Продолжает знакомить наших читателей с самым сказочным жанром фотографии.

Итак, левитация... Тема в фотографии не новая, но на мой взгляд еще не настолько «избитая», чтобы не остановить свое внимание на себе и не попробовать ее раскрыть еще больше, возможно, привнеся что-то свое, индивидуальное и характерное именно вашему стилю съемки.

Для тех, кто не знаком с этим понятием, небольшая вырезка из Википедии:

«Левитация (от лат. levitas „легкость, легковесность“) - психическое или физическое явление, при котором предмет без видимой опоры пари́т в пространстве (то есть левитирует), не касаясь твёрдой или жидкой поверхности. Левитацией не считается полёт, совершаемый за счёт отталкивания от воздуха, как у насекомых или птиц. В религии и мистике под левитацией понимается способность сверхъестественным образом преодолевать гравитацию без дополнительных приспособлений.»

Я уже достаточно давно увлечена этой темой и периодически в своих работах заставляю моделей оторваться от реальности и забыть о земной гравитации. Снимать левитацию правильно я стала не так давно. Сначала я просто фотографировала модель и уже на этапе обработки придумывала для своих работ какую-то идею. Конечно, это гораздо сложнее, чем снять изначально все правильно. О некоторые нюансах создания таких работ я попробую сегодня рассказать.

Начать хочу с техники съемки. Все достаточно просто, но если вы хотите, чтобы ваши фотографии получились реалистичными и «цепляющими» взгляд зрителя, то нужно приложить немного больше усилий и фантазии, чем просто совместить пару кадров в фотошопе.

Итак, первое - это съемка. Конечно, в идеале во время фотосессии было бы обзавестись возможностью подвесить модель на специальные стропы, но, к примеру, мне такой возможности ни разу не было предоставлено. Очень советую взять с собой на съемку штатив, но и его наличие не так важно, как описывают в некоторых уроках.

На примере двух своих фотографий я расскажу вам, как я работала над эффектом левитации и поделюсь некоторыми секретами.

На этой картинке девушка (модель Алена Водонаева) как бы зависла в воздухе. Я хотела передать не полет, а именно то мгновение перед полетом, когда еще есть некоторая связь с поверхностью земли, но гравитация уже отсутствует. Мне показалось, что модель должна быть «связана» с каким то предметом, в данном случае это скамейка, которая неплохо вписалась в общий интерьер.

Изначально я сняла исходный кадр, без модели и скамейки. Затем мы с ассистентом попробовали подложить под ножку скамейки подпорку, которая позволила ей встать так, как она расположена на картинке, позже, совместив два кадра в фотошопе подпорку я убрала. После этого мы поставили модель на скамейку и попытались поддержать ее в том ракурсе, в котором она должна была стоять по моей идее. Но один-единственный момент разбивал в крах все задуманное. Если модель реально стоит на скамейке, значит, ее стопы в любом случае будут несколько вдавлены в поверхность, и, соответственно, эффект невесомости сразу терялся. По моей задумке модель должна только чуть-чуть касаться кончиками пальцев поверхности, на которой стояла еще мгновение назад. Добиться этого эффекта возможно только подвесив модель на специальные стропы. Тогда я просто сняла девушку отдельным кадром, но на фоне той же серой стены и с тем же освещением, а потом просто вырезала и поставила туда, куда мне хотелось. Соответственно, основная трудность была в том, чтобы качественно вырезать модель и «вписать» ее в основной фон. Здесь сделать это было не так сложно, потому как модель была снята изначально с нужным освещением. В конце я немного доработала свет, падающий из окна, добавила пар и проработала платье модели. Его я составляла по кусочками из фотографий того же сета. Мне часто не хватает одного кадра, по этому для создания работ в стиле fine-art я изначально снимаю очень много исходников.

