Традиционно выделяют три группы теорий. Первую группу составляют мотивационные теории. В их основе лежит допущение, что самопрезентация обусловлена внутренними факторами - мотивацией. Вторую группу составляют ситуативные теории, согласно которым самопрезентация подвержена влиянию внешних факторов, т.е. параметрами конкретной ситуации, в которой действует человек. Сторонники теорий третьей группы придерживаются мнения, что на самопрезентацию оказывают влияние как те, так и другие факторы.

Мотивационные теории различаются по тому, какие именно побуждения, по мнению их сторонников, лежат в основе самопрезентации. Так, например, с точки зрения И. Гоффмана, это - потребность одобрения и стремление избежать неодобрения. По И. Джонсу и Т. Питтману, в основе самопрезентации лежит мотив власти. Похожая позиция у А. Адлера, он объясняет самопрезентацию стремлением к превосходству. По мнению Дж. Уайта и Р. Де Чармза - это стремление чувствовать свою эффективность, и потребность в уважении, по мнению Р. Харе.

Некоторые авторы выделяют как самостоятельный мотив - мотив самовыставления или мотив привлечения внимания к себе. В теориях, апеллирующих к ситуативным факторам, основной упор делается на параметры ситуации - степень знакомства с окружением, длительность общения, зависимость от окружения, значимость ситуации для человека с точки зрения его жизненного пути.

Р. Викланд в этой связи предположил, что попытка заставить человека осознать самого себя, вызывает его внимание к самому себе во взаимосвязи с его нормами. Таким образом, объективное самосознание - это способ индивида осознать, насколько хорошо или плохо он живет, согласно своим представлениям об этике, морали и эстетики.

Самопрезентация, по Г. Глейтману, - это поведение, побуждаемое повысившейся мотивацией субъекта в результате фокусировки его внимания на себе. Повышение мотивации может иметь улучшающий или разрушающий эффект. Это зависит от многих факторов.

Например, насколько привычным для человека является данное поведение (социальный контекст) или насколько высок конечный уровень мотивации.

Теории третьего типа объединяют и те, и другие факторы, полагая, что они оказывают влияние на самопрезентацию.

Рассмотрим теории зарубежные теории самопрезентации.

Впервые анализ проблемы управления впечатлением о себе мы находим в работах Э. Гоффмана. Э. Гоффман является автором, выдвинувшим особую концепцию «социальной драматургии». Суть ее заключается в проведении полной аналогии между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого с целью создания наиболее благоприятное впечатление о себе и достижения наибольшей выгоды от этого взаимодействия.

По мнению Э. Гоффмана, независимо от конкретного намерения, индивид заинтересован в осуществлении контроля за поведением других. Такой контроль осуществляется преимущественно путем воздействия на «определение» ими ситуации. Индивид может воздействовать на это «определение ситуации», подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствие с его собственными планами.

Приняв во внимание, что другие люди, по-видимому, проверяют более контролируемые аспекты поведения с помощью менее контролируемых, автор считает, что иногда индивид будет использовать эту возможность для того, чтобы управлять впечатлением, посредством поведения, которое как считается, несет в себе надежную информацию. Обычно «определение ситуации» разными участниками взаимосогласовано для избежания открытого противоречия. Существует реальное согласие по поводу желательности избегания открытого конфликта разными людьми. Это своего рода рабочее соглашение, которое устанавливается для каждой ситуации.

Необходимо также учитывать, что другие участники взаимодействия, какой бы пассивной не представлялась субъектам самопрезентации их роль, могут эффективно проектировать определение ситуации посредством своих реакций на индивида и посредством определенной линии действий по отношению к нему. Автор считает, что первоначальная самоподача индивида обязывает его придерживаться того, что он уже представил.

Э. Гоффман также предполагает, что в процессе взаимодействия могут произойти события, которые будут дискредитировать или ставить под сомнение это «определение ситуации». Для предотвращения этих замешательств постоянно предпринимаются превентивные корректирующие действия. Защитные и охранительные действия включают методы, используемые для гарантии сохранности впечатления, созданного индивидом в течение его пребывания перед другими.

Дж. Тедеши и М. Риес определяют самопрезентацию как намеренное, осознаваемое поведение, направленное на создание определенного впечатления у окружающих. Очевидно, что речь идет о полностью осознаваемом процессе, который рассматривается с полюса коммуникатора. Субъект в этом случае активен, он достигает объективных целей психологическими средствами, управляя впечатлением о себе. Значимая аудитория - это реципиент, именно на него направлено воздействие. Реципиент рассматривается как объект, т.е. речь идет о субъект-объектно ориентированных отношениях.

Б. Шленкер и М. Вейголд, а также М. Лири и Р. Ковальски считают, что самопрезентация - средство подтверждения Образа-Я и поддержания самооценки.

Таким образом, самопрезентация по Б. Шленкеру и М. Вейголду, а также М. Лири и Р. Ковальски - это осознаваемый или неосознаваемый, в зависимости от ситуации, процесс, осуществляемый активным субъектом. Аудитория значима как внешняя, так и внутренняя, внешняя - для самореализации, внутренняя - для самооценки. Рассматривается только коммуникатор, достигающий психологических целей психологическими средствами - техниками самопрезентации.

Самопрезентация, по Д. Майерсу - средство поддержания завышенной самооценки, проявляющееся в особом, «подыгрывающем» поведении. Процесс «подыгрывания» не осознается субъектом. Значимая аудитория для субъекта - он сам. Цель - поддержание самооценки и средства «подыгрывание» - психологические. Рассматривается процесс только с полюса коммуникатора, реципиент - средство самоутверждения.

Самопрезентация, по Г. Миду и Ч. Кули - средство формирования Образа-Я и самооценки. Этот процесс не осознается субъектом, хотя субъект и активен в выборе целей и средств. Цель - формирование Образа-Я, средства (реализация внутреннего потенциала) - психологические. Очевидно, что значимая аудитория - сам человек. Процесс разворачивается во вне, но для себя. Рассмотрение ведется с полюса коммуникатора, хотя авторы и относятся к интеракционистскому направлению.

Реципиент здесь - средство самопознания. Самопрезентация, по Р. Баумейстеру и А. Стейнхилберу, - это самораскрытие в межличностном общении через демонстрацию своих мыслей, характера и т.д. Это неосознаваемый процесс, он отражает социальную природу человека, его потребность в признании другими людьми. Субъект - активен, значима как внешняя, так и внутренняя аудитория. Цель (произвести впечатление) психологическая. Средство - демонстративное поведение, тоже психологическое. Рассматривается только коммуникатор.

