Математический марафон

(для учащихся 3 классов)

Цель: выявление среди обучающихся в общеобразовательных учреждениях детей с высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности на этапе обучения в начальной школе;

Задания, оцениваемые в 2 балла.

1. В кошельке у Сережи три монеты: 5 рублей, 2 рубля и 1 рубль. Какую сумму он не сможет заплатить без сдачи?

а) 3 рубля в) 4 рубля с) 6 рублей

д) 7 рублей е) 8 рублей

2. Если уменьшаемое уменьшить на 1, а из вычитаемого вычесть 1, то, что произойдет с разностью?

а) не изменится в) увеличится на 1 с) уменьшится на 1

д) увеличится на 2 е) уменьшится на 2

3. Витя прибавляет различные однозначные числа к числу 96.Сколько раз он получит трехзначное число?

а) 3 в) 4 с) 5 д) 6 е) 7

4. 1.Чему равно число, если двенадцатая его часть равна 3.

А) 4 в) 36 с) 48 д) 9 е) 12

5. Мальчик решил написать письмо Дед Морозу, начав с предложения:

« Здравствуй, Дедушка Мороз!»

Перемножьте количество букв этого предложения и назовите результат.

а) 70 в) 80 с) 35 д) 350 е) 50

6. Ручка дороже карандаша на15 рублей. На сколько рублей 5 ручек стоят дороже 5 карандашей.?

а) на 15 в) на 20 с) на 50 д) на 75 е) на 80

Задания, оцениваемые в 3балла.

1.В детском магазине продают трехколесные и двухколесные велосипеды, причем и тех и других поровну. Сколько может быть у всех этих велосипедов вместе?

а) 16 в) 24 с) 25 д) 28 е) 33

2. Коля стреляет в тире. Он заплатил за 10 выстрелов. За каждое попадание в мишень Ваня получает право на два дополнительных выстрела. Ему удалось сделать 20 выстрелов. Сколько раз он попал в мишень

3. Брат с сестрой родились в один и тот же день, но сестра старше своего брата ровно на два года. Сколько лет будет сестре, когда братишка будет младше ее в два раза?

а) 1г в) 2 г с) 4г д) 7л е) 8л

4. Если в некотором месяце 5 суббот, то в этом месяце не может быть

а) 5 вторников в) 5 воскресений с) 5 четвергов

д) 5 понедельников е) 5 пятниц.

Задания, оцениваемые в 4 балла.

1. Сапожник решил починить 2 пары ботинок. На каждый каблук он набьет набойку, каждую набойку он прибьет 2 гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится?

а) 2набойки в) 4 набойки с) 4 набойки д) 2 набойки е) 6 набоек

4 гвоздя 8 гвоздей 4 гвоздя 6 гвоздей 8 гвоздей

2. На дворе ходят гуси и лошади. У всех животных вместе 10 голов и 26 ног.

Сколько гусей и сколько лошадей во дворе?

а) 3г и 8 л в) 2г и 4л с) 4 г и 5 л д)7г и 3 л е) 5л и 6 г

3.Нужно распилить 5 бревен на 6 частей каждое. Сколько времени на это потребуется, если на один распил уходит 4 минуты?

а) 20 мин в) 40 мин с) 1 час д) 1 час 20 мин е) 1час 30мин

Список литературы.

Н.Г. Белицкая, А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. Москва. 2007

Г.Т.Дьячкова. Математика: Внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Учитель. 2007

О.Н. Пупышева. Олимпиадные задания по математике, русскому языку, и курсу « Окружающий мир».Москва. Вако. 2007

Морозова С.В. учитель математики

Игра « Математический марафон»

(10 – 11 классы)

Цели мероприятия:

  • Образовательные : проверить сформированность вычислительных навыков учащихся, их умение применять свои знания при решении нестандартных задач;
  • Развивающие: развивать аналитическое и логическое мышление, произвольное внимание, память через постоянное обращение заданий к имеющимся знаниям учащихся;
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, умение работать в группе, умение выражать свою мысль в форме, доступной пониманию товарищей; воспитывать чувство сопереживания и формировать у учащихся «здоровое» соперничество; показать учащимся прикладной аспект математики и формировать познавательный интерес к этой науке.

План игры .

  1. Вступительное слово.
  2. Приветствие команд.
  3. Основная часть:
  4. Подведение итогов.

Ведущий 1:

Добрый день, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать интеллектуальную злиту старшеклассников.

