Просмотры: 11133

26.05.2016

Часто ли задумываются люди о том, какую пользу приносят пчелы?

Многие ассоциируют их с медом и другими продуктами пчеловодства, что применяются в различных целях: в лечении болезней, кулинарии, косметике, просто в пищу или в качестве биодобавки.

Изо всех насекомых, живущих на планете, пчела – одно из наиболее полезных для человека. Пчела-труженица не только дарит целебные и уникальные по своему составу продукты, но и опыляет растения, способствуя продолжению жизни на Земле.





Все продукты пчеловодства являются природными антибиотиками. Они, в отличие от фармацевтических препаратов, уничтожающих патогенную и полезную микрофлору с одинаковой силой, действуют выборочно, препятствуя росту и развитию вредных микроорганизмов. Пчела в процессе жизнедеятельности производит следующие вещества: мед, пергу, маточное молочко, прополис, воск, пчелиный яд. Даже мертвая пчела имеет ряд целебных свойств. Из пчелиного мора делают лекарственные настойки. Таким образом, пчелы приносят пользу человеку, производя все эти целебные продукты.

А вот о еще одной ценности медоносных насекомых в природе знает далеко не каждый человек.

На планете Земля жизнь пчел и цветочных растений тесно взаимосвязаны. Цветы поставляют пчелкам нектар и пыльцу, а они взамен опыляют их. Подсчитано, что выгода от пчелоопыления энтомофильных растений во много раз больше, нежели стоимость всего меда, собранного во всем мире.





Опыления требуют более 200 тысяч видов нашей флоры. В первую очередь – это те, что не могут без насекомых плодоносить и производить семена.

Продукты энтомофильных культур есть основным источником витаминов и минералов. Они обеспечивают 98% потребности людей в витамине С; больше 70% – в липидах, а также большую часть нужд в витамине Е, К, А и В.

Эти продукты также удовлетворяют наши потребности в кальции – на 58%; фторе – на 62%; железе – на 29%, и многих других элементах.

Необходимо сказать, что эти культуры дают людям 35% всей мировой сельскохозяйственной продукции. Благодаря опылительной работе медоносных пчел повышается урожайность многих культур: гречки и подсолнуха – на 50%; арбузов, дынь и тыквы – на 100%; а плодовых деревьев и кустарников – в 10 раз. И это далеко не полный перечень того, какую пользу приносят пчелы.

Это значит, что тысячи тонн овощей, фруктов и семян люди получают благодаря пчелам.

От опыления пчелами улучшается также качество семян, увеличивается размер, сочность и вкусовые качества плодов. Польза, которую приносят пчелы при опылении сельскохозяйственных культур, в 10-15 раз превышает прямые доходы от пчеловодства.





Ученые посчитали, что вклад пчел в мировую экономику, в качестве опылителей растений, становит около 160 миллиардов долларов ежегодно. В Европейском Союзе его оценили в 15 миллиардов. Все это в десятки раз превышает стоимость меда и всех продуктов пчеловодства вместе взятых.

Но вся беда в том, что люди легко подсчитывают стоимость меда и всех продуктов пчеловодства на мировом рынке. А польза, которую приносят пчелы от опыления растений, не видна на первый взгляд. Мы покупаем овощи, фрукты и другие сельскохозяйственные продукты, кушаем их – и легко забываем, что только благодаря пчелам они попали на наш стол.

Благодаря пчеле человек развил сельскохозяйственную деятельность. Даже самая современная техника не сможет заменить их и выполнить работу так деликатно.

Польза пчел очевидна. Человеку не выжить без этих трудолюбивых насекомых. Пчела работает ежедневно, умирая в полете.





К сожалению, согласно официальным статистическим данным, за последние 100 лет исчезло более половины видов пчел. И на сегодняшний день во всем мире существует угроза исчезновения медоносных насекомых. Во многих странах идет сокращение числа пчелиных семей. Причины такого явления: неконтролируемое использование ядохимикатов, пестицидов, селекционная работа для создания самоопыляющихся и генно модифицированных растений и сельхозкультур.

Не смотря на то, что в наше время во многих странах, в частности в Германии и США, действуют программы поддержки пчеловодства как одного из наиболее эффективных способов повышения урожайности растений, все чаще слышно о коллапсе пчелиных семей. Пчелы гибнут в массовом порядке. И уже сейчас китайские фермеры уже испытали на себе, что опыление растений без пчел – это почти подвиг.

Хотя проблема существует во всем мире, она стала особенно острой в горном уезде Маосянь китайской провинции Сычуань, где вымерли все дикие пчелы, и фермеры вынуждены опылять яблоневые сады вручную.

Опыление яблонь в Маосянь должно быть завершено в течение пяти дней, иначе деревья не будут плодоносить. Теперь каждый год тысячи жителей приезжают в сады выполнять эту тяжелую работу.





Используя самодельные устройства для опыления, сделанные из куриных перьев или сигаретных фильтров, погружаемых в пластиковые бутылки, наполненные пыльцой, один человек может опылить 5-10 деревьев в день. Дети также участвуют в процессе. Они забираются на деревья, чтобы добраться до более высоких ветвей.

Проблемы, с которыми сталкиваются фермеры в Маосянь, дают представление о том, что может произойти в глобальном масштабе.

Дальнейшее исчезновение медоносных насекомых приведет к ухудшению глобальной продовольственной безопасности во всем мире. Произойдет исчезновения с Земли более 20 тысяч видов цветущих растений, что подорвет основы Земных экосистем. А через 4 года после полного исчезновения этого полезного насекомого, по подсчетам ученых, человечество погибнет от голода и недостатка кислорода.

Поэтому давайте беречь пчел, польза которых для человека неоценима.

Научное общество учащихся «Ньютон»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Саргатский лицей»

Поклонись пчеле, человек!

Выполнил:

Глебов Захар

ученик 4 «А» класса

Руководитель:

р. п. Саргатское 2012

1. Введение………………………………………………………………3 стр.

2. Основная часть:

2.1. Особенности работы пчелы…………………………………4 стр.

2.2. Особенности строения тела пчелы…………………………4 стр.

2.3. Особенности пчелиной семьи……………………………...5 стр.

2.4. Польза пчелы для человека………………………………...6 стр.

3. Пчелы – загадка для людей многих профессий…………………..7 стр.

4. Заключение…………………………………………………………..9 стр.

5. Список литературы…………………………………………………10 стр.

6. Приложения:

Пословицы о пчелах ………………………………………11 стр.

Загадки о пчелах …………………………………………..13 стр.

Стихи о пчелах………………………………………..……15 стр.

1. Введение.

Когда моя одноклассница искала информацию для своей научной работы о пчеловодах в Интернете, она узнала, что есть на земле памятник пчеле. Меня это заинтересовало. Почему памятник поставили не пчеловоду, а маленькой пчеле? Что в ней такого особенного? Почему люди выделили среди всех насекомых именно пчелу?

Я задумался: «А что я знаю о пчелах?» Оказалось, что не очень много: пчелы – это насекомые, которые собирают нектар. Из него получается мед. Некоторые пчелы живут в ульях под присмотром пчеловода, а другие - в лесу. Имеют жало, с помощью которого обороняются от врагов.

Я решил выяснить, за что человек решил преклониться перед пчелой. Ведь памятники ставят тому, кого уважают, кем гордятся. Памятник – это напоминание человечеству о чем-то важном.

