видимо, началось с того, что меня в бессознательном возрасте увезли на Кубу. Там я незаметно для себя и окружающих полюбила яркие сочетания цветов и потом постоянно их использовала в своих работах: и когда писала картины, и в иллюстрациях для журналов, а теперь и в фотографии. Причем я научилась находить цветное в любом месте, куда бы ни попала: и в Москве, и в Иркутске, и в Ростове-на-Дону, и много где еще. Поначалу люди удивлялись и никак не могли поверить, что в их городах есть такое.

С самой первой своей выставки я слышала вопросы про обработку и «Фотошоп», но потом все привыкли, особенно после того, как я начала преподавать в Школе визуальных искусств курс «Цвет в фотографии». Там и на выездных мастер-классах я учу других видеть цвет. Оказалось, что многие его не видят, потому что просто-напросто не обращают внимания, для большинства важнее сюжет, литературная сторона. Но если задуматься, понимание происходящего приходит только после того, как мы что-то увидели и почувствовали. Но я считаю, что в фотографии важно абсолютно все: и сюжет, и композиция, и цвет. Я не стану фиксировать самый что ни на есть потрясающий сюжет, если не увижу картину целиком. То есть с фотоаппаратом в руках я все равно остаюсь художником и решаю прежде всего художественные задачи. Например, я стараюсь очень бережно относиться к плоскости, потому как она двумерна, а то изображение, которое на ней появляется, — всего лишь иллюзия трехмерности. Поэтому я выстраиваю пространство в кадре таким образом, чтобы получилась сцена, на которой происходит действие. Мне важно, чтобы история, которую я фиксирую, умещалась в одном кадре и не оставалось даже намека на то, что за его пределами что-то есть. Каждый кадр для меня — законченное произведение. Другой кадр — другая история. Видимо, поэтому я занимаюсь именно уличной фотографией, а не репортажем или журналистикой, где надо транслировать событие, рассказывать о том, что происходит в мире, в стране. А я — режиссер своего собственного мира, несмотря на то, что натура вполне документальна и реалистична.

Фотограф Вивиан дель Рио

Вивиан дель Рио — художник, дизайнер, фотограф, член Московского союза художников и Союза фотохудожников России. Родилась в Москве. Детство провела с родителями на Кубе. Образование получила в Московском полиграфическом институте на художественном отделении по специальности художник-график. ОкончилакурсFine Artв Carmarthenshire College of Technology and Art (Великобритания)каквольнослушатель.Занимается фотографией, живописью, иллюстрацией, дизайном. Автор книг «Бессознательная живопись», «Озеленение» и «Habana + Москва». Ее работы неоднократно выставлялись на персональных и групповых выставках. Живет и работает в Москве.

Гавана плюс Москва

Меня часто обвиняют в том, что совершенно непонятно, где сняты мои фотографии. Они могут быть с одинаковым успехом из Парижа, Берлина, Москвы или Кубы. Именно на этом я и построила только что вышедшую в издательстве «ФотоКарта» книгу «Habana + Москва». Мне кажется, что совершенно не важно, что, где и чем снимает человек, — важна личность, важно то, что именно он хочет сказать окружающим. Важен субъективный взгляд каждого отдельного человека, фотографа. Книга построена на сопоставлении двух родных для меня городов: в одном я родилась и прожила всю сознательную жизнь, в другом только ранее детство. Я смотрю, сравниваю, анализирую и нахожу, что проявления жизни в двух столицах чрезвычайно схожи и что люди есть люди, только условия, в которые они попадают, разные.

Тут приведу один эпизод, который я наблюдала в Англии: на платформе стояли очень чопорные мужчины и женщины, ждали поезда. Но неожиданно подали состав, в котором оказалось гораздо меньше вагонов, чем обычно. Что случилось с англичанами? Они мгновенно преобразились: толкаясь и злясь, полезли занимать места. Обстоятельства изменились — и тут же поменялось поведение, изменились люди. А в обстоятельства можно записать и глинистые почвы, и слишком высокую влажность, восемь месяцев зимы, палящее солнце… и много чего еще.

