Это уникальный комплекс сооружений, который имеет в своей копилке несколько мировых рекордов, например самый большой пассажиропоток, составляющий более 8 миллионов человек в день. В конце прошлого года, а именно 28 декабря, в актив московского метро было положено еще одно мировое достижение — это самый длинный эскалатор в мире, находится который на станции "Парк Победы". Подробнее о мировых и не только достижениях ниже.

Рекорды московского метрополитена

Как говорилось выше, московский метрополитен - это уникальное сооружение. Многие специалисты называют его самым красивым среди мировых конкурентов. И прежде чем говорить о том, где находится самый длинный эскалатор в мире, стоит указать некоторые другие рекорды пусть и внутренние.

Самая длинная станция

«Воробьевы горы», станция, находящаяся на является наиболее длинной из всех. Абсолютная длина этой станции — 282 метра, за счет чего придется потратить почти 5 минут, чтобы пройти из конца в конец. «Воробьевы горы» известны также тем, что стали первой станцией в мире, сооруженной на речном мосту.

Самая глубокая и неглубокая станции

Наиболее глубоким станционным сооружение в московском метрополитене является «Парк Победы», глубина залегания которого составляет 84 метра, при средней глубине московских станций в 24 метра. Этот средний показатель можно сравнить и с самой неглубокой станцией — нижний уровень «Печатников» уходит в грунт на расстояние всего 5 метров, благодаря чему часть станционной крыши находится выше поверхности земли, хоть и в засыпанном землей виде.

Самая изогнутая станция

«Александровский сад», находящийся на , имеет наиболее изогнутую форму, с радиусом кривизны более 700 метров. Вот почему при отправлении поезда существует правило: машинист дожидается отмашки дежурной по станции, стоящей на центре платформы, так как за счет изогнутости путей он (машинист) не видит происходящего в конце состава.

Вернемся к основной теме. Какой же самый длинный эскалатор в мире в метро? Длина этого сооружения, установленного на станции «Парк Победы», составляет 130 метров. Такой показатель позволяет этому сооружению претендовать на место в Книге рекордов Гиннеса. К тому же этот эскалатор имеет в своем составе 4 полосы, по паре в каждом направлении, что сильно упрощает попадание пассажиров со станции «Парк Победы» на одноименную станцию Калининско-Солнцевской ветки. Единовременно на данном подъемно-спускном сооружении могут находиться до 800 человек, преодолевая в вертикальной плоскости 68 метров. Следует сказать, что сроки, в которые возвели эту конструкцию, тоже рекордные — 2 месяца, в противовес 6, требующимся обычно.

По заверениям Виталия Шота, который руководил данным проектом, принципиальная схема работы эскалатора отвечает всем международным нормам безопасности, включая экстренную остановку и плавный пуск. Контроль за работой всех полос подъемника осуществляется из комнаты диспетчеров, находящейся на проспекте Мира. По сути, это близнец подобного сооружения на одноименной станции Арбатско-Покровской линии, только на 2 метра длиннее. Похожесть отражается и в дизайнерской работе — те же 92 люминесцентные лампы в качестве украшения.

Другие «эскалаторные» рекорды

В мире существует немало других рекордов, связанных не только с длиной эскалатора. Некоторые благодаря этому входят в Книгу рекордов Гиннеса. Например, самый маленький эскалатор в мире расположен в одном из торговых центров японского города Кавасаки. Высота этого малютки всего чуть более 80 сантиметров. Причем неизвестно, что именно побудило создателей установить сие творение (функциональность здесь явно не при чем), но оно действительно пользуется популярностью. По статистике более 50 % посетителей торгового центра обязательно проезжают на нем хотя бы раз.

Помимо эскалаторов, установленных в традиционных для них местах, то есть в метро или торговых сооружениях, существуют подъемники, сооруженные в нестандартных для них условиях или имеющие нестандартную конструкцию. К примеру, огромный эскалатор в городе Медельин, что в Колумбии. Особенностью этого сооружения является то, что оно построено в одном из самых бедных районов. Решение о его строительстве было принято администрацией города, исходя из-за расположения района — на достаточно крутом склоне горы, что вызывало многочисленные жалобы жители на трудность спуска-подъема. Совокупная длина 6 секций этого эскалатора более 380 метров.