Объект: пчелы.

Предмет: особенности жизни пчел.

Цель работы: выяснить, за какие заслуги пчеле поставили памятник.

Задачи:

· Найти и проанализировать литературу о строении и жизни пчел.

· Узнать:

- Почему ее называют трудолюбивой?

- Есть ли у нее рабочие инструменты?

- Как живет пчела в своей семье?

- Чему может научить пчела человека?

· Собрать пословицы разных народов, загадки и стихи о пчеле.

· Сделать стенгазету для школьников.

Гипотеза: пчелы действительно обладают особенностями, за которые можно поставить им памятник.

Методы исследования:

    Я читал книги и статьи о пчелах. Собирал пословицы, загадки и стихи о пчелах. Беседовал с пчеловодами.

2.1. Особенности работы пчелы.

Во многих литературных произведениях пчелу называют «крылатой труженицей», «работницей», «трудолюбивой пчелкой». Я решил выяснить, как много работает пчела.

Оказалось, что на протяжении всей своей жизни пчела никогда не находится без дела и может поменять несколько «профессий».

Семья пчел разделена на две группы: одни хлопочут в улье (обычно молодые пчелы), другие собирают корм (пчелы среднего и старшего возраста, более сильные). Чем старше становится пчела, тем ответственнее ей доверяют работу.

Проследим смену «профессий» пчелы на протяжении ее жизни:

1. Уборщицы. Самые молодые пчелы(3-4 дневные) чистят ячейки для личинок и нектара. Нужно сказать, что пчелы от природы чистюли. Они содержат себя и свой дом в чистоте, таким образом, ограждая себя от болезней.

2. Воспитательницы. Пчелы немного старше «уборщиц» заботятся о потомстве (личинках). Дают им молочко и обогревают их.

3. Строительницы. Этим пчелам 2 недели от рождения. Они ремонтируют старые ячейки, строят новые, запечатывают воском ячейки с личинками и зрелым медом. У пчел-строительниц есть дополнительные обязанности: они принимают нектар у пчел-сборщиц, складывают его в свободные соты и перерабатывают мед. Кроме того, они утрамбовывают в ячейках цветочную пыльцу, смачивая ее медом.

4. Охранницы. Эти пчелы сторожат вход в улей, не пропускают чужих пчел и пчел, вернувшихся без нектара.

5. Разведчицы и сборщицы меда (3-недельная пчелы). Их задача: отыскивать и собирать нектар и пыльцу.

6. Водоносы. Это дело поручают самым старым пчелам. Далеко от дома они не отлетают.

Для пчелиной семьи характерно не только четкое распределение труда между пчелами, но и коллективное выполнение работ . Одна группа пчел кормит личинок, другая строит соты, третья добывает корм. Ведь одна пчела, говорят пчеловоды, много меда не натаскает. Группы состоят из пчел-ровесниц.

Продолжительность жизни пчел зависит от их работы. Весной и летом, когда насекомые много работают, они живут 35 дней, а осенью, когда работы становится не так много, как летом, пчелы живут 40-45 дней. Родившиеся осенью пчелы живут 8-9 месяцев.

Пчела умирает в полете. До последних мгновений она работает, трудится на благо семьи.

2.2. Особенности строения тела пчелы.

На рабочей пчеле лежит много обязанностей по обслуживанию своей семьи. Она должна уметь выполнять многие виды работ и делать это хорошо.

Природа немного помогла пчеле. Она на протяжении многих лет изменяла тело пчелы, чтобы ей было удобно работать.

Если начать рассматривать медоносную пчелу с головы, то здесь мы обнаружим 5 глаз. Вместе с органами осязания и обоняния они дают возможность рабочей пчеле находить нектар и пыльцу.

Хоботок пчелы природа немного удлинила. Теперь пчела может извлекать нектар почти из любого цветка. Кроме того, увеличился медовый зобик, в который пчела засасывает нектар. Он вмещает столько нектара, сколько весит сама пчела. Способствует этому и строение брюшка. Оно может удлиняться и раздаваться в ширину.

Очень интересно природа устроила все шесть ног пчелы. Они не только органы передвижения. На ногах у пчел целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она эту пыльцу переносит, и щеточки для чистки глаз от той же пыльцы.

Четыре крыла служат пчеле не только для полета. Ими пчелы пользуются, когда нужно освежить воздух в улье и для того, чтобы удалить лишнюю воду из нектара.

У рабочей пчелы хорошо развиты мышцы. Она может поднять в воздух груз вдвое тяжелее ее самой. Например, умершую пчелку из улья относят подальше и выбрасывают.

Для обороны или охраны улья у пчел есть грозное оружие – жало.

Я выяснил следующее: тело пчелы устроено так, чтобы она могла справляться со своими обязанностями - сбором нектара и пыльцы, переносом их в улей, охраной улья, содержанием его в чистоте.

2.3. Особенности пчелиной семьи.

С тех пор как пчела стала спутницей человека, она неизменно привлекает его внимание. Пчеловоды говорят, что за пчелами можно наблюдать с большим интересом с утра до вечера и при этом каждый раз обнаруживать что-то новое, чего еще не видели и не слышали.

Одним из объектов наблюдения пчеловода является семья пчел.

Медоносные пчелы живут не поодиночке, как многие другие насекомые, а большими семьями, сообществами. Их называют общественными насекомыми.

Много миллионов лет назад медоносные пчелы, как полагают ученые, жили не семьями, а в одиночку. Каждая пчела сама строила себе гнездо, добывала пищу, выращивала потомство, одна зимовала. Потом с изменением климата (похолоданием) пчелы начали группироваться, так как не смогли приспособиться к новым природным условиям. Ведь вместе теплее и по силам любая работа. Это объединение носило семейный характер. Дети-пчелки не стали покидать родительского гнезда.

Семья пчел состоит из матери и ее детей. В большой пчелиной семье бывает 70-80 тысяч насекомых. Это примерно столько, сколько жителей в небольшом городе. Чтобы такое количество насекомых могло существовать, каждый член семьи должен иметь свои обязанности и выполнять определенные работы. Жизнь всех членов семьи зависит друг от друга. Глава и сердце семьи пчел – это матка. Без нее пчелиная семья существовать не может. Если матка в семье есть, то пчелы четко выполняют свои обязанности, их работа слаженна и организованна. Но стоит погибнуть матке, пчелы становятся растерянными и беспомощными. Они не летают за нектаром, не строят сотов, не защищают гнездо от врагов, так как делали это при матке. В улье нет порядка и чистоты, а пчелы бегают по нему бесцельно. Ведь главная цель их работы – вырастить потомство, а без матки это невозможно.

В семье существует равноправие. Даже для матки – главы семейства – нет исключения. Если она станет класть меньше яиц, пчелы сразу же заменят ее молодой, более плодовитой.

Пчелы не только хорошо работают, но и помогают друг другу. С голодной пчелой любая делится кормом, даже последними крохами; сборщицу с ношей разгружают; что начала делать одна, продолжит другая, закончит третья пчела. Если 2-3 пчелы задержались на цветущей корзинке цветка и не успеют вернуться на ночь домой, они постараются объединиться и, прижавшись друг к другу и делясь нектаром, пробудут до утра. В этот момент для них не имеет значения даже то, что они из разных семей.

