Каков идейный смысл стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»? О каком празднике говорится в нем?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В литературе встречается устойчивая ошибка: это небольшое произведение связывают с праздником Благовещения. Однако из письма А.С. Пушкина к Н.И. Гнедичу (1784 - 1833) мы узнаем другое: «13-го мая. Кишиневъ. Благодарю вас, любезный и почтенный, за то что вспомнили вы Бессарабскаго Пустынника. Он молчит, боясь надоедать тем, которых любит, но очень рад случаю поговорить с вами об чем бы то ни было […]. Знаете ли вы трогательный обычай рускаго мужика въ светлое Воскресеніе выпускать на волю птичку? вотъ вамъ стихи на это —

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку отпускаю
На светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью:
За чем на Бога мне роптать
Когда хоть одному творенью
Могу я волю даровать?»

(Соб. соч. в 10-ти томах. Т. 10). Окончательный вариант, опубликованный в журнале «Литературные листки» (1823, № 2), претерпел небольшие изменения: выпускаю (вместо отпускаю ), На светлом празднике (При светлом празднике), За что (вместо - За чем ), Я мог свободу даровать (вместо - Могу я волю даровать ).

Птичка

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.

Из приведенного письма видно, что светлым праздником весны в стихотворении названа святая Пасха. Стихотворение написано в 1823 г. Тогда Светлое Христово Воскресение праздновалось 22 апреля (по юлианскому календарю). Письмо к Н.И. Гнедичу было написано 13 мая, ровно через три недели. День этот был воскресный - 4-я неделя по Пасхе (О раслабленном ).

Стихотворение «Птичка» проникнуто личными переживаниями. Поэт был в ссылке в Бессарабии (в чужбине ). Неволя сильно томила его. На Руси на святой праздник Пасхи был древний христианский обычай: люди, располагавшие средствами, употребляли их на выкуп из тюрьмы попавших туда невинных должников. В обычае выпускать в день святой Пасхи на волю птиц поэт видит символическое выражение данной Богом человеку свободы творить дела милосердия, в том числе и освобождать людей из неволи.

Ответ редакции

7 апреля Православная церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы — это один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православии. Это непреходящий праздник: православные всегда отмечают его 7 апреля.

Что означает Благовещение?

Благовещение по-гречески — Евангелие, Εὐαγγελισμός, благая весть. Праздник носит имя книг апостольского свидетельства, основы христианства.

Евангелие от Луки повествует: архангел Гавриил был послан Богом возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца: «…и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:28-33).

Мария так ответила ангелу: «Да будет мне по слову Твоему».

Так в городке на севере Израиля Назарете Божий посланник (по-гречески άγγελος, ангелос, вестник, ангел) возвестил будущей Богородице, что именно через неё в мир явится Христос, Мессия, приход которого предрекали пророки, а народ Израиля ожидал сотни лет, и она приняла эту весть достойно.

Евангельский рассказ о Благовещении указывает на исключительное место Марии в истории спасения. Начиная со II века Благовещение Девы Марии считали первым в христианской истории шагом к искуплению, в котором послушание Девы Марии уравновесило непослушание Евы (толкование Иринея Лионского).

Благовещение. Андрей Рублёв. 1408 год.

Почему православные празднуют Благовещение 7 апреля?

Есть гипотеза, что установление даты Благовещения связано с расчётом дня смерти Христа — 7 апреля (25 марта по григорианскому календарю). Это предположение , сделанное в III веке, основано на уверенности, что земная жизнь Христа длилось круглое число лет.

Некоторые церковные авторы (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагали, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 7 апреля (25 марта), так как в этот день (по одной группе преданий) Бог создал человека; человек же, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в полноте жизни (то есть быть искуплён) в то же время, в какое был сотворён.

И наконец, считают, что Благовещение стали праздновать 7 апреля (25 марта) в IV веке в результате «историзации» календаря евангельских празднований: поскольку праздник Рождества Христова был исторически установлен значительно раньше — 7 января (25 декабря), Благовещению посвятили день, на девять месяцев предваряющий Рождество.

Католики празднуют Благовещение в соответствии с григорианским календарём 25 марта. Православная церковь отмечает церковные праздники по старому стилю — на 13 дней позже, используя юлианский календарь.

Почему в Благовещение отпускают на волю белых голубей?

На Руси существовал обычай выпускать в Благовещение голубей и других птиц на свободу. Белый голубь с древних времён олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а его белоснежные крылья — одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь посвящает этих птиц Богородице.

Русский поэт, писатель, журналист Аполлон Коринфский в 1901 году так описывал эту древнюю русскую традицию: «С незапамятных пор ведётся на Руси добрый обычай выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по сёлам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла <…> В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: „Дайте выкуп за птичек — пташки Богу помолятся!“».

В постсоветской истории Русской православной церкви этот обычай был возрождён в 1995 году, и сегодня при многих храмах после литургии в небо выпускают белых голубей.