Самопрезентация, по Ф. Хайдеру и Л. Фестингеру - прием устранения когнитивного диссонанса. Это неосознаваемый процесс, рассматриваемый с полюса коммуникатора, значимая аудитория, очевидно, внутри. Субъект добивается психологических целей - устранения когнитивного диссонанса между отдельными установками личности, психологическими средствами - искажением мнений других о себе или целенаправленно выбирая партнеров по общению, приближая мнения других к желаемой самооценке.

Самопрезентация рассматривается Р. Аркином и А. Шутцем как поведенческая реализация мотивации человека, отражение мотивации достижения или мотивации избегания неудач. Р. Аркин и A. Шутц по этому признаку различают приобретающую и защитную самопрезентации. Приобретающая самопрезентация выражает мотивацию достижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равными себе). Таким образом, человек осознанно выстраивает свое поведение для решения объективных задач психологическими и объективными средствами. Значимая аудитория - вне субъекта, он стремится максимально соответствовать конкретной ситуации.

Защитная самопрезентация - поведенческое проявление мотивации избегания неудач. Она чаще всего не осознается. Человек выбирает неадекватную для решения задач среду: либо с заниженными требованиями, либо с непомерно высокими (авантюристическая самопрезентация). Это происходит потому, что под видом объективной решается психологическая задача, и значимая аудитория - внутри. Рассматривается в обоих случаях только коммуникатор.

По мнению Р. Викланда, самопрезентация - это фокусировка внимания на себе в результате внимания к человеку со стороны других людей. В процессе осознания чужих оценок возникает особое психологическое состояние - состояние объективного самосознания.

В этом случае мы имеем дело с осознаваемым процессом. Р. Викланд не разделяет полюсов коммуникатора и реципиента, он их объединяет: человек одновременно и коммуникатор, и реципиент чужих оценок. Субъект - пассивен, зависим от оценок социума, нормы, этика и мораль ему навязаны, он оценивает себя на предмет соответствия требованиям социального окружения. Внимание фокусируется на себе, значимая аудитория в моменты объективного самосознания - внутри. Самосознание объективное, т.е. человек выступает для самого себя объектом оценки. Это психологическая задача, решаемая психологическими средствами

Самопрезентация, по Г. Глейтману, - это поведение, побуждаемое повысившейся мотивацией субъекта в результате фокусировки его внимания на себе. Значимая аудитория - внутри, процесс - осознается, цели и средства - психологические.

И. Джонс и Т. Питтман считают, что в основе самопрезентации лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти. Заметим только, что самопрезентация понимается И. Джонсом и Т. Питтманом как полностью осознаваемый процесс, сознательно выстраиваемое поведение. Субъект активен, он работает на внешнюю аудиторию психологическими средствами - стратегиями самопрезентации - и достигает объективных целей. В поле зрения авторов только коммуникатор, реципиент выступает как объект манипуляции.

В работах А. Фенигстейна, М. Шейера и А. Басса проводится связь между самосознанием и самопрезентацией. На основе анализа экспериментальных данных они выделили три вида самосознания: личное самосознание, публичное самосознание и социальную тревогу. Каждый из видов самосознания свойственен индивидам в различной степени, различия в самосознании приводят к различиям и в поведении, т.е. и в самопрезентации. Таким образом, склонность к самопрезентации, по мнению А. Фенигстейна, М. Шейера и А. Басса, по-разному выражена у различных людей.

Итак, если самосознание как черта присуще индивиду, то его самопрезентация будет осознанной, ориентированной и на коммуникатора как на объект воздействия, и на себя самого как объект самосознания. Значимая аудитория - и вне, и внутри субъекта, достигаемые цели как психологического, так и объективного плана. Однако субъект пассивен, т.е. несвободен в выборе средств, которые в данном случае лишь психологические.

В противном случае, когда человеку не свойственно все время осознавать (рефлексировать, отлеживать) свое поведение и оценки окружающих, его самопрезентация будет спонтанной, непродуманной, т.е. неосознанной. Значимая аудитория только внутри - это прежде всего сам субъект. Его цели и средства, а также степень активности аналогичны случаю высокого самосознания.

М. Снайдер также предположил, что не все люди в одинаковой степени управляют впечатлением о себе. Высоко саморефлексирующие личности выстраивают свое поведение, руководствуясь внутренним Я. Низко саморефлексирующие работают на впечатление, которое хотят произвести (проективное Я - проекция чужих мнений).

Таким образом, высоко саморефлексирующие личности не утруждаются преднамеренной самопрезентацией, значит, их поведение выстраивается спонтанно, т.е. не осознанно. В фокусе их внимания только их ценности и мнения, значимая аудитория внутри, рассматривается только полюс коммуникатора. Активность субъекта весьма высока, он абсолютно свободен в выборе целей и средств.

Однако цели ставятся только психологические, такие как самоуважение, чувство удовлетворения от собственного поведения. В свою очередь низко саморефлексирующие люди, озабоченные мнением и оценками окружающих, сознательно занимаются самопрезентацией, чтобы, произведя на коммуникатора нужное впечатление, достичь своих психологических или объективных целей. Они также свободны в выборе целей и средств, т.е. очень активны. Значимой является только внешняя аудитория, на которую они работают, внутренняя аудитория - «голос совести» не принимается в расчет.

Е.Л. Доценко рассматривает самопрезентацию как управление коммуникатором образами реципиента. Мы имеем дело с осознанным процессом: активный, свободный в выборе средств субъект намеренно выстраивает свое поведение для достижения вполне реальных целей психологическими средствами. Это пример субъект-объектно ориентированного подхода.

Г.В. Бороздина считает самопрезентацию процессом управления восприятием реципиента путем целенаправленного привлечения его внимания к таким особенностям своего внешнего облика, своего поведения, ситуации, которые запускают механизмы социального восприятия Процесс самопрезентации Ю.М. Жуков рассматривает в рамках делового общения. Он формулирует правила общения как средства регуляции коммуникативного поведения. Таким образом, они работают и на внешнюю, и на внутреннюю аудиторию. Кроме того, очевидно, что подобное происходит со всеми участниками коммуникативного процесса, т.е. охвачен полюс и коммуникатора, и реципиента. Правила самоподачи (техники общения) это выход на уровень практического применения

Таким образом, все существующие на данный момент подходы к рассмотрению явления самопрезентации можно разделить на три группы: мотивационные, ситуативные теории и теории, объединяющие в себе основные положения первых двух групп.

Сущность, цели и задачи самопрезентации

Замечание 1

Понятие самопрезентации определяется как система управления впечатлением окружающих. Человек демонстрирует свои личные и профессиональные качества, внешний облик для привлечения внимания к своей персоне. Часто этот термин заменяется словами: самоподача или самопредъявление.