Из всего вышесказанного можно сделать небольшой вывод: пчелиная семья – это мир большого труда, дисциплины и взаимопомощи .

2.4. Польза пчелы для человека.

Из всех живущих на Земле насекомых, а их около миллиона видов, пчела – одно из самых полезных для человека. Она дает ему не только целебный, питательный мед, но и много других полезных продуктов.

Не только народная, но и современная медицина пользуется медом при лечении различных заболеваний. Он восстанавливает и придает силы, помогает накопить защитные средства организму. Существует много примеров, когда люди, постоянно и понемногу употребляющие мед, жили долго, были активными и не болели до глубокой старости. Кроме того, мед – очень приятное лекарство и для детей, и для взрослых.

В Древней Греции и Риме мед считали даром неба, пищей богов. По поверью греков, человеку он приносит мудрость, а поэтов и художников одаривает вдохновением.

Если мед – это жидкое золото, то воск – это золотые слитки. Не случайно в далеком прошлом он выполнял роль денег, был мерой в торговле.

Сейчас воск используется в стоматологии (он очищает ротовую полость и укрепляет десна). Однако гораздо более широкое применение воск нашел в косметической промышленности.

Помимо этого, пчелиный воск применяется более чем в сорока отраслях промышленности. Он используется и в авиации, в текстильном, металлургическом, кожевенном, химическом, парфюмерном и других производствах.

Пчелиный воск в фармацевтике используется для изготовления различных мазей. Его используют и в кустарных производствах (например, для изготовления мастики для паркета, крема для обуви).

Еще в древности люди заметили, что охотники за диким медом и пчеловоды не страдали заболеваниями суставов и обладали отменным здоровьем. И это, как выяснилось, от того, что их часто жалили пчелы. Пчелиный яд оказался отличным лечебным средством. Он снижает воспалительные процессы, помогает при лечении заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем. Раньше, когда человеку хотели пожелать здоровья говорили: «Да ужалит вас пчела!»

Мед, воск, яд – это еще не все продукты пчел, которыми пользуется человек. Очень целебны для человека прополис (пчелиный клей), цветочная пыльца и маточное молочко.

Прополис обладает свойством убивать некоторые вредные микроорганизмы. Его используют для лечения ран, ожогов, при обморожениях, применяют при туберкулезе легких, ангинах , заболеваниях кожи и др. Применяют его и при лечении животных.

Цветочную пыльцу называют чудо-продуктом, так как она богата белками и витаминами , в ней есть жиры, минеральные соли, ростовые вещества. Пыльцу врачи рекомендуют при истощении и слабости.

А еще пчел считают помощниками земледельцев. Опыляя растения, они повышают урожай. Если бы пчелы этого не делали, то на Земле мало было бы растений, а, может быть, некоторых не было бы совсем. Не смог бы тогда человек получать хороший урожай яблок, груш, абрикосов , слив, крыжовника, малины. Большую роль играют пчелы в увеличении урожая гречихи, подсолнечника, хлопчатника и кормовых трав.

Медоносная пчела – маленькая частичка живой природы. Но какую большую пользу принесла и приносит она человеку: дала целебные продукты, за счет пчелы природа пополнилась новыми растениями, а планета Земля обогатилась кислородом.

3. Пчелы - загадка для людей многих профессий.

Пчел изучали и продолжают изучать биологи, химики, врачи, философы, писатели и поэты.

Много написано о трудолюбивой пчеле серьезных философских трактатов, научных статей и книг, стихов и басен поэтами разных времен и народов. Многое можно узнать о пчелах и их жизни из пословиц и загадок.

Я попробовал сделать сборник, который включает пословицы, загадки и стихотворения о пчелах. Этот сборник является приложением к школьной стендовой газете «Поклонись пчеле, человек!»

Е. Залягин





























4. Заключение.

Я пришел к выводу, что пчела действительно, заслуживает того, чтобы ей поставили памятник. Ведь человеку есть чему у нее поучиться. Например, жить в согласии и взаимопомощи, быть трудолюбивым, дисциплинированным и заботиться о своем будущем поколении. В Египте медоносная пчела считается символом верности, храбрости, презрения к смерти. Ведь пчелы, защищая свой дом, никогда не отступают перед опасностью и не обращаются в бегство, каким бы грозным ни был их противник.

Низкий поклон пчела заслужила за то, что приносит людям целебные продукты и помогает человечеству превращать Землю в цветущий сад, опыляя растения. Только одна пчелиная семья оказывает экологически благоприятное влияние на окружающую среду площадью в 250 гектаров.

Памятник пчеле уже стоит во многих странах мира. В Польше с такого памятника начинается Музей пчеловодства. Это настоящий пчелиный город, в нем насчитывается 140 ульев, самому старому из них 700 лет. В Канаде памятник пчеле поставили в 1993 году в городе Тисдейл (его еще называют Столицей Меда). В городе Уфе пчела стала символом празднования 450-летия единства Башкирии и России, а на центральной площади ей был поставлен памятник. Несколько памятников пчеле стоит в Японии. Японцы великие почитатели, ценители и знатоки продуктов пчеловодства.

Пчела заслужила простое человеческое уважение. Она, действительно, достойна стать объектом поклонения и восхищения.

Список литературы:

1. Большая энциклопедия природы для детей. – М.: Гриф-фонд, Межкнига, 1994.

2. Еськов насекомых. – М.: Знание, 1983.

3. Злотин служат человеку. – Киев: Наукова думка, 1986.

4. Чайнери М. Бабочки / М. Чайнери; пер. с англ. . – М.:: , 2001.

5. Шабаршов пчеловоду. – М.: Просвещение, 1983

6. Интернет-ресурсы:

Приложение 1

Пословицы о пчелах

Трудолюбивее пчелы никого нет.

Маленькая пчела человека большому уму учит.

Пчёл водить, не разинув рот ходить.

Пчела жалит только грешника.

На всякий цветок пчёлка садится, да не со всякого цветка поноску берёт.

Заплаканное лицо и пчёлы жалят.

Нет сада без пасеки и нет плодов без пчёл.

Сад без пчёл – что дерево без окон.

Есть пчела в саду – будет яблоко на ветке.

Не на себя пчела работает.

Всякая муха жужжит, да не пчеле чета.

Кто пчеле рад, тот будет богат.

Какова матка, такова и пасека.

С осоки пчела мед не носит.

Пчела знает, где мед брать.

Без матки рой не держится.

Для пчелы всякий урок легок.

Доброго человека и пчела не жалит.

Мала-мала пчелка, а побольше великого знает.

Не корм пчелу кормит, а хозяйский глаз.

Нечего пчелу учить, сама всякого мужика научит.

Ни пчелы без жала, ни розы без шипов.

Подходи к пчеле с кроткими словами, береги пчелу добрыми делами.

Пчела – Божья угодница.

Пчела и на себя и на людей и на бога трудится.

Работящ, как пчела.

Родилась пчела – всю науку поняла.

Пчела медведю медом дань платит.

Без матки пчелки – пропащие детки.

К доброй душе и чужая пчела роем прививается.

Яблоньку за яблоки любят, пчелку – за мёд.

Будет пчела на цветке - будет и яблоко на столе.

За пчелой пойдешь – до мёду дойдешь,
за жуком пойдешь – до навозу дойдешь.

Не летит пчела от мёда, а летит от дыма.

