Шатурская ГРЭС имени В. И. Ленина является одной из старейших тепловых электростанций в России, расположенной в городе Шатура Московской области. Станция была основана в 1925-ом году при реализации плана ГОЭЛРО, а в настоящее время является филиалом генерирующей компании ОАО «Э.ОН Россия».

Первоначально Шатурская ГРЭС работала на торфе, однако сейчас основным видом топлива является природный газ, уголь и мазут. В настоящее время установленная электрическая мощность станции равна 1500 МВт, тепловая мощность – 344,3 Гкал/ч. В прошлом году ГРЭС выработала 5.2 млрд. кВт∙ч электрической энергии и 401 тыс. Гкал тепловой энергии.

Основное оборудование станции включает в себя 3 конденсационных энергоблока мощностью 200 МВт каждый (состоят из котлового агрегата ТП-108, турбины К-200-130 ЛМЗ и генератора ТГВ-200), 2 конденсационных моноблоков по 210 МВт (котел ТМ-104А, турбина К-210-130 ЛМЗ и генератор ТГВ-200), одного 80 МВт теплофикационного блока (два котла БКЗ-320-140ГМ, турбина ПТ-80/100-130-13 ЛМЗ и генератор ТВФ-120-2), а также одного парогазового блока на 400 МВт, построенного на базе маневреной газовой турбины General Electric.

Идея построить Шатурскую ГРЭС на богатых торфом Шатурских болотах возникла еще до Октябрьской революции, однако в связи с последующими событиями в истории страны работы по ее строительству были приостановлены до весны 1918-го года.

Первоначально была построена опытная электростанция небольшой мощности для отработки технологии сжигания торфа, получившая название «Малая Шатура». Параллельно с этим велись работы по осушению торфяных болот, разработке торфяных залежей, а также сооружались складские помещения и подсобные мастерские; прокладывались железнодорожные пути и строился рабочий поселок.

В 1923-ем году началось строительство основной электростанции (так называемой «Большой Шатуры»). Специально для нее за рубежом было закуплено две паровые турбины мощностью 16 МВт каждая. Первая из них была введена в эксплуатацию 23-го сентября 1925-го года, вторая – 13-го ноября.

В декабре того же года не митинге, посвященному открытию электростанции, ей было присвоено имя В. И. Ленина. Немного позже состоялся пуск и третьего агрегата на 16 МВт.

В 1933-ем году были введены в эксплуатацию три блока мощностью 44 МВт каждый, после чего совокупная мощность электростанции стала равна 180 МВт. Это оборудование было демонтировано лишь в середине 1960-х годов.

С 1966-го по 1972-го год была построена и запущена 2-ая очередь электростанции мощностью 600 МВт (3 200 МВТ энергоблока с двухкорпусными барабанными котлами, которые могли работать как на фрезерном торфе, так и на смеси торфа с мазутом).

С 1977-го по 1978-ой год были введены в эксплуатацию два моноблока мощностью по 210 МВт каждый (турбоагрегат К-210-130, барабанный однокорпусный котел с промежуточным перегревом пара, работающий на мазуте).

В 1982-ом году заработал теплофикационный энергоблок (турбина ПТ-80/100-130 и котел БКЗ-320-140ГМ, работающий на мазуте)

В 1986-ом году был введен еще один котловый агрегат БКЗ-320-140ГМ.

В 1991-ом году была пущена котельная с двумя газомазутными водогрейными котлами КВГМ-50, производительностью 50 Гкал/ч каждый.

В 2006-ом году были снесены старые машинные здания 20-х годов, в последнее время использовавшиеся в качестве котельных, а на их месте начато строительство нового блока.

В 2010-ом году немецкий концерн E.ON и его дочерняя компания ОАО «ОГК-4» запустили новый энергетический блок мощностью 400 МВт.

Строительство Шатурской ГРЭС началось еще до утверждения плана ГОЭЛРО. Место для ее строительства было выбрано в 1914 году Р.Э. Классоном по причине близости к богатым залежам торфа - основного вида топлива будущей станции. В марте 1917 года Московская городская управа поручила инженерам П.П. Радченко и А.В. Винтеру начать подготовку строительства электростанции на Шатурских торфяных болотах. Однако после Октябрьской революции работы были приостановлены. Весной 1919 года Советское правительство возобновило работы по строительству Шатурской электростанции, для чего было организовано управление «Шатурстрой», начальником которого стал А.В. Винтер.



