Оформление книги или дизайн книги – это один из важных этапов подготовки книги к выходу в печать. В этом процессе участвуют сразу несколько специалистов – это и художественный редактор, и дизайнер, и верстальщик. Все они работают над тем, чтобы дизайн книги сказок или книги с произведениями детективного автора был ярким, броским и в то же самое время привлекательным. Ведь обложка любой книги имеет просто огромное значение при продаже того или иного издания.

Впервые такое понятие, как книжное оформление входит в язык в XVI. В то время некий Жоффруа Тори создал книгу, которая получила название «Луг цветущий». В этой книге описаны способы шрифтов и пропорций в построении этих шрифтов. Со временем книг по книгопечатанию и оформлению было написано немало. Однако все они имели свои стандарты и мало чем отличались друг от друга. В них не было ничего оригинального или интересного. Считалось, что каждая книга не должна выделяться среди других книг. И все они должны иметь одинаковый шрифт и простое оформление, которое не было ничем примечательным.

Пожалуй, единственным издательством, которое не пользовалось «классическим» и «стандартным» оформлением книг во времена Советского Союза было издательство «Академия». Эти книги много раз побеждали на книжных выставках за рубежом. В оформлении книг этого издательства принимали участие самые лучшие и именитые художники СССР. Книги этого издательства стоили довольно дорого, но они того стоили. Можно сказать, что это были первые книги, выполненные с участием книжных дизайнеров того времени – мастеров высокого уровня и профиля.

Сегодня дизайнер книги получает саму книгу уже практически готовой со всеми внесёнными в неё правками. Основная работа дизайнера теперь – это выбрать правильный шрифт, разработать обложку книги, разработать оглавление, если такое есть. К тому же дизайнер выбирает и формат книги. При необходимости учитываются и пожелания заказчика. Например, это может быть надпись оглавления в том или ином стиле или что-то особое в оформлении обложки книги. Также дизайнер должен разработать и суперобложку книги, если, конечно, она предусмотрена.

И только после того, как всё будет готова, и дизайнер книги завершит свою работу, она будет отправлена на вёрстку. В некоторых книгах можно найти даже такое необычное дополнение, как ленточка – закладка. Иногда она никак не оформлена, а в некоторых- случаях может иметь очень милое и красивое оформление. И это тоже зависит от пожелания заказчика и от умения самого дизайнера.

Вот и получается, что дизайнер книги – это человек, который занимается очень интересным и нужным делом. Эту работу стоит считать творческой. К тому же нередко на то, чтобы найти единственное правильное оформление книги придётся работать несколько дней, а порой и недель.

Но такая работа того стоит. Так что если у вас есть возможность, то вы можете попробовать себя в качестве дизайнера книги. А вдруг это именно то дело, которое вы так давно искали и книги вашего дизайна, вашего оформления будут самыми покупаемыми и самыми узнаваемыми на книжном рынке.

В этой статье мы рассмотрим примеры оформления всех элементов книги, листая книгу и знакомясь с каждым из элементов по очереди, в том порядке, в котором они встречаются в книге:

  • форзац и нахзац;
  • авантитул и фронтиспис;
  • титул;
  • выходные сведения;
  • верхний и нижний колонтитулы;
  • буквица, примечания, сноски и другие элементы оформления страниц и отдельных частей текста;
  • шмуцтитулы;
  • элементы навигации, ускоряющие поиск нужного раздела книги;
  • содержание;
  • выпускные данные.

Оформлению обложек посвящена на нашем сайте.

Оформление форзаца и нахзаца

Данные элементы имеются только у книги в твердом переплёте и выполняют как эстетическую, так и технологическую функцию. У книг в мягком переплете, как правило, есть только оборот обложки. Форзац – это лист, который соединяет книжный блок и переплётную крышку.

В качестве изображений на форзаце часто используют:

  • узоры;
  • карты и схемы;
  • фотоколлажи.

Нахзац скрепляет книжный блок с задней стороной переплётной крышки, то есть это задний форзац. Обычно форзац и нахзац делают одинаковыми, но нет никаких проблем сделать их разными.

Авантитул и фронтиспис

Авантитул (фортитул) – первая страница перед титулом, где размещают некоторые выходные сведения, фамилию автора, заглавие, иногда – эпиграф, посвящение. Фронтиспис – страница с изображением, как правило, – на одном развороте с титулом. Изображение должно так или иначе относиться к содержанию всей книги в целом (зачастую – это фото автора).


Титул и выходные сведения

Титул содержит ФИО автора, название книги, название издательства. При оформлении обычно приводится в гармоничное соответствие со шрифтовым оформлением обложки. Может содержать только текст или текст, сопровождаемый фото и/или графическими элементами.

