Это авианосец USS Saratoga времен WW2. Обратите внимание на четыре башни главного калибра — пиндосам никто не сказал, что при стрельбе из пушек такого калибра выхлоп орудий разрушит самолеты и поскидает их с палубы за борт.

А вот и сами самолеты:

Превосходящая воздушная мощь, чо там.

Однотипный с «Лексингтоном» (CV-2) - авианосец «Саратога» также построен на базе незаконченного корпуса линейного крейсера. На момент завершения строительства оба корабля имели в качестве основного артиллерийского вооружения восемь 203-мм орудий в четырёх спаренных башнях, расположенных по две спереди и сзади массивной надстройки, объединённой с дымовой трубой.

Достаточно быстро стало понятно, что такие пушки на авианосце — это безумие, и четыре спаренных 203-мм АУ были заменены четырьмя спаренными универсальными орудиями Mk.32 127-мм/38, наведение которых осуществлялось системами управления артогнем типа Мк.37 с двумя башенками директоров (наверху надстройки и на площадке у задней кромки тру­бы), которые снабжались радарами Мк.4.

Следует отметить, что с «Лексингтона» тоже были сняты 203-мм АУ, но даже 127-мм/38 универсальные орудия вместо них не устанавливались, на их место сразу поставили четыре 4×28 мм зенитных автомата.

В 1942 году авианосец получил поисковые радары типа СХАМ-1 с антенной на платформе, установку типа SC-1 для ближнего поиска воздушных целей с антенной на задней кромке трубы, и директоры Mk.37 с радарами FD на срезанной во время ремонта надстройке. После ремонта 1944 года радар SK (или SG-1) для надводного поиска с параболической антенной на фок-мачте заменил устаревший СХАМ-1. Перед операцией у о. Иводзима на передней кромке трубы установили радар типа SM на пьедестале, а наверху надстройки появилась необычная комбинация радара управления артогнем типа Мк.4/22. Кроме того, появились системы опознавания «свой-чужой» и наведения своих самолётов.

На рассвете 31 августа 1942 года «Саратога» была торпедирована японской подводной лодкой I-68. И хотя повреждения были незначительными, неполадки в электросети привели к тому, что корабль потерял ход. Через 2 часа электроснабжение было кое-как восстановлено, и через 6 дней авианосец прибыл в Пёрл-Харбор для ремонта, продолжившегося полтора месяца. В 1943-44 гг. «Саратога» принимала участие в «Большом прочёсывании островов» по всему Тихому океану, а в 1944 г. совместно с англичанами и французами действовала у островов Суматра и Ява.

Когда 21 февраля 1945 г. «Саратога» обеспечивала высадку десанта на Иводзиму, авианосец попал под атаку самолётов камикадзе. К 16.30 «Саратога» почти прибыла в намеченный район маневрирования в 35 милях к северо-западу от Иводзимы. Внезапно в 75 милях от авианосца появились «призраки». Хотя поступило сообщение, что это свои самолёты, всё-таки 6 находившихся в воздухе истребителей были направлены им навстречу. Через 20 минут один из пилотов сообщил, что сбил 2 «Зеро». Самолёты не были своими!

«Саратога» начала спешно поднимать дополнительные истребители, и расчёты зенитных орудий заняли свои места. Небо было покрыто тучами, шедшими на высоте 3500 футов, что делало погодные условия идеальными для атакующих. В 16.59 из туч вывалились 6 самолётов, и артиллеристы авианосца открыли по ним огонь. 2 японских самолёта были сбиты и упали в воду, но их бомбы попали в авианосец и взорвались. Третий самолёт врезался в носовую часть полётной палубы. Четвертый самолёт был сбит. Пятый тоже врезался в носовую часть полётной палубы. Шестой врезался в правый край полётной палубы, часть обломков засыпала орудийные спонсоны, но главная масса обломков рухнула за борт.

Все это произошло в течение 3 минут. Корабль сохранил скорость 25 узлов. Экипаж начал борьбу с огнем, одновременно оказывая помощь раненным товарищам. Авианосец не мог принимать самолёты, и самолётам «Саратоги», находившимся в воздухе, было приказано садиться на эскортные авианосцы. Вскоре после 19.00 появились ещё 5 камикадзе. 4 из них были сбиты, но пятый сбросил бомбы, которые ещё больше исковеркали полетную палубу. Сам самолёт врезался в авианосец и отскочил в море.

В результате авианосец покинул район боев. Потери экипажа составили 132 человека убитыми и 192 ранеными. 6 самолётов «Саратоги» сели на воду, ещё 31 самолёт был или уничтожен пожарами, или сброшен за борт командой. «Саратога» вернулась в район боевых действий лишь после 2 месяцев ремонта на верфях Соединённых Штатов, но фактически участия в боях уже не принимала.

25 июля 1946 г. лишённый оборудования корпус «Саратоги» в ходе операции Перекрёстки (в районе атолла Бикини) был два раза использован в качестве мишени для ядерных взрывов.

Первый взрыв не произвёл особого эффекта на корабль, но мог бы поломать самолёты на нём. Во время второго испытания (на расстоянии 360 м от эпицентра подводного взрыва 23 килотонны на глубине 27 м.) авианосец получил значительные повреждения палубных сооружений при прохождении больших волн, вызванных подводным взрывом — волны пригнули к палубе дымовые трубы и часть командного мостика. Но даже тогда корабль не затонул.

Тактико-технические характеристики

Авианосец ВМС США «Saratoga» (CV-3)
Водоизмещение: 36000 тонн стандартное, 47700 тонн полное.
Размерения: общая длина -270,66 м, ширина по полетной палубе - 32,2 м, осадка – 9,75 м;
ГЭУ: четырехвальная, четыре турбогенератора фирмы «Дженерал Электрик» суммарной мощностью 156597кВт (210000 л. с.);
Скорость: 34 узла;
Бронезащита: пояса - 152 мм, полетай палубы - 25 мм, главной палубы – 51 мм, нижней палубы - 25-76 мм, орудийных башен - 38-76 мм, барбетов - 152 мм;
Вооружение: (1945 г.) 4 спаренных и 8 одноствольных 127-мм универсальных АУ, 24 счетверенных 40-мм зенитных АУ «Бофорс», 2 спаренных 40-мм зенитных АУ «Бофос» и 16 20-мм зенитных пушек;
Авиагруппа: (1945 г.) 57 истребителей и 18 торпедоносцев;
Экипаж: (1945 г.) 3373 человека

