Письмо М. В. Ломоносова къ Ив. Ив. Шувалову1.

Разбирая свои сочиненія, нашелъ я старыя записки моихъ мыслей, простира ющихся къ приращенію общей пользы. По разсмотрніи, разсудилось мн за благо пространне и обстоятельне сообщить ихъ Вашему Высокопревосходительству, яко истинному рачителю о всякомъ добр любезнаго отечества, въ упованіи, что, можетъ быть, найдется въ нихъ что-нибудь къ дйствительному поправленію россійскаго свта служащее, что вашимъ проницательствомъ и раченіемъ разобрано, расположено и къ подлинному исполненію приведено быть можетъ. Вс оныя по разнымъ време намъ замченныя порознь мысли приведены2 быть могутъ, какъ мн кажется, подъ слдующія главы:

1) О размноженіи и сохраненіи россійскаго народа;

2) О истребленіи праздности;

3) О исправленіи нравовъ и о большемъ просвщеніи народа;

3 4) О исправленіи земледлія;

5) О исправленіи и размноженіи ремесленныхъ длъ и художествъ;

6) О лучшихъ пользахъ купечества;

7) О лучшей государственной экономіи;

8) О сохраненіи военнаго искусства во время долговременнаго мира.

Столь важныя главы требуютъ глубокаго разсужденія, долговременнаго въ госу дарственныхъ длахъ искусства къ изъясненію и предосторожной силы къ произве денію въ дйство.

Итакъ, милостивый государь, извините мою дерзость, что, не имя къ тому на добной способности, касаюсь толь тяжкому бремени только изъ усердія, которое мн не позволяетъ ничего (хотя бы только и повидимому) полезнаго обществу оставить подъ спудомъ. Начало сего полагаю самымъ главнымъ дломъ: сохраненіемъ и раз множеніемъ россійскаго народа, въ чемъ состоитъ величество, могущество и богатство всего государства, а не въ обширности тщетной безъ обитателей. Божественное дло и милосердыя, и человколюбивыя нашея Монархини кроткаго сердца достойное из бавлять подданныхъ отъ смерти, хотя бы иные по законамъ оной4 и достойны были.

Сіе помилованіе есть явное, и прямо зависящее отъ Ея материнскія Высочайшія воли и повелнія. Но много есть человкоубивства и еще самоубивства, народъ умаляюща го, коего непосредственно указами, безъ исправленія или совершеннаго истребленія Это письмо напечатано было въ первый разъ, съ большими пропусками въ Журнал древней и новой словесности 1819 года, издававшемся Олинымъ. Затмъ оно появилось въ вид отдльной брошюры подъ заглавiемъ: Письмо покойнаго Михаила Васильевича Ломоносова къ Ивану Ивановичу Шувалову (Изъ журнала древней и новой словесности, издаваемаго Г. Олинымъ.) Спб. 1819, 8°, 38 стр. Въ Москвитянин 1842 г., №1, это письмо также напечатано не вполн. Въ настоящее время оно издается нами по рукописи, свренной съ текстомъ Олина и Москвитянина.

Въ Моск.: “подведены.” Въ Моск.: “народа просвщении.” Этого слова въ Москв. нтъ.

© Из книги «Беседы в Обществе любителей Российской словесности», выпуск 3, М. 1871 стр. 72-86.

© «Im Werden Verlag». Некоммерческое электронное издание. Мюнхен. http://imwerden.de нкоторыхъ обычаевъ, подъ именемъ узаконеній1 вкоренившихся, истребить невоз можно.

1) Въ обычай вошло во многихъ россійскихъ предлахъ, а особливо по деревнямъ, что малыхъ ребятъ, къ супружеству неспособныхъ, женятъ на двкахъ взрослыхъ, и часто жена могла бы по лтамъ быть матерію своего мужа. Сему съ натурою спорному поведенію слдуютъ худыя обстоятельства, и слезныя приключенія и рода человческаго приращенію вредныя душегубства. Первыя посл женидьбы лта проходятъ безплодны: слдовательно такое супружество не супружество, и сверхъ того вредно размноженію народа за тмъ, что взрослая такая женщина, будучи за ровнею, могла бы родить нсколько дтей обществу. Мальчикъ, побуждаемъ будучи отъ задорной взрослой жены, усиливаніемъ себя прежде времени портитъ и впредь въ свою пору къ дторожденію не будетъ довольно способенъ;



а когда достигнетъ въ мужескій возрастъ, то жена скоро выйдетъ изъ тхъ лтъ, въ кои къ дтородію была способне. Хотя жь она и въ малолтство мужнее можетъ обрюхатть непозволеннымъ образомъ, однако, боясь безславія и отъ мужнихъ родителей попреку и побоевъ, легко можетъ поступить на дтоубивство еще въ своей утроб. Довольно есть и такихъ примровъ, что, гнушаясь малымъ и глупымъ мужишкомъ, спознавается жена съ другимъ, и чтобъ за него выйти, мужа своего отравливаетъ или инако убиваетъ, а посл, изобличена, предается казни. Итакъ сими непорядками еще перожденные умираютъ и погибаютъ повинные и неповинные. Второе неравенство въ супружеств бываетъ, когда мущина въ престарлыхъ лтахъ женится на очень молодой двушк, которое хотя и не столь опасно, однако приращенію народа вредно;

и хотя непозволенною любовію недостатокъ нердко дополняется, однако сіе дло грховное недружелюбія, подозрнія, безпокойства и тяжбъ въ наслдств и большихъ злоключеній причиною бываетъ. Для сего вредное пріумноженію и сохраненію народа неравенство супружества запретить и въ умренные предлы включить должно. По моему мннію, невста жениха не должна быть старе, разв только двумя годами;

а женихъ старе можетъ быть 15 лтами. Сіе для того, что женщина скоре старется2, нежели мущина3 а особливо отъ частой беременности. Женщины родятъ едва дале 45 лтъ, а мущины часто и до 60 лтъ къ плодородію способны. Всего сходне, ежели мужъ жены старе отъ 7 до 10 лтъ. Хотя4 по деревнямъ и показываютъ причины, что женятъ малыхъ ребятъ для работницъ, однако все пустошь;

затмъ, что ежели кто семью малую, а много пашенъ или скота иметъ, тотъ наимуй работниковъ, прими третьщиковъ или половинщиковъ, или продай излишнее другому.

2) Неравному супружеству много подобно насильное;

ибо гд любви нтъ, не надежно и плодородіе. Несогласія, споры и драки вредатъ плоду зачатому, и нердко бываютъ причиною безвременному и незрлому рожденію. Для того должно внчающимъ священникамъ накрпко подтвердить, чтобы они, услышавъ гд о не вольномъ сочетаніи, онаго не допускали и не внчали бы подъ опасеніемъ лишенія чина;

жениха бы и невсту не тогда только для виду спрашивали, когда они уже при ведены въ церковь къ внчанію, но нсколько прежде.

3) Хотя больше одной жены вдругъ имть въ нашемъ закон не позволяется;

однако четвертая, посл третьей смерти въ нашихъ узаконеніяхъ не заказана, кром того, что нкто Арменопулъ, судья Солунской, заказалъ приватно, положась, какъ уповаю, на слова Назіанзиновы: „первый бракъ законъ, вторый прощеніе, третій пре беззаконіе.“ Но сіе никакими соборными узаконеніями не утверждено затмъ, что онъ сіе сказалъ какъ ораторъ, какъ проповдникъ, а не какъ законодавецъ, и не взи рая на слова великаго сего святителя, церковь святая третій бракъ благословляетъ, а Въ Москв.: “и еще нкоторыхъ подъ именемъ.” Женщины скоре старятся.