Без пчелиных укусов меда не бывает.

В чужой пасеке пчел не разведешь.

Где мед, там и пчелы.

Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела - мед.

Люди рады лету, пчела рада цвету.

Муравей не по себе ношу тащит, да никто спасиба ему не молвит; а пчела по искорке носит, да Богу и людям угождает.

Приложение 2

Загадки

***
Ранним утром ей не спится:
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая … (пчела)

***
Зайдите к нам на огород.
Стоит под яблоней завод,
В нём – тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мёд! (Улей)

***
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. (Пчела)

***
Посетить хотят все дети
Самый сладкий дом на свете.
Но хозяева жужжат,
Строго домик сторожат. (Улей)

***
Черно-желты, полосаты,
В домике живут ребята.
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (Пчёлы)

***
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? …(Пчела)

***
В потёмках родился,
А в огне умирает. (Воск)

***
В тёмной темнице красны девицы
Без нитки, без спицы вяжут вязеницы. (Пчёлы)

***
Корми меня до Ивана,
Сделаю из тебя пана. (Пчелосемья)

***
Без отца рождена,
Без матери жить не может. (Пчела)

***
Домик маленький, а жителей – счету нет. (Пчёлы в улье)

***
Ни девка, ни вдова, ни замужняя жена,
Детей водит, людей питает, дары Богу приносит. (Пчела)

Приложение 3

Стихотворения о пчелах

Саша Черный

Про пчел

Сладок мед, ужасно сладок!
Ложку всю оближешь вмиг…
Слаще дыни и помадок,
Слаще фиников и фиг!

Есть в саду пчелиный домик -
Ульем все его зовут.
- Кто живет в нем? Сладкий гномик?
- Пчелы, милый, в нем живут.

Там узорчатые соты,
В клетках - мед, пчелиный труд…
Тесно, жарко… Тьма работы:
Липнут лапки, крылья жмут…

Там пчелиная царица
Яйца белые кладет.
Перед ней всегда толпится
Умных нянек хоровод…

В суете неутомимой
Копошатся тут и там:
Накорми ее да вымой,
Сделай кашку червякам.

Перед ульем на дощечке
Вечно стража на часах,
Чтобы шмель через крылечко
Не забрался впопыхах.

А вокруг ковром пушистым
Колыхаются цветы:
Лютик, клевер, тмин сквозистый,
Дождь куриной слепоты…

Пчелы все их облетают -
Те годятся, эти - нет.
Быстро в чашечки ныряют
И с добычей вновь на свет…

Будет день - придет старушка,
Тихо улей обойдет,
Подымит на пчел гнилушкой
И прозрачный мед сберет…

Хватит всем - и нам и пчелам…
Положи на язычок:
Станешь вдруг, как чиж, веселым
И здоровым, как бычок!

Е. Залягин

Стихотворение было озвучено на 3–ем
съезде русских пчеловодов в 1898 году.

Пчела – работница, усталости не зная,
Свой кропотливый труд с охотою несет,
На благо общее все силы отдавая,
Примером для других и служит, и живет.
И между ними нет не распри, не раздора,
Семьею дружною в ладу они живут,
Без ненависти злой, без мелочного вздора,
Храня свое добро, друг друга берегут.
Вождя своей семье, свою царицу – мать,
И улей свой – плоды заботы и труда,
Рискуя жизнью, готовы защищать,
И на врага идут с решимостью тогда.
Душистый сладкий мед и воск приготовляя,
Пчела работает и служит для людей,
А гордый человек, услуги принимая,
Подумал ли хоть раз, чем он обязан ей?
Вот новорожденный: и у его купели
Из воска чистого горит свеча в лучах,
Напоминая нам о нашей высшей цели:
Любить и ближнего и Бога в небесах.
Так как же не любить нам Божие созданье,
И как забот своих нам ей не посвятить.
Вот потому что мы своею силой знанья
И собрались сюда все это обсудить:
Как можно ей помочь и чем мы ей поможем
Тяжелый труд нести, для пользы общей жить;
За все ее добро, что сделать мы ей можем,
Чем облегчить ее и чем ей пособить.

Самуил Маршак

Жужжат над лугом в жаркий день
Кружащиеся пчелы.
И шмель мохнатый, и слепень,
И майский жук тяжелый.

А в это время над землей
Промчался пчел гудящий рой.
Летят они, как пули.
Несутся пчелы в лес густой,
Чтоб строить новый улей.

Взлетел на клен пчелиный рой,
Повис в зеленой чаще.
А мы возьмем мешок пустой,
Поймаем рой жужжащий.

Мешок ребята отнесут
В подарок пчеловоду.
Пускай в колхозе припасет
Для нас побольше меду.
Агния Барто

Пчелиный яд

На Неглинной новый дом –
В зелени балконы,
Маки зреют на одном,
На другом – лимоны.

У одних балкон весной,
Будто садик подвесной,
У других, наоборот,
Там не сад, а огород.

А на третьем, как ни странно,
Пчел разводит пчеловод.
В новом доме – пчелы!
Вот так новоселы!

Утром на Неглинной
Мчится рой пчелиный,
А оттуда – на бульвар
Собирать с цветов нектар.

Пчеловод разводит пчел,
Одного он не учел,
Что они в конце концов
Пережалят всех жильцов.

Грушу бабушка несла
Маленькому внуку,
Вдруг на лестнице пчела
Как впилась ей в руку!

А вчера рыдала вслух
Галя-комсомолка;
У бедняжки нос распух:
Укусила пчелка!

Все кричат: “От ваших пчел
Нет покоя людям!
Мы составим протокол,
Жаловаться будем!”

Пчеловод в защиту пчел
Даже лекцию прочел.
Он сказал: “Пчелиный яд
Многим прописали.

Доктора теперь велят,
Чтоб больных кусали!
И с пчелиным ядом
Сестры ходят на дом”.

Если так, – сказал один
Худощавый гражданин,-
Если их так хвалят –
Пусть меня ужалят!

Я болею редко,-
Говорит соседка.
Пчел боюсь я, как огня,
Но на всякий случай
Пусть ужалят и меня.
Так, пожалуй, лучше!

Все старушки говорят:
-Нас кусайте тоже!
Может быть, пчелиный яд
Делает моложе?

В доме увлеченье!
Новое леченье!

Об одном твердит весь дом:
-Пусть кусают пчелы!
Даже мы теперь идем
Прямо после школы
К пчелам на уколы.

Бостон" href="/text/category/boston/" rel="bookmark">бостоны »,
Готовые в очередной полёт.

Не за нектаром, не за мирным мёдом,
Не на лесные нежные цветы-
Летим бомбить фашистские заводы
И через Одер длинные мосты.

Земля дрожит от бомбовой работы
В столбах железа и в столбах воды,
Чтоб светлым мёдом набухали соты,
Чтоб жили наши русские сады.

Пушкин о пчёлах

Ещё дуют холодные ветры,
И наносят утрени морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки.

Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой,
Вылетала первая пчёлка,
Полетала по ранним цветочкам

О красной весне поразведать:
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой берёзы

Распустятся клейкие листочки,
Зацветёт черёмуха душиста.

Тимофея Белозёрова

Лесная сказка

Я утонул в душистых травах…
Раскинув руки, в тишине,
Среди жуков, среди козявок
Лежу на сумеречном дне.