Владеть искусством самопрезентации важно для представителей шоу-бизнеса, театра и кино, политических деятелей и предпринимателей. В этих сферах нужно обладать положительным имиджем и притягательным образом, чтобы привлекать аудиторию.

В широком понимании ключевой целью самопрезентации является «продажа себя», т.е. необходимо понравится собеседнику или публике. Отношение обычно складывается за первые 30 секунд коммуникации. Следующие 3 минуты происходит укрепление мнения. Изменить отношение после первых трех минут общения трудно, а иногда невозможно. Поэтому следует запомнить правило эффективной самопрезентации: «30 секунд и 3 минуты».

Следующая цель самопрезентации - это построение взаимодействия выступающего и публики для достижения желаемого результата. Любые отношения между людьми служат для удовлетворения потребностей, долгие связи могут быть установлены, если потребности удовлетворяются взаимно. Это можно назвать симбиозом или синергией. Поэтому важно помнить, что у каждого диалога есть цель, у каждого собеседника есть потребность.

Для большинства людей еще одной целью самопредставления считается восполнение нехватки в чем-либо. При этом сам субъект может и не осознавать, что нехватка существует. Но при четкой и ясной цели, следует не забывать о скрытых мотивах.

Использование самопрезентации при установлении различных контактов с людьми позволяет решить ряд задач:

  • адаптация – обеспечение оптимального вхождения в систему профессиональных отношений, приспособление к реальным условиям;
  • коммуникация – возможность взаимодействия с людьми, вливание в команду, превращение в лидера;
  • информирование – создание условий для информационного обмена с коллегами, клиентами и другими заинтересованными лицами;
  • коррекция – исправление возможных недостатков и искажений в образе профессионала, предотвращение появления слухов и негативной информации;
  • демонстрация – предъявление доказательств своей компетенции и профессиональной квалификации (свидетельства, дипломы, грамоты и т.п.).

Особенности самопрезентации личности

Самопрезентация имеет большое значение для понимания собственного «я». Выделяет несколько причин этого:

  • люди стремятся к тому, чтобы их видели в лучшем свете: интересными, образованными, дружелюбными и ответственными или наоборот передавать совершенно иной образ;
  • самопрезентация помогает описывать и понимать многочисленные и разнообразные презентации самих себя, которые хотелось передать другим;
  • самопрезентация оказывает влияние на знание собственного «я»: через поведение и действия человек получает знания, которое соответствует собственному «Я».

Определение 1

Самопрезентация – это часть сложного процесса формирования имиджа специалиста. Человек, который профессионально занимается какой-нибудь деятельностью, оказывается включенным во множество социальных и деловых отношений.

Особенностью формирования специалиста внутри профессии является обращение профессиональной среды к авторитетным людям, чьи труды служат имиджевым эталоном. Вторая особенность – это информационная и коммуникационная связь специалистов между собой через непосредственное общение и через определенные средства (Интернет, профессиональная литература, конференции, обучение). Это позволяет не только знать личные качества коллег, но и их деловые компетенции .

Особенностью деятельности специалиста для внешнего окружения (клиенты) является то, что его положительный имидж – это гарантия востребованности. Обсуждение специалиста происходит в определенном круге лиц, мнение о человеке передается другим людям и оно начинает существовать само по себе.

Стратегии и техники самопрезентации

Многие ученые, занимающиеся исследованием самопрезентации, рассматривают ее как поведенческую реализацию мотивации.

Исследователи Р. Аркин и А. Шутц как раз и отмечали наличие данного признака в самопрезентаци. Они выделили два вида представления личности, а именно приобретающее и защитное.

Для приобретающей самопрезентации характерен выбор обычных ролей и задач, которые соответствуют уровню образования и социальному положению субъектов. Люди вступают в контакты с равными себе людьми.

Защитная самопрезентация – это поведенческое проявление мотивации уклонения от неудач. Человек чаще всего не осознает это и выбирает неадекватные пути решения.

Р. Баумейстер и А. Стейнхилбер рассматривали самопрезентацию как самораскрытие в общении между людьми через представление своих мыслей, черт характера и т.д. Этот процесс является неосознанным и отражает социальную природу человека, его потребность в признании. При этом одного впечатления недостаточно, человек стремится показать, что он из себя представляет.

Ученый Эрвинг Гоффман утверждал, что когда человек предстает перед публикой, она стремится собрать сведения о нем или строит сове поведение на основе уже имеющейся информации. Аудитория интересуется социально-экономическим статусом выступающего, его компетентностью, Я-концепцией и др. А сам субъект самопрезентации старается контролировать то впечатление, которое он производит. Потому что впечатление - это очень деликатная вещь и тонкая реальность, которая может быть разрушена даже незначительной ошибкой.

Исследователи И. Джонс и Т. Питтман описывают самопрезентацию как поведенческую реализацию стремления к власти в отношениях между людьми. Они выделяют пять видов власти и предлагают соответственно пять стратегий ее достижения.

  • власть обаяния: старание понравится (выражать согласие, льстить, оказывать благосклонность);
  • власть эксперта: самопродвижение, самореклама (хвастать, демонстрировать знания и умения);
  • власть страха: запугивание (выдвигать требования, угрожать неприятностями);
  • власть наставника: пояснение примером (хвастать, демонстрировать свои достонства);
  • власть сострадания: мольба (умолять, демонстрировать слабость и зависимость).

Замечание 2

Существует ряд исследований в области управления впечатлениями. Это такие техники и приемы, как наслаждаться отраженной славой (использовать чужой успех в своих целях) и вредить (намеренное преувеличение недостатков для повышения собственного статуса в глазах аудитории).

Формирование и представление окружающим собственного желаемого образа изучают в рамках различных научных направлений. Понимание самопрезентации в них имеет выраженные особенности. Самопрезентация разными авторами рассматривается как:

  • – средство организации взаимодействия с другими людьми для достижения своих целей (И. Гофман);
  • – форма социального поведения (Дж. Тедеши и М. Риес);
  • – средство поддержания самооценки (Б. Шленкер и М. Вейголд, М. Лири и Р. Ковальски; Д. Майерс);
  • – средство формирования образа "Я" и самооценки (Дж. Г. Мид и Ч. Кули);
  • – средство самовыражения (Р. Баумейстер и А. Стейхилбер);
  • – прием устранения когнитивного диссонанса (Ф. Хайдер и Л. Фестингер);
  • – реализация мотивации достижения или же избегания неудач (Р. Аркин и А. Шутц);
  • – создание состояния объективного самосознания в результате восприятия чужих оценок (Р. Викланд);
  • – следствие повышения мотивации в результате фокусировки внимания на себе (Г. Глейтман);
  • – проявление стремления к власти в межличностных отношениях (И. Джонс и Т. Питтман);
  • – личностная черта (А. Фестингер, М. Шериер и А. Басс, М. Снайдер);
  • – представление своих личностных качеств в связи с потребностью в доверительных отношениях (Л. Б. Филонов) или для установления взаимодействия (Р. Парфенов);
  • – воздействие на отношение окружающих (А. А. Бодалев), направление восприятия партнера по определенному пути (Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков, Г. В. Бороздина);
  • – создание определенного впечатления и регуляция собственного поведения (Ю. М. Жуков);
  • – рекламная деятельность (А. Н. Лебедев-Любимов).