четвертаго запрещеніе пришло въ намъ изъ Солуня, а не отъ вселенскихъ соборовъ или монаршескихъ и общенародныхъ узаконеній. Сіе обыкновеніе много воспреща етъ народному приращенію. Много видалъ я вдовцовъ отъ третьей жены около лтъ своего возраста, и отецъ мой овдовлъ въ третій разъ хотя 50 лтъ, однако еще въ полной своей бодрости и могъ бы еще жениться на четвертой. Мн кажется, было бы законамъ непротивно, еслибы для размноженія народа и для избжанія непозво ленныхъ плотскихъ смшеній, а отъ того и несчастныхъ приключеній, четвертый, а по нужд и пятый бракъ былъ позволенъ, по примру другихъ христіанскихъ народовъ.

Правда, что иногда не безъ сомнительства бываетъ, все ли происходило натурально, когда кто въ третій, и притомъ въ немногіе годы, овдоветъ, и не было ли какого по таеннаго злодйства. Для сего лицо, требующее четвертаго или пятаго брака, должно представить въ свидтели сосдей или, еще лучше родственниковъ по первымъ суп ружествамъ, что въ оныхъ поступки его были незлобны и беззазорны;

а у кого ока жутся вроятные знаки неврности или свирпости, а особливо въ двухъ или въ трехъ супружествахъ - тмъ лицамъ не позволять четвертаго брака.

4) Вошло въ обычай, что натур человческой противно (противно ли законамъ, на соборахъ положеннымъ, не помню), что вдовыхъ молодыхъ поповъ и дьяконовъ въ чернцы насильно постригаютъ, чмъ къ грху, а не ко спасенію дается поводъ, и приращенію народа не малая отрасль прескается. Смшная неосторожность! Не позволяется священнодйствовать, женясь вторымъ бракомъ законно, честно и бла гословенно, а въ чернечеств блуднику, прелюбодю или еще и мужеложцу литур гію служить и всякія тайны совершать дается воля! Возможно ли подумать, чтобы человкъ молодой, живучи въ монашеств, безъ всякой печали, довольствуясь пи щами и напитками, и по всему вншнему виду здоровый, сильный и тучный, не былъ бы плотскихъ похотей стремленіямъ подверженъ, кои всегда тмъ больше уси ливаются, чмъ крпче запрещаются? Для сихъ причинъ кажется, что молодымъ вдовымъ попамъ и дьяконамъ надобно позволить второй бракъ и не постригать прежде лтъ пятидесяти, или, снявъ чинъ священства, позволить быть мірскими чи нами. Сюда жь надлежитъ и постриженіе молодыхъ людей прямо въ монахи и мо нахини, которое хотя въ ныншнія времена и умалилось предъ прежними, однако еще много есть излишества, особливо въ Малороссіи и при Синодальныхъ школахъ.

Взгляды, уборы, обходительство, роскоши и прочіе поступки везд показываютъ, что монашество въ молодости нечто иное есть, какъ чернымъ платьемъ прикрытое блудодяніе и содомство, наносящее знатный ущербъ размноженію человческаго рода, не упоминая о бывающихъ дтоубивствахъ, когда законопреступленіе закры ваютъ злодяніемъ. Мн кажется, что надобно клобукъ запретить мущинамъ до 50, а женщинамъ до 45 лтъ.

5) Вышеписанное касалось боле1 до обильнйшаго плодородія родящихъ, сіе надлежитъ особливо до сохраненія рожденныхъ. Хотя запрещеніемъ неравнаго и на сильнаго супружества, позволеніемъ четвертаго и пятаго брака и непозволеніемъ, до указанныхъ лтъ, принятія монашескаго чина, несомннно воспослдовать мо жетъ знатное пріумноженіе народа и не столько будетъ беззаконнорожденныхъ, сддовательно и меньше дтскаго душегубства;

однако по разнымъ случаямъ и по слабости человческаго сложенія быть тому невозможно, чтобы непозволительнымъ сластолюбіемъ иди насильствомъ обремененная женщина, не хотя быть обезславле на, не искала бы способовъ утаить своего беззаконія и несчастія, отчего иногда въ от чаяніи матери дтей своихъ убиваютъ. - Для избжанія столь ужаснаго злодйства и для сохраненія жизни неповинныхъ младенцовъ надобно бы учредить народные богадльные домы для невозбраннаго зазорныхъ дтей пріема, гд богадльныя ста Больше.

Въ Москв.: „слдующее.“ Нарочные.

рушки могли бы за ними ходить вмсто матерей или бабокъ;

но о семъ особливо, въ письм о исправленіи и размноженіи ремесленныхъ длъ и художествъ, предложить я намрен1.

6) Слдуютъ сему младенческія болзни, изнуряющія и въ смертныя челюс ти повергающія начинающуюся жизнь человческую, изъ которыхъ первое и всхъ лютйшее мученіе есть самое рожденіе. Страждетъ младенецъ не мене матери, и тмъ только разнится его2 томленіе, что мать оное помнитъ, не помнитъ младенецъ.

Коль же оно велико, изъявляетъ Давидъ пророкъ, ибо, хотя изобразить ужасныя враговъ своихъ скорби, говоритъ: тамо болзни, яко раждающія (сирчь женщины).

Проходя болзненный путь въ прискорбный и суетный свтъ, коль часто нжный человкъ претерпваетъ великія поврежденія, такъ3 что въ самое свое рожденіе ли шается едва начатыя жизни, и въ первые почерпнутый духъ въ послднее испуска етъ, либо нсколько часовъ или дней только лишь съ настоящею смертію борется.

Сіе первое есть4 страданіе, которымъ не рдко изъ рожденныхъ живыхъ на весь вкъ здравіе повреждается. Сего иначе ничмъ не можно отвратить, или хотя нсколько облегчить, какъ искусствомъ повивальныхъ бабокъ и осторожностію беременныхъ.

Потомъ слдуетъ болзнь при выход зубовъ, мдаденцамъ часто смертоносная, когда особливо падучую болзнь съ собою приноситъ. Также грыжи, оспа, сухотка, черви въ живот и другія смерти дтской причины вс требуютъ знанія, какъ лчить сіи болзни. Для умаленія толь великаго зла совтую въ дйствіе произвести слдующее:

1) выбрать хорошія книжки о повивальномъ искусств и, самую лучшую положивъ за основаніе, сочинить наставленіе на россійскомъ язык, или, сочинивъ на другомъ, перевесть на россійскій, къ чему необходимо должно присовокупить добрые пріемы россійскихъ повивальныхъ искусныхъ бабокъ;