Пыльцой медовой запорошен,
Сердито пчёлами отпет,
Сквозь отцветающий горошек
Лежу, гляжу на белый свет…

В моих ногах терновый кустик
Шуршит, отряхивая зной,
И облака недавней грусти
Плывут, играя, надо мной…

Потом я выйду на поляну,
Шмеля уснувшего стряхну,
И если снова жить устану,
Вернусь
И в травах
Утону…

Е. Эрато
Все собрав свои дела,
Жужжит и кружится пчела,
Вот важно села на цветок,
Она ведь знает в этом толк,
Суть её земных забот-
Сладкий и душистый мёд.

А. Мармазов

Хороша была пчела,
Когда меду нам дала.
А ведь раньше, прошлым летом,
Так ужалила при этом!

Л. Слуцкая
В рыжих тельняшках пчёлы
Снова командой весёлой
Вдоль по цветочной реке
Утром плывут налегке.
И возвратятся с добычей
В улей родной как обычно.
Мёд принесут золотой
С речки цветочной домой.

С. Бахрушина

С цветка на цветок,
Летает пчела.
Готовит медок,
Всегда весела.
С зари до зари,
В трудах и заботах,
Бездельницей слыть,
Ей совсем неохота.

Д. Эйза
Аромат цветов струится
В ясный летний тёплый день.
Пчёлам в ульях не сидится,
Не знакома пчёлам лень.
От цветка к цветку летают,
Соты мёдом заполняют.
Деловитое жужжанье
Раздаётся там и тут.
От пчелиного старанья –
Мёд, полезный от простуд.

М. Вержбовская

Ты, конечно, молодец,
Пчелка золотая,
Собираешь сладкий мед,
По цветкам летая.
Но погладить не могу
Я тебя за это,
Потому что жалишь ты
Даже добрых деток!

А. Толстоброва

Сидела на цветке пчела.
Я к ней с подружкой подошла,
Спросила вежливо: «Пчела,
Ты много меду набрала?»
Пчела сердито зажужжала:
«Мне мало меду, мало, мало...
Не приставай, а то ужалю!»
И мы, конечно, убежали.
Какая жадная пчела!
Ни капли меду не дала...

Н. Лысенко
У пчелы забот немало!
Только утром солнце встало,
А пчела уже в трудах,
Собирает сок в цветах!
Две корзинки соберет,
В домик-улей отнесет,
И опять летит на луг-
Так весь день, за кругом круг.
Где тут петь, как стрекозе,
Танцовщице-егозе!
Надо в соты мед налить,
Да по полкам разложить!
Так все лето и летает,
Мед янтарный запасает.
Чтоб зимой и ты дружок
Им полакомиться смог!

А. Алферова
Над ромашкой я летала -
В прятки с Оленькой играла…
Летним, тёплым, ясным днём
Было весело вдвоём:
И кружились, и жужжали,
К речке дружно мы бежали...
Оля мчалась по росе,
Я сидела на косе.
Не мешала, не крутилась…
Жаль - подружка рассердилась:
Стала драться и кричать,
Золотой косой качать…
Вздумала ногами топать
И по мне ладошкой хлопать…
Но я драться не хочу -
Лучше в улей улечу.

Е. Французова

Деловита и смела
Золотистая Пчела,
Полосатая трудяга
Много пользы принесла!
Только тех, кто любит труд,
Люди «пчёлками» зовут,
Их в пример повсюду ставят
И в помощники зовут.
Только утро настаёт-
Отправляются в полёт,
У пчелиного народа
Каждый сам себе пилот.
Здесь процесс не зря идёт-
Собирает пчёлка мёд
И цветочный, и горчичный,
И любой, какой найдёт.
Только липа расцветёт,
То с неё целебный мёд
Для лечения простуды
Пчёлка мигом соберёт!
Их профессия - летать.
Мёдом соты насыщать,
Да ещё мохнатым брюшком
И растенья опылять.
Тех, кто презирает труд,
Всюду «трутнями» зовут,
Ведь они, как трутни в улье,
Мёду в соты не несут.
Почему же стал реветь
Разобиженный Медведь?
Запустил он лапу в улей.
Чтобы лакомства поесть!
За подобные дела
Жалит каждого Пчела,
Потому что не за этим
Мёду в соты принесла!

Ю. Пономарева

Я сегодня ловил пчел,
Только вот что не учел-
У пчелы серьезный вид,
Ужасающе жужжит.
Есть и жало у нее
Ее грозное ружье.
Если кто ее задел,
Невнимательно глядел,
Быстро, метко и легко
Жало выстрелит свое.
Вот теперь моя рука
Превратилась в толстяка.
Сразу две пчелы решили,
Что их жизням навредили,
И ужалили меня
Чудака и простака.
Больше пчел ловить не буду,
Лучше вымою посуду,
А потом пойду гулять
Белых бабочек искать.

В царстве животных пчела принадлежит к классу насекомых, отряду перепончатокрылых и семейству пчел. Из пород пчел наиболее известны: северная пчела или обыкновенная — темная пчела , брюшко с сероватыми поперечными линиями, наиболее распространенная; итальянская пчела , с 3-мя желтыми кольцами брюшка, распространена в Италии, южной Франции, на Кавказе и в Малой Азии - весьма кроткая и плодовитая

Кавказская пчела , по своей кротости, трудолюбию и длине язычка особенно ценится в настоящее время, и ею часто пользуются для метизации с туземными пчелами; египетская меньше обыкновенной и весьма злобная; весьма популярна среди пчеловодов краинская пчела (австрийская), составляющая разновидность обыкновенной пчелы; она крупнее других пчел, кротка и весьма плодовита.

Индийские пчелы , в долине и горах Индии,--весьма добычливы на месте, но не поддаются акклиматизации вне своей родины.

Кто в улье главный

Сведения из жизни и природы пчел . Семья пчёл состоит из матки, пчел и трутней.

Матка - производительница потомства. С марта по сентябрь она кладет яички: в мелкие ячейки сот-оплодотворенные, в крупные (трутневые) -неоплодотворенные. Оплодотворение яичек происходит в брюшке матки при продвижении по каналам брюшка, где они воспринимают семенную жидкость из семяприемника. Из первых, после ряда превращений, выходят пчелы, из вторых- трутни . Трутень получает, таким образом, зачатие без оплодотворения, что составляет партеногенезис у пчел . Мужское семя матка воспринимает от совокупления с трутнем, один раз на всю жизнь, совершая с этой целью вылет из улья приблизительно на 5-й день по рождении. После этого она остается на всю жизнь плодною и не вылетает более никогда из улья, за исключением случая отхода с роем. Продолжительность ее жизни хотя достигает 5-ти лет, но уже на третьем или четвертом году производительность ее по размножению потомства понижается: кладка яиц матки уменьшается, и количество неоплодотворенных (трутневых) яиц возрастает за счет оплодотворенных. В эту пору она все чаще и чаще кладет неоплодотворенные (трутневые) яички в пчелиные (мелкие) ячейки, в которых и развиваются трутневые личинки, сильно выступающие над поверхностью сота под крышечкой, что называется горбатой червой и служит признаком престарелости матки и указанием на необходимость заменить ее новой в ближайшее время. В случае внезапной гибели матки, пчелы немедленно приступают к выводу себе другой матки. Избрав где-нибудь на краю или изгибе сота одну или несколько пчелиных личинок не старше 2 - 3-дневного возраста, они усиленно кормят их молочком, т.-е. питательной массой, представляющей собою продукт переработки меда и цветня в желудке пчелы и выделений слюнных желез. Благодаря этой концентрированной пище, которая количественно, а с четвертого дня кормления и по содержанию в ней азотистых веществ, значительно превосходит корм личинок пчел и трутней, личинка матки быстро растет и получает законченные формы развития самки, способной к продолжению рода, тогда как пчелы остаются по природе своей недоразвитыми самками. Одновременно пчелы перестраивают ячейку: расширяют ее основание, значительно удлиняют и утолщают стенку ячейки, обращая ее концом вниз. Маточная ячейка носит название маточника. По достижении личинкою полного роста, пчелы запечатывают отверстие ячейки крышечкой. В этом замкнутом состоянии личинка претерпевает ряд изменений и, по истечении определенного времени, превращается в матку, которая прогрызает крышечку и выползает на свет. Первая ее забота- уничтожить своих соперниц - молодых маток, еще не вышедших из ячеек. Поочередно она прокалывает стенки, маточников своим жалом; трупы убитых извлекаются пчелами через отверстия, прогрызенные ими сбоку. На 5-й день матка совершает свой брачный облет, а через 2- 3 дня после этого начинает кладку яиц.