Одним из наиболее цитируемых исследователей в области самопрезентации является американский социолог И. Гофман. Его работа "Представление себя другим в повседневной жизни", опубликованная в 1959 г., ряд десятилетий была высокозначимой для многих исследователей феномена самопрезентации, поэтому мы остановимся на ней подробнее.

Теория И. Гофмана посвящена социальному взаимодействию и управлению производимым впечатлением в этом взаимодействии . Введя концепцию "социальной драматургии", И. Гофман описывал межличностное поведение как спектакль, в котором заняты актеры. В этом спектакле мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. Представляемая маска-картина, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости – той самости, которую мы желаем иметь. В конце концов, исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. Мы выбираем собственную маску не случайно, а предпочитаем ту, которая наилучшим образом изображает, кем мы желаем быть. Гофман впервые поставил вопрос о существовании в рамках одного и того же человека двух "Я": "Я" – для себя и "Я" – для других, подчиненных целям, преследуемым во взаимодействии. Впоследствии он пришел к заключению о существовании еще и третьего "Я" – "чистого", или "необработанного", проявляющегося в экстремальных ситуациях, например в тюрьме или сумасшедшем доме.

В работе И. Гофмана под названием "Face-work" (1955) речь идет о стратегиях сохранения и поддержания своего "лица". Они включают приемы создания у окружающих благоприятного впечатления о себе и коррекцию неблагоприятного . В социальном взаимодействии эти усилия направлены на кооперацию с окружающими людьми. При этом "лицо" (Jace ) лишь отчасти является образом собственного "Я". Оно (face ) является еще и тем образом, который, по убеждению индивида, складывается о нем у окружающих.

В переводах произведений Гофмана на русский язык этот "второй образ" обозначают термином "имидж". Образ себя и имидж у окружающих могут противоречить друг другу, поэтому индивид должен стремиться замаскировать то, что противоречит желаемому образу.

В контексте исследования социально-психологических факторов самопрезентации для нас представляет интерес термин "зона", которая определяется И. Гофманом как любая часть пространства, огражденная в какой-то степени барьерами для восприятия. По его мнению, удобно пользоваться термином "зональный фасад", обозначая место, где разворачивается действие.

Таким образом, самопрезентация человека в "зональном фасаде" – попытка создать впечатление того, что его поведение соответствует определенным стандартам. Когда некая деятельность происходит на глазах у окружающих, некоторые аспекты этой деятельности подчеркиваются, тогда как другие нивелируются. Существует также "задний двор", "закулисье" – скрытая зона, где можно не скрывать того, что на сцене неприемлемо. Здесь актер может расслабиться, сбросить маску и выйти из роли. Например, некоторые женщины могут по-настоящему почувствовать себя свободно только в присутствии подруг: перед мужчинами они всегда вынуждены притворяться. Высокопоставленные персоны должны иметь скрытую зону для частной жизни, чтобы сохранять ореол таинственности, которую могут разрушить неформальные проявления на публике. В каждом социальном слое можно заметить тенденцию разделения фасада и скрытой зоны. Фасад обычно, в отличие от заднего двора, хорошо декорируется, поддерживается в чистоте и порядке .

Встречаются зоны, которые могут использоваться и как фасад, и как скрытая зона в зависимости от времени и случая. Например, если в офисе нет посетителей, сотрудники могут снять пиджаки, ослабить галстуки, обмениваться шутками. Иногда для внутреннего пользования в офисах используется дешевая цветная бумага, чтобы подчеркнуть, что это только для собственных нужд.

Можно выделить и третью зону, обозначаемую как дальняя зона. Это не фасад и не задний двор. Фасад и закулисье служат успеху одного представления, а когда упоминается дальняя зона, то речь идет уже о другом представлении. Например, "тиран" офиса может быть мягок с домашними. Суть в том, что индивид разыгрывает представления перед разными аудиториями. И он должен контролировать строгое разделение членов одной и другой аудитории. Гостеприимная хозяйка приветствует каждого гостя в передней и демонстрирует свое особое отношение ни в коем случае не на глазах у других гостей .

Таким образом, И. Гофман выделяет две ограниченные зоны: зону фасада, где происходит или может происходить представление, и скрытую от зрителей зону. Как правило, если случайный наблюдатель врывается в скрытую зону неожиданно, "актеры" чувствуют, что они вынуждены разрываться между двумя реальностями. Результатом этого бывает смущение.

В подходе И. Гофмана фиксируется внимание на важных аспектах межличностного взаимодействия в контексте управления впечатлением – наличие определенной цели предъявления соответствующего образа и осознание человеком собственной неаутентичности в самопредъявлении .

Важным аспектом в самопрезентации, по И. Гофману, является драматизация. Представ перед окружающими, человек, как правило, включает в свою игру некие составляющие, призванные пролить свет и сделать ясными факты, которые до этого не были до конца понятными. Он должен так мобилизовать свою активность, чтобы в процессе представления выразить то, что он хочет донести до публики. В каждый момент времени ему необходимо быть уверенным, что аудитория верит в его искренность.

Появляясь перед другими людьми, в которых человек заинтересован (зрителями), он должен мобилизовать свою активность, чтобы произвести нужное впечатление. Это делается:

  • – чтобы вызвать желаемую реакцию;
  • – чтобы предстать "тем самым лицом";
  • – потому что подобного аудитория ожидает от представителя данной группы;
  • – потому что этого требует социальная роль;
  • – потому что иначе он рискует быть понятым неправильно, отчего изменится ситуация в целом;
  • – чтобы прийти к "пониманию" и таким образом достигнуть своих целей .