Для начала давайте познакомимся.

(Представление команд)

Ведущий 2:

А сейчас, разрешите представить вам наше жюри.

Члены жюри.

Председатель жюри:

Члены жюри:

Ведущий 1:

Итак, мы начинаем игру « Математический марафон». (Участники игры тянут жребий и определяют номер стола, за которым будут играть. Столов всего 3. Число играющих за каждым столом – 5).

Ведущий 2:

Что же, жребий брошен. Начинаем наши состязания.

1 тур нашего марафона - «Аукцион знаний».

Прослушайте, пожалуйста, внимательно правила игры. У каждой команды лежит первоначальный капитал в размере 50 пифагориков. Вы можете увеличить свой капитал. На доске 6 задач по математике. За правильный ответ можно заработать от 5 до 30 пифагориков и потерять 5 пифагориков за неправильный ответ. Если все команды ошиблись, то штраф не взимается. Выбирайте задачи по очереди.

Задания по математике

(5 пифагориков) Сколько концов у пяти с половиной палок? (12)
(10 пифагориков) 60 листов книги имеют толщину 1см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2 см)
(15 пифагориков) Арбуз стоит 20 рублей и ещё пол-арбуза. Сколько стоит арбуз? (40 руб.)
(20 пифагориков)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховская средняя общеобразовательная школа

Внеклассное мероприятие

«Математический марафон»

Для 3-4 классов.

в рамках недели начальных классов

провела Васюкова В.В.

Математический марафон

Подготовка: красочные карточки в виде геометрических фигур с номерами всех учащихся – 40 штук; большие буквы «Математический марафон»; карточки с вопросами: 20 штук для 1 тура, 19 штук для 2 тура, 11 штук для 3 тура, 5 штук для 4 тура, 2 штуки для 5 тура.

Правила проведения игры: в данной игре участвуют все учащиеся. Учитель приглашает двух учеников, выбрав их при помощи именных карточек, и задаёт им вопрос. В следующий тур выходит тот, кто ответил быстрее и правильно.

I. Организационный момент.

Ведущий : Время, в которое мы живём, называют эрой математизации знаний. Без математики, без её законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику.

И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.

«Математика царица всех наук». Так считали многие известные ученые, писатели и художники. Сегодня мы с вами проведём математический марафон и узнаем, как вы сильны в математике. А кто, ребята, знает, откуда к нам пришло слово – марафон? И что оно обозначает?

Ученик: Марафон – это состязание в беге на дистанцию 42 км 195 м. Было дано в память древнегреческого воина, прибежавшего в Афины из местечка Марафон, чтобы сообщить о победе греков над персами.

Ученик: Когда в 1896 году в городе Афины были организованы Олимпийские игры, в их программу было включено состязание в беге от Марафона до Олимпийского стадиона 40 км.

Ученик: Позднее было установлено расстояние 42 км 195 м. Марафонский бег входит в программу современных международных олимпийских игр

Ведущий : Кто победит, кто проиграет-

Вас эта тайна донимает.

А я желаю всем успеха,

Счастья, радости и смеха.

И пусть быстрей кипит борьба

Сильней соревнование

Успех решает не судьба,

А только ваши знания

Веселая разминка. (отвечайте дружно, хором)

    Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть )

    Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре )

    Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три )

    Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре )

    Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр )

    Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три )

    У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть )

    Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит..(не единица,а 5)

    На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять )

    Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре )

    Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре ).

1 тур

1.Сколько букв в русском алфавите? (33)

2.Сколько дней в неделе? (7)

3.Как назвать число, в котором 10 десятков? (сотня)

4.Какое самое большое двузначное число? (99)

5.Сколько сантиметров в 1 метре? (100)

6.Горело 7 свечей. 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? (5)

7.Сколько ушей у 4-х мышей? (8)

8. Сколько сторон у квадрата? (4)

9. Какое самое маленькое трёхзначное число? (100)

10. .Как называется результат при сложении? (сумма)

11.. Наибольшее двузначное число? (99).

12. Прибор для построения окружности? (Циркуль).

13. Результат вычитания? (Разность).

14. На какое число нельзя делить? (на 0).

15. Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр).

16. Росло 4 груши. На каждой по 3 большие ветки, на каждой большой ветке - по 3 маленькие, на каждой маленькой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (0)

17. Сколько минут в часе? (60).