Авианосец «Лексингтон» был заложен в январе 1921 года, спущен на воду в октябре 1925 года и введен в боевой состав ВМС 14 декабря 1927 года. Однотипный с ним авианосец ВМС США CV-3 «Saratoga», также построенный на базе незаконченного корпуса линейного крейсера, был спущен на воду в апреле 1925 года и введен в состав флота 16 ноября 1927 года. Как и «Лексингтон», он сыграл ведущую роль в разработке концепции применения быстроходных авианосных оперативных соединений ВМС США. С 1928 года оба корабля принимали участие в ежегодных учениях Тихоокеанского флота «Флит Проблем». Дальность плавания и численность авиагрупп этих тяжелых авианосцев (которая к 1936 году уменьшилась до 18 истребителей, 40 бомбардировщиков и 5 вспомогательных самолетов) обеспечивали им решающую роль в любых вероятных операциях на Тихом океане.



На момент завершения строительства оба корабля имели в качестве основного артиллерийского вооружения восемь 203-мм орудий на четырех АУ, расположенных спереди и сзади массивной надстройки, объединённой с дымовой трубой. Первоначально планировалось, что основу вооружения этих авианосцев будут составлять 152-мм АУ.
Во время нападения на Перл-Харбор «Saratoga» находилась в Сан-Диего, куда она вернулась для проведения небольших доработок, но уже в скором времени вместе с «Лексингтоном» оказывала помощь гарнизону острова Уэйк. При модернизации корабля четыре спаренных 203-мм АУ были заменены четырьмя АУ по два 127-мм универсальных орудия L/38, наведение которых осуществлялось двумя комплектами приборов управления артиллерийским огнем на больших и малых углах. Вспомогательное вооружение «Саратоги», состоявшее из двенадцати 127-мм орудий для поражений надводных (наземных) целей L/25, было заменено восемью 127-мм универсальными орудиями L/38. Следует отметить, что с «Лексингтона» также были сняты 203-мм АУ, но 127-мм АУ вместо них не устанавливались.



«Saratoga» была торпедирована японской субмариной у Гавайских островов 11 января 1942 гада и четыре месяца находилась в ремонте. При этом длина полетной палубы корабля была увеличена с 270,66 м до 274,7 м, а ширина - до 39,62 м. Для сохранения плавучести авианосца, снизившейся после установки на него дополнительного оборудований и вооружений, на левом борту корабля была выполнена большая выпуклость. Комплект малокалиберной зенитной артиллерии был увеличен путем сведения ста 40-мм пушек в счетверенные АУ, расположенные вдоль полетной палубы, и размещений шестнадцати 20-мм АУ в кормовой части полетной палубы. Была увеличена высота мостика, треногая мачта заменена мачтой-однодеревкой и установлена дополнительная РЛС обзора и управлений артиллерийским огнем.

«Saratoga» не участвовала в сражении у атолла Мидуэй, так как в это время обеспечивала доставку новых самолетов в центральную часть Тихого океана, но уже З июня после потери авианосца «Йорктаун» она вернулась в состав боевого флота Истребители и пикирующие бомбардировщики «Саратоги» 7 августа 1942 года получили задачу нанести удары по японской обороне на Гуадалканале для подготовки к высадке на острое десанта американской морской пехоты. В ответ на это 20 августа японцы направили к Восточным Соломоновым островам мощное соединение авианосцев.



В боях у Соломоновых островов участвовали авианосцы «Саратога», «Энтерпрайз» и «Уосп». На рассвете 31 августа «Saratoga» была торпедирована подводной лодкой I-68. И хотя повреждения были незначительными, неполадки в электросети привели к тому, что корабль потерял ход. Через два часа электроснабжение было частично восстановлено, и через шесть дней авианосец прибыл в Перл-Харбор для ремонта, продолжавшегося полтора месяца. В 1943-44 годах «Saratoga» принимала участие в большом «прочесывании островов» по всему Тихому океану, а в 1944 году совместно с англичанами и французами действовала у островов Ява и Суматра. Когда 21 февраля 1945 года «Саратога» обеспечивала высадку десанта на Иводзиму, в авианосец попал самолет-камикадзе. После ремонта корабль использовался для подготовки личного состава в Перл-Харборе, так как «Saratoga», превосходившая по величине авианосцы типа «Эссекс», могла нести меньше самолетов.

Михайлов Андрей 16.01.2019 в 10:00

Больше сорока лет назад, в августе 1971 года, в Пентагоне обсуждался мистический инцидент. Представьте себе: авианосец "Саратога" , гордость ВМС США, возвращался из Средиземного моря на базу в Майами. Акустики обнаружили "на хвосте" корабля неизвестную подлодку, которая легко обгоняла шедший полным ходом авианосец. Но ни одна из подлодок в мире не могла такого сделать!

Получалось, что загадочный подводный объект должен был двигаться под водой примерно со скоростью торпеды. Но ведь так не бывает! Лишь в середине 80-х годов, когда уже грянула перестройка и все советское рассекречивалось, стало ясно, что подлодка была не мистической, а вполне реальной. А ведь озадаченные американцы даже не знали, что советская подлодка влегкую, как бы играючи, обошла авианосец, шедший на предельной скорости в 30 узлов, лишь на одной из своих двух турбин.

Адмирал ВМС США Роберт Карс в своей статье, опубликованной в 1990 году в The Washington Post, впервые применил уже привычный ныне термин "убийца авианосцев" применительно именно к этой уникальной советской подлодке.

Ну, а теперь будем поконкретнее. Именно атомной подлодке К-162 проекта 661 "Анчар" принадлежит мировой рекорд подводной скорости 44,7 узла (только представьте себе - это 80,4 километра в час!). И до сих пор рекорд полной подводной скорости никем еще не побит. В общем, в той истории с американским авианосцем "Саратога", напугавшей все ВМС США, принимала участие самая быстроходная в мире подлодка. Об этом тогда мало кто знал даже среди военных.