Интересным сооружением является герметичный подводный эскалатор, установленный в тайваньском океанариуме. «Прогуливаясь» на нему, можно наблюдать за жителями «подводного царства» в естественной среде обитания и, что немаловажно, наблюдать в безопасности. Интересна также конструкция сего творения инженерной мысли — в виде зигзага, что позволяет, находясь на одной ступеньке, побывать на различных глубинах океанариума.

Устройство и эксплуатация эскалаторов. Производительность подъёма. Варианты установки эскалаторов. Управление эскалаторов. Эскалаторы в транспортных сооружениях. Размеры и производительность эскалаторов с уклоном от 30° до 35°. Число людей, поднимающихся на эскалаторе в 1 час. Требуемая мощность.

Эскалаторы для торговых и административных зданий . Устройство и эксплуатация эскалаторов осуществляются по соответствующим инструкциям.

Эскалаторы (рис. 1) целесообразны при непрерывном и интенсивном потоке людей. В качестве пожарных путей эвакуации эскалаторы не учитываются.

Угол наклона - 30 и 35°; ширина ступени 0,4 м; ширина эскалатора 0,6 - 1,1 м, обычно 0,8 м. При ширине ступеней, превышающей 1 м, возможен обгон, не препятствующий встречному движению. В местах подхода к эскалатору и выхода с него должна быть площадка шириной не менее 2,5 м.

Обычно во всех странах скорость движения ленты эскалатора принята примерно 0,5 м/с; максимальная скорость 0,75 м/с; угол наклона свыше 30°, скорость движения вниз 0,5 м/с.

Управление и кнопка включения расположены вверху или дополнительно внизу. Управление может осуществляться автоматически часовым или программным механизмом.

Ручное управление надёжнее. Эскалаторы поставляются в комплекте шириной около 2,5 м для высоты 3 м.

Возможна подгонка по высоте путём удлинения конструкции. Размеры и производительность эскалаторов показаны на рис. 1 и в табл. 1.

Длина в плане :

при уклоне 30° = высоте этажа х 1,732.

при уклоне 35° = высоте этажа х 1,428.

Например, при высоте этажа 4,5 м и уклоне 30° длина в плане 4,5 х 1,732 = 7,794 м. Общая длина, включая верхнюю и нижнюю площадки, составит около 9 м. Таким образом, эскалатором могут пользоваться одновременно примерно 20 человек, стоящих друг за другом.

Производительность подъёма :

М = (Q1v) /T 3600,

где Q1 - число человек на ступеньке; T - ширина ступени, м; v - скорость движения ленты, м/с.

Практически производительность равна 75 - 78% от М, так как чаще всего эскалатор загружен не полностью. При высоте подъёма ≥ 6 м часто требуется промежуточная опора.

Эскалаторы в транспортных сооружениях выполняются в соответствии с Инструкцией BOSTRAB:

К ним предъявляют высокие требования (назначение, конструкция, безопасность); угол наклона 27° 18" и 30°. Размеры и производительность по рис. 1 и табл. к рис. 2. Устройство конструкций лестниц и вертикального транспорта в высотных домах и конторских зданиях см, статью «Высотные конторские здания», в универмагах - статья «Универмаги».

1. Продольный (а) и поперечный (б) разрезы эскалатора. План фундаментов (в). Уклон 30° до 35° (27° 18′). Размеры и производительность см. таблицу.


2. Варианты установки эскалаторов. а – односторонняя параллельная; б – односторонняя непрерывная; в – двусторонняя крестообразная.

Таблица 1. Размеры и производительность эскалаторов с уклоном от 30° до 35° (27° 18′).

Практически каждый житель любого крупного города хоть раз в жизни ездил на эскалаторе, а некоторые делают это каждый день. Чаще всего возможность проехаться по движущейся лестнице предоставляется в метро, на вокзале, в аэропорту или в большом торговом либо бизнес-центре.