Интересно, что до революции 1917 года птиц, которых выпускал патриарх в небо над Благовещенским собором Кремля, покупали на Охотном ряду. Сегодня голубей, которых выпускает патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. После того как эти голуби взмывают в небо, они спустя какое-то время собираются в стайки и возвращаются в свои питомники.

История праздника

Церковное воспоминание Благовещения вошло в практику в середине VI века в Константинополе и вскоре распространилось на Востоке. В VII веке этот праздник появился в Риме и Испании, а Галлия приняла его лишь в VIII веке.

В Средние века отсчёт дней в году нередко вели от дня Благовещения (в Англии этот обычай сохранялся до 1752).

Первые изображения сцены Благовещения относятся к V веку, позже Благовещение стало излюбленным сюжетом христианского искусства и постоянной темой византийских икон, средневековой скульптуры и ренессансной живописи.

Если Благовещение приходится на Великий пост, то пост ради него ослабляется.

Квинт Септи́мий Фло́ренс Тертуллиа́н (лат. Quintus Septimius Florens Tertullianus; 155/165, Карфаген — 220/240, там же) — один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, автор 40 трактатов, из которых сохранился 31.

Благовещение особый праздник, святые отцы учители Церкви называют его началом Божественных праздников и торжеств, древние церковные историки считали этот день, 7 апреля, также днем сотворения мира и днем Воскресения Христова по солнечному календарю.

Зарождение Богомладенца в чреве Девы Богородицы стало воплощением Бога Слова, и именно в этот день Бог вочеловечился и поселился среди людей. Архангел Гавриил явился Марии не только для того, чтобы возвестить Ей то, что Бог избрал Ее своей Матерью, но и за тем, чтобы испросить Ее согласие на это. Поэтому, согласившись исполнить волю Божию, Дева Мария стала соучастницей нашего спасения.

Перед тем как сотворить первого человека Отец Небесный совещался со своим Единородным Сыном, говоря: сотворим человека; вводя же в мир Сына, Господь совещается с Девой, этим человеческое естество, в лице Богородицы Марии, поднимается на высоту недоступную даже ангелам.

В Благовещение принято отпускать на волю птиц, это символический обычай - знак того, что по воле Бога и Божией Матери нам дана свобода от греха.

В церковном календаре Благовещение - праздник благовестил Пресвятой Деве Марии. С. В. Максимов замечает, что «по силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту отведены первые места Рождеству Христову и Св. Пасхе…

На третьем же месте излюбленных торжественных дней св. церкви повсеместно поставлен день 25 марта - Благовещение Пресвятыя Богородицы (по новому стилю - 7 апреля ).

Самый праздник считается днем полнейшего покоя и совершенной свободы, понимаемых в таком обширном значении, что, напр., во многих черноземных местах целые семьи вечером, при закате солнца идут на мельницы и здесь располагаются на соломе все, и стар и млад, для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. В этот день благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд, в день, когда даже грешников в аду перестают мучить и дают им отдых и свободу, величайшим грехом считается мельчайшая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье предшествует этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании… что «в Благовещеньев день -птица гнезда на завивает, девица косы не заплетает… »

Приметы и суеверия

С Благовещением связано множество примет и суеверий. В первую очередь они относятся к «благовещенской просфоре» - главной принадлежности праздника. С. В. Максимов сообщает: «Их (просфоры. - М. К.) кладут в севалку на обеспечение благополучия всходов и урожая; измельченными в крошки смешивают с посевными семенами, примешивают в корм рабочему скоту и т. д. Сами хозяева посевного хлеба в поле из мешка в мешок не пересыпают. В день сева никому и ничего взаймы не дают, пустые мешки с поля везут, а не несут, и с Благовещения никто и никогда не станет сеять, чтобы не накликать неурожая. Есть даже поверье, что в какой день случился этот праздник, тот полагается несчастным для посевов и пахоты, а следующий за ним день самый удачный и счастливый ».

В Благовещение (и накануне) в домах стараются не зажигать огня, иначе поля сгорят во время пожара. Однако удача суждена тому, кто догадается в этот день сжечь несколько щепоток соли, ибо жженая соль исцеляет от лихорадки. Если женщина помелом сгонит с насеста кур, то к Пасхе они обязательно начнут нестись.

Воры и прочие нечистые на руку люди в этот день стараются что-нибудь «заворовать», пускай сущую безделицу, чтобы потом целый год радоваться удаче, поскольку, если вора не поймают в день Благовещения, он следующие двенадцать месяцев может красть без опаски быть пойманным.