для сего, созвавъ выборныхъ, долговре меннымъ искусствомъ дло знающихъ, спросить каждую особливо и всхъ вообще и, что за благо принято будетъ, вмстить6 въ оную книжку. 2) Для излченія прочихъ дтскихъ болзней, положивъ за основаніе великаго медика Гофмана, - который, упражнявшись черезъ 60 лтъ въ докторскомъ званіи, при конц жизни писалъ на ставленія о излченіи младенческихъ болзней, по которымъ я дочь свою дважды отъ смерти избавилъ, - и присовокупивъ изъ другихъ лучшее, соединить съ вышеписан ною книжкою о повивальномъ искусств, при томъ не позабыть, что наши бабки и лкари съ пользою вообще употребляютъ. 3) Въ обоихъ совокупленныхъ сихъ искус ствахъ въ одну книжку наблюдать то, чтобы способы и лкарства по большой части не трудно было сыскать везд въ Россіи за тмъ, что у насъ аптеками такъ скудно, что не токмо въ каждомъ город, но и въ знатныхъ великихъ городахъ понын не ус троены, о чемъ давно бы должно было имть попеченіе. Но о семъ особливо пред ставлено будетъ. 4) Оную книжку, напечатавъ въ довольномъ множеств, распродать во все государство, по всмъ церквамъ, чтобы священники и грамотные люди, читая, могли сами знать и другихъ наставленіемъ пользовать. По счисленію умершихъ по приходамъ, учиненному въ Париж, сравнивъ ихъ лта, умираютъ въ первые три года столько же почти младенцовъ, сколько въ прочіе, до ста считая. И такъ положимъ, что въ Россiи мужеска полу 12 милліоновъ;

изъ нихъ состоитъ одинъ миллiонъ въ та комъ супружеств, что дти родятся, положивъ вообще7 одинъ въ два года. По сему на каждый годъ будетъ рожденныхъ полмилліона, изъ коихъ въ три года умретъ полови на, или еще, по здшнему небреженію, и больше, такъ что на всякій годъ достанется смерти въ участіе по сту тысячъ младенцевъ не свыше трехъ лтъ. Не стоитъ ли труда Въ Москв. напечатаннаго курсивомъ нтъ.

А особливо въ голов, тмъ что въ самое въ свое рожденіе.

Этого слова въ Москв. нтъ.

Нжныхъ тхъ.

Внести Обще.

и попеченія нашего, чтобы хотя десятую долю, то есть десятъ тысячъ, можно было удобными способами сохранить въ жизни?

7) Досел я о натуральныхъ обстоятельствахъ, младенцамъ вредныхъ;

остается упомянуть о поврежденіяхъ, отъ суеврія и грубаго упрямства происходящихъ. Попы, не токмо деревенскiе, но и городскіе, крестятъ младенцевъ зимою въ вод самой холод ной, иногда и со льдомъ, указывая на предписаніе въ требник, чтобы вода была на туральная безъ примшенія, и вмняютъ теплоту за примшанную матерію, а не ду маютъ того, что лтомъ сами же крестятъ теплою водою, по ихъ мннію, смшенною, и такъ сами себ прекословятъ;

а особливо по своему недомыслію не знаютъ, что въ самой холодной вод еще теплоты очень много: отъ замерзанiя въ ледъ принимаетъ вода на себя стужу до 130 гр., да и тутъ можно почесть ее горячею затмъ, что замерза ющая ртуть несравненно большее разстояніе отъ сего градуса иметъ, нежели вода отъ кипятка до замерзанія. Однако невждамъ попамъ физику толковать нтъ нужды;

до вольно принудить властію, чтобы всегда крестили водою, лтней въ разсужденіи теп лоты равною, затмъ, что холодная изшедшему недавно изъ теплой матерней утробы младенцу конечно вредна, а особливо который много претерплъ въ рожденіи. Одно погруженіе въ умренной вод не безъ тягости младенцу, когда мокрота въ глаза, въ уши, въ ноздри, а иногда и въ ротъ вливается;

а когда ротъ и ноздри попъ запираетъ рукою, тогда прескается дыханіе, которое недавно лишь получилъ младенецъ. Ког дажь холодная вода со льдомъ охватитъ члены, то часто видны бываютъ признаки па дучей болзни, и хотя отъ купели живъ избавится, однако въ слдующихъ болзняхъ, кои всякой младенецъ посл преодолть долженъ, а особливо при выход первыхъ зубовъ, оная смертоносная болзнь удобне возобновится. Такихъ упрямыхъ поповъ, кои хотятъ насильно крестить холодною водою, почитаю я душегубцами затмъ, что желаютъ посл родинъ и крестинъ вскор и похоронъ для своей корысти. Коль много есть столь несчастныхъ родителей, кои до 10 и 15-ти дтей родили, а въ живыхъ ни одного не осталось!

8) Бдственному младенческому началу жизни слдуютъ приключенія, напада ющія на здравіе человческое въ прочее оныя теченіе1. И вопервыхъ, невоздержаніе и неосторожность съ уставленными обыкновеніями, особливо у насъ въ Россіи вко ренившимися и имющими видъ нкоторой святости. Паче другихъ временъ пожи раютъ у насъ Масляница и святая Недля великое множество народа однимъ только перемннымъ употребленіемъ питья и пищи. Легко разсудить можно, что, готовясь къ воздержанію великаго Поста, во всей Россіи много людей такъ загавливаются, что и говть времени не остается. Мертвые по кабакамъ, по улицамъ и по дорогамъ и час тыя похороны доказываютъ то ясно. Разговнье томужь подобно. Да и дивиться не для чего: кром невоздержанія въ заговнные дни питіемъ и пищею, стараются многіе на весь великій Постъ удовольствоваться плотскимъ смшеніемъ законно и беззаконно и такъ себя до чистаго понедльника изнуряютъ, что здоровья своего никоею мрою по чинить не могутъ, употребляя грубыя постныя пищи, которыя и здоровому желудку тягостны. Сверхъ того вскор слдуетъ начало весны, когда вс скверности, накоплен ныя отъ человковъ и отъ другихъ животныхъ, бывшія во всю зиму заключенными отъ морозовъ, вдругъ освобождаются и наполняютъ воздухъ, мшаются съ водою и намъ съ мокротными и цынготными рыбами въ желудокъ, въ легкое, въ кровь, въ нервы и во все строеніе жизненныхъ членовъ человческаго тла вливаются, рождаютъ болзни въ здоровыхъ, умножаютъ оныя въ больныхъ и смерть ускоряютъ въ тхъ, кои бы еще могли пожить доле. Посл того приближается Свтлое Христово Воскресеніе, об щая2 христіанская радость. Тогда, хотя почти безпрестанно читаютъ и многократно повторяютъ страсти Господни, однако мысли наши уже на святой Недл: иной пред Въ Москв.: „впрочемъ оныя теченiи“.

„Всеобщая“.

ставляетъ себ пріятныя и скоромныя пищи;

иной думаетъ, поспетъ ли ему къ праз днику платье;

иной представляетъ, какъ будетъ веселиться съ родственниками и дру зьями;

иной ожидаетъ, прибудутъ ли запасы изъ деревни;

иной готовитъ живописныя яица и несомннно чаетъ случая поцловаться съ красавицами или помиле свидать ся. Наконецъ заутреню въ полночь начали и обдню до свту отпли. Христосъ Вос кресе только что1 въ ушахъ и на язык, а въ сердц какое ему мсто, гд житейскими желаніями и самыя малйшія скважины вс наполнены? Какъ съ привязу спущенныя собаки, какъ накопленная вода съ отворенной плотины, какъ изъ облака прорвавшіе ся вихри, -рвутъ, ломятъ, валятъ, опровергаютъ, терзаютъ: тамъ разбросаны разныхъ мясъ раздробленныя части, разбитая посуда, текутъ пролитые напитки;