Эскалаторы упрощают передвижение большому количеству людей, они обладают высокой пропускной способностью, а в случае поломки их можно использовать в качестве лестницы. Среди эскалаторов, как и среди любых других достижений технического прогресса, есть свои рекордсмены.

Самый длинный эскалатор в мире

Первый эскалатор в мире создали американцы более 120 лет назад. Это произошло в 1894 году. Он был запущен в Нью-Йоркском парке Кони-Айленд в качестве аттракциона. А первый эскалатор в метрополитене был установлен в Лондоне в 1911 году на станции «Эрлс-корт» («Earl"s Court»). Правда это была прямая движущаяся дорожка без ступеней. Со временем у эскалаторов появились поручни, а современный вид они приобрели лишь к 1921 году. В начале века и зародился так называемый «эскалаторный» этикет: стоять нужно с правой стороны, чтобы пропустить тех, кто идет слева.


Эскалатор-аттракцион в парке Кони-Айленд

Сейчас самым длинным эскалатором в мире, установленном на открытом воздухе, признана движущаяся дорожка (без ступенек) в Гонконге. Это «Central-Mid-Levels Escalator». Он был запущен в 1993г, а длина его составляет в общей сложности 800 м. С самой нижней точки он возвышается на высоту 135 м. Это не единая конструкция, дорожки поделены на 20 секций с переходами. Прокатиться на нем можно бесплатно, но стоит учитывать установленный режим работы: с 6 утра до 10:30 дорожки работают только на спуск, а с 10:30 до 12 ночи - на подъем.


Второй по протяженности уличный эскалатор установили в Китае рядом с городом Эньши (провинция Хубэй). Его длина 688 м, а пропускная способность - 7300 человек в час. Находится он на склоне каньона. Чтобы совершить поездку, нужно заплатить 20 юаней. Открытие состоялось в 2016 году в День образования КНР - 1 октября.


Самый длинный эскалатор Евросоюза находится в Праге (Чехия) на станции «Намести Миру». Его длина 87 м, а высота подъема - 43,5 м. В США на самом длинном эскалаторе можно прокатиться на станции «Уитон» в метро Вашингтона. Высота его подъема 35 м, а длина - 70 м.


Звание самой глубоко заложенной станции метро в мире с очень длинным эскалатором принадлежит станции «Арсенальной» киевского метрополитена. Глубина ее заложения 105,5 м. Открытие состоялось 6 ноября 1960 года.


Японцы тоже решили отличиться длиной эскалатора и установили самый маленький, высотой всего 83 см! Сделано это было не для практической выгоды, а скорее для привлечения внимания и возможности попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Эта движущаяся мини-лесенка установлена в одном из супермаркетов Кавасаки. Отмечено, что каждый второй посетитель магазина не прочь на ней прокатиться.

Самые длинные эскалаторы России

На территории нашей страны первые эскалаторы появились во времена СССР. Их установили на четырех станциях глубокого заложения в московском метро: «Красные ворота», «Чистые пруды», «Лубянка» и «Охотный ряд». А первый эскалатор в общественном здании был установлен в магазине «Центральный детский мир».


Самый длинный эскалатор метро в мире и в России - эскалатор, установленный на станции «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге. Его общая протяженность 137,4 м. Глубина заложения - 86 м, а поднимает он на высоту 68,7 м. Поднимаясь по нему пешком, нужно пройти 729 ступеней. Открытие состоялось 28 декабря 2011 года. Но нужно учитывать, что эскалатор на «Адмиралтейской» имеет каскадное устройство и прерывается небольшим переходом. Самая длинная часть составляет 125 м.


До «Адмиралтейской» самые длинные эскалаторы были на станциях питерского метро «Площадь Ленина» и «Чернышевского». Длина каждого - 131,6 м, а высота подъема - 65,8 м. Количество ступеней - 755.


В 2016 году в Москве состоялось открытие самого длинного эскалатора столицы. Этот движущийся гигант расположен на станции метро «Парк Победы». Его непрерывная длина 130 м, а глубина заложения – 68 м. Чтобы подняться на нем, пассажир проведет в пути около 5 минут. Кстати, прежний рекордсмен московского метро был на этой же станции, его длина составляла 127 м.