Многоцелевая атомная подводная лодка К-162 была заложена 28 декабря 1963 года на Северодвинской верфи "Севмаш" под заводским номером 501, но ее строительство постоянно задерживалось как на чертежных досках, так и на стапелях. Во-первых, по ходу дела вносились серьезные изменения в конструкцию корпуса - титан не привычная корабельная сталь, здесь требовались другие методики расчета прочности. Во-вторых, по существу рождалась новая отрасль в металлургии, а также производственных мощностей по изготовлению изделий из титана в промышленных масштабах. Все это создавалось параллельно, а время шло.

Задержка сроков строительства новой подлодки вызвали рост недовольства "наверху". В итоге было решено в сжатые сроки построить подлодку с таким же ракетным комплексом, но из обычной корабельной стали. И в 1967 году в Горьком на заводе "Красное Сормово" благополучно сходит на воду стальной атомный ракетоносец проекта 670, всего на вооружение ВМФ СССР было поставлено 17 таких подлодок. В справочниках НАТО эти подлодки уже получили название Charlie, а титановая субмарина все еще стояла на стапелях Севмаша.

На финиш в Северодвинске кораблестроители вышли в декабре 1969 года. Приближалась как бы ритуальная дата -- 17 декабря, день рождения генсека Леонида Брежнева, и подлодка К-162 должна была стать своего рода подарком ему. Дороговатый, прямо скажем, подарочек даже для генсека. Не зря лодку почти сразу прозвали "Золотая рыбка" - не так давно было озвучено в прессе, что ее стоимость равнялась трем процентам годового бюджета всего СССР!

Вот что рассказал Pravda. Ru о ходовых испытаниях в декабре 1969-го лодки капитан I ранга (ныне уже в отставке) Николай Чарушев , который сам был на ее борту во время установления того самого рекорда подводной скорости: "Когда подлодка стала набирать скорость, все в центральном посту схватились за закрепленные предметы, чтобы не упасть. Странный шум услышали все -- в уши ворвался гул обтекающей корпус воды.

В конце концов он превратился в самый настоящий самолетный рев. Подошли к первой поворотной точке, и тут подводники впервые ощутили ускорение и крен, как в самолете. Палуба под ногами накренилась так, что чуть не посыпались на правый борт. В это время приборы и показали скорость 44,7 узла - это, между прочим, равняется скорости торпеды…".

Когда лодка после испытаний вернулась в Северодвинск из Белого моря, корабелы Севмаша пришли в ужас. Те, кто встречал на причале, с трудом узнали подлодку, ее корпус стал другим. Вся краска слетела, весь титановый корпус был отполирован водой, загладились даже сварочные швы….

Подлодка была заново покрашена и 13 января 1970 года единственная в мире (на тот момент) титановая субмарина вступила в боевой состав Северного флота. В 1971 году К-162 вышла в свой первый боевой поход и прошла от Гренландского моря до Бразильской впадины в район экватора. В этом-то походе и произошел тот самый знаменитый случай с американским авианосцем "Саратога".

Мне доводилось бывать на "Золотой рыбке" не один раз, правда, только тогда, когда она уже была выведена из боевого состава флота и готовилась к утилизации. В военном порту Северодвинска ломали голову, к какому бы плавучему причалу лодку поставить, ведь титан ее корпуса за считанные месяцы "съедал" любое железо.

Кстати, несколько лет назад, когда К-162 уже резали "на иголки" на северодвинской верфи "Звездочка", я удивился, в каком прекрасном, прямо-таки в первозданном состоянии был ее корпус. Титану никакое время, никакая ржавчина не страшны…

По натовской классификации подлодка К-162 называлась "Papa". Неизвестно, почему натовцы ее так назвали, однако, по сути, подводный крейсер К-162 действительно является прародителем целого направления в строительстве отечественных подлодок следующих поколений. Действительно - это подводный папа!

Ну и в заключение несколько слов о том, почему все-таки "Золотая рыбка" не пошла в серию и осталась единственным в своем роде кораблем этого проекта. Ведь и крылатые ракеты комплекса "Аметист" с подводным стартом, которыми она была вооружена, были отличные, и техника не подводила, и энергетическая установка работала хорошо. Хотя, конечно, дорого стоила лодка, но кто в то время народные деньги считал…

USS Saratoga (CV-3)

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерийское:

  • 4 x 2 - 203 мм
  • 12 x 1 - 127 мм

Авиационная группа:

  • 78 самолетов
  • 1 стартовая катапульта

Однотипные корабли

USS Saratoga (CV-3) (рус. «Саратога» ) - второй американский авианосец типа «Лексингтон» , построенный в США в 1920-ых годах. Первоначально корабль проектировался как линейный крейсер . Во время Второй мировой войны в 1942 году участвовал в Битве за Гуадалканал , где пережил торпедирование японской подлодки. В 1945 году Saratoga осуществлял высадку десанта на Иводзиму и подвергся атаке самолетов камикадзе. В 1946 году был использован в качестве мишени для испытаний атомных бомб и затонул. За время службы был также известен под прозвищем «Леди Сара».

История создания

Saratoga был пятом кораблем ВМС США, названным в честь победы в Битве при Саратоге, очень важной для североамериканских патриотов в Войне за Независимость США. В 1916 году кораблю был изначально присвоен класс линейный крейсер типа «Лексингтон». Но строительство были вынуждены отложить, из-за возникшей необходимости постройки противолодочных и торговых кораблей, которые использовались в то время для транспортировки людей и материалов в Европу, страдающую от атак немецких подлодок.

Модернизации

Четыре спаренных 203-мм орудия были заменены четырьмя спаренными универсальными орудиями 127-мм Mk.32, наведение которых осуществлялось системами управления артогнем типа Мк.37 с двумя башенками директоров (наверху надстройки и на площадке у задней кромки тру­бы), которые снабжались радарами Мк.4 . Между второй башней и боевой рубкой имелся еще дальномер с базой 2,5 м.

Вспомогательное вооружение авианосца состоявшее из двенадцати 127-мм универсальных орудий, также было заменено на 8 универсальных орудий 127-мм Mk.30 .

После ремонта в 1942 году длина полётной палубы корабля была увеличена с 270,66 до 274,4 м, а ширина до 39,62 м. Для сохранения плавучести авианосца, снизившейся после установки на нём дополнительного оборудования и вооружения, на левом борту корабля была сделана большая выпуклость. Комплект малокалиберной зенитной артиллерии был усилен: сначала четырьмя 4 х 40-мм пушками Bofors , расположенных вдоль полетной палубы, а в конце 1942 года добавили еще 5 х 4 Bofors, сняв при этом оставшиеся 5 х 4 28-мм автомата и добавив двадцать два 20-мм автомата Oerlikon (к уже имеющимся 30 таким же автоматам).