18. Сколько десятков в числе 18? (1)

19..Какое самое любимое число в сказках? (3)

20. Сколько лап у двух медвежат? (8)

2 тур «ЧИСЛА В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ».

Ведущий. Вы должны закончить пословицы и поговорки, которые содержат числа.

1. Один ум хорошо, а (два лучше)

2. За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь)

3. Старый друг (лучше новых двух).

4. Один раз солгал, навек (лгуном стал).

5. Один за всех, (все за одного).

6. Один в поле (не воин).

7. Двое пашут, а семеро (руками машут).

8. Знать как свои (пять пальцев).

9. Пятое колесо (в телеге).

10.Семеро (одного не ждут).

11. Семь раз отмерь, (один отрежь).

12. Лучше один раз увидеть, чем (семь раз услышать).

13.Конь на четырех ногах, да (спотыкается).

14.У семи нянек (дитя без глазу).

15. Два сапога (пара).

16. Семь бед – один (ответ)

17.Одной рукой в ладоши не (хлопнешь)

18. Первый блин (комом)

19.Одна нога тут, другая (там).

Физкультминутка (Услышав слово сто, дети хлопают руками над головой.)

У просто го сто рожа – непросто рный дом.

Часто в нём сто ножка бродит под сто лом.

Дорожит сто ножка чисто тою ног

И сто личной ваксой чистит сто сапог.

Вместо двух непросто вычистить все сто.

Сразу сто лько обуви не носил никто!

У просто й сто ножки сто ит посто ять

И у той сто ножки опыт перенять!

3 тур М атематические загадки.

1.Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки,

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры)

2.Шея длинная такая, хвост крючком…

И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А её лентяи – нет! (Двойка)

3. Я тире в грамматике, а кто ж я в математике (Минус).

4.Нет углов у меня, и похож на блюдо я.

На тарелку, и на крышку, на кольцо и колесо. (Круг)

5. Сговорились две ноги делать дуги и круги. (Циркуль

6 .Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик. (Нуль)

7 .Эта цифра просто чудо.
У нее родня повсюду.
Даже в алфавите есть
У нее сестра-близнец. (три_)

8. Как нет на свете без ножек столов,

Как нет на свете без рожек козлов,

Котов без усов и без панцирей раков,

Так нет в математике действий без… (знаков)

9. Я добрый знак соединенья

И в том моё предназначенье.

Я для сложения гожусь

И этим очень я горжусь. (плюс)

10 .Не со зла он отнимает,

Просто свой долг выполняет.

Отнимать большой мастак

Этот всем знакомый знак. (минус)

11. Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это? (Всадник на коне)

Работа со зрителями:


Отгадайте ребусы:


1 надцать


4 тур.

Ведущий : В названиях многих произведений есть числа. Вспомните и назовите некоторые из этих произведений.

(«Две лягушки» Л. Пантелеев, « Две пословицы» Е. Пермяк, « Два котенка», «Двенадцать месяцев» С. Маршак, «Три поросенка», « Три толстяка», « Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Три орешка для Золушки», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Три медведя» др.)

5 тур

Задание
Веселая задача (1 балл).

На березе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север.

– У тебя, – говорит первая ворона, – лапки в грязи.

– А у тебя, – отвечает вторая, – клюв в земле.

– Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга, а это и есть в разные стороны).

Подведение итогов турнира, награждение победителей

Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?

В Советском районе города Волгограда традиционно каждый год проводится марафон знаний по математике, в котором могут принимать участие все школы района, кроме той, которая готовит задания.
Создаются команды из 8 человек (по 2 человека от параллели 5-8 классов). В последний раз математический марафон проводился для 5-6 классов. Предлагаю вам сценарий этого мероприятия.

Цели мероприятия:

  • стимулирование познавательной деятельности учащихся;
  • расширение кругозора учащихся;
  • воспитание культуры математического мышления;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие коммуникативных качеств в ходе подготовки и проведения мероприятия.

Оформление зала:

  • математические газеты (готовит каждая школа);
  • плакаты с высказываниями;
  • слайды презентации, содержащие приветствия участникам марафона.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий знакомит присутствующих с правилами проведения игры:

  1. Продолжительность игры – 40 минут.
  2. Во время игры необходимо соблюдать тишину.
  3. Задания выполняются на черновике, а результаты заносятся в таблицу и сдаются на проверку жюри.
  4. Использование калькуляторов и телефонов запрещено.