С другой работой (главное фото) было еще проще. Сначала был снят кадр с интерьером. Затем на кровать я поставила табурет и модель легла на него так, как мы придумали. Да, в фотошопе было совмещено всего два кадра, но на моменте постобработки мне необходимо было достаточно кропотливо дорабатывать те детали, которые были «срезаны» вместе с табуретом. Нужно было правильно «прогнуть» спину модели, убрать лишние тени, тщательно прорисовать волосы на графическом планшете. Элемент некоторой загадочности я добавила облаками, которые так же, как и модель, «зависли» над кроватью.

Как видите, работы было проделано достаточно много, особенно на этапе постобработки, поэтому я сразу могу развеять миф о том, что для съемки левитации нужен только лишь штатив и совмещение пары кадров в фотошопе.

И в заключении хочу сказать, что важно не забывать о творческой стороне, о своей индивидуальности, и обязательно, помимо самого эффекта левитации, создать именно свой образ, свою картинку, автор которой будет узнаваем.

Любители фотографий в сети Интернет могут найти всевозможные стили обработки фотографий. Вашему вниманию предлагается рассмотреть направление файн-арт на примере работ «Пряча мое сердце » (Hiding my heart) немецкого фотографа Андреа Хубнера (Andrea Hubner).

Файн-арт – это направление в художественном оформлении фотографии, включающее в себя образы и цветовую тональность. Безусловно, для данного жанра необходимо и модель одеть и накрасить в соответствующем стиле, но для примера обработки фотографии возьмем обычную фотографию девушки. Нам необходимо придать фотографии сине-оранжевые тона.

Открываем изображение (пример) и приготовимся создавать массу корректирующих слоев. Создаем корректирующий слой «Цветовой тон/Насыщенность» и начинаем придавать синеву.

Создаем корректирующий слой «Уровни», настраиваем изображение, делая его темнее.

Создаем корректирующий слой «Цветовой тон/Насыщенность» и устанавливаем «Тонирование», сдвигая курсор в сторону синего цвета.

В слое-маске этого корректирующего слоя кистью мягкого типа черного цвета прокрашиваем девушку.

Это делается для того, чтобы откорректировать задний фон.

Копируем слой с девушкой и перетаскиваем его поверх всех слоев. Приделываем к этому слою слой-маску и в ней кистью черного цвета закрашиваем все, кроме девушки. Нажимаем на вторую часть слой (с девушкой) и заходим во вкладку «Изображение» открываем «Коррекция» и далее «Цветовой баланс». Настраиваем тональность девушки. Изменяем режим наложения слоев на «Цветность» и уменьшаем непрозрачность до 40-50%.

Возвращаемся к нижним слоям и над слоем с девушкой создаем корректирующий слой «Кривые», чтобы откорректировать освещение.

В слое-маске этого корректирующего слоя кистью черного цвета закрашиваем девушку.

Становимся на верхний слой и «Прямоугольным выделением» обводим все изображение. Заходим во вкладку «Редактирование» — «Скопировать совмещенные данные» — «Вставить». Для слоя с совмещенными данными заходим во вкладку «Фильтр» — «Имитация» — «Масляная живопись». Задаем минимальные значения.

Создаем корректирующий слой «Фотофильтр» и задаем цвет оранжевой тональности.

Изменяем режим наложения слоев на «Насыщенность» и уменьшаем непрозрачность до 90%.

Возвращаемся к слою с совмещенными данными и обрабатываем изображение. Инструментом «Размытие» небольшого диаметра проходим по коже девушки, не задевая черты лица.

Этим же инструментом сглаживаем задний фон.

Инструментом «Осветление» с непрозрачностью в 50% проходим по щекам.

Создаем новый слой и кистью синего цвета рисуем над глазами небольшие кружочки. Изменяем этому слою режим наложения на «Исключение» и уменьшаем непрозрачность до 10-20%.

Создаем новый слой и кистью под цвет помады прорисовываем губы. Этому слою изменяем режим наложения на «мягкий свет» и уменьшаем непрозрачность до 60-70%

Инструментом «Затемнение» подрисовываем тени на веках.