К началу 1944 г. легкое зенитное вооружение выглядело так: 23 х 4 плюс 2 х 2 40-мм Bofors и 16 20-мм Oerlikon. Универсальная артиллерия не изменилась и продолжала состоять из 4 х 2 Mk.32 127-мм/38 и 8 х 1 Mk.30 127-мм/38 универсальных орудий.

История службы

Период между мировыми войнами

До Второй Мировой войны авианосец преимущественно находился в составе Тихоокеанского флота и принимал участие во многих маневрах.

В январе 1929 года Saratoga принял участие в своем первом учебно-тренировочном маневре Fleet Problem IX : атака-симуляция на Панамский Канал. Авианосец, совместно с легким крейсером USS Omaha , выдвинулся в сторону канала и смог подойти с неожиданной для защищавших стороны. Оборону канала должны были обеспечивать Scouting Fleet вместе с Lexington . Несмотря на то, что группа кораблей «Саратоги» была обнаружена двумя сторожевыми кораблями, авианосец успел поднять в воздух авиагруппу и «уничтожить» судоходные шлюзы канала. Немного позднее авиагруппа «Лексингтона» «потопила» Saratoga .

В течении последующих 6 лет «Леди Сара», совместно со своей «сестрой» Lexington , приняла участие еще в нескольких масштабных маневрах в районах Зоны Панамского канала и Карибского моря. На рассвете 29 марта 1938 году Saratoga и Lexington удачно «атаковали» Перл-Харбор. Впоследствии также два авианосца «нанесли удар» по Сан-Франциско, не будучи замеченными оборонительным флотом.

В 1939 году авианосец вместе с линкором USS Arizona вошел в соединение Task Force 7 (TF7) под командованием Честера Нимица и находился в акватории Тихого океана.

Вторая Мировая война

1941

Знак отличия «Саратоги»

К началу войны с Японией Saratoga находился в гавани Сан-Диего, где должен был взять на борт свою авиагруппу, которая на тот момент проводила учения на берегу. Авиагруппа состояла из 11 истребителей Grumman F4F-3 Wildcat , 43 пикирующих бомбардировщиков 43 Douglas SBD Dauntless и 11 торпедоносцев Douglas TBD Devastator .

15 декабря 1941 года после пополнения припасов Saratoga прибыл в Перл-Харбор, в составе оперативного соединения Task Force 14 (TF14), и был направлен на помощь гарнизону на острове Уэйк. После возвращения в Перл-Харбор авианосец в течение 3 недель занимались переформи­рованием своих эскадрилий и тре­нировками летного состава. В составе Task Force 11 (TF11) авианосец выходил в море для переброски на о. Мидуэй дополнительных самолетов.

1942

7 июля 1942 года Saratoga вышел из Перл-Харбора, чтобы принять участие в подготовке к первой широкомасштабной операции - вторжению на остров Гуадалканал (носившая также кодовое название «Операция Уотчтауэр»). Спустя два дня за ней после­довал авианосец Enterprise , а Hornet остался в районе Гавайских островов, чтобы прикрывать Мидуэй от возможной атаки оставшихся японских авианосцев, в первую очередь от Shōkaku и Zuikaku . 26 июля силы прикрытия, сведенные в соединение Task Force 61 (TF61), куда вошли Saratoga под фла­гом вице-адмирала Флетчера, Enterprise (контр-адмирал Т.Кинкейд) и недавно прибывший из Атлантики Wasp (контр-адмирал Л.Нойз), встретились с силами вторжения в 400 милях от островов Фид­жи и взяли курс на Соломоновы острова.

Авианосцы Wasp (на переднем плане), Saratoga и Enterprise (на заднем плане) в Тихом океане около о. Гуадалканал. 12 августа 1942 года

7 августа 1942 года операция «Уотчтауэр» началась. Пикирующие бомбардировщики и истребители «Саратоги» начали действовать по береговым укреплениям и недостроенно­й взлетной полосе японцев на о. Гуадалканал, а новые торпедоносцы Avengers осуществляли разведку. На обратном пути они смогли ата­ковать несколько целей на о. Флорида. После потери у острова Мидуэй почти всех самоле­тов эскадрильи VT-3 Avengers составили в авиагруппе CVG-3 эскадрилью VT-8. При отражении атак японской авиации из порта Рабаул истре­бители «Саратоги» сбили 12 самолетов и повредили еще 4, из них 2 Zero , при этом потери составили только 5 машин сбитыми и 2 поврежденными.

После того, как вечером 8 августа десант был высажен на бе­регу, авианосцы были вынуждены отойти. В первую очередь это было связано с тем, что авианосцы теперь должны были дожидаться подхода японского флота, который теперь стал их основной целью, и при этом не быть атакованными береговой авиацией. 16 августа из Внутреннего моря для поддержки высадки войск на о. Гуадалканал подошли крупные силы японского Соеди­ненного флота: авианосцы Shōkaku , Zuikaku и Ryūjō (74 Zero , 52 Kate , 53 бомбардировщика Val и Judy ), 3 линкора, 9 тяжелых крейсеров, гидроавиатранспорт Chitose (22 гидросамолета типов Е13А1 и F1М2), большое количество эсминцев и других кораблей.

В районе Соломоновых островов находилось три американских соединения во главе с авианосцами: TF11 (Saratoga ), TF16 (Enterprise ) и TF18 (Wasp ). Любые два авианосца по числу самолетов превосходили силы противника, но японцы имели значитель­ное преимущество в дальности действия своих ударных групп (на 160 км) и располагали еще десятью гидросамолетами с тяжелых крейсеров Tone и Chikuma , пилоты которых были признанными асами разведки, прошедшими с авианосным соединением под командованием вице-адмирала Императорского флота Японии Тюити Нагумо весь его путь от Перл-Харбора до Мидуэя. В таких условиях даже самолеты с Chitose японцы могли использовать в качестве ударных.

В 10.40 утра 23 августа самолет-разведчик обнаружил в 480 км к северу от Гуадалканала японский транспорт. Через три часа транспорт повернул на обратный курс, но известие об этом достигло адмирала Флетчера слишком поздно.