Затем команды получают 2 бланка ответов и задания. Один бланк сдается в конце игры на проверку жюри, второй остается у команды, чтобы ребята могли оценить правильность своих ответов.

Бланки ответов.

Задания математического марафона.

Задания на «3» балла.

  1. У родителей 5 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье?
  2. Задумано трехзначное число, у которого с любым из чисел 543, 142, и 562 совпадает один из разрядов, а два других не совпадают. Какое число задумано?
  3. Напишите наименьшее 10-тизначное число, у которого все цифры различные.
  4. Сколько треугольников изображено на рисунке?

    Когда турист проехал 35% всего пути, ему осталось проехать до середины пути еще 18, 3км. Какова длина всего пути?

    Сколько квадратов изображено на рисунке?

  1. Найти площадь заштрихованной части квадрата, если его сторона равна 8см?

  1. Сколько дедушке лет, столько месяцев внучке. Дедушке с внучкой 91 год. Сколько лет дедушке?

Задания на «4» балла.

  1. На улице, став в кружок, беседуют 4 девочки: Аня, Валя, Галя, Надя. Девочка в зеленом (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом и Валей. Какое платье носит каждая девочка?
  2. В шахматном турнире участвовало 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько партий они сыграли?
  3. Окрашенный куб с ребром 10см. распилили на кубики с ребром 1см. Сколько среди них окажутся кубиков с одной окрашенной гранью?
  4. На какую высоту возвышался бы столб, составленный из всех миллиметровых кубиков одного кубометра, положенных один на другой?
  5. Отец и сын решили измерить шагами расстояние между двумя деревьями, решив идти одновременно от одного и того же дерева. Длина шага отца 70см., сына – 56см. Найти расстояние между этими деревьями, если известно, что следы их совпали 10 раз.
  6. Миша ходит в бассейн один раз в 3 дня, Максим – в 4 дня, а Вова – в 5 дней. Они встретились в бассейне в понедельник. Через сколько дней они встретятся снова?
  7. Только одни из часов показывают правильное время, другие – спешат на двадцать минут, третьи отстают на 20 минут, а четвертые – стоят на месте. Чему равно правильное время? (Указать вариант ответа)

Задания на «5» баллов.

  1. Полный бидон с молоком весит 34 кг. Бидон, заполненный наполовину, весит 17,5 кг. Какова масса пустого бидона?
  2. 12% первого числа равна18% второго. На сколько процентов первое число больше второго?
  3. От пункта А до пункта В 15 км. Из А в В в 9 час. 30 мин. отправился пешеход, идущий со скоростью 4км/ч. На следующий день в 11 часов он отправился в обратный путь со скоростью 5 км/ч. Оба раза он проходил по мосту, находящемуся на этой дороге, в одно и тоже время. Определить показание часов при прохождении пешеходом моста.
  4. Дима с папой пошел в тир. Уговор был такой: Дима делает 5 выстрелов. За каждое попадание в цель он получает право сделать 2 выстрела. Всего Дима сделал 17 выстрелов. Сколько раз Дима попал в цель?

Подведение итогов. Жюри считает баллы, участники марафона смотрят концерт.

Выступление жюри, объявление результатов, награждение победителей.

Приложение : ответы к заданиям:

Список литературы:

  1. Отдыхаем с математикой. Внеклассная работа по математике в 5-11 классах. Автор-составитель М.И. Иченская. Волгоград: Учитель, 2008
  2. Занимательная математика. 5-11 классы. Как сделать уроки математики нескучными. Автор-составитель Т.Д. Гаврилова.- Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах: пособие для учителей. Сост. В.Ю. Сафонов. Под ред. Д.Б. Фукса, А.Л. Гавронского. М. МИРОС, 1993.

елена зайковская
Математический марафон

Математический марафон

Цель : Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, активизировать имеющиеся знания, развивать логическое мышление.

Задачи :

Закрепить представления о свойствах предметов.

Упражнять в сравнении предметов.

Развивать представления о составе чисел от 1 до 10.

Закрепить знания геометрических фигур.

Развивать умение вести диалог, активизируя свой личностный опыт.

Воспитывать дружеские отношения, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Предварительная работа.

1. Украшение группы.

2. Подготовить фонограмму музыки «Смешной человечек» .

3. Подобрать пособия и материал для детей для двух команд. Жетоны (разрезанные картинки, воздушный шарик, сундучок, картинки счёта, картинки с задачами, рисунки, где спрятаны цифры, карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Ход марафона

Ведущий : Сегодня мы собрались с вами на праздничном математическом марафоне для самых умных , весёлых и находчивых ребят. На праздник всегда приходят гости, вот и у нас сегодня много гостей.