Таким образом, получаем изображение с нереалистичными цветовыми тонами.

Свадебный файн арт уже несколько лет является предметом многочисленных дискуссий фотографов. Одни профессионалы заявляют, что он «мертвый» и статичный, а другие считают, что искренние эмоции и мимолетная красота момента, свойственные файн арту, - ключ к созданию идеальных свадебных фотографий.

Считается, что в свадебную индустрию fine art пришел стараниями известного американского фотографа Хосе Вийя. Именно он впервые использовал этот термин в своей работе, что позволило говорить о конкретном стиле и выделить отдельные характерные черты.


Фотограф Jose Villa (Хосе Вийя)

Сам Хосе говорит так: «Задача файн арта - не просто запечатлеть момент на свадьбе, но попытаться создать произведение искусства, скоординировать все детали в кадре и, с помощью определенных техник и приемов съемки, сделать картинку отличительного стиля».



Но как бы много ни спорили на тему файн арта, все еще остается множество нерешенных вопросов: например, можно ли отнести его к вечной классике или это очередной тренд, который уйдет спустя несколько лет? Почему сейчас он так востребован? Возможно ли сделать такие снимки в реалиях русской свадьбы?



ФотографJose Villa (Хосе Вийя)

Чтобы разобраться во всех этих нюансах, давайте обратимся к мнению профессионалов, фотографов, которые постоянно и с удовольствием снимают свадебный fine art.

Что такое fine art - отдельный стиль или художественная фотография? Я думаю, здесь все просто. Достаточно открыть англоязычную «Википедию» и прочитать толкование определения: фотография, созданная в соответствии с видением художника как фотографа. В таком ключе она не ограничена средствами: это необязательно должна быть только пленка, светлая гамма, мягкий фокус и тому подобное. С другой стороны, в свадебной сфере fine art - целое направление, возникшее во многом по причине противопоставления его репортажной съемке. Таким образом файн арт и приобрел стилистические черты, как раз те, что я перечислил выше.

На мой взгляд, такой способ и стиль отображения является наиболее правильным, передающим суть и эмоции свадебного дня. Все согласятся, что свадьба - это праздник, наполненный женской энергетикой, вокруг невесты совершаются ключевые ритуалы, оформление, как правило, нежное, так сказать, женское. Стиль fine art, если все же говорить о нем как о стиле, тоже по энергетике женский. Его можно описать как «мягкий», «нежный», «воздушный», то есть эпитетами, свойственными женской сущности, в противоположность мужским, например, «контрастный», «резкий», «дерзкий». Еще можно отметить, что этот стиль идеально передает свадебный день по форме подачи. Я имею в виду то, что в нем уделяется равное внимание и деталям, и портретам, и репортажу.

Изначально термин «файн арт» ввел, так сказать, «патриарх» этого направления - калифорнийский фотограф Хосе Вийя. В Калифорнии, конечно, погода солнечней, чем у нас, поэтому так повелось, что отечественный файн арт - фото на пленэре, на закатном солнце. Но я думаю, что это ограничение существует только в головах у фотографов. Опять же, тут все упирается в профессионализм фотографа, в то, как он может работать со светом, в помещении, под дождем. Могу привести пример: одна из самых моих сильных съемок Wabi-Sabi, которую опубликовали в нескольких журналах и блогах, которая мне лично больше всего нравится, была сделана в середине ноября, в помещении, когда пошел первый снег, а небо было темным, словно перед грозой.

Как и везде, здесь важно качество работы, ведь недостаточно называться fine art-фотографом и снимать по шаблону одно и тоже. Поэтому я думаю, что стоит заботиться не о соблюдении стиля, в котором ты снимаешь, а об уровне работы в этом стиле. Хорошие фотографы всегда будут востребованы, и не имеет значения, в каком стиле они работают. Я использую пленку, потому что именно она помогает достичь нужного объема и цвета, светлой гаммы, свойственной импрессионизму. С другой стороны, цифра дает возможность поймать то, что во время съемки можно и не заметить. Комбинируя эти инструменты, я и занимаюсь своим «файн артом».