В скором времени, к 2020 году, московский метрополитен может стать также рекордсменом и по самой длинной ветке - должна заработать третья кольцевая («Третий пересадочный контур») протяженностью 60 км, которая будет вмещать в себя 30 станций. Самый старый тоннельный эскалатор в России был установлен в 1944г. на станции московского метро «Бауманская». Правда, в 2015 году его заменили на новый.


Эскалаторы являются очень дорогостоящей техникой, но в то же время очень нужной и полезной. Учитывая, что каждый год по всему миру строятся новые станции метро, вполне возможно, что сегодняшние рекорды будут побиты.

I. 1935-1949 - эскалаторы серии Н , выпускавшиеся в 1935-1950 годах московским заводом «Подъёмник», ленинградским заводом «Красный Металлист» и Перовским машиностроительным заводом. Серия Н делилась по моделям на Н-10, Н-20, Н-30 и Н-40. Высота подъёма в зависимости от модели от 9,2 м до 40 м. Эскалаторы этого типа устанавливались на станциях 1-й, 2-й, 3-й и 4-й очередей (монтаж завершён до конца 1949 года), в основном в трёхленточных наклонах (кроме них, две пары по две ленты были установлены в переходе станции «Охотный Ряд» и одна пара в переходе станции «Парк Культуры»). Всего в Москве было 100 эскалаторов данного типа, последние 3 эскалатора на станции «Бауманская» прекратили работу 8 февраля 2015 года в связи с их заменой. В этих эскалаторах использовалась отделка из натурального дубового массива, в частности, из дерева были выполнены перила и ступени.

II. 1952-1959 - эскалаторы серии ЭМ , выпускавшиеся в 1951-1960 годах Перовским машиностроительным заводом. Главный конструктор - Г. М. Бовин . Данная серия представлена моделями ЭМ-1, ЭМ-1М, ЭМ-4 и ЭМ-5. Высота подъёма у машин ЭМ-1 и ЭМ-1М не превышает 14 м, у машин ЭМ-4 не превышает 43 м, а у машин ЭМ-5 - 53,5 м. Машины серии ЭМ устанавливались в Московском метрополитене в 1950-е годы на станциях второй и третьей очередей Кольцевой линии, на станциях «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская» Арбатско-Покровской линии, первом участке будущей Калужско-Рижской линии, участке Фрунзенская - Университет Сокольнической линии, а также в новом выходе станции «Красные Ворота» и в эскалаторной галерее на Ленинских Горах. Всего в Москве было 27 эскалаторов типов ЭМ-1 и ЭМ-1М (в работе осталось 15), 50 эскалаторов типа ЭМ-4 (в работе осталось 32) и 15 эскалаторов типа ЭМ-5 (в работе осталось 12).

III. 1962-1979 - эскалаторы серии ЛТ , выпускавшиеся в 1955-1979 годах Ленинградским машиностроительным заводом им. Котлякова. Эта серия представлена в Москве моделями ЛТ-3, ЛТ-4, ЛТ-5 и отдельной серией поэтажных эскалаторов ЛП-6/6А/6И. Высота подъёма у машин ЛТ-3 не превышает 50 м, у машин ЛТ-4 - 25 м, а у машин ЛТ-5 - 15 м. Эти эскалаторы получили распространение на станциях Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий, запущенных в период между 1961 и 1979 годами, а также они были установлены в новых выходах станций «Лубянка» и «Киевская», на переходах станций «Чистые Пруды» и «Площадь Революции» и в выходе новой станции «Тверская». В Москве в настоящее время эксплуатируются 40 эскалаторов типа ЛТ-3, 21 эскалатор типа ЛТ-4 и 50 эскалаторов (1 в консервации на станции «Полежаевская») типа ЛТ-5. Первой демонтированной машиной данного типа стал трёхленточный эскалатор ЛТ-4 в северном вестибюле станции «Ленинский проспект», который прекратил работу 29 октября 2016 года.