тамъ лежатъ безъ памяти отягченные объяденіемъ и пьянствомъ, тамъ валяются обнаженные и блудомъ утомленные недавніе строгіе постники. О! истинное христіанское пощеніе и празднество! Не на такихъ ли Богъ негодуетъ у пророка: Праздниковъ вашихъ ненави дитъ душа моя, и кадило ваше мерзость есть предо Мною. Между тмъ бдный желудокъ, привыкнувъ чрезъ долгое время къ пищамъ малопитательнымъ, вдругъ принужденъ принимать тучныя и сальныя брашна въ сжавшіеся и ослабвшіе проходы и, не имя требуемаго довольства жизненныхъ соковъ, несваренныя яденія по жиламъ посыла етъ: он спираются, прескается теченіе крови и душа въ отворенныя тогда райскія двери изъ тсноты тла прямо, какъ думаютъ, улетаетъ. Для увренія о семъ можно справиться по церковнымъ запискамъ, около котораго времени въ цломъ году у по повъ больше меду на кутью исходитъ. Неоспоримое есть дло, что неравное теченіе жизни и круто перемненное питаніе тла не токмо вредно человку, но и смерто носно, такъ что вышеписанныхъ строгихъ постниковъ, притомъ усердныхъ и ревнос тныхъ праздниколюбцевъ, самоубійцами почесть можно. Правда, что, ежели кто на масляниц пріуготовляется къ посту житіемъ умреннымъ, въ постъ не изнуряетъ себя излишне, и говетъ боле духомъ, нежели брюхомъ, на святой недл радуется о препровожденіи великаго поста въ истинныхъ добродтеляхъ, въ трудахъ обществу полезныхъ и Богу любезныхъ, а не о томъ, что дожилъ до разршенія на вся, - тотъ конечно меньше почувствуетъ припадковъ отъ нездороваго времени, а особливо, ког да трудами кровь приводитъ въ движеніе и словомъ содержитъ себя хотя то пост ными, то скоромными пищами, однако равно умренными, безъ крутыхъ скачковъ и пригорковъ. Но здсь, въ свер, сіе по концамъ тучное, а въ середк сухое время есть самая праздная часть года, когда крестьяне не имютъ никакой большой работы и только посянные, пожатые, измолоченные и смолотые плоды полевые додаютъ.

Купцамъ за испорченными дорогами и распутицами почти нтъ прозду изъ горо да въ городъ съ товарами;

нтъ кораблямъ плаванія и морскимъ людямъ довольнаго движенія;

военные люди стоятъ въ походахъ по зимнимъ квартирамъ, а дома то для морозовъ, то для слякости не могутъ быть удобно экзерциціи. И такъ большая часть народа должна остаться въ праздности, которая въ заговнье и розговнье даетъ при чину къ необузданной роскоши, а въ постъ, съ худыми прошлогодними пищами и съ нездоровымъ воздухомъ соединенная, портитъ здоровье и жизнь коротитъ.

Многіе скажутъ: „да проживаютъ же люди! отцы наши и прадды жили долгіе вки!“ Правда, живутъ и Лопари, питаясь почти одною только рыбою;

да посмотри тежь, коль они тломъ велики и коль многолюдны, и сравните ихъ съ живущими въ томъ же климат Самоядами, питающимися по большой части мясомъ: первые рос томъ мелки, малолюдны, такъ что на 700 верстахъ въ длину, а въ ширину на 300 - Ло парей толь мало, что и въ большіе солдатскіе наборы со всей земли по два солдата съ числа душъ наймаютъ изъ нашего народа затмъ, что изъ нихъ весьма рдко чтобы кто и по малой мр въ солдаты годился. Самояды, напротивъ того, ростомъ не малы, широкоплечи и сильны, и въ такомъ множеств, что еслибы междоусобныя частыя Этого слова въ Москв. нтъ.

кровавыя сраженія между многими ихъ князьками не случались, то бы знатная часть восточно-свернаго берега ими населилась многолюдно. Посмотрите, что т россійскія области многолюдне, гд скотомъ изобильне, затмъ, что во многихъ мстахъ, гд скотомъ скудно, и въ мясодъ по большой части питаются рыбою или пустыми щами съ хлбомъ. Естьлибы наша масляница положена была въ ма мсяц, то великій постъ былъ бы въ полной весн и въ начал лта, а святая недля около Петрова дня;

тогда бы, кром новыхъ плодовъ земныхъ, и свжихъ рыбъ и благораствореннаго воздуха: 1) споспшествовало бы1 сохраненію здоровья движеніе тла въ крестьянахъ пахотною ра ботою, въ купечеств - дальнею здою по земл и по морю, военнымъ - экзерциціею и походами;

2) ради исправленія такихъ нужныхъ работъ меньше было бы2 праздности, матери невоздержанія, меньше гостьбы и пирушекъ, меньше пьянства, неравнаго житія и прерывнаго питанія, надрывающаго человческое здравіе. А сверхъ того, хотя бы кто и напился, однако, возвращаясь домой, не замерзъ бы3 на дорог, какъ о масляниц бываетъ, и не провалился бы4 подъ ледъ, какъ случается на святой недл. Я къ вамъ обращаюсь, великіе учители и расположители постовъ и праздниковъ, и со всякимъ благоговніемъ вопрошаю вашу святость: что вы въ то время о насъ думали, когда свя той великій постъ поставили въ сіе время? Мн кажется, что вы по своей святости, кро тости, терпнію и праводушію милостивый отвтъ дадите и не такъ, какъ Андреевскій протопопъ Яковъ длалъ, - въ церкви м-о неизбраните, или еще, - какъ онъ съ мор скимъ капитаномъ Яньковымъ въ свтлое воскресеніе у креста за непоцлованіе руки поступилъ, - кулакомъ въ грудь не ударите. Вы скажете: „Располагая посты и праз дники, жили мы въ Греціи и въ Земл Обтованной;

Святую четыредесятницу тогда содержать установили, когда у насъ полнымъ сіяніемъ вешняго солнца земное богатое ндро отверзается, произращаетъ здоровыми соками наполненную молодую зелень и воздухъ возобновляетъ ароматными духами;

поспваютъ ранніе плоды, въ пищу, въ прохлажденіе и въ лкарство купно служащіе;

пнію нашему для славословія Божія соотвтствовали журчащіе ручьи, шумящіе листы и воспвающія сладкогласныя пти цы. А про ваши полуночныя стороны мы разсуждали, что не токмо тамъ нтъ и не будетъ христіанскаго закона, но ниже единаго словеснаго обитателя ради великой сту жи. Не жалуйтесь на насъ! Какъ бы мы вамъ предписали сть финики и смоквы и пить добраго винограднаго вина по красоул, - чего у васъ не родится? Расположите, какъ разумные люди, по вашему климату;

употребите на постъ другое способнйшее время, или въ дурное время пользуйтесь умренно здоровыми пищами. Есть у васъ духовенс тво, равную намъ власть отъ Христа имющее вязати и ршити. Для толь важнаго дла можно въ Россіи вселенскій соборъ составить: сохраненіе жизни толь великаго множес тва народа того стоитъ. А сверхъ того ученьемъ вкорените всмъ въ мысли, что Богу пріятне, когда имемъ въ сердц чистую совсть, нежели въ желудк цынготную рыбу;

что посты учреждены не для самоубивства вредными пищами, но для воздержанія отъ излишества;

что, обманщикъ, грабитель, неправосудный, мздоимецъ, воръ и другими образы ближняго повредитель прощенія не сыщетъ, хотя бы онъ вмсто обыкновенной постной пищи въ семь недль лъ щепы, кирпичъ, мочало, глину и уголье и большую бы часть того времени простоялъ на голов, вмсто земныхъ поклоновъ. Чистое пока яніе есть доброе житіе, Бога къ милосердію, къ щедрот и къ любленію нашему прекло няющее. Сохрани данныя Христомъ заповди, на коихъ весь законъ и пророки висятъ:

„люби Господа Бога твоего всмъ сердцемъ и ближняго, какъ самъ себя“. Исправленію сего недостатка ужасныя обстоятъ препятствія;

однако не больше опасны, какъ заставить брить бороды, носить нмецкое платье, сообщаться обходительствомъ съ иноврными, уничтожить боярство, патріаршество и стрльцовъ и вмсто ихъ учредить Правитель Въ Москв.: „поспшествуетъ“.