В 15.10 ударная группа Saratoga из 31 Dauntless с 454-кг бомбами и 6 Avenger с торпедами вылетела для атаки противника. Один Avenger из-за неполадок в моторе вернулся на авианосец, но остальные, бесцельно потратив время и топливо на поиски японцев, вечером были вынуждены сесть на аэродром Хендерсон Филд на о. Гуадалканал. Флетчеру пришлось от­править 18-ое оперативное соединение на заправку топливом, и до 10.00 24 августа - самого оптимистич­ного срока возвращения самолетов на Saratoga с Гуадалканала - он лишился почти половины своей ударной авиагруппы. На двух авианосцах осталось 72 истребителя F4F-3, 41 бомбар­дировщик Dauntless , 25 торпе­доносцев Avenger .

Утром 24 августа авиа­разведка обнаружила Ryūjō и тяжелый крейсер Tone . Дождавшись возвращения своих самолетов с острова и разведки, в 14.15 Saratoga подняла в воздух 30 Dauntless и 8 Avenger для атаки Ryūjō , самолеты ко­торого уже бомбили аэродром Хен­дерсон Филд. В полете группу «Саратоги» пытались перенацелить на обнаруженные Shōkaku и Zuikaku , но ведущий не смог найти цель.

В 16.20 22 Dauntless и 5 Avenger начали атаку Ryūjō , а 7 Dauntless и 2 Avenger отделились для атак Tone (два самолета вернулись из-за неполадок в моторах). Первые 15 пикирующих бомбардировщика не добились прямых попаданий - толь­ко 8 близких разрывов. Поэтому ведущий авиагруппы капитан 2 ранга Фелт приказал прервать заход на крейсер и всем атаковать авианосец. За его самолетом, добившимся пер­вого попадания, последовали 13 Dauntless , положивших на палубу Ryūjō еще три бомбы и несколько у самого борта. Поднявшиеся над целью клубы дыма затруднили атаку торпедоносцам, но и те добились попадания одной торпедой. Жестоко поврежденный Ryūjō сразу после атаки, в которой не был сбит ни один самолет, был оставлен экипажем и затонул спустя шесть часов с большим креном на правый борт и дифферентом на корму. Возвращавшие­ся после атаки Dauntless с Saratoga сбили шесть Val из числа самолетов, успешно отбомбившихся по Enterprise . С учетом сбитых утром разведчиков самолеты Saratoga уничтожили в тот день девять машин противника без потерь со своей стороны.

Вечером, приняв самолеты с поврежденного Enterprise (один самолет из VT-3 на Avenger ночью все-таки попробовал сесть на его поврежденную палубу и, естественно, разбился), Saratoga сумел выпустить еще 2 Dauntless и 5 Avenger , которые уже в сумерках атаковали соответственно Chitose (серьезные повреждения от бомб, крен в 30 градусов) и крейсера (без попаданий). Этими атаками закончилась так называемая битва у Восточных Соломоновых островов. Потери американцев составили 17 самолетов (7 сбито, 7 разбилось при вынужденных посадках и 3 сброшены за борт с Saratoga как не подлежащие ремонту) и экипажи двух торпе­доносцев - несущественная цена за потопленный авианосец и 70 уничтожен­ных с большинством экипажей японской эскадрильи.

После ухода Enterprise на ремонт Saratoga и Wasp остались в этом же районе для прикрытия с воздуха кон­воев на о. Гуадалканал. Но большую угрозу представляли подводные лодки. Самолеты авианосцев вынуждены были находиться в квадрате 270 на 110 километров от них и ежедневно загоняли под воду японские субмарины, которые наводились летающими лодками Н6К .

На рассвете 31 августа в 400 км к юго-востоку от Гуадалканала Saratoga , шедший со своим охранением противолодочным зигзагом на скорости всего 13 узлов (24 км/ч) (в связи с тем, что со­провождавшим ее эсминцам нужно было экономить топливо), была торпедирована японской подлодкой «I-26» . Подлодку заметили за 4 часа до атаки на расстоянии 48 км, но приняли за маленькое надводное судно, не представлявшее никакой опасности. Торпеда попала в кормовую часть буля по правому борту. Жертв не было, только 12 матросов получили ранения. Спустя две минуты Saratoga увеличила скорость, чтобы избежать попаданий других торпед, но через несколько минут из-за прогрессирующего затопления произошло короткое замыкание в цепи турбоэлектрического привода, и корабль лишился хода. Авианосец был вынужден отправиться на ремонт в Перл-Харбор и находился там до конца ноября 1942 года.

1943

Авианосцы Victorious и Saratoga . Порт Нумеа. 1943 год

Когда Saratoga вернулся в строй, кроме него на Тихом океане у американцев уцелел толь­ко Enterprise (Wasp и Hornet погибли). Действуя к югу от острова, 23 января 1943 года Saratoga поднял в воздух ударную авиагруппу из 24 Dauntless , 17 Avenger и 18 Wildcat , которая после промежуточной посадки на Хендерсон Филд на следующий день сбросила 23 тонны бомб на японский аэродром на острове Вила.

Конец января начался с ожесточенных ночных атак базовых торпедоносцев на амери­канские корабли и истребители Saratoga получили первый опыт ночного патрулирования. Импера­торский флот стремился ослабить морские силы противника, чтобы осуществить эвакуацию японских войск с Гуадалканала. Аме­риканское командование опасалось, что японцы сумеют отремонтировать ранее поврежденные в осенних боях авианосцы, пополнить их разбитые авиагруппы и привлечь к последней операции у Соломоновых островов в количестве не менее пяти единиц (2 ударных и 3 легких). В этом случае Enterprise и Saratoga пришлось бы очень тяжело. Эскортные авианосцы были слишком тихоход­ны (35 км/ч) для совместных действий, а их общая авиагруппа из 29 истребителей и 32 ударных самолетов имела бы ценность, если бы взлетала с одной полетной палубы. А так ее едва хватало для самообо­роны. Тактические взгляды, по сравнению с 20-ми годами, сильно изменились. Тогда считалось, что два малых авианосца лучше одного большого. Но японцам из-за нехватки летчиков не удалось ввести в строй Shōkaku и Zuikaku , а использовать одни легкие авианосцы они не рискнули, обеспечив эвакуацию только легкими силами и базовой авиацией.