Жизнь пчелы в природе

П ч е л ы составляют главную массу населения улья. На них лежат много-, образные обязанности в семье. Они обогревают детку (яички, личинки и иуколки пчел), кормят личинок, собирают и вносят в мед, цветень и воду для разжижения меда и прополис (пчелиный клей ) для замазывания щелей в улье; строят соты из воска, выделяемого воскоотделительными железами, помещающимися на нижней стороне брюшка; производят воздухообмен в улье посредством вибрации крылышек возле летка и внутри улья; оберегают улей от вторжения насекомых, воровок пчел из других ульев и пр., прибегая в случае надобности к употреблению жала, помещающегося у них на конце брюшка. Пчелы летают на расстояние до 2- 3 верст. Привыкают с первого дня вылета весною к местоположению своего улья, вследствие чего не следует перемещать ульев на другие места после того, как пчелы познакомились со своим местом. Вдали от своего жилища пчелы не жалят, но вблизи, если раздражены, нередко переносят свой гнев на людей и животных. Не следует, поэтому, ставить ульи очень близко (ближе- 15 саж.) от проезжих дорог и соседних меж, и если место открытое, надежнее ограждать пасеку забором не Ниже сажени. Особенно следует предотвращать приближение к пчелам , которые очень болезненно переносят ужаления пчел.

Трутень - самец. Назначение его оплодотворять маток. Появляются трутни в ульях около половины мая. Не имея органов ни для собирания меда и цветня, ни жала для защиты семьи, ни воскоотделительных желез, они не принимают участия ни в какой работе: шумно носятся в воздухе в ясные дни и питаются от тех запасов, которые собирают пчелы. Под конец лета пчелы уничтожают всех трутней, изгоняя их из ульев или убивая. На зиму, таким образом, в ульях

не остается ни одного трутня. Чрезмерное обилие трутней указывает на престарелость матки.

Как располагать ульи на пасеке

Доходность от пчел обусловливается, главным образом, медоносностью местности. В конце статьи приведены главнейшие медоносы, в соответствии с которыми можно судить о степени медоносности той или иной местности. На медоносность также влияет . При расположении пасеки следует избегать больших водных пространств. Если пчел поставить на берегу моря, то, естественно, что площадь взятка сократится на половину. Вообще пчелы летают на расстояние 2 - 3 верст в окружности,-и всякое значительное уменьшение площади медоносной растительности не может не отражаться на степени доходности пасеки и того числа ульев, которое можно держать в данной местности.

Расстановка ульев на пасеке

Ставить пасеку на берегу широкой реки невыгодно еще и в том отношении, что много пчел, при возвращении домой, особенно в ветреную погоду, будут тонуть, обремененные добычею меда. Пасеку следует, по возможности, ставить на местах, защищенных от летнего зноя на юге и от господствующих холодных ветров на севере. Это одно из важнейших условий для благополучного развития и работы пчелиных семей. Чтобы избегнуть сырости в ульях, их ставят обыкновенно на некоторой высоте от земли. Так, можно поставить ульи на положенные на землю деревянные плашки, на кирпичи, на деревянные козла или на вбитые-в землю стойки.

Однажды Альберт Эйнштейн сказал о том, что если с лица Земли однажды исчезнут все пчелы, человек не сможет прожить на планете более четырех лет спустя. Если не станет пчел, некому будет опылять растения, исчезнут растения - исчезнут животные, для которых они служили пищей. Без существования растений и животных нет будущего и для человека. Благодаря существенной значимости опыления буквально для каждого уголка планеты, пчелы становятся незаменимыми организмами, без существования которых невозможно дальнейшее продолжение жизни.

Именно благодаря процессу опыления растения способны размножаться, цвести и плодоносить. Пчелы, производящие мед несут ответственность за опыление большего количества растений Земли. Ученые уже давно говорят о том, что производство, по меньшей мере, одной трети всех продуктов питания опирается на этих маленьких насекомых.

Трудолюбием, дисциплиной и организованностью пчела не сравнится ни с каким другим видом насекомых. Не даром на нее возложена такая непростая миссия. Только пчела может по 30 минут опылять цветок растения.

Список растений, существующих на планете только благодаря усилиям пчел можно продолжать до бесконечности. Это арбуз, орех, хлопчатник, огурец, виноград, свекла, черника, вишни, сельдерей, брокколи, морковь, капуста, яблоко, абрикос, лук, груша, папайя, клубника, авокадо, кокосовые орехи, лимон, лайм и манго. А теперь представьте, что вы больше никогда не попробуете эти овощи и фрукты и узнаете цену пчелы в продовольственном эквиваленте.

Однако пчелы не только прекрасные опылители, это еще и единственный вид насекомых, производящих продукты непосредственно для человека. Все вы наверняка слышали про мед, пергу, пыльцу, прополис и маточное молочко. Которые так же являются и превосходными лекарственными препаратами мягкого действия. напрямую связаны со здоровьем, процветанием и долголетием. Они несут заключенную в своих недрах силу природы.

Много воды утекло с тех пор, как начали цениться продукты пчеловодства и пчелы. По подсчетам русских ученых в профессии пчеловода встречается наибольшее количество долгожителей. В этом есть и заслуга пчелиного яда, который регулярно попадает в организм пасеки.

Вернемся к опылению. Если вы хотите увеличить свой урожай и повысить плодовитость садовых растений, то вам просто необходимо расположить хотя бы несколько ульев вблизи своего садового участка. Из этого всего можно сделать вывод о том, что пчелы способны не только лечить, но и кормить человечество нашей планеты.

Пчела медоносная (Apis mellifera) – насекомое, относящееся к отряду перепончатокрылых и подсемейству благородных пчел (Apinae).

Общий вид насекомого можно увидеть на пчела медоносная фото.

С давних пор она используется человеком как источник меда.

Это свойство пчелы отражено в видовом названии насекомого – как в русском, так и в латинском его варианте (mellifera – приносящая мед или mellifica – ). В древнее время мед для многих народов был единственной пищей со вкусом сладости.