Словъ: „было бы” въ Мос. нтъ.

Не замерзнетъ.

Не провалится.

ствующій Сенатъ, Святйшій Синодъ, новое регулярное войско, перенести столицу на пустое мсто и новый годъ въ другой мсяцъ! Россійскій народъ гибокъ!

9) Кром сего впадаетъ великое множество людей и въ другія разныя болзни, о излченіи коихъ весьма еще мало порядочныхъ есть учрежденій, какъ вышеупо мянуто, и только, по большой мр, простые безграмотные мужики и бабы лчатъ на угадъ, соединяя часто натуральные способы, сколько смыслятъ, съ вороженьемъ и шептаніями, и тмъ не только не придаютъ никакой силы своимъ лкарствамъ, но еще въ людяхъ укрпляютъ суевріе, больныхъ приводятъ въ страхъ унылыми вида ми и умножаютъ болзнь, приближая ихъ скоре къ смерти. Правда, много есть изъ нихъ, кои дйствительно знаютъ лчить нкоторыя болзни, а особенно вншнія, какъ коновалы и костоправы, такъ что иногда и ученыхъ хирурговъ въ нкоторыхъ случаяхъ превосходятъ;

однако все лучше учредить лченіе1 по правиламъ, медицин скую науку составляющимъ. Къ сему требуется по всмъ городамъ довольное число докторовъ, лкарей и аптекъ, удовольствованныхъ лкарствами, хотя бы только по вашему климату пристойными, - чего не токмо нтъ и сотой доли, но и войско рос сійское весьма не довольно снабжено медиками, такъ что лкари не успваютъ пере вязывать и раненыхъ, не токмо чтобы всякаго осмотрть, выспросить обстоятельно2, дать лкарства и тмъ страждущихъ успокоить. Отъ такого непризрнія многіе, ко имъ бы ожить, умираютъ. Сего недостатка ничмъ не можно скоре наполнить, какъ для изученія докторства послать довольное число россійскихъ студентовъ въ иност ранные университеты и учрежденнымъ и впредь учреждаемымъ внутри государства университетамъ дать, между прочими привилегіями, власть достойныхъ производить въ доктора. Медицинской канцеляріи подтвердить накрпко, чтобы какъ въ аптекахъ, такъ и при лкаряхъ было довольное число учениковъ россійскихъ, коихъ бы они въ опредленное время своему искусству обучали и Сенату представляли. Стыдно и до садно сдышать, что ученики россійскаго народа, будучи по десяти и больше лтъ въ аптекахъ, почти никакихъ лкарствъ составлять не умютъ. А ради чего? Затмъ, что аптекари держатъ еще учениковъ нмецкихъ, а русскіе при игот, при ршет и при уголь до старости доживаютъ и учениками умираютъ;

а нмецкими всего государст ва не наполнишь. Сверхъ того недостаточное знаніе языка, разность вры, несходные нравы и дорогая имъ плата много препятствуютъ.

10) Смертямъ отъ болзни слдуютъ насильственныя, натуральныя и случайныя обстоятельства, какъ причины лишенія жизни человческой, то-есть язвы, пожары, потопленія, морозы. Повтрія на людей хотя по большой части въ южныхъ предлахъ здшняго государства случаются, однако всякіе способы противу того употреблять должно. Оные состоятъ въ истребленіи уже начавшагося, или въ отвращеніи прихо дящаго. Къ первому требуются извстныя употребительныя противъ такого несчастія средства;

и для того лучшіе выбравъ изъ авторовъ, должно сочинить медицинскому Факультету книжку и, напечатавъ, распродать по государству. Ко второму, надобно съ бывшихъ примровъ собрать признаки, изъ которыхъ главный есть затмніе солнца, причиняющее почти всегда вскор падежъ на скотъ, а посл и на людей повтріе. Въ наши просвщенные вки знаютъ о томъ въ великомъ свт обращающіеся люди отъ астрономовъ и могутъ предостеречься, не выпуская скота изъ дому и не давая травы, того дня снятой;

такъ въ другихъ государствахъ остерегаются два, или три дня посл, и сами никакихъ плодовъ въ то время не снимаютъ и не употребляютъ, говоря, что во время солнечнаго затмнія падаютъ ядовитыя росы. Главная сему причина быть кажется, по моему мннію, что во время затмнія закрывается солнце луною, также тломъ, какъ и земля наша;

прескается круто3 электрическая сила, воторую солнце на вс растенія во весь день изливаетъ, что видно на травахъ, ночью спящихъ и тоже Этого слова въ Москв. нтъ.

Въ Москв.: „обстоятельства.“ Этого слова въ Мос. нтъ.

страждущихъ въ солнечное затмніе. Время научитъ, сколько можетъ электричесная сила дйствовать въ разсужденіи повтрія. Затмнія во всемъ государств не знаютъ, и для того надобно заблаговременно публиковать и, что требуется, повелть указа ми, по примру, какъ водится въ другихъ государствахъ. Для избавленія отъ огненной смерти служитъ предосторожность о утоленіи частыхъ и великихъ пожаровъ, о чемъ покажется пространно въ письм о лучшей государственной экономіи. Потопленія суть двояки: отъ наводненія и отъ неосторожной дерзости, особливо въ пьянств. Первое легко отвратить можно, запретивъ, чтобы при великихъ ркахъ на низкихъ мстахъ, вешней особливо вод подверженныхъ, никакихъ жилищъ не было. Сіе длается отъ одной лности, чтобы вода и сно и всякая отъ воды удобность была близко. Однако часто на высокихъ мстахъ живущіе видятъ весною, сами будучи въ безопасности, какъ скотъ и людей и цлые домы неприступный ледъ несетъ въ отчаяніи всякаго спасенія.

Вторыя потопленія1 ничмъ отвратить нельзя, не умаливъ много гощенія и пьянства, для коихъ люди дерзаютъ перезжать чрезъ рки въ бурную погоду, перегрузивъ суда множествомъ, или переходить черезъ ледъ осенью и весною, когда онъ весьма не на деженъ и опасенъ. Въ глав о истребленiи праздности предложатся для избжанія сего способы, равно какъ и для избавленія померзанія многихъ зимою.

