Руферы: как делаются красивые и не попсовые фотографии города October 16th, 2012

Сегодня расскажу немного про людей, которые называют себя руферами. Почему руферами? Потому что они поклоняются Руфусу, как Карлсоны, живут на крышах (roof - крыша по-английски). Точнее очень любят по ним лазить - кто-то чтоб сделать небаянные фотографии, а кто-то просто ради драйва. Бесспорно, главным руфером нашего города является Андрей s1rus , который почти на 10 лет меня младше, но уже делает восхитительные нашего (и не только нашего) города. Так что можете смело его френдить! Пишет он не очень часто, но регулярно, а посмотреть на самом деле есть на что: в конце поста вы сможете найти пару его фотографий, а все - у него в ЖЖ. Именно он сводил меня на три крыши, чтоб немного показать, как происходит весь этот процесс.


Встретились мы на Покровке (местном Арбате), и Андрей предложил залезть для начала на... Окружной суд. Находится он в самом центре улицы.

Оказалось, что парни уже знают, как сюда залезать и бывали на этой крыше не раз.
Вообще, бывает два варианта залаза: изнутри здания (чердак) или снаружи (пожарные лестницы, соседние здания, леса, кабеля, трубы - короче все, по чему можно карабкаться)

Все это приходится делать с рюкзаками, фотоаппаратами, штативами, так что это не так просто как кажется.
Меня крайне удивило то, что в самом центре города 4 человека лезут на крышу, а никто особо и не реагирует на это - если случайные прохожие замечают людей на крыши, они только улыбаются и машут руками=)

На суд залезть оказалось довольно просто - прям с земли по пристройками и используя ветхие лестницы, которыми пользуются трубочисты уборщики снега.
Вид на ДК



Крыша очень шумная, грохот от жести этой стоит невероятный.

Чтоб попасть в подъезд дома, на крышу которого хочется залезть, используются универсальные ключи, они, правда, не всегда подходят, поэтому дверь можно сильно дернуть - некоторые магниты открываются. Ну или просто звонить в квартиры.

Чтоб попасть на крышу через чердак, этот самый чердак надо ещё открыть. Для этого используется самый популярный инструмент руфера - газовый разводной ключ. Именно с помощью него взламываются замки, однако, как правило, сами замки не страдают, вытаскивается петля, а после посещения частенько вставляется обратно.
После здания суда мы решили залезть на здание Нижполиграфа - одно из самых больших зданий города

На это здание есть отличная пожарная лестница, доступ к которой открыт. Дальше просто залезаешь на крышу и для самого верха уже по вот таким лестницам.

Вся верхняя часть здания увешана антенами, поэтому долго находиться тут рекомендуется.

Вид на здание и Варварку


Леонтьев - мой кумир!

В сторону центральной площади города - площадь Минина и Пожарского

В сторону Белинки


Высотник-стекломой на WTC

Проводник


Эту наклейку везде клеит напарник Андрея, правда он не любит светить себя


После самой высокой точки мы решили прогуляться по остальной части крыши

Она оказалась размером с футбольное поле!





Ходить надо, наступая на ребра, так как так тише и удобнее. Причем по гребешку они замяты от частого хождения по ним уборщиков снега

Обычно по крышам лазят один-вдвоем, но сегодня нас получилось аж четыре человека



Ну и последней крышей была крыша Пирса, что на Рождественской. Причем в соседнем здании располагается отделение полиции. Кстати, с полицией особых проблем нет, если и ловят, то просто ограничиваешься объяснительной, хотя на массовые праздники ловят очень быстро и оперативно, причем штрафуют на 500 рублей. Вообще, ловят где-то 3-5 раз в год, так что проблем практически никаких.




А вот и обещанные фотографии

Кто они - современные романтики крыш? Спортсмены-экстремалы или необыкновенные позёры? Решайте сами…
1. Название «руферы» происходит от английского термина «roofing», то есть посещение крыш многоэтажных домов.

2. Подавляющее большинство руферов - активные пользователи соцсетей и блогохостингов, куда выкладывают многочисленные фото своих приключений.

3. Самым любимым городом руферов в России является Санкт-Петербург, где благодаря регламенту по высоте зданий можно охватить взглядом значительные пространства.


4. Большинство руферов - очень молодые люди, подростки, часто не имеющие должной подготовки.


5. Как правило, руферы не используют во время восхождений на крыши никакой страховки.