Выходные сведения необходимы для библиографической обработки печатного издания и информирования читателя. Этот элемент не предполагает художественного оформления, размещается на титульном листе, его обороте либо на последней странице и во всех книгах выглядит стандартизовано:

Верхний и нижний колонтитулы

Колонтитул – строка на краю полосы набора (сверху или снизу страницы). В колонтитулах могут размещаться такие данные:

  • название книги, название и номер главы, раздела;
  • имя автора;
  • в словарях — первое и последнее слово на странице для удобного поиска;
  • номера страниц.


Колонтитулы часто оформляют графическими элементами:

Элементы оформления отдельных страниц и абзацев

Иногда всю полосу текста обрамляют рамкой – в такой книге все станицы будут выглядеть очень торжественно. Есть и другие графические приемы, способные «преобразить» книгу, улучшив тем самым ее эстетическое восприятие читателем, а также сделав ее более удобочитаемой.

Буквица

Элементом художественного оформления книги может служить буквица – самая первая буква абзаца, как правило, в начале книги, новой главы, имеет больший размер по сравнению с остальными заглавными буквами и особое графическое начертание.

Символы бюллетеня

Символы бюллетеня используются для графически выразительного оформления списков перечисления, которые могут быть использованы как при перечислении, так и при выделении отдельных фрагментов текста.

Выделение примечаний и важных замечаний

Для того, чтобы выделить примечания или какую-либо важную информацию, используются рамки, символические графические элементы для привлечения внимания.

Виньетки и шмуцтитулы

Шмуцтитул — это отдельный титульный лист раздела или главы книги. Шмуцтитул — всегда нечетная страница справа на развороте с пустым оборотом. Здесь размещается название главы или раздела, заголовок крупной рубрики книги, иногда – эпиграфы, иллюстрации.

Виньетки – это изображения или графические элементы, завершающие раздел книги (на изображении выше — это графический элемент дизайна книги с абстрактным сюжетом, ниже — иллюстрация на всю полосу книги).

Элементы навигации, ускоряющие поиск нужного раздела книги

При оформлении словарей обязательно используются элементы навигации. Первое и последнее слово на странице в колонтитуле словаря необходимо для быстрой навигации по книге:

На изображении ниже цветной оранжевый фон страницы под номером 40 попадает под обрез книги, и если сделать для каждой главы разный цветной фон под номером в колонтитуле и смотреть на книгу со стороны обреза, то на срезе образуется разноцветная полоса, с помощью которой можно быстро открыть книгу на нужной главе.

Часто делают отдельный цветной прямоугольник для каждой главы, причем для разных глав — разный цвет и разная высота размещения прямоугольника – тогда на срезе будут видны разноцветные полоски, расположенные лесенкой.

Состав полииздания отражает содержание, а моноиздания – оглавление, однако зачастую эти два понятия строго не дифференцируют. Данные элементы оформления книги содержат номера страниц разделов, для более удобного восприятия разные разделы размечают шрифтами различного размера и используют разные отступы для отдельных разделов.

Если книга цветная, то для оформления содержания (оглавления) можно использовать цветные элементы:

Выпускные данные

Это последняя страница – в современном книгоиздании её часто не делают, так как она не несет важного для автора смысла. Эта страница использовалась государственными организациями для статистического учета в области книгоиздания.

Оформление книги — это относительно устоявшаяся система норм и правил, согласно которым принято оформлять тот или иной элемент книги. Такая система позволяет унифицировать, привести к единообразию дизайн и структуру основных данных, которые содержит любое издание, чтобы в конечном итоге упростить процедуры поиска нужной книги читателем или библиотекарем, а также улучшить эстетическое восприятие издания.

Есть ли в магистратуре Школы дизайна бюджетные места?

В Школе дизайна существует 5 образовательных программ магистратуры: «Дизайн», «Коммуникационный дизайн», «Мода», «Современное искусство», «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства в школе». На программе «Дизайн» - 25 бюджетных мест, на программе «Современный дизайн в преподавании...» - 15 квазибюджетных мест, программы «Коммуникационный дизайн», «Мода», «Практики современного искусства» - коммерческие.

Я хочу подать заявление на платное и бюджетное места на выбранную программу одновременно, так можно?

Да, просто сделайте соответствующие отметки в бланке заявления.

Я запутался в программах и профилях. Из чего я должен выбирать?