11) Не малый ущербъ причиняется народу убійствами, кои бываютъ въ дра кахъ и отъ разбойниковъ. Драки происходятъ вредныя между сосдями, а особливо между помщиками, которыхъ ничмъ, какъ межеваніемъ, утушить не можно. На разбойниковъ хотя посылаются сыщики, однако чрезъ то вывести сіе зло, иди хотя знатно убавить, нтъ почти никакой надежды. Основательнйшіе и сильнйшіе къ тому требуются способы. Слдующій кажется мн всхъ надежне, бережливе и Монархин всемилостивйшей славне и притомъ любезне затмъ, что онъ дйствіе свое возыметъ меньшимъ пролитіемъ человческой крови. Разбойники безъ приста нища въ городахъ и около деревень пробыть и злодйствомъ своимъ долго пользо ваться не могутъ;

при деревняхъ держатся, а въ городахъ обыкновенно часто бываютъ для продажи награбленныхъ пожитковъ. И такъ, когда имъ сіи мста здланы будутъ узки и тсны, то не могутъ долго утаиться: не занадобится далече посылать команды и длать кровопролитныя сраженія со многими, когда можно имть случай перебрать по одиночк и ловить ихъ часто. Всевожделнный и долговременный покой внутри нашего отечества чрезъ полтораста лтъ въ кое время, посл разоренія отъ Поляковъ, не нужно было стнами защищаться отъ непріятелей, подалъ нераднію нашему причину мало имть попеченія о градскихъ огражденіяхъ, и потому большая часть малыхъ городовъ и посадовъ и много2 провинціальныхъ и губернскихъ городовъ не токмо стнъ каменныхъ, или хотя надежныхъ валовъ и рвовъ, но и деревянныхъ пали садниковъ или тыновъ не имютъ, - что не безъ сожалнія вижу изъ отвтовъ, при сылаемыхъ на географическіе вопросы въ Академію Наукъ изо всхъ городовъ указомъ Правительствующаго Сената, по моему представленію3. Кром того что прозжающіе иностранные не безъ презрнія смотрятъ на наши безпорядочные города или, лучше сказать, почти на развалины, разбойники употребляютъ ихъ къ своему прибжищу и также могутъ закрываться4 отъ достойнаго каранія въ город или еще лучше, нежели въ деревн, затмъ, что городъ больше и со всхъ сторонъ въ него на всякомъ мст ворота днемъ и ночью безпрестанно отворены ворамъ и добрымъ людямъ. Когдажь бы Всемилостивйше повелть благоизволено было вс россійскіе города, у коихъ ограж деніе рушилось, или его и не было, укрпить хотя не каменными стнами, но токмо валомъ и рвомъ и высокимъ палисадникомъ и не во многихъ мстахъ оставить ворота Вторыхъ потопленій.

Этотъ указъ разосланъ по губерниямъ и провинціямъ въ январ 1760 года. Билярскаго, Матеріалы для біографіи Ломоносова, стр. 396 и 421.

Закрыться.

съ крпкими запорами и съ надежными мщанскими караулами, - гд нтъ гарнизо новъ, - такъ чтобы ряды и лавки были внутри огражденія: то бы ворамъ привозить въ городъ грабленныя вещи для продажи было весьма трудно и вс для осмотра предо сторожности употребить было несравненно легче, нежели въ мст, со всхъ сторонъ отворенномъ, а разбойникъ можетъ быть въ воротахъ скоре примчанъ, который, не продавъ грабленныхъ вещей, корысти не получитъ. Сверхъ того въ каждомъ ограж денномъ город назначить постоянные ночлеги для прохожихъ и прозжихъ съ пись менными дозволеніями и съ вывскою и приказать, чтобы каждый хозяинъ на всякой день объявлялъ въ ратуш, кто у него былъ на ночлег и сколько времени, а другіе бы мщане принимать къ себ въ домъ прізжихъ и прохожихъ воли не имли, подъ опасеніемъ наказанія, кром своихъ родственниковъ, въ город извстныхъ. По всмъ волостямъ, погостамъ и деревнямъ публиковать, что ежели крестьянинъ, или двое и больше поймаютъ разбойника, приведутъ его въ городъ или въ другое безопасное мсто и докажутъ надежными свидтелями, и спору въ томъ не будетъ: то давать про водникамъ за всякую голову по 10 руб. изъ мщанскаго казеннаго сбору, а за главныхъ злодйскихъ предводителей, за атамана, есаула, также и за пойманіе и доводъ того, кто держитъ воровскія прибжища, по 30 руб. Сіе хотя довольно быть кажется, гд города не въ весьма дальнемъ разстояніи;

однако многія мста есть въ Россіи глухія, на 500 и больше верстъ безъ городовъ, прямыя убжища разбойникамъ и всякимъ бглымъ и безпашпортнымъ людямъ. Примромъ сдужить можетъ лсистое пространство око ло рки Ветлуги, которая, на 700 верстъ теченіемъ отъ вершинъ до устья простираясь, не иметъ при себ ни единаго города. Туда съ Волги укрывается великое множество зимою бурлаковъ, изъ коихъ не малая часть разбойники Крестьяне содержатъ ихъ во всю зиму за полтину человка, а буде онъ что работаетъ, то кормятъ и безъ платы, не спрашивая пашпорта. По такимъ мстамъ должно основать и поставить города, давъ знатнымъ селамъ гражданскія права, учредить ратуши и воеводствы и оградивъ надеж ными укрпленіями и1 осторожностями отъ разбойниковъ, какъ выше показано. Сіе будетъ служить не токмо для общей безопасности и къ сбереженію россійскаго народа, но и къ особливой слав Всемилостивйшія нашея Самодержицы, яко возобновитель ницы старыхъ и состроительницы многихъ новыхъ городовъ россійскихъ.

12) Переставая говорить о потер россійскаго народа болзнями, несчастіями и убивствами, должно упомянуть о живыхъ покойникахъ. Съ пограничныхъ мстъ ухо дятъ люди въ чужія государства, а особливо въ Польшу, и тмъ лишается подданныхъ россійская корона. Подлинно, что расположены предосторожности на рубеж ли товскомъ;

однако столь великой скважины силою запереть совершенно невозможно:

лучше поступить съ кротостію. Побги бываютъ боле отъ помщичьихъ отяготній крестьянамъ и отъ солдатскихъ наборовъ. И такъ, мн кажется, лучше пограничныхъ съ Польшею жителей облегчить податьми и снять солдатскіе наборы, расположивъ ихъ по всему государству. Для расколу много уходитъ россійскихъ людей на Втку;

ваходящихся тамъ бглецовъ не можно ли возвратить при ныншнемъ военномъ случа? А впредь могутъ служить способы, кои представятся въ стать О исправленіи нравовъ и о большемъ просвщеніи народа.

13) Мсто бглецовъ за границы удобно наполнить можно пріемомъ иностран ныхъ, ежели къ тому употреблены будутъ пристойныя мры. Ныншнее въ Европ несчастное военное время принуждаетъ не токмо одинокихъ людей, но и цлыя ра зоренныя семейства оставлять свое отечество и искать мстъ, отъ военнаго насильства удаленныхъ. Пространное владніе великія нашея монархини въ состояніи вмстить въ свое безопасное ндро цлые народы и довольствовать всякими потребами, кои единаго только посильнаго труда отъ человковъ ожидаютъ къ своему полезному произведенію. Условій, коими иностранныхъ привлечь можно къ поселенію въ Рос Въ Москв. этого слова нтъ.

сіи, не представляю, не вдая довольно союзныхъ и враждебныхъ обстоятельствъ меж ду воюющими и мирными сторонами.