6. В 2014 году двое российских руферов нашумели в СМИ, взобравшись на строящуюся башню в Шанхае высотой 630 метров (120 этажей).


7. Существование руферов весьма беспокоит владельцев высотных зданий: нередко посещения крыш сопровождаются порчей имущества и ненамеренным либо умышленным вандализмом.


8. Развитию руферского движения способствовал интернет, благодаря которому экстремалы получили возможность демонстрировать свои рекорды большому количеству зрителей.


9. Руфинг больше похож на экстремальный вид спорта, чем на контркультуру: руферов не связывают между собой социально-политические взгляды.


10. Для того, чтобы попасть на крыши, руферы обычно пользуются лифтами и лестницами, а не лезут по стене, как промышленные альпинисты.


11. Среди руферов идёт соревнование, кто первым «покорит» крышу того или иного здания, поэтому особенно высоко ценятся строящиеся высотные объекты, где прежде никто не бывал.


12. Медики говорят, что после подъема на крышу небоскреба в ряде случаев тут же требуется медицинская помощь. Обычно из-за нервного перенапряжения.

13. Безусловно, руферство неразрывно связано с демонстративностью, стремлением «доказать», «показать себя», «поразить», и т. п. Возможно, именно поэтому это сверхэкстремальное занятие так привлекает именно подростков.


14. В подавляющем большинстве случаев проникновение руферами на крыши - незаконно.


15. Фотографии московского руфера Виталия Раскалова, сделанные с Шуховской башни, московских высоток и МГУ, мостов, зданий и промобъектов в Волгограде, Владивостоке, Красноярске и др. выставлялись в «Этажах».

На что вы готовы ради уникального фото? Купить дорогую камеру, запачкать новые джинсы и приобрести несколько синяков в творческом порыве? А как насчёт того, чтобы без страховки нелегально залезть на охраняемый объект, высотой в несколько десятков этажей? Да-да, некоторые люди идут даже на такой риск ради необыкновенных панорамных с высоты.

Кто эти безумцы? Они называют себя руферами . Вы наверняка видели в интернете скандальные фото и видео, на которых запечатлены покорения различных высот со всего мира.

Специальный корреспондент Artifex Алина Кроткая встретилась для записи интервью с одним известным руфером, Сержем Петровым. А также на один день испытала на себе, каково это – делать снимки на запредельной высоте.

Artifex: Для начала давайте объясним нашим читателям, кто такие руферы.

Руферы – это романтики, экстремалы. Это люди, которые находятся вне бешеной суматохи мегаполиса. У них расширенное сознание, и они видят весь город изнутри. Только руфер, например, может показать вам самые красивые закаты и рассветы.

Artifex: Чем занимаются руферы, и зачем они это делают?

Руфер ─ это тот, кто лазает по крышам. Название пришло к нам с Запада: «roof» ─ крыша, «roofer» ─ крышелаз.

Artifex: Как давно вы занимаетесь этим? Расскажите про свою первую покорённую высоту и про первое фото.

Моя первая «полазка» была в 1995 году, я вылез на крышу своего дома. Тогда это был нереальный экстрим, мне было страшно даже подойти к краю. Я залез туда, чтобы сделать фотографию в качестве подарка своей бабушке на 8 марта, у меня был тогда старый плёночный фотоаппарат. :)

А первые более профессиональные фотографии я начал делать примерно в 2007 году, когда понял, что мне очень нравится заниматься этим. А позже я стал снимать видеоролики.

Artifex: Мы подошли к главной теме интервью. Большинство руферов лазает не просто так, а ради редких кадров…

Это абсолютная правда. Есть объекты, на которые очень сложно попасть, с них открываются отличные панорамы города. Руферам удаётся залезть на них, но очень часто после таких «посещений» и выкладывания фото/видео в интернете, на эти здания становится почти невозможно попасть. Но особо дерзких «крышелазов» это не останавливает.

Artifex: Правда ли, что руферы лазают абсолютно без страховки?

Руфер всегда лазает без страховки. Во-первых, она будет ему мешать. Во-вторых, будет стоить приличной суммы денег (система + верёвки + карабины). Руфер с опытом всегда знает, как залезть на шпиль или конструкцию без риска, ему достаточно одного взгляда на то, куда он лезет. Это небольшая многоходовочка. Если объект слишком опасен, он на него не полезет. Но были случаи, когда дерзких школьников и это не останавливало, потому что у юных экстремалов нет чувства самосохранения.