Стоит отметить, что социально-драматургические построения И. Гофмана подвергались критике за гипертрофирование влияния социальных ролей, а также за преувеличение манипулятивной природы интеракций. Несмотря на это, они послужили фундаментом многих работ. Современные исследователи выделяют несколько теоретических направлений в исследовании самопрезентации, самовыражения и других феноменов, связанных с самопредъявлением личности .

Согласно И. Гофману, самопрезентация складывается из трех составляющих:

  • – тот, кто самопрезентуется (осознание целей самопрезентации, адекватность самооценки, уверенность);
  • – гот, кому самопрезентуются (его настрой, настроение);
  • – то, что самопрезентуется.

При этом автор выделяет ошибки самопрезентации: 1) потеря мышечного контроля над своим телом (кашель, чихание и т.д.); 2) демонстрация неискренности, "переигрывание"; 3) неправильное развитие всего процесса самопрезентации (неадекватность ситуации) .

В работах А. А. Бодалева, посвященных изучению особенностей восприятия и понимания человека человеком, во время формирования первого впечатления представляющий себя человек выступает в качестве объекта познания для других людей. Как субъекту человеку присуща гностическая способность, когда он проявляет какое-либо отношение (например, интерес) к другим участникам общения, стремление познать партнеров по общению. Но в то же время для своих партнеров по общению человек оказывается и объектом познания. Человек в роли объекта познания вызывает у познающих его людей определенное отношение. Подчеркивая "двойственную", пассивно-активную позицию человека в процессе общения, можно заметить, что своим поведением он воздействует на отношение к нему окружающих, так как он сам способен "творить мир" и активно влиять на ход общения. В свою очередь, имеющиеся у окружающих оценочные эталоны, стереотипы и установки, актуализируясь при взаимодействии с оцениваемым человеком, в большой степени обусловливают своеобразие того впечатления, которое этот человек у них вызывает. Человек, являющийся не только субъектом, но и объектом познания, предстает перед воспринимающими его людьми как индивид, как личность, как индивидуальность .

В свою очередь, Ю. М. Жуков в книге "Эффективность делового общения" рассматривает процесс самопрезентации в контексте делового общения и наряду с правилами коммуникативного этикета и согласования взаимодействия выделяет правила самоподачи. Самоподача – важное коммуникативное умение, проявляющееся в деловых коммуникациях, правилам которого необходимо учиться.

Согласно взглядам Жукова, самопрезентация выполняет как минимум две функции: создание у окружающих определенного впечатления и регуляция собственного поведения в критических ситуациях. Также автор выделил правила самоподачи – техники общения, используемые для достижения желаемых эффектов в процессе социальных коммуникации:

  • – правила составления текста сообщений;
  • – риторические приемы;
  • – правила пространственно-временной организации общения;
  • – приемы использования мимики и пантомимики, невербальных средств в общении и т.д.

В качестве техники самоподачи, но Жукову, можно обозначить выбор в процессе самопрезентации определенного образа в пространстве четырех дихотомий:

  • 1) домирование – субдоминантность (позиции "Ребенок", "Родитель", "Взрослый");
  • 2) контактность – дистантность (открытость для социального контакта);
  • 3) дружелюбие – враждебность (позитивное или негативное восприятие собеседника);
  • 4) активность – пассивность (роль ведущего или ведомого в ситуации общения) .

Обзор зарубежных и отечественных стратегий, техник, приемов и методов самопрезентации позволяет сделать вывод, что в целом предлагаемые рекомендации по формированию впечатления можно разделить на две группы. Критерием разделения является предлагаемый способ организации поведения коммуникатора .

К этой группе относятся стратегии самопрезентации И. Джонса и Т. Питтмана. В данном случае коммуникатору предлагается вначале выбрать типаж человека, который кажется обаятельным, или компетентным, или опасным, или нуждающимся в поддержке. Затем, используя свой жизненный опыт, следует попытаться воссоздать этот образ (сыграть роль) с помощью специальных приемов-техник: лести, хвастовства, угроз, мольбы и т.д. Получается, что образ самопрезентации выбирается в социальном контексте, а источником его воплощения становятся коммуникативные приемы из житейского опыта.

К этой же группе относятся стратегии самозатруднения (Тайс, Джонес и Берглас) и похвала исполнения противника (Шеппард и Аркин), а также техники управления впечатлением Р. Чалдини, так как они предполагают создание нового образа себя или противника, отличного от того, который есть в реальности.

В эту же группу можно отнести дихотомии, разработанные Ю. М. Жуковым. Выбирая точку в четырехмерном коммуникативном пространстве, субъект, по сути, должен выбрать образ самопрезентации, например "доминантный, дистантный, враждебный, активный" или "доминантный, контактный, дружелюбный, активный", и построить свое поведение исходя из требований образа.

К этой группе относятся техники самоподачи Г. В. Бороздиной, которая делает акцент на целях самопрезентации в общении и взаимодействии. Г. В. Бороздина говорит о самопрезентации как об управлении вниманием реципиента с целью акцентирования его на определенных особенностях внешнего облика, поведения в ситуациях, которые "запускают" механизмы социального восприятия.

Каждая из техник предполагает выделение определенных признаков и привнесение их в свой облик или поведение для того, чтобы привлечь внимание реципиента именно к ним. Признаки (превосходства, привлекательности, отношения, состояния и причин поведения) отрабатываются и привносятся в поведение по отдельности и, суммируясь, создают собственно технику, являющуюся способом управления впечатлением о себе .

Затрагивая вопрос классификации самопрезентаций, стоит упомянуть различные ее виды. Так, Р. Аркин и А. Шутц, рассматривая самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации достижения или избегания неудач, выделяют по этому признаку "приобретающую" и "защитную" самопрезентаций. "Приобретающая" самопрезенгация выражает мотивацию достижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равными себе). "Защитная" самопрезентация – поведенческое проявление мотивации избегания неудач. Она чаще всего не осознается. Человек выбирает неадекватную для решения задач среду: либо с заниженными требованиями, либо с непомерно высокими (авантюристическая самопрезентаций) .

Также выделяют устную и письменную (например, резюме) самопрезентаций.

Пример 3.21

Структура резюме".

  • – социально-демографический блок;
  • – образование;
  • – опыт работы (знания, умения);
  • – владение английским языком и специализированными компьютерными программами.

Резюме должно быть информативным, но кратким, не превращаться в изложение автобиографии. Перечисление личностных качеств лучше опустить.

В своей работе И. Джонс и Т. Питтман предположили, что в основе самопрезентаций лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти . Они выделяют пять стратегий достижения власти (табл. 3.3).