Но и в наши дни, несмотря на то, что люди научились извлекать сахар из сахарной свеклы и тростника, ценность пчелиного меда не утратилась.

Вконтакте

Целебные свойства меда, издавна известные людям, все шире стали применяться в медицине. Мед имеет широкое использование при лечении простуды и заболеваний желудочно-кишечного тракта, для заживления ран и ожогов.

Целебные свойства меда связаны с присутствием в нем определенных веществ, выделяемых пчелами, причем в ничтожно малом количестве. Искусственный мед, будучи составлен из смеси различных сахаров без натуральных , такими свойствами, разумеется, не обладает, хотя по вкусу он мало чем отличается от пчелиного.

Помимо основного продукта пчеловодства – меда – пчела медоносная выделяет особый , так же, как и мед, обладающий целебными свойствами и используемый при . Этот яд издавна используется в медицине для лечения болезней, связанных с повреждением связок и суставов, ревматизма, радикулита и других.

Помимо производства меда, пчела медоносная является источником такого продукта как воск, из которого она строит себе гнездо. Воск также широко применяется человеком: он используется в электротехнической промышленности, при изготовлении лаков и красок, им покрываются формы для отливки чугунных изделий, смазочных составов и проч.

Конечно же, нельзя не упомянуть и о самой главной стороне деятельности пчел – они опыляют культурные растения. Не только в России, но и по всему миру можно найти гнезда диких пчел, расположенные в дуплах деревьев или расщелинах скал.

В древние времена люди не занимались пчеловодством – правила содержания медоносных пчел, способствующие сохранению выводка, были неизвестны. Деятельность человека можно было назвать «охотой» на пчел. Эта «охота» заключалась в том, что человек находил пчелиные гнезда и уничтожал их, забирая себе мед и воск.

Изображение такой охоты найдено в одной из пещер Испании, и имеет оно довольно почтенный возраст – несколько тысяч лет.

В более поздние времена человек стал использовать колоды, с помощью которых переносил пчел из леса. А еще позднее из этих колод, обрамляя их древесной корой и обжигая глиной, стали строить ульи и заселять их роями пчел. Чтобы в конце сезона собрать мед и воск, пчел «выкуривали» при помощи серы, а ульи разрушали.

Настоящий переворот в области был совершен на рубеже XVIII–XIX веков выдающимся русским пчеловодом П.И. Прокоповичем, который создал первые рамочные ульи. Как следует из названия ульев, соты в них были помещены в подвижную рамку, которую можно было выдвигать, вынимать и менять, при этом не уничтожая ни пчел, ни расплода. Таким образом, впервые в истории были негласно основаны правила содержания медоносных пчел, исключающие их возможное уничтожение.

Улей и гнездо медоносной пчелы

Как хорошо известно, пчела медоносная (пчела медоносная класс) – членистоногое класса насекомых с весьма сложным устройством роя.

Главной в улье является плодоносящая самка (или матка), кроме нее есть рабочие пчелы (бесплодные самки), а также самцы (или трутни).

Матка отличается прежде всего по размеру: она гораздо крупнее рабочих пчел, у нее отсутствует аппарат для собирания пыльцы и железы для выделения воска, а жало развито слабее, чем у рабочих.

Трутень – самец медоносной пчелы – более поздний обитатель, он появляется на свет только к концу лета.

Осенью, по окончании брачного полета и оплодотворения молодых самок, когда начинается процесс размножение пчелы медоносной, рабочие пчелы убивают трутней и выбрасывают из гнезда. Вся деятельность внутри улья выполняется именно рабочими пчелами.

Структура гнезда в улье представляет собой довольно сложный механизм. Оно состоит из ячеек, собранных в вертикальные ряды, которые называются сотами. Все соты, кроме крайних, двусторонние, крайние же имеют ячейки только с одной стороны. Эти ячейки строятся из воска, который выделяется железами, находящимися на брюшке рабочих пчел.

Ячейки, созданные пчелами, имеют шестигранную форму, а дно ячеек – ромбовидную, с острыми углами, приблизительно по 70°. Математические расчеты показали, что при наименьшем расходовании «строительного материала» данная конструкция является оптимальным решением задачи построения ячейки, вмещающей в себя максимальное количество содержимого. Причем эти ячейки служат как для выведения нового расплода, так и для хранения основных продуктов – меда и перги.

Структура семьи и размножение медоносных пчел

Производство меда в ульях достигается посредством переработки собранного нектара цветов. Этот мед пчела медоносная использует для собственного питания, а откладываемая отдельно смесь пыльцы с небольшим количеством меда, называемая пергой, идет на корм личинкам.

Помимо обычных ячеек, в каждом гнезде имеются более крупные - для выведения самцов медоносной пчелы. Для развития же самок существуют так называемые «маточники» – огромные ячейки неправильной формы.

С целью предотвращения неблагоприятных условий, в которых может происходить развитие личинок медоносной пчелы, стенки улья делаются герметичными – все щели в них промазываются прополисом, или пчелиным клеем.

Прополис, в состав которого входят бальзамические вещества оболочек зерен пыльцы, смолистые вещества, выделяемые растениями, и примесь воска, добывается из почек деревьев или растений, а иногда из самой древесины, волокна которой пчелы выжимают челюстями. Он используется пчелами для полировки сотов и заделывания мелких щелей в ульях.

Откладывание самкой яичек происходит в особом месте улья, где создаются отдельные, хорошо проветриваемые и прогреваемые участки для сотов, называемые «зоной с расплодом», которая окружается кольцом, состоящим из ячеек с пергой. Это – единственное место, где происходит накопление перги, в остальные ячейки откладывается мед. Размножение пчелы медоносной происходит по следующим этапам.

Самка откладывает яички, из которых на четвертый день выходят личинки. Кормление личинок «пчелиным молочком» осуществляется всеми рабочими пчелами. Это «молочко» является продуктом выделения специальных желез, которыми обладает пчела медоносная, но этими же выделениями кормят и самку. Далее личинки подразделяются на тех, из которых впоследствии выйдут самки – они кормятся «молочком» в течение всего времени развития, и остальных – эти уже с четвертого дня жизни кормятся пергой.

Насекомое пчела медоносная выделяет большую энергию, и именно в связи с этим в гнезде постоянно поддерживается высокая температура. В участке с расплодом она достигает 35°С. При такой высокой температуре в улье создается постоянный поток воздуха – этому способствуют специальные пчелы-«вентиляторы», которые непрерывно совершают движения крыльями.

В случае повышения температуры гнезда и превышения ей определенной отметки, для поддержания климатических условий, необходимых для развития личинок, включаются другие пчелы, которые для этого могут вылезать даже на дощечку около летка. Множество различных работ выполняют пчелы для нормального функционирования семейства.

Некоторые из них хранят воду в своих зобиках, для того чтобы в случае необходимости повысить влажность воздуха смачивают ей соты, другие занимаются ремонтированием неполадок, возникающих в гнезде, третьи помогают в очистке рабочих пчел.

Онтогенез медоносных пчел

Разумеется, основная группа пчел добывает пищу – собирает нектар и пыльцу с различных растений в период их цветения.

Происходит это следующим образом. Как только одна из пчел найдет богатый не опыленными цветами источник пищи, она дает знать об этом всем другим с помощью так называемых танцев.