Artifex: Какой стандартный арсенал всегда с собой у руфера-фотографа?

У каждого разный. Зависит от того, насколько человек увлечён своим занятием. Кто-то берёт огромные рюкзаки с инструментами, фотоаппаратами, штативами, объективами, светом, а также девочек для фотосессий. Я же с собой ничего не беру. Если мы идём на какую-либо крышу, я знаю, что кто-то уже всё взял. А в кармане всегда есть мой iPhone, сейчас этого достаточно. Но если объект слишком интересный, и я знаю, что там можно снять крутое видео, то я беру с собой технику и аксессуары.

Artifex: А не страшно лазать с таким громоздким «багажом»?

На самом деле, багаж особо не мешает, всё зависит от самого «залаза» куда-либо: важно, пролезет ли сумка. Если всё хорошо, то берут много техники. На опасные конструкции – звёзды и так далее − поднимают исключительно фотоаппарат, поставив на него определённый объектив.

Artifex: Я знаю, что ваши друзья разработали какое-то специальное крепление для камеры, чтобы было удобно снимать в экстремальных условиях. Расскажите об этом подробнее.

Да. Я познакомился с отличными ребятами, которые создают офигенный контент, снимают потрясные ролики. Они разработали своё крепление под камеру GoPro, которая крепится именно на подбородок. Это сделано для того, чтобы был эффект картинки «из глаз»: человек, который смотрит видео, мысленно может быть героем происходящего. Прототип такой маски есть и у меня, за что спасибо им!


Artifex: Что это за ребята?

Это команда Smokin" Heroes . Вот один из их роликов:

Кстати, ребята сняли на такую маску целый фильм от первого лица под названием «Хардкор».

Artifex: Перечислите, пожалуйста, самые знаковые объекты в Москве, которые вы лично покорили.

Самыми знаковыми объектами для меня были, конечно, все звёзды сталинских высоток, особенно на Красных Воротах и МГУ. На самом деле, очень сложно всё перечислить, ибо за каждым походом скрывается своя прелесть. Ещё было круто кататься на клети крана в Москва-Сити между башен.

Artifex: Что самое сложное в работе руфера-фотографа?

Проникнуть на объект и не быть обнаруженным охраной, конечно же. Остальное дело рук, ног и смекалки.

Artifex: Есть ли у руферов какие-то приметы или суеверия?

Если ЧОП спит, значит, можно лезть, хаха.

Artifex: Я знаю, что вы делаете фото и снимаете видео не только на высоте, но и под землей, а также на крышах скоростных поездов. Расскажите об этом подробнее.

Я человек, который занимается всем доступным городским экстримом: лазанием по крышам, изучением подземных сооружений (метро, рек и т.д.) и зацепингом.


Artifex: Зачем вы это делаете?

В этом есть свои прелести. Например, если летом внутри вагона находиться просто невозможно, то я выберу для себя простой вариант – поеду снаружи. Там нет толпы, а есть только свежий воздух. Я знаю, где мне сидеть или стоять, чтобы было комфортно и безопасно.

Подземные объекты ─ это тоже очень интересно. В метро можно смотреть, как пролетают поезда; в реках ─ на коллекторы, так как они бывают историческими и новыми. Там можно снять очень интересные фотографии и ощутить потрясную атмосферу подземелья.

Artifex: Какой вопрос вам задают чаще всего, когда узнают, что вы руфер?

А ТЕБЕ НЕ СТРАШНО? А ВДРУГ УПАДЕШЬ?

Это очень смешно, потому что, если упаду, то лазать точно больше не буду, хаха.

Artifex: Участвуете ли вы в каких-либо фотовыставках?

Участвую редко, но метко. Мы с хорошим товарищем организовывали уже подобные мероприятия, где были фотографии многих известных руферов. Мы точно не остановимся на этом, будут ещё.

Artifex: Какой совет вы можете дать тем, кто хочет пойти по вашим стопам?

Ребята, не стоит рисковать и даже начинать! За то время, пока я занимаюсь подобным экстримом, я мог погибнуть раза четыре по неосторожности. Стоит задуматься, зачем начинающим это надо.