Первоначально была сооружена так называемая «Малая Шатура» — опытная электростанция небольшой мощности для отработки технологии сжигания торфа. Одновременно с ее строительством шли работы по осушению торфяных болот, разработке залежей торфа, были сооружены складские помещения, подсобные мастерские, проложены подъездные железнодорожные пути. Также был построен рабочий поселок, столовая, школа, больница и другие бытовые службы для работников станции. Для электроснабжения стройки была проведена линия электропередачи от Орехово-Зуевской электростанции.



В 1923 году было начато строительство основной электростанции («Большой Шатуры»). На основе экспериментов по сжиганию торфа на опытной электростанции («Малой Шатуре») было принято решение использовать топки с цепными решетками инженера Т.Ф. Макарьева.

Первая турбина станции мощностью 16 МВт была пущена в эксплуатацию 23 сентября 1925 года, вторая – 13 ноября 1925 года.

На митинге в декабре 1925 года, посвященному открытию электростанции, ей было присвоено имя В.И. Ленина. Позже был введен в эксплуатацию третий агрегат мощностью 16 МВт.

В декабре 1925 года Шатурская ГРЭС была включена в состав «Московского объединения государственных электрических станций» (МОГЭС). Начались работы по строительству нового машинного зала для установки трех турбогенераторов мощностью по 44 МВт каждый фирмы Brown-Bovery. Спустя 6 лет совокупная мощность электростанции составила 180 МВт.

В годы Великой Отечественной войны Шатурская ГРЭС стала главным электрическим центром московской энергосистемы.

Мосэнерго в 1966 году, по решению Совета Министров СССР, начало работу по увеличению мощности ГРЭС на 600 МВт. В 1982 году проведена дальнейшая модернизация станции: введен в эксплуатацию теплофикационный энергоблок. В дальнейшем был реализован проект «Реконструкции ГРЭС № 5 на сжигание газа». В 2005 году, в соответствии с решением Правительства РФ, в ходе реформирования столичной энергосистемы Шатурская ГРЭС-5 была выведена из состава ОАО «Мосэнерго» и включена в «Четвертую генерирующую компанию оптового рынка электроэнергии» (ОГК-4).

-Святое

Собственник Ввод в эксплуатацию Основные характеристики Электрическая мощность, МВт Тепловая мощность

344,3 Гкал/ч

Характеристики оборудования Основное топливо Котельные агрегаты

3×ТП-108, 2×ТМ-104А, 2×БКЗ-320-140ГМ, 1×котел-утилизатор CMI

Количество энергоблоков Количество и марка турбин

3×К-200-130, 2×К-210-130, 1×ПТ-80/100-130-13, 1×

Количество и марка генераторов

5×ТГВ-200, 1×ТВФ-120-2

Прочая информация Награды На карте Координаты : 55°35′00″ с. ш. 39°33′40″ в. д.  /  55.5833333° с. ш. 39.5611111° в. д.  / 55.5833333; 39.5611111 (G) (Я) К:Предприятия, основанные в 1925 году


Шатурская ГРЭС имени В. И. Ленина - тепловая электростанция (ГРЭС) мощностью 1500 МВт, расположенная в городе Шатура Московской области . Одна из старейших электростанций в России . Основана в 1925 году при реализации плана ГОЭЛРО . Первоначально работала на торфе , сейчас основной вид топлива - природный газ . Входит в состав генерирующей компании ОАО «Э.ОН Россия ».

История

Идея строительства Шатурской ГРЭС возникла ещё до Октябрьской революции . Место для её строительства было выбрано ещё в 1914 году Р. Э. Классоном по причине богатых залежей торфа. В марте 1917 года Московская городская управа поручает И. И. Радченко и А. В. Винтеру начать подготовку строительства электростанции на Шатурских торфяных болотах, однако в связи с последующими событиями в истории страны работы были приостановлены.