Фотография — возможность наблюдать и удивляться

Недавно я оказалась в городе, где не была лет пять и очень плохо ориентировалась. Но с удивлением обнаружила, что вот этот дом я снимала, и этот, и эту будку, и это окно… И по таким «засечкам» я добралась до нужного места. Получается, что фотография — это не только доказательство существования: «я здесь был, я это видел», но и возможность фиксировать, запоминать такие детали, которые в обычной жизни остаются незамеченными. Это как дополнительная память. Когда я рассматриваю свои снимки, я вспоминаю, с кем, когда и где они были сделаны, а иногда даже запахи, звуки и слова. Кроме того, я получаю возможность рассмотреть мельчайшие подробности, которые мистическим образом начинают рифмоваться и добавлять дополнительные смыслы изображению.

Я очень рада, что наконец изобретен цифровой фотоаппарат, который меня совершенно не ограничивает в количестве кадров: мне не нужно беспокоиться, что я что-то испорчу или у меня закончится пленка. Для меня это своего рода свобода, когда мне не надо думать о материале, а есть возможность полностью погрузиться в наблюдение и созерцание.

2. «Переход» из серии «Братья и сестры наши меньшие». Москва. Сентябрь, 2008

3. Школьники младших классов. Гавана. Куба. Февраль, 2014

Конечно, занятие фотографией очень сильно изменило не только мою жизнь, но и характер. Я стала гораздо уверенней в себе, даже наглее. Мне стало намного проще общаться с незнакомыми, а в итоге и со знакомыми людьми. Я вырвалась из дома, стала много путешествовать, увидела такие места, куда бы я ни за что не поехала без фотоаппарата. Я стала сверхнаблюдательной, и у меня развилась быстрота реакции. И я очень довольна, что все это со мной произошло, происходит и, надеюсь, будет происходить в будущем.

4. «Взгляд». Девушка в общественном транспорте. Гавана. Куба. Февраль, 2014

5. Школьники у закусочной. Гавана. Куба. Февраль, 2014

6. «Взгляд» из серии «За стеклом». Москва. Октябрь, 2008

7. Зеленая стена. Гавана. Куба. Февраль, 2014

8. Уличная попрошайка. Гавана. Куба. Февраль, 2014

9. «Время пришло» из серии «Мужчины в розовом цвете». Москва. Апрель, 2008

10. Рабочий полдень. Гавана. Куба. Февраль, 2014

11 «Что же там за Москвой?». Москва. Июнь, 2013

anton71.livejournal.com отзывы: 3 оценок: 3 рейтинг: 4

Если перейти Моховую улицу, то из выставок "МОДА-И-СТИЛЬ-В-ФОТОГРАФИИ" в Манеже можно попасть в независимое выставочное пространство бизнес-комплекса "РОМАНОВ ДВОР". В кафе на нижнем этаже (куда можно пройти не обращая внимания на охранников) любителей фотоискусства ждут утонченные образцы оного. Очередная выставка Вивиан Дель Рио предлагает экстерьеры, фактуры, тени, покрашенности и шероховатости -- в основном московские. Реже -- жанровые сценки. Похоже на раннего Ги Бурдена в Манеже, но лучше.

Во-первых: нет навязчивой тяги к мрачности, а есть жизнерадостное, здравое и заинтересованное внимание к трещинкам, линиям и плоскостям. Особенно ценно здравомыслие в заполненной химерами Линч а столице.

Во-вторых: настолько цветной Москву мы еще не видели.

В третьих: выставка небольшая, посмотреть можно быстро и бесплатно.

Да, и самое главное, в-четвертых: композиционное совершенство роднит фотографии Вивиан с современной живописью. С качественной, а не с наивной, или старательной, или желающей понравиться любыми средствами. Что большая редкость по нашим временам.

popov.livejournal.com отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

На выставке представлены уличные снимки из разных серий. Большая часть фотографий выставляется впервые. Экспозицию объединяет особенный стиль работ Вивиан дель Рио, который уже успел стать её «визитной карточкой».

Работы Вивиан дель Рио тяготеют к абстрактной живописи, а иногда и мимикрируют под неё (одна из серий так и называется - «Бессознательная живопись»). Яркие цветовые пятна - не выдуманные, а увиденные пристальным взглядом художника - образуют цельную и самостоятельную изобразительную вселенную, живущую лишь по законам настоящего искусства. Город Москва, его стены и небо, почтовые ящики и мусорные баки, люди, птицы и прочие атрибуты окружающей нас унылой действительности, пройдя сквозь объектив дель Рио, приобретают совершенно иную сущность и становятся символами, существущими только в пространстве её фотографий. Данная выставка - это возможность совершить экскурсию в воображаемый, но очень живой и уютный поэтический мир, который создаёт в своих работах Вивиан дель Рио.