Для начала придумаем название нашим командам.

Первая команда - «Умейки» .

Вторая команда - «Знайки» .

Звучит музыка, появляется Карлсон с воздушными шарами и волшебным сундучком.

Карлсон. -Ух, наконец-то приземлился. Я облетел весь земной шар. А куда я вообще – то попал, не подскажите?

Воспитатель : В детский сад на математический марафон .

Карлсон : Значит я приземлился правильно. Я так люблю праздники, особенно конкурсы, где нужно свои знания и умения показывать! А потом победителей угощать!

Мы разделились на команды и готовы к конкурсам.

Сегодня я пришел на марафон

Проверить ваши знанья.

Как это интересно много знать

Всем друзьям свои уменья показать.

К интеллектуальным конкурсам готовы?

Вперед друзья к победам новым!

Воспитатель : За каждое правильное выполненное задание команда получает жетон. (Элементы картинки)

Разминка

Воспитатель : Проведем разминку : счёт до 10 и обратно.

1. Если дерево выше куста, то куст?

Дети : ниже дерева.

2. Воспитатель : Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

Дети : короче линейки.

3. Воспитатель : Если канат толще нитки, то нитка?

Дети : тоньше каната.

4. Воспитатель : Если сестра старше брата, то брат?

Дети : младше сестры.

5. Воспитатель : какой день между понедельником и средой?

Дети : Вторник.

6. Какой день недели наступит после среды?

Итак, команды готовы к соревнованиям.

1 задание

«Отвечай – не зевай»

1. Уменьшить или увеличить число на 1.

1 ком. 4, 8, 3, 9, 1 уменьшить на 1 (четыре уменьшить на 1 получится 3)

2 ком. 2, 7, 5, 6, 8 увеличить на 1.

2. Цифрам так нравиться с вами играть, что некоторые пошли гулять и заблудились. Помогите им вернуться обратно.

1 ком. 5, 6, 7 … 9; 6, 7, 8, … 10; 2 ком. 8, 7, 6 … 4, 5, 4, 3 …

Молодцы! Хорошо справились с заданием!

2 задание «Сравни числа»

Давайте сравним предметы, какие знаки будем использовать?

Картинки с предметами каждой команде по 3 шт.

3 задание «Минутка для шутки»

Здесь живут хитрые задачки :

1. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы? (1)

2. Мы пять дней подряд ходим с братом в детский сад. Кто подскажет нам ответ, сколько дома нам сидеть? (2 дня, какие)

1. Что едят крокодилы на Северном полюсе? (Не живут)

2. Бабушка связала внукам 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки? (3)

Карлсон : Ох, какие вы молодцы, ребята! Хорошо работаете. Наверное пришло время отдохнуть. Выходите в кружок.

ФИЗМИНУТКА

Под музыку «Смешной человечек» танцуем с Карлсоном.

Марафонцы вперёд идут

Математику с собой ведут

Без неё никак нельзя!

Открываем конверт друзья!

Карлсон достаёт конверт.

А теперь давайте найдём геометрические фигуры, которые спрятались в рисунках.

(картинки с животными, состоящих из геометрических фигур)

1 ком. – слон.

2 ком. - медведь.

Из каких геометрических фигур состоят животные? Сколько квадратов?

Какие фигуры ты видишь? Покажи.

(По 1 человеку у доски) .

4 задание «Задача»

Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

1 ком. Решит задачу на сложение.

2 ком. - На вычитание.

На доске картина, по которой дети составляют задачи.

5 задание «Поезд выпускников»

Молодцы, ребята! Вы многому научились и справились с заданиями. Значит вы можете идти в школу.

Загадка :

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубою

Везет всех за собою. (Поезд)

А в школу вы отправитесь на поезде.

Но как вы видите он не простой, а какой?

(из геометрических фигур) .

Посмотрите, в каком порядке расположены фигуры и дорисуйте вагончики.

Самостоятельная работа.

Наш марафон пришёл к финалу .

Мы потрудились все на славу.

Пора итоги подводить

И команды наградить.

Карлсон вместе с детьми считает заработанные жетоны.

Дети замечают, что из жетонов может получиться картинка.

Они её собирают, ларец открывается и дети получают от Карлсона угощения.