А тем, кто начал, могу сказать лишь одно: осторожности вам и смекалки! Удачи ребятам, которые лазают, делают отличные фото и показывают людям самые красивые виды города. Пора всем понять, что город принадлежит его жителям, а не власти, и не тем, кто в нём работает!

После того как мы с Сержем записали интервью, я решила проверить на себе, каково это – быть руфером. Специально для этого материала мы вместе покорили звезду одной из сталинских высоток. Без страховки.


28 этажей, 155 метров, обход камер наблюдения. Тонкие перекладины железной лестницы, ведущие на площадку перед звездой, и мои дрожащие пальцы, цепляющиеся за них. А ведь у ребят, с которыми я лезла на эту высоту, в руках и в рюкзаках было ещё по несколько фотоаппаратов и объективов. Я осталась на площадке перед звездой – последнем более-менее устойчивом месте: под ногами были лишь балки и металлическая решётка, а вокруг – только ветер. Когда руферы дружно стали карабкаться по самой звезде, без страховки и поддержки, а затем вставать на неё в полный рост и безмятежно фотографировать….от страха я почти перестала дышать. :) Между тем ребята шутили, смеялись и искали новые ракурсы для фото, стоя на крыле звезды. «Безумству храбрых поём мы песню», - вспомнилось мне в тот момент.

А город действительно был совсем игрушечным и непередаваемо красивым, если бы только так сильно не кружилась голова от высоты…

В материале использованы фотографии Сержа Петрова, Евгения Мироненко, Игоря Седова, Георгия Ланчевского, Станислава Салькова, Дениса Глухова, Никиты Григорьева и Вячеслава Уварова.

Вадим Махоров - один из самых известных руферов нашей страны. Его потрясающие фотографии, сделанные с крыш небоскрёбов мира, дают возможность каждому подняться над землёй, почувствовать манящее и пугающее ощущение высоты с помощью захватывающих дух кадров. Но какого труда стоят полученные снимки на высоте, например, более чем 600 метров? Сегодня на VOLNA magazine: о пути новосибирского руфера к самым высоким объектам мира, экстриме, искусстве, путешествиях, участии в шоу на федеральном телеканале и собственной выставке фотографий в самом большом частном музее России.

- Вадим, думаю, что в связи с вашим шоу «Руферы» на канале «ЧЕ», к вам с Виталием Раскаловым сейчас повышенное внимание, много вопросов, интервью...

Да, это действительно так. Особенно много вопросов от школьников, которые интересуются, как попасть к нам в штаб руферов, устроиться в команду OnTheRoofs. Они не понимают, что это всё игровые моменты, и, на самом деле, к нам никак не устроиться, и это неофициальная организация. Да и вообще, я всем отвечаю, что заниматься руфингом очень опасно.

- Тем не менее, когда снималось шоу, вы же понимали, какая это ответственность? Ведь, как не объясняй, что «нельзя» и «опасно», у подростков может, наоборот, возникнуть желание подниматься на крыши, покорять небоскрёбы.

В шоу очень много предупреждающих табличек: «Не повторять!», «Опасно для жизни!» и так далее. Конечно, было понятно, что риск есть, и дети, наоборот, захотят повторять, но мы постарались сделать всё, чтобы этого не произошло. Мне кажется, мы дали понять всем, что не пропагандируем наши действия, а просто даём возможность зрителю увидеть без риска то, чего он не увидит в обычной жизни.

- А как у тебя появилось желание подняться повыше и увидеть больше, чем в обычной жизни?

Всё началось семь лет назад. Я купил фотоаппарат и начал делать первые снимки людей, животных, архитектуры. Потом захотел снять ночной город. Те кадры, которые получились, так сказать, с земли, мне не понравились, захотелось снять город более объёмно - для этого нужно было забраться куда-то повыше. Так я оказался на крыше, и полученные уже там кадры мне очень понравились. Тогда я понял, в чём для меня секрет успеха интересной городской фотографии. Далее появился экстрим, соревновательные моменты, азарт за счёт того, что на крышу очень часто не так-то легко попасть.

Это некая игра, в которой ты ищешь «ключ», - способ как там оказаться, как обойти препятствия, людей, которые охраняют объект. Когда «проходишь квест» - получаешь в награду фотографии.




- Основная цель этой игры всё же фотографии или же чувство экстремального подъёма? То есть, если бы на все крыши можно было бы проникать без особого риска, было бы интересно?