И. П. Сахаров пишет, что «... заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю… Под Благовещенский вечер наши поселяне приходят в подвалы с кочаном капусты и кладут на землю, скрытно от всех. Этот кочан должен быть первый, сорванный осенью с гряды. На другой день, возвращаясь от обедни, рассматривают кочан. Говорят, что будто счастливцы находят в нем семена, от которых родившуюся капусту никакой мороз не убивает… Поселяне под Благовещение ночью сжигают свои соломенные постели, скачут через огонь и окуривают свои платья. Постель… будто для того сжигают, чтобы истребить болезни; скачут через огонь для того, чтобы избавить себя от призора; окуривают платья для того, чтобы предостеречь себя от обаяния… Если на Благовещение будет день красный, то наши поселяне предполагают, что этот год будет пожарный. Если пойдет дождик, поселяне думают, что год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный лов рыбы. Если на этот день будет мороз, они ожидают несколько утренников… У наших поселян есть странное понятие о птицах, свивающих гнезда в сей день. Они полагают, что такие птицы за свой поступок теряют силу в крыльях и в наказание осуждаются ходить по земле. Не отсюда ли произошло замечание: «На Благовещение и ворон гнезда не свивает ».

Делать в этот день ничего нельзя, сказано «Птица гнезда не вьет».Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год. Существуют стародавние приметы, связанные с этим днем:

  • - Нельзя расчесываться (по возможности) – волосы выпадать будут.
  • - Под дымом не сидят, т. е. не готовят горячего и печи не топят (готовить нельзя).
  • - В какой день Благовещенье, в тот, во весь год, никакого дела снова не начинать.
  • - Коли на Благовещенье снег на крышах есть, так будет еще на Егория (6 мая) в поле.
  • - Если на Благовещенье ветер, иней и туман – к урожайному лету; если дождь – родится рожь, будет грибное лето; если мороз – урожай на грузди; если гроза – к теплому лету, урожаю орехов; если хорошая погода – к пожарам, грозному лету.
  • - Благовещенье без ласточек – холодная весна.
  • - Если на Благовещенье ночь теплая – весна ранняя и дружная.
  • - Нужно что-то украсть – для счастья (если работаете в офисе возьмите домой ручку или карандаш и используйте по назначению).
  • - На суровую пряжу не глядят (шить и резать ножницами нельзя).
  • - В Благовещенье никто и никогда не станет сеять, чтобы не накликать неурожая. Есть даже поверье, что в какой день случится этот праздник, тот полагается несчастным для посевов и пахоты.
  • - Просфора с Благовещенья считается целительной, а если раскрошить и смешать с семенами – к хорошему урожаю.
  • - Надо сжечь соль для счастья и здоровья и использовать ее по назначению.

1 . В Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) ни в коем случае не занимают в долг и ничего не отдают из дома. В противном случае вы отдадите свое здоровье, благополучие и покой.
2. В Благовещенье не следует ходить в парикмахерскую, а также не рекомендуется делать что-либо с волосами и даже причесываться, ибо в Писании сказано: «Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет».
3. Благовещенскую просфору можно хранить целый год: если кто-либо в семье заболеет, то можно ею лечить.
4. Кто в Благовещенье от утра до полуночи назовет мужа 34 раза «милый» - весь год у мужа любимой будет.
5. Зола, взятая из поддувала на Благовещение, имеет силу при снятии порчи. Также если сжечь соль в печи, то полученная зола хранится для обсыпания огорода в целях его защиты. Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений; когда они портятся, их посыпают этой золой.
6. Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь.
7. Под Благовещение не тушат огней в избах и лампад на ночь - лучше уродятся пшеница, рожь, лен и картошка; не выжжет молнией урожай и постройки.
8. На какой день недели приходится Благовещение, в тот круглый год никакого нового дела не начинать. Например, если Благовещение пришлось на среду, то дела не начинают ни в одну среду в течение всего года.
9. «Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год проведешь.» В этот день запрещается работать. На Благовещение и Пасху грешников в аду не мучают.

Жаворонков, голубей, синичек и других лесных птиц ловили, сажали в клетки, а потом символически отпускали в небо при большом скоплении людей. Например, на рыночной площади. В народе считалось, что птички, выпущенные на волю, станут ходатаями за человека перед Богом, «попросят за того», кто дал им свободу. Обычай напоминал о евангельской истории – о том, как Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она родит Спасителя всего мира.

В этот день, как пишет этнограф Д. К. Зеленин, в селах пели особые «песни-веснянки». Например, вот отрывок из песни, которую в 1901 году записал поэт Аполлон Коринфский в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички,
Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-ворбьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!

Об обычае выпускать птиц на Благовещение мы можем прочитать в одном из писем А. С. Пушкина: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму, адресованному Гнедичу, поэт приложил свое стихотворение:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
1906 год.

Исследователь русского языка В. И. Даль тоже упоминал об этом обычае: «Благовещенье - птиц на волю отпущенье».

Фото Юлии Маковейчук

По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну .

Весна

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат - 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день .

Заклички 22 марта

22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки .

В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок или кулик.

Обрядовое дерево

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Обряд отпускания птиц на волю

Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз . На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.

Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

«Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд [совершался] ... против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон и только одна темная ночь прекращала сборище».

Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!