Весь февраль 1943 года Saratoga и Enterprise оставались в южной части Тихого океана, а затем последний ушел на длительный ремонт. Saratoga же начал подготовку к новым операциям, в ходе которых планирова­лось освободить от японцев острова в центральной части океана. Учитывая нехватку быстроходных авианосцев, американское командование попросило их «взаймы» у англичан, пока не вступят в строй новые корабли типа «Эссекс» . Союзники пошли навстречу, и в феврале 1943 года через Панамский канал в Тихий океан прибыл Victorious - авианосец с бронированной полетной палубой, прошедший ремонт и оснащение на верфи флота США в Норфолке.

Оба авианосца с 27 июня по 25 июля 1943 года приняли участие в высадке на о. Новая Джорджия. Их оперативная группа TG36.3, куда также входили два новых линкора типа «Южная Дакота» , обес­печивала дальнее прикрытие сил вторжения. На этот раз ни одного корабля или самолета противника встречено не было. Тяжелые японские корабли были явно не расположены к активным действиям. Поэтому 31 июля Victorious ушел через Гавайи, Сан-Диего и Панамский канал в метрополию, передав пять из своих Avenger на Saratoga , где они составили резерв.

1-2 ноября 1943 года в рамках обеспечения операции по захвату о. Бугенвиль оперативное соединение Task Force 38 (TF38) контр-адми­рала Ф.Шермана, куда входили Saratoga , новый легкий авианосец Princeton , два крейсера ПВО и 10 эсминцев, проводило налеты на ближайшие японские аэродромы на островах Бука и Буна.

5 и 11 ноября палубная авиация Saratoga произвела налеты на Рабаул, куда японцы, пытаясь задержать продвижение американцев, стянули мощные крейсерские силы. В результате налетов японские корабли получили повреждения и были вынуждены уйти к островам Трук.

1944

С 29 января по 4 марта 1944 года Saratoga принял участие в операции «Катчпоул» по захвату Маршалловых островов, вместе с Princeton и новым авианосцем Langley обеспечивая удары по базам и воздушное прикрытие высадки десанта на атолл Эниветок.

С марта по май 1944 года Saratoga входил в состав английского флота в Индийском океане. 19 апреля авиация Saratoga вместе с самоле­тами Illustrious нанесли удар по японской базе на острове Сабанг и, уничтожив два небольших транспорта, 24 самолета на земле и нефтехранили­ща, надолго вывели порт из строя. Потеряли всего один Hellcat, пилота с которого подобрала подлод­ка. Ответный налет торпедоносцев Betty «хэлкэты» отразили, сбив трех из них без потерь со своей стороны.

В июне - сентябре 1944 года проходил ремонт и переделку в авианосец для ночных операций в Бремертоне.

1945

21 февраля 1945 год авианосец, войдя вместе с Enterprise в оперативную группу TG58.5 уже ставшего знаменитым соединения TF58 вице-адмирала Марка Митшера, обеспечивал высадку десанта на Иводзиму, по средством воздушного прикрытия.

После прибытия авианосца, имевшего в охранении всего три эсминца, в район высадки, он был атакован самолетами-камикадзе .

В 16.59 был открыт огонь по вывалив­шимся из облаков шести японским самолетам. Первые два, уже будучи сбитыми, упали в воду у самого борта, а их бомбы взорвались внутри корабля. Бомба с третьего самолета по­пала в якорный шпиль, разрушив кусок полетной палубы в носу, где на катапультах стояли готовые к старту два очередных истребителя. Четвертый самолет сбили на безопасном расстоянии, пятый врезался в левую катапульту, а шестой, весь объятый пламенем, ударил в кран перед надстройкой, причем обломок этого самолета упал на артиллерийское орудие. Все это произошло в течение трех минут с 17.00 по 17.03. Начались сильные пожары, скорость корабля снизилась до 25 узлов.

К 18 часам пожары в ангарной палубе, а через 12 минут и в бортовых танках удалось погасить, 12-метровую подводную пробоину с правого борта в корме прикрыли пластырем. Прием самолетов прекратили, пока с палубы не были сброшены горящие машины. Но в 18.46 налетели еще пять камикадзе. Четыре из них удалось сбить достаточно далеко от корабля, однако пятый сбросил бомбу, взорвавшуюся на полетной палубе (отверстие диаметром 7,6 метра), а сам упал за борт. Тем не менее раненный в семи местах Saratoga с 20.15 снова начал принимать свои самолеты на кормовую часть палубы, но для их запуска приходилось идти задним ходом, поскольку взлетать они могли теперь только с кормы. 36 самолетов сгорели или были сброшены за борт, еще шесть сели на воду и утонули, 123 члена экипажа были убиты и пропали без вести, 192 - ранены.

По прика­зу адмирала Р.Спрюэнса Saratoga ушел на ремонт на атолл Эниветок, а затем на Западное побережье США. В ходе ремонта на верфи ВМФ Пьюджет Саунд, Бре­мертон, с марта по май 1945 года Saratoga получил новый увеличенный носовой подъемник, что позволило ему проводить обучение летчиков на новейших самолетах.

После победы в войне корабль срочно переоборудо­вали для перевозки войск, устроив до­полнительные помещения на 4000 человек в кормовой части ангара.

Гибель

В 1946 году заслуженный авианосец, как и большинство других устаревших и трофейных кораблей, выбрали в качестве мишени для проведения испытаний атомных бомб у атолла Бикини. Испытания проходили в рамках операции Crossroads , мощность каждой бомбы составляла около 23 килотонн в тротиловом эквиваленте.

Первый взрыв бомбы Able не нанес авианосцу существенных повреждений, но следующий подводный взрыв Baker 25 июля повалил ее огромную трубу на полетную палубу, разорвал обшивку подводной части корпуса и вызвал резкое погружение кормы. Поскольку откачивать воду на поврежденном корабле было некому, он постепенно заполнился водой и в тот же вечер затонул.

Как и в случае с Lexington , имя знаменитого авианосца унаследовал его преемник - корабль типа Forrestal , вступивший в строй в 1956 году. «Саратога-2» (CV-60) полным водоизмещением в 80 тыс. тонн по сей день является одним из крупнейших боевых кораблей мира.