Василий Попов, куратор выставки.

sumerkytanzujut.livejournal.com отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 0

Идея со слайд-шоу оказалась просто гениальной!! Это было почти как медитация и сеанс арт-терапии...такой ряд зрительных образов, чередующихся фотографий- миров, сменяющих друг друга, который создает возможность полного погружения в атмосферу художественной вселенной автора. Слайд-шоу позволяет наблюдать и видеть уже совсем какие-то другие детали, замечать характерные особенности стиля и мировозррения. Но об этом немного сложно писать. Легче описать просто свои ощущения и эмоции. Я просто смотрела на фотографии и понимала, что от этого мне становится очень хорошо...гораздо лучше, как будто внутри что-то сплавляется воедино и склеиваются какие-то разрозненные кусочки, как осколки зеркала смягчают свои острые края и разливается совсем другое такое тепло. Это действительно необыкновенное ощущение тепла, солнечности, которое просто проникает в тебя, через глаза, внутрь...это волшебно, и мне кажется, что именно в этом состоит одна из целей настоящего искусства, каким-то неуловимым образом проникать внутрь зрителя и менять его состояние, сознание. Поэтому очень важно, чем наполнено произведение искусства. А фотограии Вивиан в эмоциональном отношении несут в себе какой-то чудесный, добрый, мягкий, смешной, иногда по-доброму ироничный импульс. В них есть легкость и чувство юмора, в них есть отражение рельности, но в то же время они создают какой-то совсем другой мир, мир цвета, игры света и тени, музыкальных ритмов линий и цветовых пятен. Конечно одну из главных ролей в этих фотографиях играл цвет, который мне правда показался почти звуком, который я почти слышала, как музыку, настолько там все ритмично и гармонично выстраивается, настолько все наполнено каким-то внутренним движением и чувствованием красоты, которая заложена внтури вещи...Создается такое ощущение проникновения внутрь, в суть вещи, в ее цвет и ритм....На самом деле очень сложно написать об этом понятно, потому что все это в основном разные невербальные переживания, которые я даже не знаю как выразить. Но написать об этом хочется, ну потому что так стало тепло, и такая живительная энергия движется мне навстречу, когда я вижу некоторые кадры, что прямо как будто жить и жизнь, начинается...
Благодарность выражаю а так же бесконечного вдохновения и творческих совершений желать хочу, пусть не кончается эта волшебная живительная энергия в Вас!

На лекции Вивиан дель Рио, посвященной стрит-фотографии, побывало около ста сорока человек, из которых — семнадцати посчастливилось попрактиковаться под ее руководством на улицах Южно-Сахалинска. Такое «нашествие» стало неожиданностью и для самих организаторов. «Не думаю, что это связано с моей личностью, — пожимает плечами Вивиан. — Это говорит о большом интересе сахалинцев к фотографии. Или, может быть, у вас давно не было таких образовательных мероприятий для фотографов». Вивиан в центре в первом ряду

Вивиан дель Рио — известный российский фотограф, преподаватель Школы визуальных искусств (Москва), чьи работы вошли в коллекцию Русского музея и вызывают ассоциации с цветовыми абстракциями Марка Ротко. Для нее ничего случайного в жизни не происходит, самолетная съемка сложнее уличной, а поездка на Сахалин — эхо давних детских мечтаний, выросших из телепередачи «Клуб кинопутешествий». Кубинские корни и многолетний опыт работы художником-графиком «окрасили» творчество Вивиан дель Рио в яркие цвета, обусловив неповторимый, узнаваемый почерк.

— Вивиан, а как художник-график стал фотографом?

— Ну, мне не пришлось ради этого покидать стены офиса, потому что я работала фрилансером. Для меня очень важна свобода во всем. На работу я ходила только в кризисное время, когда совсем исчезали заказы. Работала для множества журналов, самое лучшее время — работа для журнала «Огонек», потому что заказывали по 12 иллюстраций в каждый номер, так что было на что жить и даже с шиком. Потом я начала путешествовать с фотоаппаратом, тогда еще «мыльницей». Когда я привезла в Москву очередные 15 пленок, мне вдруг в голову пришла мысль, что кто-то в это время везет из Москвы свои 15 пленок в другую страну. И я задумалась: что увидел этот «кто-то» и почему этого не видела я? И тогда я стала просто гулять с фотоаппаратом по московским улицам. Мой первый фотографический проект получился так. Я была на экскурсии по Бульварному кольцу, которую вел прекрасный экскурсовод. Все было хорошо, пока он не остановился около памятника Гоголю. А там фонари со львами, глядя на которых он сказал следующее: «Ну, про московских львов я ничего не буду вам рассказывать, какие в Москве львы? Вот в Питере…». Меня это так задело, что я сделала фотоколлекцию всех московских львов — новых, старых, включая маскароны. Может быть, когда-нибудь на пенсии сделаю книжку… Сейчас фотография полностью увела меня от иллюстрации. Свою фотографическую и дизайнерскую деятельность я объединила в книги «Бессознательная живопись», «Озеленение», «Гавана+Москва», разрабатываю макеты для других фотографов.