Первая стратегия самопрезентаций называется старанием понравиться (ingratiating ). Старание понравиться – попытка представить себя привлекательным в глазах других. По мнению авторов, тот, кто старается понравиться, должен скрывать реальную цель своей активности, или он достигает обратного эффекта. Выделяются несколько основных способов, которыми человек может пытаться достигнуть цели выглядеть желаемым для других.

Первый путь – просто соглашаться с тем, что думает и утверждает объект. Второй путь – похвалить достоинства и личность объекта. Третий путь – оказывать благосклонность человеку, которому необходимо понравиться.

Но, как отмечают авторы, эти стратегии требуют тонкости. Если их использовать необдуманно, они выдают намерения субъекта. Кроме того, они могут вызвать дополнительные проблемы. Объекта, которому необходимо понравиться, обмануть легче, чем наблюдателей, так как люди, как правило, позитивно относятся к себе и своим суждениям. Люди верят, что их мнения верны, они не очень подозрительны к тем, кто согласен с ними. Но это не относится к сторонним наблюдателям, обладающим своими наборами суждений. Поэтому человек, стремящийся понравиться, повышает свою позицию в глазах объекта и в то же самое время снижает свои позиции в глазах наблюдателей. Примером могут служить следующие ситуации: а) молодой человек хочет понравиться девушке, а ее мама видит ситуацию в черном свете; б) девушка решает во что бы то ни стало получить расположение выбранного ею молодого человека, а его друзья не одобряют такого расклада вещей.

Самопродвижение (self-promotion ) является другой стратегией самопрезентации, несколько похожей на предыдущую. По если старание понравиться – это попытка выглядеть привлекательным, то человек, продвигающий себя, пытается выглядеть компетентным. Например, претендент на вакантную позицию может избрать путь демонстрации своей привлекательности, а может показывать свою компетентность. Старание понравиться – это стратегия, цель которой – вызвать симпатию, в то время как самопродвижение имеет своей целью получение уважения со стороны других людей. Наиболее эффективный способ самопродвижения – демонстрация своих знаний и умений.

Третья стратегия получения власти – запугивание (intimidation ). Запугивающий должен постараться убедить объект в том, что он потенциально опасен, т.е. может и будет причиной неприятностей, если объект откажется делать то, что от него требуют. Это также опасная стратегия. Во-первых, запугивающий может выглядеть грубым. И, во-вторых, людям не нравятся те, кто их запугивает, и они общаются с ними, имея на то серьезные причины.

Четвертая стратегия достижения межличностного влияния – пояснение примером (exemplification ). Избравший эту стратегию должен убедить объект, что он может служить примером, скажем, честности или моральных достоинств. Таким образом, являющийся примером занимается в каком-то смысле самопродвижением. Однако продвигающий себя демонстрирует компетентность, в то время как поясняющий примером демонстрирует значимость своей личности. Эта стратегия также опасна. Служащий примером рискует, что объекту откроется: на самом деле он не представляет из себя то, что пытается продемонстрировать.

Пятая стратегия – мольба (supplication ), демонстрация слабости и зависимости. Мольба работает потому, что в западной культуре широко распространена норма – заботиться о нуждающемся человеке. Но мольба также не всегда гарантирует успеха, кроме того, слабость не всегда привлекательна.

Техника, имеющая отношение к мольбе, направленная на привлечение внимания, называется самозатруднением (self- handicapping ). Считается, что человек старается избегать помехи и затруднения. Но есть обстоятельства, когда он может искать их. Например, если ему предстоит быть оцененным при решении некого задания и он не уверен, что в состоянии выполнить его хорошо. Самозатруднение имеет два преимущества: 1) если человек провалится, это обеспечит ему оправдание; 2) если человек выиграет, это увеличит его успех. Некоторые люди сами создают себе помехи по разным причинам. Люди с высокой самооценкой могут увеличить свои достижения, а люди с низкой самооценкой могут использовать эту стратегию, чтобы оградить себя от поражений (например, это и есть причина того, что человек часто выпивает).

Таблица 3.3

Стратегии и техники самопрезентации И. Джонса и Т. Питтмана

Стратегия

Старание понравиться (ingratiating )

Выражать согласие. Льстить.

Оказывать благосклонность

Казаться привлекательным (власть обаяния )

Хвастать.

Демонстрировать знания. Демонстрировать умения

Казаться компетентным (власть эксперта )

Запугивание

(intimidation )

Выдвигать требования. Угрожать неприятностями

Казаться опасным (власть страха )

Пояснение

примером

(exemplification )

Хвастать.

Демонстрировать свои достоинства

Казаться достойным подражания (власть наставника )

(supplication )

Демонстрировать слабость и зависимость (самозатруднение – self-handicapping )

Казаться слабым (власть сострадания )

В работе С. Р. Пантелеева и E. М. Зимачевой описаны определенные способы подачи субъектом информации о себе: "самодовольное", "рефлексивное", "самобичующее", "самооправды- вающее неприятие" . Выделены соответствующие им формы презентации образа "Я" и самоотношения, различающиеся по психологическому содержанию и степени эффективности "Я"-подачи другим. E. М. Зимачева описывает пять основных форм вербальной самопрезентации: 1) "социальная самореклама", направленная на усиление социальной желательности образа "Я" в глазах других; 2) "нерефлексивное самоодобрение" – усилия субъекта направлены па самовосхваление и дискредитацию других при преобладании оценочного подхода, па содержание информации о себе; 3) "любящее самобичевание" – подчеркивание трудностей, проблем и апелляция к помощи; 4) "самооборона" связана со скрытым недовольством собой при раздражении в адрес других; 5) "согласованность образа Я".

Существуют и другие типологии самопрезентации. Например, В. В. Хороших выделяет следующие парные виды вербальной самопрезентации.

  • 1. По стремлению получить социальное одобрение или избежать значимых потерь в социальном одобрении выделяется естественный – защитный стиль самопрезентации (естественный характеризуется более полным участием в социальных интеракциях, защитный – поведением, направленным на избегание внимания, он связан с действиями, которые ограничивают или уменьшают участие в социальных взаимодействиях)
  • 2. По осознанности действий субъекта: осознаваемая (контролируемая) – неосознаваемая ("автоматическая") самопрезентация (в зависимости от значимости представления для субъекта или препятствия желаемой самоидентификации).
  • 3. В зависимости от условий самопредъявления: непосредственная – опосредованная самопрезентация (непосредственная характеризуется субъект-объектным взаимодействием, опосредованная характеризуется субъект-объект-субъектным взаимодействием).
  • 4. По способу предъявления информации: прямая – косвенная самопрезентация (прямая – представление информации о самом себе, косвенная – о субъектах и объектах, с которыми связан опосредованно).