Хотлъ бы я сочинить примрный счетъ, сколько бы изъ сихъ 13-ти способовъ (а есть еще и больше) воспослдовало сохраненія и приращенія подданныхъ Ея Импе раторскаго Величества. Однако требуются къ тому для извстія многія обстоятельства и не мало времени;

для того только одною догадкою досягаю нсколько, что на каж дый годъ можетъ взойти приращеніе россійскаго народа больше противъ прежняго до полумилліона душъ, а отъ ревизіи до ревизіи, въ 20 лтъ, до 10 милліоновъ. Кром сего уповаю, что сіи способы не будутъ ничмъ народу отяготительны, но будутъ слу жить къ безопасности и успокоенію народному.

Оканчивая сіе, надюсь, что Вашему Высокопревосходительству что нибудь пон равится изъ моихъ доброжелательныхъ къ обществу мнній. Прошу о вашемъ без прерывномъ здравіи и во всемъ удовольствіи Всевышняго Строителя и Правителя всхъ народовъ и языковъ, произведшаго Васъ въ сей день и влившаго Вамъ кровь сына отечества къ произведенію длъ полезныхъ, а паче къ покровительству наукъ и художествъ, къ которымъ я, равно и къ Вамъ, отъ всей искренности усердствуя, съ до стодолжнымъ высокопочитаніемъ пребываю и проч.

Ноября 1 дня 1761 года.

Сообщилъ д. чл. Н. С. Тихонравовъ.

280 лет со дня рождения знаменитого деятеля елизаветинской эпохи И. Шувалова

В старину монарших любовников и любовниц называли еще «фаворитами», словом, заимствованным то ли из итальянского, то ли из немецкого языка. А Владимир Иванович Даль слово «фаворит» толковал шире - любимец, временщик вельмож и царей. Строго говоря, «амурная» суть «фаворитизма» вовсе не главная. Однако в эпоху абсолютных монархий августейший альков был зачастую единственным путем, которым амбициозные и талантливые люди могли приблизиться к рычагам высшей власти. Для самих монархов фаворит всегда был «альтер эго», тем вторым «я», через которое можно было выражать неподобающие монаршему званию мысли и проявлять простые человеческие чувства. Иван Иванович Шувалов остался в русской истории как фаворит императрицы Елизаветы Петровны. То, что он был одним из основателей Московского университета и инициатором многих других важнейших для России начинаний, до недавнего времени почти не вспоминали. Не вспомнили и в день его 280-летнего юбилея. Исправим эту неблагодарность.

Братья и друзья

Как в сказке, братьев Шуваловых было трое. Старший - Александр Иванович, человек суровый и жесткий. Недаром впоследствии занял он пост начальника Тайной канцелярии - сыскного органа, пользовавшегося мрачной славой пыточного застенка. Средний брат - Петр Иванович - был хитер и ловок. В царствование Елизаветы присвоил себе исключительное право на торговлю основными «экспортными» продуктами России того времени: лесом, салом, ворванью. При этом, по единогласным отзывам современников, обладал он большими знаниями в науках, благодаря чему значительно усовершенствовал русскую артиллерию. Петр Иванович был и неутомимым реформатором: проекты всевозможных государственных преобразований так и сыпались из-под его пера. Суть предложений Петра Шувалова объясняла государыне его жена Мавра Егоровна, бессменно возглавлявшая императрицын «женсовет», состоявший из жен придворных и бесчисленных приживалок.
Третий брат - Иван Шувалов - Петру и Александру был не родным, а двоюродным. Отец его - Иван Меньшой Максимович Шувалов, капитан лейб-гвардии Семеновского полка. Мать - Татьяна Родионовна Ратиславская, небогатая московская дворянка. Родился Иван 1 ноября 1727 года, и было ему в ночь переворота всего 14 лет. О том, где учился Иван и как воспитывался, свидетельств мало. По некоторым сведениям, в 1737 году он поступил в гимназию при Академии наук, где пробыл шесть лет. И слыл вовсе не Иванушкой-дурачком. В 1758 году довелось ему вступить в переписку со знаменитым французским философом Вольтером, коего Иванушка преизрядно озадачил. «Узнав, что вам всего двадцать пять лет, не мог не надивиться глубине и разнообразию ваших познаний», - писал русскому молодому дворянину тогдашний европейский властитель дум.
Не без помощи ухищрений брата Петра и Мавры Егоровны, завидовавших удачливости Разумовских, Иван Иванович оказался в ближайшем окружении Елизаветы. И вскоре юному Шувалову удалось затмить в сердце императрицы все достоинства ее тайного мужа Алексея Григорьевича Разумовского. Сама императрица впоследствии призналась, чем привлек ее Иван: «Вечно его находила в передней с книгой в руке… Этот юноша показался мне умным и с большим желанием учиться… Он был очень недурен лицом, очень услужлив, очень вежлив, очень внимателен и казался от природы очень кроткого нрава». В августе 1751 года камер-юнкер Иван Шувалов был пожалован в камергеры. С этих пор о нем впервые заговорили как о новом фаворите.
Они стали сердечными друзьями, что в стихотворной форме засвидетельствовал современник:
Чертоги светлые, блистание металлов
Оставив, на поля спешит Елизавет.
Ты следуешь за ней, любезный мой Шувалов,
Туда, где ей Цейлон и в севере цветет...
Полностью соответствующий моде времени, этот пасторальный союз однажды омрачился зловещим знамением. В 1756 году Петр Иванович Шувалов тайно привез из Холмогор сверженного императора Иоанна Антоновича, чтобы навсегда заточить его в Шлиссельбургскую крепость. Надо было надежно скрыть узника от посторонних глаз, и его поместили в доме Ивана Ивановича. Так Иван своими глазами увидел истинную цену своего возвышения - перед ним предстал измученный умалишенный юноша, совершенно не понимающий причин своих несчастий. Эта встреча не могла не оставить отпечаток в душе от природы мягкосердечного Ивана Шувалова. Не случайно не захотел он принять ни графского титула, ни больших поместий, которые получили его двоюродные братья за участие в перевороте 1741 года, который привел дочь великого императора Елизавету Петровну на отеческий престол. Став фаворитом, он отказался даже от специальной медали, которую хотели выбить в его честь. Свое же влияние на императрицу он оказывал только в тех случаях, когда ходатайствовал за угнетенных или старался водворить мир и тишину в семействах. Считается, что знаменитый свой указ об отмене смертной казни Елизавета Петровна подписала благодаря внушениям Ивана Ивановича.
Как и у героя русской сказки, кроме своенравных братьев и доброй царицы, был у Ивана Ивановича и бескорыстный друг. Что сближало Ивана Шувалова и Михаила Ломоносова? Желание ученого с помощью «царицына фаворита» претворять свои проекты или желание вельможи покрасоваться «связями в ученых кругах»? Скорее, ни то, ни другое. Их знакомство относится к 1750 году, когда фаворитом Елизаветы был один из Разумовских, и когда еще нельзя было с уверенностью говорить, что Шуваловы потеснили это бойкое семейство. Встреча состоялась, вероятнее всего, на хорошо знакомой обоим академической «почве». Уже из ранней переписки придворного и ученого видно, что отношения между ними, несмотря на значительную разницу в возрасте (Ломоносов на 16 лет старше), сразу сложились доверительные, если не сказать панибратские. Кому из двух друзей отдать лавры за самое яркое достижение их творческого союза - создание Московского университета - однозначного мнения нет. В 1754 году Шувалов сочинил записку о необходимости открытия в Москве университета и при нем двух гимназий - для дворян и разночинцев - и дал ее прочитать Ломоносову. Михаил Васильевич живо откликнулся на идею Ивана Ивановича…