— А как вы перешли от фотографии к преподаванию?

— Наталья Ударцева, которая была фоторедактором в «Огоньке», когда я там работала, предложила мне преподавать в Школе визуальных искусств. Я тут же отказалась — «не умею, не хочу, не люблю», но она меня уговорила. Стала читать курс «Цвет современной фотографии» и читаю до сих пор, выпустила 22 группы в Москве и несколько по стране. При этом обнаружила для себя плюс. Ведь в процессе съемки ты не отдаешь себе отчета, как и что у тебя получается, а когда рассказываешь другим, то одновременно приводишь в стройную систему свои знания. А их не так уж и мало, ведь фотография на самом деле — это еще и литература, кино, психология, физика, химия и т. д. , которые все вместе запускают творческий процесс.

— Ваши фотографии с завидным постоянством рождают у зрителей иллюзию живописи…

— Всегда говорю на лекциях, что пришла в фотографию из другой среды, я художник. Для меня цвет и форма важнее сюжета. Среди моих зрителей — художники, искусствоведы, философы, далеко не все фотографы понимают, какие задачи я решаю. И работы Марка Ротко для них — «я так могу». На самом деле это невероятно сложно — прийти к такой чистоте и простоте, как у Ротко, Мондриана, Малевича и других мастеров, освободиться от всего лишнего и научиться видеть и отображать самую суть… Помню смешной случай. Однажды ко мне на лекцию пришел мальчик. Просидел всю лекцию и под конец сказал, что он ничего не понимает, что это все обман и т. д. Зал возроптал, а я обрадовалась. Человек потратил время и деньги, чтобы сказать мне, какие сильные эмоции у него вызывают мои фотографии. Было очень приятно.

— Как вы находите сюжеты?

— Я когда иду, всегда сканирую окружающее пространство на все 360 градусов. И не для того, чтобы снять как можно больше, а прежде всего безопасности ради. Москва такой беспокойный город — тут кирпич на голову может упасть, там сосулька, тут скользкую плитку постелили, там толкнут, ограбят, задавят. Поэтому надо быть очень внимательным, ну, а попутно попадаются сюжеты. Я на улицу без фотоаппарата не выхожу. Раньше, когда у меня был Сanon, это было тяжело физически. А сейчас я перешла на Fuji, и для уличной фотографии это просто сказка. Мне сейчас так легко, что иногда проверяю, выходя из дома, не забыла ли я его.

Существуют разные направления в фотографии. Есть люди, которые снимают определенную историю. Приезжают в конкретное место с готовым планом съемки, конечно, неизбежны какие-то изменения, но по большому счету они делают то, что задумали заранее. Мне так не нравится. В Гаване есть набережная (malecón), кажется, самая длинная в мире. Солнце садится всегда в одно и то же время, в 7 часов вечера падает в море. А за полчаса до этого люди выходят любоваться закатом. И там происходят всякие действия: пьют пиво, целуются, ловят рыбу, пеленают младенцев, прыгают в воду, спят и т. д. И я подумала: вот здорово, надо пойти, собрать эти готовые сюжеты в серию. И когда зритель будет на выставке ее рассматривать, возникнет ощущение, что он совершает прогулку вдоль малекона. И вот я вышла, снимаю людей, одних, вторых, пока солнце не ушло. И так мне скучно вдруг стало… Почувствовала себя Брежневым, которому белые грибы в лесу подсаживали, чтобы он их «нашел»…

— Мне кажется, по большому счету ваша история с фотографией — это про то, как человек позволяет себе жить с удовольствием…