После исследования территории, пчела, возвращаясь к улью, совершает определенные движения, другие при этом начинают повторять эти движения, после чего все пчелы улетают.

Если источник пищи находится близко от улья, пчела совершает движения по кругу, а если далеко, то она выписывает фигуру, издалека похожую на восьмерку, но больше напоминающую букву «фита» старого русского алфавита. Описывая полукруг, пчела начинает двигаться по «средней палочке» этой буквы, при этом виляя брюшком.

При этом частота «виляний» указывает на расстояние от улья до источника пищи – чем дальше источник, тем она чаще. Наклоняясь на определенный угол к вертикали, пчела медоносная показывает тем самым величину угла по отношению к солнцу, под которым необходимо лететь по направлению к источнику пищи.

Хотя правильнее было бы сказать, что направление указывается скорее по отношению к колебаниям поляризованного света, недоступным для восприятия человеческими чувствами. Кроме того, пчела, посетившая цветочную поляну, пропиталась соответствующим запахом, что, в свою очередь, указывает на то, какие цветы в том месте следует посетить. Если же источник пищи не имеет определенного запаха (что может быть связано с его искусственным происхождением), то пчела отмечает его выделениями пахучей железы, а при движении около улья выпячивает эту железу.

Прежде люди полагали, что пчела от рождения выполняет какую-либо одну, определенную работу. Сейчас мы видим, что это не так. Ставя на пчелах отметины, ученые установили, что они имеют возрастной полиэтизм. В самом начале жизни (первые несколько дней) пчела чистит старые ячейки, вылизывая их до блеска.

На четвертый день насекомое уже начинает кормить пергой взрослых личинок, и делает это примерно до того времени, пока у него не разовьются железы, выделяющие «молочко» – тогда оно начинает кормить этим «молочком» матку либо молодых личинок. Происходит это приблизительно на восьмой день ее жизни.

После этого пчела медоносная начинает принимать корм: одни насекомые берут пищу, приносимую рабочими пчелами, у летка, другие относят ее в ячейки для хранения. Принимает пищу у других пчел пчела медоносная около недели, а после этого начинает либо убирать мусор, либо чистить других пчел.

Начиная приблизительно с двенадцатого дня, у рабочих пчел на протяжении недельного срока достигают максимального развития восковые железы. В это время, по мере накопления и выделения воска, пчелы занимаются строительными работами. Затем, с развитием у пчел ядовитых желез, насекомые начинают сторожить улей, находясь у летка. И только в конце жизни, достигнув определенной зрелости, рабочие пчелы начинают летать. К этому периоду жизни происходит длительная и постепенная подготовка, заключающаяся в биологическом развитии медоносных пчел.

Молодые насекомые периодически вылетают из улья и, немного поднимаясь в воздух, стараются держаться, причем головкой повернувшись по направлению к улью. Пчела медоносная, как это ни удивительно, летает весьма непродолжительную часть своей жизни.

Например, летние пчелы, проводят в воздухе в общей сложности несколько десятков часов из отведенных им шести недель жизни. На более поздней (начиная с двух недель) стадии развития медоносная пчела занимается сбором пыльцы и нектара с цветков растений, приносит в улей воду и клейкие смолистые вещества.

Строение медоносной пчелы и особенности восприятия окружающего мира

Интерес представляет еще одна особенность, характеризующая строение медоносной пчелы.

Так, для того чтобы разыскать нужные ей растения и рассмотреть мелкие предметы в отсутствие яркого освещения, у пчел имеются некоторые особенности зрения.

По бокам головы у имаго (так называется рабочая пчела, матка или трутень) имеются два сложных глаза, которые состоят из большого количества мелких глазков, воспринимающих изображение в мозаичном виде.

Кроме того, у имаго имеются три простых глаза, расположенных на темени – они служат своего рода дополнением к сложным глазам, способствующим восприятию степени интенсивности света.

Своим зрением пчелы хорошо могут различать ту часть солнечного спектра, которая невидима для человека (ультрафиолет). Кроме того, считается, что пчелы довольно хорошо различают такие цвета как желтый, бирюзовый, синий, фиолетовый и ультрафиолетовый.

В зависимости от характера отражения в глазах пчел ультрафиолетовых лучей, цвета, воспринимаемые ими, представляются совершенно иными, нежели для человека. Например, синий и фиолетовый пчела медоносная представляет в виде четырех различных оттенков, красный цвет она может путать с фиолетовым и черным, а зеленый и оранжевый воспринимает как желтый.

Помимо различий в восприятии цвета, существует особенность представления насекомыми форм предметов. Пчела медоносная хорошо запоминает лишь такую форму, которая напоминает ей раскрывшиеся цветочные лепестки.

Доказано, что цветки медоносных растений притягивают насекомых к выделяемому ими нектару как своей яркой окраской, так и ароматом. Прекрасно развитое обоняние – еще один характерный признак биология медоносной пчелы. Соответствующие органы располагаются у них на усиках. По запаху пчелы не только находят растения, с которых собирают мед, но также различают чужих пчел и представителей своей семьи.

Интересно также следующее специфическое свойство строение медоносной пчелы. Специальные придатки у ротовой полости насекомого устроены так, что позволяют легко слизывать язычком мельчайшие капельки нектара не только в открытых цветках, но и в более углубленных частях при помощи особого хоботка, образуемого нижней губой и нижними челюстями. Этот хоботок у пчел имеет длину от 5,5 до 6,4 мм, а у некоторых особей достигает величины 6,9, и даже 7,2 мм.

Через принимающие ротовые органы и пищевод нектар, собираемый с цветков, поступает в медовый зобик, в котором пчела медоносная доставляет его в улей, где и передает молодым пчелам. Пчелы собирают с растений не только нектар, но также цветочную пыльцу, заменяющую им белковый корм. Строение медоносной пчелы (ее тела) имеет еще одну особенность – оно покрыто густыми волосками (пчела медоносная фото).

Когда пчела садится на цветок, между этими волосками скапливается большое количество зерен пыльцы, которые пчелы счищают ножками и укладывают в специальные углубления на ножках (корзиночки). При сборе пыльцы, пчелы смачивают ее нектаром, благодаря чему эти зерна довольно прочно удерживаются в корзиночках, сохраняясь в виде плотных шариков, которые называются обножкой.

По возвращении с обножкой в улей, пчелы сбрасывают принесенные ими комочки пыльцы в сотовые ячейки . Здесь за дело берутся молодые особи, которые сразу же утрамбовывают пыльцу, а по заполнении ячейки заливают ее медом. Собственно, эта пыльца, называемая пергой, и является источником белкового питания пчелиной семьи.

Что касается воды, то во время взятка пчелы получают ее в достаточном количестве, выделяя из нектара, который они собирают с цветков и приносят в улей. Однако, когда нет взятка, и при этом в семье выращивается много личинок, пчелы испытывают трудности в воде и вынуждены отдельно приносить ее в улей. Расселение пчел происходит целыми роями: если в гнезде появляется молодая самка, старая вместе с частью рабочих покидает его и устраивается на новом месте.

Разумеется, те сведения о медоносных пчелах как представителях класса насекомых, которые мы привели в данной статье, а также правила содержания медоносных пчел имеют обобщающий характер. Пути и этапы жизни отдельных особей отличаются друг от друга, хотя общая закономерность остается неизменной, да и очередность в выполнении пчелами соответствующих работ постоянна.