Командиры

  • 30 сентября 1927 - 15 сентября 1928: капитан Гарри Эрвин Ярнелл (адмирал)
  • 15 сентября 1928 - 20 апреля 1929: капитан Джон Халлиган Мл. (контр-адмирал)
  • 20 апреля 1929 - 5 сентября 1930: капитан Фредерик Джозеф Хорн (адмирал)
  • 5 сентября 1930 - 1 июня 1932: капитан Фрэнк Роберт Маккрэри
  • 1 июня 1932 - 11 июля 1932: коммандер Арчибальд Хью Дуглас
  • 11 июля 1932 - 31 декабря 1932: капитан Джордж Вашингтон Стиил Мл.
  • 31 декабря 1932 - 12 июня 1934: капитан Руфус Фэйрчайлд Зогбаум Мл. (контр-адмирал)
  • 12 июня 1934 - 6 июля 1935: капитан Кеннет Уайтинг
  • 6 июля 1935 - 9 июня 1937: капитан Уильям Фредерик Хэлси Мл. (адмирал флота)
  • 9 июня 1937 - 16 июня 1938: капитан Джон Генри Тауэрз (адмирал)
  • 16 июня 1938 - 15 марта 1940: капитан Альберт Кашинг Рид (контр-адмирал)
  • 15 марта 1940 - 6 июня 1940: капитан Роберт Поттер Мольтен Мл.
  • 6 июня 1940 - 12 апреля 1942: капитан Арчибальд Хью Дуглас
  • 12 апреля 1942 - 12 мая 1942: коммандер Альфред Мэлвил Прайд (адмирал)
  • 12 мая 1942 - 27 сентября 1942: капитан Дэвитт Клинтон Рэмси (адмирал)
  • 27 сентября 1942 - 7 апреля 1943: капитан Джерард Фрэнсис Боган (вице-адмирал)
  • 7 апреля 1943 - 22 августа 1943: капитан Генри Мастон Маллиникс (контр-адмирал)
  • 22 августа 1943 - 22 июня 1944: капитан Джон Ховард Касседи (адмирал)
  • 22 июня 1944 - 24 июля 1944: капитан Томас Аптон Сиссон
  • 24 июля 1944 - 1 августа 1944: коммандер Луи Генри Хунте (контр-адмирал)
  • 1 августа 1944 - 27 апреля 1945: капитан Луциан Анцель Мёбиус (вице-адмирал)
  • 27 апреля 1945 - 4 февраля 1946: капитан Фрэнк Акерз (контр-адмирал)
  • 4 февраля 1946 - 6 марта 1946: капитан Джон Рональд Диффлей
  • 6 марта 1946 - 2 июня 1946: капитан Стэнхоуп Коттон Ринг (контр-адмирал)
  • 2 июня 1946 - 6 августа 1946: капитан Дональд Суэйн Макмаан
  • 6 августа 1946 - 15 августа 1946: коммандер Дэниэл Макэлрой Энтлер Мл.
  • 15 августа 1946 - 19 августа 1946: лейтенант-коммандер Джон Льюис Ландрет

Награды и ордена

Авианосец

История

Однотипный с «Лексингтоном» (CV-2) - Саратога тоже был построен на базе незаконченного корпуса линейного крейсера, был спущен на воду 7 апреля 1925 года и введён в состав флота 16 ноября 1927 года. Как и «Лексингтон», он сыграл ведущую роль в разработке концепции применения быстроходных авианосцев ВМС США. С 1928 года оба корабля принимали участие в ежегодных учениях тихоокеанского флота «Флит проблем», дальность плавания и численность авиагрупп этих тяжёлых авианосцев (которая к 1936 г. уменьшилась до 18 истребителей,40 бомбардировщиков и 5 вспомогательных самолётов.) обеспечивала им решающую роль в любых вероятных операциях в Тихом океане.

На момент завершения строительства оба корабля имели в качестве основного артиллерийского вооружения восемь 203-мм орудий в четырёх спаренных башнях, расположенных по две спереди и сзади массивной надстройки, объединенной с дымовой трубой. Первоначально планировалось, что основу вооружения этих авианосцев будут составлять 152 мм АУ. Во время нападения на Пёрл Харбор «Сара» (Саратога) находилась в Сан-Диего, куда она вернулась для небольших доработок, но уже вскоре вместе с «Лексом» (Лексингтон) оказывала помощь гарнизону острова Уэйк.

Тактико-технические характеристики

Водоизмещение:стандартное 36 000 т

полное 47 700 т

Длина:270,66 м (по ватерлинии)

Ширина:32,2 м (полётная палуба)

Осадка:9,75 м

Силовая установка:Четырёхвальная (16 водотрубных котлов с нефтяным отоплением системы Уайт-Форстер, 4 главных турбогенератора «Дженерал Электрик», четыре преобразователя постоянного тока в переменный и восемь электродвигателей (ЭД), суммарной мощностью 156 600 кВт. (210 000 л.с.))

Движитель:Четыре гребных вала с трехлопастными винтами диаметром 4,5 м.

Запас хода:12000 миль при 14 узлах (проектная, реальная несколько меньше)

Скорость:34 узла

Экипаж:3373 человек (1945)

Авиагруппа и вооружение

Авиагруппа (на начало 1944 года):27 истребителей F6F-3

24 пикирующих бомбардировщика SBD-5

18 торпедоносцев TBF-1

Вооружение (на начало 1944 года):4х2 и 8х1 127 мм универсальных АУ

23х4 40 мм зенитных АУ «Бофорс»

2х2 40 мм «Бофорс»

16х1 20 мм зенитных пушек «Эрликон»

Бронирование

Пояс:127-178 мм (12-градусный наклон наружу).

Траверзы:127-178 мм (носовой), 178 мм (кормовой), 127 мм (отсек гребных ЭД и рулевых машин).

Палуба:25 мм (полётная)

32+19 мм (главная)

горизонтальная защита кормовой части (гребные ЭД и рулевые машины)-19+57 (в плоской части)-95 мм (на скосах)

коммуникационная труба-51 мм

Броня-STS (сталь спец. обработки).

Орудийные башни:38-76 мм

Противоторпедная защита:Шесть вертикальных переборок из конструкционной стали толщиной 13 -19 мм, глубина на миделе 4,78 м.

Модернизации корабля:

1. Изменение вооружения: Четыре спаренных 203-мм АУ были заменены четырьмя спаренными универсальными орудиями Mk.32 127-мм/38, наведение которых осуществлялось системами управления артогнем типа Мк.37 с двумя башенками директоров (наверху надстройки и на площадке у задней кромки тру­бы), которые снабжались радарами Мк.4. Между второй башней и боевой рубкой имелся еще дальномер с базой 2,5 м.