Выделяется также успешная – неуспешная самоподача. Основными факторами успешности самопрезентации определяются характеристики, отражающие особенности социально-психологического взаимодействия человека с миром людей: социальная активность, потребность в идентификации с группой и общительность .

Вы замечали, какая просьба ставит в тупик большинство из нас? «Расскажите о себе». И вот мы уже мнемся, краснеем, ерзаем на стуле, закатываем глаза… Мало кто способен провести самопрезентацию на достойном уровне. Между тем вот вам 5 простых правил ее подготовки, которыми с порталом сайт поделилась Анастасия Тахтарова-Иванова , селфменеджмент коуч, тренер программ по управлению стрессом и энергией.

Если мы хотим, чтобы нас заметили и оценили по достоинству, нам просто необходимо научиться презентовать себя. Навык самопрезентации - настоящее искусство. Но это не дар свыше. Ему вполне можно научиться. Секрет прост: несколько правил и рекомендаций, некоторое количество усилий и времени, и вуаля - вы сделали это!

1. Привлечь внимание . В первую очередь самопрезентация - это рассказ. А рассказ должен быть увлекательным и не слишком длинным, от 3 до 5 минут.

Также стоит вспомнить принципы хорошего сторителлинга - слушателей надо заинтересовать, увлечь, заинтриговать. Если это уместно, можно начать рассказ с подходящей метафоры, чего-то неожиданного или даже немного провоцирующего.

2. Дать основную информацию - кратко, четко, ясно . Теперь, когда вы получили свою квоту внимания, можно переходить к основному блоку информации. Важно, чтобы она была емкой, представляющей сильные стороны вас как личности или вашего проекта, и довольно краткой, так как градус внимания слушателей быстро пойдет на спад. Если вы не знаете, с чего начать презентовать себя, для начала можно просто составить список своих достоинств, причем не обязательно только по заявленной теме. Из большого списка всегда легче выбрать нужное. К тому же кажущиеся не важными на первый взгляд качества при более детальном рассмотрении могут помочь выгодно подчеркнуть ваши достоинства.

Ведь главная цель самопрезентации - демонстрация своих сильных сторон и превращение слабых мест в преимущества . Вам могут задавать сложные вопросы, так что лучше заранее проработать возможные варианты.

3. Общаться с собеседником или аудиторией . Помните, что любая презентация - это продажа. Вы продаете себя, свои идеи, свою личность и убеждения, свои навыки, свой проект и т.д. А в чем успех хорошей продажи? Правильно, в коммуникации. Обращайтесь к тем, для кого вы говорите. Вовлекайте их в коммуникацию.

Задавайте вопросы, на которые можно ответить «да». Потому что, однажды согласившись с вами, люди будут склонны согласиться и тогда, когда вы предложите им еще что-либо. Например, себя в качестве потенциального работника. Используйте это золотое правило продажи.

4. Будьте собой . Одри Хепберн, одна из самых искренних актрис Голливуда, однажды сказала: «Будьте самим собой - искренне, честно и всецело. Никто не справиться с этим лучше, чем вы». Это работает и в случае презентации себя. Люди чувствуют неискренность и, напротив, открываются в ответ на ваши настоящие, истинные чувства.

Презентовать нужно свою личность, внутренние качества. Пусть не идеальная, но ваша «изюминка» привлечет к вам симпатии людей. Возможно, попадающая в ожидания маска поможет вам на первых порах. Но когда-то ее придется снять. И последствия разочарования могут быть весьма болезненными.

5. Репетируйте заранее . Самый лучший экспромт - это заранее заготовленная речь. Поэтому тщательно готовьте свою презентацию. Лучше несколько раз отрепетировать ее перед зеркалом. А в идеале - записать на видео. Так при просмотре вам удастся увидеть себя со стороны и оценить более адекватно.

P . S . Если вы боитесь

Что делать в таком случае? Ну, для начала стоит напомнить себе, что волноваться в важные для себя жизненные моменты - это вполне нормально. В случае боязни публичных выступлений вам очень помогут техники присутствия, например, так называемые «позы силы». Если же вы страдаете от заниженной самооценки, то работать надо в этом направлении. И такая работа потребует времени.

Приучайте себя к мысли, что вы достаточно хороши . Нет, не идеальны, а достаточно хороши уже здесь и сейчас. Можете написать это себе на стикере и прикрепить его на зеркале, холодильнике и т.д. И тренироваться чувствовать себя именно так. Это будет сложно, поэтому для начала даже минуты в день - вполне достаточно.


Работайте со списком своих достижений. Его можно сделать таким подробным, каким позволит ваша память. Вы научились ходить и говорить? Скорее всего, да, раз читаете это. Значит, с двумя самыми сложными вещами в жизни справились. Вот вам и первая победа. И скорее всего, таких побед наберется немало. Лучше держать список под рукой. Когда чувствуете, что начинаете сомневаться в себе - перечитайте его.

Очень часто это простое действие оказывает почти магический эффект.

От того, как человек может подать себя в обществе, зависит очень многое. Нужно уметь в любой ситуации эффектно показать свой образ в выгодном свете. Без этого вряд ли получится добиться внушительных успехов в жизни. Как же грамотно должна выглядеть самопрезентация о себе?

Часто мы слышим это слово и у многих людей возникает вопрос, что такое самопрезентация? Данная словоформа появилась в результате того, что были соединены два слова: «презентация» и «сам». Умение подать себя в различных жизненных ситуациях и есть самопрезентация. Понятие ее заключается в демонстрации своей личности для достижения конкретной цели.

Если сделать грамотную самопрезентацию о себе, то можно добиться значительных успехов в жизни. Человек, умеющий преподнести себя в выгодном свете, всегда сможет найти хорошую работу, поддерживать дружественные отношения с окружающими, влиять на людей для достижения поставленных целей.

Разновидности презентации

Виды самопрезентации подразделяются на:

  1. Природный тип.
  2. Искусственный тип.

Первой разновидностью обладает каждый человек без исключения. Ведь с той минуты, когда он появляется на свет, начинает формироваться его неповторимый образ.

Данный процесс происходит естественно, не требует какого-либо обдумывания и прогнозов. В результате него человек определяет свое место в системе общественного сознания.

Также стоит отметить, что люди не могут контролировать и изменять этот процесс, что является большим минусом такого вида самопрезентации. Эффект от природной самоподачи может быть разным, при этом не всегда он оказывается положительным для личности.

Искусственная разновидность презентации самого себя может быть сделана только тогда, когда человек научится правильно преподносить себя, чтобы выглядеть в выгодном свете. Должна быть изложена такая самопрезентация о себе кратко и красиво, чтобы у людей возник неподдельный интерес к личности. С этой целью у человека должна быть выработана оригинальная структура текста и процесса общения с людьми.