Думаю, что для каждого стиля находится свой клиент, и хорошо, когда есть разнообразие. Стиль fine art наиболее близок к живописи, в частности, к импрессионизму, то есть, можно сказать, к классике, а классика всегда востребована.

Безусловно, файн арт - это художественная фотография, занявшая свою нишу на свадебном рынке. Вокруг него всегда много споров: пленка или цифра? Живые эмоции или томность? Но и то, и другое - это и есть файн арт, просто для каждого он свой. Для меня такие снимки - классические, спокойные, не перегруженные деталями и красками, довольно простые, но очень душевные картинки, наполненные воздухом и светом.

Если свадьбу организует агентство, и стиль свадьбы выдержан во всем, начиная с утра невесты и заканчивая свадебным фейерверком, снять fine art в реалиях русской свадьбы вполне возможно. Но для этого нужна большая предварительная работа. Пары не так хорошо разбираются в определениях, им это не нужно, они смотрят портфолио, а потом заказывают то, что им нравится больше всего. 95% моих пар приходят именно за картинками в стиле fine art, сами того не понимая, то есть за светлыми и воздушными фотографиями, наполненными нежностью. Судя по тому, как часто меня просят сделать именно такие фотографии, файн арт определенно сейчас очень востребован.



На первой встрече я всегда рассказываю паре, что нужно, чтобы получить те фотографии, на которые они рассчитывают, и чем больше пара мне доверяет и прислушивается к моему мнению, тем лучший результат получается в итоге. Вместе мы выбираем места для съемки, обсуждаем оформление свадьбы, место торжества. Я подсказываю ребятам, каким площадкам отдать предпочтение, если они хотят, чтобы банкет был снят в том же светлом ключе. Все это очень важно, чтобы в итоге получить целостную картинку в одном стиле.

В своей работе на свадьбе я совмещаю разные стили, но файн арт прочно занял свои позиции во время съемки утра невесты и на свадебной прогулке. Можно сказать, что я взяла от файн арта самое лучшее, но оставила акцент на главном для меня: на эмоциях людей, с которыми и для которых я работаю. Очень важно, чтобы пара «жила» в кадре, и для этого ребятам нужно немного помочь, ведь чаще всего это их первый опыт фотосъемки. Я подбираю для них позы, подсказываю, как себя вести, но самое главное - я постоянно с ними общаюсь в процессе съемки, что очень помогает получить те самые настоящие эмоции, которые так ценятся спустя годы. А особенная теплота и легкость снимков достигается с помощью последующей обработки.



Утром очень хочется показать всю нежность девушки, тот трепет, с которым она собирается, всю ее красоту! На прогулке я также обращаюсь к файн арту, использую простые и понятные парам позы, в которых их ничего не отвлекает друг от друга. Я люблю снимать нежность, мне нравится показывать чувства людей, и файн арт для этого самый лучший выбор. С его появлением я добавила в свою обработку фотографий больше света и тепла, благодаря чему картинки стали еще более нежными, а также стала больше внимания уделять деталям, которые невесты с таким вниманием готовят для своего свадебного дня. Но бывает и так, что я снимаю утро невесты и прогулку с очень нежным настроением и в легкой светлой гамме, а банкет проходит в лофтовом пространстве с приглушенным светом и совсем другим настроением. Тут уже не место файн арту, и я снимаю очень динамичный и драйвовый репортаж.