Основной целью экстрим никогда не являлся и не будет являться. Есть руферы, которые становятся на самый край, висят на одной руке и так далее, пытаются играть на «вау-эффекте», основанном на человеческом страхе. Их знают и любят именно за действия, которые вызывают разговоры: «Смотри, как он может!», «А вдруг сорвётся?». Для меня цель руфинга в другом. Главное - это искусство. С обществом, со зрителем мне интересно общаться именно с помощью снимков, которые получаются на высоте, а не с помощью трюков. Я поднимаюсь наверх не для того, чтобы пощекотать свои нервы и нервы зрителя, а для того, чтобы сделать фотографии, которые понравятся людям, которые помогут им увидеть больше, чем они видят каждый день.

- Что ты помогаешь увидеть? Какой творческий посыл в снимках?

Люди никогда не смотрят на город как на явление, как на что-то огромное, как на живой организм. Они не воспринимают его так, потому что сами являются частичками города. Сверху же можно передать всё пространство и показать улицы и места с другого ракурса, рассказать, насколько это красиво и интересно.


- На высоте ты сам успеваешь насладиться видами? Знаю, что у вас часто совсем мало времени для того, чтобы находиться на крыше.

Успеваю, ведь когда ты поднимаешься наверх, уже достаточно ощущения восхождения, момента победы, как альпинисту при поднятии на гору. Следующий этап - фотографии. Бывает, что у нас есть буквально пять минут, бывает, час, а иногда сидим, сколько хотим.

- Конечно, не могу не поднять, может, банальную, но важную тему про страх. Чего-то вообще боишься?

На самом деле, я даже высоты боюсь. У любого человека должен быть страх высоты, в том числе он и у меня присутствует. Если бы его не было, то было бы ненормально, и я уже давно мог сорваться, переоценив свои силы. Страх - это некий ограничитель, который разумно позволяет заниматься руфингом. А так, например, ещё боюсь собак. Раньше боялся глубины, но теперь начал ходить в бассейн и стал хорошо плавать. Мне часто задают вопрос, как перебороть свой страх. Я думаю, просто нужно заниматься делом, которое тебя страшит.

- А если говорить о страхе близких за тебя. Они, наверняка, переживают из-за такого твоего опасного увлечения?

Когда я начинал, были вопросы: «Вадим, зачем ты это делаешь? Может быть, встал не на ту дорожку?» Но когда они увидели, что я лезу на крышу без супер-экстрима, и не просто так, а за хорошими фотографиями, которые нравятся людям, то успокоились.



- С того момента, как занимаешься руфингом, какие самые знаковые объекты были покорены?

Конечно, Шанхайская башня (высота более 600 метров). Тогда мы выложили в интернет ролик, который собрал 53 миллиона просмотров. Ещё знаменательными объектами стали Пирамида Хеопса, Кёльнский собор, Нотр-Дам де Пари, звезда главного здания МГУ, статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро.

- Часто поднимается вопрос о том, что деятельность ваша противозаконна. Многие руферы скрывают свои лица, вы, наоборот, даже очень известны. Как так получается?

То, что мы делаем, само по себе не противозаконно. Находясь на крыше, я никакой закон не нарушаю. Конечно, за проникновение на охраняемую территорию могут выписать штраф, но это тоже всего административное нарушение. Ничего особенно в этом нет, люди также нарушают правила, не в том месте паркуя машину... В нашем случае при подъёме противозаконно выбивать двери, ломать что-то. Мы таким и не занимаемся, поэтому нам нечего скрывать свои лица. В России бывало нас ловили, но просто говорили, мол, «Так делать нельзя», и отпускали, потому что, по сути, нам нечего предъявить.

- Кстати, об охране. Не жаль тех людей, которых потом увольняют после вас?

Я об этом просто не думаю. У охраны есть свои обязанности. Если я проник на объект, значит, плохая охрана. (улыбается) Увольняют же за дело, за то, что не уследили, а не за то, что я туда залез. Мог ведь кто угодно это сделать.




- Что ещё ты снимаешь, кроме видов с высоты?

Мне очень нравится снимать промышленные объекты: заводы, ТЭЦы, ГЭСы, в общем, всё то, что связано с индустриальностью, с урбанизмом. Интересно всё то, что человек сотворил вокруг себя. Есть такое понятие Urban Exploration (городские исследования). Сейчас я занимаюсь искусством именно в этом направлении, руфинг как раз его составляющая.