Эскалаторы серии ЛП-6 устанавливались в Московском метрополитене в тот же период, что и ЛТ - с 1962 по 1975 годы на новых станциях мелкого заложения и в переходах. Эскалаторы этой серии оказались ненадёжными и с 1986 года началась их массовая замена на более совершенные эскалаторы ЭТ-5М, завершившаяся в 1997 году . Всего в Москве был 41 эскалатор серии ЛП-6, в том числе 1 ЛП-6 (1962, «Академическая», проработал дольше всех и заменён в 1997 году), 17 ЛП-6А (1964-1966) и 23 ЛП-6И (1968-1975, 2 эскалатора на станции «Александровский сад» были демонтированы и заменены лестницей).

IV. 1978-2004 - эскалаторы серии ЭТ , выпускавшиеся в 1978-2004 годах Ленинградским машиностроительным заводом им. Котлякова / ОАО «ЭЛЭС». Серия представляла собой глубокую модернизацию серии ЛТ с использованием новых технологий в эскалаторостроении. Модели: ЭТ-2 и ЭТ-2М (высота подъёма от 45 до 65 м), ЭТ-3 и ЭТ-3М (высота подъёма от 15/25 до 45 м), ЭТ-4 (высота подъёма от 15 до 25 м, развития не получила) и ЭТ-5 и ЭТ-5М (высота подъёма до 15 м). Эскалаторами серии ЭТ укомплектовывались все новые станции, выходы и переходы с 1978 года, а также ими заменялись более старые эскалаторы серий Н и ЛП-6. Всего в Москве 313 эскалаторов этой серии: 13 машин ЭТ-2 (1979-1980), 16 машин ЭТ-3 (1979-1986), 4 машины ЭТ-4 (1979), 4 машины ЭТ-4Б (1986), 27 (было 36) машин ЭТ-5 (1978-1983), 31 машина ЭТ-2М (1988-1999), 65 машин ЭТ-3М (1987-2004), 4 машины ЭТ-30 (1996), 143 машины ЭТ-5М (1984-1999, 2 машины в консервации на станции «Чкаловская»).

V. 2000-2012 - эскалаторы серии Е , выпускавшиеся в 2000-2012 годах ЗАО «ЭЛЭС». Устанавливались на новых станциях, выходах и переходах, а также ими заменялись выводимые из эксплуатации эскалаторы серий Н, ЭМ и ЭТ. На сентябрь 2015 года в Москве работали в сумме 180 эскалаторов этой серии, в том числе: 83 эскалаторов типа Е-25Т (высота подъёма до 25 м), 56 эскалаторов типа Е-55Т (высота подъёма от 25 до 55 м), 4 эскалатора типа Е-75Т (высота подъёма до 75 м, установлены на станции «Парк Победы» с высотой подъёма 63,4 м) и 37 поэтажных эскалаторов типа Е-900Т (высота подъёма до 12 м, 15 машин работают на станциях Бутовской линии, 4 машины работают на станции «Выставочная», 18 машин работают на ММТС).

VI. С 2013 - эскалаторы серий ТК-65, ЭС производства ЗАО «Эскомстроймонтаж-сервис» , FT-935 Victoria производства ThyssenKrupp , Schindler и ETK производства Крюковского вагоностроительного завода. Устанавливаются на новых станциях, а также ими были заменены последние эскалаторы серии Н и заменяются эскалаторы серии ЭМ, ЛТ и ЭТ. Отличаются светодиодной подсветкой внизу балюстрады, а также технологической возможностью сужения балюстрад, что позволило с 2015 года проводить реконструкцию наклонных ходов с увеличением числа эскалаторов. Также эскалаторы FT-935 отличаются энергосберегающими технологиями. На октябрь 2016 года запущены в эксплуатацию 8 эскалаторов ЭС-02, 12 эскалаторов ЭС-03, 19 эскалаторов FT-935, 11 эскалаторов ТК-65, 6 эскалаторов Schindler на станции «Румянцево», 4 эскалатора ЭС-04 на станции «Саларьево» и 4 эскалатора ETK-265 в южном вестибюле станции «Петровско-Разумовская».