Весной 1918 года Советское правительство возобновляет работы по строительству Шатурской электростанции, для чего организуется управление «Шатурстрой», начальником которого назначается А. В. Винтер. Первоначально сооружается т. н. «Малая Шатура» - опытная электростанция небольшой мощности для отработки технологии сжигания торфа. Одновременно ведутся работы по осушению торфяных болот, разработке залежей торфа, сооружаются складские помещения, подсобные мастерские, прокладываются подъездные железнодорожные пути. Также строится рабочий посёлок, столовая, школа, больница и другие бытовые службы. Для электроснабжения стройки проводится линия электропередачи от Зуевской подстанции.

В 1923 году начинается строительство основной электростанции («Большой Шатуры»). На основе экспериментов по сжиганию торфа на опытной электростанции принято решение использовать топки с цепными решетками инженера Т. Ф. Макарьева. Одновременно за рубежом приобретаются две паровые турбины мощностью 16 МВт каждая.

На митинге в декабре 1925 года, посвященному открытию электростанции, ей было присвоено имя В. И. Ленина . Позже был введен в эксплуатацию третий агрегат мощностью 16 МВт.

Для удовлетворения потребности электростанции в топливе в 1927 году была начата добыча торфа на Петровском торфопредприятии , 1930 году - на Бакшеевском торфопредприятии и в 1935 году - на Туголесском торфопредприятии.

В 1933 году были введены в эксплуатацию три агрегата мощностью 44 МВт каждый. Таким образом, совокупная мощность электростанции составила 180 МВт. Оборудование демонтировано в середине 1960-х годов.

В 1966-1972 годы построена и введена в эксплуатацию 2-я очередь электростанции мощностью 600 МВт (3 агрегата по 200 МВт каждый) с двухкорпусными барабанными котлами, с промежуточным перегревом пара (типа ТП-108 таганрогского завода) для работы на фрезерном торфе или торфе в смеси с мазутом.

В 1977-1978 годах введены в эксплуатацию два моноблока мощностью 210 МВт каждый, с турбоагрегатами типа К-210-130, барабанными однокорпусными котлами с промежуточным перегревом пара, работающими на мазуте.

В 1982 году был введён теплофикационный энергоблок с турбиной ПТ-80/100-130 и котлом БКЗ-320-140ГМ, работающем на мазуте

В 1986 году - введён еще один котёл БКЗ-320-140ГМ.

В 1986-1989 годах был реализован проект «Реконструкция ГРЭС № 5 на сжигание газа», разработанный Московским отделением института «Атом-теплоэлектропроект».

В 1991 году - введена водогрейная котельная с двумя газомазутными водогрейными котлами КВГМ-50, производительностью по 50 Гкал/час каждый.

В 2006 году были снесены старые машинные здания постройки 1920-х годов, последнее время использовавшиеся под котельные. На освобождённой территории начато сооружение нового блока.

В 2010 году немецкий концерн E.ON и его дочерняя компания ОАО «ОГК-4» осуществили официальный пуск нового энергоблока мощностью 400 МВт.

Награды

  • орден Трудового Красного Знамени ()

Современное состояние

Энергоблоки:

  • 3×200 МВт (конденсационные блоки на котлах ТП-108 с турбинами К-200-130 ЛМЗ и генераторами ТГВ-200)
  • 2×210 МВт (конденсационные моноблоки на котлах ТМ-104А с турбинами К-210-130 ЛМЗ и генераторами ТГВ-200)
  • 1×80 МВт (теплофикационный блок на двух котлах БКЗ-320-140ГМ с турбиной ПТ-80/100-130-13 ЛМЗ и генератором ТВФ-120-2)
  • 1×400 МВт (парогазовый блок на базе маневреной газовой турбины производства General Electric)

Дымовые газы отводятся по двум железобетонным трубам (высотой 180 м) и одной металлической (высотой 100 м).

Электроэнергия отдаётся по 17 линиям:

  • ЛЭП 220 кВ: 2шт. на ПС Нежино, 1шт. на ПС Ногинск, 1шт. на ПС Шибаново, 1шт. на ПС Крона, 1шт. на ПС Пески;
  • ЛЭП 110 кВ: 1шт. на ПС Экситон, 1шт. на ПС Дулево, 1шт. на ПС Гребчиха, 2шт. на ПС Спортивная, 2шт. на ПС Рошаль, 1шт. на ПС Кривандино, 1шт. на ПС Бруски;
  • ЛЭП 35 кВ: 1шт. на ПС Долгуша, 1шт. на ПС Кобелевская.