Баловень судьбы

Иван Шувалов о себе: «Могу сказать, что рожден без самолюбия безмерного, без желания к богатству, честям и знатности». Современники единодушно свидетельствовали - это действительно было так. Судьба привела к вершине власти человека, совершенно к ней не стремившегося. На первый взгляд, Шувалов по мягкости своего характера не мог никак влиять на ход истории. Но это на первый взгляд.
В елизаветинскую эпоху все важнейшие законы принимались советом знатнейших вельмож. В разное время совет этот по-разному назывался и не всегда имел официальный статус, но решения такого совета, подписанные императрицей, становились законом. Иван Шувалов всегда участвовал в принятии самых главных решений. Реальную долю его участия в управлении государством сегодня высчитать очень трудно, но не будет ошибкой сказать, что она была немалой.
В последние годы царствования Елизаветы все важнейшие государственные дела проходили только через руки Ивана Шувалова. С вступлением в 1756 году России в Семилетнюю войну он всерьез взялся за внешнюю политику. Тогда Шувалов был одним из немногих русских политиков, не стремившихся использовать свое положение ради личной выгоды, действуя лишь в интересах государства.
Участвуя в больших делах, Иван Иванович не мог пройти мимо мелочей, для любого другого вельможи ничего не значащих. Однажды застал дворцового истопника за необычным занятием - тот вырезал из кости премилые безделушки. Истопника звали Федотом Шубиным. Для таких российских самородков задумал Иван Иванович Академию художеств. Задумал и открыл ее в Санкт-Петербурге. Со вниманием подбирал за границей преподавателей, скупал картины, скульптуры, гравюры, книги, чтобы Шубин, впоследствии великий скульптор, и десятки ему подобных могли получить достойное образование. Шувалов подарил Академии огромную коллекцию картин, позже переданную в собрание Эрмитажа. В 1760 году Иван Иванович отправил двух лучших учеников Академии художеств для завершения учебы за границу. Одним из командированных был В.И. Баженов, будущий великий архитектор.
Задумал Иван Шувалов еще немало полезного. Ему обязаны своим возникновением газета «Московские Ведомости» при Московском Университете и гимназия в Казани.
25 декабря 1761 года императрица Елизавета умерла на руках своего фаворита. Елизавета Петровна завещала любимцу миллион рублей. Шувалов передал деньги новому императору - Петру III.
Преемник Елизаветы на престоле Петр III по достоинству оценил все былые заслуги Ивана Ивановича. С приходом же к власти Екатерины II, несмотря на благосклонность новой императрицы, Шувалов вышел в отставку и уехал за границу. Оттуда Иван Иванович писал сестре: «Если Бог изволит, буду жив и, возвратясь в свое отечество, ни о чем ином помышлять не буду, как вести тихую и беспечную жизнь, удалюсь от большого света... Не в нем совершенное благополучие почитать надобно, но собственно в малом числе людей, родством или дружбою со мной соединенных. Прошу Бога только о том, верьте, что ни чести, ни богатства веселить меня не могут».

И он вернулся…

Иван Иванович Шувалов умер осенью 1797 года. При погребении его гроб окружили все питомцы университета, бывшие тогда в Петербурге. В прощальном слове вспомнили его «бескорыстие, сострадание к бедным, с которыми он делил последний рубль, его чистую и священную любовь к отечеству, которая устремляла его к очищению народных умов от вредных предубеждений». Имя Шувалова было поставлено в пример прочим вельможам, «если дорого им прямое их достоинство». Сильным мира сего прямо пожелали быть такими, как Иван Иванович, «в безмолвной тишине, в беседе кротких Муз зиждя, общее благо сограждан разнасаждая, питая и ободряя между ими Науки и Художества».

Андрей Розанов

Милостивый государь Иван Иванович!

Полученным от вашего превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе отечества. При сем случае довольно я ведаю, сколь много природное ваше несравненное дарование служить может и многих книг чтение способствовать. Однако и тех совет вашему превосходительству небесполезен будет, которые сверх того университеты не токмо видали, но и в них несколько лет обучались, так что их учреждения, узаконения,


Московского университета, стр. 1

Собственноручный подлинник (1754)

Архив Академии наук СССР

Письмо М. В. Ломоносова И. И. Шувалову об учреждении
Московского университета, стр. 2

Письмо М. В. Ломоносова И. И. Шувалову об учреждении
Московского университета, стр. 3

Письмо М. В. Ломоносова И. И. Шувалову об учреждении
Московского университета, стр. 4

обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются. Того ради, ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намеряетесь, что весьма справедливо, то желал бы я видеть план, вами сочиненный. Но ежели ради краткости времени или ради других каких причин того не удостоюсь, то, уповая на отеческую вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении Московского университета кратко вообще.

1) Главное мое основание, сообщенное вашему превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план Университета служил во все будущие роды. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных студентов довольное число. Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со временем комплет наберется. Остальную с порожних мест сумму полезнее употребить на собрание университетской библиотеки, нежели, сделав ныне скудный и узкий план по скудости ученых, после, как размножатся, оный снова переделывать и просить о прибавке суммы.

2) Профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может в трех факультетах.

В Юридическом три

В Медицинском 3 же

3) При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян. О ее учреждении хотел бы я кратко здесь вообще предложить, но времени краткость возбраняет.

Милостивый государь Иван Иванович! Полученным от вашего превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе отечества. При сем случае довольно я ведаю, сколь много природное ваше несравненное дарование служить может и многих книг чтение способствовать. Однако и тех совет вашему превосходительству небесполезен будет, которые сверх того университеты не токмо видали, но и в них несколько лет обучались, так что их учреждения, узаконения, обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются. Того ради, ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намереваетесь, что весьма справедливо, то желал бы я видеть план, вами сочиненный. Но ежели ради краткости времени или ради других каких причин того не удостоюсь, то, уповая на отеческую вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении Московского университета кратко вообще.

1) Главное мое основание, сообщенное вашему превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план Университета служил во все будущие роды. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных (находящихся на содержании государства. - Сост.) студентов довольное число. Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со временем комплет наберется. Остальную с порожних мест сумму полезнее употребить на собрание университетской библиотеки, нежели, сделав ныне скудный и узкий план по скудости ученых, после, как размножатся, оный снова переделывать и просить о прибавке суммы.

2) Профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может в трех факультетах

В Юридическом три

1. Профессор всей юриспруденции вообще, который учить должен натуральные и народные права, также и узаконения Римской древней и новой империи.

II. Профессор юриспруденции российской, который, кроме вышеписанных, должен знать и преподавать внутренние государственные права.

III. Профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прошедшие веки и как состоят в нынешнее время.

В Медицинском 3 же

I. Доктор и профессор химии.

II. Доктор и профессор натуральной истории (изучала минералы, травы, животных - Сост.)

III. Доктор и профессор анатомии.

В Философском шесть

I. Профессор философии.

II. - физики.

III. - оратории.

IV. - поэзии.

V. - истории.

VI. - древностей и критики.

3) При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян. О ее учреждении хотел бы я кратко здесь вообще предложить, но времени краткость возбраняет.

Не в указ вашему превосходительству советую не торопиться, чтобы после не переделывать. Ежели дней полдесятка обождать можно, то я целый полный план предложить могу, непременно с глубоким высокопочитанием пребывая

вашего превосходительства

всепокорнейший слуга

Михаил Ломоносов

Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.-Л. 1957, т. 10, с. 508-514

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.