Абитуриент поступает и подает документы на образовательную программу. Поэтому все официальные документы вы заполняете, указывая только название программы. Профиль обучения должен быть указан в содержании мотивационного письма, в зависимости от того, какое направление дизайна вас интересует.

Список программ и профилей, которые внутри них открыты можно посмотреть на сайте магистратуры Школы дизайна http://сайт/ma/join

Могу ли я поступать на несколько профилей сразу?

Абитуриент поступает на образовательную программу и в рамках нее выбирает только один профиль.

Что делать, если я хочу продолжать образование в области дизайна, но не нашел интересующую меня специализацию среди профилей?

Вы можете подать документы для поступления на программу «Дизайн», профиль «Арт-дирекшн». Для студентов этого профиля Школа дизайна предлагает индивидуальные образовательные треки в соответствии с профессиональными амбициями, целями и задачами абитуриента: например, есть возможность развиваться не только как коммуникационный дизайнер, но и прокачать свои навыки в области анимации, иллюстрации, ювелирного дизайна и др. Для того, чтобы обсудить возможную программу вашего дальнейшего обучения, обязательно скажите членам экзаменационной комиссии о том, какое направление дизайна вас интересует.

Обязательно ли иметь дизайнерское образование или опыт работы в дизайне для того, чтобы поступить в магистратуру Школы дизайна?

Это зависит от профиля. Специально для тех, у кого нет никакого опыта в области дизайна, мы открыли профиль «Коммуникационный дизайн. Базовый уровень». Он как раз позволяет людям без предварительной подготовки в сфере дизайна за 2 года получить новую профессию. Также опыт и специальные знания не требуются для поступления на профиль «Создание fashion-бренда».

Обязательна ли регистрация в личном кабинете для подачи документов?

Мы примем документы и в том случае, если вы не регистрировались в личном кабинете. Но мы все же рекомендуем всем зарегистрироваться: это поможет сильно сэкономить время, записаться на посещение приемной комиссии в удобное для вас время и не стоять в живой очереди, а также избавит от рисков забыть какой-нибудь нужный документ. Кроме того, именно через личный кабинет вы можете заселиться в общежитие. Прием документов осуществляется по адресу: Мясницкая ул., 20, ауд 111.

Мне выдадут приложение к бакалаврскому диплому уже после 20 июля. Помешает ли это мне подать документы в магистратуру?

Если абитуриент имеет на руках диплом, а выдача приложения с оценками задерживается, в приемную комиссию может быть предоставлен диплом или его копия без приложения с последующим предоставлением приложения до зачисления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности книжного дизайна. Традиционные типографские параметры для шрифта. Художественная структура книги. Изменение некоторых дефиниций и их влияние на оформление. Подготовка иллюстраций и обложки книги. Восприятие человеком визуального дизайна.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Особенности стилистики русского и английского модерна (символизма) как проблема публикаций (журнал "Мир искусства", "Hobby Horse", "The Studio", "The Yellow Book","The Savoy"). Обри Бердсли - художник книги. Влияние Обри Бердсли на русский книжный дизайн.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2015

    Текущее состояние книжного рынка России. Его объем, темпы роста, тенденции и перспективы. Ключевые факторы, определяющие дальнейшее развитие данной сферы, а также причины, препятствующие ее увеличению. Основные участники на российском книжном рынке.

    реферат , добавлен 21.10.2011

    Разработка дизайн-макета книги, сборника новелл Мериме с визуальным сопровождением, которое отвечает всем требованиям современного читателя. Технические характеристики художественных элементов оформления издания: полосы набора, выбор шрифта, иллюстраций.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017

    История создания глянцевых журналов. Сравнительная характеристика программ верстки журнала, анализ существующих аналогов. Создание стиля журнала для родителей. Структура рубрик, стилистическое оформление, сюжетный план, дизайн и верстка журнала.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2015

    Характеристика печатного издания, отдельные элементы оформления и описание обложки. Структура издания: выходные данные и эпиграф, виды шрифта. Содержание иллюстраций книги, их декоративно-объемное решение и сюжеты, использование графических приёмов.

    дипломная работа , добавлен 17.09.2012

    Специфика книжного рынка, особенности его ценообразования и сбыта продукции. Структура книжного рынка и форматы магазинов. Формы книгораспространения: оптовая книготорговля, книжные ярмарки, Интернет, розничная книжная торговля. Книжный рынок Приморья.

    дипломная работа , добавлен 25.01.2009

    Ближайшие перспективы развития цифровой технологии. Главные особенности цифровой печати. Технологический процесс производства полиграфической продукции в издательско-полиграфическом комплексе БГПУ им. М. Акмуллы. Расчет стоимости книжной продукции.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2012