Установленная мощность станции составляет 1 500 МВт и 344,3 Гкал/ч (2010). Выработка электроэнергии 4 762,7 млн кВт·ч (2006). Отпуск теплоэнергии с коллекторов 509,0 тыс. Гкал (2003). Средне-списочная численность персонала 1 333 человека (2007), на 2010 год на станции работало около 900 человек.

Топливный баланс на 2005 год: природный газ 1 247,7 млн м³ (78 %), торф 670,5 тыс. т (11,5 %), мазут 93,5 тыс. т (6,7 %), уголь 126,8 тыс. т (3,8 %).

  • Директором станции некоторое время был Воропаев, Фёдор Григорьевич .

Напишите отзыв о статье "Шатурская ГРЭС"

Ссылки

  • // Вестник РАН , т. 73, № 11, с. 1023-1028.

Отрывок, характеризующий Шатурская ГРЭС

– Ничего не видать. Как они в своих то зажарили! Не видать; темь, братцы. Нет ли напиться?
Французы последний раз были отбиты. И опять, в совершенном мраке, орудия Тушина, как рамой окруженные гудевшею пехотой, двинулись куда то вперед.
В темноте как будто текла невидимая, мрачная река, всё в одном направлении, гудя шопотом, говором и звуками копыт и колес. В общем гуле из за всех других звуков яснее всех были стоны и голоса раненых во мраке ночи. Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, окружавший войска. Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же. Через несколько времени в движущейся толпе произошло волнение. Кто то проехал со свитой на белой лошади и что то сказал, проезжая. Что сказал? Куда теперь? Стоять, что ль? Благодарил, что ли? – послышались жадные расспросы со всех сторон, и вся движущаяся масса стала напирать сама на себя (видно, передние остановились), и пронесся слух, что велено остановиться. Все остановились, как шли, на середине грязной дороги.
Засветились огни, и слышнее стал говор. Капитан Тушин, распорядившись по роте, послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря для юнкера и сел у огня, разложенного на дороге солдатами. Ростов перетащился тоже к огню. Лихорадочная дрожь от боли, холода и сырости трясла всё его тело. Сон непреодолимо клонил его, но он не мог заснуть от мучительной боли в нывшей и не находившей положения руке. Он то закрывал глаза, то взглядывал на огонь, казавшийся ему горячо красным, то на сутуловатую слабую фигуру Тушина, по турецки сидевшего подле него. Большие добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него. Он видел, что Тушин всею душой хотел и ничем не мог помочь ему.
Со всех сторон слышны были шаги и говор проходивших, проезжавших и кругом размещавшейся пехоты. Звуки голосов, шагов и переставляемых в грязи лошадиных копыт, ближний и дальний треск дров сливались в один колеблющийся гул.
Теперь уже не текла, как прежде, во мраке невидимая река, а будто после бури укладывалось и трепетало мрачное море. Ростов бессмысленно смотрел и слушал, что происходило перед ним и вокруг него. Пехотный солдат подошел к костру, присел на корточки, всунул руки в огонь и отвернул лицо.
– Ничего, ваше благородие? – сказал он, вопросительно обращаясь к Тушину. – Вот отбился от роты, ваше благородие; сам не знаю, где. Беда!
Вместе с солдатом подошел к костру пехотный офицер с подвязанной щекой и, обращаясь к Тушину, просил приказать подвинуть крошечку орудия, чтобы провезти повозку. За ротным командиром набежали на костер два солдата. Они отчаянно ругались и дрались, выдергивая друг у друга какой то сапог.
– Как же, ты поднял! Ишь, ловок, – кричал один хриплым голосом.
Потом подошел худой, бледный солдат с шеей, обвязанной окровавленною подверткой, и сердитым голосом требовал воды у артиллеристов.
– Что ж, умирать, что ли, как собаке? – говорил он.
Тушин велел дать ему воды. Потом подбежал веселый солдат, прося огоньку в пехоту.
– Огоньку горяченького в пехоту! Счастливо оставаться, землячки, благодарим за огонек, мы назад с процентой отдадим, – говорил он, унося куда то в темноту краснеющуюся головешку.
За этим солдатом четыре солдата, неся что то тяжелое на шинели, прошли мимо костра. Один из них споткнулся.
– Ишь, черти, на дороге дрова положили, – проворчал он.
– Кончился, что ж его носить? – сказал один из них.
– Ну, вас!
И они скрылись во мраке с своею ношей.
– Что? болит? – спросил Тушин шопотом у Ростова.
– Болит.
– Ваше благородие, к генералу. Здесь в избе стоят, – сказал фейерверкер, подходя к Тушину.
– Сейчас, голубчик.
Тушин встал и, застегивая шинель и оправляясь, отошел от костра…
Недалеко от костра артиллеристов, в приготовленной для него избе, сидел князь Багратион за обедом, разговаривая с некоторыми начальниками частей, собравшимися у него. Тут был старичок с полузакрытыми глазами, жадно обгладывавший баранью кость, и двадцатидвухлетний безупречный генерал, раскрасневшийся от рюмки водки и обеда, и штаб офицер с именным перстнем, и Жерков, беспокойно оглядывавший всех, и князь Андрей, бледный, с поджатыми губами и лихорадочно блестящими глазами.
В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов.
– Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал.
Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было?
– Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился.
– Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство.
На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику.
– Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру.