У нас в России очень много талантливых фотографов, снимающих в стиле fine art. А вот обстоятельства работы сильно отличаются от зарубежных. В первую очередь это касается погодных условий, особенно, конечно, это актуально для этого лета. Многим парам приходится экстренно решать с организаторами вопрос переноса торжества в другую локацию. Задуманные изначально банкет или выездная церемония в идеальных для файн арта условиях - на свежем воздухе - переносятся на закрытые площадки, и далеко не всегда это площадки с естественным светом. Наша задача - сделать красивый материал при любых условиях. Поэтому я считаю, что российские фотографы отличаются своим профессионализмом, креативностью, а еще - мощнейшим желанием быть лучше и развиваться. Нам скучно просто снимать хорошо!



Что касается разновидностей файн арта, существуют разные интерпретации моих коллег на эту тему. Но это немного другое, здесь речь идет скорее о видении фотографа. В общем, в файн арте есть место и постановке, и репортажу, съемке портретов, эмоциям, декору, флористике. Пусть сама я не сразу прониклась файн артом, но теперь уже два года снимаю его с большой любовью. Думаю, картинки, снятые в этом стиле, будут актуальны спустя многие годы, настолько они получаются стильные, простые и естественные.

Я считаю, что fine art-фотография очень близка к классической фотографии и скорее является ее ответвлением. Выделять файн арт в отдельный стиль я бы не стала. Да, эти фотографии отличаются тем, что сняты в светлом ключе, с большим акцентом на деталях, чаще всего - на пленку и при определенном освещении, но принципиально большой разницы с классической фотографией нет. Фай нарт - это больше о том, на что снимать и как обрабатывать, это воздушность и нежность кадра, мягкость цвета и чувственность, эмоции, акценты на деталях и атмосфере. Этого можно добиться даже с помощью цифровых камер, а не только пленочных.

Свадебный fine art сегодня очень востребован. Мои клиенты приходят с пожеланиями получить именно светлую картинку, часто даже не опираясь на понятие «файн арт», а основываясь на своих ощущениях. Именно фотографии в такой стилистике им хочется получить со своей собственной свадьбы. Повторюсь, что, по моему мнению, файн арт-съемка - это классическая фотография, тренд, который еще долго не выйдет из моды, или же пик этого тренда будет циклично повторяться, и к нему будут возвращаться снова и снова.



Единственное, чего не хватает чистому файн арту и что может повлиять на то, сколько этот тренд будет жить - качественный репортаж. Часто на свадьбы необходимо приглашать не только файн арт-фотографа, но еще и одного репортажника. Дам совет всем невестам - если вы хотите обойтись только одним специалистом, обязательно смотрите порфолио: у файн арт-фотографов - съемку репортажа, а у репортажного - съемку постановки.

Снять красивую свадебную съемку в стиле fine art в России, конечно же, сложно, но реально, этому должна предшествовать большая кропотливая работа целой команды хороших специалистов. Все зависит от множества факторов: происходит ли организация торжества самой невестой или же с помощью агентства, от насмотренности и чувства вкуса, от тайминга дня, от тщательной проработки деталей, от подбора локаций сборов, выездной церемонии и ресторана.



Понятно, что файн арт у отечественных фотографов отличается от западных. В первую очередь тем, что в нашей широте невозможно добиться того же самого света, как, скажем, на калифорнийском закате, просто в силу того, что у нас все выглядит иначе. Очень часто клиент приходит с картинками, найденными на pinterest, например, с фотографиями пар с западного побережья Америки. А по запланированному таймингу дня на свадьбе - прогулка в солнечный полдень в Царицыно. Увы, в таком случае получится только зеленая от рефлексов от травы кожа, но никак не приятный пленочный цвет лица. И это еще один совет для невест: обязательно прислушивайтесь к тем специалистам, которым вы доверяете свой день. Если вы хотите получить именно те фотографии, которые видите в портфолио фотографа, будьте готовы подстраивать свой тайминг под свет, от которого как раз и зависит красивейшая файн арт-фотография.