— Москва — удивительный город. Как птица Феникс, который бесконечно умирает и возрождается, очень живой, напряженный и злой. Даже по сравнению с моим детством она очень изменилась, стала более агрессивной. Не могу смотреть новости, поскольку очень нервничаю по любому поводу, выбросила однажды и навсегда телевизор. Не будь я фотографом, быстрее бы сбежала из Москвы. А фотоаппарат смиряет меня с этим городом. Я ищу в нем какие-то яркие картинки, пазлы и складываю из них мозаику собственного мира. Поскольку я постоянно нахожусь в поиске этих картинок, то уже не обращаю внимания на все остальное. Например, я полетела на спортивном самолете, потому, что очень хотелось поснимать сверху. А меня укачивает даже на качелях. Но я решила провести эксперимент над собой, сумеет ли фотоаппарат победить человека. К сожалению, человек победил фотографа, который продержался минут десять. Видимо, придется тренироваться… Кстати, спасибо ребятам из ЦТВС за мой полет.








— Ваши добрые слова о Южно-Сахалинске в плане цветовой гаммы было слышать неожиданно, потому что многим горожанам такое сочетание — красное, синее, желтое кажется аляповатым. Я говорю об улице Ленина.

— Ну, а у меня поднимается настроение. Цвет очень сильно на него влияет. Южно-Сахалинск однозначно не серый город, но мне не хватает в нем истории, тут все «одного времени». Вот природа мне показалась «сдержанной». То ли я мало поездила, то ли не там была, то ли не в тот сезон, но я пока не впечатлилась пейзажами. Видимо, надо вернуться еще раз. Зато сахалинцы очень доброжелательные люди. На улице я успевала сделать только один кадр, второй дубль уже «испорчен» улыбкой. Ведь уличный фотограф обычно снимает эмоции «как есть», не должен вмешиваться в ход события. А тут все смотрят и улыбаются. Такого ни в одном городе не было. В Тюмени например, бывало, чуть матом не посылали, а здесь если и спрашивали, то только в таком ключе: «Ух ты, а как попасть на ваш мастер-класс?».

— А нравится, как снимают лично вас?

— Честно говоря, очень редко. Хорошо меня фотографируют моя подруга Лена Ростунова в Москве и друг Алексей Мартынов в Питере. Я думаю, интересные портреты делают те, кто любит человечество или конкретного человека — тебя. Здесь меня снимал Саша Гайворон, когда мы ездили на маяк. Мне очень понравились снимки.

— Существуют ли какие-то правила в фотографии, которые вы позволяете себе нарушать?

— Во-первых, любые правила прежде всего надо знать, во-вторых, надо знать, зачем ты их нарушаешь. Фотограф — тот же водитель, который должен просчитать последствия маневра, если он нарушит ПДД. Если у тебя горизонт завален, то с умыслом и смыслом — например, для того чтобы усилить экспрессию.

— Сегодня некоторые фотографы возвращаются к пленке, с умилением возятся с ФЭДом, «Зенитом». Разделяете такую ностальгию?

— Ну, просто для них это ново. Если вам дадут прокатиться в настоящей карете сегодня, неужели вы откажетесь? Интересно же. Но если я всю жизнь проездила в карете, а мне дали автомобиль, понятно, что я выберу. Пленка меня сковывает, надо постоянно помнить, что вот она скоро закончится, ее надо менять… Цифровая фотография дала мне эту свободу. Если бы ее не изобрели, возможно, я бы и не стала фотографом.

— Что вы посоветуете начинающим фотографам?

— Снимать, снимать, снимать. Много смотреть чужого. Ходить на художественные и фотовыставки, мастер-классы, копаться в Интернете, пересмотреть весь сайт Magnum, всех классиков, ездить на биеннале, фестивали… Все эти «кубики» закладывать себе на полочки, потом из них вы сможете что-то сложить. А если у вас нет кубиков, что вы сложите?

Для фотографа очень важен личный опыт — это самое ценное, что может быть. Но все же главнее опыта желание. У каждого человека есть бэк-граунд — то, что он читал в детстве, какое кино смотрел, куда его родители возили отдыхать, где он учился и т. д. Все эти компоненты начинают работать, только их надо «запустить». Я стараюсь помочь человеку, который, может быть, на минуту растерялся, засомневался, а есть ли у него талант. Да, некоторым помочь, к сожалению, нельзя — тем, кто прошел множество обучающих программ и все равно ничего не делает. А когда у человека открыты глаза, но он не знает, куда двигаться, надо показать дорогу. А дальше — сам. Если он не останавливается в движении, значит, куда-нибудь придет.