ГРЭС (Государственная районная электростанция) - тепловая конденсационная электростанция, производящая только электрическую энергию.

Первая ГРЭС «Электропередача», сегодняшняя ГРЭС-3, сооружена под Москвой в г. Электрогорске в 1912-1914 гг. по инициативе инженера Р. Э. Классона. Основное топливо - торф, мощность - 15 МВт. В 1920-х планом ГОЭЛРО предусматривалось строительство нескольких тепловых электростанций, среди которых наиболее известна Шатурская ГРЭС. С течением времени термин «ГРЭС» потерял свой первоначальный смысл («районная») и в современном понимании означает конденсационную электростанцию (КЭС) большой мощности (тысячи МВт), работающую в объединённой энергосистеме наряду с другими крупными электростанциями. (вики о ГРЭС)

Шатурская ГРЭС-5 имени В. И. Ленина - тепловая электростанция (ГРЭС) мощностью 1100 МВт, расположенная в городе Шатура Московской области. Одна из старейших электростанций в России. Построена в 1925 при реализации плана ГОЭЛРО. Первоначально работала на торфе, сейчас основной вид топлива - природный газ. Входит в состав генерирующей компании ОАО «ОГК-4».(вики о ГРЭС 5)

Побывала вот на этой самой Шатурской ГРЭС. Красивое место. Фотки и история поездки - под катом.


Мы просто ехали погулять. Место прогулки было выбрано такое, что электрички там останавливаются раз в несколько часов. До места мы не доехали.
На одной из станций в вагон зашли контролёры. Как выяснилось, они были в сговоре с машинистами.
У меня и у того, с кем я ехала, билетов не было (из принципа не купили: даёшь студентам льготы и летом!), поэтому мы двинули вдоль поезда. В надежде перебежать, оббегая контролёров, на одной из станций. Не тут-то было! Машинисты захлопывали дверь через пару секунд, лишь она открывалась. Проехав несколько станций и решив перебегать на какой-то более-менее заметной остановке, стали ждать. Остановились. Побежали.
Короче, не успели -))
Остались торчать на этой станции. Следующий поезд туда, куда хотелось - через шесть(!!!) часов. Плюнули на это дело, пошли гулять от станции незапланированного выброса нас из поезда. Нашли территорию брошенного заводика, территория не маленькая, но выкупленная и огороженная аццки. С ЧОПом. Поболтали с ним, он нас внутрь не пустил, искушать судьбу не стали (уж больно "живая" территория), двинулись к станции обратно. На ближайшем поезде доехали до другой более-менее крупной остановки, вышли. Пошли гулять.

Не сложно догадаться, что за крупная остановка. В общем, пошли гулять по рельсам. Прошли мимо такого вот домика симпатичного, в который не полезли из-за отсутствия как нормального залаза, так и перспективы этого действия...

Ворота мы тоже перелезли, оказались на территории ГРЭС 5 (озеро и рыбалка на тот момент не интересовали).




Всякие там опоры с изоляторами. Ибо электростанция, проводов и электричества там дофига у них -))







Спасибо за внимание -)