Мне очень нравится снимать в светлом ключе. Нравится снимать нежное, наполненное воздухом утро невесты, прогулки на закате и всю классическую постановку. Мне кажется, что именно такая фотография останется классикой даже спустя многие десятилетия.

Мы любим снимать в этом стиле, так как он отлично передает теплоту отношений между молодоженами. Если репортажная фотография - это больше из разряда «что было на свадьбе», то файн арт - это скорее «как мы друг друга любим». У каждого фотографа свое видение, свои ракурсы и свое настроение в момент обработки. Плюс большую роль играют место съемки и световые условия. Поэтому каждая серия в любом случае чем-то отличается, от этого никуда не уйти.

Если для фотографа важен не тренд, если он действительно так видит и чувствует, то его самого и его фотографию можно назвать настоящими.

Основы

Фотография — это не цвет, свет, композиция или поза, это произведение множества элементов, которые рождают единое целое. То, что заставляет тебя смотреть на нее снова и снова, искать и находить что-то свое. Любой вид искусства — это нечто субъективное, нельзя любить что-то, чего не понимаешь, не чувствуешь. Также и фотография. Если она заставляет зрителя чувствовать — значит, она задевает нужные струны внутри него и была создана не зря.

Я чаще всего отзываюсь на работы, сделанные в стиле fine art — будь то фотография или живопись. Этот стиль способен лучше других передавать пластику и объем, свет, мягкость линий, их гармонию и неконфликтность.

Что такое fine art фотография?

Fine art — не постановка и не репортаж. В классическом понимании fine art фотография вообще никак не связана с пленкой, свадьбой или декором. Это скорее техника использования света и цвета в кадре, построение композиции, расстановка доминирующих и слабых нот в общем рисунке. Словом, все то, что дает элементам в кадре звучать, как музыка.

Fine art — это умение делать простые вещи красивыми. Сегодня мы говорим о стиле fine art в свадебной фотографии, законодателем которого является Jose Villa. По крайней мере, он так утверждает. Спорить не будем, он действительно был первым фотографом, использующим это название для своих работ.

Что отличает этот стиль от других?

Прежде всего — внутренний вкус, чувство стиля, стремление к прекрасному и уровень визуального образования. Это гораздо важнее, чем найти нужный цвет или готовый пресет, ведь цвет — только один из элементов, его также нужно учиться чувствовать. Например, в репортажной съемке он не так важен. Цвет не влияет на жанр, только помогает идентифицировать автора. При этом в свадебной fine art фотографии есть свои стандарты, которые помогают зрителю сразу выделять такие снимки, и цвет и свет являются первичными визуальными признаками.

Обратная сторона

Конечно, тут же мы получаем обратную сторону такой стандартизации — отсутствие индивидуальности. То же самое произошло с популярными фильтрами vsco и стилем kinfolk — все стали одинаковыми. Поэтому фотографу надо учиться прыгать выше этих стандартов и выделяться другими качествами — вкусом, чувством стиля – т.е. вторичными признаками, которые и станут его отличительной чертой. Снимает он при этом на пленку, на цифру или на спичечный коробок, уже не имеет значения.

Стиль вне времени

Многие думают, что свадебный fine art — это определенные позы и статичность. Полагаю, что такое мнение формируется из-за многочисленных стилизованных съемок, которые очень похожи друг на друга. Получить достойный результат в стерильных условиях гораздо проще: профессиональные модели, декораторы, время и место с хорошим светом – и даже свадебным фотографом быть необязательно.

Это обратная сторона жанра — визуально его легко скопировать. Хотя подготовка к действительно вдохновляющим стилизованным съемкам бывает порой такой же длительной и кропотливой, как и подготовка к свадьбе. Это большая работа и благодаря таким съемкам повышается свадебная культура, невесты и вендоры свадебной индустрии черпают в них свое вдохновение. Ведь fine art фотография — это квинтэссенция запросов большинства невест, и я бы назвала этот стиль идеальным для свадебной съемки, стилем вне времени.