Вспомогательное вооружение «Саратоги» состоявшее из двенадцати 127-мм/25 универсальных орудий, также было заменено на восемь универсальных орудий Mk.30 127-мм/38.Следует отметить что с «Лексингтона» тоже были сняты 203-мм АУ, но 127-мм/38 универсальные орудия вместо них не устанавливались, вместо них ставились четыре 4х28 мм зенитных автомата.

«Саратога» была торпедирована японской субмариной у Гавайских островов 11 января 1942 года, и четыре месяца находилась на ремонте. При этом длина полётной палубы корабля была увеличена с 270,66 до 274,4 м, а ширина до 39,62 м. Для сохранения плавучести авианосца, снизившейся после установки на нём дополнительного оборудования и вооружения на левом борту корабля была сделана большая выпуклость. Комплект малокалиберной зенитной артиллерии был усилен: сначала четырьмя 4х40-мм пушками Bofors, расположенные вдоль полётной палубы, в конце 1942 г. добавили еще 5х4 Bofors, сняв при этом оставшиеся 5х4 28-мм автомата и добавив 22 20-мм автомата Oerlikon (к уже имеющимся 30 таким же автоматам). К началу 1944 г. легкое зенитное вооружение выглядело так: 23х4+2х2 40-мм Bofors и 16 20-мм Oerlikon. Универсальная артиллерия не изменялась, и продолжала состоять из 4х2 Mk.32 127-мм/38 и 8х1 Mk.30 127-мм/38 универсальных орудий.

2. Усиление радиоэлектронного вооружения: В 1942 году авианосец получил поисковые радары типа СХАМ-1 с антенной на платформе, установку типа SC-1 для ближнего поиска воздушных целей с антенной на задней кромке трубы, и директоры Mk.37 с радарами FD на срезанной во время ремонта надстройке. После ремонта 1944 года радар SK (или SG-1) для надводного поиска с параболической антенной на фок-мачте заменил устаревший СХАМ-1. Перед операцией у о.Иводзима на передней кромке трубы установили радар типа SM на пьедестале, а наверху надстройки появилась необычная комбинация радара управления артогнем типа Мк.4/22. Кроме того, появились системы распознавания «свой-чужой» и наведения своих самолетов.

3. Другие изменения: Была увеличена высота мостика, треногая мачта заменена мачтой-однодеревкой. В 1942 года трубу понизили до 19,8 м.

Действия в районе Гуадалканала

«Сара» не участвовала в сражениях у атолла Мидуэй, так как в то время обеспечивала доставку новых самолётов в центральную часть тихого океана. Но уже 8 июня после потери авианосца «Йорктаун» она вернулась в состав боевого флота. Истребители и пикирующие бомбардировщики Саратоги 7 августа 1942 года получили задание нанести удары по японской обороне на Гуадалканале для подготовки к высадке на остров десанта американской морской пехоты. В ответ на это 20 августа японцы направили к Восточным Соломоновым островам мощное соединение авианосцев.

В боях у Соломоновых островов участвовали авианосцы «Саратога», «Энтерпрайз» и «Уосп». На рассвете 31 августа «Саратога» была торпедирована японской подводной лодкой I-68. И хотя повреждения были незначительными, неполадки в электросети привели к тому, что корабль потерял ход. Через 2 часа электроснабжение было почти восстановлено, и через 6 дней авианосец прибыл в Пёрл-Харбор для ремонта, продолжившего полтора месяца. В 1943-44 гг. «Саратога» принимала участие в «Большом прочёсывании островов» по всему Тихому океану, а в 1944 г. совместно с англичанами и французами действовала у островов Суматра и Ява.

Когда 21 февраля 1945 г. «Саратога» обеспечивала высадку десанта на Иводзиму, в авианосец попал под атаку самолетов камикадзе.

К 16.30 «Саратога» почти прибыла в намеченный район маневрирования в 35 милях к северо-западу от Иводзимы. Внезапно в 75 милях от авианосца появились «призраки». Хотя поступило сообщение, что это свои самолеты, все-таки 6 находившихся в воздухе истребителей были направлены им навстречу. Через 20 минут один из пилотов сообщил, что сбил 2 «Зеро». Самолеты не были своими! «Саратога» начала спешно поднимать дополнительные истребители, и расчеты зенитных орудий заняли свои места. Небо было покрыто тучами, шедшими на высоте 3500 футов, что делало погодные условия идеальными для атакующих. В 16.59 из туч вывалились 6 самолетов, и артиллеристы авианосца открыли по ним огонь. 2 японских самолета были сбиты и упали в воду, но их бомбы попали в авианосец и взорвались. Третий самолет врезался в носовую часть полетной палубы. Четвертый самолет был сбит. Пятый тоже врезался в носовую часть полетной палубы. Шестой врезался в правый край полетной палубы, часть обломков засыпала орудийные спонсоны, но главная масса обломков рухнула за борт. Все это произошло в течение 3 минут. /.../Корабль сохранил скорость 25 узлов. Экипаж начал борьбу с огнем, одновременно оказывая помощь раненным товарищам. Авианосец не мог принимать самолеты, и самолетам «Саратоги», находившимся в воздухе, было приказано садиться на эскортные авианосцы. Вскоре после 19.00 появились еще 5 камикадзэ. 4 из них были сбиты, но пятый сбросил бомбы, которые еще больше исковеркали полетную палубу. Сам самолет врезался в авианосец и отскочил в море.

Авианосцу разрешили покинуть район боев. Потери экипажа составили 132 человека убитыми и 192 ранеными. 6 самолетов «Саратоги» сели на воду, еще 31 самолет был или уничтожен пожарами, или сброшен за борт командой. «Саратога» вернулась в район боевых действий после 2 месяцев ремонта на верфях Соединенных Штатов. После ремонта корабль использовался для подготовки личного состава в Пёрл-Харборе, так как «Саратога» превосходившая по величине авианосцы типа «Эссекс», могла нести меньше самолётов.

Конец эксплуатации

25 июля 1946 г. лишённый оборудования корпус «Саратоги» был потоплен в районе атолла Бикини в ходе первых испытаний американских атомных бомб.