Как сделать самопрезентацию и правильно вести себя на ней? В этом случае важной является каждая деталь. Человек должен отличаться пунктуальностью и доброжелательностью.

Для того, чтобы презентация прошла успешно, следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • Большое значение имеет то, какое впечатление создастся о человеке в первые минуты встречи. Поэтому необходимо поработать над своим образом. Осанка должна быть ровной, голова поднятой, плечи расправленными, взгляд уверенным. Это будет говорить об уверенности в себе, отсутствии страхов и волнения.
  • Мало выглядеть уверенным, надо еще и быть опрятным и красивым. Внешний вид поможет поддержать правильно подобранная одежда. Следует отдать предпочтение деловому стилю. Категорически не рекомендуется навешивать на себя много аксессуаров, достаточно иметь обручальное кольцо или небольшие сережки.
  • Необходимо потренировать свой голос. Это очень важно, ведь основой самопрезентации как раз и является рассказ о себе. Ваша речь должна быть спокойной и разборчивой.
  • Ни в коем случае нельзя оставлять телефон в режиме звука, иначе зазвонив, он отвлечет внимание.
  • Внимательно нужно следить за тем, чтобы во время изложения информации не использовалось излишней жестикуляции. Нельзя скрещивать руки или ноги, ерзать на стуле, отводить глаза. Все это будет говорить о том, что человек скрытный или не готов откровенно пообщаться с окружающими.
  • Ни в коем случае нельзя проявлять скептицизм и безучастное отношение к аудитории. Такое поведение приведет к провалу выступления. Нужно показать всем свою заинтересованность в общении с ними. Однако, не стоит слишком сильно проявлять эмоциональность. Улыбаться можно тогда, когда это действительно уместно.
  • Следует наладить контакт с аудиторией посредством непринужденного общения. Следить за тем, как люди реагируют на ваш рассказ, отвечать на их вопросы, а также, если это уместно, интересоваться о чем-либо у них, демонстрируя значимость их мнения.
  • В завершении презентации обязательно нужно поблагодарить всех присутствующих за то, что уделили время, и попрощаться.

Образец ведения презентации на собеседовании

Часто используется заранее подготовленная самопрезентация на собеседованиях. Она выступает в качестве резюме. Каждому человеку необходимо знать, как написать ее, чтобы заинтересовать работодателя.

Перед тем, как назначить собеседование, работодатели обычно выдают небольшую анкету, которую необходимо заполнить. В нее вносятся все необходимые сведения о соискателе и его опыте. На вопросы в анкете необходимо отвечать кратко и достоверно.

Если работодателя она заинтересовала, то он назначит собеседование, чтобы получше узнать потенциального сотрудника. Как презентовать себя на собеседовании?

Предварительно необходимо составить краткий рассказ о том, какие имеются достижения в жизни, в каких делах есть опыт. В общем, сообщить собеседнику самые важные моменты, которые будут полезны для будущей работы. Для подтверждения своих слов хорошо будет предоставить документы, например, трудовую книжку, диплом и прочие.

При этом следует сказать о том, каких результатов удалось добиться, осуществляя трудовую деятельность в той или иной сфере. Также не стоит забывать и про личные достижения в жизни, про свои сильные стороны, положительные качества. В конечном счете, у работодателя должна сложиться такая картина о потенциальном работнике, как будто подобного человека ему уже не найти.

Человек покажет себя с хорошей стороны, если будет сам спрашивать о деятельности компании, уточнять что-то важное. Работодатель сразу проявит доверие, понимая, что интерес внести свой вклад в развитие фирмы у потенциального работника и правда есть.

Не следует думать, что задавая вопросы, человек навязывается, выпрашивая вакантную должность. Ведь сотрудник сам продает свой труд за вознаграждение, поэтому должен знать, на что соглашается.

Необходимо четко отвечать на вопросы, которые будет задавать будущий начальник. Особенно нужно быть внимательным, когда они касаются именно профессиональной деятельности. Исходя из того, насколько правильные ответы получит собеседник, может сложиться мнение о выступающем человеке, как о специалисте.

Пример самопрезентации

Для того, что буквально понять, как строится рассказ о себе, следует рассмотреть образец самопрезентации. Так выглядит готовая самопрезентация при устройстве на работу.

«Добрый день! Меня зовут Оксана Иванова. Я всегда с ответственностью подхожу к своим обязанностям, легко нахожу общий язык с коллегами, уживаюсь с любым коллективом, потому как обладаю довольно гибким характером. У меня есть свои моральные устои, через которые я никогда не переступаю. Поэтому нет таких поступков, за которые мне было бы стыдно.

Я очень целеустремленный человек, всегда знаю, чего хочу добиться в этой жизни. При этом я никогда не буду строить карьеру за счет кого-то, я полагаюсь исключительно на свои силы, используя открытые методы. Я полностью окунаюсь в рабочий процесс, в котором мне важна каждая деталь. На предыдущем месте работы к моему мнению прислушивалось начальство, и мы вместе работали над эффективностью труда. Если это будет нужно, я с радостью поделюсь своим взглядом на существующие проблемы в процессе работы.

У меня имеется большой опыт в продажах. Но, несмотря на это я всегда готова учиться чему-то новому, совершенствовать свои навыки, чтобы достичь еще более высоких результатов в профессиональной деятельности. Я имею возможность подтвердить наличие специальности дипломом о высшем образовании, а опыт – трудовой книжкой. Также у меня имеется положительная характеристика от предыдущего работодателя.

Я уверенно пользуюсь компьютером, отлично разбираюсь в документации, с легкостью привлекаю клиентов, этого мне помогли добиться специальные курсы по психологии. К тому же я имею возможность заинтересовать людей любой продукцией, потому что настолько погружаюсь в свое дело, что знаю все о каждом товаре.

Что касается личных интересов, то я много читаю, занимаюсь спортом и веду здоровый образ жизни. Знаю два иностранных языка: английский и немецкий.

Вашу фирму я выбрала потому, что считаю ее перспективной и успешной. Меня привлекает, что у Вас я могу быть спокойна относительно стабильности, размера заработной платы, возможности роста по карьерной лестнице. Деятельность организации меня сильно заинтересовала, я бы хотела внести свой вклад в ее развитие».

Этот и подобные ему примеры написания рассказа о себе помогут понять, как нужно писать самопрезентацию в виде резюме.

Таким образом, подача себя является важным моментом для успешного человека. С помощью умения представления своей личности в выгодном свете, можно достичь положительных результатов в жизни.