Художник и фотограф Вивиан дель Рио, известный преподаватель и автор нескольких книг, член Московского союза художников и Союза фотохудожников России, рассказала о себе журналу «Российское фото». Вивиан считает, что фотографа можно назвать профессионалом, когда его снимок узнаваем без подписи. Судить о профессионализме самой Вивиан нет необходимости: ее работы в представлении не нуждаются.

О творческом пути

Мне всегда хотелось снимать, но у меня не было фотоаппарата. Я одалживала камеры у друзей, но чужой аппарат нельзя было выносить на улицу, поэтому я в основном снимала портреты. Потом появилась пленочная мыльница Fuji, и я стала брать ее в путешествия. В какой-то момент я купила пленочный Canon, но это ни к чему не привело, потому что пленка все время кончалась, и мне постоянно ее не хватало. Так что начало своей фотографической деятельности я отсчитываю от первой цифровой камеры, которая попала мне в руки. Я почувствовала необыкновенную свободу, смогла экспериментировать, и мне тут же предложили сделать выставку.

Фотография для меня - это способ рассказать о своих чувствах, мыслях, переживаниях. Иногда я это делаю бессознательно. Поэтому натура для меня не реалистична. Я не просто фиксирую места и события, я выстраиваю свой собственный мир. Люди на моих снимках - всего лишь актеры, а город - декорация.



Об уличной фотографии

Я 25 лет занималась дизайном и журнальной иллюстрацией. Конечно, это не могло не повлиять на увлечение уличной фотографией. Во-первых, мне надоело сидеть за компьютером, хотелось выйти на улицу и пойти куда глаза глядят. Во-вторых - выработалось большое внимание к деталям.

Я много ездила с фотоаппаратом и привозила тонны снимков, пока однажды не задумалась о том, что люди из тех стран приезжают к нам за тем же. Мне стало интересно, а что они здесь видят, что снимают? Я стала бродить с фотоаппаратом по Москве, заходить во дворы, в подворотни. Я исходила весь центр вдоль и поперек. Но еще так много мест, за садовым кольцом, где я не была! К тому же Москва постоянно меняется. Очень живой город.

О творческих ориентирах

У меня много любимых фотографов. Но я не могу сказать, что беру с кого-то пример. Я делаю то, что хочется, ни на кого не оглядываясь.

О «решающем моменте»

«Решающий момент» подождать стоит. Но недолго. Он может не наступить, а в это время в другом месте можно упустить что-то интересное. Поэтому я никогда не задерживаюсь надолго.

О преподавании

Я стараюсь научить мыслить визуальными образами. Стараюсь подтолкнуть каждого студента к поиску своего собственного пути.



О преодолении неуверенности

Во-первых, надо больше снимать. Самое ценное - это личный опыт. Во-вторых, надо выходить из дома с ощущением: «Мне это надо, и неважно, кто и что про меня подумает». Когда вы сами уверены в своих действиях, вопросов со стороны не возникает.
Да, конфликтные ситуации в моей практике случались. По моему опыту, агрессивно ведут себя люди, которые делают что-то незаконное и боятся, что это откроется.



О фотокнигах

Результат работы фотографа - книга, выставка и кино о нем. У меня вышли две книги небольшими тиражами: «Бессознательная живопись» (первое издание всего 50 экземпляров, второе - 100). «Озеленение» - 50 экземпляров. Книга «Habana+Москва» вышла тиражом 1500 экземпляров. Сейчас я работаю над книгой «Москва-Paris».

О цвете

Цвет для меня - чувственное наслаждение.

О критериях хорошей фотографии.

Все должно сложиться. Важно абсолютно все: и задумка, и сюжет, и композиция. Все детали, все формы имеют значение. Ритмы, рифмы, цвет...



О кино

Любимые режиссеры - Вуди Аллен, Феллини, Альмодовар, Антониони, братья Коэны, Аки Каурисмяки, Бертолуччи... Фильмы долго перечислять. Их много.

О профессионализме

Профессионализм фотографа - это когда без подписи понятно, чей снимок.

О технике

Я сейчас перешла на Fuji XT2. Конечно, в уличной фотографии важна компактность. Чем меньше груза, тем лучше. Надо много пройти. До 20 км в день. Иногда приходится пробежаться или куда-нибудь забраться. Именно из этих соображений я искала камеру полегче.

О планах

Я очень люблю путешествовать и еще много где не была. Хочу на Дальний Восток, в Японию, в Америку, в Мексику, в Антарктиду, на Крайний Север, в Португалию, Скандинавию... Но еще столько всего не снято в Москве!